Так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошей подчиненной. Лучше тебе быть под его начальством и состоять под его управлением, чем, пользуясь свободой и властью, носиться по стремнинам». Далее, после изгнания из рая Адама и Евы мы видим во всей ветхозаветной истории осуществление Божиего суда: над женщиной господствует мужчина. Прежде всего, это выражается в узаконенном факте многоженства. Собственно, и в Новом Завете апостол увещевает женщин также покоряться мужьям: «И вы, жены, повинуйтесь своим мужьям» ( 1 Пет. 3:1 ). Но тут уже есть и другая нота, совершенно немыслимая для ветхозаветных отношений: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» ( 1 Пет. 3:7 ). Уже и женщина воспринимается не совсем так, как раньше, и любовь супругов воспринимается более духовно: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ). Однако мы видим из Евангелия, что и эти возвышенные отношения – не тот предел, которого мы должны достичь, не «план» Божий о человеке. Совершенство мы познаем из слов Христа, и относится оно к таинству будущего века: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» ( Мк. 12:25 ). И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:28 ). Итак, мы видим, что равенство мужчины и женщины нарушено грехопадением, неравенство же является частью отношений падшего сего мира, и нет в нем подлинной любви. Это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер и прекращается с разрешением от греха. В Царстве Божием, где прощены и оставлены все грехи, все пребывают, как Ангелы, отличаясь друг от друга только благодатью и славой, которую святые прияли за свои подвиги, а совершенно не полом, титулом или иным чем земным. На мысль приходит также аналогия из аскетических творений. Вероятно, все помнят, как рассуждает преподобный авва Дорофей о страхе Божием. Он говорит, что каждый христианин должен иметь его, но новоначальный и совершенный имеют его в разном качестве. Страх новоначального – страх раба, который боится наказания. Страх среднего – страх наемника, который боится потерять оплату труда. Страх совершенного – страх сына, который опасается опечалить родителя. В некотором смысле и женщина в Ветхом Завете оказывает послушание, как раба. В Новом – уже более как свободная, имеющая получить за это награду в вечности. И в будущем веке – входит в достоинство дочери, как мужчина – сына, и оказывает истинное послушание лишь Отцу.

http://azbyka.ru/semya/muzhchina-i-zhens...

Раб Онисим, убежал от своего верующего господина Филимона и сильно ему навредил, но Филимон должен после своего крещения «принять его навсегда» (Флм 15;) «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного […] и по плоти и в Господе» (Флм 16;). «По плоти» брат, подчеркивает Павел, и предостерегает при этом от того опасного лжетолкования всех «привилегированных» христиан, которые допускают единение с христианами, уважая их и признавая их право лишь в богослужении, а далее его не распространяя. По плоти брат Филимона! Филимон должен по-братски принять раба, как если бы это был сам Павел (ст. 17), не вменять ему в вину причиненный вред (ст.18). Филимон должен сделать это добровольно, хотя Павел мог бы возыметь и дерзновение попросить его здесь (ст.8-14), и Филимон определенно сделал бы больше, чем потребовалось бы (ст.21). По плоти брат, поскольку крещен. Останется ли отныне Онисим в рабах своего господина Филимона — их отношения друг к другу станут теперь уже другими. Благодаря чему? Свободный и раб стали членами Тела Христова. Отныне в их общности живет, как в маленькой келье, Тело Христово, община. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:27; и след.; Кол 3:11;). В общине один для другого более не свободный или раб, мужчина или женщина, но член Тела Христова. Конечно, это не означает, что раб отныне уже не раб и что мужчина перестал быть мужчиной. Но это еще далеко не значит, что отныне и впредь в общине каждый будет рассматриваться на основании этого как иудей или эллин, свободный или раб. Как раз это и должно быть исключено. Мы рассматриваем друг друга только как участников в Теле Христовом, разумея, что мы вместе — единое в нем. Иудей и эллин, свободный и раб, мужчина и женщина теперь едины как часть общины Тела Христова. Где они совместно живут, говорят, действуют — там община, там они во Христе. Но при этом также решительно определяется и изменяется их единение. Жена повинуется мужу «в Господе», раб служит Богу, если служит своему господину, господин знает, что он также имеет Господа на небесах (Кол 3:18; — 4:1;), но отныне они братья «и по плоти и в Господе».

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Женщина– 1) человек, личность; лицо, обладающее всей совокупностью общечеловеческих сущностных свойств (свойств, присущих каждому человеку именно как человеку – как обладателю человеческого естества), но отличающееся от лиц мужского пола наличием комплекса исключительно женских и отсутствием комплекса исключительно мужских половых (в широком смысле) особенностей; 2) повзрослевшая девочка (девушка); 3) лицо женского пола, состоящее или состоявшее в браке. Что Библия говорит о сотворении женщины? В книге Бытия о создании женщины говорится следующее: «Сотворил Бог человека… мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ). Потом приводится более подробное описание: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» ( Быт.2:18-23 ). Этот текст библейские толкователи относят к одному из самых трудных для объяснений мест Священного Писания . Он, по слову свт. Иоанна Златоуста , «превосходит всякий разум человеческий» , так что понять его можно «не иначе… как только рассмотрев… очами веры». Женщина была создана позже мужчины – она низшее существо? Мнение о том, что женщина – низшее в сравнении с мужчиной существо, не является церковным. Женщина такой же человек, как и мужчина: не в большей и не в меньшей степени человек. Согласно первому правилу Гангрского Собора, того, кто осуждает женщину как существо, которое не может войти в Царство Небесное , следует предать анафеме . И среди мужчин, и среди женщин есть причисленные к лику святых. При участии женщины произошло Боговоплощение – рождение Спасителя (от Богородицы ). Будь женщина существом низшего порядка, такого бы не случилось. Богородица почитается как достигшая высшей святости и близости к Богу, несопоставимой со святостью не только других людей, но и Ангелов : «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим» . Первым человеком, которому явился Христос после Своего Воскресения, тоже была женщина: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине» ( Мк.16:9 ). В «Домострое» написано, что можно бить женщин. Почему?

http://azbyka.ru/zhenshhina

Призвал же царь Зоровавеля, третьего, и сказал: «Скажи и ты загадку свою, как и друзья твои сказали». Зоровавель же отвечал: «Послушай, царь, и узнайте все вельможи! Сильнее всего царь, что хочет, сокрушает, о чем были речи, сказанные о силе царя и силе вина. Женщина сильнее царя, и вина, и всего. Потому женщина сильнее царя, что родила царя, вскормила его, воспитала, одевала его и скверну его омывала, наставляла его и владела им, и держала его в строгости. Он боится голоса ее и вдалеке от нее, может сокрушить его словом своим. Иногда же обратится в бегство (от страха) перед нею. И когда он станет юношей, и тогда страха кары ее не забудет и не нарушит слова ее. И потом, увидев красивую женщину, полюбит красоту ее и не изменит любви к ней ни за какое богатство. Даже отца и мать оставит ради любви к женщине. Многие совершили ошибки из-за нее, многие были обмануты из-за любви к женщине. Многие убийцами стали из-за нее, многие в ад сошли из-за нее. Многие мудрые попались в сети ее. И вражда бывает между родными и друзьями из-за нее. Разве не понимаете или не знаете, что, если станет красивая женщина на пути, то, если бы (мужчина) и нес что-то в руках, но глаза его смотрят на нее, и вся мысль его – о ней, а не о том, что в руках несет. И если бы она что-нибудь отвечала ему, то все бы бросил и говорил с нею. Если не верите моим словам, то скажите мне, для кого вы трудитесь, не для женщин ли? Ведь им покупаете всякие вещи, и изделия золотые и серебряные, и благовония. И вино, и масло кому покупаете, не женщинам ли? Иные грабят, иные крадут и убивают – не женщинам ли приносят? Так и я видел тебя, царь, сидящего на престоле своем, и венец был на голове твоей. А вспомни, как дочь Авиоша македонского, наложница твоя, сидевшая около тебя, дотянулась рукой своей, и сняла венец с головы твоей, и возложила на главу свою, а ты, царь, смеешься, глядя на нее, а так царю не следовало бы смотреть. А когда она разгневалась на тебя, царь, ты обнимал и целовал ее, дабы не гневалась. Услышьте все, что женщина сильнее всего. Они и силу Самсонову победила, и Давида обольстила, и Соломона прельстила. Так и Адам: Богом был сотворен отцом всему миру, и не женщина ли его из Рая извела, и смерти предала, и обманула праведного? Услышьте же, что женщина – сильнее всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В чреде наставлений, которые Господь дает Моисею, есть и те, которые касаются женщин. Однако они не адресованы женщинам напрямую: И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней... ( Исх. 12:1–2 ). Моисей пересказывает все полученные от Господа заповеди исключительно сынам Израилевым ( Исх. 30:1 ), а они, в свою очередь, должны пересказать своим женам то, что последним необходимо знать. Ветхозаветное брачное право было построено на представлении о том, что жена является собственностью мужа. Полный текст десятой заповеди Моисеевой звучит так: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего ( Исх. 20:17 ; ср. Втор. 5:21 ) 212 . Жена здесь стоит в одном ряду с домом, рабами, волом, скотом, ослом и прочим имуществом. Данная заповедь, разумеется, не могла иметь никакого зеркального отражения применительно к замужней женщине, так как последняя не обладала собственным имуществом: все имущество принадлежало мужу, от которого по наследству передавалось его сыновьям. В отношении прелюбодеяния закон Моисеев предписывает суровое наказание по отношению к обоим виновным – мужчине и женщине: Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка ( Исх. 20:10 ). Речь здесь идет о конкретном случае: когда участниками прелюбодеяния являются мужчина и замужняя женщина. Во многих других случаях закон гораздо более суров к женщинам, чем к мужчинам. В частности, если муж заподозрит жену в измене, она должна быть подвергнута унизительному испытанию горькой водой, наводящей проклятие ( Чис. 5:11–31 ). Если мужчина, вступив в брак, обвинит свою жену в том, что она не девственница, родители должны вынести признаки девства отроковицы к старейшинам, то есть принести к ним ее одежду. В случае обнаружения доказательств девства жены до вступления в брак муж должен заплатить денежный штраф. Если же будет доказано, что женщина потеряла девство до вступления в брак, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля... ( Втор. 22:13–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если немного коснуться мировой истории, мы увидим, что к женщине относились как к получеловеку чаще, чем как к человеку. В некотором роде, исключением может служить древнеегипетская культура с ее почтительным, в силу местных религиозных особенностей, отношением к женщине. В прочих языческих культурах женщина обыкновенно лишь инструмент продолжения рода. Даже получившие Завет с Богом евреи, в силу общей грубости царивших в ту пору нравов, относились к женщине едва ли лучше язычников. Женщина была частью того, что мужчина имел в жизни — частью его имущества: «не пожелай жены ближнего, ни осла, ни скота…», хотя Священные книги евреев дают основания к более глубокому отношению к женщине. Несмотря на богооткровенность ветхозаветной религии, отношения между евреями во многом определялись категориями падшего человеческого сознания. В вопросах взаимоотношений двух полов мужчине в Ветхом Завете принадлежит исключительное преимущество. Вот что пишет об этом современный знаток иудаизма: «В ортодоксальном иудаизме такое положение вещей строго сохраняется и до сих пор. В частности, буквальное прочтение стиха из Второзакония: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» заставляет мужа или его представителя подписывать документ о разводе («гет»). Современная практика приводит иногда к тому, что мужья начинают шантажировать своих жен, так как не получившая «гет» женщина (даже если состоялась процедура гражданского развода) не считается разведенной, а если она вступает в новый брак, то считается прелюбодейкой, а дети от второго брака — незаконнорожденными. При этом мужчина, не давший первой жене «гет», вполне может вступать во второй брак, так как Тора разрешает полигамию» 10 . Именно христианство утвердило высокое назначение женщины, совершило коренной переворот во взгляде на женщину, в представлении о ее призвании.

http://azbyka.ru/liberalnye-cennosti-i-f...

И тогда мы начнём выходить из состояния греха. Чего ищет человек? Любви. Христос дал нам заповеди, они есть слово Божие, сказанное Адаму. И Христос заповедует нам любить ближнего, как самого себя. Итак, Бог заповедует нам любить любого, не конкретизируя, кто это, — мальчик или девочка, старик или юноша, так как любовь универсальна. Добавим слово Христа из Евангелия от Матфея в гл. 5, 6, 7: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». Что хочет этим сказать Христос? Он показывает, что природа наша, по сути, иная, чем прелюбодейное восприятие мужчины или женщины. Что есть прелюбодеяние? Дух Святой да научит нас. Так поступайте и вы, молитесь и просите Его, когда одолеют помыслы и искушения. Возносите молитвы ко Господу, и это будет вашим первым шагом. Господь показывает нам, что мужчина и женщина могут воспринимать друг друга без прелюбодеяния. Как? — Научи Ты нас, Господи, но это возможно, и Господь показал нам это. Если женщина столь притягательна в глазах мужчины, столь прекрасна, а женщина прекрасно знает о силе своей красоты (вот и порноиндустрия культивирует эту её красоту), не думаете ли вы, что Господь ошибочно сотворил таким образом? Если мужчина притягателен для женщины, не думаете ли вы, что Господь выдумал это телесное притяжение, чтоб потом уличить нас в телесном грехе? Господь не защищает женщину от моей греховности, а меня не защищает от моего греха. Не думаете ли вы, что в аду не для кого разжигать огонь, так как нет грешников? Слова Господа не запреты. Если б Господь хотел запретить что-то, то человек не смог бы этого достичь. Если бы Адаму действительно запрещён был плод, он не смог бы вкусить его. Господь посоветовал. Как отец, он не столько запрещает, сколько советует не что делать, а чего нам желать. Достойно желать. Необходимо понять замысел Божий. Что есть эта красота, это притяжение и как пережить их без греха. Господь сотворил женщину прекрасной не для того, чтобы я прелюбодействовал. Господь да научит нас. Я думаю, что если мы войдём в эту тайну спасения, мужчины намного больше будут ценить женщин, а женщинымужчин, и что важно — в отсутствии всякого греховного подтекста.

http://azbyka.ru/filokaliya-lyubov-k-kra...

Итак, нормальные, идеальные, гармонические отношения, которые существовали между мужчиной и женщиной до грехопадения, расстроились. Причиной грехопадения и последовавшего за ним изменения отношений первых людей друг к другу стали … зависть и нелюбовь! Человеческое счастье в Эдеме “возбудило ненависть того, кто сделался неспособен любить и для кого ненависть составляет теперь существенную особенность его характера и служит началом всей его деятельности — ненависть сатаны”.[ Кустодиев К. Л., протоиерей. Женщина в Ветхом Завете//Альфа и Омега, 1999, 4. С. 16–17.] Грехопадением зло проникло в гармоничную дотоле жизнь человека. И если после творения женщины Адам радостно восклицает: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей ( Быт.2:23 ), то после грехопадения в ответ на вопрошание Бога, не ел ли он плодов с дерева, первый мужчина лукаво отвечает: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне плодов от дерева, и я ел ( Быт.3:12 ), малодушно сваливая всю вину за происшедшее на Бога и на женщину. С тех пор и бьются в семейных отношениях две силы: добрая, соединяющая, и злая, разъединяющая. [“Если в греческом языке sumbolon (символ) означает “то, что соединяет, перебрасывает мост, объединяет”, то слово diabolos (дьявол), того же самого корня, означает “то, что разделяет, разъединяет и разлагает”. ( Евдокимов П. Женщина и спасение мира. С. 140).] Таким образом, в мире падшем, противоестественном (так как естественным для человека был мир до грехопадения, отношения до вкушения плода с древа) брак есть некий прообраз и предвосхищение нормальных, естественных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Прообраз, так как отношения в падшем мире облекаются в преходящую, временную форму и будут преодолены. По словам Христа, в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:30 ). Эти слова, конечно, ни в коем случае не умаляют ценности брака, а лишь указывают на качественное преображение человеческой сущности в воскресении. Суть этого преображения таинственная: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его ( 1Кор.2:9 ) [Брачные узы не есть узы временные; временной является их форма, глубинная же сущность брака таинственна, так как брак есть тайна предвосхищения спасения и обетование спасения.]

http://azbyka.ru/zhenshhina-i-muzhchina-...

Каково же истинное предназначение мужского и женского пола, и что мужчины и женщины хотят друг от друга? Не будем углубляться в дебри психологии и психоанализа. Тем более, что ответ на этот вопрос был дан давным-давно, ещё до зарождения всех человеческих цивилизаций. Откроем величайшую из всех написанных когда-либо книг, Библию. Известно, что Бог сотворил первого человека Адама, а потом Еву. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон: и когда он уснул, взял одно из ребр его и закрыл то место плотию. И сказал человек: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женой, ибо взята от мужа (своего)» ( Быт. 2:18-23 ). На эту тему существует много толкований, одно из которых гласит, что слово «ребро» в еврейском языке имеет несколько значений и может быть переведено как грань, сторона мужской природы; и именно из неё была сотворена женщина. Но это всё не так важно, а важно то, что женщина не была сотворена как самостоятельное существо, а взята от своего мужа. Про жену сказано следующее: «И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой» ( Быт. 3:16 ). Примем это как аксиому, ибо всё, что сказано в Библии о взаимоотношениях мужчины и женщины – истина, проверенная многотысячелетней историей человечества. Какое это имеет отношение к тайне поведения мужчины и женщины? Самое прямое. Эти слова Священного Писания помогают ответить на очень важный вопрос: «Что хочет женщина от мужчины и что мужчина, в свою очередь, хочет от женщины?» В начале это главы уже было сказано, что образ мысли и поведения существ разного пола имеют между собой очень мало общего. Думаю всем известно выражение «женская логика». Придумали это словосочетание конечно мужчины, и произошло это потому, что они не смогли понять то, что мужчины и женщины в одной и той же ситуации мыслят и ведут себя совершенно по-разному. И в этом очень большая проблема. Мужчина, стремясь понять женщину, пытается встать на её место, но у него ничего не получается, т.к.

http://azbyka.ru/semya/on-i-ona-svjashh-...

Любовь Л. 11 февраля 2016, 02:46 Я тоже не вижу никакой иерархии. Изначально её не было. Было два равных и разных человека. Равных как перед Богом, так и между собой. Да и какой смысл был бы в том, что один сотворённый человек превосходил другого? Кому и какая польза от этого была бы? Животные тоже были из земли произведены, как и Адам, но подобного Адаму не нашлось. По природе - одинаковы (от одной плоти), оба - по Образу и подобию Бога. После сотворения женщины заканчивается день шестой (Бытие гл.1 ст 26-31 " И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле...И был вечер, и было утро: день шестой. " ) Бытие гл.2 ст.18 " И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему " . Здесь Бог говорит " человеку " , а не Адаму, " помощника " , а не " помощницу " . Определённо, как мужчине, так и женщине " не хорошо быть одному " . Не вижу, чтобы женщина как-то была дискриминирована. Бытие гл.5 ст.1-2 " Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. " Могу сделать тот же вывод: " Женщина равна мужчине, равноценна, равнозначна; как и мужчина равен женщине " . Батюшке спасибо за статью. 17 февраля 2015, 23:03 Очень разумное и адекватное отношение священника к " проблеме равенства полов " , редко встретишь православного автора, столь здраво об этом рассуждающего. Спаси Господи. Тем мужчинам, которым статья не по душе, скорее всего надо молиться об усмирении своей гордыни. Что не возможно человеку - возможно Богу. Ирина 25 января 2015, 20:12 Спаси вас Господи, батюшка!Вы выразили словесно мои собственные мысли, добавить нечего. Удивительно, сколь велика гордыня некоторых мужчин-комментаторов,коих так задела мысль о равновеликости природы Мужа и Жены. Наши святые матери совершали подвиги не менее великие,чем святые отцы. И шли на смерть за Веру.Господь наш Иисус Христос стал проповедовать стал женщине-самарянке,не погнушавшимь ее " недоразвитостью " . И поставил в пример Марию, а не Марфу(не осудив,впрочем,последнюю).Ангел женам возвестил весть Воскресения. Кем же надо себя мнить,чтоб мысль о равенстве достоинства с женщиной могла бы так задеть. А ведь наша Пресвятая Пречистая Богородица , Царица Небесная тоже была женщиной. А вы помните, Чья она мама? Не нужно относиться к женщинам как к " сестрам нашим меньшим " . Ум и глупость,невежество и образованность,гордыня и смирение,доброта и злоба и все прочие свойства не зависят от пола. А от каждой конкретной личности. Так давайте же пристально всматриваться в самих себя,и помнить,что тот , кто хочет быть большим в Царствии Небесном, да будет меньшим в миру. Спаси Господи!

http://pravoslavie.ru/66988.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010