На мне сбылись слова Апостола Павла в Послании к Римлянам: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Еще немало удивительного о Божием руководительстве моей жизнью мог бы я рассказать, но, думаю, и сказанного достаточно, чтобы все вы воскликнули вместе со мной: Богу нашему слава во веки веков! Аминь». Ответ космонавту Егорову Основной аргумент, которым антирелигиозники пропагандируют атеизм и пытаются унизить веру в Бога, сводится к «вере в человека». Чрезмерно завышенная и парадная, «вера в человека» неизменно выдвигается против веры в Бога. Это не есть, конечно, вывод науки или какое-либо математическое вычисление. Это тоже вера, та наивная атеистическая «вера в человека», которая считает, с одной стороны, человека гигантом, а с другой – пузырьком материи. И такому пузырьку материи атеистическая мысль с энтузиазмом приписывает и могущество, и все достижения науки. В четвертую годовщину первого полета человека в космос редакция московского журнала «Наука и религия» послала своего корреспондента к космонавту Б.Б. Егорову. O чем же она его попросила? Она попросила его прокомментировать две мои беседы: «Библия и медицина» и «Медицина и личность» (они вошли в мою «Книгу Свидетельств», изданную в Нью-Йорке в 1965 году). Космонавт Б.Б. Егоров – благородный человек. Он ни в чем не возразил мне, а только выразил следующую идею: «Смысл жизни лежит в глубокой вере в человека, в его силы, в прогресс науки. Я верю в светлое будущее, построенное людьми». Такое исповедание веры космонавта Егорова и я могу принять; оно и мое исповедание, но, конечно, в правильном его понимании. Если бы мы, люди, не верили в свои силы, в свою способность к жизни и творчеству, мы не могли бы вообще жить. Сама жизнь человека уже есть свидетельство того, что он верит в жизнь, в то, что жизнь вообще и его собственная жизнь имеют смысл. Изверившиеся в этом кончают самоубийством. Вопрос только – каков смысл жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Адам и Ева, а вместе с ними и весь человеческий род были сотворены для жизни вечной. Как говорится в Книге Премудрости Соломона: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия… но завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем.1:13–14 ). Да, человек лишился бессмертия, послушавшись завистливых и лукавых уговоров диавола в Эдемском саду. Возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ) – с великой горечью говорит Творец Адаму после грехопадения. Своим непослушанием, недоверием Богу, желанием обойтись вовсе без Него – человек отдалил себя от Бога, от истинной Жизни и единственного источника жизни вечной. А кто отдаляется от Жизни, тот неизбежно становится добычей смерти. И потому смерть на долгие тысячелетия воцарилась над человеческим родом – потомками падшего Адама: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ), – говорит об этом святой апостол Павел. Но этот трагический древний разрыв между небом и землей, между Богом и людьми был уврачеван Воплощением, Крестной смертью и Воскресением Богочеловека. Смерть хотела схватить в свои когти еще одного человека – Иисуса, сына Иосифа, а встретилась лицом к лицу с Самим Богом! И конечно, не выдержала – оказалась совершенно побеждена и уничтожена. «Что есть смерть? Для ответа на сие, по разуму слова Божия, всего лучше употребить вопрос: что есть жизнь? Ибо смерть есть только лишение жизни. Итак, приидите, познаем жизнь в ее источнике. В Нем была жизнь, сказует Богослов, и жизнь была свет человеков ( Ин.1:4 ). В Боге Слове жизнь, и сия жизнь есть свет человеков. Причастие жизни, сущей в Боге Слове, и света Его – есть истинная жизнь человека. Она есть деятельное состояние света, спокойствия, свободы, силы, чистоты, нетления. Следственно, разлучение с жизнью Бога Слова и отчуждение от света Его есть истинная смерть человека. Она есть состояние мрака, скорби, беспокойства, немощи, нечистоты, наконец, тления.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

" Жало " вынуто из человеческой смерти воскресением Христовым. И все верные Христу, все живущие с Ним и в Нем, — сыны воскресения. Слабость и сила человека Апостол Иаков так обратился к людям, слишком самоуверенным в своих человеческих планах: " Теперь послушайте вы, говорящие: " сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль " ; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: " если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое " , — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло " (Иак. 4,13–16). Казалось бы, это совершенно бесспорная истина, проверяемая на опыте каждого человека и каждого дня, — жизнь на земле есть " пар, являющийся на малое время " . Можно ли строить слишком расчетливо жизнь на этом " паре " ? Пар долго не держится, как и земная жизнь. Однако, расчеты человеческие обычно ведутся именно таким образом. В твердом убеждении своей прочности и непоколебимости, человек строит свою жизнь, борется, планирует, — не видя всей шаткости своей в мире, зависимости от непредвиденных обстоятельств, а за ними — всегда и во всем — от Бога. Бог есть хозяин видимого и невидимого бытия, настоящего и будущего (которое есть для нас уже мир невидимый). Мы, люди, так часто " тщеславимся " в своих планах и намерениях! И вместо того, чтобы говорить, как советует апостол: " если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое " , мы сразу, безапелляционно и самоуверенно говорим, что мы это — обязательно сделаем, то — построим и выполним, того — непременно победим и одолеем… " Всякое такое тщеславие есть зло " ; ибо им мы пытаемся Господа Бога устранить из мира; и так как Господь Бог есть истинный Хозяин всего, то мы сами себя лишаем его помощи и благословения. Да, слишком часто люди выражают эту неосновательную мысль, что их жизнь, успех и удача зависят только от них самих; и многие в мире даже хвалятся этим. Но таковые воззрения всё время рушатся пред глазами всего мира: " неожиданные " болезни наступают на людей; стихийные бедствия, землетрясения, войны, от которых все страдают; быстрое разрушение, казалось бы, налаженных семейств и целых обществ, гордых правящих партий и могущественных государств; " преждевременные " (как люди выражаются) смерти, — находят на человечество, невзирая на возраст людей, и льется поток людской через край этого мира — в вечность. Поколения за поколением исчезают, и история прошлых веков остается, как сон, иногда — как кошмар человечества; старые и молодые люди отходят в безвестную даль, уходят неожиданно для окружающих, среди своих планов и начатых дел… Логика человеческих расчетов рушится всё время. И нет вычислений, посредством которых можно было бы предвидеть будущий час и день каждого человека. Жизнь всех сохраняется лишь в Промысле Творца, и пределы каждого определяются только Им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Загробная жизнь будет только продолжением жизни, а не началом ее. Там будут для человека только новые, не здешние условия существования, но не дано будет ему нового существа для того, чтобы начать совершенно новую жизнь, независимую от земной жизни. Вот почему после смерти нет ни покаяния, ни исправления. Да иначе это и быть не может. Ведь полная самостоятельность души обусловливается телом, как составною частью человека в качестве самосознающей личности; а затем если бы после смерти была возможность исправления, в таком случае настоящая жизнь не имела бы никакой цели и цены по отношению к жизни будущей. Настоящая жизнь есть время сеяния, а будущая – только жатва, как об этом учит и Священное Писание: что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ( Гaлam. VI, 7, 8 ). Каков посев, такова и жатва, – закон общий и неизменный как для естественной, так и для духовно-нравственной жизни. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы ( Mф. VII, 16 ). В притче Господа Иисуса Христа о богатом и Лазаре, загробная жизнь поставляется в неразрывную связь с земною жизнью: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое: ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лyk. XVI, 25 ), – если бы, то есть ты жил иначе там, то иная была бы твоя участь здесь. С другой стороны эта же притча говорит нам и о бесплодности позднего раскаяния за гробом: богач не может ничего сделать сам для облегчения своих страданий и обращается для этого к чужому посредству, хотя тоже тщетно. В – третьих, состояние душ в загробной жизни не будет состояние безразличное и неопределенное, состояние одного праздного ожидания и мертвой бездейственности. Такое состояние немыслимо уже само по себе в живой и самосознающей душе; затем в таком случае оказывался бы ненужным частный суд, предрешающий участь каждой души. Напротив того из притчи Иисуса Христа о богатом и Лазаре мы видим, что богач терпел мучение в аде, а Лазарь утешался на лоне Авраамовом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

и аще ко тво соблажнетъ т, изм и верзи добрйше т со комъ въ животъ внити, неже дв ц имщ ввержен быти въ геенн гненню. и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную В этих словах Господь указывает, насколько и как мы должны хранить себя от соблазнов ко грехам и от самых грехов. Но как правильно понимать эти слова Христовы? Конечно, их нужно понимать не буквально, они не означают того, чтобы на самом деле отсекать члены тела: потому что и отсечешь члены, но от соблазнов не освободишься. Тут под членами тела разумеются поводы, предметы и самые люди, которые возбуждают в нас страсть; разумеются и самые страсти, которые влекут нас ко греху. Таким образом, эти слова Спасителя значат следующее: нам нужно отказаться от всего и ото всех, что и кто препятствует нашему душевному спасению, хотя бы то было необходимое и самое дорогое для нас, как необходимы и дороги рука или нога, или глаз; хотя бы такие из людей были, наприм., нашими родными, друзьями и знакомыми, хотя бы это было так тяжело, как болезненно отсечение руки или ноги и т. п. Словом, в деле спасения необходимы самоотвержение и подвиги. Войти в жизнь, т. е. в жизнь вечную, блаженную на небе. Это и есть настоящая жизнь человека, потому что человек сотворен для вечного блаженства; тогда как, наоборот, потеря такой жизни чрез грех есть смерть для человека, для души его. Лучше войти тебе в жизнь без руки или без ноги, или с одним глазом, нежели с двумя ногами и с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Как понимать эти слова? И эти слова не. значат того, что тело наше воскреснет без руки, или ноги, или глаза; но что лучше для человека отказаться от всего, что здесь соблазняет ко греху, для того, чтобы получить жизнь вечную; нежели наслаждаясь в здешней жизни тем, что ведет ко греху, потерять жизнь вечную и подвергнуться мучению в аду (Мих.). Это учение Христово в отношении к благам земным и к вечным благам совершенно одинаково с предложенным Им прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Итак, несомненно, что мы бессмертны по душе своей, и несомненна будущая загробная жизнь. Но основание нашего бессмертия находится в Боге. Он Един имеет бессмертие Сам по Себе и обитает в неприступном свете (Тим. 6, 16). Все прочие творения, одаренные разумом: ангелы, архангелы, все небесные силы, все люди (и праведные, и неправедные), получают это бессмертие по воле и благодати Иисуса Христа, Спасителя нашего, взывающего: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек ( Ин. 11, 25–26 ). Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Не оставлю вас сиротами; приду к вам... и... вы... увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить ( Ин. 16, 15; 16, 18–19 ). И святой апостол, видя во Христе залог нашего бессмертия, так восклицает: если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков... то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15, 19; 15, 14 ). III Смерть праведника и грешника. Частный суд. Мытарства Как только душа человека освобождается от бренной телесной оболочки, для нее наступает другая, – загробная жизнь. Эта жизнь неодинакова для душ всех людей, праведных и неправедных. Напротив, состояние души человека после смерти существенным образом зависит от того, как жил и как поступал человек во время земной жизни. Сам человек готовит себе ту или иную участь по смерти. Его настоящая земная жизнь есть время сеяния, а будущая – жатва. Что посеет человек, то и пожнет, говорит апостол, сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ( Гал. 6, 7–8 ). Эта жатва наступает тотчас же после смерти. Она некоторым образом проявляется даже в самой смерти человека, которая бывает не для всех одинакова. Праведники ожидают смерти с радостью. Святой апостол Павел так говорил о себе: имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп. 1, 23 ). В житиях святых находим много прекрасных образцов того, что святые не только не боялись смерти, но встречали ее с великой радостью, и с радостными видениями кончали жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

«Человек!» (так следует перевести здесь обращение Христа νθρωπε). «Кто поставил...» Господь называет обратившегося к Нему «человеком» – название, показывающее некоторое неодобрение самой просьбы (ср. Рим.2:1, 9:20 ). Затем Господь явно отстраняется от участия в делах чисто гражданского характера. Он пришел для того, чтобы возвещать Евангелие, и раз Евангелие утвердится в сердцах людей, оно само уже преобразует и изменит весь строй общественной жизни. На основании Евангелия могло развиться вполне справедливое христианское законодательство – обновление внутреннее должно было повести и к обновлению внешнему, гражданскому (см. об этом: Розанов Н.П. Социально-экономическая жизнь и Евангелие, с. 1–5). Лк.12:15 .  При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Господь указывает на то, что побуждением к высказанной «человеком» просьбе было любостяжание – жадность, и при этом убеждает бояться этого чувства. «Ибо жизнь». Какая жизнь? Обыкновенная физическая жизнь или жизнь вечная? Из 20-го стиха видно, что здесь может подразумеваться только первая – простое существование, продолжительность которого не зависит от того, сколько кто сумел накопить себе богатства: Бог неожиданно полагает конец жизни человека богатого и продолжает жизнь бедняка. Лк.12:16 .  И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; Лк.12:17 .  и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? Лк.12:18 .  И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, Лк.12:19 .  и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Лк.12:20 .  Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Лк.12:21 .  Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Притча о безумном богаче как нельзя лучше подтверждает собой мысль 15-го стиха – о ненадежности богатства для удлинения человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В беседе с Никодимом о цели Своего пришествия в земной мир Иисус Христос сказал: Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:14–15 ). Медный змей на шесте явился прообразом Креста Христова, на который был вознесен для распятия Господь наш Иисус Христос, и уже два тысячелетия каждый, с верою обращающий свой взор к Распятому и Воскресшему Спасителю, обретает в себе самом победу над дьявольским ядом греха и смерти, то есть обретает Вечную Жизнь. Все Евангельское учение Христа указывает путь к этой победе. Святой евангелист Иоанн в конце написанного им Евангелия говорит: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). Но что же такое – Вечная Жизнь? Это непрерывно сменяющаяся череда лет, столетий и тысячелетий, которым нет конца? Нет, это совершенно неправильный ответ. Бог вечен, Он сотворил мир, пространство и время, но Сам Он пространством и временем не измеряется. Вечность – это иное состояние бытия, к которому мерки времени не применимы. А в чем смысл Вечной Жизни? Об этом говорит Иисус Христос в молитве к Своему Отцу: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). На языке Библии познание и знание означают не знание о чем-то и о ком-то, а знание изнутри, как приобщение и соединение с тем, о ком идет речь. Например, в Священном Писании супружеское соединение мужа и жены в одну семью называется познанием человека. Так и познание или знание Бога означает не теоретическое знание о Боге, а соединение своей жизни с любящим Богом, когда и человек входит в глубинные отношения со своим Создателем, и Бог входит в жизнь человека, в его тело и душу. Вот что об этом говорит Христос: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Во-первых, критерием человеческой любви к своему Творцу Сам Иисус Христос ставит соблюдение Его слов, то есть реальное исполнение Евангельского учения в нашей жизни, что является невозможным без знания и понимания Евангелия. Во-вторых, наградой или следствием деятельной любви к Господу становится благодатное соединение человека с Богом и пребывание Бога в самом человеке. Призвание человека – стать храмом Божиим, в котором обитает Бог.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Это ни в коем случае не означает принижения морали или какого-то утилитарного к ней подхода, а означает то, что для человека недостаточно быть существом только моральным ; его цель – быть богоподобным , для чего нравственность есть, хотя и обязательная и неотъемлемая, но подготовительная ступень. В центре христианства стоит не абстрактная мораль, и не какой-то набор ритуалов, а Сам Христос, Его Богочеловеческая личность. Всё в христианстве – нравственность, внешние формы церковной жизни и сама внутренняя духовная жизнь – направлено ко Христу, и только в Нём и получает свой смысл и значение. Именно в этом и заключается принципиальная новизна Нового Завета: в центре его – личность Христа, Спасителя и Бога, и личное общение с Ним каждого христианина. Общение это (богообщение) отличается от просто человеческих отношений; особенность его состоит в том, что действием Святого Духа сердце человека изменяется, и соприкосновение с Богом становится для него главным, важнейшим, исключительным и единственным событием. Течение существования христианина представляет собою ежеминутную, непрестанную жизнь во Христе и со Христом, жизнь свободную и сознательную. В непосредственной жизни Бога в человеке и человека в Боге – смысл христианства, того Нового Завета, который Бог заключил с людьми; для этого всё – Церковь, нравственность, догматы, обряды; без этого – они безразличная шелуха. Христос пришел к людям – и не только спас их от смерти и ада, но и даровал им Себя Самого. Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком (Ин. 10, 10). Я есмь путь, и истина, и жизнь (Ин. 14, 6). Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15, 4). Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), говорит Господь. Апостол Пётр пишет, что от Бога нам даровано соделаться причастниками Божеского естества (2 Петр. 1, 4). Для того, чтобы мы имели эту жизнь, это причастие Богу, для того, чтобы богообщение не осталось для человека только лишь желательным, но стало реальным, непосредственным, – Господь и основал на земле Церковь, а в Церкви этой цели и служат прежде всего Таинства. Именно в Таинствах мы непосредственно, теснейшим, ближайшим образом соприкасаемся с Богом, становимся причастниками жизни вечной, сынами Божиими, гражданами Царства Небесного. Поэтому, как в жизни христианина её, начало, центр и конец, цель и смысл, Альфа и Омега (Откр. 1, 8) – Христос, так и в Церкви самое главное – это (наряду со Священным Писанием) святые Таинства. Они, собственно, и делают Церковь Церковью; через них Богом Отцом подаётся христианам Дух Святой, Который и соединяет каждого из нас со Христом Спасителем, и в Нём – друг с другом в Тело Христово. Это и есть собственно Церковь. Ясно поэтому, что Таинства занимают в жизни Церкви центральное место: всё, что есть в Церкви, проистекает из Таинств как из источника; а всякий внешний церковный чин – и храмы, и богослужения, и канонически-дисциплинарная практика, и всё прочее – служит совершению Таинств и достойному принятию их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

23: 4–7). Закваска фарисейская опасна для каждого священнослужителя, мы все должны стремиться изживать ее в себе. Иногда я боюсь, что становлюсь книжником, а иногда и фарисеем. Христианин должен всегда подозревать именно себя самого в тех или иных уклонениях и ошибках. Осуществлять церковное исправление с исправления своих собственных дурных нравов и наклонностей и означает трудиться на благо всей христианской общины, участвовать деятельно в деле Божественного Домостроительства. Именно к такому серьезному и самокритичному действию и призывает нас Господь словами: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» . Об отношении к ближним (Евангелие от Матфея. 5: 21–28) Но мы читаем далее: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» (Мф. 5: 21). Этими словами Христос нисколько не перечеркивает значение древнего закона. Напротив, Он и говорит о Законе, который Сам и изрек. Ведь именно Божественный Логос (Слово) и общался с древними пророками. Сказано о ветхозаветных пророках, что они исследовали волю Бога: «…на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Пет. 1: 11). Бог Отец всегда действует через Слово Свое – через Своего Сына возлюбленного. Сказано о Сыне Божием, что Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1: 15–17). На древних иконах и фресках, где изображается сотворение мира, изображается именно второе Лицо Пресвятой Троицы. Он, Христос, общался, собеседуя, и с пророком Моисеем на Синае, и с пророком Илией на Хориве. Господь Иисус Христос говорит: «сказано древним» , чтобы скрыть Свое авторство Закона Божия до времени. Блаженный Феофилакт пишет: «…если бы сказал: Я говорил древним, то едва ли стали слушать Его. Поэтому говорит неопределенно» 14 . Заповедь «не убивай, кто же убьет, подлежит суду» была установлена для того, чтобы люди, ценя свою свободу и жизнь, не покушались на жизнь и свободу других людей. « Мера за меру» – этот принцип действовал в Законе Божием, научая человека ценить права другого человека, заботясь о себе в другом. Только тот человек, который совершенно не ценил свою собственную жизнь, мог позволить себе восставать на жизнь другого человека. Действуя так, он подпадал под наказание Закона Божия по принципу: «мера за меру». Таким образом Закон Божий научал человека в жизни другого человека любить и свою собственную жизнь. Но Христос не хотел ограничивать исполнение Закона только страхом наказания за нарушение закона. Он возводит Закон на более высокий духовный уровень.

http://pravoslavie.ru/94858.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010