180. Epist. ad Marcellnm. 181. Лев. Вел. Serm. 42. Sel. 6 de Quadrages. 182. Ерм, писатель I века, пишет о первых христианах, что они в святую четыредесятницу вкушали однажды в день и то уже вечером, воздерживались от вина и всяких лакомых яств, проводили весь день в безмолвии и молитве (Similitudo, V). Об установлении поста четыредесятницы свидетельствуют писатели II, III и IV веков, как то: Виктор, епископ Римский (Eutychii Alexandrin. Chron. Т.1. P.362), Дионисий Александрийский (1 пр.); Тертуллиан (De jejun. Cap.13), Ориген (in Levit hom. X), Григорий Назианзен (Orat. ret. 42), Петр Александрийский (1 пр.), святой Амвросий Медиоланский (в Слове пред четыредесятницей) и мн. др. 183. Об апостольском установлении его свидетельствуют писатели церкви II, III и IV века, как то: святой Игнатий Богоносец (Ер. ad. Philipp), Климент Александрийский (Strom, 7), Тертуллиан (De jejun. Cap.10,13 et 14), Ориген (in Levit hom. X.), святой Епифаний и мн. др. Последний Отец, например, так говорит об этом: " В церкви бывают собрания, учрежденные апостолами в среду и пяток и в день воскресный. В среду и пятницу соблюдается пост до 9 часа (до 3 пополудни), потому что в среду предан Господь, а в пяток распят. Апостолы заповедали в сии дни поститься в исполнение слов Иисуса Христа: " Егда отъят будет от них жених, и тогда постятся в тые дни " (Expos. fid.). 184. Drey. Loc. cit. P. 345. 185. Так, известно, что в начале III века по причине недостатка елея совершено было Нарциссом, епископом Иерусалимским, чудо - превращение воды в елей (Евсевий. Церковн. истор. VI,9). 186. Plinii. Epist. 10,37; Tertull. De coron. milit. Cap.3. 187. См. Bonav. De reb. liturg. Cap.25,1. P.266. 188. Adv. Haer. I,3; Tertull. De pudic. Cap.10. 189. ε ε hymnum. 190. Вот слова Оптата: " Erant ecclesiae ex auro et argento " (De schisma Donatist. I,17). 191. Bingh. VIII,6, XXI. 192. Lucian. Philopat. 193. Const. Apost. XI,37,46,49. 194. В подлиннике читается это так: " ε ε ε εευο " ε ε οο ου ουεο " и пр. Act. Concil. Ephes. Part.2. Act.1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

– Восстань, Господи, помоги нам 190 , потому что влеченьем к Тебе пронзённые, мы последовали за тобой! А гнусный и жестокий правитель приказал отрубить им и ноги. Когда же им отрубили ноги 191 , святые закричали; – Проклятие богам вашим 192 , а Господь Бог наш Иисус Христос благословен во веки веков 193 ! Тогда беззаконнейший правитель вынес приговор их обезглавить. Взяв святых и вытащив их во двор, их обезглавили пятого ноября на глазах у меня, смиренного Евтолмия. И там же бросили их останки. А я забрал их и, оплакав, похоронил 194 во славу Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Чья слава и власть во веки веков, аминь. (Продолжение следует) Список сокращений ДБ Древности Боспора Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Санкт-Петербург-Москва, 1868–1917 Государственный Исторический музей Краткие сообщения Института археологии РАН Нумизматика и эпиграфика Проблемы истории, филологии, культуры. Москва-Магнитогорск Православная энциклопедия. Москва, 2000–... Российская археология РГАДА РНБ, Кир.-Бел. Российский государственный архив древних актов – Российская национальная библиотека, собрание Кирилло-Белозерского монастыря Советская археология Acta Sanctorum. Antwerp-Tongerloo-Brussels,1643–1902; Venice, 1734–177; Paris, 1863–1883 L’année épigraphique Akkadisches Handwörterbuch Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. Berlin-New York, 1972–... Alter Orient und Altes Testament Archives royales de Mari. Transcription et traductions Bibliotheca Hagiographica Graeca: in 3 vols. Ed. F. Halkin. Brusseles, 1957 3 ; Auctarium Bibliothecae hagiographicae graecae. Ed. F. Halkin. Bruxelles, 1969; Novum auctarium Bibliothecae hagiographicae graecae. Ed. F. Halkin. Bruxelles, 1984. Bulletin of the School of Oriental and African Studies Bull, ер Bulletin épigraphique Chicago Assyrian Dictionary Cahiers de la Bibliotheque copte. 1983–... Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques. Paris, 1912–... Etnographisch-archaölogische Forschungen

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

3. 171–173). Митрополит связывает страдание Евлогии с ее неотрывностью от внешнего мира. По его мнению, она сама должна понять это и сказать себе: «Если бы я обуздала плотское вожделение уздою самоконтроля, я не была бы наказана неразумным горем отвержения моей семьей» (ер, 3. 190–193). «Когда ты так думаешь, – продолжает наставник, – ты ненавидишь вожделения и приобретаешь терпение, ты бежишь от удовольствий через самоконтроль и выносишь боль терпеливо, а когда ты покоришь удовольствие и боль, никакое препятствие не встанет перед тобой ниоткуда, чтобы помешать тебе быть с Богом» (ер. 3. 200–204). Эту тему Феолипт продолжает в своем рассуждении (MD 23), упоминание о котором содержится в третьем письме (ер. 3. 253–257). Святитель адресует этот трактат Ирине, но предлагает сделать его копию для монахини Агафоники (А.-К. Хироу предполагает, что это виновница вышеописанной ссоры) 37 . Евлогия должна была прочесть своей подопечной и само письмо. Чем это объяснить, остается только догадываться. Вероятно, последняя также окончательно не порвала связи с «внешним» миром с его страстями. Наставник суров к своим ученицам: повторяя уже затронутую им и предыдущих письмах тему, он запрещает им думать о чувственных вещах, ибо «когда не достает возможностей для получения плотского удовольствия, оно достигается в уме через неразумные фантазии и мысли». Поэтому, продолжает он, «всякий, кто желает искоренить вожделения плоти и украсить тело целомудрием, и сохранить его чистым, должен всегда поспешно бежать от чувственных способностей тела, через которые чувственные удовольствия посредством деятельности органов приковывают мысль к чувственным вещам» (MD 23. 40–43). Феолипт является большим знатоком Священного Писания , и его Наставление двум монахиням (MD 23) – ярчайшее тому подтверждение. Он не только приводит примеры из Библии, но и дает им толкование, как личное, так и с опорой на Отцов Церкви. В сочинениях митрополита очень много отрывков из Псалтири. Он хорошо знает псалмы царя Давида и всегда подходящим образом цитирует их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

187 Термин – общепринятый в лексиконе эллинских (языч.) мистерий, усвоенный философами и от них св. отцами (между прочим, Дионисием Ареоп., De eccl. pier. I. 1; De myst. theol. I, 2, PG. 3, 372A. 1000A); означает посвящение в таинства, сообщение тайн, разъяснения касательно разных символов, скрывающих ту или другую тайну. 188 Т. е. превыше мысли. Термин Ареопагитский (De div. nom. I, 1; De myst. theol. III, PG. 3, 588В. 1033В–С). 190 Στρησις на языке Ареопагита (De div. nom. IV, 20. 26–29, PG. 3, 720А. 7280–729C) обыкновенно означает лишение (недо­статок) добра, т. е. зло. Но у схолиастов на Д. Ареопагита (а также отчасти у самого Ареоп. De div. nom. VII, I, PG. 3, 865В) это слово употребляется и в похвальном смысле – в смысле πφασις, т. е. отрицания по превосходству, как, напр., в Боге отрицается, что Он имеет вид, сущность, жизнь, ум в том смысле, что Он выше всего этого (см. схолии in Div. nom. IV, 3. PG. 4, 244C; IV, 10–260D; XII, 3–4130–D; в смысле лишения, недостатка см. сх. in Div. nom. VIII, 6, PG. 4, 361B; Ер. IV.–533A). 191 Αποπεφασμνου (Fr. читает: νοουμνου, мыслимого), – позна­ваемого путем ποφαθις’а (см. стр. 130 прим. 4), в апофатическом богословии, отрицающем за Богом все предикаты бытия (ср. у Дионисия Ареопагита , De myst. theol. V, PG. 3, 1045D–1048A; II, 1025А–В; De div. пот. I. 5, PG. 3, 593C). 193 Ες ϑεοειδ μοναδ συνγεσϑαι – выражение Ареопагитское: De div. nom I, 4, PG. 3, 589D; cp. De eccles. hier. VI, III, 2, –533D; III, III, 8,–437A. 195 ειχινηοα – термин Ареопагитский: De div. nom. VI, 1, PG. 3, 856B; De coel. hier. XV, 9, 340A (об ангелах). 197 Fr. „делание (πρξιν), проявление на деле (τν νργειαν). осуществление (πστασιν) усвоенного ведением добра“. 199 Т. е., без нравственного различения, без оценки разумом, или – что-то же – без руководства разума, как практической нормативной способности (стр. 14, пр. 2). О δικρισις см. выше стр. 120 прим. 2. 200 Cap. de charitate II, 9. Можно любить кого-либо из-за вы­год, получаемых от него, из-за тщеславия (за похвалы), из плотской привязанности и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

187. 2 in Ps 145, 8. 188. O.sp. I, 10. 189. Слово о молитве. 3 (Творения... С. 78). 190. Там же. 35 (Творения... С. 81). 191. Там же. 83 (Творения... С. 86). 192. См.: Монах. Пролог (Творения... С. 94). 193. O.sp. I, 3. 194. Послание к Мелании. 14. 195. Мф 19:17. 196. Быт 1:31. 197. KG II, 64. 198. KG VI, 1. 199. Ant I,4/Втор 6:10–12. 200. Ant I, 6/Втор 32:15. 201. Ant I, 31/Притч 24:15, -Пер. с греч. П. А. Юнгерова. 202. См.: Втор 6:11–12; 11:16; 31:20 и др. 203. Ant VII, 32. См. также: Мф 6:16. 204. Монах. 89 (Творения... С.110) 205. См.: Рим 5:19. 206. Речь идет о восьми «порождающих помыслах» (см. главу 1 наст, изд.). – Примеч. пер. 207. О различных порочных помыслах. 1 (Добротолюбие. Т. 1. С. 618). 208. Там же. 209. O.sp. 1,3. 210. См.: Исх 17: 8–16; Втор 25:17–19. 211. К монахам. 11 (Творения... С. 129). 212. O.sp. 1,34. 213. К монахам. 11 (Творения... С. 129). 214. Монах. 9 (Творения... С. 97). 215. Ant VII, 32/Мф 6:16. 216. Ant VIII, 55/1Кор 15:10. 217. O.sp. I,7. 218. O.sp. I, 8. 219. В синодальном издании название Рамаф-Лехи переводится как «брошенная челюсть»; в славянской Библии – «избиение челюстное». Греческое слово anairesis имеет несколько значений: подбирание; надевание; принятие на себя; но также – уничтожение, разрушение, истребление. – Примеч. пер. 220. См.: Суд 15:15–19. 221. Ер 6:2 f.; 39: 3; О различных порочных помыслах. 1 (Добротолю- бие. Т. 1. С. 618); см. также: О различных порочных помыслах. 23 (Там же. С. 634). 222. Ant Prol. 223. Мф 4:4. 224. Втор 8:3. 225. Прем 16:26. 226. Слово о молитве. 51 (Творения... С. 82). 227. Там же. 84 (Творения... С. 86). 228. Там же. 36 (Творения... С. 81). 229. Там же. 3 (Творения... С. 78). 230. Там же. 55 (Творения... С. 82). 231. См.: Bunge G. In Geist und Wahrheit: Studien zu den 153 Kapiteln Uber das Gebet des Evagnos Pontikos. Bonn, 2010 (Hereditas, 27). 232. Слово о молитве. 67 (Творения... С. 84). 233. Там же. 3. 234. Krisis (греч.) – разделение, различение; суждение, мнение; суд, решение, приговор; переломный момент, кризис. – Примеч. пер.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

Ер. 10//PG 91, 449CD. 183 Amb.//PG 91, 1305АВ. 184 In Div. Nom. 4//PG 4, 281 AC (происхождение текста оспаривается). 185 Там же//PG 4, 301ВС. 186 Ер. 2//PG 91, 396D. 187 In Div. Nom. 11//PG 4, 397D. 188 Qu. а. T. 58//PG 90, 596D–597B. 189 Amb.//PG 91, 1105B. 190 Fragment IX, см. Епифанович C. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915. — С. 28. 191 Qu. а. Т. 42//PG 90, 408А; ср. Там же 26//PG 90, 349ВС; Там же 64//PG 90, 648АВ. 192 Там же, 47//PG 90, 425A-D. 193 Там же, 61//PG 90, 628С–628А. 194 Юлиан Галикарнасский (Juliani Fragmenta bei Draguet, Julian d " Halicarnasse et sa controverse avec Sever d " Antioche sur l " incorruptibilité du corps du Christ Lowen, 1924), Fragmente 17, 20, 29, 71, 82, 85. 195 Qu. а. Т. 63//PG 90, 663С. 196 Amb.//PG 91, 1056А. 197 Qu. а. T. 43//PG 90, 408C. 198 Там же//PG 90, 408D. 199 Там же, 62//PG 90, 652В. 200 Там же, 61//PG 90, 633D; Там же, 63; 90, 684А; 685В. 201 Там же, 61//PG 90, 632С, 633D. 202 Amb.//PG 91, 1157D. 203 Там же//PG 91, 1157С. 204 Там же//PG 91, 1364D. 205 Там же//PG 91, 1348А — С. 206 Qu. а. Т. 61//PG 90, 636С. 207 Expos. or. Dom.//PG 90, 889C. 208 Ep. 19//PG 91, 592AB. 209 Это произошло не бессознательно: преподобный Максим сопротивлялся излюбленной в то время экзальтации в почитании Богородицы и был обличаем как враг Девы Марии. Acta Sanct. Aug. T. 3. 1867. — P. 107. Jungmann J. A. Die Abwehr des germanischen Arianismus und der Umbruch der religiösen Kultur im frühen Mittelalter//Zeitschrift für katholische Theologie. 1947. — S. 49. 210 Expos. or. Dom.//PG 90, 889D. 211 Qu. a. T. 54//PG 90, 52 °C и пояснительная схолия PG 90, 532C. 212 Amb.//PG 91, 1317А — С. 213 Перевод выполнен студентами Российского Православного университета Ю. Максимовой, К. Михайловым, Л. Нарышкиной, М. Першиным, А. Фокиным, М. Черняевой, В. Шевелевым и Д. Шкатовым под редакцией М. Журинской. 214 Начало см. (14) за 1997 г., (16) за 1998 г., (19) за 1999 г., (23), 3(25) за 2000 г. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus " des Bekenners. Zweite, völlig geränderte Auflage. Johannes- Verlag, Einsiedeln, 1961.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Ibid. col. 336 В. 189 Ibid. 341 D. 190 Ibid. col. 345 BD. 191 Ibid. col. 352 C — 353 B. 192 Ibid. col. 365 CD. 193 Ibid. col. 372 ВС. 194 «Против Евномия», II. 195 «На Песнь Песней», 8. 196 «Огласительное Слово», 3. 197 «К Эллинам». 198 «Против Аполлинария». 199 Ер. 26. 200 К Авлавию; Огласительное Слово, 39. 201 Против Евномия, II 202 К Авлавию. 203 Огласительное Слово, 2. 204 Rauschen–Altaner. Patrologie, p. 237. 205 Tixeront: «Histoire des dogmes», II, p. 91, 93. 206 P. Godet: DTC, VI, 1851. 207 Bardenhewer: Patrologie, p. 264. 208 Архиеп. Филарет Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. СПБ. 1882. т. II, стр. 154; Православное догматическое богословие. СПБ. 1882. Ч. 1, стр. 106, прим. 80. 209 Проф. Хр. Андрутсос: «Догматика Прав. Вост. Церкви» (по гречески), Афины, 1907. стр. 84. 210 Архим. Иустин: «Догматика Православие Цркви». Белград, кн. 1, стр. 203–204. 211 Прот. С. Булгаков: «Утешитель», YMCA — PRESS, 1936, стр. 48–49. 212 Проф. А. Гусев. «Вера и Разум», 1897, 13, 29–34. 213 P.G. 45, 1281–1302. 214 In «Briegers Zeitschrift fьr Kirchengeschichte», 1904, t. XXV, п.З, Ss. 380–398. 215 Проф. А.А. Спасский: «Кому принадлежат IV и V книги св. Василия Великого против Евномия. Библиографическая справка. В «Богословском Вестнике » 1900, I, 120–137. 216 Louis Doutreleau: «Le «De Trinitate» est–il l’oeuvre de Didyme l’Aveugle?»: dans «Recherches de science religieuse », t. XLV, n. 4. Paris, 1957, pp. 514–557. 217 Его издал L. Doutreleau: «Didyme l’Aveugle: Sur Zacharie». S.CH 83–85. Paris, 1962. (Редактор). 218 Прот. Г. Флоровский: «Восточные отцы», Париж, 1931, стр. 191. 219 P. Godet: DTC. IV, 762 220 «О Святом Духе», 35; «Толкование Псалмов», Пс. 117, 14. 221 P. Godet, DTC. IV, 754. 222 P. Godet, ibid., Tixeront, « Histoire des dogmes », II, 92. 223 «О Троице», I. P. G. 39, 308 С; 320 А; 425 A; 440–441; 448 С; 457 В. 224 «Против Ария и Савеллия», 3. 225 Ibid 7. 226 «О Троице», I, 15. P.G. 39, 321 A. 227 «Против Аполлинария», I, 10 и II 228 P.G. 39, 117, В. 229

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

256 Евсевий. Церк. ист. VI. 43. 1—2. 257 Там же. 21—22. 258 Свидетельство Иеронима в 66-й главе книги «О знаменитых мужах» не дает ничего нового и всецело зависит от Евсевия. 259 Там же. 6. 260 Ер. 55 (52). 24. 261 На этом страница обрывается. Написано только: «Моя статья…» Очевидно ссылка на статью «Две идеи вселенской Церкви». Впоследствии учение Киприана развито во многих статьях отца Николая. - МЛ. 262 Ер. 19 (14). 2. 263 Ер. 64 (59). 11. 264 Ibid. 1. 265 Ер. 59 (55). 14. 266 Ер. 55 (52). 267 Ер. 59 (55). 14. 268 Ibid. 269 …Post ista adhuc insuper pseudoepiscopo sibi ab haereticis constituto, navigare audent, et ad Petri Cathedram atque ad Ecclesiam princi palem, unde unitas sacerdotalis exorta est, a schismaticis et profanis litteras ferre, nec cogitare eos esse Romanos, quorum fides (Ibid.). 270 Ер. 67 (68). В этом письме, написанном от имени собора, дан полный список имен епископов. Однако сравнение этих имен с именами, приведенными в «Sententiae episcoporum», легко вскрывает, что большинство кафедр принадлежало Проконсульской Африке. Я опускаю этот анализ и отсылаю читателя к Покровскому (Соборы древней Церкви… Приложение 3. С. 767). 271 Cyprianus. Ер. 70 (70). 272 Idem. Ер. 69 (76). 273 Quod quidem et Agrippinus.bonae memoriae vir, cum caeteris coepiscopis suis qui illo in tempore in provincia Africa et Numidia Ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato consilii communis examine firmavit (Ep. 71 (71). 4). 274 Ep. 72 (72). 275 Sententiae episcoporum. 276 Покровский А.И. Соборы древней церкви… С. 576. 277 см. прим. к стр. 146. 278 Ер. 72 (72). 279 Ibid. 3. 280 Наес ad conscientiam tuam frater chiarissime, et pro honore communi et pro simplici dilectione pertulimus, credentes etiam tibi pro religionis tuae et fidei veritate piacere, quae et religiosa pariter et vera sunt (Ibid.). 281 Ibid. 282 Cyprianus. Ер. 75 (75). 283 Cyprianus. Ер. 74 (74). 2. 284 См. Ер. 72. 3; Sententiae episcoporum. 285 Ер. 35 (29). 1. 286 Cyprianus. Ер. 75 (75). 4. 287 Tantus est numerus Prophetarum, ut multi plex et divina sapientia per multos distribuantur (Ibid.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

Иоанна Златоуста: «Ты бо еси приносяй и приносимый и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш». 351. Hymn 50.147–148. 352. Hymn 51.114–120. 353. Hymn 51.125–130. 354. Hymn 58.249–252. 355. Cat4.11–18. 356. Cat 4.26–30. 357. Cat 4.35–38. 358. Cat 4.517–519. 359. Cat 4.600–603. 360. Cat 4.612–622. 361. Cat 5.429–441. 362. Cat 5.654–656. 363. Cat 26.114–120. 364. Ер 2.106–128. 365. Ер 3.587–603. 366. Cat 34.142–143 367. Hymn 19.56–75. 368. Hymn 19.86–103 369. Hymn 19.156–163. 370. Hymn 14.42–54. 371. Eth 5.519–528. 372. Eth 6.413–417. 373. Hymn 6.417–421. 374. Eth 6.421–428. 375. Eth 6.429–453. 376. Eth 6.424–428. 377. Eth 3.590–599. 378. Eth 1.12.483–489. 379. Eth 11.386–391. 380. Eth 15.189–196. 381. Cat 28.262–274. 382. Cat 28.291–299 383. Cat 33.80–93. 384. Cat 33.215–218. 385. Cat 34.33–35. 386. Hymn 58.224–248. 387. Eth 13.222–236. См.: Часть II. Покаяние. Примечание 17. 388. Eth 13.278–283. 389. Сар 3.46 390. Сар 3.79. 391. См. по этому вопросу диссертацию Joost Van Rossum. The Ecclesiological Problem in St. Symeon The New Theologian. 1976. (New York). Классическая книга — Karl Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt (См. библиографию) — рассматривающая те же вопросы, не потеряла еще своего интереса. 392. Ер 1.2–4. 393. Ер 1.34–36. 394. Ер 1.39–44. 395. Ер 1.79–83. 396. Euch 2.14–15. 397. Ер 1.112–117 398. Ер 1.128 399. Ер 1.134–146 400. Ер 1.150–155. 401. Ер 1.177–183. 402. Ер 1.223–236. 403. Ер 1.237–245. 404. Ер 1.258–263. 405. Van Rossum. The Ecclesiastical Problem… p. 34–35. 406. Ep Ep 1.278–280.1.263–274. 407. Ep 1.307–309. 408. Ер 1.318–322. Можно заметить значительное сходство, может быть даже влияние, между тем, что говорит здесь пр. Симеон о апостольском преемстве, и хорошо известным местом из Климента Римского в его Послании к Коринфянам. Хотя намерение пр. Симеона совсем другое: не столько подкрепить авторитет существующей иерархии, сколько показать действительность дара Святого Духа истинным преемникам апостолов. Св. Послание Климента к Коринфянам, гл. 42–44.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

С.А. Степанцов Антидонатистская тенденция как экзегетический фактор в «Рассуждениях на Послание Иоанна к парфянам» Аврелия Августина Источник Содержание 1. Ер. Io. tr. 1 1.1. Ер. Io. tr. 1, 8 толкование на 1Ин.2:1 1.2. Ер. Io. tr. 1, 12 – толкование на 1Ин.2:10 1.3. Ер. Io. tr. 1, 13 – толкование на 1Ин.2:11 2. Ер. Io. tr. 2 2.1. Второе «Рассуждение...» 2.2. Ер. Io. tr. 2, 4 – толкование на 1Ин.2:12 3. Ер. Io. tr. 3 3.1. Ер. Io. tr. 3, 4–5 – толкование на 1Ин.2:18–19 3.2. Ер. Io. tr. 3, 7–8 4. Ер. Io. tr. 6 4.1. Ер. Io. tr. 6, 2 – толкование на 1Ин.3:16–18 4.2. Ер. Io. tr. 6, 11–14 – толкование на 1Ин. 4:1–3 5. Ер. Io. tr. 10, 8–10 – рассуждение по поводу 1Ин.5:1–3     «Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам» (In Epistolam Iohannis ad Parthos tractatus) – это десять гомилий на Первое Послание Иоанна, которые Аврелий Августин произнес перед своей гиппонской паствой в 407 г., причем по крайней мере восемь первых были произнесены в течение пасхальной недели, а девятая и десятая – позже, но все же в пределах пасхального периода 1 . «Посланием Иоанна к Парфянам» Августин называет Первое Послание Иоанна 2 . Это название, вероятно, возникло в результате ряда недоразумений; впрочем, Августин никак специально не разбирает смысла приводимого им названия. Десять «Рассуждений...» – признанный шедевр августиновской гомилетики: нигде с большей полнотой не выражено учение Августина о братской любви (caritas, dilectio) 3 . Тема любви господствует в его комментарии к Посланию и подчиняет другие важные его темы: вера, грех и оправдание, антихристы... С тех пор как работы А.-М. Ла Боннардьер и М.-Ф. Берруара установили год произнесения «Рассуждений на Послание Иоанна к Парфянам» (407), нашла объяснение острота антидонатистских мотивов в этой серии проповедей. Такая же острота антидонатистской полемики характерна для других проповедей Августина, произнесенных до июня 407 г., когда состоялся Карфагенский собор и были приняты законодательные меры против донатистского раскола, но и после этого – до 411 г., даты карфагенской «конференции» 4 . В «Рассуждениях...» эта полемика является не только фоном толкования Первого Послания Иоанна, но, как отметил А.Амман, одним из трех факторов, которые вообще определяют направление экзегезы Иоаннова Послания у Августина (два других фактора: пасхальный период и присутствие новокрещенных 5 ). Цель этой статьи – рассмотреть, описать и оценить проявление этого фактора в гомилиях на Первое Послание Иоанна. Сразу оговорюсь: в статье речь пойдет только о влиянии антидонатистских идей на экзегезу Послания, а не о мере справедливости и состоятельности или историческом значении той критики донатизма, которую предпринимает Августин в данной серии проповедей. С исчерпывающей тщательностью эта критика и отражение донатисткого раскола в творениях и мысли Августина проанализированы в великолепной обобщающей статье «Donatismus, Donatistae», вошедшей во второй том «Augustinus-Lexikon» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010