...В этом случае ты сам не мсти ему, чтобы не оскорбить тебе своего Господа: предоставь Богу, и Он устроит дело гораздо лучше, нежели как тебе хочется. Тебе Он повелел только молиться за оскорбившего, а как поступить с ним, – это повелел предоставить Ему. Сам ты никогда не отомстишь за себя так, как Он готов отомстить за тебя, если только Ему предоставишь это, – если не будешь молиться о наказании оскорбившего, но предашь суд в Его волю. В самом деле, хотя бы мы и простили обидевшим, хотя бы примирились с ними, хотя бы молились за них, но, если они и сами не переменятся и не сделаются лучшими, Бог не простит им, не простит, впрочем, для их же пользы. Тебя Он похвалит и одобрит за любомудрие, а (врага) накажет, чтобы он не сделался худшим от твоего любомудрия (свт. Иоанн Златоуст , 45, 229). ...Не будем никогда злопамятствовать и питать вражду к тем, кто сделал нам неприятность или другую какую-нибудь обиду, но, представляя себе, какое благодеяние и дерзновение пред Господом они доставляют нам, а больше всего то, что примирение с оскорбившими нас заглаждает наши грехи, поспешим и не замедлим (примириться с врагами) и, размышляя о происходящей от того пользе, покажем такое расположение к врагам, как если бы они были истинными нашими благодетелями (свт. Иоанн Златоуст , 47, 282). Источник. ...Не будем... раздражаться обидами, хотя бы досаждающие нам были и хуже нас, но станем укрощать гнев (других) своею кротостию и тихостию (свт. Иоанн Златоуст , 47, 363). Источник. ...Если мы кротко и терпеливо будем переносить обиды от кого бы то ни было, то тем более великой и щедрой помощи удостоимся свыше (свт. Иоанн Златоуст , 47, 611). Хорошо – не обижать, но гораздо лучше и достойнее любомудрой души – не мстить за обиды (свт. Иоанн Златоуст , 48, 66). Источник. ...Обижающий ближнего не представляет Бога перед своими глазами; если бы он представлял Его, то и не обижал бы, страшась Судии, не преступал бы закона, приводя на память угрозу Законодателя. Поступают же так не в силу неведения, а вследствие дерзости, подобно тому как разбойники пустыни совершают разбои не потому, чтобы не знали о судьях и судах, а потому, что не думают о них по своему безумию и не боятся (свт. Иоанн Златоуст , 48, 879).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Рейтинг: 8.8 Голосов: 126 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Николай 22 февраля 2018, 23:02 Владимир Паданин 20 февраля 2015, 19:20 Благодарю Вас батюшка Артемий,за Ваше душевное выступление.Дай Боже Вам здоровья,счастья и успехов.Помогай Вам Бог,в ваших делах.раб Божий Владимир. Татиана 18 марта 2014, 21:35 Вот и давайте на деле любить не только детишек на фотографии,но и батюшку, и главнокомандующего, и всех вокруг, а не только себя. А враг у нас один - враг рода человеческого и действующие через него страсти и страстишки.Помоги нам, Господи,видеть свои прегрешения. Простите, если что не так. Елена Шиловская 16 марта 2014, 20:22 Суть - ЛЮБОВЬ, на которую способен человек, независимо от места, в том числе географического, от расы, национальности, партийности, пола, религии ( по секрету),прописки, социального статуса и прочих условностей. Иисус Христос явил нам жертвенную любовь. Инна21 16 марта 2014, 17:33 Согласна с батюшкой во всем, храни его Господь! Кто говорит о " местячковости " - не понимет сути дела... ЕВ 16 марта 2014, 12:08 То есть только мы, православные, правильные и добрые, все остальные - злые, и опять по кругу. Если мы сознаём, что Православие содержит в себе и несёт эстафету сохранения чистоты Священного Писания, но не мы!! персонально !!, то, зная об этой Тайне, послужим ей скромно, не выходить же на демонстрации с плакатами, суть в этом. Свт. Силуан Афонский пишет, что настоящий христианин не может убить даже врага. Чего ж так раздражённо выскакивать перед другими со своей избранностью? Спокойнее, не надо обижать пусть косвенным, но обвинением во зле других людей. Татиана 15 марта 2014, 13:52 А если опасность нависла над всеми людьми, тем более надо усилить молитву о умирении вражды в мире и за тех, кто открыто противостоит этому злу. Не видеть, что идет агрессия на Православие по всему миру недальновидно и опасно. Елена 9 марта 2014, 12:29 Вчера на сайте была фотография с забавными деловыми детишками в храме, приготовившимися к Причастию, но сегодня я её не смогла найти. И решила добавить в эту тему то, что согрело мою душу так, что, несмотря на солидный возраст, я почти прыгала от радости. Читая " Матерь Света " Архимандрита Тихона Агрикова, я записла в он-лайн православные конспекты: " Дети -всегда дети, русское и разной разной национальности- все дети одной простой, милой, детской души. О, если бы собрались дети всего мира и сказали в один голос : Боженька, который на небесах,пошли нам мир и любовь.Посылай нам Солнышко всегда, а то нам холодно жить....То, наверное, было бы так. "

http://pravoslavie.ru/68950.html

70. Беседа на сырной неделе против невоздержания 385 1827 год Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той. ( Лyk. XXI. 34 ). Приближающееся время Поста призывает нас к воздержанию: и святая Церковь сии приготовительные к оному дни расположила как степени, дабы по-малу отъемля тучность пищи, и увеличивая труд молитвенный, возвести нас к совершенству поста и к протяженным подвигам покаяния и молитвы. Но в сие преддверие святаго Поста, которое мы проходим, безразсудный обычай как много вносит противнаго воздержанию и трезвости телесной и духовной! Мне кажется, сие должно возбуждать в нас жалость и ревность, подобную ревности Дома Божия, по которой Господь наш бичем из вервий изгнал из преддверия храма 386 продающих и покупающих, превращающих его в дом купли и вертеп разбойников. О, если бы Он помог и нам малым бичем, сплетенным из словес истины и целомудрия, если не совсем изгнать, то хотя несколько укротить невоздержание, особенно неистовствующее при входе во святилище Поста, и кроме сего нередко угнетающее тела, опустошающее души, истощающее стяжание, расхищающее добродетели, поглощающее способности! «Внемлите себе», глаголет Господь, «да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством». Не излишним ли теперь покажется некоторым сие предостережение, и не обидным ли предполагаемое оным подозрение в таких грубых пороках? – Не желаем никого подозревать, ни обижать, но напоминаем 387 вам, люди, по собственному мнению, довольно умеренные и трезвые, что сказанное предостережение первоначально дал Господь избранным ученикам Своим. Наставление, которое Петру, Иакову, Иоанну, Андрею, не обидно было слышать, не может быть для кого-нибудь из нас ни оскорбительным, ни излишним. То ли одно есть объядение, когда тело не вмещает пищи? То ли одно пиянство, когда ум потоплен в вине, и отягченной головы не может носить тело? Если, в чем не трудно удостовериться, настоящее назначение пищи и пития есть поддержание и возобновление телеснаго состава, который неприметным образом непрестанно снедает 388 тление; а вкус пище и приятность питию даны, как средства для сей цели: то каждый кусок пищи, сверх утоления глада, снедаемый для вкуса, есть доля объядения: каждый глоток пития, после угашения жажды и после ободрения сил, употребляемый для приятности, принадлежит к чаше пиянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Когда неверующий человек угощает нас в пост скоромным, мы стараемся не обижать человека и принимаем угощение. Но за этим антифарисейством часто прячется просто желание полакомиться. Некоторые специально ищут повод сходить постом в гости к тем, кто не постится, чтобы под видом любви к ближнему поесть мяса. Но даже самому себе сложно в этом признаться. Как различить в себе истинные побуждения и не впадать в крайности? Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва): Один из главных признаков души человека, его богоподобия — совесть. Она нам подсказывает, как далеко удалились мы от Бога, постимся из любви к Нему или просто потому, что так положено. Проблема в том, что современный человек пытается обойтись без совести. У верующих есть тенденция переложить ответственность за свои поступки на духовника и даже на всю Церковь. Но даже дружба между людьми невозможна через посредников. Тем более отношения с Богом. Священник может помочь выстроить эти отношения, но в душу другому никто не влезет. Человек должен сам познать себя, а для этого всю свою жизнь проверять совестью. Проблема не в том, съел или не съел человек постом скоромное, а в том, где его сокровище. Конечно, во время поста, особенно Великого, лучше избегать хождения в гости и других увеселительных мероприятий. Я обычно говорю прихожанам так: «Сами не ищите встреч во время постов, но, если близкие люди, родители, просят прийти, не откажите им во внимании — это малая жертва. Пришли в гости — по возможности кладите себе на тарелку постное. Положили вам на тарелку скоромное — съешьте, но больше не подкладывайте и добавки не просите». Это ведь тоже ограничение — обычно мы в гостях меры в еде не знаем. Например, если человек все свободное время проводит у телевизора, вряд ли он постом сможет совсем его не смотреть. Пусть хотя бы заранее отметит передачи, которые хочет посмотреть, и ими ограничится. Для телезависимого человека это тоже воздержание — любое самое малое ограничение требует усилий. Так и с чревоугодием. Подсказывает нам совесть, что мы искали повод нарушить пост, — уже хорошо. Мы поняли на самом деле, какие мы есть.

http://pravoslavie.ru/63563.html

Слово в Прощеное воскресенье. О прощении Иеромонах Арсений (Писарев) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:54 мин. Размер 5.3 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В последнее воскресенье перед началом Великого поста, за пятьдесят дней до Пасхи, Святая Церковь вспоминает изгнание праотца нашего Адама из рая. А еще этот день называется Неделей сыропустной и Прощеным воскресеньем. Прощеным называется потому и для того, чтобы напомнить всем нам о необходимости испросить прощения прегрешений у ближних своих и взаимно простить им, в чем они виноваты перед нами. Поэтому и читали сегодня зачало Евангелия от Матфея, который передает нам слова Господа и Бога нашего Иисуса Христа: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Кажется, что это всем доступно – простое земное действие: взять да простить. Не творить, не умножать зло, не унижать, не обижать, а простить. На словах-то это легко совершать, а на деле – где взять силы, где взять понимание, чтобы простить всех. Апостол Павел завещал всем нам: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов». Чтобы носить чужое бремя надо уметь терпеть. Терпеть не только своих родных и близких, но терпеть даже и самого себя. Многие из нас исполнены греховных привычек и страстей - аз есть первый. Придя в храм Божий или в монастырь, думают, что здесь в одночасье произойдет их исцеление. Но в реальности бывает другое. Человек видит, как происходит падение за падением. И тогда он впадает в отчаяние и уныние. Отчаивается и думает, думает и унывает, что все его труды бесполезны, невозможно ему, застаревшему в греховных привычках и страстях, исправиться и исцелиться. Но христианин не должен слушать этот голос от врага, этот голос дьявола, потому что если человек хотя бы будет желать стяжать ненависть ко греху, то шаг за шагом он будет приближаться ко Христу. Один ученик, уйдя в пустыню, много раз приходил к своему старцу и каялся, что он пал. При этом инок задавал своему старцу один и тот же вопрос: «Что делать?». А старец отвечал: «Вставай и иди». Вновь ученик приходит и говорит: «Я опять пал». И снова старец отвечал: «Вставай и иди». «До каких же пор?!»- возмутился ученик. Авва спокойно ответил: «До самой смерти».

http://pravoslavie.ru/45142.html

Мешают ли поэту аплодисменты «Очень живо и как-то по-новому», – перешептываются в зале. Так и есть, Кибиров снова и снова озвучивает за всех нас в своих строках то, о чем душа не молчит. 20 января в приходе храма Живоначальной Троицы Тимур Кибиров читал свои стихи во время «Поэтической трапезы». Он сидит на стуле, всем своим существом обратившись в небольшую белую книгу в мягком переплете. Очки и стакан воды так и останутся стоять на книжной полке, не понадобятся. Больше часа без пауз и перерывов Кибиров не читает, он будто узнает голосом собственные стихи, входя в ритм поэтических строк. «Греко- и римско-кафолические песенки и потешки» полностью посвящены пониманию Кибировым христианства. – Книга посвящена моим чувствам, мыслям по этому поводу, – поясняет автор. – К сожалению, некоторые верующие сочли некоторые тексты из этой книги если не кощунственными, то грубоватыми и недостойными этой цели. Заранее прошу прощения у тех, кому так покажется. Могу заверить, когда я писал эти стихи, то был преисполнен чистого благоговения и отнюдь не собирался кого-то шокировать, обижать или оскорблять чувства. Их-то Господь – вон какой! Он-то и впрямь настоящий герой! Без страха и трепета в смертный бой Ведет за собой правоверных строй! И меч полумесяцем над головой, И конь его мчит стрелой! А наш-то, наш-то – гляди, сынок – А наш-то на ослике – цок да цок – Навстречу смерти Своей… Новый Завет, собрание ЖЗЛ, Честертон, Плутарх, Тацит, Льюис, Вернадский, подборка «Альфа и Омега»… множество самых разных книг на стеллаже под потолок в трапезной храма Живоначальной Троицы превращаются в мощную стену, еще важнее – в основание творчества поэта. Слушатели, их почти сотня, стараются не дышать, лишь изредка в голос смеются над забавными и меткими наблюдениями, дерзкими сравнениями Кибирова, но чаще молчаливо улыбаются, опасаясь нарушить атмосферу настоящей поэтической проповеди, которая разворачивается здесь и сейчас. Кибиров признался однажды, что гордится книгой «песенок и потешек». Не удивительно, ведь стихи, вошедшие в сборник, с их предельной пронзительностью, искренностью, невозможно не полюбить.

http://pravmir.ru/ih-to-gospod-von-kakoy...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Беседы о молитве Иисусовой. Иеросхимонах Михаил. Новый Валаам. Стараться надо достигнуть тишины духа, ибо в душе мятежной добро жить не может Беседы о молитве Иисусовой. Иеросхимонах Михаил. Новый Валаам. Стараться надо достигнуть тишины духа, ибо в душе мятежной добро жить не может      Моя последняя беседа с отцом Михаилом на Новом Валааме была самая глубокая и поучительная. Отцу Михаилу было уже тогда за восемдесят, но он был молод и сердцем, и умом. Я сидел у него в келье. Дело было в августе. Стоял теплый вечер. Солнце садилось по другую сторону озера, за бесконечные леса. Стояла глубокая тишина, как на картине Левитана " Вечный покой " .        - Скажите, отец Михаил, в чем главные этапы духовной жизни?        - Да вот как тебе отец Аркадий объяснял в Печерской обители. Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего? Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил - и покайся, опять согрешил - опять покайся, и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение. А для этого нужно блюсти помыслы. Бывают они добрые, безразличные и худые. Последних никогда не принимай. Как появился прилог, отсекай его сразу молитвой Иисусовой. А если станешь его рассматривать, то он к тебе приразится, ты им заинтересуешься. Он тебя очарует, и ты с ним согласишься и будешь обдумывать, как бы его исполнить, а потом его исполнишь делом - вот и грех.        Но есть и такие помыслы, которые представляются невинными, а доводят до великих искушений и тяжких грехов. Мне рассказывали, что была в Уфимском женском монастыре некая прозорливая старица, а духовником в том монастыре был очень хороший вдовый священник лет шестидесяти. Вот раз, ложась спать, он вспомнил, как тридцать лет тому назад, когда его жена и дети были живы, Ой укладывал детей спать. И умилился. А потом вспомнил жену, ну и пошло, мысли уклонились куда не подобает. Так что он провел всю ночь в молитве и поклонах, такое было искушение. А утром старица вызвала его к себе и спрашивает: " Что такое с вами, батюшка, было? Силы нечистые роились вокруг вас, как мухи " . Духовник чистосердечно признался. Вот куда могут завести вас мысли, сначала кажущиеся хорошими. Психиатры толкуют там о психоанализе и разном, но где же нам во всем этом разбираться, что хорошо и что нет. А посему взывай ко Господу непрестанно: " Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного " . Сказано у Апостола Павла, что кто исповедует Христа Сыном Божиим и будет вопиять к Нему непрестанно - спасен будет. Ты вот, Сереженька, упражняйся, как можешь, в молитве Иисусовой и постепенно придешь в умиротворение, а знаком будет тебе глубокий мир души, необуреваемое спокойствие.  

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3016

Герб Епископальной церкви США Время от времени – в прессе и в блогах – появляются призывы к Церкви быть современнее. Пересмотреть свои взгляды на то, другое и третье – на исключительность Христа (теоретически – чтобы не обижать иноверцев), на брак и семью (чтобы не сердить гей-активистов), на аборты (чтобы не огорчать абортмахеров). Если Церковь этого не сделает – предостерегают нас – современные люди потеряют к ней интерес. Она превратится в маленькую, неинтересную никому и презираемую всеми, секту, мимо которой современный мир будет проноситься, не притормаживая. Церковь, мол, отталкивает от себя современных людей своей приверженностью средневековым догмам. Эдак, отказываясь идти навстречу общественности, она рискует совершенно остаться без прихожан. В такого рода призывах нет ничего нового – на Западе они раздаются, по крайней мере, с шестидесятых годов прошлого века, и более того, ряд крупных христианских общин к ним прислушался. Об этом напомнили и недавние новости относительно одной из либеральных деноминаций – Епископальной Церкви США. Новостей две, и, на первый взгляд, они кажутся не связанными. Во-первых, эта община официально приняла обряд благословения однополых “браков”, имитирующий церковное венчание – с обменом кольцами и всем остальным. Во-вторых, она выставила на продажу здание своей штаб-квартиры, поскольку уже не в состоянии его содержать. В чем причина таких финансовых затруднений? Это община стремительно теряет прихожан. Они разбегаются – как поодиночке, так и целыми диоцезами. Руководство Епископальной Церкви потратило 18 миллионов долларов на судебные процессы, стремясь вернуть здания церквей, общины которых порвали с ее руководством. Ирония ситуации – на которую обращают внимание американские журналисты – в том, что эти здания, по-видимому, будут стоять пустыми и запертыми. У Епископалов просто нет прихожан, чтобы их заполнить, а продать их нелегко. В свое время Епископальная Церковь была крупнейшей христианской общиной США. Сегодня она в двадцать раз уступает в численности американским баптистам и в тридцать три раза – католикам. Только в период с 1991 по 2002 год численность этой деноминации сократилась с 3.4 до 2.3. миллионов человек, на 32%. Последующая статистика продолжает показывать отток прихожан – в этом отношении результаты епископалов худшие в стране.

http://pravoslavie.ru/54887.html

Старец иеросхимонах Михаил (Питкевич) (1877–1962) Старец Михаил пришел в Валаамский монастырь в 1902 году и прошел долгий путь монастырских послушаний, нес подвиг уединения в Гефсиманском скиту, был духовником. В 1926 году, когда Финляндская Православная Церковь (монастырь отошел тогда под ее юрисдикцию) перешла на западный стиль, старец остался верным чистоте Православия. Многие миряне посещали в те дни Валаам, ища у старцев ответа на волновавший всех вопрос о церковном расколе и о том, что правильно и чего надо держаться. В 1939 году Валаамский монастырь был эвакуирован, отцы были увезены в глубь Финляндии. Здесь, на Новом Валааме, старец принял схиму. В 1957 году вместе с другими валаамскими отцами старец Михаил вернулся в Россию, где проживал последние годы в Псково-Печерской обители. На высотах духа Старец Михаил был всем известен не только как исповедник, к которому приезжали исповедоваться издалека, но и как духоносный старец в полной традиции старчества. Известный писатель в Англии, получивший Оксфордское образование, Сергей Н. Большаков посещал старца Михаила два раза и написал помимо нижеприведенного воспоминания в его небольшой книжке «На высотах Духа» (Брюссель, 1971 год), есть его еще и целое сочинение «Беседа с отцом Михаилом», которую он написал по памяти только на английском языке, оно нами здесь не приводится из-за неимения полного русского текста. Моя последняя беседа с отцом Михаилом на Новом Валааме была самая глубокая и поучительная. Отцу Михаилу было уже тогда за восемьдесят, но он был молод и сердцем, и умом. Я сидел у него в келье. Дело было в августе. Стоял теплый вечер. Солнце садилось по другую сторону озера, за безконечные леса. Стояла глубокая тишина, как на картине Левитана «Вечный покой». – Скажите, отец Михаил, в чем главные этапы духовной жизни? – Да вот, как тебе отец Аркадий объяснял в Псково-Печерской обители, никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всяк грех есть покаяние. Согрешил и покайся, опять согрешил – опять покайся, и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение. А для этого нужно блюсти помыслы. Бывают они добрые, безразличные и худые. Последних никогда не принимай. Как появился прилог, отсекай его сразу молитвой Иисусовой. А если станешь его рассматривать, то он к тебе приразится, ты им заинтересуешься. Он тебя очарует, и ты с ним согласишься и будешь обдумывать, как бы его исполнить, а потом его исполнишь делом – вот и грех.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Совет обидевшемуся: вспомни, к Кому пришел 18.12.2017 891 Время на чтение 6 минут Священник храма Святого равноапостольного великого князя Владимира г. Саратова, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии иерей Дионисий Каменщиков - о том, кто и из-за чего обижается на него лично и на Церковь вообще, как помочь тому, кого обидели на самом деле, и как научиться не обижать других. - Отец Дионисий, часто ли Вам приходится сталкиваться с обидами? - Сталкиваться приходится нередко, и последнее время эта тенденция нарастает. Одна из самых распространенных претензий - почему у вас в храме нужно за все платить деньги, почему цены именно такие, а не ниже. Приходится, во-первых, объяснять, что это не цена, а рекомендуемая сумма пожертвования. А почему она необходима - потому что храм наш никто ни из какого бюджета не финансирует, он должен сам себя содержать. То есть мы, христиане, должны содержать свой храм. И те, кто в храме трудится, должны какое-то пропитание получать. Что интересно: человек, который действительно хочет это понять, которому нужен ответ - он понимает и успокаивается. Но таких меньшинство. Большинство задает этот вопрос вовсе не для того, чтобы получить на него ответ, а для того, чтобы укрепиться в своем мнении и обличить Церковь в «торговле святостью» и тому подобных вещах. Я в таких случаях иногда говорю: храму для продолжения его жизни нужна каждый месяц вот такая сумма. Вы готовы часть этого расхода взять на себя? Если мы все сможем договориться и содержать храм вскладчину, все расценки на свечном ящике тут же исчезнут. После этого, как правило, исчезает сам вопрошавший. Еще один повод для обид - почему мы «чиним препятствия» перед Крещением. Объясняю, что это не препятствие; что для взрослых крещаемых или родителей младенца это, прежде всего, возможность больше узнать о той Церкви, в которую они намерены войти или ввести свое дитя; что, введя огласительные беседы, огласительные курсы, мы вернулись к той традиции, которая берет начало в первых веках христианства и от которой до недавнего времени у нас оставался только возглас на ектении: «Изыдите, оглашеннии».

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/18/so...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010