Блаженный Феодорит (in 2Cor. 1, 22 ) говорит: «Бог помазал нас и удостоил печати Всесвятого Духа, даровав нам сию благодать, как бы некий задаток будущих благ. Чрез этот задаток он указал нам величие того, что нам будет дано. Ибо задаток (αβνα) есть малая часть всего». Феофилакт, разъясняя определение αβνα, говорит: «если мы в этом мире получили задаток (αβνα), как часть всего, значит в будущей жизни мы получим все». У отцев слово: αβνα встречается еще, когда они говорят о воскресении Христовом, которое они называют залогом (αβνα) нашего воскресения. Славянский переводчик во всех трех местах Нового Завета слово: αβνα перевел словом обручение – и этот перевод имеет смысл. У Греков залогом будущего брака, или символом обручения жениха невесте, был перстень, который и в писании имеет значение αβναος: Так, когда Фамарь просила у Иуды сына Иаковлева, залога, он дал ей в залог перстень ( Быт. 38:18 ). Если со словом αβνα соединим понятие об обручении, мысль Апостола может быть выражена так: как жених, обещающий своей невесте быть ее мужем, дает ей перстень в залог в знамение ручательства, поручительства, обручения; так Дух Святый дан от Жениха Небесного Его невесте церкви в вернейший залог вечной любви. Брачное торжество Агнца по слову Богослова, еще не последовало ( Апок. 19:7 .); поэтому верные получают в залог Духа Святого, Который таинственно удостоверяет их, что они будут некогда допущены на брак Агнца. Ст. 16. Ο παομαι εχαριςν πρ μν, μνεαν μν ποιομενος π τν προσευχν μου, непрестаю благодаря о вас, поминание о вас творя в молитвах моих. Προσευχ – молитва . Понятие это имеет несколько синонимических слов в Новозаветном языке, именно: εχ, προσευχ, δησις, ντευξις εχαριςα, τημα, κετηρα, – все эти слова требуют разбора! Несколько этих синонимических понятий встречаем в Новом Завете в одном периоде сряду: напр. 1Тим. 2:1 Παρακαλ πρτον πντων ποιεσϑαι δεσεις, προσευχς, ντεξεις, υχαριςιας πρ πντων νϑρπων, молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Притча тринадцатая о десяти девах § 1 Тогда подобно будет царствие небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли встречу жениху; пять же из них были мудрые, и пять глупые. Сии, то есть глупые, взяли светильники свои, но не взяли с собою масла: мудрые же взяли и масло в сосудах своих с светильниками. Когда же медлил жених, вздремали и все заснули. В полночь же сделался крик: вот жених идет, выходите навстречу ему! Тогда все оные девы встали, и украсили светильники свои; глупые же мудрым сказали: дайте нам часть масла своего, ибо светильники наши угасают. Отвечали же мудрые, сказывая: не достанет, кажется, нам и вам, идите лучше к тем, кои продают, и купите себе. Когда же они пошли покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брак, и затворились двери. Напоследок же пришли и прочие девы, сказывая: господине, господине! отвори нам. Он же в ответ сказал им: истинно говорю вам, не знаю вас. Бодрствуйте убо, поелику не ведаете дня и часа, в который Сын человеческий приидет. Толкование Мф. 25:1 . Тогда уподобися царствие небесное десяти девам, иже прияша светильники своя, и изыдоша в сретение жениху. Сия притча из главы высшей следует, а потому и смысл из высшей главы в сей стих входит. Тогда, когда, то есть, нечаянно возвращусь к страшному суду, дабы всякого по делам осудить, наградить или наказать. И далее следуют сии слова: уподобися царствие небесное десяти девам, то есть поелику Церковь состоит из добрых и злых, где избранные и нечестивые смешены суть; то и по справедливости уподобляется она девам мудрым и юродивым; а сим самым покажет последний суд нечестивых дела худые, а избранных добрые: «Кои истинно веруют и свято живут (слова Св. Григория) уподобятся пяти девам мудрым: а кои веруют во Христа, делами же отмещутся Его, уподобятся пяти девам юродивым». Жених в сей притче означаемый есть Христос; невеста – Церковь ; день в которой жених придет в дом свой и затворятся двери, есть страшный суд Божий; светильники суть дела благие; сосуды суть тела человеческие, в коих сокровище благое совести скрывается; елей есть вера и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

По словам Олеария, «в церкви довольно большое пространство пола, где должен совершиться обряд венчания, покрывается красною тафтой, а на ней постилается еще особый кусок этой материи, на которую и становятся жених с невестой. Перед венчанием делаются священнику, по его требованию, приношения, состоящия из пирогов и других печений. Затем над головами жениха и невесты держат образа и благословляют брачащихся. Потом поп обеими своими руками берет правую руку жениха, левую невесты и трижды спрашивает их: желают ли они иметь друг друга и жить неразлучно? Получив ответы, священник обводит венчающихся кругом и поет 127 псалом, который жених и невеста, обходя круг, как бы приплясывая, повторяют по частям. После такого кругового хождения священник возлагает на головы жениха и невесты довольно красивые короны, или венцы. Но если из брачащихся кто-либо вдовец или вдова, то венцы возлагаются не на головы, а на плечи, при чем, во всяком случае, поп произносит: «Раститеся и множитеся», а соединяя их, говорит далее: «Что Бог сочета, человек да не разлучает» и проч. Между тем, предстоящие в церкви свадебные гости зажигают маленькия восковыя свечи и подают попу деревянную вызолоченную чашу или просто стеклянную рюмку с красным вином, из которой священник дает пить брачащимся так, чтобы каждый из них мог пить по три раза и за последним разом допить все вино. Тут жених бросает пустую рюмку о пол, разбивает ее и топчет кусочки ея ногами вместе с невестою, со следующими словами: «Да расточатся так и да потребятся так нашими ногами все те, которые вознамерятся возбудить вражду и ненависть между нами!» Тут предстоящия женщины обсыпают новобрачных лняным и конопляным семенем, желают им счастия, и некоторыя дергают и тащут невесту, как бы желая отнять ее у жениха, но жених и невеста крепко держатся друг за друга. Наконец, жених уводит невесту из церкви к саням, сажает ее, сам же опять едет за нею верхом. Около саней невесты несут шесть горящих восковых свечей, а провожающие гости и приятели опять (как и во время поезда в церковь ) начинают выделывать разныя грубейшия шутки».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Таинство венчания Сердечное взаимное сближение жениха и невесты должно быть освящено благословением родителей. Грешно поступают дети, когда вступают в супружество без благословения родительского: молитвы родителей, по свидетельству слова Божия, скрепляют благополучие семейной жизни. Добрые дети, отправляясь в неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, и нежная мать благословляет их.Так же поступает Церковь Христова, когда покорные ее чада - нареченные жених и невеста являются во храм Божий, прося ее материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни. Чуждые дотоле друг другу, соединяясь в одну чету, жених и невеста вступают в новую для них семейную жизнь и потому не знают, что ожидает их: радость ли, спокойствие или душевные тревоги, скорби. В таком случае им необходимо верное напутствие на предстоящий жизненный путь. И это благожелание Церковь сопровождает торжественными и глубоко знаменательными обрядами. По церковному уставу бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после литургии, дабы жених и невеста благоговейным молением за литургией (а по примеру древних благочестивых христиан, очищением себя чрез таинства покаяния и причащения святейших Тела и Крови Христовых) достойно приготовились к принятию благодати таинства брака. Жених в храме становится по правую, а невеста по левую сторону,- так соблюдается Богом узаконенный чин и благоприличие: муж - глава жены, и в порядке стояния первенствует пред своею женою. Два перстня для обручающихся полагаются вблизи друг друга на св. престол в знаменование того, что брачующиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа испрашивают благословение на свое обручение. Жених и невеста держат в руках горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов. Крестовидное каждение жениха и невесты, по введении их внутрь храма, знаменует благодать Всесвятого Духа, действием и наитием которой отгоняется от брачующихся вся сила вражия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1995...

Мф.9:13 . [начало]:   Пойдите, научитесь, что значит. Они видели, что мытарь, обратившийся к лучшему, нашел средство к покаянию и потому и сами не отчаиваются в спасении и, не оставаясь в своих прежних пороках, приходят к Иисусу, так что книжники и фарисеи ропщут, но совершая покаяние, как показывает следующее затем слово Господа, которое говорит: Мф.9:13 . [окончание]:   «Милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Господь ходил на пиршества грешников, чтобы иметь случай к научению и подавать приглашавшим Его духовные яства. Затем, когда неоднократно говорится, что Он проводил время на пиршествах, то говорится только о том, что Он там делал, чему учил, так что показывается и смирение Господа в хождении к грешникам, и могущественное действие Его учения в обращении кающихся. Следующие затем слова: «Милости хочу, а не жертвы» ( Ос.6:6 ) и: «Я пришел призвать не праведников, но грешников», в которых приводится свидетельство пророка, – служат к поношению книжников и фарисеев, которые, считая себя праведниками, отклоняли от себя общение с мытарями и грешниками. Мф.9:14 .  Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, – не говоря ничего другого, – вполне ясное хвастовство тем, что они постятся 165 . Ученики Иоанна, злословящие Его, не могут быть безупречными, потому что они знали Его по проповеди своего учителя, но они присоединились к фарисеям, которые, как они знали, были осуждены Иоанном, когда он сказал: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» ( Мф.3:7 ). Мф.9:15 .  И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Жених -Христос, Невеста – Церковь . От этого священно-духовного союза произошли апостолы, которые не могут скорбеть, пока видят жениха на брачном ложе и знают, что Жених проводит время с Невестой. А когда пройдет брачный пир и придет время страдания и воскресения, тогда сыны Жениха будут поститься. Поэтому некоторые думают, что пост должен наступать спустя сорок дней после страданий Христовых, хотя непосредственно вслед за тем день Пятидесятницы и сошествие 166 Святого Духа дают нам повод для празднества. И на основании этого свидетельства Монтан, Приска и Максимилла еще и после Пятидесятницы совершают четыредесятницу, потому что сыны Жениха должны, будто бы, поститься по отнятии у них Жениха. А обычай церковный приступает к страданию и воскресению Господа через усмирение плоти, так что к духовному пиршеству мы приготовляемся телесным постом. В образном смысле мы должны понимать так, что до тех пор, пока 167 Жених пребывает с нами и мы радуемся, мы не можем ни поститься, ни скорбеть. А когда Он по причине грехов наших удаляется от нас, тогда должен быть назначен пост и снова начаться плач.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Духовное бодрствование Поучение пред отпеванием статского советника Алексея Ивановича Хлудова, сказанное 1882 г. 24-го марта, в среду Страстной седмицы. Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща. Так начинается песнопение, которым св. Церковь оглашает слух верующих в утренней службе первых трёх дней Страстной седмицы. Содержание песнопения заимствовано преимущественно из евангельской притчи о десяти девах. Эта притча научает нас духовному бодрствованию в ожидании Второго пришествия Христова, которое представляется в ней под образом явления в брачный чертог жениха. Вот жених ведёт свою невесту из дома её отца в свой дом. Его ждут здесь десять дев – подруг невесты со светильниками в руках. Но жених медлит прибытием: он приходит к своему дому в полночь. Ожидавшие его девы заснули и разбужены громким кликом: се жених грядет. Но не все из них оказались готовыми встретить жениха. Его надобно было встретить с зажжёнными светильниками. Светильники, или лампы, были у всех десяти дев, но у пяти из них недостало елея для возжжения светильников. Елея взять было негде, поздние попытки достать его оказались безуспешными, и неразумные, непредусмотрительные девы, не успев встретить жениха, как встретили его прочие подруги их, мудрые девы, не были допущены им в дом его для участия в брачном торжестве. На просьбу их: Господи, Господи, отвори нам, жених сказал: не знаю вас. – Смысл образов притчи, следующий: под брачным торжеством разумеется соединение со Христом, женихом церкви, истинно верующих в блаженной вечности. Десять дев – это христианские души, призываемые к тому, чтобы всегда готовы были к переходу в загробную жизнь, для теснейшего соединения со Христом в Его Небесном Царстве. Торжественное откровение Его Царствия последует в день Его Второго пришествия, в день всемирного суда над праведными и грешными. Но прежде, чем насутулит день явления Христа на всемирный суд, каждая душа должна быть готова предстать на суд Его по разлучении с телом. Лежит человеком единою умрети, потом же суд ( Евр. 9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Из приведенных примеров некоторые могут сделать неправильный вывод: будто бы Господь учил нас равнодушному отношению к посту и будто бы пост никакого значения не имеет. Но такое заключение опровергает, во-первых, сам неимоверный, нечеловеческий подвиг Спасителя, совершенный Им перед выходом на проповедь (как мы уже говорили, сорок дней и сорок ночей Он не только не вкушал никакой пищи, но и не пил воды), и, во-вторых, Его учение о том, что пост имеет в определенное время очень большое значение. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое ( Мф. 9, 14–17 ).Обратите внимание на слова Господа: Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Эти слова, сказанные по отношению к апостолам, которые, пребывая с Господом Иисусом Христом и наслаждаясь общением с Ним, не постились, в духовном смысле относятся ко всем православным христианам. И Святая Православная Церковь именно по этому принципу учредила посты и праздники. В день совершения какого-либо праздника, особенно великого, бывает либо полное разрешение поста, либо его ослабление, а после самых великих – Пасхи и Рождества – следуют сплошные седмицы. Когда мы с Господом, когда мы чувствуем, что Божия благодать приближает нас к Нему, и мы через созерцание тех или иных событий Его жизни как бы пребываем вместе с Ним, тогда не могут поститься сыны чертога брачного. То есть когда в нашем сердце происходит духовный пир, тогда и в телесном отношении Церковь снисходит к нашей человеческой немощи. В дни же подвига покаяния (особенно это видно в Великий пост ) отнимается у нас Жених, мы плачем о своих грехах, плачем о потере благодати, и теперь уже нам естественно и законно поститься. Так премудро и разумно, именно по Евангелию, по заповедям Господа Иисуса Христа, устроен весь год, упорядочена вся жизнь христианина, в том числе и его отношение к пище.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Сердечное взаимное сближение жениха и невесты должно быть освящено благословением родителей. Грешно поступают дети, когда вступают в супружество без благословения родительского. Молитвы родителей, по свидетельству слова Божия, скрепляют благополучие семейной жизни. Добрые дети, отправляясь в неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, и нежная мать благословляет их. Так же поступает Церковь Христова, когда покорные ее чада – нареченные жених и невеста являются во храм Божий, прося ее материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни. Чуждые дотоле друг другу, соединяясь в одну чету, жених и невеста вступают в новую для них семейную жизнь и потому не знают, что ожидает их: радость ли, спокойствие или душевные тревоги, скорби. В таком случае им необходимо верное напутствие на предстоящий жизненный путь. И это благожелание Церковь сопровождает торжественными и глубоко знаменательными обрядами. По церковному уставу бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после литургии, дабы жених и невеста благоговейным молением за литургией (по примеру древних благочестивых христиан, очищением себя чрез таинства покаяния и причащения святейших Тела и Крови Христовых) достойно приготовились к принятию благодати таинства брака. Жених в храме становится по правую, а невеста – по левую сторону. Так соблюдается Богом узаконенный чин и благоприличие: муж – глава жены, и в порядке стояния первенствует пред своею женою. Два перстня для обручающихся полагаются вблизи друг друга на св. престол в знаменование того, что брачующиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа испрашивают благословение на свое обручение. Жених и невеста держат в руках горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов. Крестовидное каждение жениха и невесты, по введении их внутрь храма, знаменует благодать Всесвятого Духа, действием и наитием которой отгоняется от брачующихся вся сила вражия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Мк.2:19 . И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; Мк.2:20 . но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Это первое сравнение. Сыны чертога брачного ( Тов.6:16 ), т. е друзья жениха, которым доверена от него забота об устройстве брачного чертога и пира, и первые гости на пиру. В этом первом сравнении Христовом выражается следующее: уместна ли печаль для друзей, устраивающих брачный пир, и современен ли для них пост, как выражение печали? В отношении к Иисусу Христу и Его апостолам это значит, что пока Он находится со Своими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом. Можно думать, что в это время Предтеча Иоанн был заключен Иродом в темницу ( Мф.4:12 ), а потому ученики его имели в этом повод усилить обыкновенный свой пост. „Вот Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице, это для вас время скорби и поста“ (Злат. и Феоф.), как бы так говорил Христос ученикам Иоанна. Будет такое время и у Моих учеников: отнимется у них Жених. Отнимется жених, это указание Господа на время после Его смерти. Тогда будут поститься, т. е. после смерти Христовой будут учреждены и у христиан посты; тогда и они будут выражать свою скорбь постами. Мк.2:21 . Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Это – второе сравнение. Новая суровая заплата здесь означает пост, а старая одежда – еще слабость или несовершенство учеников Христовых. Таким образом, в указанных словах выражается та мысль, что так как ученики Христовы еще не утвердились и не обновились Духом Святым, то и требуют снисхождения, и потому нельзя обременять их строгостью жизни и тягостью заповедей (Злат.). Та же мысль выражается и в дальнейших ответных словах Христовых в третьем уподоблении. Из этих слов Господа епископ Феофан выводит урок, что к строгости внешнего подвижничества должна быть большая внутренняя подготовка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

71. Non Moyses sponsus; illi enim dicitur: Solue calciamentum pedum tuorum, ut domino suo cedat, non Iesus, Naue filius, sponsus; nam et ipsi dicitur: Solue calciamentum pedum tuorum, ne ex similitudine nominis sponsus ecclesiae crederetur, non alius sponsus, sed solus Christus est sponsus, de quo dixit Iohannes: Qui habet sponsam, sponsus est. Illis igitur calciamentum soluitur, huic solui non potest, sicut dixit Iohannes: Non sum dignus soluere corrigiam calciamenti eius. Жених не Моисей, ведь ему сказано: Сними обувь твою с ног твоих ( Исх.3:5 ), чтобы он уступил место Господу Своему. Жених не Иисус Навин, потому что и ему сказано: Сними обувь твою с ног твоих ( Нав.5:15 ), чтобы из-за сходства имени мы не приняли его за Жениха Церкви. Нет другого жениха кроме Христа. Он Тот Жених, о Котором сказал Иоанн: Имеющий невесту есть Жених ( Ин.3:29 ). У всех обувь снимают, а у Него нельзя снять, по слову Иоанна: Я недостоин развязать ремень у обуви Его ( Ин.1:27 ). 72. Solus ergo Christus est sponsus, cui ilia ueniens ex gentibus sponsa ante inops atque ieiuna, sed iam Christi messe diues innubat, quae manipulos fecundae segetis uerbique reliquias gremio legat mentis interno, ut exhaustam illam uiduam morte fili atque inopem defuncti populi matrem nouis pascat alimentis, non relinquens destitutam uiduam et nouos quaerens. Итак, один Жених Христос, с Ним вступает в брак происходящая от народов невеста, прежде бедная и алчущая, ныне богатая от урожая Христова, собирающая обильные хлебные колосья и наследие Слова в лоно разума, чтобы питать новой пищей нищую после смерти сына вдову, мать мёртвого народа, не оставляя её покинутой в поисках новых мужей. 73. Solus ergo sponsus est Christus, qui nec synagogae ipsi manipulos suae messis inuideat. Vtinam se non ipsa excluderet! Habuit quos per se colligeret, sed quia populus eius est mortuus, quasi filio egena defuncto per ecclesiam manipulos, quibus uiueret, colligebat. Quos uenientes in exultatione portabunt, sicut scriptum est: Venientes autem uenient in exultatione tollentes manipulos suos.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010