Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху:/Егоже, яко мертва, со слезами искаху,/поклонишася радующияся Живому Богу,/и Пасху тайную/Твоим, Христе, учеником благовестиша. Жены Богомудрые/с благовониями вслед Тебе спешили./Но Кого они, как смертного, со слезами искали,/Тому с радостью поклонились, как живому Богу,/и Пасху таинственную/ученикам Твоим, Христе, благовествовали. Женщины с миром богомудрые за Тобой спешили/бежали; Кого они, как смертного, со слезами искали, Тому поклонились с радостью – Живому Богу, и Пасху таинственную Твоим, Христе, ученикам, благовествовали. Богомудрые жены вслед за тобою спешили с благовонными мастями; но кого они, как мертвого, искали со слезами, тому поклонились с радостию, (как) живому Богу, и ученикам твоим, Христе, возвестили таинственную Пасху. В этом тропаре можно найти две отсылки к Священному Писанию. Первая из них достаточно прозрачна – это повествование о том, как жены-мироносицы пришли ко Христову гробу: «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» ( Мф 28:8-9 ). Вторая, куда менее очевидная ссылка, на которую обращает внимание при. Никодим – на следующее место из Песни Песней: «Имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою; царь ввел меня в чертоги свои» ( Песн 1:2-3 ). При всём различии (например, упоминавшиеся в Песне Песней – юные девушки, мироносицы же, очевидно, не столь молоды) объединяет их то, что в обоих случаях героини были движимы любовью. Песнь 7, тропарь 2 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Смерти празднуем умерщвление,/адово разрушение,/иного жития вечнаго начало,/и играюще поем Виновнаго,/Единаго благословеннаго/отцев Бога, и препрославленнаго.

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

Иис. Нав.3:4 ), чтобы никто не выходил в субботу на поле за стан собирать манну. Отсюда раввины вывели заключение, что таково именно было расстояние между скинией и краем поля и что поэтому больше такого расстояния нельзя было делать в субботу. Этот законный путь был, однако слишком мал, чтобы он мог принести пользу бегущим. 688 12) Жены мироносицы, ученицы Христовы, праздновали не воскресный день, а субботу. В пятницу они приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое, по заповеди. В первый же день недели очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу ( Лк.23:56, 24:1 ). Прежде воскресения Иисуса Христа первый день недели не мог быть празднуем Его последователями. Вот почему мироносицы по ветхозаветному установлению в субботу остались в покое, а на следующий день, который для них был днем будничным, они, опечаленные смертью Учителя, пошли ко гробу Его, чтобы окончить погребальные обряды над Умершим. Здесь они удостоились видеть не умершего, а воскресшего из мертвых Иисуса Христа, Который сказал им: радуйтесь! не бойтесь, – и повелел благовествовать то, о чем они не только слышали, но и что видели. С великою радостью припали мироносицы к стопам Господа, прикосновением твердо уверились в Его воскресении и поклонились Ему. Эти необычайные события, без сомнения, сделали для них этот доселе будничный день днем бесконечной радости и светлого торжества, затмившим ветхую субботу. 13) Апостолы собрались в первый день недели из опасения преследования от иудеев ( Ин.20:19 ), а не для того, чтобы праздновать воскресение Господне, так как еще не верили этому событию ( Мк.16:14 ; Лк.24:11, 24 ). Если апостолы не верили в то время воскресению Христову, то, ясно, не могли и собираться для празднования его. Никто из православных и не утверждает этого. Апостолы, действительно, в страхе пред иудеями, полные печали об умершем Учителе и обуреваемые сомнением и неверием в воскресение Его, собрались вместе в самый день воскресения Иисуса Христа. Явившийся тогда Господь возвестил мир смущенным апостолам, уверил их в Своем воскресении и они обрадовались, увидев Господа ( Ин.20:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Лк.23:56; 24:1 ; у Мр.16:1–2 ). По всей вероятности, они не знали, что ко гробу приставлена стража, и он опечатан. 2. И с, трсъ бысть агглъ бо гдень сшедъ съ нбс, пристпль вал камень гроба и сдше на немъ: И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; Трус бысть (сделалось землетрясение). Это землетрясение, по всей вероятности, было, по словам св. Златоуста, только около гроба, так как произошло единственно для того, чтобы устрашить стражей. Оно было ранее прибытия ко гробу жен мироносиц (чит. Мр.16:2–4 ). Отвалил камень – камень, который закрывал вход в пещеру гроба Христова (27:60). 3. б же зракъ к и бло к снгъ. вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Испуг понятен, вследствие землетрясения и явления ангела среди глубокой ночи. Стали, как (быша яко) мертвые, т. е. омертвели от страха, как бывает это при сильном и внезапном испуге. Затем, когда несколько пришли в себя, убежали от гроба (чит. ст. 11). 5. вщавъ же агглъ реч женамъ: не бойтес вы: вмъ бо, к расптаго ищете: Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6. нсть зд: воста бо, коже реч: видите мсто, идже лежа гдь, Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, Не бойтеся вы. Такое ободрение было необходимо для жен мироносиц, потому что они были в страхе от чудесного видения: гроб нашли открытым и тут видят ангелов. Воста бо, якоже рече (Он воскрес, как сказал). Господь нередко говорил ученикам о Своем воскресении, и жены, сопутствовавшия им, конечно, слышали это (напр., чит. 21; 17, 22–23). Приидите, видите место, идеже лежа (подойдите, посмотрите место, где лежал) Господь. Ангел приглашает мироносиц войдти в самую пещеру гроба Господня, чтобы более удостоверить их в воскресении Его. 7. и скор шедш рцыте учнкмъ к воста мертвыхъ и с, варетъ вы въ там узрите: с, рхъ вамъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   И только потом они вспоминают: а ведь там, при гробе лежит большой камень, кто отвалит нам камень от гроба?.. И вот прходят женымироносицы ко гробу Спасителя. Что же они видят: стражи нет, камень отвален от гроба, а гроб пустой. Во гробе, с одной стороны и другой, сидят два юноши в светлых одеждах.    Жены испугались и пали ниц. Но юноши- ангелы сказали им: не бойтесь, вы ищете Иисуса Распятого – Его нет здесь. Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежит Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилеи, там Его увидите. Изумленные, страх и вместе с тем великая радость наполнила сердца мироносиц.    Так вот – Спаситель их жив? Он воскрес...    Радостную весть о воскресении Спасителя святые жены спешат возвестить Апостолам, они бегут обратно от гроба. И вот навстречу им является Сам Спаситель и говорит им: «радуйтесь!». Не помня себя от восторга святые жены бросились к ногам Господа, но Он сказал им: «не бойтесь, пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Mehя...(Mф.XXVIII,1—10; Mapk.XVI,1—8; Лyk.XXIV,1—10; Uoah.XIX,38—42;XXIII,49—66).    За что же жены мироносицы удостоились такой великой чести? – Первые услышали весть о воскресении Спасителя и увидели Господа раньше Апостолов. За то, что святые эти женщины проявили здесь глубокую неустрашимую преданность и любовь к Христу Спасителю. Еще в то время, когда Спасителя вели на крест и все ученики разбежались, кроме Иоанна, святые жены, не боясь насмешек и гонений шли за Спасителем и не имея возможности иначе выразить, как слезами, свое сочувствие Страдальцу, плакали о Нем (Mapk.XIV,50). И при кресте Спасителя, среди всевозможных ругательств и насмешек над Ним, жены мироносицы открыто стояли на стороне Господа. А после смерти Господа, движимые любовью к Спасителю, они покупают дорогие ароматы и не считаясь с опасностями для себя, бесстрашно бегут ко гробу Господню... В настоящие дни, дни открытого неверия и многочисленных расколов от Церкви Божией, верующие женщины – христианки оказывают гораздо большую преданность Богу и Церкви, самоотверженность и ревность о вере, чем христиане – мужи. В то время, как многие робко молчат среди рода развращенного и строптивого, женщины – христианки поднимают свой слабый, но верный голос за святыню Божию, несмотря на насмешки и гонения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мк 16:1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. Ничего великого и достойного Божества Иисусова не помышляют жены, когда сидят при гробе и покупают миро с тем, чтобы по иудейскому обычаю помазать тело, дабы оно было благоухающим, а не издавало неприятного запаха от тления, и дабы силой мира, иссушающей и поглощающей влагу тела, сохранялось невредимым. Вот о чем думали жены. Мк 16:2. И весьма рано, в первый  день  недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, Мк 16:3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? Мк 16:4. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. Мк 16:5. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Мк 16:6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. «И весьма рано, в первый день недели», восстав, идут ко гробу и размышляют:  «Кто отвалит камень»? Но, между тем как они размышляли о сем, Ангел отвалил камень, хотя жены не чувствовали того. Так и Матфей говорит, что Ангел отвалил камень после того, как жены пришли. Но Марк умолчал об этом, потому что Матфей уже сказал, кем отвален был камень. Если же Матфей говорит, что Ангел сидел на камне, а Марк, — что жены, вошедши во гроб, увидели его сидящим внутри, то сим не должно смущаться. Ибо могли они видеть Ангела, сидящего вне на камне, как сказано у Матфея, могли видеть опять его же внутри гроба, как упредившего их и вошедшего туда. Впрочем, некоторые говорят, что одни жены были упоминаемые у Матфея, другие — у Марка, а Магдалина была спутницей всех, как самая усердная и ревностная. Явившийся Ангел сказал женам:  «Не ужасайтесь». Сначала он освобождает их от страха, а потом благовествует о Воскресении. Он называет Иисуса Христа «распятым», ибо не стыдится Креста, который есть спасение человеков и основание всех благ. «Он воскрес»; из чего это видно? Из того, что  «Его нет здесь». И хотите ли увериться?  «Вот место, где Он был положен». Для того и отвалил он камень, чтобы показать это место.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

   По церковному преданию, в первый же день по Воскресении Своем Господь явился прежде всех Пречистой Своей Матери; но в Евангелии ничего не упоминается об этом явлении Воскресшего Господа Богородице. Согласно этому преданию, Святая Церковь воспевает в своих песнопениях, обращаясь к Богородице: «Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы Богоблагодатная Чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вина восприяла еси, Богомати Всенепорочная».    Затем последовали другие явления Воскресшего Господа, и все верующие узнали об этом радостном, великом событии. Рано на рассвете первого дня недели, в который Иисус Христос воскрес, Мария Магдалина, и Мария, мать Иаковлева, и Саломия поспешили ко Гробу с приготовленными драгоценными благовониями, чтобы помазать Тело Господа. Войдя в сад и зная, что камень, приваленный ко входу в пещеру, весьма велик, жены-мироносицы стали говорить между собою: «Кто отвалит нам камень от дверей Гроба?» Мария Магдалина, побуждаемая глубокою скорбью и пламенной любовью ко Господу, опередила всех и нашла камень у Гроба отваленным. Она вошла внутрь пещеры и, не найдя Тела Господня, поспешила известить об этом апостолов Петра и Иоанна: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его (Ин. 20:2). Вслед за тем пришли и прочие жены и также с изумлением нашли камень отваленным, а пещеру пустой. Недоумевая о происшедшем, они увидели Ангела в белой блистающей одежде, сидящего на правой стороне пещеры. Жены пришли в страх, но Ангел сказал: Не бойтесь; знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Что вы ищете живого с мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, еще будучи в Галилее, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть (Лк. 24:5—7). Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых и встретит вас в Галилее; там Его увидите (ср.: Мф. 28:5—7). Мироносицы вспомнили слова Иисуса Христа. Поспешно выйдя из Гроба, они со страхом и радостью великой побежали возвестить ученикам Иисусовым ангельскую весть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Евангелист, и жены многие зрящя, яже идоша по Иисусе от Галилеи, служащя ему ( Мф. 27:55 ). Презрев все опасности со стороны неистовых врагов Христовых, они приближаются, наконец, к самому кресту Его, и своим участием облегчают неутолимую скорбь и болезнь Пречистой Матери Его: стояху же при кресте Иисусове, говорит паки Св. Евангелие, Мати Его и сестра матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина ( Ин. 19:25 ). Но вот удаляется и Матерь и ближайший ученик Иисусов; вот и последний глагол: совершишася ( Ин. 19:30 ) изречен со креста, и Божественный Страдалец, преклонив главу, предал дух; вот и бездыханное тело Его снимается со креста и предается гробу, но Св. Жены Мироносицы не оставляют своего Господа: Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали ( Мк. 15:47 ). Служив усердно Господу от имений своих при жизни Его, они не престают служить Ему и по смерти. По внушению пламенной любви своей к Божественному Учителю они усердствуют оказать Ему последнюю погребальную почесть: По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день Недели, приходят ко гробу ( Мк. 16:1–2 ). Такая пламенная, постоянная любовь, такое вседушевное, ничем неугасаемое усердие достойно вознаграждены Самим Господом. Св. Жены Мироносицы, предварившие всех у гроба Господня, предварили всех и в радости о Воскресшем. Небесный вестник им первым возвестил святую радость: не ужасайтесь, говорил им Ангел Господень ( Мк. 16:6 ), Иисуса ищете Назарянина, распятого: Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен, но идите и расскажите ученикам Его и Петру, яко предваряет вы в Галилее; там Его увидите, как говорил вам. Но к довершению святой радости их, когда шли возвестить ученикам, се Сам Господь Иисус Христос встретился им, говоря: радуйтесь, не бойтесь; идите, возвестите братии моей, да идут в Галилею и там меня увидят ( Мф. 28:9–10 ). После сего, братья, кто не ублажит Св. Жен, сподобившихся такой блаженной участи? Кто не поревнут сподобиться той же близости к Господу? – Но путь к сему один – подражать любви их к Господу, чтоб удостоиться любви от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

«Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» (ст. 47) — обычно мы эти слова не замечаем, просто пробегаем глазами, а на самом деле это очень важный момент для понимания происходящего. Жены действительно не знали, где будет погребен Спаситель, и наблюдали, в какую же гробницу его положат. Место для погребения не было приготовлено заранее — все случилось совершенно неожиданно для всех, кроме, конечно, самого Господа, Который как всеведущий знал, где будет погребен. Мы знаем из истории, что Голгофа находилась за городом и, как это обычно бывает, за стенами города располагалось кладбище. Может быть, женщины предполагали, что где-то здесь можно совершить погребение Спасителя, и поэтому внимательно смотрели, где Его положат. «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (ст. 1). Удостоверившись, в какую гробницу положили Спасителя, и увидев, как привалили камень, жены решили по прошествии субботы совершить обряд погребения полностью. Иосиф с Никодимом вынуждены были его сократить, торопясь закончить все до наступления темноты, то есть до начала субботы, в которую уже ничего нельзя было делать, в том числе и погребать усопших. Жены-мироносицы купили все необходимое для полного совершения обряда, чтобы воздать своему Учителю должную честь, ту, какой, по их мнению, Он был достоин. Они совершенно не представляли, что Он должен воскреснуть, иначе не несли бы не пригодившиеся им ароматы. Мироносицы направились к пещере весьма рано — «в первый день недели», который мы сейчас называем воскресеньем (именно воскресенье — первый день недели, а суббота — последний), когда только-только рассветало, то есть почти ночью, и тем самым проявили мужество, в то время когда ученики прятались, боясь преследования со стороны иудеев и римских властей. Женщины пошли к гробнице ночью, пренебрегая любыми человеческими соображениями, например тем, что приставлена стража, повинуясь только велению своего любящего сердца, именно сердца, а не ума, потому что в уме их было если не неверие, то смятение — буря разных помыслов, но сердце влекло их к возлюбленному Учителю.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

– Не прикасайся ко Мне, – сказал Господь, – но иди к братьям Моим и скажи им, что восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Между тем и другие жены пришли ко гробу; с ними опять пришла и Мария Магдалина. Они увидели двух ангелов, которые сказали им: – Что ищете живого между мертвыми? Нет Его здесь. Он восстал; идите и скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес от мертвых. Исполненные радости и страха, жены-мироносицы отошли от гроба и на пути встретили Самого Христа, Который сказал им: «Радуйтесь». Они пали к ногам Его и поклонились Ему. Таким образом святые жены, ревностно служившие Господу во время Его земной жизни, сподобились быть первыми благовестницами Его славного воскресения. Мария Магдалина, первая увидавшая Господа воскресшего, утешила скорбящих учеников радостными словами: «Христос воскрес!» Как первая благовестница воскресения она признана Церковью равноапостольной. После вознесения Господа Мария Магдалина пребывала с Пресвятою Богородицею и с апостолами в постоянной молитве и была свидетельницей первых успехов христианского учения в Иерусалиме. Полная усердия и веры, она сама проповедовала слово Божие и для этого посещала разные страны. Предание говорит, что она посетила Рим и императору Тиверию подала яйцо, сказав ему: «Христос воскрес!» Вслед за тем она рассказала императору о крестной смерти Господа и обвинила Пилата в несправедливом осуждении Иисуса Христа на казнь. Издревле было обыкновение у иудеев, особенно у бедных, подносить яйца знакомым, друзьям и покровителям в день рождения их и в день нового года. Это принималось как выражение радости и изъявление уважения от людей, которые не могли принести более драгоценных подарков. После приношения святой Марии Магдалины вошло в обычай у христиан дарить друг другу красные яйца в воспоминание воскресения Христова. Из Рима Мария Магдалина прибыла в Ефес, где помогала святому Иоанну Богослову в его апостольских трудах до самой кончины своей. В V веке мощи ее перенесены из Ефеса в Константинополь. Память ее 22 июля. 7. Святая Магдалина перед Тиверием

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Первые, удостоившиеся видеть воскресшего Господа, были жены-мироносицы, пришедшие «на рассвете первого дня недели» помазать тело божественного Учителя. Услышав от Ангелов радостную весть о воскресении Иисуса Христа, подтвержденную затем явлением им Самого Воскресшего, жены-мироносицы, «возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим« ( Лк.24:9 ). «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» ( Лк.24:11 ). Так отнеслись Апостолы и прочие к первому известию о воскресении Христа. Это известие показалось им столь невероятным, столь неправдоподобным, что они даже не сочли необходимым расспросить жен-мироносиц о каких-либо подробностях виденного и слышанного ими, а просто сочли слова их пустыми и не заслуживающими доверия. Необходимо принять во внимание, что из этих одиннадцати двое (ап. Петр и ап. Иоанн) уже сами утром этого дня были у гроба Учителя, сами видели пустой гроб и лежащие пелены, и если один из них, увидев все это, уверовал, то эту веру он ничем не обнаружил вовне; это была внутренняя, крепкая, но глубоко затаенная вера, которая, видимо, никак не отразилась на общем настроении апостолов. Поэтому второй, т.е. ап. Петр, пошел от гроба только «в себе дивяся бывшему» ( Лк.24:12 ). От мысли о воскресении божественного Учителя и Петр, и прочие апостолы были еще далеки, потому что «они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» ( Ин.20:9 ). Внутренняя работа их души еще только начиналась, и то, что переживал ап. Петр, дивившийся сам в себе происшедшему, едва ли не было тогда общим настроением собравшихся. Потому-то и показались им слова жен-мироносиц пустыми, нелепыми, не имеющими реального смысла. Нужно было пройти длинный путь, чтобы прийти к непоколебимому убеждению в действительности воскресения Христа. События последних дней и в особенности события последнего утра не только давали обильный материал для работы ума, но до некоторой степени предуказывали и то направление, в котором должна была идти эта работа. Повествуя о своем путешествии ко гробу, о явлении им ангелов, жены-мироносицы должны были передать и напоминание ангелов о том, что случившееся с Иисусом Христом есть исполнение слов божественного Учителя, предсказавшего Свои страдания, смерть и воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010