Скачать epub pdf Глава 15. Боговоплощение и раскрытие человеческой личности И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины ( Ин. 1:14 ). К каждому поколению людей, ко всякой душе человеческой Благая Весть обращается заново. Она возвещает нам о тайне Христа, о тайне, на основе которой или, лучше сказать, в лоне которой существуют и христианская вера, и христианская Церковь . Но по сути той же тайной Воплощения обусловлено существование и человеческой личности. Речь идет о тайне, поскольку для нашего разума остается непостижимым соединение Божественной и человеческой природы в одном Человеке, и потому догмат о Христе может быть только догматом антиномическим. Речь идет о тайне, поскольку Евангелие так соединяет и Бога и человека во Христе, что все совершаемое человеком оно относит к Богу, и все Божественное являет через Человека. Речь идет о тайне, поскольку именно в этом конкретном Человеке разгадывается загадка всякой человеческой личности и открывается путь спасения жизни каждого человека и всего мира. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков ( Ин.1:4 ). Жизнь мы получаем извне как дар, который мы ничем не можем возместить или выкупить. Один Бог имеет Жизнь в Самом Себе, Он один есть сама Жизнь, ни от кого и ни от чего не зависящая. И коль скоро Человек Иисус – Сын Божий, то Он живет этой Божественной Жизнью, эта Жизнь – Его. Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин.5:26 ). Он один вправе сказать о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). Но это уже не единичная жизнь, не одна из человеческих жизней, но явление в мир, воплощение в одном Человеке той самой Жизни, от которой рождается и питается жизнь каждого человека и жизнь всего мира. Жизнь Самого Бога стала жизнью человека, и Человек этот имел в Себе жизнь всего живущего и каждого человека. Грех вошел в мир тогда, когда человек эту полученную от Бога жизнь захотел сделать только своей, отдельной жизнью, захотел иметь ее только для себя и потому остался один, и покорился временному, преходящему, смертному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часть III. Участие человека в деле спасения Глава 1. Спасение человека Земная жизнь человека как приготовление к вечности Спасение должно быть главной целью земной жизни человека. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) определил православное учение о спасении следующим образом: «Спасение, говоря общепринятым языком, есть избавление человека от греха, проклятия и смерти» с. 148]. Известный русский догматист, профессор Казанской духовной академии Павел Пономарев учит, что человек должен спасаться от диавола, греха и его последствий – и вообще от всего того, во что он впал, удалившись от Бога. Поэтому, пишет он, «христианское учение о спасении есть учение об избавлении человека от греха, диавола, смерти и гнева Божия» с. 83]. Спасение людей зависит от Бога и от самого человека, ибо человеку нельзя спастись без помощи Божией, а Богу нельзя спасти человека без человека с. 5]. Преосвященный Феофан Затворник , излагая святоотеческое учение по этому вопросу, пишет, что «сотворить нас Бог мог без нас, а спасти нас без нас не может» с. 62]. Отсюда, по его словам, «в деле нашего спасения нужно различать две стороны: устроение спасения Господом Спасителем, или домостроительство спасения, и потом приложение сего ко спасению каждого, или содевание спасения каждым. В первом все – от Господа Спасителя, а во втором – и наше участие есть, и столь важное, что оно есть условие спасения» с. 4]. В соответствии с этим основной проблемой в православном богословии является учение о том, что сделал Бог для спасения человека и что должен делать сам человек, чтобы спастись. По учению Святой Церкви, Бог еще до сотворения мира и человека знал судьбы всех людей и предопределил средства для спасения человеческого рода. По словам епископа Феофана, «ход вечного предопределения об устроении нашего спасения был такой: благоволив спасти человека, Бог благоволил избрать для сего средством – воплощение Единородного Сына Своего – Бога Слова. Вследствие сего спасаемые должны стать сынами Богу» с. 58].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

XX. Слово в день св. равноапостольного князя Владимира, сказанное в Дуббельнской церкви, что на Рижском взморье 20 О значении веры в жизни человека В день св. равноапостольного князя Владимира, просветителя земли русской святой православной верой Христовой, благоприлично сказать несколько слов, в наше общее назидание, о значении веры в жизни человека. Что такое жизнь наша? В физическом отношении, наша жизнь есть рождение, возрастание, питание, укрепление, или мужество, и далее – ослабление, старость и смерть. В этом отношении, жизнь человека сходна с жизнью всех, живущих в мире сем. В духовном, религиозно-нравственном отношении, жизнь наша есть, вообще, деятельность во славу Божию, на пользу ближнего и для собственного благополучия; в частных явлениях – жизнь есть труды и подвиги, наслаждение и страдание, скорби и радости. А со стороны Бога, Виновника нашего бытия, по отношение к человеку, жизнь наша есть высочайшее благо, каковое может истекать только от всеблагого Бога, есть величайший дар Божий, которым человек должен пользоваться, согласно с волей Божьей, и не распоряжаться по своему усмотрению. Для чего нам дана жизнь? Господь сотворил человека для того, чтобы он благоразумно употреблял свой труд, направлял природу в свою пользу и, пользуясь её плодами и плодами трудов своих, наслаждался, прославлял Бога, и, через то, вечно блаженствовал. Так, жизнь дана человеку для блаженства его. Но то ли мы видим на самом деле? Нет! Жизнь даёт нам больше забот, чем спокойствия, больше страданий, чем блаженства, больше несчастий, чем счастья, больше несправедливости, чем правды, больше горести, чем наслаждений, больше лжи и заблуждений, чем истины. Где же тут блаженство? На этот вопрос отвечает нам вера. Что же такое вера? Как душевная способность, вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем. Кто не имеет такой веры, тот неверующий, или маловерующий. Вера же, как духовная, религиозно-нравственная потребность, есть связь человека с Богом и обязанность первого – по отношению к последнему, воспринимать, усвоять и исполнять все то, что внушает вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

ГЛАВА III. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ОБОЖЕНИЯ Через церковные таинства человек возрождается и становится членом Тела Христова. Участвуя в новой жизни Тела Христова, человек проводит свою земную жизнь по законам этой новой жизни. Нравственная жизнь верующего не является чем-то независимым, это плод приобщения Христу. Следуя Божией воле и живя добродетельно, человек проявляет свою верность Христу и соделывает себя сосудом, способным воспринимать от Бога возрождающую благодать. Кроме того, нравственная жизнь становится ответом человека на призыв Бога к «соработничеству» и основанием для его обожения, хотя сама по себе она еще не позволяет считать обожение полученным по заслугам. Даже самые праведные люди принимают обожение как дар от Бога: «Мы испытываем обожение, как выше- естественное, а не совершаем его» 169 . Природа нравственной жизни Вхождение в Церковь предоставляет человеку возможность начать новую жизнь. Нетварная обоживающая благодать и связь со Христом, обретаемые в Церкви, не статичны, подобно тварным дарам, – они динамично проявляются в жизни во Христе. Человек, вновь воспринявший божественную благодать, разрывает всякую связь со грехом, который отделял его от Бога. Если человек неизменно пребывает в общении с Богом, то он не знает греха, ибо был сотворен Им, чтобы жить в Его благодати, то есть в безгрешности. Быть «по образу и по подобию» можно только при условии безгрешности и связи с Богом. Бог не сотворил зла и греха, грех появился после падения прародителей и противен человеческому естеству. Живя в соответствии с нашим естеством, мы продвигаемся по пути добродетели, а отклоняясь от нее, живем неестественно и совершаем зло 170 . В современном понимании «нравственная жизнь» и «нравственный человек» обычно противопоставляются «естественной жизни» и «естественному человеку» как противоречащие друг другу понятия. «Естественным» человеком считается тот, кто подчиняется своим желаниям и слабостям, и жизнь такого человека называется «естественной», а «нравственным» – тот, кто в той или иной степени отрицает плотскую жизнь с ее соблазнами, и его жизнь считается неестественной. Однако отцы Церкви учили совершенно иначе: для них нравственная жизнь – это естественная жизнь человека по преимуществу, и нравственный человек для них в высшей степени естествен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Скачать epub pdf Часть 1 10 марта 2015 Христианская жизнь основывается на таинствах Церкви. Таинства – не магические действия, которые механически изменяют человека и его жизнь. Они являются дарами Божьими, которые с согласия человека и в сотрудничестве с ним обновляют его бытие. Через видимые таинства Церкви передается невидимая Божественная благодать. Крещение, Миропомазание, Евхаристия – это основные таинства, через которые человек входит и пребывает в Церкви как Теле Христовом. Таинства формируют новый образ жизни человека. Участие в таинствах – это добровольный выбор человека, чтобы следовать за Христом и, уподобляясь Его образу, изменять свою жизни согласно Его воле. Добровольный выбор человека, выраженный его нравственной стороной, принимает иное онтологическое содержание и эсхатологическую перспективу. Человек обновляется и становится на новый путь в жизни. Он призван войти в «обновленную жизнь» 1 , чтобы как личность, постигая новую онтологичность, освятиться таинствами Церкви, стать единым со Христом и причастником Его жизни, подчинить себя Его смирению и ожидать Его славное пришествие. Находиться в Теле Христовом не означает быть пассивным, наоборот, это динамический процесс. Он не ограничивается только участием в таинствах Церкви, но выражается в любви ко Христу и исполнении Его заповедей. Любовь ко Христу подразумевает соблюдение Его заповедей, соблюдение же заповедей Христовых сохраняет человека в любви Его. Только тот, кто соблюдает заповеди Христовы, пребывает «во Христе и Христос в нем» Однако единство со Христом предусматривает отказ от «мира сего». Христианская жизнь не совместима с обычной жизнью «мира сего», она кажется парадоксальной и коренным образом отличается от нее. Жизнь «мира сего» отдаляет от Христа. Жизнь христианина, который является членом Тела Христова, должна быть подобна жизни и воле Его. Если же жизнь не подобна Ему, то единство со Христом и пребывание в Теле Его невозможно. Св. Николай Кавасила говорит, что необходимо иметь общую волю с тем, с которым мы имеем общую кровь, чтобы мы не казались в одном едиными, а в другом разделенными. Если христианин не живет согласно воле Христовой, он остается другом «мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

«О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» 28.12.2023 13:12:28 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2023 года (журнал 138). I. Священное Писание о начале человеческой жизни Согласно Библии, жизнь человека начинается с материнской утробы. Псалмопевец и пророк Давид так говорит о действии Промысла Божия в развитии плода: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13,15-16). О том же свидетельствует праведный Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева» (Иов 10:8-12,18). В Священном Писании описываются случаи призвания Богом человека к служению еще прежде рождения. Так Иеремию Бог освятил прежде, нежели он «вышел из утробы» (Иер. 1:4-5). Новозаветное повествование о встрече Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы подчеркивает личностное бытие еще нерожденного человека и способность его к восприятию благодати Святого Духа. Святой Иоанн Креститель радостно взыграл во чреве Елизаветы, приветствуя Господа Иисуса Христа, находившегося в утробе Марии Девы (Лк. 1:13-15, 41-44). II. Право на жизнь нерожденного ребенка Церковь свидетельствует, что жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, что человек уже в утробе матери имеет право на жизнь. «Тот, кто будет человеком, уже человек» , — писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан 1 . Уникальный геном отличает эмбрион от любой клетки организма отца или матери. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не должен рассматриваться как часть тела матери, а потому его устранение не должно рассматриваться как «необходимое лечение» матери. Родители несут перед Богом ответственность за развитие и защиту нерожденного человека.

http://radonezh.ru/2023/12/28/o-neprikos...

Вечная жизнь После окончательного Суда, который произойдет во время Второго пришествия Христова, начнется вечная жизнь. Она будет двух образов: вечный рай и вечный ад. Преподобный Максим Исповедник называет рай «вечным благобытием», а ад – «вечным горебытием». Конечно, в обоих случаях это «вечное бытие», но различен образ бытия, который зависит от состояния человека. Христос в евангельском зачале о будущем Суде говорит о вечной жизни. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25,46 ). Это означает, что человек не заканчивает своего бытия ни со смертью, ни с будущим Судом, но жизнь продолжается и после него. Грешник не уничтожается после Суда, но будет жить вечно, пожигаемый действием божественной благодати. Это, разумеется, есть результат свободного выбора. Несмотря на то что ад вечен, в то же время термин «вечная жизнь» связан более с жизнью во Христе, потому что жизнь вдали от Бога в действительности и есть, и называется смертью. Потому Христос сказал: Сия же есть жизнь венная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17,3 ). Знание Бога и общение с Иисусом Христом и есть, и называется вечной жизнью. В этих рамках должно быть помещено и истинное слово Христа: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин. 5, 24 ). Смертью называется настоящая жизнь, в то время как подлинной жизнью считается преодоление смерти и общение с Богом. Вечная жизнь тесно связана со спасением человека и его причастностью славе Божией. Апостол Павел, вспоминая бедствия и скорби, перенесенные им ради славы Божией, писал своему ученику Тимофею: Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою ( 2Тим. 2,10 ). Тоже самое говорит и апостол Петр: Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас… ( 1Пет. 5, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Праздников праздником и торжеством из торжеств Пасху называют именно потому, что это самый главный праздник для православного человека. Поскольку жизнь человека вся наполнена скорбями, болезнями, несчастьями. И в общем-то любой нормальный человек, не только верующий, неудовлетворен земной жизнью. Одни разрешают этот конфликт тем, что стараются получить побольше земных благ, и в этом есть смысл их жизни - в стяжании богатства, славы, наслаждений. Православие же понимает, что это все равно тупиковый путь, жизнь наша в Боге находится, всякий, кто открыл для себя Господа, понимает, что подлинная жизнь пребывает на небесах, а здесь остается для нас подготовка к этой небесной жизни. И поэтому догмат Воскресения из мертвых к вечной жизни является самым главным в христианстве. В это догмате сосредоточены чаяния всякого человека на земле: в том, что земная жизнь когда-нибудь кончится, наступит вечная блаженная жизнь. И вот благодаря празднику Пасхи нам дается прикоснуться к этому блаженству, и поэтому любой человек, приходящий в храм в эти дни, чувствует какую-то особую радость, какой-то подъем. Кто бы ни был этот человек, даже неверующий. Они чувствуют, что этот день какой-то особенный, что в храме какая-то особенная, совершенно другая атмосфера. И это не зависит от того, человек вечером придет в храм накануне Пасхи или в самый праздник. Все кругом ликует, играет, и это не есть какое-то самовнушение, это есть нечто от нас не зависящее. Человек православный эту радость особенно чувствует и переживает. При этом насколько человек знает и уважает веру и идеи христианские, настолько он чувствует эту радость, какое-то прикосновение. Поэтому мы все так ждем этот праздник. Церковная жизнь очень разнообразна, есть разные праздники - Великий Пост, другие какие-то праздники, - они все наполнены внутренним содержанием. А для человека постороннего, внешнего, это все просто разные молитвы и песнопения. А для православного человека, который знает суть, содержание этого праздника, событие, вокруг которого празднование возникает, это сопереживание, соприкосновение, участие в этих событиях. Не просто спектакль, созерцание какое-то театральное. Нет, тут глубина времен как бы раздвигается и мы сопричастными становимся Входу Господню в Иерусалим, Благовещению Пресвятой Богородицы, Пасхе. Поэтому это для нас реальные, действительные сопереживания событий. Так что любые праздники для православного человека очень радостны.

http://zavet.ru/news/news-s010413-3.htm

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Сергий Демьянов Современная культура нашего общества воспитана и насквозь пронизана идеями гуманизма, существо которых можно обозначить тезисом: Человек, его жизнь, здоровье, свобода являются высшей ценностью. Эта идея совершенно несовместима с христианством, высшей ценностью которого является Бог, а смыслом жизни – спасение человека от уз греха, его обожение. При этом христианство не принебрегает человеком, оно называет людей образом и подобием Божиим, его чадами. Тело человека называется Храмом Божиим, в котором должна пребывать благодать Духа Святаго. Оно неразрывно связывает ценность жизни человека с его общением с Богом. Христос призывает каждого к свободе, но к свободе от греха. В чем разница между идеями гуманизма и христианства? Гуманизм рассматривает человека как самоценность, под его жизнью и здоровьем подразумевает жизнь сегодняшнего дня, т.е. пытается бороться за то, что неминуемо закончится болезнью, страданием, смертью. Под свободой подразумевается, прежде всего, неприкосновенность человеческого эго, его самости (моя воля свободна и не должна зависеть от воли других личностей в рамках гражданского законодательства), т.е. основа грехопадения Адама и Евы – «… и вы будете, как боги…» ( Быт. 3:5 ) . Христианство говорит о двух жизнях и двух смертях, которые ожидают человека. Жизнь первая – это наша жизнь от рождения до телесной смерти. Жизнь вторая – это жизнь вечная, уготованная верующим в Царствии Божием. Смерть первая – это неизбежная смерть, т.е. отделение души от тела и сама по себе не есть зло. Она является следствием зла – преступления Адама и Евы заповеди Божией «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». ( Быт. 2:16-17 ). Она самовольно выбрана человеком. Смерть вторая – это духовная вечная смерть, которую избирает человек отвергшийся истинного Бога в жизни первой.

http://azbyka.ru/death/dve-zhizni-i-smer...

Скачать epub pdf Жизнь Церкви О Христе и христианском богословии Без Христа не спасется никто! Но ответьте, что это за любовь Божия, которая Себя распяла, ищет потерянную овечку и так хладнокровно Вашими устами говорит: «Некрещеных младенцев и язычников Я знать не хочу. Мне плевать на них, на их муки. Я не допущу к себе их и тех, кто жил в джунглях Амазонки и никогда не знал Меня и Моего пути,– хоть и был он совестным, как Мелхиседек... Радость и любовь дам лишь тем, кто Меня ясно знал и самоотверженно Мне служил, исполняя Мои заповеди». Такое жестокое «христианство» Вы проповедуете? Тогда я вообще ничего в любви к людям не понимаю! Начну с маленького протеста: нельзя даже в шутку или в виде гротеска влагать в уста Божественной любви слова: «Мне плевать на их муки». Стрела эта направлена против меня, но задет здесь Христос. Что привычно для журналиста, то неуместно для человека, который хочет разрешить для себя серьезный богословский вопрос. Постараюсь ответить Вам. Святой Григорий Богослов в проповеди на праздник Крещения говорит о том, что добродетельные язычники и некрещеные младенцы не будут ни наказаны, ни прославлены. О язычниках, не ведавших Христа, пишет апостол Павел, что они будут судимы по закону их совести, не оправданы, а судимы, то есть им будет уготовлено место по их делам. Невозможно воспринять благодать Божию посмертно, когда разрушена личность человека как духовно-телесная монада и осталась только часть ее – душа, пораженная первородным и личными грехами, не омытая Крещением. Любовь Божия не спасает человека в одностороннем порядке, она должна быть воспринята ответной любовью человека. Само богообщение – это взаимодействие (синергизм) Божественной и человеческой воли. Благодать ищет душу, жаждущую благодати и покоряющуюся ей. В земной жизни человек определяется как нравственно-духовная личность, в противном случае земная жизнь была бы бессмыслицей. Вы недоумеваете, почему Божественная любовь не спасет весь мир. Мне кажется, вопрос, почему Бог не дает спасения язычникам, поставлен неправильно. Бог дает то, что человек может воспринимать. Более того, Бог желает спасения человека больше, чем сам человек. Но Бог дал человеку нравственную автономию и не может спасти человека без него самого. В противном случае надо было бы отнять у человека свободную волю, то есть уничтожить самого человека и превратить его в биомашину. Мы недоумеваем, почему Бог оставил часть человечества в неведении христианства. Христианство было распространено, но отвергнуто, а в некоторых регионах уничтожено огнем и мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010