Но, по необъяснимой случайности, этот же 1874-й год был роковым и в жизни преосвященного Димитрия. Десятилетние заботы и труды его, положенные на излюбленное дело, на улучшение духовно-учебных заведений, обещали принести скорые и обильные плоды; уже предвиделось исполнение заветной мечты – видеть воочию возможность для духовенства возлюбленной Херсонской паствы прилично воспитывать и давать сообразное образование не только сыновьям, но и всем дочерям духовенства. И вдруг, т. е. совершенно неожиданно, сам архипастырь делатель отъемлется от возделанной уже нивы и поставляется на новое поле деятельности. В октябре 1874 г., пр. Димитрий перемещен на Ярославскую кафедру. Труд его в указанной области был почти совершен; но в труд его вошли другие. Непосредственный преемник преосвященного Димитрия, высокопреосвященный Леонтий, был в Одессе только полтора года; но уже он почти закончил начатое его предместником. Он совершал закладку дома для одесского духовного училища, освящал вновь устроенный дом для Херсонского училища, и положил первый камень в здание для женского епархиального училища. Все эти случаи были торжественными праздниками для духовенства Херсонской епархии, и духовенство не забывало главного виновника этих праздников: каждый раз, после благодарственных молитв Господу Богу, оно, по указаниям нового архипастыря, усердно и от всей души воспевало «многолетие» Ярославскому архиепископу Димитрию. VIII Если Петербург справедливо называют окном в Европу (западную), то Одессу можно назвать «дверью на Восток». Из Одессы, как из передового поста, отправляются русские люди с русскими интересами на дальний восток, даже до Владивостока; в Одессу постоянно прибывают представители народов Азии и восточной Европы, ищущее различных, духовных и материальных, благ. Здесь узел тех нитей, который связали нас с «востоком» в прошлом столетий, – и чем дальше идет время, тем больше Одесса приобретает международное значение. Северный берег Евксинского понта, как известно, от глубокой древности был местом поселений и колоний различных народов исторического востока, искавших здесь своих интересов в торговле и завоеваниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Определили : Принять к исполнению. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «13 февр. 1915. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 11 февраля за 1758: —47— «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали: представленный Преосвященным Председателем Учебного Комитета, от 20 Января 1915 г. за 290, журнал Комитета, 30, о замещении должности законоучителя и инспектора классов Тверского епархиального женского училища. Приказали; Согласно ходатайству IIpeocbящehhoro Тверского и заключение Учебного Комитета, Святейший Синод определяет: на должность законоучителя и инспектора классов Тверского епархиального женского училища назначить кандидата богословия Императорской Московской духовной академии священника Александра Левковского; о чем уведомить Ваше Преосвященство и Преосвященного Тверского указами». Определили: Принять к сведению. IV. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «6 марта 1915. В Совет Академии – для руководства» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 27 февраля за 2532: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Обер-Прокурором Святейшего Синода, от 20 Февраля 1915 г. за 1766, препровожденный Управляющим делами Совета Министров, действительным статским советником Лодыженским, при отношении от 17 того же Февраля за 1631, в копии Высочайше утвержденный 14 Февраля 1915 г. особый журнал Совета Министров 31 Января 1915 г., в коем изложено следующее постановление Совета Министров: 1) «на основании статьи 61 6 – Устава о Воинской Повинности (Св. Зак., т. IV, по Прод. 1912 г.), предоставить Военному Министру право привлечь в войска, в 1915 году, молодых людей, пользующихся отсрочками для окончания курса высших учебных заведений; и 2) на основании статьи 87 Основных Государственных Законов (Св. Зак., т. I, ч. I, изд. 1906 г.), распространить на воспитанников высших учебных заведений, пользующихся отсрочками для окончания курса и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эта болезнь имела роковые последствия не столько для меня, сколько для того дела, с которым связывалась моя служебная поездка на Кавказ, куда я должен был выехать в первых числах января и куда выехал только 25 января… Возвратясь в Петербург 24 февраля, я не успел, в виду революции, не только осуществить намеченных предположений, но даже сделать доклада Св. Синоду о произведенной мною ревизии. Глава LXXII. 1917 год. Доклад Ея Величеству о поездке в Новгород. Высочайший рескрипт на имя начальницы Харьковского Женского Епархиального Училища Е.Н. Гейцыг Оправившись от болезни, я испросил Высочайшую аудиенцию у Государыни и поехал в Царское Село с докладом о своей поездке в Новгород и с заготовленным для подписи Ея Величества рескриптом на имя начальницы Харьковского епархиального женского училища Евгении Николаевны Гейцыг. Это было в начале января 1917 года. Доклад длился недолго, и, передав Императрице подарки от старицы Марии Михайловны, какие Государыня приняла и отнесла в соседнюю комнату, я стал рассказывать о деятельности Е.Н. Гейцыг и ее самоотверженной работе, закончив рассказ такими словами: “Эти маленькие, скромные труженики всегда в тени: их никто не замечает, они и не ждут ничего; а между тем оказанное им с высоты Престола внимание так бы осчастливило их, вдохнуло бы так много энергии и новых сил. Е.Н. Гейцыг имеет уже портрет Государя Императора, с собственноручным подписанием Его Величества, и, может быть, Вашему Величеству было бы угодно пожаловать ей и Ваш портрет, при рескрипте на ее имя… Такие люди малы перед людьми, но велики перед Богом”… Мне не нужно было говорить дольше, ибо никто не был ближе и дороже сердцу Царицы, как именно эти скромные, никому неведомые маленькие люди. С материнской любовью, готовой раскрыть свои объятия каждому подобному труженику, выслушала меня Императрица и затем взяла у меня рескрипт, внимательно прочитала его и одобрила текст. Подойдя, затем, к маленькому дамскому письменному столику, Государыня хотела подписать его, но в чернильнице не оказалось чернил.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Духовные силы человека, как сознательные и свободные, могут развиваться преимущественно самодеятельностью; внешнее руководство может только возбуждать их, облегчать и направлять их развитие. И потому вам принадлежит значительная, даже важнейшая доля в деле умственного и нравственного преобразования родной вам семинарии. Это преобразование будет совершаться собственно в вас, и только ваш успех в науках и христианском благочестии, ваше будущее служение церкви и обществу покажут и засвидетельствуют пред всеми, действительно ли и в какой степени будет усвоено местом вашего воспитания вводимое теперь преобразование» 1168 . Мысль учредить в Харькове училище для девиц духовного звания принадлежит бесспорно одному из знаменитых предшественников преосв. Макария по харьковской архиерейской кафедре, его ректору по академии, архиеп. Иннокентию Борисову 1169 . При нем с 1843 г. начались уже пожертвования на этот предмет. Холера, бывшая в Харькове в 1848 году, значительно увеличила число беспомощных сирот духовного звания в Харьковской епархии. Обстоятельство это послужило особенным побуждением для преосв. Филарета (Гумилевского) и для харьковского духовенства к изысканию средств, необходимых для устройства женского духовного училища. С этою целью в 1849 г. был учрежден особый комитет из членов епархиального попечительства о бедных духовного звания. К 1852 г. комитет собрал, путем пожертвований, до 21.500 р. В 1858 году, с благословения Св. Синода, начаты были работы по постройке училищного корпуса. На первых порах выстроен был небольшой дом из 18 комнат, который вместе с меблировкой и другими постройками обошелся в 10.300 руб. К концу 1853 года здание было готово и 6 июня 1854 года было открыто училище и началось в нем учение. Таким образом, после устройства училищного дома, осталось еще свободных денег 10.005 р. 51 к. С течением времени пожертвования в пользу училища не прекращались. Вновь прибавившиеся средства дали возможность преосв. Филарету приступить к расширению училищного корпуса и устройству более удобных служб. В 1856 году была закончена значительная пристройка с северной стороны корпуса, вследствие чего училище в числе многих других удобств приобрело помещение для церкви, которая тогда же была устроена и 18 октября 1856 года освящена архиеп. Филаретом 1170 . В таком виде принял Харьковское училище для девиц духовного звания преосв. Макарий. Несмотря на двукратное расширение училищного корпуса, он все-таки был небольшой, так что в 1858 г. в нем могли помещаться только 62 воспитанницы. Усадьба, отведенная для училища харьковским городским обществом вблизи городского кладбища, была также незначительная, так что при училище не было даже места для разведения сада.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Средства содержания служителей заключались в их скуднейшем жаловании и том скуднейшем пособии, которое мог давать им дом. По этой причине: положение штатных служителей, особенно семейных было в полном смысле бесприютное, бедственное. Меры к извлечению Кавказского Архиерейского дома, из состояния упадка и уничтожения в 1858-м году были приняты следующая: 1) Употреблено было со стороны Епархиального ведомства усиленное ходатайство пред ведомством Гражданским о приведении Высочайшего повеления в исполнение введением во владение участком, пожертвованным для временного приюта Епископу. Вследствие такового ходатайства Архиерейский дом введен во владение упомянутым участком и на владение им доставлена дому Гражданской палатой «Данная». 2) Деревянная хижина, в которой помещался Епископ, оказалась настолько ветхой, что с самого фундамента должно было перестроить её вновь. В течение лета это было исполнено, 361 причем дому дано другое расположение, более удобное и несколько большие размеры. В виду дороговизны строительных материалов в Ставрополе, новое временное помещение Епископа имело самый скромный характер, впрочем, не чуждый изящества, доставляемого зданию гармоническими, архитектурными размерами, удобством и простотой, которые были приданы дому опытным строителем, каким был Епископ Игнатий. Помещенный на конце города, вдали от шума, среди сада, Епископский приют напоминал собой уединенные монастыри и скиты Российские, Гефсиманские, Оптину пустынь и другие подобные. Хотя этот временный приют собственно для помещения Епископа был недостаточно удобен, и Архиерейский дом предположено было выстроить на другом, весьма удобном месте; однако приняты были все меры устроить этот приют со всей тщательностью и прочностью по двум нижеследующим причинам. Во первых: неизвестно было сколько времени должен приют быть занимаем Епископом, так как нельзя было определить, когда выстроится Епископский дом в Ставрополе. Эта последняя неизвестность основана была на другой неизвестности: останется ли, по переходному характеру края, губернским городом Ставрополь, или подвергнется участи Георгиевска, быстро поднявшегося и быстро упавшего. Место Архиерейского дома представлялось Епископу Игнатию удобным для помещения духовного женского училища по близости семинарии и духовного училища и удобства, поэтому для наставников семинарии и училища иметь уроки и в женском училище. Кроме того, потому, что строения епископского приюта находились внутри сада, окружены оградой, а в саду были виноградный лозы и фруктовые деревья; уходу за коими могли, по мнению Епископа Игнатия, обучаться девицы, так как сады и виноградники приносят многим из Кавказского духовенства значительные выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Комитет был открыт 4-го апреля, в понедельник Преосвященный Амвросий первый принес жертву на это доброе дело в количестве – 1000 р., столько же отделил он из доходов архиерейского дома и столько же от братии архиерейского дома. Заготовлено было 7000 циркулярных просительных писем и все они были подписаны собственноручно преосвященным Амвросием. В пять лет комитет собрал 86,000 рублей. На эту сумму было открыто 54 самостоятельных прихода. В 1883 году было особенно много уволено начальствующих лиц по епархиальному и духовно-учебному управлению в харьковской епархии. Эти перемены начальствующих лиц причинили много труда и хлопот преосвященному Амвросию. Началось с купянского духовного училища. Бывший помощник смотрителя этого училища в январе месяце, выслужив пенсию, по прошению, вышел в отставку. На его место, по представлению владыки, был определен из учителей священник И. Левандовский (13 января). 20-го февраля умерла игумения Хорошевского Вознесенского женского монастыря Олимпиада. Обязанность игумении владыка временно возложил на монахиню Евпраксию, которая 22-го апреля и была утверждена Св. Синодом в этой должности. 23-го марта секретарь харьковской духовной консистории С. Ольшевский, по прошению, был переведен Св. Синодом на должность секретаря киевской духовной консистории. Преосвященный Амвросий, желавший чтобы эта должность находилась в руках человека опытного и образованного, предложил занять ее преподавателю и секретарю правления местной духовной семинарии И.М. Вещурову, который много лет аккуратно вел семинарское делопроизводство и лично был известен преосвященному с самой лучшей стороны. Вещуров изъявил согласие и, по ходатайству преосвященного Амвросия, 23-го апреля был утвержден Св. Синодом в должности секретаря харьковской духовной консистории. В марте месяце одна вдова подала жалобу г. Обер-Прокурору Св. Синода на беспорядки, происходившие в епархиальном женском училище. Дело приняло такой оборот, что начальница училища А.В. К-н увидела себя вынужденною 22-го апреля подать прошение об увольнении ее от должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Первая глава книги г. Преображенского посвящена преимущественно изображению обстоятельств учреждения Владимирского епархиального женского училища. Предварительно же автор сообщает краткие сведения о возникновении вообще женских духовных школ на Руси. Судя по цитатам, источником для этих первых (десяти) страниц послужила книга „Об училищах девиц духовного звания“, о которой он упоминает в предисловии (X стр.). Но всматриваясь внимательно в отношении цитат к тексту, не трудно видеть, что две первые из них (на 5 и 7 стр.) сделаны по случаю буквальных выдержек из названной книги, а третья (и последняя здесь) – имеет место в книге только для подтверждения, что Царскосельское училище было открыто 22-го октября 1843 г., хотя ради этой цели Преображенскому уж лучше бы сослаться не на 7-ю, а на 12 стр., где – речь специально о данном училище. Вся же прочая часть этих предварительных страниц имеет очень мало общего с книгой „Об училищах“. Зато поразительное сходство тех же страниц обнаруживается с „Исторической запиской о состоянии Киевского женского училища духовного ведомства“ Гневушева, о каковом источнике наш автор не обмолвился ни единым словом. Умолчал же он, вероятно, потому, что воспользовался книгой Гневушева с буквальной точностью, заимствовав отсюда не мысли только, а и сами выражения их. По крайней мере почти всё, что мы читаем на 1–3, 4, 5, 6, 9 и 10 страницах „Истории“ Преображенского, в тех же выражениях напечатано и в „Исто- —355— рической записке“ Гневушева (срав. 6, 7, 15, 16, 19 и 20 стр.). Впрочем, на 6-й странице (в самом начале) Владимирский историк уже несколько варьирует свои заимствования у Гневушева тайными выдержками из книги „Об училищах“, а на 7-й – ухитрился одно предложение даже так слепить, что для начала его взял слова из „записки“ Гневушева, продолжил, затем, выдержкой из книги „Об училищах“, а закончил опять заимствованием у Гневушева (см. 16–24 строки, ср. Гневушев 17 стрн., „Об училищах“ 3 стрн.). Сообщив далее краткие сведения о девичьем приюте, существовавшем при Владимирском Успенском женском монастыре с 1853–55 гг., г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 . Материальное и правовое положение начальствующих лиц и преподавательского персонала должно быть во всех отношениях уравнено с положением служащих в гимназиях Министерства народного просвещения. В частности, относительно женских духовно-учебных заведений (епархиальных училищ) признаётся справедливым высказать тот взгляд, что нет оснований выделять их в какой-то особый незаконченный тип общеобразовательной женской школы. На место теперешних епархиальных училищ должны быть учреждены обычные полноправные женские гимназии епархиального ведомства. Для этого: а) учебные программы училищ должны быть сравнены с гимназическими и, сверх 6-ти существующих классов, открыты седьмой и восьмой; б) права, даваемые училищами, приравнены к гимназическим; в) положение преподавателей и воспитательниц в окладах жалованья, в правах по службе и в правах на пенсию уравнено с материальным и нравственным положением преподавательского и воспитательского персонала в женских гимназиях; г) в таком же виде должно быть изменено положение начальницы училища; д) должность инспектора классов должна быть поставлена так, чтобы он имел возможность не обременять себя большим количеством уроков в ущерб инспекторским обязанностям, и положение его должно быть приравнено к положению инспектора в мариинских женских гимназиях и институтах благородных девиц; е) председатель совета училища, назначаемый из представителей духовенства, сохраняет своё место лишь при обсуждении вопросов экономических; в делах по учебной части председательствование в совете принадлежит инспектору классов; в вопросах по воспитанию – начальнице училища. Д Нельзя не признать желательным, чтобы духовенство допущено было к самому живому участию в общественных городских и земских учреждениях и сельских сходах, и не в качестве только депутатов епархиального начальства, а в качестве гласных, избираемых свободным желанием общественных собраний, в которых священнослужители являются равноправными членами – избирателями и избираемыми. Такое непосредственное участие духовенства в мирских делах не только не противоречит служению пастырей Церкви, как проводников вечных начал в сознание и жизнь народную, но, напротив, оно даст духовенству широкое поприще для насаждения святых начал добра, правды и любви при самых жизненных столкновениях людей друг с другом, при борьбе за разнообразные интересы и потребности. Нужно только желать, чтобы священнослужители, участвуя в общественно-государственных учреждениях, избегали партийности, возвышались над всеми политическими партиями и вносили в общественные суждения чисто пастырское влияние мира и безусловной правды и справедливости. Е

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уроженец Санкт-Петербурга, сын генерал-майора, будущий соборянин получил образование в московской Поливановской гимназии и на физико-математическом факультете Московского университета. Служил в артиллерии, а затем в Министерстве государственных имуществ. Уже в 1891 году граф Олсуфьев стал земским начальником в Дмитровском уезде Московской губернии, гласным Дмитровского уездного и Московского губернского земских собраний. Еще через два года он резко меняет географию своей службы и становится предводителем дворянства Камышинского уезда Саратовской губернии, где был довольно крупным землевладельцем. Его деятельность в уездном городе на Волге была поистине многогранной: председатель местного отделения Российского общества спасания на водах, почетный мировой судья, смотритель четырехклассного училища и ремесленной школы, почетный мировой судья. Нес попечение о земской больнице, строил земский дом, устраивал Александровский парк и бульвар на берегу Волги в центре города, почетный попечитель уездного отделения епархиального училищного совета и почетный блюститель епархиального женского училища. Избирался гласным губернского земского собрания и городской думы. В первые годы XX века председательствовал в Саратовской губернской земской управе и в губернской ученой архивной комиссии, входил в совет саратовского отделения Попечительства о слепых, отвечал за земскую библиотеку, председательствовал в Саратовском обществе сельского хозяйства, входил в попечительский совет камышинской Алексеевской женской гимназии. В годы Русско-японской войны Олсуфьев управлял санитарным поездом, был уполномоченным Российского общества Красного Креста при Первом армейском корпусе. В Мукдене был захвачен в плен среди тысяч других русских офицеров и солдат, 20 дней пробыл в плену и после освобождения помогал санитарным отрядам с ранеными выбраться в Россию — морем, через одесский порт. По окончании войны Дмитрий Адамович стал одним из организаторов партии «Союз 17 октября» — умеренно-консервативной политической силы, поддержавшей политический режим, установившийся после издания императором Николаем II «конституционного» манифеста 17 октября 1905 года, входил в ЦК партии и руководил ее саратовским отделением.

http://foma.ru/portret-epohi-v-sudbah-ch...

2) Из духовно-учебных заведений: В пользу студентов академии (руб. коп.). В пользу бывших воспитанников (руб. коп.) Из Благовещенской духовной семинарии Из Глазовского духовного училища Из Донской духовной семинарии —40— Из Елизаветградского духовного училища Из Ефремовского духовного училища Из Краснослободского духовного училища Из Кутаисской духовной семинарии Из Ливенского духовного училища Из Липецкого духовного училища Из Лубенского духовного училища Из Московской духовной академии Из Московской духовной семинарии Из Нижегородской духовной семинарии Из Нижегородского духовного училища Из Николаевского духовного училища Из Новочеркасского дух. училища Из Олонецкой духовной семинарии Из Оренбургской духовной семинарии Из Подольской духовной семинарии (на 1902 г.) Из Починковского духовного училища Из Роменского духовного училища Из Тамбовской духовной семинарии Из Углического духовного училища Из Филаретовского Московского Епархиального женского училища Из Харьковской духовной семинарии Из Холмского духовного училища Из Холмской духовной семинарии Из Черниговского духовного училища Из Якутской духовной семинарии Из Яранского духовного училища 3) Единовременные пожертвования: 1) От Московского епархиального свечного завода 2) От Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря 3) От Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным согласно завещанию покойного Григор. Захар. Елисеева —41— 4) От графа Сергия Владимировича Орлова-Давыдова на содержание одного беднейшего студента Академии 4) От почётных членов: Преосвященного Евдокима, Ректора Московской Дух. Академии Настоятеля Московского Верхоспасского придворного собора, протоиерея Николая Васильевича Благоразумова Настоятеля Андреевского Кронштадтского собора, протоиерея Иоан. Ильич. Сергиева Профессора Петра Ивановича Цветкова Профессора Григория Александровича Воскресенского Свящ. Воскресенской, на Моск. Ваганьковском кладбище, церкви Вас. Андреев. Быстрицкого (по подписн. лист.) 5) От пожизненных членов: Епископа Иоанна, Управляющего Московским Симоновым монастырём

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010