Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, жены-мироносицы, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его (3:11). Царь Соломон , значит, «мирный». Царь мира – это Христос, ибо «Он есть мир наш» ( Еф. 2:14 ). Пойдите жены – взывает им Дева-Матерь – и посмотрите на Него в терновом венце, которым увенчала Его Дева- Мать Его в день бракосочетания . Увенчала , когда родила Его на страдания, увенчала , когда проводила Его в скорбный путь, увенчала – когда, влекомая Им, Сама бежала за Ним этим путем, увенчала – когда безмолвно стояла у Креста, видела Его на древе висящим, терновым венцом увенчанным. То был день бракосочетания Его , тогда Он венчался с Церковью, то был день радостный для пронзенного сердца Его – ибо мир был искуплен. И восхищались и радовались Им в горних помышлениях и чувствах Дева-Матерь и дочери Сионские (то были жены-мироносицы, но не они только, а все праведные души – дщери вышнего Сиона , который Матерь всем нам ( Гал. 4:24 ). К сим размышлениям о Скорбном пути, завершившемся в Брачном Чертоге Голгофских Страданий, приложим свидетельство о том святой Церкви. 3:11 Пойдите посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его. Мать Царя – Богоматерь и Дева, а Сын Ее Царь в день бракосочетания Его отождествляется с самим венцом . Об этом так воспевает святая Церковь в субботу акафиста: «Тя исплетшую мирови нерукоплетенный венец песнословим, радуйся, Тебе Дево зовуще: хранилище всех и ограждение, и утверждение, и священное прибежище» (Триодь постная, суббота акафиста, утреня, канон, песнь 4). Так об этом пишет св. Амвросий Медиоланский : «Посему и вы, дочери Иерусалима, поступайте так же, как увещевает вас Божественное Писание в (книге) Песнь Песней: пойдите посмотрите на Царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день радостный для сердца его; так как он приобрел себе любовь от дщерей Иерусалимских (3:11.10). Это значит: удалитесь от этой тесноты и скорби телесной, удалитесь от этой плотской прелести, освободитесь от плоти, дабы вам иметь возможность быть с Господом, ибо пребывающие во плоти не могут угодить своему Господу ( Рим. 8:8 ). Посему и говорится, что вы – не во плоти, но в духе, если стали стяжать у этого истинного миротворца Соломона такую же любовь, какую Он приобрел себе Сам, и за которую был увенчан своей матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Прежде всего: кто эта «другая Мария,» о которой дважды так выражается св. Матфей, повествуя о погребении Господа (Матф. 27:61), а затем — о воскресении (Матф. 28:1). По древнему преданию Церкви, изложенному в Синаксарии на день Пасхи, это была сама Божья Матерь. Почему же этого не сказано с полной определенностью? Как объясняет Синаксарии, «чтобы не показалось сомнительным» (из-за того, что свидетельство о таком величайшем событии присвоено Матери), евангелисты говорят: Иисус явился сперва Марии Магдалине (Марк. 16:9), которая видела Ангела на камне. Саломия была матерью «сынов Зеведеевых» — апостолов Иакова и Иоанна. Иоанна, упоминаемая св. Лукой (24:10), была жена Хузы, домоправителя царя Ирода. Остальные жены-мироносицы поименно не упоминаются, но св. Лука ясно говорит, что были «И прочие с ними» (Лук. 24:10). В числе этих «прочих» церковное предание указывает еще: Марию и Марфу, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну, а также и многих других, «Яко же Лука божественный повествует: служащие Христу и ученикам Его своими имениями» (Синаксарий в неделю Жен-Мироносиц). Жены-мироносицы ожидали окончания субботнего покоя, причем некоторые из них купили ароматы еще в пятницу вечером, как говорит св. Лука (23:56), а другие — уже «по прошествии субботы,» то есть вечером в субботу (Марк. 16:1). В разных выражениях затем говорят Евангелисты о времени прихода мироносиц ко гробу. Св. Матфей — «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели...» Св. Марк — «весьма рано, в первый день недели,... при восходе солнца...» Св. Лука — «В первый же день недели, очень рано...» Св. Иоанн — «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно...» Таким образом, все эти указания времени совпадают, говоря только о разных моментах наступления утра, из чего видно, что жены-мироносицы не все сразу пришли в одно и то же время. Более всего отличается от других Евангелистов описание св. Иоанна, что и понятно, ибо он, как и всегда, опускает рассказанное первыми тремя Евангелистами и восполняет их повествования тем, что относится только к Марии Магдалине и двум ученикам.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

Евангелист Лука повествует здесь о том, как жены-мироносицы пришли ко гробу Спасителя, чтобы, согласно иудейской традиции, помазать Его Тело специальными благовониями. Однако они встретили во гробе ангела, который возвестил им радостную весть. Раннее утро у гроба Спасителя Начинается стихира с указания времени пришествия жен-мироносиц ко гробу Христа: «Утро бе глубоко». «Бе» – форма глагола «быти», представленная аористом с имперфектной основой . Аорист – время, которое «обозначает целостный акт в прошлом, единичное, однократное, быстрое, неповторяющееся действие в прошлом, которое завершено и никак не соотносится с настоящим» . Церковнославянское «глубоко» – наречие, образованное от прилагательного «глубокий», в данном случае обозначающее раннее время . Таким образом, эта фраза означает, что жены пришли ко гробу ранним утром, как и сказано в Писании: «В первый же день недели, очень рано» (Лк. 24: 1). Почему же мироносицы приходят ко гробу в такое время и именно в этот день? Христос был распят на Кресте в пятницу, как свидетельствует евангелист Марк: «Была пятница, то есть день перед субботой» (Мк. 15: 42). Христос и Его ученики соблюдали иудейские законы и традиции. Жены-мироносицы не могли прийти и помазать Тело Господа на следующий день после Распятия, поскольку в субботний день находились в покое: «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исх. 20: 8–9). Только субботним вечером после захода солнца они купили необходимые масла и ранним утром следующего дня отправились ко гробу. Своим поступком мироносицы явили пример любви и верности к Иисусу Христу: они еще не знали о Воскресении, но спешили воздать последний долг своему Учителю. Но, придя ко гробу, жены не нашли Тело Господа. Примечательно словосочетание «темже недоумевающымся». Оно состоит из наречия и причастия в дательном падеже множественного числа мужского рода. Кроме того, перед нами специфический церковнославянский оборот, который носит название «дательный самостоятельный» . В данном случае на русский язык он может быть переведен придаточным предложением времени .

http://pravoslavie.ru/149866.html

В Церкви как в теле Христовом нет ущемленных, дискредитированных состояний. Каждый занимает такое положение, которое помогает ему максимально заботиться о других верующих. Апостол Павел пишет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?.. Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где [было бы] тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее … Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге » (1 Кор. 12: 12 –25). Да, бывает ревность не по разуму и забвение о семье. Все это есть. Надо заботиться и о семье, и о церкви, нельзя делать добро одним в ущерб другим, тем более семье. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). От активности на приходе до мужественного (!!!) «и стояли при кресте» (Ин.19: 25) надо расти. И в этом смысле приход, общение с другими прихожанами, духовное руководство преображает женщин, приближает их к идеалу жен-мироносиц. И жены-мироносицы не сразу стали мироносицами. В Евангелиях о них сказано не так уж много, скорее – даже мало, но нужно обратить внимание не на это, а на то, как о них говорится! Читая евангельские строки о женщинах, следовавших за Спасителем, мы видим верность, искренность, настоящую любовь. Протоиерей Сергий Стаценко , настоятель храма Александра Невского в Ташкенте, руководитель просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии: – Пример жен-мироносиц, прежде всего, поражает бесстрашием исповедания Христа этими женщинами перед лицом более чем явной опасности. В современной жизни подобную манеру поведения определяют жаргонным словом «безбашенность»: когда логические соображения и инстинкт самосохранения буквально вопиют об опасности и угрозе жизни, но человек, тем не менее, делает задуманное. Так, невзирая на опасность, и мироносицы шли ко гробу Господню, чтобы отдать последний долг Учителю...

http://pravoslavie.ru/53227.html

Жены-мироносицы у гроба Господня. Явление Христа женам-мироносицам. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. Рубеж 30-40-х гг. XII в. В субботу поздним вечером (ψ δ σαββτων; в Синодальном переводе: «по прошествии... субботы» - Мф 28. 1), когда начался 1-й день недели (τ πιφωσκοδηι ες μαν σαββτων; в Синодальном переводе: «на рассвете первого дня недели»; на Востоке новые сутки начинались с вечера), галилейские женщины пришли ко гробу, в к-рый положили Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело Его бальзамирующими веществами, чего они не успели сделать в пятницу, вечер к-рой уже считался началом субботы, т. е. «дня покоя». Одни жены упоминаемы ап. Матфеем (28. 1), другие - ап. Марком (16. 1), «а Мария Магдалина была спутницею всех, как самая усердная и ревностная» Его ученица ( Theoph. Bulg. In Matth. 28). Они обнаружили, что камень отвален (Мк 16. 4; Лк 24. 2; Ин 20. 1), а гроб пуст. После вечера субботы Господь Иисус Христос уже воскрес. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2. 24). Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие - это Таина всемогущества Божия, к-рая не подлежит описанию. Нек-рые толкователи считают, что вместе с женщинами была и Пресв. Богородица - «другая Мария» (об этом литургическое Предание - в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи; ср. у Феофилакта Болгарского: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» - Theoph. Bulg. In Luc. 24. 1-12), иные полагают, что это была Мария Клеопова или Мария Иаковлева (возможно, это одно и то же лицо; ср.: Euseb. Hist. eccl. III 11), Евсевий Кесарийский считает, что было 2 Марии из Магдалы, поэтому 2-я и названа евангелистом «другой Марией» ( Euseb. Quaest. evangel.//PG. 22. Col. 948). Факты косвенного свидетельства о свершении основного события не требуют от евангелистов точности. По Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф 28. 2-3). Ангел Господень (или «юноша... облеченный в белую одежду» - Мк 16. 5, или «два мужа в одеждах блистающих» - Лк 24. 4; ср.: Быт 19. 5 слл.) сообщает женам о свершении великой Таины. Ясно только, что Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день, как об этом говорил ученикам Сам Христос (Мф 16. 21; 17. 23; 20. 19; Мк 8. 31; 9. 31; 10. 34; Лк 9. 22; 18. 33; Ин 2. 19-22) и как благовествовал женам-мироносицам ангел: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть» (Лк 24. 5-7; Мф 28. 5-6; Мк 16. 6).

http://pravenc.ru/text/155304.html

Запасшись всем необходимым для воздания последних почестей возлюбленному Учителю, жены-мироносицы «в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.23:56 ). Хотя субботний покой оканчивался обыкновенно с заходом солнца, но они, вероятно, не решились идти ко гробу к ночи и потому ждали наступления следующего за субботой дня. Это тем, вероятнее, что некоторые из них самую покупку ароматов смогли произвести только «по прошествии субботы» ( Мк.16:1 ), так как возвратились в город в пятницу, очевидно, поздно вечером, до конца оставаясь свидетельницами печального обряда, и «смотрели гроб и как полагалось Тело» Учителя. Евангелисты не говорят, вместе ли все проводили эту субботу жены-мироносицы или они были в разных домах города Иерусалима. Нам кажется, что второе предположение будет более вероятно. Во-первых, трудно допустить, чтобы в Иерусалиме, необычайно переполненном во дни Пасхи, можно было найти такое помещение, которое могло бы быть приютом для нескольких лиц и притом не на один день, – и гораздо легче было приютиться по одному, двум у родственников и знакомых. Во-вторых, при таком предположении понятнее те различные указания времени, какие даются Евангелистами при описании путешествия мироносиц ко гробу Спасителя. «На рассвете первого дня недели» ( Мф.28:1 ), «весьма рано, в первый день недели» ( Мк.16:2 ), «в первый же день недели, очень рано» ( Лк.24:1 ), «рано, когда было еще темно» ( Ин.20:1 ) – так обозначают Евангелисты время путешествия жен-мироносиц. Хотя существенного противоречия между этими выражениями и нет, но некоторое различие, несомненно, имеется. Не объясняется ли это различие тем, что мироносицы выходили из разных мест города и для одних предстоящий путь был длиннее, для других – короче, почему, стремясь к одной цели, одни из них должны были начать свое путешествие так рано, когда было еще темно, другие – весьма рано, иные – на рассвете первого дня, причем, естественно, что, чем ближе они подходили к цели своего путешествия, тем ближе они сходились одна с другой, так что к самому гробу пришли вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

И так мы устанавливаем, что спасительная вера в Воскресение Христово заключается в том, что мы веруем в то, что Бог, воскресив Своего Сына, этим самым и засвидетельствовал, что принял Его искупительную Жертву. И это значит, что Мир с Богом восстановлен, и наши грехи прощены силой Крови Агнца Божия. И далее мы читаем: Мф.28:3–4 . «вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» . Этот стих и есть Евангельское свидетельство, что третий день просиял « как молния » в чуде воскресшего Господа. И была « одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет » – от столь великого Света. Блаженный Иероним говорит о Христе, «что Он – Сын Божий: скрывающееся солнце » 602 . И далее мы читаем: Мф.28:5–7 . «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» . Ангельская весть здесь содержит три призыва: « не бойтесь », « Он воскрес » и « скажите ученикам Его, что Он воскрес ». Жены-мироносицы с пасхальной радостью поспешили исполнить это поручение и сообщили апостолам, « что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите ». Но, по древнему преданию, когда жены-мироносицы вошли в Сионскую горницу и огласили ее радостным приветствием: «Христос воскресе!», в ответ им было сомневающееся молчание апостолов. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Стража, потрясенная страхом, лежала без движения, подобно мертвым, и однако Ангел обращается с утешением не к ней, а к женщинам: “Не бойтесь”. Они, говорит, боятся; в тех, которые остаются в неверии, продолжается страх. А вы, ищущие Иисуса распятого, узнайте, что Он воскрес и исполнил обещание » 603 . Страх смерти преследует человека на протяжении всей его жизни, ибо умирают молодые и старые, богатые и бедные, верующие и неверующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Конечно, Христос воскрес до того, как жены-мироносицы пришли ко гробу, а камень был отвален ангелом уже после Его Воскресения , как это видно из сообщения святого евангелиста Матфея, который говорит, что женщины, придя ранним утром, увидели, как ангел молнией слетел на гроб, затем отвалил камень и сел на него . Действительно, Спаситель вселился во чреве Пречистой Девы и родился, не нарушив ключей девства; после снятия с Креста Христос был положен в новом гробе, в котором еще никто никогда не был положен (Ин. 19: 41), — символ рождения от Девы. И как Он вошел в утробу Пресвятой Матери Своей, так же вышел и из гроба, не ломая закрывающего его камня. Ангел отвалил камень, чтобы жены-мироносицы увидели, что гроб пуст, и чтобы Петр и Иоанн, которые придут ко гробу после возвещения женами-мироносицами Воскресения, смогли увидеть пустой гроб и нетронутые пелены . В Ардяле имеются иконы, изображающие Христа Победителя вышедшим из гроба и стоящим на неотваленном могильном камне, что означает, что Он вышел через камень еще до того, как тот был отвален. Эта символика представляется мне очень важной, и я хочу остановиться на ней далее. По всей видимости, следующее явление Христа было Марии Магдалине, которая пришла с женами-мироносицами, но не ушла с ними. Не веря виденному (Спаситель изгнал из нее семь бесов, и она знала, как лжив диавол), она вернулась на гроб, ища доказательств Воскресения. Будучи в состоянии опустошенности, гнетущей сердце, она стояла у гроба и плакала. И тут вдруг она увидела внутри двух ангелов, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Иисусово, и они спросили ее, почему она плачет. Она ответила им с великой скорбью: «Потому что унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20: 13). Без сомнения, она услышала какой-то шум и, не ожидая ответа ангелов, обернулась и увидела поблизости Спасителя, но не узнала Его. Подобно ангелам, Он обратился к ней с вопросом: почему она плачет, кого ищет? Мария подумала, что это садовник, и спросила Его, не Он ли взял тело Иисусово и если да, то она умоляет сказать, где Он положил его, чтобы она пошла и взяла его. Тогда Иисус позвал ее по имени:

http://pravoslavie.ru/62116.html

Но вот и сад Иосифа. Они входят в него и, приближаясь ко гробу, с удивлением замечают, что камень отвален ( Мк.16:4 ). Расстроенные и взволнованные вошли жены-мироносицы внутрь гроба и не нашли тела Господа Иисуса ( Лк. 24:3 ), что еще больше увеличило их недоумение. И вдруг в ужасе на правой стороне гроба они увидели юношу, облеченного в белую одежду, который им сказал: – Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам ( Мк.16:6–7 ). Потрясенные жены-мироносицы в ужасе побежали от гроба и сначала от страха ничего никому не сказали ( Мк.16:8 ). Но потом, когда они успокоились, страх сменился великой радостью, поделиться которой, согласно повелению ангела, они и поспешили с апостолами (см.: Мф. 28:8 ). Между тем весть, принесенная Мариею Магдалиною ближайшим ученикам Господа о похищении тела Учителя заставила обоих апостолов тотчас ( Ин.20:3 ) пойти ко гробу. Достигнув гроба ранее Петра, Иоанн наклонился и посмотрел внутрь, и увидел, что тела нет, а лежат одни лишь погребальные пелены; в раздумье стоял возлюбленный ученик Христов, ожидая Петра, который вскоре пришел вслед за ним ( Ин.20:6 ). Апостол Петр вошел во гроб и видит одни пелены лежащие. И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте ( Ин.20:7 ). За Петром вошел в пещеру и Иоанн; погребальные пелены и особенно вид головного плата, свитого и лежащего на другом месте, возбудили в нем веру, что Господь воскрес: «В самом деле, – говорит святой Иоанн Златоуст , – если бы кто перенес тело, то сделал бы это не обнажая его, равно как, если бы кто украл его, то не стал бы заботиться о том, чтобы снять плата, свить его и положить на другом месте, но взял бы тело в том виде, в каком оно лежало. Поэтому евангелист предварительно и сказал, что при погребении Христа употреблено было много смирны, которая не хуже свинца приклеивает пелены к телу». Не с одинаковым чувством покинули ученики опустевший гроб своего Учителя; «Петр не нашел в нем света воскресения и вынес из него только удивление, – пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему ( Лк.24:12 ), Иоанн вошел во гроб и обрел хотя невидимый, но действительный внутренний свет веры в воскресение Христово (см.: Ин. 24:8 ; Филарет, митрополит Москов.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Ну и что?» — спросит неискушенный читатель… Есть вещи очевидные и не очень. То, что было очевидно для людей далеких эпох, далеко не всегда очевидно для нас. Вспомним время и место действия: Восток, почти две тысячи лет назад. Женщины тогда занимались домом, не вникали в мужские разговоры, не участвовали в политике и общественной жизни. Если им приходилось свидетельствовать на судебном процессе, их показания ставились гораздо ниже мужских показаний. Если бы евангелисты придумали всю эту историю с пустым гробом и Ангелами, они бы наверняка сделали провозвестниками воскресения мужчин. Но Евангелие описывает именно реальность, даже если она не очень укладывается в менталитет людей того времени. К слову, и апостолы, услышав слова о воскресении Христовом от женщин, не сразу верят им. Клеопа, по дороге в Эммаус, рассказывает таинственному спутнику: Некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели (Лк. 24, 22–24). Мария Магдалина оставляет слезы и призывает учеников сделать то же самое, но они, услышав, что Он жив и она видела Его,— не поверили (Мк. 16, 11). Жены-мироносицы ликуют, а апостолы-мужчины запирают двери, опасаясь мести иудеев. Женщины уже проповедуют, а мужчины думают, что видят призрак, и слышат укор Христа: Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? (Лк. 24, 38). Разве могли евангелисты намеренно изобразить апостолов — будущих столпов Церкви — в столь неприглядном свете?.. Нет, просто всё так и было, но в этом опять-таки является сила и слава Божия: представительницы «слабого пола», не боясь никого и ничего, начинают благовествовать о христианском спасении человечеству. В этом заключен очень глубокий смысл: когда-то Ева первой увидела змея-искусителя и поверила его лукавым словам, но теперь женщины первыми видят воскресшего Христа и верят в Его воскресение. Жены-мироносицы становятся апостолами среди самих апостолов. Христианская проповедь начинается с женщин.

http://pravoslavie.ru/103065.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010