Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Кондак, глас 8 Пресветлыя, и Честныя, и Вседетельныя,/пренеисчетныя и страшныя Троицы/Ты еси, Архистратиже, славный служителю и молитвенниче,/ныне непрестанно моли/избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти:/радуйся, покрове рабом твоим. Пресветлой, и досточтимой, и всемогущей,/непостижимой и страшной Троицы/ты, Архистратиг славный, служитель и молитвенник./Ныне непрестанно моли/об избавлении нас от всяких бед и мук, дабы нам взывать тебе:/«Радуйся, покров рабам твоим!» Седален, глас 4. Подобен: Вознесыйся Безплотных служителей ты первствуяй,/прежде век определенное страшное таинство,/тебе единому, Гаврииле славне, вверися,/рождество неизреченное Святыя Девы,/радуйся, провозглашая Ей, Обрадованная./Темже тя должно, вернии, с веселием присно ублажаем. Тебе одному, Гавриил славный,/первенствующему среди бесплотных служителей,/определённое прежде веков повергающее в трепет таинство было вверено,/– рождество неизреченное от Святой Девы,/и ты «Радуйся, Благодатная!» Ей провозгласил./Потому мы, верные, всегда/тебя как должно с веселием прославляем. Слава, и ныне, Богородичен: Яко невозделанная, Дево, лоза, краснейший Грозд прозябла еси,/источающ нам вино спасения, всех веселящее души же и телеса./Темже, яко вину Тя добрых блажаще присно, со Ангелом вопием Ти:/радуйся, Благодатная. Слава, и ныне, Богородичен: Как невозделанная виноградная лоза,/Ты, Дева, прекраснейшую Гроздь произрастила,/источающую нам вино спасения,/веселящее всех душевно и телесно./Потому Тебя, как благ Виновницу,/блаженной именуя всегда,/вместе с Ангелом взываем Тебе:/«Радуйся, Благодатная!» Песнь 4 Ирмос: Неизследный Божий совет,/еже от Девы воплощения Тебе, Вышняго,/пророк Аввакум, усмотряя, зовяше:/слава силе Твоей, Господи. Ирмос: Созерцая неисследимый Божий совет/о Твоем, Всевышний, воплощении от Девы,/пророк Аввакум восклицал:/«Слава силе Твоей, Господи!» Припев: Святый Архистратиже Божий Гаврииле, моли Бога о нас. Припев: Святой Архистратиг Божий Гавриил, моли Бога о нас.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-arh...

И вы печаль имате убо ныне, последи же узрите мя, и возрадуется сердце ваше» (Ин.16:21—22). Так и воскресши из мертвых плакавшим в саду женам Он сказал: радуйтеся: так и каждому из любящих Его следует говорить после креста и воскресения: «обратил еси плач мой в радость мне, растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием» (Пс.29:12). Ведь после того, как Христос восстал и разрушил державу смерти, не тотчас ли исчезает плач и не отнимается ли всякая слеза от лица, по слову пророка? (Ис.25:8) Ибо как Бог Он по природе есть жизнь, хотя и явился во плоти. Итак, в «день оный», говорит, то есть в то время, в которое Он воскрес из мертвых и пали распинатели Его, «созовите кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу». И если бы кто захотел принять здесь такой простой и буквальный смысл; тот должен будет утверждать, что вышеприведенные слова указывают на духовные наслаждения. Кроме того, не безосновательно, думаю, будет указать и на то, что смоковницею и виноградом, кажется, называет церковь, о которой и божественный Псалмопевец напоминает, говоря прикровенно к вышнему и небесному жениху, то есть Христу: «жена твоя яко лоза плодовита во странах дому твоего» (Пс.127:3). И сам Бог всяческих негде сказал: «винограды зреюще даша воню, смоквы изнесе цвет свой» (Песн.2:13): ибо Он сказал, что виноградники благоухают и цветут и обнаруживают плоды, как бы о том времени, когда церкви получили свое начало чрез веру в Него: под этими (виноградниками) можно разуметь множество только что уверовавших, еще незрелое теперь, но в непродолжительном времени имеющее сделаться сладким и стремлениями к совершенству достигающее этого; ибо созрев и возросши «в мужа совершенна исполнения Христова» (Еф.4:13) мы сделались как бы сладкими Богу плодами, сроднившись с церковью, как бы с материю. Итак, если под смоковницею и виноградом разумеются церкви: то мы будем под их управлением находиться и среди них находить успокоение, говоря друг другу следующие пророческие слова: «приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему» (Ис.2:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В средневек. символике «В. з.» имеет 2 связанных друг с другом значения: Пресв. Богородица (девство, непорочность) и рай (безгреховное состояние человечества). В образах райского сада, встречающихся в гимнографии, часто говорится о саде «огражденном», поскольку ограда ассоциировалась со спасением, изолированностью от греха. Изображение Богоматери, символизирующей рай, известно в композиции «Страшный Суд» в визант. искусстве с XI в. как в миниатюрах рукописей, так и в храмовых росписях. На иконе «Страшный Суд» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XI-XII вв.) рай изображен в виде белого прямоугольника с растительным орнаментом, в верхней части композиции представлена Богоматерь на троне, по сторонам к-рого 2 архангела. Позже изображение Богоматери стали помещать в белом круге с растительным орнаментом. Со 2-й пол. XV в. известна композиция «О Тебе радуется» , иллюстрирующая задостойник литургии свт. Василия Великого. Богородица, «раю словесный», изображена сидящей на престоле с Младенцем в окружении ангельских сил на фоне белого круга с Церковью и растительным орнаментом. В живописи 2-й пол. XVII в., так же как и в лит-ре, преобладал жанр панегирика, в к-ром особое значение придавалось красочным эпитетам. Образ сада (вертограда) постоянен в хвалебных жанрах и в гимнографии в применении к Богоматери и святым. С темой брака Христа, царя Вселенной, и Церкви, олицетворением к-рой является Богородица, связаны Ее царские одежды и мотив венчания короной. В иконе нашла отражение и тема искупительной Жертвы Христа. Крупный растительный орнамент, украшающий царские одежды Пресв. Богородицы, образует подобие лозы, к-рая, оплетая фигуру, делает ее частью этого сада. Сравнение Богоматери с лозой, взрастившей виноградную гроздь,- один из самых распространенных образов церковной поэзии, равно как и сравнение Ее с райским садом: «Богородице, Ты еси лоза истинная, возрастившая нам плод живота...» (Богородичен 3-го часа); «Таин еси Богородице рай, невозделанно возрастивший Христа, Им же крестное живоносное на земли насадися древо: тем ныне возносиму, поклоняшеся Ему, Тя величаем» (ирмос 9-й песни канона на Воздвижение Креста св. Космы Маюмского). По структуре сад соотносим с Древом Жизни - Животворящим Крестом, а Богородица выступает здесь в образе не только Церкви-Рая, но и новой Евы, к-рая принесла миру плод искупления за грехи прародителей. Несмотря на условность композиции, мастер привнес в нее множество реалистических деталей, иллюстрирующих сложный поэтический текст. Впечатления от существовавших в то время многочисленных дворцовых и боярских садов переданы на иконе в изображении регулярного сада.

http://pravenc.ru/text/158198.html

Дево Владычице, Богородице, рождшая Творца и Владыку мира видимаго и невидимаго, единаго от Троицы, Бога и человека, Ты едина соделалась обителью Божества, вместилищем святыни и благодати, в немже благоволением Бога Отца и содействием Святаго Духа телесно обитала полнота Божества; Ты имаши величие и первенство пред всякой тварью; Ты еси слава и утешение и веселие Ангелов, царская диадима Апостолов и пророков, пачеестественное мужество мучеников, честь и слава преподобных, Поборница и в подвигах и Подательница победы, непогрешимая Путеводительница, Наставница молитвеннаго безмолвия, врата откровений и духовных тайн, источник света, врата жизни вечныя, неиссякаемая река милосердия, неисчерпаемое море даров и чудес... Всесвятая Владычице Богомати, Тобою [мы] Сына Божия познахом, Тобою явися среди нас Господь Сил, и удостоихомся Святаго Тела и Крови Его... Пресвятая Владычице Богородице, Ты еси благодатная Богородительница, богоблагодатная Богоматерь, вместилище Божества, огнеобразный престол Единороднаго Сына бессмертнаго и невидимаго Отца, Всенепорочная, Всепречистая, Всехвальная, Всеблаженная, Всенеприкосновенная, Всечестная, Всечтимая, Всеблагословенная, Всежеланная Дева душею, умом же и телом, престол Царя, восседающаго на Херувимех, небесная Дверь, Еюже восходим на небо, Богоневеста, Еяже ради прииде нам примирение с Богом, непостижимое чудо, неисследимое благовестие, откровение сокровенныя тайны Божия, неодолимое заступление, крепкая защита, Живоносный Источник, неисчерпаемое море Божественных даров, высота превысшая Сил небесных, глубина сокровенных и недоведомых мыслей, по Троице общая всех Владычица, по Утешителю общее всем Утешение, по Ходатаю общая Ходатаица за весь мир, колесница мысленнаго Солнца, Света истиннаго, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир ( Ин.1:9 ), носительница Носящаго вся Словом Своим, одеяние Одеющагося светом, яко ризою ( Пс.103 – Примеч. ред.), мост вселенныя, возводяй нас к премирному небеси, без сравнения высочайшая и славнейшая Херувим и Серафим, удобрение Ангелов, спасение людей, Матерь и служительница Звезды Невечерния, бездна неисследимаго человеколюбия Божия, твердое основание правыя веры, истинная виноградная лоза, рождшая Плод живота, молния, осиявающая души, утверждение стоящих на высоте, возрождение падших, возбуждение ленивых, укрепление бодрствующих, единомыслие Церкве, мир вселенныя, крепость подвижников, радость мучеников...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Так об этом размышляет св. Амвросий Медиоланский : «Гряди, Ева , теперь уже трезвенная; гряди, Ева, некогда оказавшаяся невоздержаной, но теперь уже постящаяся в лице своего потомства. Гряди, Ева, теперь уже не из рая изгоняемая. Гряди, Ева, теперь ставшая уже Саррой, рождающей детей не в печали, а в радости, не со скорбию, а со смехом. От тебя родится Исаак с многочисленным потомством. Снова взываю – гряди, Ева, теперь ставшая уже Саррою, о которой сказано было мужу: «Выслушай Сарру, жену твою» ( Быт. 21:12 ). Хотя ты и подчинена мужу, так как подчинение благопристойно тебе; однако, ты скоро расторгла приговор (о тебе), так что муж получает повеление слушаться тебя. Если же она рождением прообраза Христова заслуживает того, чтобы муж ея слушался, то насколько более преуспевает (женский) пол, который, сохранив свое девство, породил Христа? Итак, гряди, Ева, теперь уже ставшая Марией, которая даровала нам не только основание девства, но и принесла (нам) Бога» [«О воспитании девы», гл. 5]. Богоматерь с Младенцем. Млекопитательница Образ Пречистой Девы-Матери с Божественным Младенцем – излюбленный и распространеннейший в христианской иконографии. В нем – догмат боговоплощения и святое материнство Девы. Воспет этот образ и в Песни Песней Соломона. Дева Суламифь восклицает: Вязание стакти брат мой мне, посреди сосцу моею водворится: Грезн кипров брат мой мне в виноградех Енгаддовых. Мирровый пучок – возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских (1:12–13). На основании этих слов накануне праздника Рождества в неделю святых отцов святая Церковь обращается к Деве, идущей в Вифлеем родить Сына: «Лоза Божественная, нетленный грозд узреливши, ближищися, идет родити веселия вино точащаго, и напояющего нас, Ему вопиющих: отцев наших Боже, благословен еси. Божественная Мироположница, благовонное Миро внутрь носящи, в вертепе Вифлеемли истощити сие грядет, благовония таинственного исполняющее поющия: отцев Боже благословен еси» (неделя свв. отцов пред Рождеством, канон, песнь 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ибо сперва Он как отрасль возник, потом процвел в мире. А когда говорится: «возлег, уснул еси яко лев и яко скимен», то сим показывается тридневное успение Христа, как и Исаия говорит: «како бысть блудница град верный, Сион полн суда? в нем же правда почиваше, ныне же в нем убийцы» ( Ис. 1,21 ). Подобно и Давид: «аз уснух и спах; возстах, яко Господь заступит мя» ( Пс. 3, 6 ), показуя в этом изречении и успение Его и последовавшее восстание. А Иаков говорит: «кто возбудит его»? То есть говорит то же самое, что и Давид, как и Павел: и Богом Отцем «воскресившим Его из мертвых» ( Гал. 1, 1 ). 9. Когда говорит: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему: и той чаяние языков», то показывает пророчество, исполнившееся на Христе. Ибо Он есть наше чаяние: мы чаем Его и верою нашею видим грядущего с небеси в силе. 10. «Привязуяй к лозе жребя свое», то есть людей сущих от обрезания к званию своему, ибо Сам был лоза ( Иоан. 15, 1 ). И «к винничию жребца осляте своего», – людей из язычников, призывая обрезание в одну веру. 11. «Исперет вином одежду свою» – разумеет благодать Святаго Духа, от Отца нисшедшую на Иордани. «И кровию гроздия одеяние свое», – кровию какого гроздия, как не своей плоти, подобно виноградной кисти, выжатой на древе? Из ребра ее исторглись два источника – воды и крови: ими омываясь, очищаются народы, которые Он считает Своею одеждою. 12. «Радостотворны очи его паче вина». Какие у Христа очи, как не блаженные пророки? Они, провидя Духом и провозвещая имеющие быть Ему страдания, видя Его при этой силе духовными очами, радовались ( Иоан. 8, 56 ), будучи совершаемы самим Словом и Его благодатию. 13. Словами: «и белы зубы его паче млека» означает исходящие из святых уст Христовых заповеди, чистые как млеко. 14. Итак, когда Христа провозгласило писание львом и скимном Львовым, то подобное сказано и об антихристе. Моисей говорит так: «Дан, скимен львов, и изскочит от Васана» ( Втор. 33, 22 ). Но дабы кто не погрешил, думая, что это слово сказано о Спасителе, пусть обратит на него внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Пс.126:3. Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго.     «Се достояние Господне» — есть обетование и благословение Божие на чадородие, как бы в награду за упование на Бога, и Иерусалим наполнится множеством жителей (Златоуст, Феодорит). Пс.126:4. Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных.    Не в строении и в благочадии будет состоять благоденствие уповающих на Бога иудеев, но и сынове их будут страшны в бранех: «яко стрелы в руце сильного». Словами: «тако сынове отрясенных» (бедствующих ранее и слабых) Давид постоянно напоминает о прежних бедствиях, чтобы исправить их сердца (Златоуст, Феодорит). Пс.126:5. Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех.    Всем этим Давид показывает непреоборимость надежды на Бога. Но не в силе телесной, ни в страхе для других, ни во многочадии, ни в безопасности города поставляет их «блаженство», а в том, что они «не постыдятся»; не будут скрываться при виде врагов, но мужественно будут встречать их, украшаясь знаком божественного покровительства и помощи Божией. Этим Пророк заканчивает свою речь, научая всех прежде всего искать этого украшения (Златоуст, Феодорит). Песнь степеней, 127    Девятая степень: страх Господень. Пс.127:1. Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его.    Всякий «боящийся Господа» отличается исполнением заповедей Христовых, почему и называется в Писании «блаженным», как сильно желающий «ходить в путях Его» (Никита, Златоуст). Пс.127:2. Труды плодов Твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет.    Добродетель сама по себе питает душу; так что сами богоугодные труды питательны и увеселительны для души. Напротив, замыслы против Праведных обращаются на главы зломышляющих: «убо плоды дел своих снедят» (Ис. 3:10). Божий суд воздает каждому по достоинству. Согрешающий мыслью также не останется ненаказанным — ибо это есть уже половина зла. Итак, «горе беззаконному, лукавая бо приключатся ему по делом его» (Ис. 3:11) (Василий В., Никита). Пс.127:3. Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего:    Так как Пророк говорил людям еще не совершенным, то он и убеждает их, как малых детей, предметами чувственными; ибо тогда это признавалось благоденствием. «Жена» — есть душа всякого человека богобоязненного, приносящая плоды добродетелей, подобно виноградной «лозе». «Кущу» этого виноградника означает тело, в котором обитает Святый Дух: «или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6:19) (Никита, Василий В.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Скачать epub pdf Часть четвертая. Как расписываются церкви 1. О церкви трульной. (т. е. с куполами) Когда хочешь расписать церковь трульную, то в небе купола нарисуй разноцветный круг, подобный радуге, которая бывает видима в облаках во время дождя, и в нем изобрази Христа благословляющего и держащего на персях Евангелие, и надпиши: Иисус Христос Вседержитель. Около круга изобрази Херувимов и Престолы и надпиши: видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене ( Втор. 32, 39 ). Аз сотворих землю, и человека на ней. Аз рукою Моею утвердих небо ( Исаи 65, 12 ). Ниже Вседержителя (в шее купола) изобрази прочие лики ангелов, и среди них к востоку Богоматерь с распростертыми руками, и напиши над Нею: Матерь Божия Владычица ангелов. Напротив Нее, к западу, изобрази Предтечу; под ними пророков, и под пророками на венце купола напиши тропарь: Утверждение на тя надеющихся, утверди Господи церковь , юже стяжал еси честною Твоею кровию. Ниже, в углах, что подле сводов, изобрази четырех евангелистов; а на одной линии с ними, на ключах сводов, но с лица их, на восточной сторона изобрази святый убрус, на западной – святое чрепие [Отпечаток нерукотворного образа на большой черепице или кирпичине], на южной – Иисуса Христа, держащего Евангелие со словами: Аз есмь лоза, вы же рождие; на северной – Еммануила, держащего хартию с надписанием: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя. Потом нарисуй виноградные ветви, расходящиеся от этих четырех изображений по окружиям сводов до евангелистов, а среди переплетенных ветвей напиши поясные изображения апостолов. На тех же верхах каждой арки, кои противоположны верхам их, что с лица, изобрази по три пророка с хартиями, которые пророчествовали об изображенных под ними праздниках так, чтобы каждый из них ясно указывал на тот праздник, о котором кто пророчествовал. (См. выше пророчества о праздниках). Начало первого ряда стенной живописи Внутри алтаря, в восточном углублении, пониже линии пророков, изобрази Богоматерь, сидящую на престоле и держащую Христа Младенца, и над Нею напиши: Матерь Божия высшая небес. По обе стороны Ее изобрази двух архангелов, Михаила и Гавриила, ходатайствующих. Потом на одной линии с нею, в алтаре и во всем храме, на верхних частях стен изобрази Господские праздники, святые страсти Христовы и чудеса Его по воскресении. Так расписывается первый ряд. Начало второго ряда

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник). Заключающая молитва — «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену...». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся. Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) — такая же, как на любом богослужении. Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «если хотят (в то же время) венчаться...». И далее следует венчание. Венчание имеет следующее чинопоследование: Читают псалом 127 («Блажени вси боящиися Господа») — своего рода напоминание венчающимся о том, в чем заключается истинное счастье. В нем есть такие слова: «Блажен еси, и добро тебе будет. Жена твоя яко (виноградная) «лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать. Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и становятся на рушник (кусок ткани типа полотенца) в центре храма — Венчание совершается на середине храма, потому что муж и жена становятся едины. Священник произносит слово поучения к венчающимся Далее спрашивает жениха и невесту о желании вступить в брак — встречаются только в требниках российских изданий (и зависящих от них). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке заимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческих требниках такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то им подобное.

http://foma.ru/tainstvo-venchaniya.html

Видите, как этот поступок святого должен нам послужить в научение, какой великий пример получили мы, великий пример того, как надо относиться к причиняемым нам страданиям. А к святым мученикам как применимы слова св. песнопения «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»? Да, восставали на них, восставали императоры, восставали правители, подвергали их жестоким, жестоким мучениям. Но сбывались слова Христовы и, когда их мучили, Сам Христос был с ними, делая легкими претерпеваемые мучения. Часто, часто не сгорали они в страшных печах, пламя которых опаляло самих мучителей. Почему? А потому, что с ними был Христос, никого не оставлял. Он посылал ангелов Своих и Сам приходил в темницу к истерзанным до полусмерти мученикам, и исцелял их, и на другой день мучители видели их выздоровевшими. Вот видите, и это слово сбывалось. Верьте, что всякий возлюбивший Христа и исполняющий слово Его будет возлюблен Отцом Его, и Он придет, и обитель у него сотворит. Так любите Христа, так идите за Ним, так исполняйте заповеди Его! А сейчас прослушайте кондак праздника, объясненный только что, и надеюсь, что воспримете его гораздо глубже, чем воспринимали его раньше (хор поет). «Еже о нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребываяй неотступне и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы». Запомните, запомните этот кондак. Помните, помните всегда об этом великом дне Вознесения на небо Господа Иисуса. Сердца свои устремите к нему вслед за Ним, ибо и нам надлежит вознестись за Ним на небо. Аминь. 14 мая 1953 г. СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Что празднуем мы в этот великий день? Что произошло 1953 года тому назад? Из земли святой благословенной утробы Пречистой Девы Марии вышел маленький росток. Он упал на Богом освященную землю Палестины и укоренился в ней. Из него выросла необыкновенная виноградная лоза. И нужно было, чтобы прошло 30 лет, пока поднялась она во всю свою мощь, и на ветвях ее выросли чудные гроздья, напоившие своим соком все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010