9. Исаия 61:10–11; 63:1–5  — здесь вновь звучат пламенные слова пророка, но на сей раз мы слышим в них грозное предупреждение. Как хотелось бы думать, что праздник — это всеобщее торжество, и ждать можно только хорошего… Но Господь говорит: Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; ибо день мщения — в сердце Моем (Ис 63:3–4). Пасха — это еще и праздник посрамления сил ада, пытавшихся поглотить Христа, и всякий, кто выбирает ад, будет точно так же побежден. Пророчества Исаиина чтение. [Гл. 61, ст. 10 – 11; гл. 62, ст. 1 – 5] Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия [одея мя]: яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою. И яко земля растящая цвет свой, и яко вертоград семена своя прозябает: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки. Сиона ради не умолчу, и Иерусалима ради не попущу, дондеже изыдет яко свет правда моя, и спасение мое яко светило разжжется. И узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е. И будеши венец доброты в руце Господни и диадима царствия в руце Бога твоего. И не прозовешися ктому оставлен, и земля твоя ктому не наречется пуста: тебе бо прозовется воля моя, и земля твоя вселенная: яко благоволи Господь в тебе, и земля твоя вкупе населится. И якоже живяй юноша с девою, тако поживут сынове твой с тобою: и будет якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе. Перевод:  Да возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения, и одеждою радости одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту украсил меня нарядом. И как земля, производящая цветы свои, и как сад семенам своим дает прорасти, так Господь – (Господь) возрастит правду и ликование пред всеми народами. Ради Сиона не промолчу, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не выйдет, как свет, правда Моя, а спасение Мое как светильник не возгорится. И увидят народы правду твою, и [все] цари – славу твою; и назовут тебя именем твоим новым, тем, которое наименует Господь. И будешь венцом красоты в руке Господа и диадемою Царства в руке Бога твоего. И больше не будешь называться «Оставленной», и земля твоя не будет уже называться «Пустынею», ведь дано будет тебе имя: «Желание Моё», а земле твоей – «Обитаемая», ибо будет Господь благоволить к тебе, и земля твоя заселится. И как юноша, живущий с девою, так будут обитать с тобою сыны твои. И будет: так же, как жених возрадуется о невесте, так возрадуется Господь о тебе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

LXX: И как юноша, живущий с девою, так будут жить сыновья твои. И будет, что как радуется жених о невесте, так будет радоваться Господь о тебе. И апостол говорит: мужие, любите своя жены, якоже и Христос Церковь ( Еф. 5:25 ). И в другом месте, представив пример: сего ради оставит человек отца и матерь, и прилепится к жене, и будета два в плоть едину , он присовокупил: тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во Церковь ( Еф. 5:31–32 ). Следовательно, если вследствие краткости времени, которое затруднительно, мужья так должны иметь жен, как бы они не имели их: то восколько более святым будет союз жениха и невесты? Это тот жених, о котором в восемнадцатом псалме поется: и той яко жених, исходяй от чертога своего ( Пс. 18:6 ), и та невеста, о которой очень часто пишется в Песне Песней и которая не имеет морщины и пятна ( Песн. 4 ). Ее Павел желает представить одному мужу чистою девою, чтобы она была свята телом и духом. О ней также под именем возлюбленного поет 44 псалом: предана царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена ( Пс. 44:10 ). Таким образом, как жених радуется о невесте и юноша вместе с девою, в каковых примерах союз бывает святым, так Господь будет радоваться о той, имена которой останутся неизменными. Ст. 6–7. На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил стражей, весь день и всю ночь они никогда не будут умолкать. Вы, напоминающие о Господе, не умолкайте и не давайте Ему покоя (silentium) , пока Он не устроит и пока не сделает Иерусалим славою на земле. LXX: И на стенах твоих, Иерусалим, Я поставил стражей, которые весь день и всю ночь никогда не будут умолкать, напоминая о Господе. Ибо Он не подобен вам, если исправит и сделает Иерусалим славою на земле. Пророк говорил: ради Сиона не умолкну и ради Иерусалима не успокоюсь и прочее да того места, где теперь окончился отдел: будет радоваться Бог твой о тебе . Он обещал, что он днем и ночью будет просить, чтобы пришел Спаситель и Праведный, который был обетован, и чтобы освещал всю вселенную подобно светильнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

    Диакон: 1. «Помилуй нас, Боже…». 2. «Еще молимся о богохранимой Российской стране и правительстве ее…». 3. «Еще молимся о святейших вселенских православных патриархах…». 4. «Еще молимся о рабах Божиих (имена), обручившихся друг с другом…». 5. «Еще молимся о всей братии и о всех христианах…».     Священник: «Господи Боже наш! Прими эту нашу усердную молитву и ниспошли обильные Твои милссти Твоим рабам (имена) и всегда храни их в мире, любви и единомыслии, ибо Ты Милостивый и Человеколюбивый Бог и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков».     Народ: «Аминь». Отпуск. Порядок совершения Таинства Брака     Обручившиеся идут с зажженными свечами на середину храма, а священник, идя впереди их, совершает каждение и поет 127 псалом, народ же после каждого стиха псалма поет припев:,, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». 127 псалом: «Блажен всякий, боящийся Господа, ходящий путями Его. Ты будешь есть от трудов твоих рук; блажен ты и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей. Увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля».    Затем священник произносит поучительное слово о таинстве брака и о жизни и обязанностях вступивших в брак, а по окончании спрашивает жениха:    «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя), которую видишь здесь перед собою?». Ответ: «Имею, святой отец». Вопрос: «Не связан ли ты обещанием другой невесте?» Ответ: «Нет, не связан, святой отец».     Затем священник обращается к невесте: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя), которого видишь здесь пред собою?». Ответ: «Имею, святой отец». Вопрос: «Не связана ли ты обещанием другому жениху?» Ответ: «Нет, не связана, святой отец».     Диакон: «Благослови, владыка».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

Бл. Феодорит: «Именует также смирну и алой..., то есть, умерщвление страстей: смирна бо мертвым свойственна есть, и горесть искушений, ибо алой есть горькаго свойства». Так через умерщвление страстей и горькие искушения произрастают в саду души божественные – смирна и алоэ и через них происходит приобщение к смерти Христовой. И уж после вкушения их – древеса Ливанские, слава Божества и воскресение Христово. Перечислив столько деревьев и ароматов сада, Жених добавляет: со всеми первыми мирами. Бл. Феодорит: «Имеет, наконец, все первые миры, не второй, то есть, или третьей, но первой степени: ибо совершенным приличествует, еже есть совершенно». Св. Григорий Нисский : «А первыми мирами указывает Слово на чистоту и отсутствие всякаго корчемническаго подлога, как и Амос к услаждающимся этим обращается с подобною речью, говоря: «пиющие процеженное вино, и первыми вонями мажущиися» ( Амос 6:6 )... А здесь слово плодоношением первых мир свидетельствует невесте о неповрежденности и чистоте ея догматов». Духовные совершенства души и чистота догматов веры святой Церкви – вот все первые миры, благоухающие в Саду Господнем. Был полдень (около шестого часа=двенадцати по нашему исчислению), и в жаркий день в самарийском городе Сихарь у колодца, у «студенца Иаковля», встретился Христос с самарянкой, – иссохшая, но жаждущая душа и Источник воды живой. И там, у этого колодца, источника чистой воды, Иисус сказал самарянке: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ). Божественный Жених говорит Своей Невесте: Источник вертограда, и кладязь воды живы и истекающия от Ливана. Садовый источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана. Двоякий источник напояет сей чудный сад. Это – кладязь воды живы, колодец, в котором была не затхлая застойная вода, но проточная живая вода , вновь и вновь наполняющая колодец, из которого черпала хранительница сада чудная Суламифь. Кроме того, истекающия от Ливана потоки орошали сад, напояя его живительной влагой. У сего-то источника и встречается Соломон с Суламифью, там слышит она его взывающие к жизни и любви слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В надписании псалма сказано: о наследствующем. Кто же это наследствующий? Церковь и все члены ее; о ней говорит Павел: « обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою » (2 Кор. 11:2); и Иоанн: « имеющий невесту есть жених » (Ин. 3:29). Но у жениха обыкновенного после первых дней брака ослабевает сила любви, а наш жених остается непрестанно любящим нас и непрестанно усиливает свою любовь. Выражая это, Иоанн и называете его женихом, так как у жениха любовь бывает особенно сильна. И Церковь он назвал невестою не поэтому только, но и потому, что желает всем нам быть одним телом и одною душою, по добродетели и любви. И как невеста все делает для угождения жениху, таковы должны быть и мы во всю жизнь. Как невеста с того самого дня, как поселится в брачном чертоге, заботится только об одном, как бы угодить жениху, так точно и мы в продолжение всей настоящей жизни должны заботиться об одном, как бы угодить Жениху и сохранить благонравие невесты. Об этой невесте упоминает и Давид, когда говорит: « стала царица одесную Тебя в Офирском золоте; одежда ее шита золотом » (Пс. 44:10, 14). Хочешь ли видеть и обувь ее? Послушай Павла, друга женихова, который говорит: « и обув ноги в готовность благовествовать мир » (Еф. 6:15). Хочешь ли видеть и пояс ее, составленный из правды? Он же научит тебя: « препоясав чресла ваши истиною » (Еф. 6:14). Хочешь ли видеть красоту ее? И это можешь узнать от него: « не имеющею пятна, или порока » (Еф. 5:27). Послушай, что говорит о ней и Премудрый: « вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! » (Песн. 4:7). Хочешь ли видеть и ноги ее? « Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! » (Рим. 10:15). И то поистине дивно и поразительно, что Он, украсив ее таким образом, не пришел во всей своей славе, чтобы преизбытком своей красоты не поразить и не изумить ее, но приходит, облеченный в ту же одежду, какая у невесты, « также воспринял оные » такой же « плоти и крови », какая у нее (Евр. 2:14), и не ее призывает горе, но Сам свыше приходит к ней, соблюдая и здесь закон, по которому жених приходит к невесте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Глава 62. Благоустройство и слава Церкви Божией в Новом Завете 1–2. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. (Сиона ради не умолчу и Иерусалима ради не попущу, Дóндеже изыдет яко свет правда моя и спасение мое яко светило разжжется. И узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е). Проникнутый чувством глубокой и живейшей радости в ожидании предстоящего спасения, Пророк продолжает благовествовать о нем своему народу. – Сиона ради не умолчу, возвещает он, и Иерусалима ради не попущу или не допущу, не позволю себе молчать, или иначе – не успокоюсь, доколе не изыдет как свет правда моя, т.е. оправдание Господне, возвещаемое Мною, и спасение мое как светило, точнее – светильник воспламенится: иначе говоря, Пророк будет благовествовать об оправдании и спасении прежде, пока о том все узнают. «И увидят народы правду твою (т.е. оправдание от Бога) и все цари славу твою, и назовут тебя новым именем, какое Сам Господь наименует»: соответственно новым свойствам, при новых и лучших отношениях народа к Богу, Господь даст ему и новое имя, знаменующее те свойства: «благожеланный», «избавленный», «святой» (ст.4,12). 3–5. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою – «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой. (И будеши венец доброты в руце Господни и диадима царствия в руце Бога твоего: и не прозовешися ктому оставлен, и земля твоя ктому не наречется пуста: тебе бо прозовется воля Моя, и земля твоя вселенная, яко благоволи Господь в тебе, и земля твоя вкупе населится. И якоже живяй юноша с девою, тако поживут сынове твои с тобою: и будешь якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И дальше: «два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями» ( Песн.4, 5 ). У Церкви есть два сосца – это Ветхий и Новый Завет , которые как двойня молодой серны, потому что они – Откровение от единого Бога. Ведут они к одной цели, так как и Ветхий и Новый Завет говорят об одной единственной цели – о Господе Иисусе Христе, потому что Он – центр и Ветхого, и Нового Завета. Поэтому и сравниваются с двойней молодой серны, пасущейся между лилиями. Оба эти Завета двойня одной серны – Христа, и они пасутся между лилиями, потому что ведут человека к благоуханной чистоте. Человек, живущий Ветхим и Новым Заветом, живет в этой чистоте. Но лично для каждого человека два сосца – это двуединая заповедь. Одна единая заповедь, двуедино проявляющаяся, – это любовь к Богу и любовь к ближнему. Они тоже ведут человека к евангельской чистоте, так что человек становится как лилия – чистым и благоуханным. И дальше Жених говорит: «Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама» ( Песн.4, 6 ). Он говорит Невесте: «День еще дышит, дуновение дня только идет, день еще не наступил, еще прохладное время. Дыхание Духа Святого уже сейчас в мире дышит, но тени еще убегают. То есть, мир теней пока еще с нами, поэтому сейчас, в это время я пойду на гору мирровую и на холм фимиама, и ты иди за мной». Господь – Жених говорит Невесте: «Иди за мной. Я пойду на гору мирровую». Какую гору? Гору Голгофу. Мирра – это ароматы, которыми покойников намащивают. «И на холм фимиама» – то есть Я пойду на гору мирровую и в то же время на холм фимиама, холм Воскресения. «Я иду, – говорит Господь, – на Голгофу. Я иду к смерти, которая приводит к Воскресению. И ты иди за мною». Потому что человек не распятый никогда не воскреснет. В раю нет не распятых, в раю лишь те, кто любили Бога, забывая о себе. И вот поэтому Господь говорит: «Иди за мною туда». И дальше Он говорит: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» ( Песн.4, 7 ) К Церкви это относится, конечно же, напрямую, потому что Церковь действительно свята и непорочна, как говорит Священное Писание . А душа человеческая становится прекрасной, и пятна нет на ней, когда она с Богом, а как только она от Бога отходит, на ней возникает много-много разных грязных пятен, которые нужно немедленно очищать.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И когда пройдешь все это, поднимись еще выше, дабы, украсившись душой, вместе с Невестой воспеть эту Песнь песней. Из скольких лиц состоит Песнь? Не могу сказать с уверенностию, но, благодаря вашим молитвам и откровению Бога, слышатся мне здесь четыре голоса: Жених, Невеста, хор девиц с Невестой и хор юношей с Женихом. Одно говорит Невеста, другое – Жених, иное – девушки, иное – товарищи Жениха. Ведь принято, чтобы на свадьбе с невестой было множество подруг, с женихом – множество друзей. Обо всем последующем не расспрашивай никого, кто не с нами и не «спасен проповедью Евангелия» 113 . Разумей: Жених – Христос, Невеста «без пятна и порока» – Церковь , о которой написано: «Чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» 114 . Те же, кто, хотя и верны, но не настолько, как говорится в этом слове, однако же идут по дороге спасения – это души веры 115 и подруги Невесты. А товарищей Жениха разумей как ангелов и тех, кто «пришел в мужа совершенного» 116 . Итак, мне видятся здесь четыре рода пения: Жених с Невестой, два хора, перекликающиеся между собой, Невеста, поющая вместе с девушками, и Жених – вместе с юношами. Уразумев все это, спеши услышать Песнь песней и понять ее, и повторяй за Невестой слова ее, чтобы услышать то, что услышала она. Если ты не в силах говорить вместе с Невестой и внимать тому, что говорится ей, присоединись к товарищам Жениха. Если и это для тебя много, будь с девицами, участвующими в радости Невесты. Таковы лица этой книги, драмы и эпиталамы 117 (Песнь песней – настоящая эпиталама, от нее язычники и заимствовали себе этот род пения) 118 . В начале Невеста молится и тут же, во время молитвы, слышит ответ. Она видит предстоящего Жениха, видит сопровождающих ее девиц. Затем Жених отвечает ей, а после Его слов «пока жених в покое своем и не восстал от страстей своих» 119 , то есть страдает ради ее спасения, поют Его товарищи, делающие украшения Невесте. Должно рассмотреть сами слова, которыми в начале молится Невеста. «Да лобзает он меня лобзанием уст своих!» 120 . Смысл этого таков: доколе будет Жених мой посылать мне лобзания через Моисея, лобзания через пророков? Хочу уже прикоснуться к устам Его, хочу, чтобы Сам Он явился, Сам снизшел ко мне. Итак, она молится Отцу Жениха и говорит Ему: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих!» И так как она достойна, чтобы исполнилось на ней слово пророческое: «Они еще будут говорить, и Я услышу» 121 , Отец внемлет ей и посылает Сына Своего. Увидев Того, о Чьем пришествии она молилась, Невеста прекращает мольбы и обращается прямо к Нему: «Ибо сосцы твои лучше вина, и запах благовоний твоих превыше всех ароматов» 122 . Ибо Жених, посланный Отцом, приходит к Невесте помазанный, и сказано о Нем: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

И Он наделил их разумением 127 , чтобы поняли они Писания. Поэтому и нам надлежит молиться о том, чтобы и нам Он дал разумение. 2 . Что же открыл Господь написанного о Нем в Законе Моисея, Пророках и Псалмах? Что Он открыл? Пусть Сам скажет. Евангелист кратко изложил это, чтобы мы [P. 154] знали, чему мы должны верить и что должны понимать во всем богатстве Писаний. Конечно, там множество страниц и много книг, все они содержат то, что коротко сказал Господь ученикам Своим. Что же это? То, что Христу надлежало пострадать и в третий день воскреснуть (ср. Лк.9:22; 24:7 ). Ты уже знаешь о Женихе, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть. Нам был показан Жених. Давайте посмотрим, что Он сказал о невесте, чтобы ты, узнав о Женихе и невесте, не просто так пришел на брачные торжества. Любой [христианский] праздник – это праздник бракосочетания. Празднуется брак Церкви. В брак вступает Сын Царя. При этом Сын Царя – сам Царь. Приходящие же [на торжество] гости – это и есть невеста. Это не так, как бывает в плотском браке, когда есть свадебные гости и есть невеста; в Церкви же прибывающие гости, если они приходят с благой целью, сами становятся невестой. Ибо всякая Церковь – это невеста Христова; плоть Христова – ее начало (principium) и ее начатки; в Церкви соединяется невеста с Женихом во плоти. Не случайно, вверяя [ученикам] плоть Свою, Он преломил хлеб; и не случайно глаза учеников открылись при преломлении хлеба, и они узнали Его. Что же сказал Господь по поводу написанного о Нем в Законе, Пророках и Псалмах? То, что Христу надлежало пострадать. Если бы Он не прибавил «и воскреснуть», те [ученики], чьи глаза были покрыты тьмой, продолжали бы скорбеть. Но было предсказано, [что Ему надлежало] также воскреснуть. Для чего же? Зачем Христу надлежало пострадать и воскреснуть? – Согласно тому псалму, который мы особенно рекомендовали вам в четвертый день седмицы 128 , в ходе первой встречи на предыдущей неделе. Так почему же Христу надлежало пострадать и воскреснуть? Вот почему: Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся [P. 156] пред Ним все племена язычников ( Пс.21:28 ). Чтоб вы знали, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть, что Он здесь добавил и как тем самым после представления Жениха представил также невесту? И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима ( Лк.24:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

их веселье и хвала и радость примет их, удалятся печаль и воздыхание» (Ис.51:11). После брака бывает пир и веселье. Так и на браке этом будет великая вечеря, радость и веселье. Тогда есть будут, пить будут, радоваться будут, веселиться в веселии сердца будут (Ис.65:13—14). Это открылось святому апостолу Иоанну: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуия! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр.19:6—8).    Жених радуется о невесте своей, и невеста о женихе своем. Так и возрадуется Христос, Жених Небесный, о душах спасшихся и прославленных. «И как жених радуется о невесте, так возрадуется Господь о тебе» (Ис.62:5). И души возрадуются о пресладком и прекрасном Женихе своем во веки веков. «Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10). Об этом таинственном обручении и браке говорит Господь через пророка: «Обручу тебя Себе навек, и обручу тебя Себе в правде и суде, в милости и щедротах. И обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» (Ос 2:19—20). И апостол говорит христианам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор.11:2). Постараемся, возлюбленный христианин, очистить себя покаянием и души наши украсить одеждой добродетелей. Да угодим Небесному нашему Жениху, Иисусу Христу, и примет нас в небесный Свой и вечный чертог. 23. Брань    Видим в этом мире, что когда восстает царство на царство, то между ними бывает война. Так и христиане имеют своих врагов, восстающих на них, и бывает с ними брань. В битве этого мира люди на людей восстают. Так и в битве христианской сатана и злые его ангелы против христиан восстают. Люди, на людей восстающие, видимы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010