Вы можете поделиться своими мыслями  в комментариях. Путь праведности — внешний и внутренний    Однако речь идет о заповедях не только как о некоем юридическом или моральном кодексе. Не случайно в той среде, где были написаны Учительные книги Библии, с понятием Торы (Закона) связывалось не только представление о своде норм и правил, но и нечто, относящееся скорее к внутренней жизни человека. В этом смысле тогда говорили о внутренней Торе, внутреннем Законе, без которого, как считалось, Тора внешняя не полна и мало чем может человеку помочь. Корни учения о внутренней Торе уходят в пророческую традицию: уже пророк Иеремия говорил, что наступит время, когда придет Мессия, и Тора тогда будет уже не просто выбита на камне, а написана в человеческом сердце ( 31. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32. не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более»  (Иеремия 31:31–34). Что такое духовная жизнь?     Что же это означает? Сердце — на языке Библии средоточие человеческой личности, ее духовная глубина. Там — истоки воли человека, воля же, в свою очередь, определяет всю жизнь человека, все его отношения с Богом и людьми. Именно эти отношения в их динамике и есть духовная жизнь. И вся жизнь человека вообще также определяется волей: все решения, принимаемые человеком, каждый выбор, который человек делает, является духовным актом. Духовная жизнь — это вся жизнь человека, поскольку она состоит из принимаемых им решений и основана на выборе, который человек делает. И в зависимости от этих выборов можно оценить нашу духовную жизнь. Нам, конечно, привычнее считать духовной жизнью жизнь только религиозную — посты, чтение молитв, хождение в Церковь, — но на деле это не так: ведь общаться, устанавливать отношения, решать и выбирать нам приходится далеко не только в Церкви. В церковной жизни как раз может быть много такого, что никаких особых духовных усилий от нас не требует.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

– Лишать жизни другого человека нельзя. – Почему? – Не знаю, просто нельзя. – Вот видите, норма есть, а причину часто не осмысливаем. Причина, безусловно, есть, она связана с Богом. Почему нельзя убивать? Потому что ты узурпируешь право Бога – только Тот, Кто дал жизнь, может ее и отнимать. Вот это духовный корень. – Но мать тоже дала жизнь ребенку, значит, она имеет право его убивать. – Мать не дала жизнь ребенку. Никакая мать никогда никому еще жизнь не дала. Мать – это только орудие, с помощью которого Бог дает жизнь. Ведь вы не можете дать жизнь кому бы то ни было, создать жизнь твари? Для того, чтобы дать жизнь, надо создать элементарные частицы, потом из них создать атомы, потом из атомов – молекулы, потом из молекул собрать клетку, оживить ее. Никто этого не может, кроме Бога. Потому что источником жизни является Бог. И поэтому человек, который отнимает жизнь, он, естественно, нарушает законБога. Теперь давайте поговорим о том, что такое грех. Грех – мятеж против Бога, и грех есть беззаконие. Грех – нарушение Закона Бога, а, следовательно, грех – это родственник смерти. Почему? Потому что Закон был создан для жизни. Десять заповедей: почитай Бога; не сделай идола; не произноси имя Бога всуе; почитай день субботний, шесть дней работай, седьмой день – Господу Богу; почитай родителей; не убивай; не прелюбодействуй; не воруй; не лжесвидетельствуй и не завидуй. Если бы их соблюдали все люди на земле, как вы думаете, жизнь была бы лучше или хуже? – Конечно, лучше. – Да, никаких бы войн не было, семьи бы не распадались… – Тогда бы неинтересно было… – Не знаю, я предпочел бы такой неинтересный вариант. – Многие, когда об этом заходит речь, говорят, что неинтересно было бы тогда. – Я бы так не сказал. Это очень значимое заблуждение, которое связано с тем, что люди думают, что грех обогащает жизнь, как говорится: запретный плод сладок. Но раз грех есть беззаконие, то он, следовательно, ведет к смерти. Библия говорит, грех – это скрежет зубов, крик, вопль. « И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю » ( Быт.18:20-21 ). В Содоме люди занимались противоестественными грехами, и Бог пошел посмотреть, как в Содоме себя ведут люди. Грех – это блуд. Грех есть тоска, грех есть уныние, грех есть ненависть, грех есть злоба. Грех есть разложение, гниль, боль, гибель. Это обогащает жизнь?! Грех есть болезнь. Без болезней жизнь была бы скучной? Представьте: никто не болеет, нет гриппа… Как же жить без гриппа, это же совершенно невозможно! Представление о красоте греха ложно, по-настоящему люди даже не представляют, они даже не задумываются над тем, что говорят.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Разделы портала «Азбука веры» Вечная жизнь – 1) жизнь праведников, которая откроется после всеобщего воскресения и важнейшей особенностью которой будет блаженство о Господе , блаженный покой (в данном значении понятие «жизнь» уже, чем понятие «существование», которое можно относить как к праведникам, так и к духовно мертвым грешникам, ибо подразумевает полноту полноценного человеческого бытия); 2) (иногда, в некотором понимании) жизнь как непрестанное, бессмертное существование, которое откроется для всех без исключения людей после всеобщего воскресения мертвых . В вечной жизни человек соединяется с Богом, обретает достижимую для него полноту Богопознания и Богообщения . Вечная жизнь есть вид тварной вечности, в которой человек приобщается вечности Божественной. В вечной жизни Бог делится Своими нетварными совершенствами, дарует человеку участие в Своем бытии. Вечная жизнь есть высшее благо для человека.  Цель пришествия в мир Сына Божия , как и всего домостроительства нашего спасения, состояла в том, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:15 ). Дар вечной жизни воспринимается человеком уже здесь, на земле, через деятельную веру в Сына Божия и Церковные таинства , через соблюдение евангельских заповедей и самоотверженное следование за Христом. Полное приобщение вечной жизни станет возможным после воскресения тел, когда Бог обновит все творение, соделает его нетленным и вечным ( Откр.21:5 ). Вечная жизнь также именуется Царствием Божьим . Цитаты о вечной жизни «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Ин.3:16 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни». Ин.3:36 «Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Ин.17:3 «Вечная жизнь даруется и как благодать, и как награда; как благодать, потому что Бог без всякой нашей заслуги предопределил нас к вечной жизни; как награда, потому, что, предопределяя нас к вечной жизни, благоволил обещать оную как награду исполняющим закон Его».

http://azbyka.ru/vechnaya-zhizn

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, свидетельствует Апостол Иоанн ( Ин. 3:36 ). Речь идет, конечно не о теоретической вере. Речь идет о жизни по вере, о жизни с Господом: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое,  и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). А в чем суть этих слов Христовых, которые мы призываемся исполнять? В любви к ближнему, в любви ко всем, любви даже к врагам, по образу Самого Бога, Который, возлюбив мир, для его Спасения отдал на смерть Своего Сына. Изображая состояние человека, по-настоящему верующего во Христа, а значит, исполняющего Его заповеди, Ап. Иоанн говорит: Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому, что любим братьев. Не любящий брата пребывает в смерти ( 1 Ин. 3:11 ). Из этих слов понятно, в чем заключается истинная жизнь, а в чем смерть. Жизнь любовь, не любящий… пребывает в смерти ( 1 Ин. 3:14 ). Или, об этом же, в ином месте: никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1 Ин. 3:15 ). Жизнь вечная не начинается после нашего воскресения, она начинается уже сейчас, она вливается в нас, подобно животворной энергии, и даже… как будто сама обусловливает Воскресение: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и я воскрешу его в последний день ( Ин. 6:54 ). Не сначала воскресение, а потом вечная жизнь. Но сначала вечная жизнь, Жизнь Христова, воспринятая верующим и разгорающаяся в нем, подобно заре, а потом воскресение. Святые отцы постоянно подчеркивают, что обрести жизнь вечную не значит перейти из одной области бытия в другую (переселиться с земли в Царство Небесное), а значит приобрести известное душевное расположение, расположение ЖИЗНИ. Можно выстроить очень простую цепочку умозаключений: Бог любит человека и хочет его к Себе приобщить. Это-то приобщение к Богу, жизнь подле Бога есть высочайшая награда и счастье. Святой человек не потому живет праведной жизнью, что ожидает загробного воздаяния, а потому, что он находит великое наслаждение и смысл жизни в соработничестве Богу, в исполнении Правды и Истины.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

Мы слышали рассказ евангелиста об исцелении Господом расслабленного, пролежавшего у купели Силоамской в ожидании чуда тридцать восемь лет. Когда Иисус подошел к нему и спросил «Хочешь ли быть здоров?», он ответил: «Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» Неделя 6-я по Пятидесятнице       Мы слышали рассказ евангелиста об исцелении Господом расслабленного, пролежавшего у купели Силоамской в ожидании чуда тридцать восемь лет. Когда Иисус подошел к нему и спросил «Хочешь ли быть здоров?», он ответил: «Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (Ин. 5:6-7).      «Не имею человека» — вот слова, которые услышал Господь от расслабленного. В этих словах выразилась вся боль, скорбь, вся безмерная глубина его страдания и одиночества. Трагедия расслабленного заключалась в том, что за тридцать восемь лет своей жизни он не встретил человека — того, кто оказался бы способен разделить с ним его страдание, взять на себя хотя бы часть его беспомощности. Можно, оказывается, прожить тридцать восемь лет — и остаться одиноким. Можно прожить целую жизнь — и не встретить человека!      Когда-то философ Диоген ходил днем по городским улицам, держа в руках зажженный фонарь и говоря: «Ищу человека». Это изречение античного философа осталось в памяти человечества символом того, как трудно иногда бывает среди сотен, тысяч, миллионов, теперь уже миллиардов людей, населяющих землю, встретить настоящего человека.      Но если встреча с настоящим человеком произошла, каким чудом она оказывается! Господь подошел к расслабленному, и оказался первым подлинным человеком, которого тот встретил. В Его лице расслабленный обрел того, кого ему всю жизнь не хватало, того, о ком он всю жизнь тосковал, кого всю жизнь ждал. Как говорит святой Григорий Богослов: ты искал человека, а обрел и человека и Бога.      Став человеком, Бог явил человечеству подлинный лик человека. В лице Христа, Бога воплотившегося, мы видим Человека в абсолютном смысле слова — того Человека, Который рядом с нами, даже если бы мы были оставлены всеми людьми…

http://pravmir.ru/chelovecheskij-lik-bog...

За апостолом следует заупокойное евангелие, в котором Господь Иисус Христос устами Своего возлюбленного ученика-евангелиста Иоанна обещает нам еще большую радость. «Сказал Господь: истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня имен жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий. Не дивитеся сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ев. Иоанна Ин.5:24–32 ). Слова Господа, свидетельствуя о том, что телесной смертью не оканчивается жизнь человека, что последует некогда воскресение мертвых и вечная жизнь: мучительная для нераскаянных грешников и блаженная для веровавших и сотворивших плоды покаяния, проливают великое утешение в сердца лишившихся близкого человека. Рассмотрим подробнее учение Господа. Истинно, истинно, говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь (24 ст.). В величественной речи Господа, рисующей суд Его, верующие, являющиеся пред вечным Судьей, оправдываются Его милосердием за милость, оказанную ими братьям своим во имя Сына Божия ( Mamф. XXV:31 и след. Матф. Х:40–42 ; Mapka IX:41 ). Вера в Сына Божия не только возрождает к новой, высшей жизни, но есть самая новая жизнь: «эта жизнь есть любовь, переносящая бессмертную часть человека в иной не земной мир, в котором верующая и любящая душа чувствует себя в отчизне своей. Посему она прямо и переходит от смерти в живот». Благая весть, принесенная Господом Богом Словом на землю, после вознесения Его поручена была для распространения по миру апостолам, дабы все люди спаслись, ибо словеса Господа дают жизнь, а «веруяй Пославшему Мя имать живот вечный и на суд не приидет, но перейдёт от смерти в живот». Это именно предрекал и пророк Иоиль ( Uouль II:32 и см. Римл., X:13–15), говоря: «всяк бо, иже аще призовет имя Господа, спасется».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

«Пришел на землю Сын Божий во образе Господа нашего Иисуса Христа, – говорит Высокопреосвященный автор в слове «Смерти нет», – и люди услышали из Его уст такое волнующее, наполняющее их радостью слово: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную " … «Господь Иисус Христос в дни земного Своего служения людям показал Себя Хозяином жизни и смерти человека: Он подошел к двенадцатилетней дочери Иаира, – начальника синагоги – лежавшей мертвой на одре, и воскресил ее. Утешая наинскую вдову, потерявшую своего единственного сына, Он совершил чудо воскрешения этого юноши на глазах многочисленной толпы, когда встретился с погребальной процессией при входе в город Наин. За шесть дней до Своей смерти, Он вернул жизнь четверодневному, уже смердевшему, мертвецу Лазарю, и это чудо, совершенное так же на глазах толпы, вызвало бурное ее ликование. Наконец, Сам Он, умерший на кресте и положенный во гроб, встал из мертвых в третий день по Писанию. Своим воскресением Он утвердил на вечные времена истину бессмертия человеческой души. Эту истину подтвердило Успение Божией Матери, душа Которой, а затем и тело, были вознесены Ее Сыном на небо» 8 . «Закон Христов таков: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). «Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий верующий в Сына имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» 9 . «Жизнь вечная», о которой Спаситель говорит во всех этих случаях, уже не есть отвлеченно понимаемая загробная жизнь бессмертной души верующего в Бога и Сына Его – Христа Спасителя. Такому верующему тотчас же обещается вечная жизнь, он «перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ). Другими словами, здесь ясно указывается, что уже не в будущем только веке, а теперь, в наличной действительности, происходит изменение в жизни человека. «С внешней стороны, – как говорит Митрополит Николай, – у христианина такая же жизнь, как у всякого человека. Он отдает необходимую дань пище, питью, сну, земным трудам, но внутри его, в его сердце, развивается эта особая сокровенная жизнь. Христианин духовно растет, подымается по лестнице добродетелей к небу: он стережет двери своего сердца от греха; он очищает сердце от грязи, когда грех побеждает человека; через молитву он ищет теснейшего общения с Богом, он украшается добрыми делами; он всегда бодрствует ( Мф.26:41 ) в глубине своего духа. Этим путем совершается вечное спасение души человека... Усвояя и умножая эти добродетели, христианин растет внутренним духовным ростом. И, по мере углубления в себе духовной жизни, он все ярче носит в себе предощущение вечной жизни, как вечного своего счастья» 10 . «Жизнь нам дана для того, чтобы быть ступенью в жизни вечной, для того, чтобы, начав здесь свое общение с Богом, мы сделали это общение вечным в жизни за гробом» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Вот в чем человеколюбивый Господь видит славу Свою! В том, что Он может дать людям жизнь вечную. О сем Он молится Отцу Своему. Сего прославления Он просит у Отца. В то время как люди приуготовляют Ему горький час страданий, пота и крови, Он молится, да возможет дать людям жизнь вечную. На тягчайший камень отвечает Он сладчайшим хлебом. То, что Отец дал Ему власть над всякою плотью, Господь говорил не раз. Все предано Мне Отцем Моим, - изрек Он (Мф.11:27); и еще: Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин.16:15). А по Воскресении Своем Он объявил ученикам Своим: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.28:18). Итак, Господь желает от Отца возможности располагать и жизнью вечной в отношении данных Ему душ, то есть возможности дать им жизнь вечную - так же, как Он имел власть над всяким живым творением. Ибо одно - иметь власть над смертным миром, а другое - располагать жизнью вечной. Когда Бог хотел в начале сотворить живого и бессмертного человека, тогда в творении сем участвовала Святая Троица, ибо сказано: сотворим человека по образу Нашему (Быт.1:26). И ныне, когда Обновитель и Спаситель мира хочет даровать смертным людям жизнь вечную, Он молитвенно советуется со Своим Отцем, при чем подразумевается и присутствие Духа Святаго. И в первом, и во втором случае Святая Троица выделяется как единый Владыка вечной жизни. И в первом, и во втором случае вечная жизнь провозглашается величайшим благом, коим располагает Бог. Сие мгновение возвращения человека в вечную жизнь точно так же величественно и несравненно, как и мгновение сотворения человека из праха земного. Ибо сделать смертного человека бессмертным - такое же возвышенное и Божественное деяние, как и сотворить его из праха. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного тобою Иисуса Христа. Познание Бога в этой земной жизни составляет начало и предвкушение жизни вечной. Познание Бога - вот для нас жизнь вечная, пока мы находимся на земле.

http://pravoslavie.ru/46848.html

Без сомнения, мир был дан человеку как «пища», как средство жизни; но в то же время жизнь должна быть общением с Богом; она не только должна была иметь в Нем свое завершение, но и свою совершенную полноту. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4). Мир и пища были созданы, чтобы посредством их человек имел общение с Богом, и только пища, принятая ради Бога, могла быть животворной. Сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет Жизнь, и Сам есть Жизнь. В самой пище начало жизни — Бог, а не калории. Таким образом, есть, т. е. быть живым существом, знать Бога и быть в общении с Ним — все это одна и та же реальность. И безмерная трагедия Адама в том и состоит, что он воспринял пищу как «жизнь в себе». Больше того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, вне Его и для того, чтобы быть независимым от Него. И сделал он это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог, т. е. иметь жизнь в самом себе. Проще сказать: он поверил в пищу, тогда как единственный предмет веры, доверия, уверенности — Бог и только Бог. Земной мир, пища сделались его богами, источником и началом его жизни. Он стал их рабом. Адам по-еврейски значит «человек». Это — мое имя, наше общее имя. И человек все еще Адам, все еще раб «пищи». Он может уверять, что он верит в Бога, но для него Бог — уже не его жизнь, не пища, не всеобъемлющее содержание его существования. Он может уверять, что он получает жизнь от Бога, но он не живет в Боге и для Бога. Его знание, его опыт, его самоуверенность построены все на том же принципе: «хлебом единым». Мы едим, чтобы жить, но мы не живем в Боге. Изо всех грехов это самый большой грех. И этим грехом наша жизнь приговорена к смерти.    Христос — Новый Адам. Он пришел для того, чтобы уничтожить болезнь, вселенную Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни, и поэтому Он тоже начинает Свое земное служение с поста. «...Постившись сорок дней и сорок ночей (Он) напоследок взалкал» (Мф.4:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Афонское бесстрашие перед смертью - не что иное, как последовательно понятая и пережитая наука Христа о месте человека в мире. Христианин всегда в странствии, в промежутке, на пути к цели, находящейся по другую сторону жизни. Жизнь сама по себе, без этой потусторонней перспективы, ничтожна. Жизнь, ставшая самодостаточной, и есть та страшная " вторая смерть " , смерть души, от которой нет спасения. Чтобы стяжать жизнь вечную, монах, да и всякий христианин, должен сначала умереть для этого мира. Умереть на всю жизнь! " Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою (т.е. жизнь - авт.) погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную " (Ин.12:24-25). И святогорец тем и занят: упорно и постоянно умирает для этого мира. Он умерщвляет страсти, хоронит пустые желания и праздные мечты. Только " смертью побеждается смерть " , И еще: святогорец " держит свой ум во аде и не отчаивается " (см. Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан. Париж, 1952.), поскольку у ада нет власти над воскресением. В мире нехристианском, атеистическом, агностическом разум не способен объять эту перевернутую, парадоксальную логику жизни и смерти. Животворная смерть, держание ума во аде: все это для светского ума - скандал, соблазн и безумие. Жизнь и смерть для атеиста и агностика обычно антиподы, непримиримые противники в борьбе, в которой всегда побеждает смерть, страшная смерть. Жизнь - это существование человека, а смерть неизбежно прерывает его. Жизнь - это радость, наслаждение, энергия размножения, приобретения, творчество; смерть - горе, уныние, увядание и уничтожение. Жизнь есть непрестанная борьба за поддержание самой жизни, смерть - обессмысливание всех усилий. Смерть - высшая негативная ценность, расточение всего того, что представляло собой жизнь как самоцель. И еще многое и многое, что содержится в примитивной бинарной оппозиции. Смерть есть насмешка над всеми человеческими усилиями, и человек никогда не будет в состоянии этого вынести. Поэтому современный человек прогнал смерть из своих мыслей. Если он и говорит о ней, то как о чем-то далеком и не имеющем к нему отношения. Но все-таки не может совсем сделать вид, что ее нет, и стремится всячески приукрасить ее и подсластить.

http://isihazm.ru/1/?id=1819

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010