Да, по мнению гражданина РФ А.И.Алексеева, 1968 года рождения, историка по образованию, можно принадлежать к кружку еретиков-жидовствующих из корыстных побуждений, а не из религиозных мотивов. НО, где Вы прочитали, что при этом участник (пусть и из корыстных побуждений) подобного кружка жидовствующих еретиков сам не станет еретиком?! А.И.Алексеев этого не говорит - ЭТО ВАШИ СЛОВА! Не надо выдавать желаемое за действительное! Участники секты жидовствующих, вне зависимости от мотивации их членства в данной секте, кощунствовали над Таинствами Церкви, Ее Праздниками и Богослужениями, глумились над Святынями (крестом, образами, мощами), возводили хулу на Бога, Богородицу и Святых Угодников, злословили Веру, развращали окружающих, вовлекая их в свою ересь. После такого, даже прожженный циник и корыстолюбец не мог не стать еретиком, добровольно отлучившим себя от Церкви и Православной Веры. А об участии Зосимы Брадатого в подобных шабашах жидовствующих писал еще Митрополит Макарий (Булгаков) (см. цитаты выше), а также многие другие историки Церкви: профессор А.В.Карташев, профессор В.И.Петрушко и другие. И первые строки Первого Псалма Святого царя-пророка Давида Псалмопевца здесь как раз к месту: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс.1:1) А еще, слова Святого Апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.» (2Кор.6:14—17) " И - да - это же касается и " музея атеизма " , на который работал Лурье. Быть атеистом, еще не значит быть антицерковником. Впрочем, если Вы не способны отличить воинствующих безбожников вроде Никонова с Невзоровым от неверующего гуманитария Лурье - это Ваши проблемы, а уж никак не науки. "

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/12/im...

Даже об истории ереси жидовствующих у него весьма странное представление: " Все (!) типографии Литвы готовили еретические книги и под видом вещей послов возами завозили в Новгород, Москву " (с. 139). Автор книжки про " старца Антония " поставил восклицательный знак после слова " все " . А я бы поставил большой знак вопроса с несколькими восклицательными знаками после слов " типографии Литвы " . Дело в том, что в XV веке – веке, когда в Новгороде и появилась ересь жидовствующих (объявилась она в 1471 году), никаких типографий в Литве не было. " В начале 20—х годов XVI века Франциск Скорина приезжает в Вильно и в доме богатого белорусского мещанина Якуба Бабича основывает первую в нашей стране типографию, где издает " Малую подорожную книжицу " и " Апостол " . В церковнославянском и греческом языках " старец " силен ровно настолько, чтобы перевернуть смысл богослужебного выражения с ног на голову: " ад всесмехливый начатое дело высмеивания всего Божьего, духовного доведет до конца " (с. 62). Но в аду нет места для смеха. Там место плача. Христианин же может посмеяться над обманувшимся адом. " Ад всесмехливый " значит " ад, достойный всяческого посмеяния " . В " Полном церковно—славянском словаре " протоиерея Григория Дьяченко говорится: " Всесмехливый – достойный всякого осмеяния или поругания " . Еще апостол Павел говорил: «Ад, где твое жало. Смерть, где твоя победа». Это некая издевка. Надо заметить, что и в некоторых апокрифах, размышляющих о сошествии Христа во ад звучит эта тема иронической издевки над сатаной. Познания " старца Антония " в Писании видны из его призыва: " Евангелие следует понимать буквально – сказано бежать в пустыню, вот и беги, не обдумывая святые словеса " (с. 207). Но нет таких слов в Евангелии. " Старец " спутал модную ныне проповедь " Анастасии " и Евангелие . Христос говорит не о бегстве из города в пустыню, а о переходе из одного города в другой город же: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф 10,23). О пребывании Церкви в пустыне говорит не Евангелие, а Апокалипсис (вот уж книга, при чтении которой буквализм как раз опасен): " И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени " (Откр.12,14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» ( Откр.2:18 ). Четвертый Ангел – это Ангел Хранитель Церкви Фиатир, которая находилась недалеко от Пергама, в Малой Азии. Она символизирует собой Церковь после эпохи Вселенских Соборов. Существовала во времена Крещения Руси – в исторической науке этот период сейчас называется Средневековьем. Церковь достигла определенного развития, в это время сформировался устоявшийся священный христианский быт. 32 В древней Церкви такого еще не было – благочестивые обычаи только начали активно формироваться. Во время же Вселенских Соборов, особенно последних, быт становится полностью «воцерковленным», то есть связанным с жизнью Церкви. Вся человеческая жизнь делается полностью охваченной Священным Писанием – словом Божиим. Человек начинает жить целиком по-Божии – в плане внешней обрядовости. Однако это не означает, что все люди были святыми. Например, в Московской Руси XV-XVI веков все поголовно ходили в храмы, но при этом в определенный период времени там распространилась ересь жидовствующих. Так что хотя сам этот лад христианского быта очень помогает человеку идти к Богу, но не заменяет самого пути. В средние века считалось, что религия не может быть частным делом человека, религия – это то, что охватывает все сферы человеческой жизни. Современная идея о том, что вера – частное дело каждого, на самом деле является сатанинской уловкой. Ведь получается, что никто не вправе подвергать сомнению верование другого человека, следовательно, каждый должен держать свои религиозные убеждения при себе, скрывать их в себе. 33 И складывается интересная ситуация: вопрос религии – это частное дело, а частную жизнь сейчас пытаются вообще упразднить введением системы глобального контроля. 34 Итак, к Ангелу Хранителю Фиатирской Церкви обращается Господь: «Так говорит Сын Божий, у которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» ( Откр.2:18 ). Христос показывает, что Он всезнающий, Его глаза видят все происходящее во мраке: Он видит и скрытое добро, и скрытые тайны, которые существовали в то время внутри Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И вот одно из последних выступлений покойного митрополита было в Концертном зале у Финляндского вокзала. Вот он там говорил. Встаёт одна такая респектабельная дама и говорит: – Владыка, а вот всё-таки смертная казнь, она противоречит христианским-то идеалам. Как вот? Её надо устранить. Он говорит: –Нет, я не согласен. Смертная казнь должна быть для каких людей? А вот для таких насильников, которые каждый вечер выходят с тем, чтобы уловить очередную жертву, её потрошить, и этим наслаждаться. Этих людей если не расстреливать, то во всяком случае нужно изолировать. И вот есть такой академик Раушенбах, , может быть, вы помните его выступления, он также говорил, что «нужно их изолировать, эти течения изуверские». Вот какие изуверские течения мы знаем в христианстве? Ну это вот, во-первых, хлыстовство. Почитайте Мельникова-Печерского о хлыстовстве. Это как ересь жидовствующих, я не знаю. Вот она прошла через все века. Или, скажем, скопчество. Вот открывают Евангелие – откройте Евангелие от Матфея все, найдите 19-ю главу. Вот отталкиваются от Евангелия – все отталкиваются, вот что поразительно-то – от Писания! Читают то же самое Писание. Вот сколько голов, столько и Библий, получается. Значит, как же в этом хаосе, в этой какофонии разобраться-то? Они ссылаются на тексты, и мы. Если будем спорить, получится эквилибристика текстами. А уж с сектантами говорить безполезно – они целыми зарядами будут в вас – как они знают Писание – вырывать из контекста тексты, и применять их. О нерасторжимости брака, 19-я глава, 3-й стих. Здесь Христос говорит: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женой своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Как тот, кто допустил вражду в своем доме и живет не в согласии с своею женою, не будет иметь доверия, когда станет примирять других, но услышит слова: " врач! исцели Самого Себя " (Лк.4:23), так точно и мы услышим здесь. Какая же вражда у нас? Вражда души с телом, порока с добродетелью. Прекратим эту вражду, уничтожим эту брань; тогда и других будем вразумлять с миром и с великим дерзновением, без упреков совести. Гнев противится кротости, любостяжание противится презрению богатства, зависть противится доброжелательству. Прекратим эту брань, низложим этих врагов, поставим эти трофеи, устроим мир в нашем городе. У нас ведь есть свой город и управление, граждане и множество пришельцев. Изго­ним пришельцев, чтобы не развратились наши граждане. Да не входит к нам никакое чуждое и нездравое учение, ника­кое плотское мудрование. Не видим ли мы, что если кто-нибудь из неприятелей будет пойман в городе, то судится, как соглядатай? Изгоним же пришельцев, или лучше, не пришель­цев только, но и врагов. Если заметим какой-нибудь помысл, враждебный нам, но прикрывающийся одеждой гражданина, пре­дадим его начальнику – уму. Много у нас таких помыслов, враждебных по существу своему, но прикрывающихся овечьей кожею. Как персы, сняв свою тиару, шаровары и обувь, и на­дев другую одежду,  употребляемую у нас, остригшись до­гола и говоря на здешнем языке, под этим внешним ви­дом скрывают свою вражду, а если подвергнешь их пытке, то откроешь скрываемое, так и здесь: подвергни тысяче пыток этот помысл, и тотчас увидишь враждебное мудрование. Но, чтобы показать вам пример этих соглядатаев, которых диа­вол посылает подсматривать за нами, разоблачим хотя одного из них и тщательно допросим пред судилищем; и, если угодно, представим некоторых из обличенных Павлом: " это имеет только вид мудрости " , говорит он, " в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти " (Кол.2:23). Так, например, диавол хотел ввести ересь жидовствующих. Если бы он стал прямо вводить ее, то никого не убедил бы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но, чтобы показать вам пример этих соглядатаев, которых диавол посылает подсматривать за нами, разоблачим хотя одного из них и тщательно допросим пред судилищем; и, если угодно, представим некоторых из обличенных Павлом: « это имеет только вид мудрости », говорит он, « в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти » (Кол. 2:23). Так, например, диавол хотел ввести ересь жидовствующих. Если бы он стал прямо вводить ее, то никого не убедил бы. Смотри же, как он сделал это: не нужно, говорит, щадить своей плоти. Не прилепляться к пище, но воздерживаться, вот это — любомудрие, это — смиренномудрие. И ныне еще он вместе с еретиками хотел низвести нас до почитания твари. Смотри же, как он устроил свой коварный замысл. Если бы он сказал: покланяйся твари, то был бы обличен; но что? Бог, говорит, сотворен. Обличим же его пред судом судей, (разумеющих) смысл апостольских писаний; к ним приведем его; они распознают, что проповедь и что пустословие. Многие собирают имущества, будто бы для того, чтобы иметь, что подать бедным, собирают неправедно; и это также злой помысл. Отвергнем его, обличим, чтобы нам не быть уловленными, но чтобы, избегая всех козней диавола и верно содержа здравое учение, нам безопасно пройти настоящую жизнь и сподобиться обетованных благ, блогодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 38 «В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися» (Деян. 17:16, 17).   Какие Павел терпел искушения от иудеев и как он был чужд гордости. — Как нужно понимать слова — Неведомому Богу. — Случай с больным отроком и с запрещенными книгами.   1. Смотри, как он терпел от иудеев гораздо более искушений, нежели от эллинов. В Афинах даже он не потерпел ничего такого, но все кончилось смехом, и еще убедил (некоторых); от иудеев же много пострадал: так сильно они были вооружены против него! Потому и говорит (писатель): « в ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Яна (Jana W.) 31 октября 2016, 16:43 Преподобне отче Иосифе, моли Бога о нас! Василий Н. 7 ноября 2014, 22:22 Тоже поддерживаю Илью. Елена Киев 2 ноября 2014, 12:31 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф. 6:11-17) Игорь Подопригорин 1 ноября 2014, 21:58 Илья, поддерживаю. Михаил 1 ноября 2014, 13:24 Иосиф Волоцкиий очень удобен как тест на склонность к ереси жидовствующих. Бывает, не пойму что за человек, так я о отце Иосифе заговорю и по реакции сужу. Василий 1 ноября 2014, 00:57 Есть взвешенная, трезвая и честная книга о прп. Иосифе: И. Хрущов, Исследование о сочинениях Иосифа Санина..., 1868 г. Переиздана в наше время. Василий 1 ноября 2014, 00:47 Комментатор пишет: " Прп. Иосиф Волоцкий жил в реальности единства государства и Церкви. А при этом ересь становилась угрозой национальной безопасности. В этом случае и сейчас действуют жесточайшие прещения. " Но какие прещения? Отлучение от церкви есть самое большое прещение. А национальная безопасность, во имя которой загублено столько христиан и нехристиан, это категория не из канонического права. Все-таки пастыри должны заботиться о душе, точно ли так, как на Западе это делала инквизиция? " Другое дело,что он брал на себя ответственность за физическую ликвидацию этой угрозы,по образу Господа Иисуса Христа,взявшего на Себя ответственность за весь мир. А сейчас кто нибудь за что нибудь отвечает? Или все на Господа опять? "

http://pravoslavie.ru/74743.html

Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения И данная идея имеет отношение не столько к форме государственного устройства, а сколько к самому русскому народу. Ведь за последние 110 лет не один раз менялась форма правления в русском государстве. В письме инока Филофея указывается следующие слова: «Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, - все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не быть ; твое христианское царство иным не заменится...». Обратим внимание на последнюю фразу: твое христианское царство иным не заменится... Можно сказать, что Россия стала Третьим Римом не в силу своего величия или доминирования (ведь XV веке Русь только же освободилась от ига, в религиозном плане переживала религиозный кризис – ересь жидовствующих, апокалиптические настроения конца XV века). Но Россия является Третьим Римом прежде всего, как последний оплот Православия, последний рубеж обороны. Вот ключевое значение — это идеи. И эта идея – политическое выражение Евангельской притчи о винограднике и виноградарях и о предназначении народа. В Библии (особенно в Ветхом Завете) явно говорится о том, что каждый народ имеет свое предназначение, даже языческие народы имеет свои задачи от Господа. Повторяет об этом святитель Феофан Затворник. Он пишет, что Господь не раз наказывал Россию Западом, было смутное время 1612 года, а также наполеоновское нашествие 1812, которое было послано за увлечение высшего общества идеями и литературой французского просвещения, и утверждает, что снова «накажет нас Господь, а нам в толк не берётся… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо» «кажется начал уже забываться тот урок» Напомним евангельский текст: Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21:33-41).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/14/id...

Христиане же за первые три героических века своей истории ни разу не подняли оружия в свою защиту. И что же? – и вот так, как говорится, без единого выстрела, только кровью мучеников, завоевали Римскую империю! Во внешних гонениях Церковь только крепла. Но враг проникал и внутрь. И это не удивительно, если вспомнить, что когда–то ему удалось проникнуть и в самый рай. «Знаю», – предостерегал Апостол пресвитеров Ефесской церкви, – «что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте» ( Деян. 20:29–31 ). И христианство , завоевав Римскую империю, одержав победу, будучи гонимым, вдруг, став господствующей религией, начнет сотрясаться от внутренних нестроений, потому что очень трудно было удержать в уме и в сердце всю открывшуюся истину. Бог попускал, и будет попускать расти плевелам. «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор. 11:19 ). И добрая пшеница призвана укрепляться в противостоянии плевелам. Ведь все то, что произошло две тысячи лет назад, невозможно исчерпать и адекватно передать человеческими словами. Даже в писаниях великого Апостола Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет. 3:16 ). Ереси появились почти сразу. О некоторых мы узнаем уже из новозаветных книг. Причем, они периодически повторялись, и даже до наших дней. Самая первая впоследствии получила название «ересь жидовствующих». Суть ее – в настойчивом оживлении обрядовой стороны ветхозаветной религии. Как об этом говорится в Деяниях Апостолов: «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие, и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев». Апостол Павел, как мы уже не раз говорили, называл Ветхий Завет «детоводителем ко Христу». А Господь Иисус Христос еще ранее говорил: «никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше» ( Лк. 5:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

    А. Седельников, Древняя киевская легенда об ап. Андрее, Slavia. III, 1924;    Из области литературного общения в начале XV века, Кирилл Тверской и Епифаний Московский, Изв. XXI (1926).    Об эсхатологической тревоге в XIV-XV вв. см. у Тихонравова, Сочинения, т. I;     В. Сахаров, Эсхатологические сочинения и сказания в древне-р. письменности, Тула 1872;     А. Павлов, Земское (народное и общественное) направлание р. духовной письменности в XVI в., Пр. Соб. 1863, 3 и 7;    срв. работу Истрина, Откровение Мефодия Патарского, М. 1897. 5. Борьба с ересью «жидовствующих». Еще больший поворот к Западу.   «Просветитель» преп. Иосифа Вол., в издании Каз. Д. А., 1857; 4 изд. 1904;    срв. Н. И. Попов, Иосифово сказание об ереси жидовствующих по спискам Вел. Миней, Изв XXIII, 1913.    Из обширной литературы о «жидовствующих» нужно указать немногое:     Сервицкий, Опыт исследования о ереси новгородских еретиков, Пр. Об. 1862, 6—8;     Панов, Ересь жидовствующих, ЖМНПр. 1877, февр;     Никитский, Очерк внутренней истории Церкви в Вел. Новгороде, 1879;    Новые материалы о ереси жидовствующих, М. 1902;     В. Н Перетц, Новые труды о «жидовствуюших» XV в. и о их литературе, К. У. Изв. 1908, 10.    Срв. у Соболевского, Переводная литература; «Тайная Тайных» издана в Пам. др. письм. 133, 1899;    «Псалтырь жидовствующих» в Чтениях 1907, «Аристотелевы врата», 1908;    «Логика жидовствующих» издана Неверовым в К. У. Изв, 1909, 8;    срв. П. К. Коковцев, К вопросу о «Логике Авиасафа», ЖМНПр. 1915, 5.    О Геннадии Новгородском исследование П. Грандицкого,Пр. Об. 1878, 9 и 1880, 8 и 12.    Литургическая деятельность Геннадия обследована очень недостаточно;    см. у И. Д. Мансветова, Церковный устав (Типикон) М. 1885, с. 304 сл.;    срв. В. Н. Бенешевич, К истории переводной литературы в Новгороде к. XV стол., Сборник статей в честь А. И. Соболевского, 1928.    О библейских работах см. у И. Е. Евсеева, Рукописное предание славянской Библии, Христ. Чт. 1911;    Очерки по истории слав. перевода Б., там же, 1912. 11 и 12;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010