28:27. Короста. Здесь снова называются симптомы, а не заболевание, но они недостаточно подробны, чтобы определить вид болезни (среди возможных вариантов – оспа, экзема, сифилис и цинга). Такими же симптомами характеризовалась шестая казнь египетская ( Исх. 9:8–11 ), болезнь, поразившая Иова ( Иов. 2:7,8 ), а также кожные болезни, перечисленные в Лев. 13 (ст. 18–23). 28:40. Осыплется маслина твоя. Оливковое масло получают только из черных, зрелых маслин. Обычно оливковые деревья теряют значительную часть потенциального урожая из-за осыпания цветков или зеленых маслин. Немногие оставшиеся плоды могут быть уничтожены засухой или болезнью, вызывающей еще большее осыпание. Это проклятие не встречается в ассирийских текстах, так как в Месопотамии использовали кунжутное масло. 28:42. Саранча ( в русском переводе – «ржавчина»). Среди проклятий в одном арамейском договоре упоминается семилетнее нашествие саранчи. Саранча и связанные с ней опустошения были слишком хорошо известны на древнем Ближнем Востоке. Саранча зарождается в районе Судана. Ее миграция начинается в феврале-марте и определяется господствующими ветрами, которые могут принести саранчу в Египет или в Палестину. Каждая особь саранчи съедает за день столько, сколько весит сама. Известно, что стаи саранчи могут покрыть поверхность земли площадью четыреста квадратных миль, причем на каждой квадратной миле может располагаться более ста миллионов насекомых. 28:51. Хлеб, вино и елей как основные продукты. Помимо того что хлеб, вино и оливковое масло являются основными сельскохозяйственными продуктами этого региона, они символизируют три главных этапа уборки урожая (злаки – весной и летом, виноград – осенью и маслины – зимой). Оливковое масло («елей») было, к тому же, одним из основных предметов экспорта, так как ни в Египте, ни в Месопотамии маслины не растут. 28:53. Людоедство. Людоедство – обычный элемент проклятий в ассирийских договорах VII в. до н. э. Это было последнее спасение в случае угрозы голодной смерти. На столь отчаянный шаг людей могли подвигнуть либо страшный неурожай (как в эпосе об Атрахасисе), либо продолжительная осада, упоминаемая здесь и в документах о международных соглашениях. В Древнем мире осада городов была обычным средством ведения войны, поэтому подобные случаи были не такой уж редкостью. Пример подчинения этой жестокой необходимости можно найти в 4Цар. 6:28,29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Да прибавлять елея сколько угодно раз нельзя и потому, что в конце концов мира в сосуде не останется ничего, так как через каждое взятие капли мира из мирницы миро убывает, а масло прибывает, вследствие чего в каждой капле елея раз от раза будет становиться всё меньше и меньше мира, пока наконец оно совсем не исчезнет. Проверить сказанное можно следующим наглядным примером. Если возьмём сосуд с красным вином и вольём в него намного воды, то вино станет жиже – белее; и если затем будем брать понемногу смеси из сосуда и добавлять соответствующим количеством воды, то со временем в сосуде останется одна вода без малейшей примеси 317 вина. Тоже самое должно было случиться и с миром, которого у поповцев было не много, не более фунта, а между прочим его нужно было посылать во многие места, вследствие чего его приходилось разделять на малые капли, разбавляя оные многократно. Спрашивается, после 180-летнего разбавления малого количества мира и притом во многих местах России и за границей осталось ли и могло ли остаться хотя бы сколько-нибудь мира? Конечно, нет, что из сказанного и видно. Старообрядцы – поповцы воображают, что елей, прибавленный к миру, становится тоже миром, а потому дескать, иосифовское миро и не могло всё истратиться, а сохранилось у них и до сего времени. Но такое их мнение безусловно неверно, потому что, как мы выше видели из свидетельства Симеона Сол., елей может стать миром только через молитвы архиерейские, через печать божественного креста и через прибавление в елей прежде освящённого мира, как он говорит в другом месте: «ниже миро без мира совершается», (гл. 75, л. 103 об.). А если бы елей через прибавление к нему мира становился миром, тогда не нужно было бы и освящения архиерейского, а влил бы в сосуд или даже в бочку несколько капель мира, вот миро и готово. В подтверждение и уяснение сказанного возьмём другой сходный пример. Станет ли вино виноградное, подлитое в чашу с кровью, без молитвы архиерейской или иерейской, без призывания Св. Духа и без печати божественного креста, кровью Христовой? Конечно, нет; поэтому-то на преждеосвящённой литургий хотя в вино опускается тело Христово, напоенное кровью, но тем вином ни детей, ни взрослых причащать не дозволяется (и священник не пиет из чаши, когда причащается если служит один), так как вино от соединения с телом и кровью Христовой в кровь Христову не претворяется.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

В каком сосуде елей предлагался для освящения в древнейшие времена св. Церкви, на это нет указаний в письменных памятниках. Но с VIII в. употреблялись для сего разные вместилища. По чину Елеопомазания, принадлежащему Теодульфу Орлеанскому, для сего употреблялся стеклянный сосуд 394 , но какой формы – неизвестно. Для елея при крещении, в то время, употреблялась открытая чаша (τρβλιον, patina). Вероятно, такой же сосуд из стекла принят был и при Елеосвящении, ибо в обоих случаях тогда употреблялся одинаковый способ помазания – возлияние, – для чего требовалось немалое количество елея. Блаж. Симеон Фессалоникийский, XV в., говорит, что елей для освящения, в его время, или вливался в лампаду, или предлагался к освящению в другом каком-либо сосуде 395 ,– следовательно, о сосуде не было еще никакого постановления. В нынешнем «Последовании» таинства, для елея определительно назначено «кандило». Слово: кандило , есть греческое: χανδλα, по-латыни: candela, u oзhaчaem тот же предмет, что и другое греческое слово: лампада (λμρας), получившее в нашаем языке право гражданства и понятное всем и каждому. А лампадою или кандилом называется церковный сосуд, в котором оливковый елей возжигается в храмах пред святыми иконами 396 . В настоящее время, при совершении таинства на домах, елей постоянно предлагается в сосудах нецерковного употребления, напр., в стаканах и т. п. Должно наблюдать, чтобы сосуды сии были, по крайней мере, благоприличные, совершенно новые, и чтобы, по совершении таинства, они, как причастные к освящению, не поступали на обычное житейское употребление. По уставу же нынешнего «Последования», сосудом для елея назначено «кандило» 397 , а потому, каждый храм должен бы иметь, в числе утвари, особую лампаду для таинства Елеосвящения, так как назначением кандила отменяется употребление другого рода сосудов, и особенно – домашних. В случае неимения оливкового елея, можно ли для таинства Елеопомазания взять какое-либо другое масло, также – растительного царства и добрых качеств? Этот вопрос нельзя назвать праздным, ибо возможны такие обстоятельства (места, времени, лиц), при которых оливкового масла нет, да и богословы иногда занимали этим вопросом свое любомудрие 398 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Освящено ли «освящённое масло»? Новоиспечённая «традиция» продажи освящённого масла «на разлив» – обычный бизнес, основанный на обмане невежественных людей Священник Александр Шумский   Сергей Поляков   16:03 12.11.2018 3451 Время на чтение 4 минуты Освящённое масло – одна из многих святынь Православной Церкви, подаваемых Ею по милости Божией в помощь истинно верующим. Оно, безусловно, и само по себе обладает силой исцеления, но в большей степени действенны здесь молитва и вера во всемогущество Божие и милость Его ко всем, прибегающим к Нему. Освящённое масло бывает 3-х видов: 1. Елей, освящённый во время совершения Таинства елеосвящения (соборования). 2. Масло, освящённое на литии во время Всенощного бдения с Полиелеем, где совершается уже не таинство, но просто освящение масла, которым священник тут же, во время службы, помазывает верующих.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/12/os...

Общие понятия Предмет исследования Елеосвящение, как и всякое другое таинство св. Православной Церкви, имеет две стороны: догматическую (теоретическую или научную) и  литургическую (богослужебную или совершительную). Обе сии стороны существенно связаны между собою и составляют одно целое, как душа и тело в человеке. Догматическое учение составляет основу таинства, а богослужебная часть – осуществление и применение его к потребностям членов св. Церкви. Но в теории, в науке обе части таинства разделяются и наследуются отдельно одна от другой: учение о нем излагается в Догматическом Богословии, а образ совершения его – в Литургике, науке о богослужении. Предметом настоящего исследования будет собственно литургика или богослужение Елеосвящения. Но, по причине тесной связи учения о таинстве с его совершением, Догматическое Богословие обращается, для уяснения своих положений, в совершительной его части 1 . Тем более, мы, при исследовании литургики Елеосвящения, будем иметь надобность постоянно обращаться к догматическому учению о нем, так как это учение служит основою совершительной части таинства. Если составные элементы литургики Елеосвящения не будут сопоставляемы с догматическими его источниками, то они не только не будут понятны, но и будут казаться установлениями произвольными, не имеющими надлежащих оснований. Различные наименования таинства Елеосвящения  Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. 1) В церковно-богослужебных книгах оно именуется: а) просто Елеем , по переводу греческого слова ’Ελιον, что значит масло, напр., таинство Елея 2 , б) св. Елеем , также, по переводу с греческого: ’ " Αγιον ’Ελιον – святое масло, напр., в Требнике чин таинства озаглавлен так: «Последование св. Елея » 3 , в) молитвоиелеем или молитвомаслием , по переводу, также, греческого слова: ’Ευχελιον – от ’Ευχ – молитва и ’Ελιον – масло, т. е. молитвенное масло 4 и г) маслосвящением 5 , древнерусский, не совсем точный перевод того же слова: ’Ευχελιον. Вместо слова: маслосвященный , с заменою в нем русского слова: масло , греческим: елей , вошло в употребление нынешнее название: Елеосвящение 6 , очевидно, вполне однозначещее с ним. Таким образом, все сии наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX в., обнародованном у Гоара 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

И вот на это и направлено всё Православие, на борьбу со страстями, на освящение, на полное исцеление человека от всякого греха. И только в этом ключе можно и нужно понимать православные молитвы «Господи, помилуй» и «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Главное, о чём просят православные в этих молитвах, есть не просьба о прощении, а просьба об исцелении души . Кроме того, в этой молитве православные просят Господа вообще о всякой милости – об избавлении от искушений и падений, об избавлении видимых и невидимых врагов, от всяких бед, болезней, несчастья и всякого зла, об умножении благодати, и пр. Потому совершенно напрасно соблазняются протестанты этими молитвами, особенно частым их повторением. В сознании протестанта слово «помилуй» практически синоним «прости» – потому и происходит его недоумение от того, что православные постоянно просят о прощении грехов. На самом же деле, «помилуй» в языке Евангелия прежде всего значит «исцели». Замечательно, что во всех местах, где ко Христу обращаются с просьбой «помилуй», Его просят именно об исцелении ( Мф.9:27, 10:47–48, 15:22, 17:15, 20:30–31 ; Лк.17:13, 18:38–39 ). Само греческое слово λεος (элеос) значит «милость» и «масло, елей». Славянское слово «елей» и происходит от этого греческого слова и созвучно с ним. Елей же в древнем мире постоянно использовали при лечении. Так, милосердный самарянин, оказывая помощь избитому разбойниками, возливает на его раны масло ( Лк.10:34 ). Таким образом, «Господи, помилуй» означает прежде всего «Господи, исцели». «Исцели меня от корня греха, с которым моя природа срослась, от восстающих и воюющих против моей души страстей, находящихся в моей плоти, от желания и склонности ко греху, от окамененного нечувствия своих грехов, от холодности моей души к Твоему Слову и любви, от забвения моей души своей Божественной природы и т.п.» – вот о чём, по сути, просят православные в данной молитве (об этой молитве подробнее будет сказано ещё в гл. 9, абз. 59–67). Важно заметить, что в этом пункте сознание протестантов сильно отличается от православного, и оно рождает у них много недоумений, когда они пытаются понять православную духовную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

По благословению архиепископа Амвросия О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитвомаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название – это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова «масло» с греческого – «елей». Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова «масло» на греческое «елей». Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеопомазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем больных ( Мк. 6:13 ; Иак. 5:14 ). Эти два названия – Елеосвящение и Елеопомазание – означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом. В богословских системах принято называть таинство преимущественно Елеосвящением, ибо слово это, как говорит в Богословии преосв. Феофан Прокопович , весьма хорошо соответствует как греческому наименованию, так и обряду освящения елея. В обыденном наименовании таинство елея называется в нашем Отечестве соборованием – откуда и вошли в обиход слова: «соборовать», «собороваться», «пособороваться». Это оригинальное русское название известно в нашей письменности с XVI века и усвоено таинству по тому внешнему признаку, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами и при собрании многих верующих. Кроме таинства св. елея, в Православной Церкви существовали ранее и имеются ныне другие виды елеопомазаний, внешне сходные с ним, но не имеющие мистириального характера. Сюда относятся елеопомазания: религиозно-обычные и церковно-обрядовые.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

97 Смешивая елей светильный с елеем помазания, – пишет Клифот, – толкователи допускали, что под сынами елея разумеются помазанники, например, Зоровавель и Иисус, или, вообще, цари и первосвященники. Но это несправедливо. Ибо, во-1-х, елей светильный не символ Святого Духа, а во-2-х, и само видение уверяет, что ветви дерев не со стороны получают, а сами производят елей. Вероятнее, думают те, которые разумеют это выражение в смысле изобилующих елеем, и относят его к пророкам Аггею и Захарии. Но и это понимание далеко от истины. Во-1-х, трудно предположить, чтобы в видении Захарии было показано в таком виде его собственное лицо, во-2-х, и пророк Захария, и другой пророк, во всяком случае, не есть источник Святого Духа, как представляются сыны елея в видении. Нам кажется, что выражение «сыны елея» указывает, прежде всего, на происхождение масличных ветвей от деревьев. Но, если бы здесь выражалось только это, в таком случае, лучше было бы употребить выражение «сыны маслин». Значит, когда употреблено другое выражение, то этим имелось ввиду показать, что ветви видения – суть ветви плодовитые, что они производят оливки и дают масло и золото (см. Черниг. епарх. извест. 1868, 24, стр. 1091 –1092; сравн, блаж. Феодор. толк. на Захар. стр. 102; Rosenmull. р. 171 – 172; Curs. compl. S. S. t. XX, edit. 1841, р. 1102 et al). 99 На таинства-то св. Церкви и, изливающиеся через них, дары благодати и могли указывать семь трубочек, через которые проводилось из чаши масло в лампады светильника. И, так как источников масла – два, то и трубочек должно быть 7+7, хотя и имеющих одинаковое таинственное значение, так как и условия спасения, даруемого в Церкви Христовой, одни – для верующих из иудеев и язычников (cf. div. comment. in Zachar. р. 240). 101 В древнейшия времена писали на древесных листьях, древесной коре, на деревянных дощечках, на холсте, папирусе, особенно, на звериных кожах. Приготовление, или выделка этих последних усовершалась мало-помалу, и они, обыкновенно, получали форму свитков, называемых поэтому у св. писателей книжными свитками (см. Иер. 36:6, 14, 23, 25, 27–29 ; Иез. 3:1–2; 2:9 и др.). Такие свитки писались не во всю длину, от одного края до другого, но письмена на них разделяемы были иа столбцы, располагаемые один подле другого. Их свертывали на одну или на две – одну против другой – палки. Когда хотели прочитать что-нибудь, то развертывали свиток и, по прочтении, опять свертывали (vid. Jahn. Archaeolog. th. 1, b 1, p 429 et sequ). Apposite Aben-Esra ad locum nostrum monet, ambo illius voluminis latera fuisse scripta, unum contra fures, alterum contra pejerantes, ant, quod mavult, ambo contra utrosque. Si prius sequimur, analogia quaedam subnascitur, quae inter exsecrationem et legem est (vid. Rosenmull. p. 175).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Содержание О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитв омаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название — это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова " масло " с греческого — " елей " . Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова " масло " на греческое " елей " . Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеономазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем бoльhыx(Mk.VI,13;Uak. V, 14). Эти два названия — Елеосвящение и Елеопомазание — означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом. В богословских системах принято называть таинство преимущественно Елеосвящением, ибо слово это, как говорит в Богословии преосв. Феофан Прокопович, весьма хорошо соответствует как греческому наименованию, так и обряду освящения елея. В обыденном наименовании таинство елея называется в нашем Отечестве соборованием — откуда и вошли в обиход слова: " соборовать " , " собороваться " , " пособороваться " . Это оригинальное русское название известно в нашей письменности с XVI века и усвоено таинству по тому внешнему признаку, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами и при собрании многих верующих. Кроме таинства св. елея, в Православной Церкви существовали ранее и имеются ныне другие виды елеопомазаний, внешне сходные с ним, но не имеющие мистириального характера. Сюда относятся елеопомазания: религиозно-обычные и церковно-обрядовые.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2102...

Кто дал жену Адаму? Что Бог сказал Адаму и Еве? Что нужно жениху и невесте, чтобы стать мужем и женой? Почему им нужно благословение Божие? От кого родятся дети? Кто так устроил? Почему так? Как называется грех житья без венчания? Что такое блуд ? Почему блуд - грех? Как надо жить мужу и жене? Что нужно для единодушия мужу и жене? Кто дает эту милость? В чем дается благодать Божия? В каком таинстве дается благодать мужу и жене? В какое время сходит благодать? Что такое брак ? Какие здесь видимые действия и какая подается благодать? Теперь мы говорили о шести таинствах, а всего их семь. Перечислим их по порядку: крещение… брак. Седьмое таинство называется елеосвящением или соборованием. Первое название происходит от слов елей и освящение, а второе - от слова собираться. Елей - что такое? Значит, во время елеосвящения освящают деревянное масло, а на освящение его в тех местах, где священников много, собирается их несколько. Елеосвящение совершается над тяжелобольными. Иисус Христос, когда послал Апостолов учить людей вере Христовой, дал им силу исцелять всякую болезнь[ 4 ]; Апостолы мазали больных деревянным маслом - елеем, и многие больные выздоравливали[ 5 ]. Значит, таинство елеосвящения установил Иисус Христос. Как милосердный самарянин в притче Спасителя возливал на раны больного елей и вино[ 6 ], так и при елеосвящении в елей прибавляется красное вино. Елеосвящением поэтому называется такое таинство, в котором один или несколько священников помазывают больного с молитвой елеем и вином, а Господь дает больному силу выздороветь от болезни и очиститься от грехов. Больного помазывают семь раз. Многие неправильно думают, что соборуют для того, чтобы легче было человеку умирать. Во всех молитвах при соборовании мы просим Бога, чтобы Бог дал здоровье и простил грехи больному. От каких слов происходит слово елеосвящение ? Что означает слово соборование ? Почему так называется елеосвящение? Над кем оно совершается? Кто установил его? Что такое елеосвящение ? Какую благодать дает в нем Бог? Какие в елеосвящении видимые действия?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010