В последних словах сегодняшнего чтения апостол подводит итог своей мысли: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Обратите внимание, как отличаются формулировки. Где говорится о грехе, там употребляется сухая, безжизненная, юридическая терминология: «возмездие за грех – смерть». Точный перевод этого фрагмента с древнегреческого на современный русский язык будет звучать чуть иначе: «зарплата греха – смерть». Т. е. грех здесь представляется могущественным властелином, выплачивающим жалованье своим подданным. И это жалованье, или зарплата – смерть. Вторая же часть заключительного вывода апостола звучит так: «а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Какая разница между началом и концом предложения! Там – «зарплата», а здесь – «дар Божий»; там – «смерть», а здесь – «жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Какой любовью и теплотой веет от последних слов! Коротенькая фраза, но сколько глубины. Жизнь достойна именоваться жизнью, только если она – вечная. Ибо если жизнь оканчивается смертью, то это не жизнь, а кратковременный обман. Вечная жизнь возможна только «во Христе Иисусе, Господе нашем», т. е. при условии пребывания в Нем, участия в Его жизни. Один Бог имеет жизнь в Самом Себе. Наше же существование есть маленький ручеек, питающийся из океана Божественной жизни. Жить «во Христе Иисусе, Господе нашем» – значит признавать в Иисусе Христа (т. е. Мессию – Помазанника Божьего), а также исповедовать Его Господом, т. е. Владыкой всего мира. Причем Он – Господь «наш», не только «мой» или «твой». Здесь мы видим прямое указание на Церковь Христову, в которой мы уже молимся не только о себе, но обращаемся к Богу как члены одного Тела, как участники одной духовной семьи, говоря Ему: Отче наш, Господь наш. И в этом церковном единстве наша вечная жизнь получает окончательную глубину и полноту – в возможности любить и быть любимыми. И все это, братья и сестры, «дар Божий». «Ад, – говорил один богослов, – всегда заслужен, небо – никогда!» Жизнь вечную невозможно заработать, как и невозможно заработать, например, настоящую любовь. Можно принести хоть все царства земли к ногам возлюбленной, но если в ее сердце нет любви, все бесполезно. Как и настоящая любовь, так и жизнь вечная даются свыше. Но как и в любви, так и в жизни вечной необходим труд над самим собой. И в этом есть радость – хоть спасение подарено мне, но оно все же и мое, потому что и я потрудился над ним.

http://pravoslavie.ru/113910.html

В Гефсиманском саду Христос говорит: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42). Эта чаша, которую Он просит Отца пронести мимо него, возводит Его на Крест по послушанию воле Отчей. Свободный характер этой жертвы ярко выражен в словах, которые священник произносит за Божественной Литургией святителя Иоанна Златоуста во время Евхаристии: “В ночь, в которую Сам добровольно предал Себя за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки…”. Чему предает Себя Христос? Он добровольно предает Себя смерти. На Кресте Христос полностью лишен свободы, Он пригвожден и не может двигаться. Но самое главное, это — Крест добровольный, следовательно, это — абсолютная победа свободы над силами зла, распявшими Его, над могуществом диавола. Вражда против Христа должна была бы привести к тому, чтобы Христос или не послушался Отца и отрекся от Креста, или же призвал на помощь Силы Небесные или земные, чтобы с их помощью одолеть тех, кто схватил Его. В обоих случаях Он уступил бы искушениям диавола и, значит, не избежал бы греха. Но Христос вместо этого молится за распинающих Его по любви к ним: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34). Крест может показаться победой смерти над Жизнью, врага над Начальником мира, ненависти над Любовью. Но в действительности смысл крестной смерти совершенно иной: Крест Христов — это победоносный Крест, знамя победы над диаволом, вооружившимся не на грешника (принадлежащего ему), но на неповинного Бого-Человека. И произошла не трагедия, но Воскресение Христово в пасхальной победе над смертью и диаволом: Христос смертью смерть попрал и сущим во гробех живот даровал. 2. Плоды Воскресения Христова Они бесчисленны, но я хочу особо упомянуть об одном: уничтожении страха смерти. Мы исповедуем Воскресение Христово и уповаем, что в Нем и мы воскреснем. Если мы приобщаемся Его Кресту, то надеемся приобщиться и Его Воскресению. Итак, смерть утратила свое жало — причину и источник всякого греха. В Послании к Римлянам святой апостол Павел пишет: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим 5:12). Корень всех наших грехов — наша смертность. Грех — это отчаянная попытка победить смерть своими усилиями. Мы обращаемся к идолам, полагая в них свою надежду избежать смерти. Утопая, мы цепляемся за соломинку, за все, что может дать иллюзию бессмертия. Но если у человека больше нет страха смерти, то смерть теряет свое жало, и человек освобождается от всего, что толкает его на грех: только тогда он поистине свободен, когда не боится смерти. Отныне он может любить врагов по образу Христа, распятого на Кресте, ибо смерть более не властна над ним. 3. Любовь к врагам

http://pravmir.ru/zapovedi-bozhii-i-chel...

Если кто подвизается нерадиво, – ободряет врага; если кто из вас борется слабо, – усиливает врага. Итак, будем же мужественны в борьбе, чтобы довершить падение врага. Будем избегать соблазна пищей, потерпим еще немного, чтобы достигнуть бессмертной радости. Вкусил Адам – и осужден на смерть; постился Илия – и ему вверены ключи неба; пил Ной – и осмеян сыном; подвизался Енох – и восхищен ангелами; пресыщался фараон – и потоплен в море со всеми колесницами; постился Моисей – и перешел через море, из влажной стихии вод воздвигнув чудесные стены, и перевел народ по морю, как посуху, приготовив для него путь по необычайной земле. Прельстилась Ева беззаконным вкушением – и всех своих потомков обрекла на смерть; воздержался и от дозволенной пищи родившийся от Марии Господь – и всех освободил от осуждения на смерть. Древо райское породило смерть: " в день, – говорит (Бог), – в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2:17 ). Древо крестное победило смерть: от его подножия истек источник жизни вечной. От креста в рай перешел разбойник, променяв смерть на жизнь. Плодом зависти было вкушение от древа райского; приобщение плодов креста искореняет зависть. Если бы Адам воздержался от вкушения, Он не был бы осужден на смерть, не был бы лишен райской сладости, не подвергся бы тлению. Говорит ведь божественное Писание, что «Бог создал человека для нетления.., но завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем.2:23–24 ). Но пришел Христос – «мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» ( Ефес. 2:14 ), «истребив ...рукописание, которое было против нас, ...пригвоздил ко кресту» ( Кол. 2:14 ). И взывает Павел: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал. 3:13 ). Итак, будем, возлюбленные, по мере сил наших воздавать Благодетелю: мелкими монетами будем служить Тому, Кто богат милостью. Владыка наш распят за нас, а мы напитаем бедняка, созданного по Его образу. Он вкусил смерть, чтобы нас избавить от смерти, а мы ради Него мелким подаянием исхитим собратьев от смертного голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как сонаследники Христу, люди приобрели возможность достигнуть всего того, что дано Христу в награду за Его заслуги. Что же дано Христу? Уже самые страдание и смерть были для Него прославлением ( Ин. 13:31; 17:1, 5 ). Точно так же и для Его последователей телесная смерть перестала быть тем страшилищем, каким она была до Христа; потому что она ведет теперь не к погибели и вечной смерти, как было прежде, а служит переходом к лучшей и вечной жизни. – Далее, Иисус Христос по смерти нисходил во ад, но ад не мог пленить Его души, а напротив, увидевши во Христе непобедимого своего разрушителя, принужден был освободить из своих уз веровавших во Христа пленников своих. Точно также и люди, умирающие с верою в Искупителя, свободны от власти диавола и не подвергнутся адским мукам. – Затем, прославленное состояние Иисуса Христа проявилось в воскресении Его тела из мертвых; этим положено начало победы над смертью. Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим. 6:9 ). Точно также и крестившиеся в смерть Его ходят в обновленной жизни (ст. 3, 4), и умершие со Христом будут жить с Ним (ст. 8). Как Христос умер однажды для греха, а живет для Бога, так и крестившиеся мертвы для греха, живы для Бога во Христе Иисусе (ст. 10, 11). Это сказано о воскресении духа или о свободе от смерти духовной, которая имеет место в настоящей жизни. Но столь же решительно и ясно апостол Павел говорит и о будущем воскресении тел наших силою воскресшего Христа. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор. 15:20–22 ). Тогда истребится последний враг – смерть (ст. 26) и сбудется пророческое слово: поглощена смерть победой (Исаии 25:8). Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( Осии 13:14 ) И эта победа дарована нам Богом чрез Иисуса Христа ( 1Кор. 15:57 ). – Наконец, и жизнь воскресших со Христом и во Христе будет подобна жизни Христа, начавшейся для Него после Его воскресения. Как мы носили образ перстного (Адама), будем носить и образ небесного (Иисуса Христа) ( 1Кор. 15:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Как это происходит? Конечно, через крещение. Что это такое? Почему это происходит с нами? Зачем мы крестимся? Почему именно крещение является дверью в Церковь , вхождением в этот непонятный мир? Дает нам крещение защиту? Да нет, конечно. Дает крещение здоровье? Да нет, конечно. Дает крещение какую-то уверенность в себе? Да ничего оно не дает такого, чего все от крещения ждут. А что же крещение дает человеку? Святой Кирилл Иерусалимский (315–386 гг.) оставил после себя много прекрасных бесед о крещении. И в одной из них он говорит такие слова: «Крещение для нас – это гроб и колыбель». Что же значит этот гроб? А это значит смерть. Это значит, что человек, который должен прийти к Христу, должен согласиться на эту смерть, согласиться с тем, что, прежде чем стать христианином, он должен каким-то образом умереть. Как умереть? Для чего умереть? Почему умереть? Потому что вот этот гаденький, вот этот меленький, лживый человечишка, который все время портит все, что мы хотим сделать в нас самих, это и есть мы сами. Наши искажения, наша нелюбовь, раздражительность, злобность, зависть, все то, что вылезает из нас в самых неожиданных местах и в самый неподходящий момент. При том что мы стараемся, чтобы никто о нас этого не узнал, чтобы никто не увидел, не почувствовал этого в нас. И вдруг это вылезает в самый неожиданный момент и всю нашу жизнь отравляет. И вот с этим надо проститься. Вот в этом надо умереть. Это очень сложный момент для человека. Это фактически самоубийство в каком-то смысле, потому что надо убить в себе этого червя. И когда человек решается и понимает, с чем он идет к Богу, он приходит в эту смерть, потому что он не только умирает сам, он еще погружается в смерть Христа. Апостол Павел пишет: «Братия, все мы, которые во Христа Иисуса крестились, в смерть Его крестились. Мы спогреблись вместе с крещением в смерть». Потому что Христос умер за нас. Смерть Христа и Его распятие – это единственное полное выражение любви. Что или Кто такое любовь, мы можем понять через то, как Христос идет умирать за каждого человека, принимая на Себя все его грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Православная обрядность посредством священнодействий, молитвенных прошений, догматических истин, заключенных в песнопениях и боговдохновенных словесах Св. Писания, выражает целокупное учение Церкви о человеке: о его творении, грехопадении, Искуплении, о жизни и, конечно, о смерти. Нет ничего, касающегося человека, что не было бы прояснено и осталось неведомым. Нет ничего в самом человеке, что не было бы искуплено Самим Спасителем. Напротив, говорят святые отцы, – все воспринято Христом, кроме греха, и все спасено во Христе 195 . И следовательно, смерть человеческая получила во Христе совершенно новое измерение. Как пишет епископ-исповедник Афанасий (Сахаров) , «для христианина смерть сама по себе не страшна. «Страшна была смерть человеку прежде Честного Креста. По славной же страсти страшен человек смерти» 196 . «Христос воскресе… дерзайте вси мертвии: умертвися смерть, пленен бысть ад с нею и Христос воцарися… Той нам дарова нетление плоти. Той воздвизает нас и дарует воскресение нам и славы оныя с веселием сподобляет» 197 . Поэтому мы спокойно исповедуем: «Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, внегда исходити от тела и к Тебе, Богу нашему, приходити, но преставление от печальнейших на полезнейшая и на сладостнейшая, и упокоение и радость» 198 . Поэтому христиане спокойно думают о смерти, спокойно готовятся к ней, спокойно, даже с радостью встречают ее. С апостолом Павлом они говорят: «живем ли мы, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем, и потому – живем ли или умираем – всегда Господни» 199 . «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Влечет меня и то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» 200 . Страшны только грехи, с которыми мы должны будем предстать пред Господом и которые могут разлучить душу от Бога» 201 . Так звучит слово Церкви о смерти, открывая поистине великую глубину откровения о человеке. Все в человеке спасено Христом, включая и саму смерть. Удивительно говорят об этом богослужебные песнопения, приводимые у святителя Афанасия: сделался «страшен человек смерти» после Честного Креста…

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Рим.6:3 .  Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Апостол, чтобы еще более убедить своих читателей в невозможности (принципиально) для них обратиться ко греху, напоминает им, что, крестившись в Иисуса Христа, они этим самым крестились «в Его смерть». Что значит креститься во Христа ( ες Χρστον)? Значит вступить в живое и теснейшее с Ним общение. Христианин, сходящий для крещения в реку или купель и погружающийся в ней (на это указывает здесь употребленный глагол βαπτςω), этим самым кончает свою прежнюю жизнь, греховную, и погружается в новую область жизни, в самого Христа. Для него крещение стало тем, чем для Христа были крест и гроб (Злат.). Он также умирает, как и Христос, чувствует такую же боль, такие же страдания, как и Спаситель, умиравший – на кресте, хотя все это происходит в нравственной, а не в физической стороне его существа. Поэтому-то Апостол и говорит, что крещающий крестится в смерть Христову. Рим.6:4 .  Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Чтобы доказать, что смерть греху действительно изображается в крещении, Апостол теперь называет это крещение погребением. Раз погребение совершилось – смерть, очевидно, уже признана действительной: иначе людей не погребают. Но Апостол не ограничивается указанием на нашу смерть греху. Он говорит, что мы умерли не для того, чтобы остаться мертвыми, а для того, чтобы жить новою жизнью, подобно тому, как Христос восстал из мертвых. Этим заявлением Апостол еще более закрепляет в нас уверенность в том, что мы с грехом уже, так сказать, покончили. – «Воскрес… славою Отца». По общему голосу новозаветных писателей, Всемогуществом (слава) Божиим совершено было воскресение Христа ( Рим 4:24, 8:11 ; Деян 2:24, 31 и сл. ср. 1Кор 6:14 ; 2Кор 13:4 ; Еф 1:19 ) 22 . – «Так и нам ходить». Апостол хочет указать на невозможность (теоретическую) для верующих снова вернуться к прежней жизни. Поэтому он говорит не о воскресении их (духовном) со Христом, а начатии ими новой жизни. Это последнее – яснее, чем факт их духовного воскресения, – свидетельствует о том, что возврат их к прежнему образу жизни невозможен (принципиально).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf СМЕРТЬ Смерть – избавление от дурной бесконечности греховной жизни падшего человека Человек подвергся смерти, но и в этом случае Бог оказал ему великое благодеяние, именно тем, что не оставил его вечно пребывать во грехе. Бог изгнал человека из рая, как бы в ссылку, чтобы человек в течение известного времени очистил свой грех и, вразумленный наказанием, снова возвращен был в рай. Если в сосуде, только что сделанном, обнаружится недостаток, его переливают или переделывают, чтобы он стал новым и целым; то же бывает и с человеком в смерти. Для того он и сокрушается ее силой, чтобы во время воскресения явиться здоровым, то есть чистым, праведным и бессмертным. Феофил Антиохийский ( 113, 239 ). После своего падения первый человек жил еще многие сотни лет. Но не солгал Бог, когда сказал: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ), ибо потому, что человек отпал от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а через несколько лет после постигла Адама и смерть телесная. Святитель Григорий Нисский ( 113, 240 ). За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно. Значит, изгнание из рая есть более дело попечительности Божией о человеке, нежели гнева ( 113, 239 ). Хотя прародители жили еще много лет, но как только услышали, что они: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3, 19 ), сделались смертными, и с тех пор можно было сказать, что они умерли. В этом смысле и сказано в Писании: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ), то есть вы услышите приговор о том, что с этих пор вы уже смертны. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 240 ). Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой – избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 629 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Страдания Иисуса Христа, закончившиеся Его Крестной смертью , не то же, что страдания и смерть обыкновенных людей. Страдания и смерть всех людей суть неизбежные следствия первородного греха и наказания за грехи личные. Иисус Христос, как безгрешный, лично свободен был от этих бедствий и скорбей: равным образом и смерть не имела над Ним власти, как чистым и свободным от греха первородного и грехов личных и, следовательно, не была для Него необходимостью. Если же Он и вкусил смерть, то только потому, что добровольно подчинил Себя ее власти. «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин.10:17–18 ). Если же Христос Спаситель добровольно подчинил Себя смерти, то значит, это нужно было для спасения человечества. Значит, смерть Его имела искупительное значение, необходима была по домостроительству так же, как необходимо было и воплощение Сына Божия. Митр. Макарий (Булгаков) пишет: «Вся тайна нашего искупления смертью Иисуса Христа состоит в том, что Он взамен нас уплатил Своею Кровью долг Правде Божьей за наши грехи, который мы сами уплатить были не в состоянии: иначе, – взамен нас исполнил и потерпел все, что только требовалось для отпущения наших грехов. ... Господь Иисус Христос всецело и совершенно исполнил за нас волю Божию в продолжение Своей земной жизни и особенно в крестных страданиях и смерти, когда Его самоотвержение, смирение, послушание воле Отца достигли самой высшей степени ( Флп.2:8 ); всецело и совершенно потерпел за нас и все те страдания и смерть, какие мы заслуживали за все наши грехи. Ибо, хотя Он страдал и умер за нас по Человечеству, но это Человечество и во время страданий было нераздельно соединено с Его Божеством, и есть собственное Человечество Бога Слова. Хотя Он страдал и умер один за весь род человеческий, заключающий в себе миллионы людей, но Он есть Божеское Лице, с Которым не только все люди, но и все твари в совокупности не могут сравниться по достоинству. Хотя Он исполнял за нас волю Божию и был послушлив в продолжение только тридцати трех с половиной лет, и хотя пострадал и умер за нас однажды, но и такое послушание воле Божьей, и такие страдания и смерть Его, как Лица Божеского, без сомнения в состоянии заменить собою все неисчислимо многократные наши непослушания воле Божьей, все бесчисленные виды наших страданий и смерти, временных и вечных. Бог не мог остаться неудовлетворенным такой жертвой за наши грехи, потому что и удовлетворявший был Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Учение Церкви о будущей жизни, как пишет блаженный Августин , заключается в том, что необходимо ожить для Бога еще в этой земной жизни – это и означает воскресение первое (воскресение души). Тысячелетие Христово – это время Царства Благодати, которое началось в момент страданий Сына Божия и будет продолжаться до пришествия антихриста (царство антихриста). Потом Пришествие Христа и воскресение второе (воскресение тел: одних – в Жизнь вечную в Раю; других – воскресение в смерть в аду). Таким образом, смерть первая – это смерть физическая; смерть вторая – духовная – наступает по приговору Страшного Суда и отсылает грешника в адский пламень. Сказано: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр.20:6 ). То есть если в этой земной жизни человек обратится к Богу (воскресение первое), то смерть вторая – приговор Страшного Суда на вечные муки для нераскаянных грешников – не ожидает верующего человека. Таким образом мы выясняем, что загробный мир не просто существует, он многообразен и разнообразен. Сказано: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» ( Ин.14:2 ). Что такое вечные муки? Что ждет людей, когда смерть вторая завладеет ими? Святитель Иоанн Златоуст писал: «Нестерпима геенна и мучения в ней, впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться одной блаженной славы (славы в Царствии Отца Небесного. – О.С.) , и возненавиденну быть от Христа и слышать от Него: “никогда не знал вас” ( Мф.7:23 )… Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас » 310 . Наказания вечности будут разными: одни будут в геенском огне, других будет съедать червь, третьи будут в кромешной тьме. По-разному люди грешили – и по-разному они будут наказаны. Сынами Царства, которые будут извержены во тьму внешнюю, названы те христиане, которые были таковыми только по названию, но не жили по вере православной и не сохранили своего достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010