В день сватовства жених и сват отправляются, втихомолку, в дом невесты, ведут разговор с приличными намеками, причем – жених и невеста представляются как лица, мало знакомые. Ответ сперва бывает нерешительный. После справок о состоянии жениха, невеста дает наказ жениху явиться для окончательных переговоров. Получив согласие, жених подвязывает позвонок к дуге, вывешивает покрывало в санях и, с отцом и с матерью, едет в дом нареченного тестя, со своим вином и закуской. Здесь, при соседях и родственниках, происходит взаимное отдаривание и поздравление. Когда к невесте подойдут родители ее, с рюмкой вина, невеста кланяется им в ноги, и умоляет дорожить ее судьбой. Потом жених подносит ей вино, и она благодарит его и целует. При отъезде жениха невеста дарит ему платок. Просватанная невеста с подругами каждодневно выходит на улицу и с причитаниями, кланяется на перекрестках на все четыре стороны. Гости, приглашенные в день брака, дарят невесте деньги. Пред отъездом к венцу, гости, в домах жениха и невесты, «отсиживают стол», поздравляют жениха и невесту и дарят их деньгами. После стола, жених, благословенный родителями, отправляется, с поезжанами, за невестой. Необходимыми лицами в поезде считаются: отец и мать крестные, и двое дружек. В доме невесты жених садится за стол, угощает вином родных ее, а от них получает подарки, приветствия и поцелуи. Последняя чаша наливается невесте, скрытой за занавеской и отсылается ей чрез крестную мать жениха. Девицы, окружающие невесту, требуют от крестной матери невесте – гребень, а себе – пирог. Потом жених и невеста, выводятся, покрытые, на средину избы. Получив благословение родителей, они целуются и едут в церковь на одних санях. Впереди едет дружка и очищает дорогу; всем встречным жених и невеста кланяются в пояс. За ними мчится весь поезд и сзади везут сундук с имением невесты. Молодые входят в церковь в шерстяных перчатках, а невеста – покрытая платком, и если она сирота, то – с распущенною косою. После венца молодых вводяд в чей-либо дом на погосте; молодая переплетает косу на две, повязывает повойник и подводится к жениху, которому низко кланяется, а тот ее целует.

http://sobory.ru/article/?object=61793

И когда пройдешь все это, поднимись еще выше, дабы, украсившись душой, вместе с Невестой воспеть эту Песнь песней. Из скольких лиц состоит Песнь? Не могу сказать с уверенностию, но, благодаря вашим молитвам и откровению Бога, слышатся мне здесь четыре голоса: Жених, Невеста, хор девиц с Невестой и хор юношей с Женихом. Одно говорит Невеста, другое – Жених, иное – девушки, иное – товарищи Жениха. Ведь принято, чтобы на свадьбе с невестой было множество подруг, с женихом – множество друзей. Обо всем последующем не расспрашивай никого, кто не с нами и не «спасен проповедью Евангелия» 113 . Разумей: Жених – Христос, Невеста «без пятна и порока» – Церковь , о которой написано: «Чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» 114 . Те же, кто, хотя и верны, но не настолько, как говорится в этом слове, однако же идут по дороге спасения – это души веры 115 и подруги Невесты. А товарищей Жениха разумей как ангелов и тех, кто «пришел в мужа совершенного» 116 . Итак, мне видятся здесь четыре рода пения: Жених с Невестой, два хора, перекликающиеся между собой, Невеста, поющая вместе с девушками, и Жених – вместе с юношами. Уразумев все это, спеши услышать Песнь песней и понять ее, и повторяй за Невестой слова ее, чтобы услышать то, что услышала она. Если ты не в силах говорить вместе с Невестой и внимать тому, что говорится ей, присоединись к товарищам Жениха. Если и это для тебя много, будь с девицами, участвующими в радости Невесты. Таковы лица этой книги, драмы и эпиталамы 117 (Песнь песней – настоящая эпиталама, от нее язычники и заимствовали себе этот род пения) 118 . В начале Невеста молится и тут же, во время молитвы, слышит ответ. Она видит предстоящего Жениха, видит сопровождающих ее девиц. Затем Жених отвечает ей, а после Его слов «пока жених в покое своем и не восстал от страстей своих» 119 , то есть страдает ради ее спасения, поют Его товарищи, делающие украшения Невесте. Должно рассмотреть сами слова, которыми в начале молится Невеста. «Да лобзает он меня лобзанием уст своих!» 120 . Смысл этого таков: доколе будет Жених мой посылать мне лобзания через Моисея, лобзания через пророков? Хочу уже прикоснуться к устам Его, хочу, чтобы Сам Он явился, Сам снизшел ко мне. Итак, она молится Отцу Жениха и говорит Ему: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих!» И так как она достойна, чтобы исполнилось на ней слово пророческое: «Они еще будут говорить, и Я услышу» 121 , Отец внемлет ей и посылает Сына Своего. Увидев Того, о Чьем пришествии она молилась, Невеста прекращает мольбы и обращается прямо к Нему: «Ибо сосцы твои лучше вина, и запах благовоний твоих превыше всех ароматов» 122 . Ибо Жених, посланный Отцом, приходит к Невесте помазанный, и сказано о Нем: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Из Огласительных бесед. Беседа третья Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Его же [святителя Иоанна Златоуста] последняя Огласительная беседа с готовящимися к просвещению 1. Последний день оглашения ныне, потому и я, последний из всех, пришел преподать последнее [наставление]. Пришел же я в последний раз возвестить вам, что спустя два дня грядет Жених 1 . Но [уже теперь] восстаньте, возьмите светильники и ярким светом встречайте Царя небес. Восстаньте и бодрствуйте, ибо не днем, но в полуночи Жених к вам грядет: ведь таков обычай брачной церемонии, чтобы поздним вечером вручать невест женихам. Но, услышав лишь, что грядет Жених, не оставьте без внимания это слово, ибо оно поистине велико и исполнено человеколюбия. [Христос] не человеческой природе повелел возвратиться к Нему, но Сам к нам пришел. Таков брачный закон, чтобы жених приходил к невесте, даже если он самый богатый, а она проста и презренна. Однако нет ничего удивительного, что так происходит у людей: как бы ни было велико различие в достоинстве, природа у них одна. Даже если жених богат, а невеста бедна и проста, у обоих та же самая природа. Дивно же сие в отношении Христа и Церкви: Сущий Бог, обладатель блаженной и чистой сущности — а вам известно, какова пропасть между Богом и людьми 2 , — соблаговолил снизойти до нашей природы и, оставив Отчий дом, не в силу изменения, но благодаря домостроительству по плоти, поспешил к невесте. Зная об этом, сам блаженный Павел, дивясь такому преизбытку попечения и почести, громко возопил и сказал: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф 5:31–32). 2. И что удивительного, если [Жених] пришел к невесте, тогда как Он не отказался и душу за нее положить? Ведь несомненно ни один жених не положил душу за невесту, ибо никто, ни один любящий, хотя бы и сильно одержимый [страстью], не воспламеняется таким чувством к своей возлюбленной, с каким Бог желает спасения душ наших. “Пусть надлежит Мне быть преданным оплеванию, — говорит Он, — и бичеванию, взойти на самый Крест, — не откажусь быть распятым, чтобы получить невесту”. Сие Он претерпел и перенес, не будучи вовсе поражен ее красотой, ибо ничего более постыдного и безрадостного, чем она, не было доселе. Послушай, как Павел описывает ее безобразность и позор: Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Тит 3:3). Друг друга мы ненавидели (такова была преизбыточность злобы!). Бог же нас, ненавидящих друг друга, [не только] не возненавидел, но, пребывающих в столь гнусном виде, в таком воистину обезображенном состоянии души, спас.

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

Сын её Рувим, умевший говорить по-гречески и по-турецки, служил иногда посредником для них в этих сношениях“ (выпуск 1, издание 2, с.228). Спаситель наш Иисус Христос, добрые слушатели, Сам посылал своих обручников к Своей невесте. В австрийщине видим наоборот. Сама невеста посылает сватать жениха. Ей надоело вдовство. Она смаялась с беглыми попами и решила хоть как-нибудь, а завести постоянного мужа. Австрийская вдовая церковь послала искать себе жениха двух иноков Павла и Алимпия. Они, действительно, нашли ей, правда праздношатавшегося, но всё же митрополита греческого Амвросия, и давай его сватать. Вот кто были обручники австрийской вдовы. Кроме Павла и Алимпия, обручить австрийскую вдову с Амвросием помогали: вышедшая из России жидовка и сын её Рувим. Обручников у неё было много, но какой цены – сами видите, и самое сватовство состоялось в жидовской корчме – кабаке. Когда происходит обручение жениха с невестой, то первый даёт невесте кольцо или перстень, знак вечного обручения. При обручении со своей невестой – церковью небесный Жених – Христос дал ей тоже перстень – Дух Святый. „Что творитъ? вземлетъ ю, обручается ей. И что ей даетъ? Перстень. Который? Духъ Святый“ („Маргарит“, „О еже предста царица“, лист 431 об.). Итак, Христос, при своём обручении с церковью дал ей Святого Духа. Это ли самое дал своей церкви митрополит Амвросий? Он своей обручнице беглопоповщине, ставшей через него австрийщиной, тоже дал перстень, но только какой? Да нечистый дух сатанинский! Австрийцы приняли Амвросия к себе как еретика, а еретики „имют въ себ нечистый духъ сатанинъ“, говорит преподобный Иосиф Волоцкий (Просветитель, Слово 12). „ Церковь царствующая, господствующая, из которой вышел митрополит Амвросий, – по словам того же И.Усова, – есть жилище бесов и хранитель всякому духу нечисту и хранилище всех птиц нечистых и ненавидимых, блудный Вавилон“ („ Церковь Христова временно без епископа“, с.10). Что ничем иным, как лишь сатанинским духом наградил Амвросий австрийщину, в этом согласны, таким образом, и сами австрийцы, да ещё передовые. Как жених даёт своей невесте вено или приданое, так же точно и Христос – Жених дал Своей невесте – церкви вено. „Идетъ кто жену привести (вно) слагаетъ и и глаголетъ: даждь ми арравону сирчь Ельма убо и Христосъ съ нами говоряше: ибо яко невсту мя хотяше вно написати ми благая, яже око не вид, и ухо не слыша и на сердце человку не взыдоша. Написа въ вн съ ангелы, смерти, отъ грха, многое богатство, правду, настоящихъ, будущихъ. Велико ми б вно“ (Маргарит, „о еже предста царица“, лист 433 об.). Вено, данное небесным Женихом Своей невесте – церкви, состояло не в золоте и серебре, а в великих и неисчислимых духовных благах, тех благах, о которых апостол Павел пишет: ихже ко не вид, и ухо не слыша, и на сердце человк не взыдоша, же уготова бгъ любщымъ ( 1Кор.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Скачать epub pdf Содержание 1. Середина ночи 2. Христос как Жених 3. Восьмой день Воскресения 4. Что важнее: день или тысячелетие? О вечном и временном 5. О восьмом веке Небесного Царствия 6. Общие итоги     «Се Жених грядет в полунощи…» (Из богослужения Страстной Седмицы) «Воскресни Боже, судяй земли,…» (Из богослужения Великой Субботы) В Евангелии ( Мф. 25:6 ) есть стих, который лёг в основу литургической поэзии Страстной седмицы 1 . Сам перевод стиха звучит следующим образом: «В середине ночи крик раздался: вот жених, выходите для встречи его». (ср. синодальный перевод: «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» – μσης δ νυκτς κραυγ γγονεν, δο νυμφος, ξρχεσθε ες πντησιν ατο). Многие святые отцы повторяли этот стих дословно – и первую, и вторую часть. По сути дела, они цитировали евангельский текст, в ряде случаев снабжая его своими комментариями-пояснениями. Прп. Никон Черногорец (2-я пол. XI в.) в своём «Типиконе» приводит эти слова как указание на великопостное песнопение 2 . Тропарь: «Вот Жених грядет в полунощи, и блажен раб, которого обрящет бдящим…» является самым устойчивым церковным толклванием-обобщением данного стиха 3 . Конечно, помимо данного тропаря были и другие толкования. Так, в греческом корпусе прп. Ефрема Сирина находим следующие утверждения: «Вот Жених грядет, вот Судья является!» 4 Очевидно, что для автора данной формулы, которая повторяется неоднократно, оказалось недостаточным называть Христа Спасителя Женихом. Он не только Жених. Жених – это одно из ряда имён. Христос – это прежде всего Судия, что соответствует точному смыслу цитируемого места. Однако одно из самых детальных толкований появляется у автора XVIII в. – прп. Никодима Святогорца , в его исповедании веры. Прп. Никодим обращает особое внимание на понятие «середина ночи» («полночь», ср. «полунощница») – то есть на время, когда приходит Жених. Указание на это время содержится как в самом евангельском стихе, так и в тропаре «Се жених грядет». Прп. Никодим соединяет всё в единое смысловое целое, поскольку «середина ночи», о которой он пишет, которую он оправдывает, это воскресная полунощница 5 . С точки зрения прп. Никодима воскресная полунощница имеет огромный внутренний духовный смысл. Воскресенье – это не седьмой день; это восьмой день, День будущего века. А воскресная полунощница – это начало восьмого дня. Пришествие Жениха в день восьмой означает иное духовное измерение, введение всего человечества в совершенно иную систему координат – вселенную вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Богослужение при бракосочетании совершается издревле. Еще в патриархальный период брак считался особым установлением, но о брачных обрядах того времени мало что известно. В ветхозаветной истории Израиля брачные церемонии получили значительное развитие. Придерживаясь патриархального обычая, жених в присутствии посторонних лиц должен был прежде всего предложить невесте подарок, обыкновенно состоявший из серебряных монет. Затем приступали к заключению брачного договора, которым определялись взаимные обязательства будущих мужа и жены. По окончании этих предварительных актов следовало торжественное благословение бракосочетающихся. Для этого устраивалась особая палатка под открытым небом: сюда являлся жених в сопровождении нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет «сынами брачными», а евангелист Иоанн – «друзьями жениха». Невеста же являлась в сопровождении женщин. Здесь их встречали приветствием: «Да будет благословен каждый, приходящий сюда!» Потом невесту обводили три раза вокруг жениха и ставили по правую сторону от него. Женщины покрывали невесту толстым покрывалом. Затем все присутствующие обращались к востоку; жених брал невесту за руки и они принимали ритуальные благопожелания от гостей. Подходил раввин, покрывал невесту священным покрывалом, брал в руку чашу с вином и произносил при этом формулу брачного благословения. Жених и невеста пили из этой чаши. После этого жених брал золотое кольцо и сам надевал его на указательный палец невесты, произнося при этом: «Помни, что ты сочеталась со мною по закону Моисея и израильтян». Далее прочитывался брачный контракт в присутствии свидетелей и раввина, который, держа в руках другую чашу с вином, произносил семь благословений. Новобрачные снова пили вино из этой чаши. В то же время жених разбивал первую чашу, которую он до этого держал в руке, о стену, если невеста была девицей, или о землю, если она была вдовой. Этот обряд должен был напоминать о разрушении Иерусалима. После этого палатка, в которой происходила брачная церемония, убиралась и начинался брачный пир – свадьба. Пир продолжался семь дней, в течение которых жених должен был передать невесте приданое и таким образом выполнить брачный договор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Это означает, что брак одобрен обеими сторонами. От священника все идут в дом невесты, которая не должна там находиться в это время. Отца жениха угощают душистым виноградом, а потом все вместе обедают в семейном кругу; в конце обеда съедают кусок баранины, которую незадолго перед этим коптят. Такое угощение повторяется в каждый большой праздник, впредь до свадьбы, причем жених в одно из своих посещений приносит невесте пару чулок и фуляровый платок. Если жених перестанет приходить к невесте, то это служит знаком того, что он не желает на ней жениться. Формальный сговор сопровождается пиром, на который жених и его товарищи приносят платок или шаль с завернутыми в них деньгами, несколькими бутылками раки (водки), сухими фруктами, кофе, сахаром и табаком, знак того, что жених берет на себя обязанность содержать невесту. На каждую пасху он должен посылать ей овцу с несколькими монетами, привязанными на шее, и платок с завернутыми в нем четырьмя свечами. Отец невесты не спешит со свадьбою, так как пользуется ее личным трудом. Незадолго до венчания отец жениха вручает отцу невесты кошелек с деньгами, на которое приготовляется приданое невесте. Венчание обыкновенно совершается вечером. Жених и его родные и знакомые первыми отправляются в церковь и ожидают здесь прихода невесты, которая идет в церковь в сопровождении своих подруг и других девиц. После венчания, обратное шествие совершается в том же порядке, т.е. мужчины идут впереди. Свадебные пиршества продолжаются семь дней и каждый гость обязан подарить несколько пиастров на расходы для пира. В Вифлееме невеста приходит с подругами в церковь ранним утром и остается здесь до венчания, ни с кем не вступая в разговор. По окончании венчания, новобрачный удаляется со своими поезжанами, а невеста остается в церкви до тех пор, пока новобрачный, переходя из дома в дом, не пригласит гостей на пир. В полдень в церковь приходят мужчины и женщины; последние выводят из храма невесту, среди громких и радостных восклицаний, и сажают ее на богато убранную лошадь, или же идут вместе пешком, На пути подруги невесты подносят ей платок с деньгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

Новую жертву Богу принес Иеффай — не познавшую мужа дочь (Суд. 11:38), подобно агнице; она же мужественно представляя образ плоти Твоей, Блаженный, громко взывала: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Смелая Иудифь удачною хитростью обезглавила иноземного вождя народов, прельстив его красивым видом и не потерпев осквернения в членах своего тела (Иуд. 13:8), и победоносно воззвала: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Увидев благовидную красоту Сусанны, два судьи воспламенились к ней страстною любовью (Дан. 13:19) и сказали: любезная жена, мы пришли, желая тайно разделить с тобою брачное ложе; она же дрожащим голосом сказала: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Гораздо лучше мне умереть, нежели, предав ложе вам, развратники, терпеть вечное осуждение Божие на огненные мучения (Дан. 13:23). Спаси меня, Христе, от этого и ныне. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Предтеча Твой, омывавший очистительными потоками людей, злым человеком беззаконно был отведен на смерть за девственность; оросив же землю пролитою своею кровью, восклицал к Тебе, Блаженный: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. И Твоя Родительница, благодатная, непорочная, нетленная Дева, нося в чистом чреве Тебя, безсеменно зачатого, подверглась подозрению, как бы предавшая ложе (Мф. 1:18); но имея внутри плод, восклицала (к Тебе), Блаженный: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Желающие видеть брачный день Твой, Блаженный (Мф. 2:1), приходят, сколько Ты сам свыше призвал их, Царь Ангелов, принося величайшие дары Тебе, Слово, в чистых одеждах. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Песнями ныне мы, служительницы чертога Твоего, величаем Тебя, блаженная Богоневеста, чистая Дева — Церковь, белая, как снег, темноволосая, целомудренная, непорочная, возлюбленная. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Миновалось тление и трудные плачевные болезни; разрушена смерть; погибло всякое безумие; умерла душепагубная скорбь, и внезапно опять воссияла смертным радость Христа Бога. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Рай уже не остается пустым без смертных; ибо опять по Божественному повелению, как прежде, обитает в нем человек, избегший разных козней змия, нетленным, бесстрашным, Блаженный.

http://predanie.ru/book/67685-tvoreniya/

Для христиан брак всегда был не средством удовлетворения природных потребностей, но «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Введение обязательного бракосочетания по церковному обряду было установлено еще в IX–XI веках в Византии, а затем перешло в Русь для лиц православного вероисповедания. Таинство брака рассматривается как действие благодати Божией на супругов, через Божественное благословение брак становится делом честным во всех отношениях, и ложе его нескверное служит ко благу рождения детей и воспитания их в послушании Богу. Когда будущие жених и невеста приходили к взаимному согласию создать христианскую семью, то свое решение открывали родителям. Родители жениха спрашивали у сына, по нраву ли ему невеста, образ поведения ее, и, получив утвердительный ответ, давали согласие на брак. Родители невесты также спрашивали ее, нравится ли ей жених и согласна ли она выйти замуж. «На Руси издревле считалось, что честь невесты – это честь рода. Поэтому в старину отец невесты не сразу давал сватам ответ, но обещал подумать о том с женой и родичами. Совершив так называемый «совестливый разговор» с родственниками, отец объявлял согласие на брак дочери». (Протоиерей Нефедов Г. Таинства и обряды Православной Церкви. С. 147). Затем наступал период усиленных молитв к Богу родителей, чтобы их детям Господь даровал мудрость, чтобы брак был счастливым. Молитвы родителей о детях, о их браке – тот фундамент, без которого ни одна семья не устоит в моменты тяжелых испытаний: «благословение отца утверждает домы детей» ( Сир. 3, 9 ). Родители посылали своих детей получить также благословение священника-духовника или же к старцу, опытному в знании воли Божией. Только после этого назначался день свадьбы. До церковного венчания совершался брак в гражданской инстанции. В самый день бракосочетания родители, помолившись Богу о благополучии детей в браке, благословляли детей: сына – иконой Господа Иисуса Христа, дочь – иконой Божией Матери. Все ехали в церковь. Первым входил в храм жених вместе с шаферами (друзьями жениха), а кто-то из детей нес впереди жениха икону Спасителя. Помолившись Богу, жених ожидал невесту. Она приезжала чуть позже, также в сопровождении подруг и с иконой Божией Матери, совершала поклонение Богу и отходила в левую часть храма, в правой стоял жених. Жениха и невесту обручали: вынеся кольца из алтаря, священник подводил жениха к невесте, соединив их руки, затем им вручались кольца. Священник трижды «назнаменовывал» кольцом жены голову жениха со словами: «Обручается раб Божий рабе Божией» и наоборот. Вручением колец, принесенных от святого алтаря, жениху и невесте выражается вера церкви «в непрерывность их союза, даруемого им благодати Божией». Отныне они входят в согласие во всех своих делах, тем самым полагая начало обмену мыслями и чувствами, заботами и трудами. Обручение скрепляло данное ими друг другу признание намерений и чувств.

http://azbyka.ru/deti/traditsii-pravosla...

Возражение 4 . Далее, выкуп полагается всем членам Церкви, поскольку Церковь – это жена. Иисус является членом Церкви, ибо написано «И вы – тело Христово, а порознь – члены», т.е. Христа ( 1Кор. 12,27 ), согласно толкованию. Следовательно, Иисусу полагается выкуп. Возражение 5 . Далее, Иисус имеет совершенное зрение, пользование благами и радость. Это все дары. Следовательно, и.т.д. Этому противоречит, различие лиц необходимо между женихом и невестой. В Иисусе Христе нет ничего отличного от Сына Божия, Который есть Жених, как утверждается в Евангелии от Иоанна «Имеющий невесту есть жених» ( Ин. 3,29 ). Следовательно, поскольку выкуп предназначается невесте или для невесты, представляется неподобающим, чтобы Иисус получал выкуп. Далее, один и тот же человек не может одновременно, и давать, и получать выкуп. Имеено Иисус Христос дает духовные дары. Следовательно, не подобает Иисусу получать выкуп. Отвечаю: Существует два мнения по этому вопросу. Некоторые говорят, что в Иисусе Христе тройственный союз. Первый союз – это союз гармонии, которым Он соединен с Богом узами любви; второй союз – это союз снисходительности, которым его человеческая природа соединяется с Божественной природой; третим союзом Господь соединяется с Церковью . Они говорят, что оносительно первых двух союзов, Иисусу подобает получить выкуп как таковой, но в отношении третьего союза, Ему подобает иметь дары в наивысшей степени, рассматриваемые в отношении того, из чего они состоят, а не рассматриваемые как дары; потому что в этом союзе Он Жених, а Церковь невеста, и выкуп дается невесте для владения и контроля, хотя он дается жениху для пользования. Но это представляется нам неправильным. Поскольку в союзе Иисуса с Отцом в гармонии любви, даже если мы будем рассматривать Его в качестве Бога, не сказано, что будет брак, поскольку он не подразумевает подчиненности, такой, какая требуется невесте по отношению к жениху. И также в союзе человеческой природы с Божественной, если мы рассматриваем Личный союз или то, что относится к следованию воли, не может быть выкупа по трем причинам. Во-первых, потому что в браке, где дается выкуп, должно быть сходство природы между женихом и невестой, а этого не хватает в союзе человеческой и Божественной природы. Во-вторых, потому что требуется различие лиц, и сама человеческая природа не отличается от Слова; в-третьих, потому что выкуп дается, когда невеста впервые приводится в дом жениха и, таким образом, представляется, что он принадлежит и невесте, которая не была соединена, но вступила в союз. В то время как человеческая природа, которая была принята в союз Личности Словом, никогда не была ничем иным, как идеально объединенной. Так, по мнению других мы должны думать, что понятие о выкупе либо не соответствует Христу, либо не так прекрасно в отношении святых; то, что мы называем дарами, подобает Ему в наивысшей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010