Осмотрев всю землю, они пришли в долину Есхол, недалеко от Хеврона, срезали там огромную виноградную ветвь, которая была так тяжела, что ее несли на шесте два человека, также взяли гранатов и смокв и вернулись в стан. Виноград, растущий в этой долине, и сейчас отличается особыми размерами – ягоды его величиной со сливу, гроздь весит до 5 килограммов, а вино из него славится уникальным ароматом. В 1819 году в Елбеке (Сирия) выросла виноградная лоза весом девятнадцать фунтов, и ее несли четверо рабочих на шесте, чередуясь по двое, почти как в эпизоде, который описан в Книге Чисел. По толкованию преподобного Ефрема Сирина , «грозд, который несли двое на жерди, и который висел на ветви, где он и вырос, изображает то, что Пророки и Апостолы как бы пронесли на себе Еммануила. В другом же смысле представляет нам сие образ креста, а несшие грозд представляют образ двух разбойников» . И действительно, эта гроздь была залогом будущего овладения Землей обетованной, и Тело Христово – эта истинная виноградная Лоза ( Ин. 15, 1 ) – для причастников является залогом вступления в Вечное Царство. Но из этого следует суровое напоминание нам, христианам: ведь почти все евреи, кроме детей, погибли в пустыне и не вошли в Ханаан, так и мы, если не станем кротостью и смирением подобны детям, рискуем навсегда остаться в страшной пустыне греха. Люди, вернувшись к Моисею и ко всему народу, принесли им плоды земли и сказали: «…Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие… Амалик живет на южной части земли… земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» ( Чис. 13, 28–29; 30, 33–34 ). Действительно, от этого времени археологи обнаружили множество укрепленных городов с «циклопической кладкой», стоявших чуть ли не на каждом холме: примером являются раскопанные стены Иерихона. Интересно, что, согласно археологическим данным, в конце эпохи средней бронзы (XVI век до Р.Х.) города находились на пике своего развития и могут быть описаны как самые большие укрепления за всю историю Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Кто эта блестящая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? – Невеста Сошла я в ореховый сад Посмотреть на зелень при потоке, Поглядеть, расцветает ли виноградная лоза, Цветут ли гранатовыя яблоки. И, чего не ожидала, душе моей представились Колесницы знаменитых в народе моем. – Глава 7 Подруги Оглянись, оглянись, Суламита! Оглянись, оглянись; дай нам посмотреть на тебя! – Что вам смотреть на Суламиту, Как будто на хоровод Маанаимский? О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь высокородная! В твоих лядвеях такая полнота, как в зернах ожерелья, Сделанного руками художника. Живот твой круглая чаша, В которой не истощается ароматическое вино. Живот твой ворох пшеницы, обставленный лилиями. Два сосца твоих, как два козленка, двойни серны. Шея твоя, как столб из слоновой кости. Глаза твои похожи на озерки Есвонския, Что у ворот Бат-раббима. Нос твой, как Ливанский столб, стоящий лицем к Дамаску. Голова твоя на тебе, как Кармил; И волоса на голове твоей, как пурпур: Царь связан сими низпадающими водопроводами. Как ты прекрасна, и как привлекательна, возлюбленная в приятностях! Этим станом своим ты похожа на пальму; И сосцы твои, как виноградные кисти. Я подумал: взошел бы я на пальму, – Ухватился бы за ветви ея; И пусть бы сосцы твои были для Меня вместо кисти виноградной лозы, И от ноздрей твоих благоухало бы яблоками, И из уст твоих лилось бы, словно вино отличное. – Невеста Нет, оно потечет прямо к Возлюбленному моему; Будет тихо вливаться в уста спящих. Я принадлежу Возлюбленному моему, И ко мне желание Его. Прииди, Возлюбленный мой, выйдем на поле, переночуем на киперах. Поутру, вставши, пойдем к виноградникам; Посмотрим, распускается ли виноградная лоза, Раскрывается ли цвет ея, цветут ли гранатовые яблоки. Там я изъявлю Тебе ласки любви моей. Мандрагоры издают благовоние; У дверей наших всякие плоды превосходные; Новые и старые, Возлюбленный мой, я сберегла для Тебя. Глава 8 О, если бы Ты был мне брат, Сосавший груди матери моей! Тогда я и на улице, нашедши Тебя, лобзала бы Тебя, И меня не осуждали бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, Невеста зовет Христа: «Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный!» ( Песн.7, 12–14 ). Итак, Невеста зовет Возлюбленного, чтобы Он вернулся на землю, и говорит: «Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле…», поле этого мира; вернись на землю снова, посмотри. Выйдем в поле этого мира, побудем в селах. Что такое «села Божии»? Это Поместные церкви православные, по всему миру рассеянные. «поутру пойдем в виноградники...». Почему виноградники? У Бога было два виноградника: один заросший, а другой, который Бог возделывал. Виноградник заросший – это язычники, которые не служили Богу, служили злым духам, лжебогам. А виноградник возделанный – это еврейский народ, который Бог назвал «возлюбленный мой виноградник». И Господь оценивает оба виноградника, оценивает не по количеству вложенного труда, а по плодам, которые они приносят. Мы знаем, что в конце времен плоды от виноградников принесут оба народа – язычники, бывшие язычники, ставшие христианами, и евреи, бывшие евреи, ставшие христианами. Мы знаем, что в конце времен и евреи, и язычники – они войдут в единую Церковь . Еврейский народ, мы знаем, отпал от Церкви не навсегда, а на время, потому что настанет время, когда евреи снова возвратятся к Мессии, Которого они отвергли, Которого они распяли. Поэтому и говорится здесь о виноградниках, а не о винограднике. «…посмотрим, распустилась ли виноградная лоза», т.е. ветви на виноградной лозе, на Тебе, на Христе, они растут ли в церквах? И Христос вместе со святыми обходит церкви до сих пор и смотрит: есть ли там отростки, растут ли на церквах Божиих ветки. Богу неважно количество, Ему не важна политика, Ему не важна цивилизация никакая, Ему не нужна великая Россия, Ему не нужен великий Израиль, Ему не нужна великая Америка. Любые цивилизации и страны Ему нужны лишь для того, чтобы собирать Свою жатву.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Господь наш Иисус Христос – краеугольный камень, об Него спотыкаются, или на Нем строят – обойти Его никак нельзя, Он лежит на всех дорогах. Куда ни пойдешь, всегда на этот Камень наткнешься. И когда на этот Камень наткнешься, ты должен будешь или расшибиться об Него насмерть, или построить на Нем свою жизнь. Третьего не дано. Понимаете? И дальше Царь говорит: «Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков; уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных» ( Песн.7, 8–10 ). Итак, Царь говорит, что стан Невесты похож на финиковую пальму. Финиковая пальма – древний символ дерева жизни. На всем Ближнем Востоке финиковая пальма является деревом жизни. Древнейшие изображения дерева жизни, а они сохранились от шумеров, – они даже древнее Книги Бытия. Есть, например, начатки вавилонские, шумерские, где изображается дерево жизни и дерево познания добра и зла, – там даже змей висит, там Адам и Ева рядом стоят. И деревом жизни всегда считалась именно финиковая пальма. Здесь и говорится, что стан твой, ты сама похожа на дерево жизни. Ты стала христоподобной, потому что дерево жизни есть Христос, Премудрость. И вот сам человек становится христоподобным, потому что он соединился со Христом, сплавился с ним, стал членом Его тела. А «груди твои», т.е. добродетели, на которых держатся Закон и пророки. Помните, мы говорили, что груди Невесты – это любовь к Богу и ближнему, два завета, они похожи на виноградные кисти. А Кто есть виноградная лоза? «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» ( Ин. 15, 1 ), – Христос сказал. Поэтому эти добродетели принесли плоды, т.е. они настоящие, они оказались у тебя, Господь оценил добродетели Невесты – любовь к Богу и ближнему, к которым сводятся все добродетели, и они оказались настоящими. И поэтому Господь хочет, чтобы Невеста отдала эти плоды Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

То есть, такой человек, который достиг богоподобного бесстрастия, он уже может помогать и другим людям, он может помогать им выращивать эти сады. Почему такое название – «ореховый сад». Орех, он сам твердый, а внутри он вкусный. Также и богоподобная душа – она соучаствует с Богом в управлении миром. Потому что Господь говорит, что побеждающий получит все: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» ( Откр. 3, 21 ). И святые поэтому соцарствуют Христу, они помогают Богу вести к Нему других людей. Поэтому, видите, у нас все даже окружено иконами святых, которые пришли к Богу и нам помогают идти к Нему. Они сходят сюда, чтобы посмотреть, как растет ореховый сад. То есть посмотреть, созрели у нас орехи или нет, а то, может быть, мы снаружи от искушений не защищены. Часто бывает такая ситуация. Вроде как искушение снаружи не принимаем, а внутри гневаемся. Нас обидели – мы вроде вида не подали, а внутри кипит все. Значит, у нас орех – зеленый или даже гнилой внутри, варианты возможны. Зеленый, если мы боремся с этим гневом, и гнилой, если мы с ним не боремся внутри. Бывает, что человек милейшей души снаружи, твердый как орех, а внутри чуть копнешь, начинается, такое полезет. Значит, гнилой орех, значит там червивый орех. А святые спускаются зачем? Чтобы посмотреть, созрел орех или нет, помочь этому ореху созреть, потому что молитвы святых помогают нам идти к Христу. Это действительно так, мы, слава Богу, спасаемся не в одиночестве. Действительно, Слово Божие не знает индивидуального спасения, спасается каждый отдельный человек, но вместе со всеми святыми. Это – чистая правда. «... распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки?» В душах людей «распустилась ли виноградная лоза» – есть ли первые признаки добродетели Христовой в человеке? «Расцвели ли гранатовые яблоки» – то есть человек набирает ли сладости или нет? «Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего?» То есть, душа такого человека влечет его к ангелам.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

6:11–12 Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего. Суламифь нашла Жениха своего. Наступает время общения в любви. Оно описано в виде безмятежного совместного пребывания в ореховом саду. Это времена спокойствия и благоденствия Израиля. Благочестивый народ наслаждается миром и верен своему Господу. Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Земное и духовное цветение и плодоношение Святой Земли и Израиля. Тамо дам сосца моя тебе. Не только Израиль наслаждается благоволением Ягве, но и Он наслаждается любовью Своего народа. Ласки возлюбленных указывают на безмятежную радость, преданность и любовь Бога и Его народа. Ст. 12 темен в своем значении за неясностью своего выражения. Можно усмотреть такое значение: Не разуме душа моя, положи мя на колеснице Аминадавли. Указание на Аминадава из Кириаф-Иарима, в доме которого во времена пророка Самуила находился ковчег Завета после филистимского пленения и до перенесения его царем Давидом в Иерусалим ( 1Цар. 7:1 ; 2Цар. 6:3–15 ). Ковчег был поставлен на новую колесницу и торжественно царем Давидом и множеством народа перенесен во святой Иерусалим. Душа Израиля увлеклась к сей божественной колеснице и возрадовалась о ковчеге, своей величайшей святыне. Или иначе: Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего. Ягве становится во главе Своего народа, освобождает его из плена и ведет к победе, после которой наступит мессианская эра. Душа благочестивого иудея увлечена к знатным народа своего, к святым пророкам и вождям, ведшим его к Мессии. Глава 7 6:12–7:1 Обратися, обратися, Суламитино, обратися, обратися, и узрим в тебе. Что увидите у Суламитины? приходящая яко лики полков. 7:1 «Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя». Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста – Логос воплотился, Слово пришло в сад плоти Своей. И что? – набрал мирры моей с ароматами моими . Только воплотился, а уже принесли с далекого востока Младенцу мирры, скляницу страданий Его во плоти. «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» ( Евр. 5:8 ). А потом эту скляницу разбили. Мария разбила, помазала Его на страдания, комната благоуханием мирра нардового исполнилась. Скляницу разбили, тело ко кресту пригвоздили, плоть Его преломили. Вселенная ароматом спасения исполнилась. Но не только набрал Он мирры страданий и смерти во плоти, но и поел сотов моих с медом моим . Это, когда воскресши во плоти Своей, явился ученикам и ел сотового меда перед ними ( Лк. 24:42–43 ), вкусил сладость воскресения. В саду плоти Своей – говорит божественный Логос – Я напился вина моего с молоком моим . Это так толкует св. Афанасий Великий : «Тело было смертно, но оно соединилось с благоуханием всесвятаго Слова. И хотя Он, как человек, позволял телу своему вкушать млеко, но сообщал ему и вино Своего совершенства. Ибо Он, как телом Своим вкушал млеко, так в теле же творил дела Божества» В плоти Своей превечное Слово пило молоко человеческой немощи и вино божественных совершенств. Таков Жених, пришедший в сад свой – таково превечное Слово, пришедшее в пречистую плоть Свою. Таково боговоплощение. 7:12–14 Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: (это) сберегла я для тебя, мой возлюбленный! Приди, – взывает плоть человеческая – Возлюбленный мой, Логос божественный, Слово превечное, выйдем в поле этого мира, побудем в селах и городах, где живут люди. Поутру , ибо кончается ветхозаветная ночь, новый день начинается, пойдем , Слово превечное, в виноградники пречистой плоти Твоей. Посмотрим, распустилась ли истинная виноградная Лоза ( Ин. 15:1 ), раскрылись ли почки Ее нового евангельского учения, расцвели ли гранатовые яблоки дел любви. Там, я – плоть Твоя, окажу ласки Мои Тебе , Слово превечное, и дам Тебе сосца Моя. Во плоти Своей усладился любовью твари Своей Творец – о, тайна непостижимая! «Ибо вшедши (Слово. – Г.Ф.) в собственный сад, то есть в творение, Он воспринял для Себя плоть от Девы и стал человеком. Тело было смертно, но оно соединилось с благоуханием всесвятаго Слова» (св. Афанасий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Дева родила Сына, и у грудей Ее пребывает Младенец, Мирровый Пучок, Возлюбленный Сын Ее. Он – благоухание Ее, любовь Ее и украшение. Он – аромат груди Ее. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (2:6). Именно так и изобразил святой евангелист Лука Младенца, умильно прильнувшего к Матери, на образе, получившем в России название Владимирской иконы Божией Матери (тип иконы «Умиление»), Левая рука Младенца – под головою Матери, а правая обнимает Ее. Припали друг к другу в умиленной любви Мать и Сын. Всемогущий Творец младенчествует, а творение Его Ему же материнствует! О, тайна неизреченная! Питающая всякую тварь, от творения Своего питается. Пречистая Матерь Его – Млекопитательница. Говорит Пречистая: Я сошла в ореховый сад девства посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли истинная виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Я пришла в Вифлеем родити Сына и тамо дам сосца моя тебе (6:11). Идущая в Вифлеем, зовет Слово родиться от Нее. Носящая во чреве желает уже видеть Его, прижать к груди Своей, зовет Его: Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле (мира сего), побудем в селах (Вифлеема, Назарета); поутру (после рождественской ночи) пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, распустились ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои (материнские) тебе . Тамо дам тебе сосца моя (7:12–13). Там напитаю Тебя, Питателя твари, молоком Моим. «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ). И стал Сын Божий Сыном Человеческим, Сыном Девы. И стала дочь человеческая Матерью Божией, Богоматерью. А икона Млекопитательницы стоит и ныне перед многими – многими матерями, питающими молоком чад своих. К Ней, к Млекопитательнице, обращены их взоры и мольбы. Под сенью Млекопитательницы вырастают христианские дети. Симеоново пронаречение Когда святые праведные Иосиф и Мария принесли Младенца своего в Иерусалимский храм, то «благословил их Симеон и сказал Марии, матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу...» ( Лк. 2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Плод духовной жизни в верующих выше дел Христа – Его чудотворений. Это и будет прославлением Отца в Сыне. Дух Отца, Дух истины вселится в них самих и будет их вечным неотъемлемым ходатаем пред Отцом: мир не может принять Его, так как Он невидим, а мир может принять только видимое; они же знают Его, так как и теперь Он пребывает у них, но будет Он в них. Это не то значит, что с вселением в них Духа Сам Христос будет разлучён от них. Он Сам явится им, но явится не так, как мог бы явиться миру, видимо; нет, но кто возлюбит Его, тому Он явится, в того Он вселится вместе с Отцом Своим Небесным, так как Он в Отце. И как Он в Отце, так и они будут в Нём, и Он в них. Он явится им иным, чем как теперь отходит от них: теперь Он находится с ними лишь во. внешнем общении, теперь Он внешний ходатай за них, а тогда будет ходатайство Духа (ср. 1Ин. 2:1 ), тогда будет общение духовное, так что то, что Он теперь им говорит, они вспомнят и уразумеют иначе. Вот почему Он заповедует им не смущаться сердцем: Отец Его более Его, и они должны радоваться тому, что Он идёт к Отцу, как и Сам Он идёт к Отцу с любовью и готовностью. Итак, «встаньте, пойдем отсюда». Они не должны думать, что по Его отшествии они будут жить и приносить плод без общения с Ним. Нет, как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и они, если не будут в Нём; напротив, в общении с Ним они будут приносить многий плод. Он есть истинная виноградная лоза, насажденная Небесным Отцом, чтобы приносить плод. И чтобы приносить плод, зерно умирает ( Ин. 12:24 ): Он есть истинная виноградная лоза потому, что полагает душу Свою, что идёт на страдания и смерть, чем прославился Отец Его. Но и ветви лозы, не только засохшие (т. е. иудеи) бросаются в огонь, но и приносящие плод очищаются, чтобы более принесли плода. Так и ученики: они уже очищены чрез слово, которое они слышали от Него; но они должны очиститься и самым делом, следованием за Ним, чтобы принести многий плод. Для того и прославился Его Отец, для того и идёт Он на страдания, чтобы они принесли много плода, и так они будут Его учениками, последователями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Об отношении Премудрости к творению мира, о ее соучастии в творении мира. В Притч. 8, 30 сама премудрость говорит: " ...я была при Нем (т. е. при Боге) художницей " во время творения мира. В Прем. 7, 21 она также названа " художницею всего " . Прем. 9, 9: " С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими " , здесь говорится о соучастии Премудрости в творении. О соучастии премудрости в деле Промысла. Прем. 7, 26-27: " Она... чистое зеркало действия Божия... Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе все обновляет " , т. е. здесь премудрости усваивается свойство всемогущества — " может все " . В десятой главе книги премудростей говорится, что Премудрость вывела народ из Египта. Основные интуиции Ветхого Завета в учении о премудрости. Совершенно очевидно, что свойства Премудрости в Ветхом Завете идентичны с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личностность бытия, единство с Богом, происхождение от Бога через рождение, предвечность бытия, соучастие в творении, соучастие в Божественном Промысле, всемогущество. Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои высказывания строит по образу ветхозаветной премудрости. Например, Сир. 24, премудрость о себе говорит: " Я как виноградная лоза, произращающая благодать " . Господь в Новом Завете: " Аз есмь виноградная лоза, а вы ветви " . Премудрость говорит: " Приступите ко мне " . Господь в Новом Завете — " Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные " ... Некоторым противоречием в учении о премудрости может быть следующий стих в славянском переводе Ветхого Завета. В Притч. 8, 22 сказано так: " Господь — создал мя в начала путей Своих в дела Своя " . Слово " создал " как бы указывает на тварность премудрости. Слово " создал " стоит в Септуагинте, но в еврейском, массаретском тексте стоит глагол, который правильно переводится на русский язык как " уготовал " или " имел " , не содержащий в себе значения творения из ничего. Поэтому в синодальном переводе слово " создал " заменено на " имел " , что больше соответствует смыслу Писания.

http://sedmitza.ru/lib/text/431688/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010