Уже давно сознавалась нужда в учреждении в городе Костроме такого общества, которое поставило бы своей задачей изучение церковно-религиозной жизни в пределах Костромской епархии в ее прошлом и настоящем, исследование, охранение и собирание памятников местной церковной древности и истории, также распространение в обществе, и по преимуществу в духовенстве, церковных историко-археологических сведений, устройство выставок и публичных чтений церковно-историко-археологического характера. И вот в удовлетворение таковой епархиальной нужды назначена преосвященнейшим Тихоном в конце марта 1911 года комиссия из инспектора классов епархиального женского училища священника П. Алмазова и преподавателей духовной семинарии И. Баженова и И. Студитского для выработки проекта устава предположенного к учреждению церковно-археологического общества. Означенной организационной комиссией в мае того же года представлен на усмотрение Его преосвященства проект устава Костромского церковно-исторического общества, каковой и был представлен преосвященным Тихоном Святейшему Синоду на утверждение. Определением Святейшего Синода устав общества утвержден, и 3 июня в 7 часов вечера в актовом зале епархиального женского училища совершилось торжественное открытие преосвященным Тихоном Костромского церковно-исторического общества в присутствии около 200 лиц. Торжество это почтили своим присутствием преосвященный викарий Кинешемский Арсений, архимандриты монастырей Макарьевского Иов и Ипатьевского Платон, во главе с начальниками корпорации духовной семинарии, женского епархиального училища, мужского духовного училища, отец смотритель Кинешемского духовного училища и учитель оного С. Нарбеков, отцы законоучители гимназий, женской учительской семинарии, отцы протоиереи и священники города Костромы и благочинные 5[-го] Юрьевецкого округа протоиерей В. Панов и 4[-го] Нерехтского округа священник А. Виноградов , 7[-го] Костромского округа священник И. Успенский, 8[-го] Нерехтского округа священник К. Островский, директор народных училищ И. Виноградов и инспектор из 1[-го] Костромского округа Е. Орлов, воинский начальник В. Токмачев, генерал-майор А. Маргаритский, художник-архитектор Д. Милеев (производитель реставрационных и ремонтных работ в Ипатьевском монастыре), городской архитектор Н. Горлицын, полицеймейстер С. Моисеев и другие лица из местной интеллигенции, также учительницы и воспитательницы женского епархиального училища во главе с начальницей Л. Поспеловой, попечительница образцовой при женском училище школы Е. Божукова и другие. Торжество открытия церковно-исторического общества началось молебствием в Покровской церкви епархиального училища, совершенным преосвященным Тихоном в сослужении отца ректора семинарии протоиерея В. Чекана, кафедрального протоиерея П. Крутикова, ключаря кафедрального собора протоиерея Н. Краснопевцева и инспектора классов училища священника Н. Виноградова . Пред молебствием Его преосвященство с следующим словом обратился к присутствовавшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Тверь. Церковь Варвары великомученицы при епархиальном женском училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Великомученицы Варвары при Епархиальном женском училище домовая церковь. г. Тверь, наб. Ст. Разина, 23 (Западный ризалит). В 1898 году на высоком правом берегу Волги, в конце набережной, появилось новое, внушительных размеров трёхэтажное здание величественной архитектуры. Оно органично вписалось в окружающую среду и стало достойным украшением главной городской набережной. Проект строения, предназначенного под размещение епархиального женского училища, открытого в городе в ноябре 1895 года, выполнил губернский архитектор Владимир Иванович Назаров. Вытянутое вдоль набережной здание с двумя внутренними прямоугольными дворами имеет симметричную относительно поперечной оси композицию. Монументальный главный фасад пластично подчеркнут тремя увенчанными апиками ризалитами - центральным в пять осей и одноосевыми по бокам. Над западным ризалитом, в котором размещалась церковь, располагалась небольшая главка. В связи с закрытием епархиального училища в послереволюционные годы, была упразднена церковь. В наши дни в здании расположена Областная детская клиническая больница. По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог.: в 5 кн. Кн. 1: Тверь/Ред. А.Б. Стерлигов. - Тверь; ЗАО " Литера-М " ; - 2000. и сайта " Прогулки по старой Твери " . http://hram-tver.ru/tver/eparhuchilishetv.html Церковь в главном здании Тверского епархиал. женского училища, в 1-й части г. Твери, на правом берегу Волги (во 2-м и 3-м этажах), освящена Тверским Архиепископом Димитрием и Василием, Епископом Старицким, 5 ноября 1900 г. (см. Твер. Еп. Вед., 1900 г., 23). Устройство этого храма тесно соединено с постройкой самого училища, а потому неизлишне хоть кратко представить историю учреждения этого учебного заведения. Тверские архипастыри и епархиальное духовенство давно было озабочено открытием в Твери женского епархиал. училища; вопрос этот поднимался еще с 1870 года при Тверском архиепископе Филофее (впоследствии Киев. Митрополите) и Алексии, но за неимением средств у духовенства, обременного содержанием и благоустройством 9 (ныне 7) мужск. духов. училищ, пришлось на долгое время отложить это дело, тем более, что в г. Ржеве уже существовало (хотя только для 4-х уездов) училище для девиц духовного звания.

http://sobory.ru/article/?object=32368

Речь ответная воспитанницам Епархиального женского Училища при выпуске в 1872 году. (4 июля 1872 года) Любезные воспитанницы! Утешаемся вашими прекрасными чувствами благодарности и скромности, при выходе из училища. Благослови вас Господь Бог на многотрудный жизненный путь. Поверьте, если бы ваше счастие сколько-нибудь зависело от наших благожеланий, то мы бы вас осыпали ими. Ваше счастие, ваше нравственное преуспеяние, ваше всяческое благоустройство – будет истинною нашею радостию, нищим высоким утешением и, выражаясь грешным человеческим языком нашею гордостию. К сожалению, не все то легко, чего нам хочется. И вы, и мы все подчинены разным не зависящим, от нас обстоятельствам. Молим Господа, чтобы Он устроил эти обстоятельства все к лучшему и к лучшему для вас и для нас. С своей стороны – даем слово содействовать вашему будущему благоденствию столько, сколько от нас будет зависеть, и во всем, что будет в наших силах. Наипаче же положите самое крепкое упование свое на Господа Бога, и поберегите те теплые чувства религиозные, о которых вы сейчас сами говорили. С ними вы нигде и никогда не пропадете, чтобы там ни ожидало вас в жизни, ибо милость Господня… на боящихся Его, и правда Его на сынах и дщерях,... помнящих заповеди Его творити я ( Пс. 102:17 ). Будете помнить Господа и волю Его, – Он ли забудет вас?... Предчувствуем, и даже видим, что вы переполнены теперь самыми прекрасными намерениями, мелькают и блещут у вас светлые надежды, а молодые и свежие силы стремятся к благородному труду. Поскорее приложить свои знания к делу, заняться обучением безграмотных деревенских детей, зажечь добрую и святую искру в этих существах, растущих в полном небрежении, заслужить благодарность их родителей, усовершенствовать себя в познаниях и разных житейских искусствах, жить в тиши наедине с благодатной сельской природой, и там явить в себе привлекательные образцы скромности, благоговения, чистоты, трудолюбия и прочих добродетелей, вот у вас что теперь на уме, – не так-ли?... Да, мы знаем, что так именно мечтает непорочная н благовоспитанная юность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Первые гонения на Петроградскую Церковь Восстановление патриаршего престола в Москве сделало Первопрестольную, как это было и в допетровскую эпоху, центром церковного управления. В то же время правительство страны по-прежнему оставалось в Петрограде, и сложилась необычная ситуация, когда Предстоятеля Русской Православной Церкви и правящего архиерея столицы разделяло расстояние в 600 верст. Эксперимент по «отмене религии», затеянный в Смольном новыми правителями Российской республики, начался в городе на Неве, и Петроградскому митрополиту пришлось испытать и успешно отразить первый натиск «беснующегося безбожия». Как справедливо указывает историк А.Н. Кашеваров, «активная позиция владыки Вениамина в событиях начала 1918 года во многом предопределила трагический исход петроградского процесса 1922 года, приговорившего митрополита к расстрелу» 649 . Сразу по своем возвращении из Ревеля митрополит Вениамин узнал из газет о положениях декрета об отделении Церкви от государства, проект которого был уже вынесен на рассмотрение Совета Народных Комиссаров. В этом проекте шла речь о полном лишении всех церковных организаций и любых коллективов верующих как юридических прав, так и прав на владение собственностью. В годы земной жизни Христа в подобной беспросветной бесправности находились рабы, в более близкое к нам время сходное отношение познали православные народы, покоренные турецкими султанами (греки, болгары)... Не дожидаясь формального принятия декрета, правительство В.И. Ленина приступило к проведению в жизнь его положений явочным порядком, совершенно не считаясь с интересами верующих и даже с самим их существованием. «Знакомство» коммунистического режима с Петроградским митрополитом, свободно избранным клиром и мирянами, началось с того, что к нему был направлен «какой-то член реквизиционной комиссии», чтобы сообщить о намерении «захватить помещения духовных академии, семинарии и училища» 650 . И царскому, и Временному правительствам приходилось реквизировать учебные заведения, в том числе и духовные, в связи с нуждами Мировой войны. В Петрограде, например, в 1915 году один из госпиталей занял корпуса Александро-Невского духовного училища, которым, между прочим, заведовал епископ Гдовский Вениамин. Но при этом никто не покушался на занятия воспитанников училища – они были организованы в классах женского епархиального училища в утреннюю смену 651 . Властей же из Смольного интересовало одно: здания, движимое имущество и капиталы школ...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перенесемся мыслью в давнопрошедшее, когда не было и помину о каких бы то ни было училищах для женского пола, когда и самая грамота предназначалась только лишь для мужчины, а удел женщины составляло исключительно домашнее хозяйство. Тогда были темные времена, в семье священника идеал жизненный мало простирался далее насущного хлеба, здесь было то же, что и в среде простолюдина, те же неправильные понятия о Боге, мире и человеке, та же грубость в семейных нравах, что и в крестьянской среде. Образованный служитель Божьего алтаря по многоразличию и непрерывности своих священно-служебных трудов для св. церкви и православного народа не мог в достаточной мере, как своей спутнице жизни, а равно и детям, особенно женского пола, преподать те христианские истины, какие необходимо знать каждому православному христианину. Притом же, чтобы слово назидания действовало и приносило должный плод, для этого требуется и подготовительная почва, а она-то и не была сколько-либо затронута, – я говорю о жене священника, которая была малообразованной умственно и, можно сказать, нравственно, почему и не могла воспринимать добрых уроков своего мужа в деле веры и христианской нравственности. Исторически опознано, что лучшее средство сделать человека истинно разумным существом – христианином по духу и жизни – это есть – кроме св. церкви – школа, где преобладающими предметами в деле обучения и руководственными правилами благоповедения, являются предметы о Боге и уроки христианского благочестия. И вот св. церковь чрез своих архипастырей и пастырей усиленно стала стремиться образовать такие духовно-просветительные училища для детей священнослужителей женского пола, чтобы из них выпускать в православную среду истинных чад Христовой церкви с правильными воззрениями на Бога, мир и человека. Вот к чему должны и вы, юные девицы, стремиться, т.е. воспитать себя здесь в духе св. православной веры и благочестия христианского, во славу св. церкви и на благо семьи священнослужителя и того общества, среди которого благословит вас Господь проводить дни своей жизни по выходе из школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Житие священномученика Неофита Любимова 17 сентября 1918 года, 90 лет назад, большевиками был расстрелян протоиерей Неофит Любимов. Поводом для его ареста, закончившегося смертным приговором, стала панихида, которую верный Богу и Его помазаннику государю российскому отец Неофит отслужил по убитому императору Николаю II. Большевистская кровавая машина уже была запущена – протоиерей Неофит был в числе ее первых жертв. Протоиерей Неофит родился в 1846 году в селе Таборы Самарского уезда Самарской губернии. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, окончив ее кандидатом богословия. В 1876–1882 годы состоял преподавателем русского языка и гражданской истории Симбирского епархиального женского училища. С 17 августа 1885 года определен законоучителем и инспектором классов того же училища . Преподавал также в Мариинской женской гимназии Симбирска, Симбирском кадетском корпусе (1874–1879). В 1885 году Неофит Любимов был рукоположен во священника. Состоял в клире церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы епархиального училища. До нас дошло восемь «Слов» отца Неофита, произнесенных во Введенском храме в дни престольных праздников. В одном из них отец Неофит говорил, обращаясь к своей молодой пастве: «И вы, боголюбивые чада, по примеру Пресвятой Девы, Которая, пребывая под кровом храма Божия, воспитывала Свое сердце в духе веры и святости, должны, находясь также под сению дома Господня, возрастать духовно-нравственно, восходить от силы в силу, основывая свое просвещение и нравственное совершенствование на истинах спасительной веры. По учению святых апостолов, лучшее украшение жены-христианки – ее сокровенное сердце в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа и чистое богобоязненное житие в вере и любви и в святости с целомудрием, что драгоценно пред Богом и прилично женам, посвящающим себя благочестию (см.: 1 Тим. 2: 9–12,15)… Силою и влиянием благовоспитанного сердца просвещенной жены-христианки достигается тот идеал нравственного совершенства, который делает семейную и общественную жизнь источником полной радости и утешения, создает истинное благо и счастье, воспитывает добрых сынов святой Церкви и доблестных слуг престола и Отечества» .

http://pravoslavie.ru/4456.html

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик протоиерей Неофит Любимов – †1918 Прославлен в 2000 г. 118 . Память празднуется в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Священномученик протоиерей Неофит Любимов Протоиерей Неофит родился в 1846 году в с. Таборы Самарского уезда Самарской губернии. Высшее образование получил в Киевской Духовной академии, окончив ее кандидатом богословия. С 1876 по 1882 годы состоял преподавателем русского языка и гражданской истории Симбирского епархиального женского училища. С 17 августа 1885 года определен законоучителем и инспектором классов того же училища 119 . Преподавал также в Мариинской женской гимназии г. Симбирска, Симбирском кадетском корпусе (1874–1879). В 1885 г. Неофит Любимов был рукоположен во священника. Состоял в клире церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы епархиального училища. До нас дошло восемь Слов, произнесенных им во Введенском храме в дни престольного праздника. В одном из них отец Неофит говорил, обращаясь к своей молодой пастве: “И вы, боголюбивые чада, по примеру Пресвятой Девы, Которая, пребывая под кровом храма Божия, воспитывала Свое сердце в духе веры и святости, должны, находясь также под сению дома Господня, возрастать духовно-нравственно, восходить от силы в силу, основывая свое просвещение и нравственное совершенствование на истинах спасительной веры. По учению святых Апостолов, лучшее украшение жены-христианки – ее сокровенное сердце в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, и чистое богобоязненное житие в вере и любви и в святости с целомудрием, что драгоценно пред Богом и прилично женам, посвящающим себя благочестию (см. 1Тим 2:9–12,15 ) Силою и влиянием благовоспитанного сердца просвещенной жены-христианки достигается тот идеал нравственного совершенства, который делает семейную и общественную жизнь источником полной радости и утешения, создает истинное благо и счастье, воспитывает добрых сынов святой Церкви и доблестных слуг престола и отечества” 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОМСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Омской епархии, разрешенное 30 нояб. 1897 г. указом Синода 6711 по ходатайству первого еп. Омского и Семипалатинского Григория (Полетаева). «О. е. в.» выпускались в Омске с янв. 1898 по дек. 1915 г.- 2 раза в месяц, с янв. 1916 по июнь 1917 г.- еженедельно (в 1917 вышло 26 номеров). Журнал имел раздельную пагинацию по номерам; в 1898 г. официальная и неофициальная части каждого номера выходили с раздельной, а с 1899 г.- с общей пагинацией. «О. е. в.» всегда подписывал один редактор: свящ. Климент Скальский (1898-1901), свящ. Николай Александров (1901-1906), прот. Василий Пляскин (1906-1917); отдельные номера редактировал прот. Ксенофонт Попов (1911-1916). По представленной в Синод программе (1898. 1. Отд. офиц. С. 1-2) в офиц. части должны были печататься правительственные распоряжения по духовному ведомству, указы Синода, резолюции епархиального архиерея и постановления Омской духовной консистории, имеющие общий характер, а также отчеты епархиального училищного совета, попечительства о бедных духовного звания, Омского отд-ния Православного миссионерского об-ва и Епархиального братства ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианской благотворительности; извещения о награждениях, назначениях, перемещениях, увольнениях с должности служащих, сообщения об умерших, объявления о вакансиях. Сверх заявленной программы в офиц. части помещались расписания проповедей в кафедральном соборе и внебогослужебных собеседований в храмах Омска, списки личного состава служащих и разрядные списки учеников Ишимского ДУ и открытого в 1906 г. Омского епархиального жен. училища, извещения и разрядные списки Тобольской ДС, Барнаульского ДУ и Томского епархиального женского училища; отчеты наблюдателя о состоянии церковноприходских школ и школ грамоты, о состоянии Киргизской миссии, о состоянии сектантства и раскола и о деятельности миссионеров; отчеты Общества для распространения Священного Писания в России; устав, отчеты и журналы Омского об-ва хоругвеносцев; извещения и устав похоронной кассы при Омском епархиальном попечительстве; другие хроникальные заметки, как правило в рубрике «Епархиальные известия». Из нерегулярных публикаций можно отметить «Журнал междуведомственного совещания… по вопросу о мерах борьбы в Степном крае с сектантскою, преимущественно баптистскою, пропагандою» (1910. 12. С. 5-17).

http://pravenc.ru/text/2578405.html

Поучение к воспитанницам Владимирского Епархиального женского училища в день Введения во храм пресвятой Богородицы. (21 нояб. 1866 г.) Поздравляю вас, дети, с праздником Введения Божией Матери, и вместе с приобщением св. Таин! Ваше нынешнее светлое торжество, ваши благоговейные и счастливые лица и меня наводят на самые приятные об вас размышления. Какое счастливое, думаю себе, ваше положение в здешнем училище! Для образования вашего ума с вами проходят разные учебные предметы, о которых вы не имели бы дома никакого понятия. Чтобы приготовить вас для жизни, чтобы сделать из вас опытных хозяек, вас обучают разным рукодельям и женским ремеслам, которые не только выгодны и полезны будут ивам впоследствии, но и могут украшать вашу жизнь. А что всего важнее – у вас под руками все средства сделаться нравственными и благочестивыми христианками. Суеты и грязи житейской вы здесь не видите, храм Божий у вас над головами. Как угодить Господу Богу, – об этом вы слышите ежедневно от каждого из своих учителей и воспитательниц. На конец вы каждый пост, как истинные и добрые христианки, приступаете к свят. причащению и, принимаете в себя Господа Бога. Значит, вам остается только учиться, трудиться и молиться. К этому принаровлена здесь вся ваша жизнь. Может быть и из вас некоторые, а может быть и все вы, как дети, мечтаете иногда о домашнем приволье, об этой беспечной и шаловливой ребяческой жизни. Но подождите, поживите немного побольше, – и вы станете понимать, как иногда неосновательно, а подчас даже вредно и опасно бывает то, чего вам хочется. А вот, когда Господь приведет, кончите вы курс своего учения, то помяните мое слово, как вы часто, м. б. со слезами станете вспоминать о прежнем месте своего воспитания. Будет хотеться пожить хоть несколько опять здешнею тихою, разумною и спокойно-религиозною жизнию, – да нельзя уже будет! Пользуйтесь же теперешним временем, запасайтесь как можно больше всем, чему вас здесь учат и что вам внушают, чтобы выдти вам отсюда как можно лучше, т. е. как можно образованнее опытнее и нравственнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

А.В. Маштафаров Содержание Глава I Глава II     А. В. Маштафаров 1 Публикуемые воспоминания принадлежат перу Ирины Михайловны Картавцевой (2 августа 1898 г. – 5 августа 1983 г.). С 1908 по 1918 г. она обучалась в Белевской женской гимназии Тульской губернии, в 1917 г. стала учительницей Белевского женского приходского училища, где преподавала до ноября 1921 г., в 1922 г. переехала в Москву. Картавцева происходила из старинного небогатого дворянского рода, наиболее ранние представители которого упоминаются в документах среди служилых землевладельцев Белевского уезда с конца XVI в. Начало ее гимназической жизни совпало с прибытием в город и назначением настоятелем белевского Спасо-Преображенского монастыря иеромонаха Петра (Зверева) , вскоре возведенного в сан архимандрита. В 1910–1913 гг. о. Петр духовно окормлял сестер Ирину и Веру Картавцевых. Девушки любили богослужение, пели в церковном хоре. И. М. Картавцева в других, еще не опубликованных дневниках пишет: «С 14 лет мы начали уже постоянно петь с одной близкой нам девочкой Олей трио в церкви... Сколько светлых радостных воспоминаний связано с этим пением. Разучивала все с нами, конечно, мать, а на окончательную отделку посылала нас к знакомому преподавателю епарх[иального] училища Вас[илию] Николае­вичу Б(лаговещенскому)». После переезда в Москву И. М. Картавцева не только пела, но и регентовала в хорах московских церквей, прежде всего, в храме Кира и Иоанна на Солянке. Этот храм стал в 1927 г. одним из центров «катакомбного» движения, последователи которого отказывались считать Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) главой Церкви; членом «катакомбной церкви» была и И. М. Картавцева. В Москве она изредка встречалась с владыкой Петром вплоть до его ссылки в Соловецкий лагерь. Архиепископ Петр и семья Картавцовых Глава I (С. 1) Троицын день После приезда владыки 3 в Белев летом в 1909 году 4 , в ту же осень в августе или начале сентября начальница епархиального (духовного) училища 5 водила свой выпускной класс к обедне в монастырь 6 , а потом все пили чай у о. Петра в саду. Наша начальница гимназии Елена Ипполитовна Малыгина захотела поступить так же и договорившись 7 с о. П[етром], повела свой выпускной 8 класс. Это было, кажется, на Воздвижение 14 сентября. Е. И. была наша хорошая знакомая и, кроме того, учила меня с сестрой музыке (игре на ф[орте]п[иано]), она решила прихватить меня и Верочку 9 . Я, как гимназистка, была в форменном платье, а Верочка еще не училась, и на ней было белое платьице с крахмальным воротничком и большим красным бантом посреди.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/vo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010