Смерть Сущность смерти Смерть – святым блаженство, праведным – радость, а грешникам – скорбь, нечестивым – отчаяние (прп. Ефрем Сирин , 33, 403). Источник. Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде (свт. Иоанн Златоуст , 45, 75). Источник. Что такое смерть? Временное путешествие, сон, который дольше обыкновенного (свт. Иоанн Златоуст , 45, 75). ...Когда пришел Христос и умер за жизнь мира, то смерть уже не называется смертью, а сном и успением (свт. Иоанн Златоуст , 45, 438). Смерть... есть не что иное, как совершенное уничтожение тления, потому что смерть разрушает не просто тело, но тленность его (свт. Иоанн Златоуст , 45, 478). ...Смерть не тело погубляет, а истребляет тление; сущность же остается вовеки, чтобы воскреснуть в большей славе... (свт. Иоанн Златоуст , 48, 240). Смерть – палач неумолимый, смерть – приговор неотвратимый, смерть – насильник рода нашего нелицеприятный, смерть – убийца незамаскированный, смерть – путник природный, смерть без доклада является перед лицом царей, смерть – хищник, и днем и ночью с одинаковым искусством совершающий свое дело, смерть – грабитель, похититель правды, смерть только для праведных является желанным гостем. Слыша это, возлюбленные, будем бодрствовать и трезвиться, чтобы не уснуть опять сном греховным (свт. Иоанн Златоуст , 54, 948). Источник. Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни; если же после смерти он оживет, и притом лучшею жизнью, то это не смерть, а успение (свт. Иоанн Златоуст , 55, 151). ...Грех – дрова, а смерть – огонь. В чем находила она свойственную ей пищу, то и пожирала. Не нашедши же ее во Христе, естественным образом угасла, лучше же сказать, умерла (прп. Исидор Пелусиот , 61, 66). Источник. Смерть собственно есть отдаление от Бога; жало же смерти – грех, которое Адам, прияв в себя, стал в одно время изгнан и от древа жизни, и от рая, и от Бога, за чем необходимо следовала и телесная смерть (прп. Максим Исповедник , 91, 195).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Смерть Смерть есть начало вечности. Смерть есть неизбежный удел всех людей. Смерть неизбежна, и все придется оставить здесь. Смерть неизбежная для всех и неизвестная. Смерть всех сравнивает. Смерть лишает земного и пред вечным поставляет. Смерть есть конец всякому СТРАДАНИЮ. Смерть утешает, что кончаются все беды и СКОРБИ. Утешает в смерти надежда на воскресение. Смерть бывает троякой. Как жизнь, так и смерть бывает блаженной и неблагополучной. С внешней стороны часто смерть грешника и праведника не отличается. После смерти для одних – вечное БЛАЖЕНСТВО, для других – вечные мучения. Умершие о Господе начинают новую блаженную жизнь в общении со святыми. Смерть Христа не приносит пользы тем, кто не раскаивается во грехах. Смерть неизвестна и часто внезапна, поэтому готовиться постоянно. Как ожидающий смерти не заботится о временных, так и христианин мысль должен устремлять к вечному. Откладывание приготовления к смерти есть тяжкий грех. Помнить, что смерть может прийти внезапно. Так как час исхода неизвестен, то проводить время жизни в постоянной БДИТЕЛЬНОСТИ. Истинное приготовление к смерти – покаяние. Бог положил неизвестность кончины, чтобы пребывали в покаянии. Смерть приходит неожиданно. Покаянием всегда быть готовым. Время наступления смерти неизвестно. Всегда быть готовым. Неизвестность часа смерти удерживает от грехов. Смерть неизвестна, и блажен тот, кого застанет она готовым. Готовиться к смерти, чтобы она не была неожиданной. Постоянно помнить о предсмертных душевных муках. Смерть неизбежна, поэтому со вниманием следить, чтобы ПАМЯТЬ СМЕРТИ была постоянно. Быть всегда таким, каким хотим быть при кончине. Все чувствуют горечь минуты кончины. Душа неготовая, не помышлявшая о жизни вечной, приходит в смятение. В час кончины грешник испытывает мучения СОВЕСТИ. В час смерти СОВЕСТЬ не дает покоя за ГРЕХИ. В час смерти все и всё оставит человека, один Господь поможет, если в жизни была на Него надежда. Против страха смертного утешает неповинная смерть Христова. При смерти утешает присутствие Ангелов (8, с.929–940).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Смерть – последствие грехопадения ; временное разделение души и тела , после чего тело предается земле, а душа, пройдя через испытание воздушных  мытарств , определяется Богом в подобающее ей место до всеобщего воскресения мертвых в нетленных телах и Страшного Суда , на котором уже будет решена вечная участь человека. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Смерть Ахава ( 3Цар.22:34-38 ). Смерть телесная и духовная В христианском понимании смерть – это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть – это отделенность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» ( Ин.1:4 ). Вот от этой истинной жизни человек волен отказаться и, таким образом, умереть так, что само его «бессмертие» станет вечной смертью. Смерть тела не позволяет злу стать бессмертным Несмотря на неестественность смерти, она допускается Богом, чтобы зло не стало бессмертным: «По сей причине, дабы не увековечилось поселившееся в нас зло… сосуд на время разрушается смертью, чтобы, по истечении зла, преобразовалось человеческое естество и, чистое от зла, восстановилось в первоначальное состояние» (св. Григорий Нисский ). Но такое восстановление возможно только при условии воскресения из мертвых: «Ибо, если нет воскресения, природа всего человека не сохранится». Согласно учению свт. Афанасия Великого , поскольку Божие милосердие не могло допустить, «чтобы однажды сотворенные разумные существа и причастные Слова Его погибли и через тление снова обратились в небытие», Бог-Слово стал человеком, чтобы «людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатью Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем». Чем смерть Христа отличалась от смерти любого другого человека? Смерть Иисуса Христа отличалась от смерти обычных людей целью, значимостью и последствиями.

http://azbyka.ru/smert

Закрыть itemscope itemtype="" > Пробуждение 26.01.2017 664 Время на чтение 13 минут Смерть или рождение для будущей жизни - тема заключительной лекции из цикла «От зачатия до гроба», прочитанного игуменом Киприаном (Ященко) в Центре дополнительного образования Московской духовной академии. «Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение». Лев Толстой, «Война и мир» Лучшее время для подготовки к смерти - час, когда мы отходим ко сну. Это и есть репетиция смерти. Многие говорят: нет сил читать вечернее правило. Получается, что всю жизнь (весь день) вы тренируетесь, чтобы отойти от этой жизни, - и уходите без молитвы. А нужно, превозмогая себя, вспомнить весь день, покаяться в грехах, поблагодарить Господа, попросить его: «В руце твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой. Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми», - это же молитва на исход души. Действительно, каждую ночь душа отходит от тела, а потом - утром - возвращается. Это временная смерть, с которой мы сталкиваемся ежедневно. Меня как-то одна интеллигентная женщина спросила: «Ну что такое православие? То ли дело теория реинкарнации. Там душа может полетать, потом опять вернуться в тело - вот и новая жизнь. Я отвечаю: «Так у нас реинкарнация происходит каждый день». - «Как это?» - «Утром душа вернулась в тело - вот и новая жизнь. Каждый день начинай жить с чистого листа». Попытался это объяснить на ее языке. Пойти ко Христу и радоваться с Ним А как вы считаете, смерть - это страшно или не страшно. Как святые отцы воспринимали смерть? - Как праздник. - Когда святому Паисию Святогорцу сообщили, что у него рак в одной из самых худших форм, он попросил: «Принеси-ка мне какой-нибудь платочек, и я пущусь в пляс! Я станцую танец «Будь здоров, прощай несчастный этот мир!.. Я не танцевал ни разу в жизни, но сейчас пущусь в пляс от радости, что приближается смерть». «Если в человеке живет Христос, то смерть для него радость... Когда человек радуется смерти, в добром смысле этого слова, то смерть уходит от него и приходит к какому-нибудь трусу! Если ты хочешь умереть, ты не умираешь», - пишет святой Паисий Святогорец.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

монах Митрофан Часть первая. Смерть в отношении к бессмертию О смерти Происхождение слова и понятия «смерть» Слово и понятие смерть на земле в первый раз явилось в раю из уст Самого Бога, сказавшего нашим прародителям: «смертью умрете если вкусите» ( Быт.2:17 ). Явление смерти на земле Сколько времени жили в раю Адам и Ева – неизвестно. Злоба врага не замедлила. Все богословы согласны, что первый человек – высшее существо, подобие ангелам и даже подобие Божие, существо в высшей степени нравственное, безгрешное. Нынешний нравственный упадок, нравственный пессимистический прогресс или регресс есть следствие греха прародителей. О высшем совершенстве наших прародителей можно заключить уже из того, что не дано им было никаких заповедей, никаких нравственных законов, как нам, а только самая легчайшая заповедь. Вероятно, в душе человека уже были все главные законы духа; иначе и быть не может. Если человек поставлен царем всего видимого, значит он составлял венец творения Божия. Дух не тяготился плотью и прародитель не взывал, подобно ап. Павлу, избранному сосуду Святого Духа: «Кто избавит меня от тела смерти?» Но это нравственное падение, о котором вздыхает ап. Павел, развилось из падения Адама. С падением Адама явилась на земле смерть и души, и тела; «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» ( Рим.5:12 ) свидетельствует тот же ап. Павел. Так смерть сделалась достоянием наших прародителей, а, следовательно, и всего человечества. Кто не знает сего понятия и слова: «смерть»? И дикарю, и образованному она известна. Все человечество знает две истины: первую, что умрем, а другую – неизвестно когда. Определение смерти Как таинственно и непостижимо для ума происходит соединение души с телом в утробе матери, так равно таинственно опять бывает и разделение души от тела. Заповедано Богом, чтобы всякому человеку на каждый час быть готовому к смерти. Как общий удел человечества, как казнь за грехи, как казнь, а потому и страшна смерть и праведнику, и грешнику. Действие же таинства смерти одинаково для праведника и грешника. Повелевая быть готовым к смерти, Дух Святой открывает обстоятельства, при которых совершается переход в жизнь загробную как для праведника, так и для грешника. Смерть первого красна, а второго – люта. Сама действительность этих слов была открыта некоторым Угодникам для нашего назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Н. Василиадис Как побеждается страх смерти? Смерть есть врата в вечность Пытаясь преодолеть этот страх, человек нарекал смерть разными именами и изображал ее в различных видах. Мы уже упоминали представления светской философии, которая, несмотря на все усилия, не сделала смерть менее страшной. Даже современный экзистенциализм не преуспел в этом. Он представил смерть как последнюю веху бытия, но этим не принес человечеству никакого утешения. Совершенно иное отношение к смерти у Церкви Христовой. Именно христианская вера предоставляет единственное сильное средство, помогающее мужественно встретить смерть. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Разве басня наше учение? Если ты христианин, то веруй Христу; если веруешь Христу, то покажи веру в делах. Как же ты покажешь веру в делах? Если будешь презирать смерть. Этим мы и отличаемся от неверных. Они справедливо боятся смерти, потому что не имеют надежды на воскресение; но ты, идя лучшим путем и имея возможности любомудрствовать о надежде на будущее, какое найдешь оправдание, когда, веруя в воскресение, боишься смерти, подобно не верующему в воскресение?» 588 «Страшна смерть и великого исполнена ужаса», но не для верующих, почитающих ее «переходом» и сном дольше обычного. Верующие не трепещут, но радуются встрече со смертью, ибо знают, что, оставив эту тленную жизнь, они перейдут к иной, несравненно лучшей и светлейшей, вечной и бесконечной. Неверующие испытывают ужас перед смертью, считая ее разрушением и уничтожением человеческого бытия. 589 Верующие же знают, что смерть есть путь к венцам, что разложение тела не есть погибель существа, то есть уничтожение и исчезновение бытия, но «истребление смертности, уничтожение тления». Верные знают, что смерть «не тело погубляет, а истребляет тление». 590 Следовательно, христианская вера приносит человеку новое видение, истинное знание смерти. Согласно этому новому видению, человек смотрит на смерть как на переход в вечность, как на возвращение в объятия человеколюбивого Бога. Вера утверждает человека в том, что за гробом он вновь встретится с ушедшими прежде него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Н. Василиадис Неведение о смертном часе – это благо! Час смерти неизвестен Благодаря безмерной и неисследимой любви Божьей, мы приходим от небытия к бытию и движемся к вечности. Но чтобы ее достичь, согласно премудрому плану Божественного Домостроительства, необходимо пройти через телесную смерть. «Одна дорога», ведущая в вечность, – дорога «смерти для всех, и нет другой». Телесная смерть – это «единственный мост, который невозможно обойти», приводящий нас к загробной жизни. Кроме того, смерть – это не только «всеобщая необходимость» и «всеобщий конец», это не только «всеобщая чаша», которую все мы призваны испить. Это и «божественный, нелицеприятный меч», никого не щадящий. Смерть «не страшится царя, не оказывает почтения первосвященнику», не жалеет старость, «не снисходит к красоте, не щадит юности», не чувствует сострадания к единственному ребенку, ее не трогают слезы, она не боится начальника, от нее не откупиться деньгами, и «она не смотрит ни на лица, ни на достоинство, но одинаково постигает всех». 551 Но, несмотря на то, что смерть – это неизбежное событие нашей жизни, день и час смерти нам неизвестны. Как день Второго Пришествия Господня наступит ...якоже тать в нощи ... ( 1Фес.5:2 ), подобным же образом и смерть каждого из нас придет в неизвестное время. Ибо час смерти «уподобляется» Второму Пришествию, «потому что имеет сходство и сродство с ним». То, что мгновенно и всецело сделает Пришествие Господне, то же день смерти делает «для каждого в частности». Следовательно, конец жизни каждого из нас есть «образ (...) кончины», и не было бы ошибкой назвать смерть «всеобщей кончиной», концом света. Поэтому священный Златоуст говорит человеку, который изо всех сил стремится узнать, когда наступит конец света: «Не составляет ли для каждого кончина века конец его жизни? Отчего много любопытствуешь о всеобщей кончине и отчего причиняешь себе этим печаль?» 552 Все мы, в основном, живем под угрозой нежданной смерти. Ибо смерть – не только «насильник рода нашего нелицеприятный», она еще и невежа, ибо является незваной. Она приходит, как «палач неумолимый», «без доклада». 553 Она приходит, как враг, устраивающий засаду на дороге человека, путника двух миров. Конечно, бывает, что она посылает нам какие-нибудь предупреждения, как, например, неизлечимую болезнь, а иногда человек сам призывает смерть! Но излюбленная тактика смерти – внезапность!... И никто не знает, будет ли он жив завтра или через час. Наша жизнь готовит нам самые неожиданные сюрпризы. Сегодня ты видишь, как смерть похищает старика, а завтра – прекрасного юношу в расцвете сил. Немного спустя она забирает того, на чьем лице едва показались усы, следом – «сильного и цветущего», затем пожилую женщину вместе с юной девушкой. 554

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его. Еккл. 12,7 В жизни каждого человека наступает момент, когда заканчивается путь его земной жизни, прекращается физическое существование. Кто-то умирает в результате естественного старения организма, кто-то по причине болезни или несчастного случая, кто-то готов сознательно отдать жизнь за свои идеалы и убеждения. Так или иначе, но независимо от возраста и положения в обществе любого из нас постигнет смерть. Закон смерти - общий для всего человечества, и человечество знает о нем две истины: первую, что мы умрем, а другую - неизвестно когда. Смерть приходит к человеку тогда, когда он достиг предела жизни, который предопределен ему праведным судом Божиим для совершения дела ему предназначенного. И совершенно бессмысленными, ужасными и непонятными кажутся нам смерть младенцев и вообще детей, как и внезапная гибель от несчастного случая. На протяжении всей земной истории человек пытался проникнуть в тайну смерти. Св. Антоний Великий однажды обратился к Богу с такой молитвой: " Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? " И был ему следующий ответ от Бога: " Антоний, себе внимай! А пути Божий тебе испытывать не полезно " . Несмотря на пугающую неизбежность кончины и неизвестность времени ее, для православного христианина смерть не является фактом трагически безысходным. С первых дней своего бытия Церковь учила и учит, что наши умершие братья всегда живы у Господа. Вот что пишет св. Иоанн Златоуст о смерти: " Ужасна смерть и страшна для не знающих высшего любомудрия, для не знающих загробной жизни, для считающих смерть уничтожением бытия; разумеется, для таких смерть ужасна, уже само название ее убийственно. Мы же, благодатию Божией видевшие тайные и безвестные премудрости Его и почитающие смерть переселением, не должны трепетать, но радоваться благодушествовать. Потому что оставляем тленную жизнь и переходим к жизни иной, нескончаемой и несравненно лучшей " (Беседа 83. Толкование на Евангелие от Иоанна).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1374...

Костюнька умирал, и все об этом знали. А больше, чем другие, знал плюшевый мишка: он всегда сидел возле Костюнькиной кроватки и спал на Костюнькиной подушке, рядом. Костюнька рассказывал мишке все тайны, в том числе и то, что ему говорили вне детской, когда мишка не слышал. Он, конечно, знал главный вопрос Костюньки, потому что малыш его задавал много раз за день: «Какая такая смерть ?» Костюнька думал, что старенький дедушкин мишка все уже повидал и все может объяснить. И поэтому настойчиво просил его показать эту смерть, такую непонятную и похожую на сказку: крутил пуговку мишкиного носа, дергал его за лапки. Но тот молчал, и тогда Костюнька крепко его обнимал и отвечал себе сам: «Никакая. Никакая! Какая такая смерть?!» Про эту самую смерть он услышал в больнице, когда оказался там в первый раз. Однажды утром он проснулся раньше других мальчиков своей палаты и тихо лежал. Скрипнула дверь – вошли тетя врач и мама мальчика, что спал у самого окошка. Тетя врач неслышно пробежала к ярко освещенной кроватке, откинула простынку, пощупала мальчика и тихо сказала маме: «За ним приходила смерть, она его забрала». Мама мальчика держала у рта полотенце и, кажется, плакала. Потом пришли дяди с носилками и навсегда унесли мальчика из палаты. Эта таинственная смерть, про которую сказала тетя врач, что она «приходила», стала с тех пор очень интересовать Костюньку. Он думал: «За этим мальчиком приходили дяди и забрали его. Кого же тогда забрала смерть, которая приходила раньше? И кто она такая? И почему ее никто не видел? И кто ее пропустил?» Потом, после больницы, была Пасха . Костюнька знал, что сам он родился «на Пасху» и что эта Пасха – пятая в его жизни. И еще он знал, что, если растопырить все пальчики на ладошке, будет «пять», а если загнуть один из них, взрослым будет понятно, сколько ему сейчас годков. Господь стоял во весь рост, в белоснежном хитоне, но босиком – протягивал навстречу Костюньке руки Костюнькин папа, протоиерей Павел, служил в храме маленького поселка на окраине одного известного городка с давней историей. Храм был старый, каменный, ярко выбеленный, и вся жизнь Костюньки протекала в нем и возле него. Рядом с храмом стоял небольшой деревянный домик, в котором все и жили – отец Павел, матушка Анна и сам Костюнька. Вокруг храма и дома давно образовался таинственный лес из яблонь и вишен. Возле них, в ульях, поживали пчелы, а рядом с домом, в будке – пес Верный, и в самом доме – кот Добрый. Еще у Костюньки был велосипед, игрушки, книжки и, главное, большая-большая икона Иисуса Христа, на которую он любил смотреть по вечерам, когда мама, помолившись вместе с ним, уходила в комнату к папе. Господь стоял во весь рост, в белоснежном хитоне, но босиком – протягивал навстречу Костюньке руки и, казалось, собирался шагнуть из иконы.

http://pravoslavie.ru/90617.html

Н. Василиадис Какая смерть хороша, а какая плоха Плоха ли жестокая и несправедливая смерть Душа наша испытывает великую радость от мысли, что человеколюбивый Бог безграничной мудростью Своей так устроил все в мире, что и смерть в конце концов оказывается благодеянием для людей. Мы уже пришли к тому, что верующему не следует бояться смерти, но должно встречать ее мужественно, с уверенностью в том, что через смерть мы переносимся в иную жизнь, несравненно лучшую, чем настоящая, вечную и блаженную. Однако некоторые говорят: «Боюсь не смерти как таковой, но смерти жестокой и мучительной, боюсь, например, быть обезглавленным». Другие скажут: «Боимся не насильственной смерти, но боимся умереть безвинно, не сделав ничего такого, в чем нас подозревают, быть наказанными наравне с уличенными в преступлении». 750 Однако какой бы жестокой и несправедливой ни была смерть, страх здесь не находит оправдания. Даже такая смерть не должна считаться чем-то плохим. Ибо есть у нас много примеров святых: одни из них погибли тяжелой мученической смертью, другие – несправедливой. «Так неужели, – спрашивает божественный Златоуст, – Иоанн (Предтеча) умер худо, потому что был обезглавлен? И первомученик Стефан также худо умер, потому что побит камнями?... (И Апостол Павел – потому что обезглавлен, и Апостол Петр – потому что распят?) И мученики все, по-вашему, умерли жалкой смертью, потому что одни огнем, а другие железом лишены жизни, одни брошены в море, другие со стремнин, а иные в челюсти зверей и таким образом скончались?» 751 Что же касается несправедливой смерти, то тут святой отец замечает: «Что говоришь? – скажи мне. Боишься умереть безвинно, умереть по делам хочешь? И кто же будет так жалок и несчастен, что, когда бы предстояла ему незаслуженная смерть, захотел бы лучше умереть по делам? Если должно бояться смерти, то бояться той, которая постигает нас по делам, потому что умерший незаслуженно через это самое входит в общение со всеми святыми. Большая часть благоугодивших Богу и прославившихся умерла незаслуженной смертью, и первый из них – Авель. Убит он не за то, что погрешил в чем-либо против брата или оскорбил Каина, но за то, что почитал Бога. А Бог попустил это, любя ли его или ненавидя? Очевидно, что любя и желая за столь неправедную смерть дать ему блистательнейший венец». 752

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010