Упомянув однажды об Эфиопе, хочу привести относительно этого имени свидетельства Писания. Аарон и Мария роптали на то, что Моисей имел жену эфиоплянку (Чис. 12). И ныне Моисей имеет жену эфиоплянку. Ибо закон его перешел к этой нашей эфиоплянке. Пусть ропщет Аарон, священство Иудеев, пусть ропщет и Мария, синагога их: «Из заречных стран Эфиопии поклонники Мои — дети рассеянных Моих — принесут Мне дары» (Соф. 3.10), и опять: «Эфиопия предварит руки свои к Богу» (Пс. 67.32). Прекрасно сказано: «предварит». Ибо как в Евангелии женщина кровоточивая предварила исцелением дочь начальника синагоги (Мф. 9; Мк. 5; Лк.8); так и Эфиопия исцелена, тогда как Израиль болеет. Вследствие падения его, дано спасение язычникам, для возбуждения в нем ревности. «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива». И ты, церковная душа, обрати речь свою к дщерям Иерусалимским и скажи: жених любит меня сильнее, ценит меня более, нежели вас многочисленные дщери Израилева. вы стоите вне и видите невесту, входящую в ложницу жениха. Пусть никто не сомневается, что называемая черною, несмотря не ее черноту, прекрасна. Каковы же мы, чтобы нам познавать Бога, чтобы воспевать песни книги. Песнь Песней, чтобы от пределов Эфиопии, чтобы от концов земли придти послушать премудрости истинного Соломона? И когда раздается голос Спасителя, говорящего: «Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости. Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12.42): то ты будь внимателен к тайнам, которые в этих словах предлагаются. От пределов земли приходит царица южная, церковь, и осуждает людей рода сего, то есть, Иудеев, преданных плоти и крови. Она приходит от пределов земли послушать премудрости Соломона, не того. который прославляется в Ветхом Завете, а того. который в Евангелии есть больше Соломона. Я черна, но прекрасна, дщери Иерусалимские, черна, как шатры Кидарские, прекрасна, как завесы Соломоновы. Ибо она соответствовала тому и другому: «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

49. Проповедывать лето Господне благоприятное и день воздаяния – Богоявления, утешити вся плачущыя Евангелием (61, 2). 50. И дастся верующим во Христа Бога слава, помазание веселия, украшение в Церкви – насаждение Господне во славу Его (61, 3). 51. И в Церковь Христову приидут инороднии и иноплеменницы и виноградари (61, 5). 52. И взывает душа верного, яко Сын к Отцу: Да возрадуется душа Моя о Господе, облече бо Мя в ризу спасения и одеждею веселия (одея Мя), яко на жениха возложи на Мя венец, и яко невесту украси Мя красотою (61, 10). 53. В Сыне Божием и правда и спасение, и новое имя христиане приобретают, ибо Иисус Хри стос восприял венец славы и царскую диадему (62, 2–3). 54. Язычники и все народы не будут называться оставленными и пустынею безблагодатною, ибо благоволение и усыновление крестом, и воскресение Христос дарует (62, 4). 55. И как жених радуется о невесте, так возрадуется Господь о тебе (62, 5). 56. Проходите, проходите в ворота Церкви Христовой, приготовляйте путь евангельский народу! Ровняйте, ровняйте дорогу веры во Христа, убирайте камни, поднимите знамя креста и воскресения для народов земли (62, 10). 57. Вот Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: се, Спаситель твой грядет (62, 11). 58. И назовут христиан народом святым, искупленным от Господа (62, 12). 59. Пророк в изумлении взывает о Христе: кто это идет от Едома, в червленых (от крови) ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? Аз глаголю правду и суд спасения (63, 1). 60. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? (63, 2). 61. Я топтал точило один, кровь источалась на землю, и вся ризы Моя омочих, страдая на кресте (63, 3). 62. День воздаяния и лето избавления пришли, и не ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь, Сын Божий, спас всех (63, 4, 9). 63. Слава Господня сияла в народе израильском, но Христос Бог Сам пришел на землю и взывает: «Я явлен бых не ищущым Мене, обретохся не вопрошающым о Мне. “Вот Я! вот Я”, говорил Я народу, не призывавшему имени Моего» (65, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Причем действует Моисей не один – с ним к фараону отправляется его брат Аарон. Григорий видит в нем образ ангела-хранителя, но и буквальное прочтение текста здесь для нас не менее ценно: даже самый великий пророк нуждается в братской помощи, которая восполнит его собственные слабости и недостатки. Отправляется с Моисеем в путь и его жена Сепфора, и с ней связан, может быть, самый загадочный из всех эпизодов этой истории: «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь» (Исх 4:24-26). Это место издавна привлекало толкователей, и сейчас у нас нет возможности разбирать все связанные с ним трудности и все предлагаемые решения. Отметим только одно: Исход совершается вопреки нежеланию Моисея спорить с фараоном, нежеланию фараона отпускать израильтян, нежеланию самих израильтян отправляться в путь. Но оказывается, что и у Господа были все основания покарать Моисея смертью: будущий посредник в даровании Закона сам замедлил исполнить ту заповедь, которая уже была дана, не обрезал своего сына. Обрезание совершает Сепфора (единственный раз в Ветхом Завете это делает женщина!) – простой человеческий жест перепуганной матери и супруги… и возможность для великого пророка продолжить свой путь. На его пути нет маленьких, «лишних» людей: каждый может оказаться главным в свой час, сделать то, что упустил сделать пророк. Дальше мы читаем о противостоянии с фараоном, о напряженной борьбе, которую Моисей ведет за свой народ. Эту борьбу, конечно, христианам приходится понимать аллегорически, как пишет и Григорий: «Вредоносный и губительный демон озабочен именно тем, чтобы покорные ему люди не взирали на небо, а пригибались к земле и лепили бы в себе самих кирпичи из глины» (2.54). История с египетскими казнями и упрямством фараона слишком известна, чтобы рассказывать ее в деталях, отметим только одно: величайшая победа становится в то же время лишь началом долгого и опасного пути. В переходе израильтян через море христиане видели прообраз крещения с апостольских времен («все крестились в Моисея в облаке и в море», 1 Кор 10:2), и это нам говорит сразу о нескольких вещах.

http://bogoslov.ru/article/3500687

Неизъяснимость «страждущего Бога» 39 являет себя и на уровне более глубоком, нежели божественное целомудрие по отношению к свободе – в «Агнце, закланном от сотворения мира» ( Откр.13:8 ). Создавая «вторую свободу», Бог дает нам возможность ответить взаимностью. Отец – отец, не навязывающий своего отцовства; Он предлагает Себя в Сыне, и всякий человек – сын Божий: «Я сказал, вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» ( Ин.10:34 , Пс.81:6 ); «боги» – при условии, что признаете себя сынами во Христе и скажете в Духе: «Авва, Отче!» Раскрываясь, свобода сынов оказывается совпадающей с Даром Отца, который есть Дух Святой. И потому Бог соглашается быть неузнанным, непринятым, отвергнутым, покинутым Своим собственным творением. На Кресте Бог вопреки Богу принял сторону человека. Христианин – человек ничтожный, но он знает, что есть Кто-то еще ничтожнее – Нищий, просящий любви у дверей сердца: «Вот, Я стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, Я войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Сын пришел на землю, чтобы возлечь за столом с грешниками. От начала времен Бог думает только о спасении человека, и человек должен оставить эту заботу Богу, даже забыть о ней и не искать этого поверх всего остального. Он должен думать о спасении божественной Любви, ибо Бог , неизвестно почему, возлюбил первым. Положение Бога станет яснее, если понять главную тайну любви: любовь всегда взаимна. Любовь возможна лишь потому, что она – чудо, потому, что она всегда вызывает взаимность, даже если эта взаимность бессознательна, подавлена или извращена. Поэтому всякая настоящая любовь есть любовь крестная, она порождает дар, тождественный ее собственному величию, дар царский, ибо – добровольный. В ожидании достойного ее отклика любовь может лишь страдать и быть чистой жертвой, вплоть до смерти и сошествия во ад. Иаков Серугский, сирийский автор, возводит человеческую любовь на уровень Христа: «Какой жених, – спрашивает он, – умер когда-либо за свою невесту и какая невеста когда-нибудь выбрала в супруги распятого? Господь обручил себе Церковь , положил ей приданое в Собственной Крови и выковал ей кольцо из гвоздей Своего Креста» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Он послал в другой раз, но те опять не пришли. Тогда царь приказал рабам идти на распутья и звать на пир всех, кого найдут. Рабы исполнили приказание своего господина, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду. И говорит ему: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Ибо много званых, а мало избранных " » ( Мф.22:2–14 ). Чтобы не случилось подобного и с нами, необходимо нам снять ветхую, грехами оскверненную ризу и надеть новую, чистую, светлую одежду. в) Но где нам взять эту одежду? Ее подает нам Спаситель наш Господь Иисус Христос. Вот и в церковной песни мы обращаемся к Нему: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Да, Он, Милосердый, переодевает нас, чтобы мы были достойными наследниками небесного чертога. И благодарение Богу, мы уже облечены в эту чистую, светлую одежду. Эту одежду мы получили туне, т.е. даром, в Таинстве Крещения. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). Крещение снимает с нас грехи и делает людей, в беззакониях зачатых и во грехах рожденных, чистыми и невинными, и таким образом оно дает то светлое одеяние, которое нужно нам для вступления в небесный чертог, т.е. в царство небесное. Но вот какая беда: мы все любим старую свою греховную одежду и по большей части носим ее и после крещения. Милосердый Господь, зная нашу немощь, указал еще средство возвратить эту одежду, утраченную грехами. Средство это – покаяние и причащение Св. Христовых Тайн. Согрешил ты и через грехи потерял одежду чистоты и непорочности: прибегай к Таинству Покаяния и причащению Тела и Крови Христовых. Слезами покаяния, как вторым крещением, ты смоешь скверну с души своей, а через причащение Св. Таин опять вступишь в тесный союз с Господом. Если же ты пренебрежешь этими средствами, то ты можешь явиться на тот свет без светлого одеяния. А ты знаешь, христианин, какая участь постигла человека, явившегося на царский пир не в брачной одежде. Позаботься же приобрести себе одеяние души своей. Правая вера, чистая и добродетельная жизнь – вот одеяние души нашей. (См. «Воскресный листок», приложение, к «Богослужебному дню», 2б5). III. Облечемся же, братие-христиане, «как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение и любовь» ( Кол.3:12, 14 ). В таком виде мы неосужденно можем явиться на брачный пир, на всемирное будущее торжество в вечных обителях Отца нашего небесного. Будем всегда стараться сохранить на себе святую, даруемую нам Спасителем ризу спасения и будем молить Господа: «Просвети одеяние душ наших, Светодавче, и спаси нас». Б. Объяснение песни «Се жених грядет в полунощи» (поемой в Страстную седмицу)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Черна я, но красива, дщери Иерусалимские». И ты, член Церкви, обрати речь свою к дщерям Иерусалимским и скажи: меня более любит Жених и более почитает, чем вас, многочисленные дщери Иерусалимские; вы стоите снаружи и видите, как Невеста входит в покои. [Несомненно, мы, хоть и зовемся черными, станем черными, но красивыми, если познаем Бога, если воспоем Песнь песней, если от границ Эфиопии, от края земли придем поучаться мудрости праведного Соломона] 164 . И когда ты слышишь громкий голос Спасителя: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» 165 , вслушайся в тайну, заключенную в этих словах. «Царица южная, пришедшая от пределов земли», – Церковь , а «род сей», с которым она вступает в суд – иудеи, предавшиеся плоти и крови. «Приходила от пределов земли послушать мудрости» не самого Соломона, о котором речь в Ветхом Завете, но Того, Кто, по Евангелию, «больше Соломона». «Черна я, но красива, дщери Иерусалимские, черна, как шатры Кидарские, красива, как завесы Соломоновы». Сами эти слова подходят к красоте Невесты. «Кидар» означает по-еврейски «темные». Итак, «черна я, как шатры Кидарские», как эфиопы, как палатки эфиопские, «красива, как завесы Соломоновы», сделанные для украшения скинии в то время, когда с огромным трудом и усердием строился храм. Ибо богат был Соломон, и в мудрости его никто не превзошел его 166 . «Черна я, но красива, дщери Иерусалимские, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла». Невеста просит прощения за свою черноту и, раскаявшись и изменившись к лучшему, возвещает о себе дщерям Иерусалимским, что черна, но красива – это мы уже объяснили – и говорит: «Не смотрите на меня, что я смугла». Не удивляйтесь этому отвратительному цвету, говорит она: «Солнце опалило меня». Лучом Своим, исполненным света, опалило меня Солнце, и от зноя я почернела, ибо не так, как подобало и как требовало достоинство Солнца, приняла я на себя Его свет. «От их падения спасение язычникам» 167 , и далее: «От неверия язычников придет знание к Израилю» 168 . То и другое найдешь у Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Господь говорит, что всему свое время. Нельзя возлагать тяжкое бремя подвигов на только что вступивших на духовный путь. Последствия этого могут быть такими же, как при вливании вина молодого в мехи ветхие или пришивании заплаты из небеленой ткани к ветхой одежде. Этими двумя сравнениями Господь призывает к рассудительности. Необходима однородность. Иоанн Предтеча и фарисеи проповедовали суровость. Однако с возвещением Царства Божия открывается новая эпоха, которая требует нового отношения. Это ни в коем случае не означает, что посты теперь упраздняются. Сам Господь прежде выхода на служение спасения рода человеческого постится сорокадневным постом, давая на все века образ верным. И ныне Церковь из года в год предупреждает своих чад: «Аще кто не постится во святую Четыредесятницу, да никакоже причастится». Речь идет о причастии Тела и Крови Христовых, Его Креста и Воскресения. Приходят дни, когда отнимется от нас Жених, и печаль поста любящих Господа превосходит все подвиги учеников Иоанновых и фарисейских. Но и среди этой печали уже присутствует радость, которая заполнит собою все до конца, когда Церковь, встречая Своего Жениха — Победителя ада и смерти, внезапно окажется на пасхальном пиру веры. Потому и говорят: «Поститься на Пасху такой же темный грех, как не поститься в Великую Пятницу». Суббота Мф, 82 зач., 20, 29—34 И когда выходил Иисус из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним. «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа». Это была смешанная толпа. Одни шли за Ним ради хлеба, другие — ради любви к Нему, и немногие — ради того, чтобы научиться от Него истинной жизни. Двое слепых, сидевших у дороги, вместе взывают к Нему. Если бы все оказавшиеся в одной беде соединили свои молитвы к Богу! У Господа достаточно милости, чтобы утешить всех, кто обращается к Нему. Эти два слепца сидят у дороги, по которой проходит Христос. Хорошо человеку оказаться на этой дороге.

http://moral.ru/седмица-12-я-по-пятидеся...

...На Голгофе у креста стояла Пречистая. Теперь уже не вода превращалась в вино, а вино – в кровь. Было первое чудо на браке в Кане Галилейской, было и последнее в Горнице Тайной Вечери в Иерусалиме. Опять Галилея сменилась на Иерусалим, как тогда, когда научал Свою Матерь еще двенадцатилетний Отрок... Некогда Сепфора, жена Моисея, после долгого противления обрезала сына своего. И сделала это только тогда, когда Господь на ночлеге хотел умертвить Моисея. Совершив обрезание, она бросила каменный нож к ногам мужа и сказала: «Ты жених крови у меня, жених крови по обрезанию» ( Исх. 4:24–26 ). Введите мя в дом вина... И снова появляется Жених крови. Была тьма на Голгофе. «На ночлеге» умерщвлялся Христос. От ребра Его истекала кровь и вода. Вода крещения – нового, нерукотворного обрезания ( Кол. 2:11 ). Кровь евхаристии – вина истинной виноградной Лозы во Царствии Божием ( Лк. 22:18 ). «Новая Сепфора» обрезывала сыновей своих. Рождался новый род христианский, а Она – Матерь его. Но дорого это досталось. Ценою того, что стал Сын чрева Ее – Женихом крови, Женихом крови по кресту Голгофскому, сему новому обрезанию. ...На Голгофе у Креста стояла Пречистая. Она стояла безмолвно, но сердце, через которое оружие прошло, взывало к Жениху крови: Введи мя в Дом вина!.. Изнемогает от любви невеста в брачном чертоге, в доме пира и доме вина. Изнемогала на Голгофе Невеста Неневестная. Она хотела, чтобы Жених ввел Ее в Дом вина, и введенная, предстоящая кресту Голгофскому, сочетающаяся Жениху крови, взывает в сердце своем: Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви! (2:5). Созерцавшая язвы Сына Своего и Жениха изнемогала от любви к Нему. И только подкрепленная и освеженная особым действием благодати Божией, осталась живою Сама. Когда-то, в Кане Галилейской, Она слышала от Него: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» ( Ин. 2:4 ). Теперь пришел. Вода превращается в вино. А вино – в кровь. И знамя Его Креста надо мною – любовь ! Теперь узнают, что значит: Ядите, ближнии, и пийте и упийтеся, братия (5:1)! Скорбный путь на Голгофу

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вообще согласны, что Сепфора сказала слова сии Моисею, но в каком расположении? Иные думают, что она сие сделала с негодованием, Как жених кровей означало то, что жених кровожадный и указывают на Пс. 5:7, где наглый и жадный человек называется мужем кровей. Но из того, что муж кровей есть муж жаждущий крови, не следует, чтобы жених кровей бых жених кровожадный, Притом невероятно, чтобы Сепфора сердилась на Моисея, прежде объятого ужасом, и в сем случае более сожаления достойного, и называла бы крово жаждущим того, чью безвинность она сама знала. И так слова сии лучше можно отнести к Сепфоре признательной и благодарной, а не негодующей, и смысл будет следующий: вот, то обозрение, коим, как некоторым драгоценным залогом я тебя опять стяжеваю себе в мужа и жениха, и по сему теперь наконец истинно обручена я тебе еще кровию сына моего пролитою по силе Божественного завета; ибо посредством оной я спасаю жизнь твою для тебя, а тебя для меня самой. Исх.6:3 . Я являлся Аврааму, Исааку и Иакову (под) именем Бога всемогущего шаддай, но о имени Моем иеговаг Я не познался или не познан был ими. Имя Иегова патриархам не было известно не просто, не буквою, но в рассуждении исполнения обетований и особенно освобождения от Египетского ига. Такое изъяснение оправдывается а) подобным местом Ис. 52 , где говорится, что плененная дщи Сионя тогда познает имя Иеговы, когда по Его смотрению совлечет узы с выи своя 2, b) несообразностию буквального смысла: ибо имя Иеговы открыто было патриархам. Быт.15:7, 28:13 , c) правильным течением речи, которое сопровождает упомянутое изъяснение. Имя шаддай т. е. свойство, выражаемое сим именем, всемогущество, провидение а посему и обетования они знали, по имени иеговаг я не явил им т. е. не осуществил их надежды и данных мною обетований. Вот почему, ст. 2, столь величественно говорит о себе Бог ! Я Иегова т. е. Я покажу, теперь вы увидите на самом деле, но Я Иегова. Исх.10:14 . Моисей говорит о насекомых, наведенных на Египет: прежде сих не Быша сицевии прузи, а по сих не будет тако; а пророк Иоиль говорит, что в его времена случилось тоже: слышите сия вси живущии на земли; аще Быша сицевая во днех ваших, или во дни отец ваших останок гусениц поядоша прузи, и астанок пругов поядоша мшицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Впрочем, это обстоятельство, как отмечено выше, может подчеркивать особую роль женщин в сохранении своей семьи, что в особенности проявилось в истории Моисея. ♦ Смысл жеста Сепфоры до конца непонятен. Поскольку она спасла от смерти Моисея, логично предположить, что отрезанной крайней плотью она коснулась именно его «ног» (возможно, это эвфемизм, обозначающий половые органы). Возможно, что этот жест символически указывал на обрезание самого Моисея. Однако не исключено, что она коснулась ног обрезанного сына или нападавшего, что тоже имело символическое значение. ♦ Слова Сепфоры о женихе крови, вероятно, указывают, что совершенный ею обряд обрезания сохранил жизнь ее супругу и обновил их брак. Точное их значение неизвестно. ♦ Логичнее предположить, что повторение слов «жених крови» есть комментарий автора к реплике Сепфоры, но не исключено, что это часть повествования и что их повторила сама Сепфора. Нам приходится признать, что ни обзор комментариев, ни самостоятельный анализ не дали нам четкого и однозначного ответа на все заданные вопросы относительно конкретных деталей текста. Это вполне обычная ситуация, и ничего страшного в этом нет. С другой стороны, внимательный взгляд на этот эпизод в контексте повествования об Исходе позволил нам выделить важнейшие темы, лучше увидеть замысел автора и понять его основные идеи. 4.2.8. Выбор стратегии перевода Поскольку отрывок достаточно сложный и проблем в нем несколько, имеет смысл привести некоторые существующие переводы целиком, чтобы увидеть общую переводческую стратегию. Ключевой вопрос здесь, пожалуй, насколько переводчики хотят демонстрировать читателю, что место сложное и допускает неоднозначные толкования. В частности, это означает необходимость сделать два выборä (1) оставить как можно больше многозначности или предложить пусть спорные, но конкретные решения; и (2) дать альтернативные толкования в сносках или не перегружать ими читателя. Перевод NIV сохраняет многозначность: 24 At a lodging place on the way, the Lord met Moses and was about to kill him. 25 But Zipporah took a flint knife, cut off her son‘s foreskin and touched Moses» feet with it. «Surely you are a bridegroom of blood to me,» she said.26 So the Lord let him alone. (At that time she said «bridegroom of blood,» referring to circumcision.) 4:24 Or Moses « son; Hebrew him 4:25 Or and drew near Moses» feet 24 В месте ночлега по дороге, Господь встретил Моисея и собирался убить его. 20 Но Циппора взяла кремневый нож, обрезала крайнюю плоть своего сына и коснулась ей ног Моисея. «Конечно, ты жених крови для меня», сказала она.26 Так Господь оставил его в покое. (Она сказала тогда «жених крови», имея в виду обрезание.) 4:24 Или сына Моисея; др.-евр его 4:25 Или бросила к ногам Моисея Конечно, можно приветствовать сохранение подобной многозначпасти, поскольку и текст оригинала весьма неоднозначен. Вместе с тем, в сноски невозможно внести все возможные интерпретации. См., например, перевод CEV:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010