Но для начала мы должны понять общую христианскую логику Священной истории. Из чего исходит христианство в своих основочувствиях? Мир, созданный благим Богом и в основе и замысле своем также благой, лежит во зле. Это ставит задачу спасения — данного человека, человечества и мира в целом. Есть борьба и история этой борьбы — история спасения, коя закончится преображением всего мира в Новый Иерусалим. И основа мира, во зле лежащего, — семья. Грехопадение имеет своими следствиями следующее: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, глава 3). Когда Господь до грехопадения заповедал «нехорошо быть человеком одному», Он заповедовал благую социальность. Когда после грехопадения Он сказал « будет господствовать над тобою» , Он констатировал извращение социальность, превращение любви в господство (которое потом выльется в убийство, в основание перовго города первым убийцей и т.д.). То есть Библия знает два вида социальности: Божью и ту, которая сформировалась после грехопадения. Христос восстанавливает райскую социальность в Церкви. Но получается так, что и первая и вторая социальности в Библии описаны как семья. Характерно, что этого обычно не замечают: первейшее следствие грехопадения, первый плод греха — патриархальная, «традиционная» семья. Женщина подчинена мужу, она занимается семьей, он — работой. Первая власть — власть мужчины, который вовлечен в труд, в экономику, женщина же «сидит дома» (разумеется, различие гендерных ролей различно в разных культурах и эпохах: но в общем и целом мужчина всегда более или менее господствует над женщиной, а женщина всегда более или менее завязана на семью — везде кроме (пост)христианских обществ!).

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

14На восьмой день надлежит исцелившемуся приобрести двух горлиц или двух голубей молодых и принести их Господу, ко входу в Шатер Откровения, и там отдать священнику. 15Священник принесет одну из них в жертву за грех, а другую – во всесожжение. Он же совершит служение пред Господом, чтобы восстановить с Ним единение человека, страдавшего от выделений. 16Если у мужчины какого случится извержение семени , должно будет ему омыть всё тело водой – и нечист до вечера. 17Любая одежда и кожаная вещь, на которую попало семя, должны быть выстираны – и пребудут нечистыми до вечера. 18Если с женщиной спал мужчина и у него произошло семяизвержение, то и она вместе с ним должна омыться водой, и будут оба нечистыми до вечера. 19Если истечение крови случается у женщины, и это у нее обычное ежемесячное истечение, то ее нечистота продлится семь дней. Нечист будет до вечера и всякий, кто дотронется до нее. 20Всё, на что ляжет она, пребывая в своей нечистоте, тоже станет нечистым, как и всё, на что она сядет. 21 Каждый, кто прикоснется к ее постели в это время, должен выстирать одежды свои и вымыться – и до вечера будет нечист. 22 И если кто коснется какой–либо вещи, на которой сидела она, должен будет выстирать одежды свои и вымыться – и нечист останется до вечера. 23Нечист будет до вечера даже тот, кто прикоснется к чему–либо лежавшему на постели или любом сиденье, на котором сидела женщина с истечениями. 24 И если в то время муж ее позволит себе половое сношение с ней, пятная себя ее нечистотой, нечист он будет целых семь дней, и всякая постель, на которую ляжет он, станет нечиста. 25Если кровотечение будет у женщины не во время месячных или продолжится дольше, чем то бывает обычно, будет она нечистой и во все неурочные дни кровотечений, как во время обычных месячных. 26Тогда всякая постель, на которую ляжет эта женщина при продолжающихся у нее выделениях, будет нечиста. И всё, на что сядет она, будет нечистым, как и в дни ее месячных. 27И каждый, кто прикоснется к этим вещам, будет нечист, и придется ему выстирать одежды свои и омыться – и нечист до вечера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

18. И взяв это, она пошла в город, и увидела её свекровь, сколько набрала она, а она достала ещё оставшееся с обеда и отдала ей. 19. И сказала ей её свекровь: “Где ты подбирала сегодня? Где ты работала? Благословен пусть будет принявший тебя”. И рассказала Руфь свекрови, у кого она работала, и сказала: “Человека, у которого я сегодня работала, зовут Вооз”. 20. И сказала Ноеминь своей снохе: “Благословен он у Господа за то, что не лишил своей милости ни живых, ни мёртвых”. И сказала ей Ноеминь: “Человек этот наш родственник, родня он нам”. 21. И сказала Руфь моавитянка: “Он даже сказал мне: Присоединяйся к моим работникам, пока они окончательно не закончат мою жатву”. 22. И сказала Ноеминь Руфи, своей снохе: “Очень хорошо, дочь моя, что ты будешь выходить с его девушками и не придётся тебе терпеть оскорблений на каком-либо другом поле”. 23. И присоединившись к работницам Вооза, подбирала она до тех пор, пока не окончилась жатва ячменя и жатва пшеницы, и жила с Ноеминью. Глава 3 1. И сказала ей Ноеминь, свекровь её: “Не поискать ли, доченька, для тебя пристанища, хорошего для тебя? 2. Нынче Вооз, родич наш, с работницами которого ты была, вот, этой ночью, он веет ячмень на гумне. 3. Умойся, натрись маслом, приоденься и, спустившись на гумно, не показывайся никому, пока он не окончит есть и пить. 4. А когда он уляжется, то приметь то место, где лёг он, подойди, приоткрой у ног его и ложись… Он сам скажет, что тебе делать”. 5. И сказала она ей: “Сделаю всё, как ты сказала мне”. 6. И спустившись на гумно, она исполнила всё, как наказала ей её свекровь: 7. когда Вооз наелся и напился, то раздобрело сердце его, и пошёл он, чтобы лечь на краю скирда, а она незаметно подошла и приоткрыла у ног его, и легла. 8. И было посреди ночи: забеспокоился и содрогнулся мужчина, и вот, женщина лежит у его ног. 9. И сказал он: “Кто ты?”. И сказала она: “Руфь я — раба твоя. Простри крыло своё на рабу твою, ведь сородич ты”. 10. И сказал он: “Благосло­вен­на ты, дочь моя, у Господа — не пошла ты к парням, ни к бедному, ни к богатому, но по милости своей сделала последнее лучше первого. 11. Теперь так: не бойся, дочь моя, всё, что сказала ты, я сделаю для тебя, ведь у всех врат народа моего знают — ты женщина добродетельная. 12. Да, действительно, я родственник, но есть один родственник более близкий, чем я. 13. Ночуй эту ночь, а утром, если он возьмёт тебя, хорошо, пусть берёт, а если он не захочет принять тебя, то, жив Господь, я возьму тебя. Лежи до утра”. 14. И лежала она до утра у ног его. Но прежде чем можно было что-нибудь различать, она поднялась, он же сказал ей: “Пусть не знают, что приходила на гумно женщина”. 15. И сказал он: “Дай платок, что на тебе, и подержи его”. И она держала, а он отмерил шесть мер ячменя и насыпал в него, и пошёл в город.

http://pravmir.ru/kniga-rufi/

1:18–25). В этих случаях слово «жена» употреблено в смысле «женщина» вообще, а не «замужняя», т. е. для обозначения пола, а не брачного состояния, в каком смысле употребляется в Св. Писании и слово «муж», т. е. в смысле «мужчина», а не «женатый». Так, напр., в книге Деяний читаем: «Вдруг предстали перед ними два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?» ( Деян. 1:10–11 . См. 2:14; 5:35; 13:15; 19:35 и др.). Или читаем в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1:1 ). Нет никакого сомнения, что в приведенных местах Св. Писания слово «муж» не означает только женатого человека, а вообще мужчину; тем более не приложимо оно в первом смысле к Ангелам, которые тоже названы «мужами». Так точно и слово «жена» иногда означает в Св. Писании не замужнюю женщину, а вообще – лицо женского пола. Так, напр., к девице Марии Магдалине и Ангелы, и Господь обращаются с такими словами: «Жена, что ты плачешь?» ( Иоан. 20:13  и 15). Мы знаем, что, согласно пророчеству: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», Христос и родился от Девы Марии, еще только «обрученной» Иосифу, чтобы он хранил и защищал Ее, и что «прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого», и что когда Иосиф хотел тайно отпустить Ее, «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:18–20). Следовательно, здесь Дева названа «женой». Ап. Павел, конечно, знал пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет...», но в послании к Галатам пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» ( Гал. 4:4 ). И здесь слово «жена» не означает «замужняя», а – вообще «женщина», т. е. указывает не на замужество, а на женский пол, почему слова ап. Павла: «родился от жены» равнозначущи словам: «родился от Девы». У нас есть не только «мужские», но и «женские» училища, но в них не обучаются ни мужья, ни жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

(1, с. 156.) Кому другому, как не счастью, должны молиться люди о будущей жизни, если счастье – богиня? Поскольку же оно – не богиня, а дар Божий, то какому Богу, кроме Подателя счастья, должны мы молиться, благочестивой любовью любящие вечную жизнь, в которой заключается истинное и полное счастье? (2, с. 335.) Все Божественное учение направляется к любви, о которой апостол говорит: Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. (1 Тим. 1: 5). (10, с. 93.) Боже мой, Ты, Который поднимаешь меня, смиренного, даешь отдых труждающемуся, Ты, Который слушаешь исповедь мою и отпускаешь грехи мои, Ты велишь… мне любить ближнего, как самого себя. (1, с. 234.) Несомненно, что мужчина и женщина с самого начала были сотворены такими, какими мы их видим и сейчас: двумя людьми различного пола. Но они называются одним или по причине брачного союза, или потому, что женщина была сотворена из ребра мужчины. И апостол на основании этого первого божественного установления увещает, чтобы мужья любили своих жен (Еф. 5: 25-33). (4, с. 51.) Чтобы душа была очищена, дабы… проповедь понять, полюбить и обратить к своей пользе и чтобы сила мысли была крепче, дабы озариться… светом, скупым говорится: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6: 19-21); расточительным: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 8); гордым: Всякийвозвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14: 11); гневливым: Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5: 39); сварливым: Любите врагов ваших (Мф. 5: 44); суеверным: Царствие Божие внутри вас (Лк. 17: 21); любопытным: Смотрите не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4: 18) и, наконец, всем вообще: Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1Пет.3:1–2 В Писании часто говорится, что жены должны повиноваться своим мужьям. При сотворении человека Бог создал жену в качестве помощницы мужу, а потом, после падения, жена стала покоряться мужу, потому что первой нарушила заповедь Божию и увлекла за собой Адама. Бог подчиняет жену мужу, и муж уже имеет власть над ней 47 . В Новом Завете тоже есть известная формула учения о том, что жены должны повиноваться своим мужьям. А мы говорим, что между полами существует равенство. Как же это согласуется со словами святого апостола Петра? Во-первых, в Священном Писании святой апостол Павел говорит, что нет мужеского пола, ни женского ( Гал.3:28 ). Нет разницы ни между мужчиной и женщиной, ни между варваром и эллином, ни между рабом и свободным, но все мы одинаковы пред Христом. А значит, мы будем исходить из этой основы. Есть человек, то есть мужчина и женщина. Бог сотворил человека, создал Адама, а потом Еву. У них была общая цель – связь с Богом, и Ева содействовала их общему приведению к Небесному Отцу, Богу. Из Ветхого Завета, где женщина действительно стояла ниже мужчины, мы, поскольку закон Моисеев был переходным этапом, переходим в период Нового Завета, период благодати, где больше нет разницы между мужчиной и женщиной: мы все одинаковы пред Богом, и у нас есть общая цель – спасение и связь с Богом. Святой апостол Петр называет и причину, по которой надо повиноваться мужьям: не потому, что жены более слабые или какие-то не такие, а чтобы мужья через поведение своих жен приобретаемы были без увещания, только видя ваше чистое, богобоязненное житие, то есть, чтобы ты без особой проповеди приобретала своего мужа. Когда жена отдает мужу то, в чем он нуждается как муж, и муж отдает жене то, в чем она нуждается как жена, тогда они взаимно приобретают друг друга, не властвуя над своей половинкой. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах ( 1Пет.3:7 ). Апостол говорит это мужьям, потому что они, видимо, были недотепами, не понимали, что значит жить с женой, и апостол подчеркивает здесь, какое это великое искусство – жить с женой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

22 возврати их. См. 5,21. 22 осла... вола его упадших. Данный закон соответствует закону, изложенному в книге Исход (23,5). Иисус привел этот стих, дабы обосновать исцеление человека, совершенное Им в субботу. Фарисеи разрешали помогать выбившимся из сил животным, нарушая этим предписание о соблюдении субботы, однако к человеку, нуждающемуся в помощи, они не питали никакой жалости ( Лк. 14,5 ). 22 На женщине не должно быть мужской одежды. Женщина не должна посягать на права и обязанности мужчины. 22:6 См. 14,21. 22 перила около кровли твоей. Плоские крыши домов в древнем Израиле использовались и для работы ( Нав. 2,6 ), и для отдыха, поэтому, чтобы предотвратить случайное падение человека с крыши, вдоль края кровли сооружались перила или ограда. Это частное установление, как и многие подобные, имеет глубокий подтекст: прежде чем делать что-либо, взвесь и продумай все. 22:9–11 В Лев. 19,19 также запрещаются три вида смешения, два из которых (относительно семян и одежды) почти дословно повторяются здесь. Израилю дано было повеление не смешиваться с окружавшими его языческими народами. Это повеление подкреплялось и такими частными постановлениями о недопустимости смешения, дабы «вещественные начала» служили постоянным напоминанием о вещах духовных. 22 Сделай... кисточки на четырех углах покрывала твоего. То же, что «завяжи узелки, чтобы не забыть». 22 лежащий с женою замужнею. Уличенные в прелюбодействе признавались одинаково виновными и мужчина, и женщина. 22 Никто не должен брать жены отца своего. Ср. 1Кор. 5,1,2 . Глава 23 23 в общество Господне. Это выражение используется во Второзаконии шесть раз, в других книгах ВЗ пять раз (см., напр., Неем. 13,1 ); гораздо чаще встречается выражение «общество Израиля». В 1Пар. 28,8 Давид обращается к слушателям: «И теперь пред очами всего Израиля, собрания Господня, и во уши Бога нашего...» 23 десятое поколение. Со словом «вовеки» выражение «десятое поколение» приобретает значение «никогда». 23 Валаама. См. Чис, гл. 22; 24. 23 Не выдавай раба. См. 16,12.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3 . Посмотрим теперь, что далее сказано об Аврааме: «А сам стоял подле них под деревом» ( Быт.18:8 ). Чтобы слышать такого рода повествования, наши уши должны быть обрезаны. Ибо не должны мы считать, что для Святого Духа, водившего рукой автора книг закона, важнее всего было то, где стоял Авраам. Ибо какая польза мне, если я пришел послушать, чему Святой Дух учит человечество, услышать, что Авраам «стоял подле них под деревом»? Но давайте посмотрим, под каким деревом стоял Авраам и подавал кушанье Господу и ангелам. Сказано, у дуба Мамврийского. «Mambre» на нашем языке означает «видение» или «острота зрения». Видишь ли, что это за место, где Господь может вкушать? Ему понравилось видение Авраама, острота его зрения. Он был чист сердцем и поэтому мог узреть Бога (ср. Мф.5:8 ), поэтому в этом месте и в этом сердце может пировать Господь со Своими ангелами. Ведь раньше пророков называли прозорливцами (ср. 1Цар.9:9 ). 4 . Что же говорит Господь Аврааму? «Где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре». И опять сказал Господь: «Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его» ( Быт.18:9–10 ). Пусть учатся жены на примерах патриархов, пусть, говорю, учатся жены следовать за своими мужьями. Ибо не просто же так написано: «Сарра слушала у входа в шатер, сзади его», но чтобы показать, что если муж идет к Господу, жена должна следовать за ним. Я хочу сказать, что жена должна идти за мужем, если видит, что он стоит подле Бога. Далее поднимемся на более высокую ступень понимания и скажем, что мужчина есть разумное начало в нас, а женщина – наша плоть, которая, как и женщина, едина с мужчиной. Так пусть же разум всегда ведет за собой плоть, не позволяя себе лениться, чтобы она не погрязла в роскоши и наслаждениях и не подчинила себе разум. Поэтому Сарра стоит позади Авраама. Но и в этом отрывке мы можем увидеть и нечто таинственное, если посмотрим, как в книге Исход «Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном» ( Исх.13:21 ), а сыны Израилевы следовали за Ним. И так же я понимаю то, что Сарра следовала или стояла за Авраамом. Что же говорится далее? «Авраам же и Сарра были стары [presbyteroi] и в летах преклонных» ( Быт.18:11 ). Что касается телесного возраста, то и прежде них многие люди жили дольше, но никого не называли presbyter. Из этого видно, что звание дано этим святым по причине не долголетия их, а зрелости.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Chrysost. Hom. in Gen. XVII.18 ), с другой стороны, “жена, хотя и подчинена нам, но как свободная и равночестная” (Ioan. Chrysost. Hom. XXVI in 1Ep. ad Cor.). Очевидно, что в своих толкованиях святые отцы не могли не иметь в виду слова апостола Павла: “А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием” ( 1Тим 2. 12–15 , ср.: Ambros. Mediol. De parad. X.47). Исходя из вышесказанного, можно с достаточной долей уверенности говорить о том, что мужчина и женщина равны в своей причастности к Богу, однако половой дуализм не является частью Божественного образа в смысле андрогинности, поэтому становится неотъемлемой частью человеческой жизни и подразумевает определенную иерархию, в которой женщина рассматривается как помощница мужчины, сотворенная из его плоти, получившая от него имя и наставления к жизни, первая совершившая первородный грех, наказанием за который будут муки рождения, а чадородие превратится в главное условие ее спасения. Следующий вопрос о священническом служении сам по себе значителен и объемен, поэтому разобрать его подробно в рамках данной статьи невозможно. Следует лишь указать на некоторые моменты, связанные с заявленной проблемой. Очевидно, что речь идет не о “царственном священстве”, которого удостаиваются все крещеные христиане ( 1Петр 2. 5 ,9 ), а об институциональном 25 . Ведь слова апостола Петра являются свидетельством непреходящей благодати, которой в равной степени удостаиваются и мужчины и женщины в Церкви, в силу чего, например, существует правило, допускающие в случае крайней необходимости, связанной с близкой кончиной крещаемого, совершения над ним Таинства Крещения мирянином любого пола 26 . “Царственное священство” не отменяет и не заменяет институциональное, существовавшее с ветхозаветных времен, исполнявшееся Мелхиседеком ( Быт 14.

http://azbyka.ru/vopros-o-zhenskom-svyas...

S 66/L34//СА III. 8/// О том, что вдовицам не приличествует делать что-либо без повеления епископов. Итак, обязанность вдовиц состоит в том, чтобы быть чистыми и повиноваться//епископам и диаконам 558 , быть стыдливыми и боязливыми, и бояться епископов как Бога 559 , не поступать по собственной воле 560 и не желать делать чего-либо, кроме того, что повелено им епископом: чтобы они, не (испросив) совета, не говорили бы с кем-либо с целью обращения 561 , или чтобы не шли к кому-нибудь 562 есть и пить, или не постились бы с кем-либо, или не получали бы чего-нибудь от кого-либо, или не возлагали бы на кого-нибудь руку и не молились бы (за него) без повеления епископа или диакона 563 . Но если она сделает что-нибудь такое, что ей не повелено, то она должна быть обличена за то, что поступила своевольно.///Ибо откуда ты, женщина, знаешь, от кого ты принимаешь, или каким даянием ты питаешься 564 , или по чьей воле ты постишься, или на кого возлагаешь ты руку? Разве ты не знаешь, что за все это ты должна дать отчет перед Господом в S 67/L 34//СА III. 8///день суда, так как ты принимаешь участие в их (тех людей) делах. Обличение непокорных вдовиц. А ты, своевольная вдовица, – ты видишь вдов, твоих единомышленниц, или твоих братьев в болезни, но ты не заботишься о твоих членах, чтобы (за них) поститься, молиться, возлагать руку и посещать их, а представляешься больной или несвободной. К другим же, кои/во грехах или удалены из церкви, ты с радостью готова ходить и навещать их, ибо они много дают 565 . Итак, вы должны стыдиться за то, что хотите быть умнее и рассудительнее не только мужчин, но также и пресвитеров, и епископов. Знайте-же, сестры, что во всем, что повелевают вам верховные пастыри с диаконами и (в чем) вы повинуетесь им, в том вы повинуетесь Богу 566 , и во всем, в чем вы участвуете по повелению епископа, ://: вы будете пред Богом чисты; а равно и каждый брат из мирян, который повинуется епископу и подчиняется ему, ибо они должны дать отчет о каждом. Если же вы не повинуетесь воле епископов и диаконов, то они неповинны в ваших проступках, а вы, будет ли то мужчина или женщина, должны дать отчет за все, что вы делаете по собственной воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010