По той причине, что символизм используемого в церковных таинствах елея (т. е. елея Крещения, елея в составе св. мира и елея Е.) в Свящ. Писании и у св. отцов связан с плодами масличного дерева, а не др. растений, масло Е. должно быть оливковым. Как писал исследователь истории чина и богословия Е. прот. Михаил Архангельский, в этом таинстве «заменять оливковый елей другим маслом ни в каком случае не должно… Священнодействие над всяким другим маслом, помимо оливкового, будет, по существу, неправильным» ( Архангельский. 2001. С. 149). Подобно тому как для совершения Евхаристии необходимо виноградное вино (см. ст. Вещества таинств ), так и оливковое масло должно быть по меньшей мере добавлено в елей, освящаемый при Е. Масло для таинства должно быть чистым (в частности, оно не должно содержать животных жиров) и не освящавшимся ранее. Е. совершается по церковному чину священником или епископом (в католич. традиции до II Ватиканского Собора - только епископом). Хотя основным веществом таинства Е. является елей, и в памятниках древней Церкви, и в визант. рукописях сохранился ряд молитв на освящение елея для больных, смешанного с водой (ср. ст. Водоосвящение ). В визант. традиции елей при Е. стали смешивать не с водой, а с вином. Эта практика сохраняется в правосл. Церкви до наст. времени. Основанием ее является евангельская притча о милосердном самарянине (Лк 10. 30-35). Грех и болезнь Понимание смысла таинства Е. тесно связано с проблемой соотношения греха и болезни. В древних обществах болезнь воспринималась не столько как психофизиологический феномен, сколько как религиозный - либо как наказание от Бога (или богов в языческих культах), либо как нападение враждебных демонических сил (см., напр.: Foster. 1976). Предшественниками совр. теорий болезни считаются мнения тех греч. медиков, к-рые главную причину болезни усматривали во внутреннем дисбалансе в организме (см., напр.: Hippocr. De nat. hom. 4). Однако и среди античных авторов в основном господствовало мнение, что причина болезни кроется во вторжении извне ( Diog. Laert. 8. 32).

http://pravenc.ru/text/189773.html

Разделы портала «Азбука веры» О послаблении поста для болящих. Вопрос 10: Если кто-то болен и от сильной болезни совершенно истощен, а наступает Святая Пасха, обязательно ли ему поститься или по причине его сильного изнеможения священнослужитель имеет право разрешить ему употреблять, что тот может, или даже елей и вино? Ответ: Должно разрешать больному принимать пищу и питие, соответственно тому, что он может понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей – дело оправданное. ν τις σθενν κα κτακες πνυ π τς πολλς σθενεας κα λθ τ γιον Πσχα, ε πντως φελει νηστεσαι πολει ατν κληρικς λαμβνειν δναται, κα λαιον κα ονον, δι τν πολλν ατο σθνειαν; πκρισις. πολεσθαι φελει μεταλαμβνειν κα τς τροφς κα το ποτο σθενν, πρς δναται βαστσαι, τ γρ μεταλαμβνειν λαου τν παξ κτακντα, δκαιον στν. Толкования Вальсамон . Вопрос о больном и истощенном болезнию, – должен ли он в пост, бывающий пред Пасхою, поститься непременно, то есть неизбежно, без сострадания, или, по причине болезни, употреблять вино и елей? Ответ гласит, что тому, кто истощен болезнию, позволительно употреблять и вино и елей, сколько может понести, то есть или всегда или в некоторые дни, по суду устрояющего его. Нужно заметить из этого правила и из 8го, что пост пасхальной четыредесятницы состоит в сухоядении, и в воздержании от вина. А некоторые говорят, что в обоих этих правилах пост пред Пасхою есть седмица святых страстей, а не вся четыредесятница. Синопсис . До крайности истощенный болезнию и в Пасху употребляет вино и елей. Славянская кормчая . Правило 10 . Иже до конца от болезни изнемог, и во дни святыя Пасхи, да яст масло, и да пиет вино. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 13  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/timofeya-episkopa...

Телефонный звонок: - В духовных книгах пишут о том, что на канон приносить елей и муку. Скажите, пожалуйста, а можно что- то принести другое? Прот. Александр Абрамов: - С каноном у нас странная ситуация происходит. В храмах, в деревнях, отношение к канону, к столику для поминальных даров, самое благоговейное было. Кое-где и осталось. Люди приносили от своих щедрот. У кого-то урожай, у кого-то яблоки, у кого-то груши, у кого-то что-то еще. Елей и мука – ну, мука для чего используется? Для производства просфоры. Елей – на елеопомазании, елей является веществом, используемым на таинстве соборования и так далее. Но потребность любого храма, даже самого большого, в подсолнечном масле, скажем, невелика. Подсолнечное масло, например, нельзя использовать для лампад. Поэтому мука и елей – это из такой более древней истории нашей Церкви. Уже в 19 веке, в 18 веке – это были приношения благодарных прихожан на помин души их усопших родственников. Вот сейчас мы сталкиваемся с самыми наоборот неблагоговейными проявлениями. Кто-то возьмет, принесет просроченные пряники, кто-то возьмет, принесет, ну, что-то совершенно не понятно, для чего он это принес. Поэтому, мне кажется, что очень простая должна быть позиция по отношению к канону: или ничего не приносите, или приносите то, что, по вашему мнению, было бы достойным даром на помин души ваших усопших родственников. Так вот, по-человечески говоря, мы хотели бы, чтобы кто-нибудь сказал: «Да, это Васька какой-то умер. Ну, и помяни его, Господи». Мы же хотели бы, наверное, по-человечески: «Господи, упокой раба Твоего Василия». Почему же мы со своей стороны относимся так небрежно и неблагоговейно к своим дарам. Лучше даже, может быть, ничего не подарить, чем с какого-то нелепого барского плеча бросить никому не нужные вещи. Вопрос в студию (записанный): - Исключаем мы в пост молочные и мясные продукты, а многие употребляют заменители молока или мяса. Например, соевое молоко или соевое мясо. Правильно ли это? Ну, в качестве примера приводится игроман, который откажется от какой-нибудь серьезной игры, будет играть в тетрис.

http://radonezh.ru/2023/04/03/otvety-na-...

Это дерево ветвистое и не очень высокое. Оно может расти на скалистых участках, неприхотливо в уходе, требует мало воды и переносит длительные засухи. Плоды маслины продолговатые и мясистые, похожие на сливу. Сперва они бывают зеленые, потом желто-коричневого цвета и, наконец, совсем созревшие темнеют дочерна. Выглядят спелые маслины очень аппетитно. Но если соблазниться и попробовать съесть такую ягоду, то ее сразу же выплюнешь. Горькая и даже немножко жжется во рту. Мы привыкли к тому, что раз ягода, значит, сладкая, ну или в крайнем случае — кислая. Но маслина в этом смысле совсем не похожа на привычные нам вишни или сливы. На вкус она сильно горчит. Поэтому из маслин не варят компоты и варенья. Их солят в бочках, как у нас солят огурцы и грибы. Соленые маслины очень вкусные. Но главная ценность этих плодов вовсе не в их вкусе. Из маслин делают знаменитое оливковое масло. Оливы — еще одно название все тех же маслин, только теперь уже на латыни. Маслина, елей, олива — все эти слова на разных языках имеют в своей основе слово «масло». Именно ради него люди во все времена насаждали масличные сады. Оливковое масло сегодня используют по большей части лишь для приготовления салатов. Но в древнем мире это был незаменимый продукт, который служил человеку сразу в нескольких важнейших областях его жизни. Да, в древности оливковым маслом приправляли еду и использовали его для жарки. Но также это был и источник света: лампы, освещавшие дома людей в темное время суток, тоже заправлялись оливковым маслом, как сегодня — лампады в церкви. А еще масло из плодов оливковых деревьев являлось основой для всевозможных лекарств — мазей, капель, микстур. Да и само по себе оливковое масло обладает целительным действием. Им размягчали струпья на ранах, обрабатывали различные повреждения кожи, принимали внутрь при болезни желудка. Из-за этой целебной силы елей стал символом милости Божьей. Слова всем известной молитвы «Господи, помилуй!» в греческом языке звучат как «Кирие, элейсон!» — «Господи, помажь меня елеем Своей благодати!». А оливковая ветвь считается эмблемой мира и обновления потому, что во время всемирного потопа именно лист маслины стал вестником окончания катастрофы: И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот — свежий масличный лист во рту у него — и Ной узнал, что вода сошла с земли (Быт 8:10–11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Оно, наряду с хлебом и вином было важнейшим продуктом питания (см.: 3Цар.17:12-16 ; Втор.7:13; 11. 14; 12. 17; 14. 23; 18. 4; 28. 51 ; 2Пар.31:5; 32. 28 и др.), использовалось в качестве косметического средства ( 2Цар.14:2 ; Пс.103:15 ; Притч.27:9 ). Символически помазание елеем служило выражением радости ( Пс.44:8 ; Ис.61:3 ). С радостью связывалось не только помазание елеем, но и сам елей как таковой — в том числе, и потому, что оливковые деревья начинали плодоносить далеко не сразу после посадки. Елей использовался в лампадах ( Исх.25:6; 27. 20 ; Лев.24:2 ) и при целом ряде священнодействий — при помазании царей и священников, жертвенников, принадлежностей скинии и Храма (вероятно, этот елей помазания смешивался с различными ароматическими добавками), а также входил в состав некоторых видов ветхозаветных жертв. Наконец, елей употреблялся и при лечении болезней, особенно язв и ран ( Ис.1:6 ). Целебное значение елея в полной мере сохранялось в новозаветную эпоху. Филон Александрийский писал: «Что можно бы искать для натираний лучше плода, выжимаемого из маслины? Ибо он смягчает и утомление тела и содействует здоровью, и, если окажется какая-нибудь язва, он полностью затягивает и сообщает более всякого другого плода силу и бодрость» 4 . Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» ( Лк.10:30 ,33–34a). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней средиземноморской практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью полученной от Христа.

http://azbyka.ru/tainstvo-eleosvyashheni...

В православной среде существует разное отношение к освященному елею – маслу от святынь. Понятно, что все относятся благоговейно, но кто-то – уж очень спокойно, считая главным в Церкви совсем другое, а кто-то, напротив, собирает такие святыни. При этом факт остается фактом – через освященный елей люди часто по вере получают исцеление и помощь в различных болезнях. Эта история произошла в самый разгар пандемии короновируса, когда был распространен его тяжелый штамм, и болезнь у людей протекала обычно гораздо серьезнее, чем сейчас. Как раз тогда, на пике пандемии, Полина заболела ковидом. Несмотря на лечение, болезнь быстро развивалась, и ей становилось все хуже. Когда уже было совсем плохо, она позвонила подруге и попросила молитв за себя. Та обещала молиться, и при этом посоветовала, пока Полина болеет, помазываться освященным маслом, если такое есть дома. Ну, и, конечно, лечиться. К совету подруги по поводу масла Полина отнеслась внимательно. У нее дома был освященный елей от святынь, но находился он в другой комнате, и его еще надо было найти, а она самоизолировалась отдельно от семьи и никуда не выходила. И тут Полина вспомнила, что у нее в комнате есть масло от лампады святой, с именем которой она крещена, – святой Параскевы Пятницы, и оно стоит как раз за иконой этой святой, и она почему-то им крайне редко помазывалась. Ей когда-то, очень давно, привозили его в подарок, и хранилось оно там уже точно больше 10 лет. Полина стала помазываться этим освященным маслом и очень быстро пошла на поправку Полина подумала, что масло уже давно испортилось от времени. Благодать, конечно, сохранилась, но что стало за эти годы с самим маслом? Она достала его, но масло оказалось на вид совершенно свежим – не загустело, не помутнело со временем, как другие ее масла, и даже имело тонкий цветочный аромат. И как только она этот аромат почувствовала, несмотря на ковидное отсутствие обоняния? Все это очень Полину удивило. …Полина стала помазываться этим освященным маслом и очень быстро пошла на поправку. Конечно, сыграли свою роль и общие молитвы, и вера больной, но сама Полина считает, что решающим в этой истории стала помощь ее святой – Параскевы Пятницы – через елей от ее лампады.

http://pravoslavie.ru/149319.html

Брать с собой надо терпение, потому само чинопоследование длится как минимум час, а то и целых два. Можно, например, взять с собой текст чинопоследования и следить, чтобы глубже проникнуться смыслом Таинства. В Интернете есть переводы на русский язык, например, на сайте в разделе Православное Богослужение сможете найти все последование. Некоторые люди приносят сосуды с растительным маслом (елеем). Желательно с оливковым, потому что голубь во время всемирного потопа принес Ною именно оливковую ветвь, и елей символизирует собой примирение с Богом. Но так как оливковое масло у нас не дешевое, то можно использовать любое другое, например, подсолнечное. В освященный елей священник вливает вино. В память о том, что милосердный самарянин возлил израненному елей и вино ( Лк. 10:34 ). Поэтому не стоит приносить бутылки с жалюзями. По окончании можно забрать свое масло домой и помазывать им больные места. Чтобы не осталось жирных пятен на одежке, могут пригодиться бумажные салфетки или же можно втирать масло в кожу. Свечку, которую во время Таинства держат в руке, можно приобрести в храме. Поэтому надо не только не опаздывать, но придти пораньше. Также необходимо еще записаться, так как во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется. Во что одеваться? Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником. Еще раз повторю, что помазывается верхняя часть груди, поэтому женщинам не нужно приходить с глубоким декольте. Кроме того платок следует завязать таким образом, чтобы он тоже не мешал помазыванию. Можно ли собороваться детям? Если ребенок уже в сознательном возрасте, готов выслушать объяснения и понять, для чего нужно собороваться, тогда почему бы и нет. Только смотрите сами, чтобы вам не пришлось постоянно отвлекаться от молитвы, и делать вашему малышу замечание, что он плохо себя ведет. Не у всех детей хватит выдержки ровно простоять полтора-два часа. А некрещеный может собороваться?

http://azbyka.ru/chto-takoe-soborovanie

Среди растительного мира маслины — удивительные долгожители. Из культурных деревьев, выращенных человеком, они живут дольше всех. Восемь таких маслин, возраст которых, по предположениям ученых, превышает 2000 лет, до сих пор растут в Гефсиманском саду. Некоторые ботаники даже утверждают, что оливковое дерево вообще может жить вечно, вновь и вновь получая новую жизнь от своих отростков, которые разрастаются из корней старой маслины и превращаются в новые, молодые деревья. Однако связь с родительским деревом у них сохраняется через корневую систему. Возможно, именно поэтому маслина стала в Библии символом семейного счастья и неразделимого единства рода: сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей (Пс 127:3). Мудрая дева с горящей лампадой из притчи о нерадивых мудрых девах Это дерево ветвистое и не очень высокое. Оно может расти на скалистых участках, неприхотливо в уходе, требует мало воды и переносит длительные засухи. Плоды маслины продолговатые и мясистые, похожие на сливу. Сперва они бывают зеленые, потом желто-коричневого цвета и, наконец, совсем созревшие темнеют дочерна. Выглядят спелые маслины очень аппетитно. Но если соблазниться и попробовать съесть такую ягоду, то ее сразу же выплюнешь. Горькая и даже немножко жжется во рту. Мы привыкли к тому, что раз ягода, значит, сладкая, ну или в крайнем случае — кислая. Но маслина в этом смысле совсем не похожа на привычные нам вишни или сливы. На вкус она сильно горчит. Поэтому из маслин не варят компоты и варенья. Их солят в бочках, как у нас солят огурцы и грибы. Соленые маслины очень вкусные. Но главная ценность этих плодов вовсе не в их вкусе. Из маслин делают знаменитое оливковое масло. Оливы — еще одно название все тех же маслин, только теперь уже на латыни. Маслина, елей, олива — все эти слова на разных языках имеют в своей основе слово «масло». Именно ради него люди во все времена насаждали масличные сады. Оливковое масло сегодня используют по большей части лишь для приготовления салатов. Но в древнем мире это был незаменимый продукт, который служил человеку сразу в нескольких важнейших областях его жизни. Да, в древности оливковым маслом приправляли еду и использовали его для жарки. Но также это был и источник света: лампы, освещавшие дома людей в темное время суток, тоже заправлялись оливковым маслом, как сегодня — лампады в церкви. А еще масло из плодов оливковых деревьев являлось основой для всевозможных лекарств — мазей, капель, микстур. Да и само по себе оливковое масло обладает целительным действием. Им размягчали струпья на ранах, обрабатывали различные повреждения кожи, принимали внутрь при болезни желудка.

http://foma.ru/rasteniya-v-evangelii.htm...

1:10–13. Северная сторона жертвенника. Очевидно, северная сторона жертвенника указана по той причине, что там было больше места для совершения этой операции. 1:14–17. Птицы в качестве жертвы. Птицы, главным образом домашние голуби, приносились в жертву теми, кто был слишком беден, чтобы позволить себе отказаться от более крупных животных, или не имел их вообще. Тексты из Алалаха и Анатолии свидетельствуют о том, что у соседних народов птицы также считались приемлемым жертвоприношением. Согласно новейшим исследованиям, у птиц удалялся не зоб, а crissum, включающий кишечник, анальное отверстие и хвост. Эта операция связана с необходимым при подготовке к жертвоприношению очищением жертвы. 1:16. Восточная сторона, где пепел. По мнению раввинов, куча пепла находилась на восточной стороне жертвенника по той причине, что это было наиболее удаленное от святилища место, однако текст не дает оснований для подобных умозаключений. 2:1–16 Хлебное приношение 2:1–3. Хлебное приношение. Раввины полагали, что хлебное приношение было заменой жертвы всесожжения для бедных людей. Известно, что в Месопотамии также была предусмотрена подобная мера для бедных. Слово, использованное для обозначения этого приношения, означает «дар» или «дань». Обычно такие дары приносились в знак почтения. Такое же понятие существовало в угаритском и аккадском языках (Ханаан и Месопотамия). Как правило, это понятие встречается в описаниях праздников, а не в ситуациях, связанных с трауром и печалью. Часть приношения сжигалась на жертвеннике в знак почтения к Господу, а остатки доставались священнику, совершающему ритуал. Иногда хлебное приношение сопровождало другие виды жертвоприношений. 2:1. Пшеничная мука с елеем и Ливаном. Ингредиентами этого жертвоприношения являются зерно, масло и благовоние. Зерно представлено мукой грубого помола, или крупкой, оставшейся в сите после просеивания молотой пшеницы. Елей – оливковое масло. Масло высшего качества выжимали из маслин. Но для хлебного приношения годилось и масло низкого качества, которое получали методом прессования. Масло добавляли в тесто для рассыпчатости, и оно было легко воспламеняющимся. Ливан, или ладан, изготовляли из ароматической смолы определенных деревьев, растущих только в Южной Аравии и на полуострове Сомали, по обоим берегам Аденского залива. Эти деревья рода Boswellia растут только там, где наличествует особое сочетание осадков, температуры и состава почвы. Благодаря своему благоуханию ладан пользовался высоким спросом на всем Ближнем Востоке, где он широко использовался как в Месопотамии, так и в Египте (обнаружен в гробнице Тутанхамона). Ладан был одним из предметов караванной торговли, а высокий спрос и редкость обусловили его чрезвычайную дороговизну. В хлебном приношении использовали небольшое количество ладана, который полностью сгорал на медленном огне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Остановимся еще на одном интересном факте, который также требует объяснений. В эпоху неолита почти не встречаются захоронения с богатым, как говорят археологи, инвентарем: и богатых и бедных хоронят очень просто. О богатстве и знатности покойного можно догадаться лишь по массивности гробницы и по немногим личным вещам — кольцам, костяным ожерельям, но в целом это очень скромные захоронения. Единственный предмет, который всегда присутствует в неолитическом захоронении, — маленький глиняный сосудик. Он может стоять в головах умершего или на груди возле рук, могут и несколько сосудов стоять около локтей, на груди или в головах. Точно такие же сосуды использовали в быту, в косметике женщины того времени (а косметикой пользовались с глубочайшей древности) — это сосуды для масла, для притираний. По–гречески «растительное масло» — элеос, это наш елей. Название масла созвучно слову «милость» (только пишется по–другому), и в православных молитвос- ловиях встречается такой оборот: «елей милости». Для нас, северян, это, может быть, не столь очевидно, но в южном климате масло, смягчающее иссушенную кожу, необходимая вещь. Жители Палестины, Египта должны были работать в поле весь световой день, причем именно летом, когда все растет, а солнце испепеляет жаром. В поле не наденешь удобные белые одежды, крестьянам приходилось трудиться от зари до зари в обычной набедренной повязке — что будет после этого с кожей? Потому-то масло для притираний на переднем Востоке с глубочайшей древности не привилегия модниц и роскошных женщин, а жизненно важный продукт. Масло давали работникам, рабам, как хлеб и чеснок, иначе они потеряли бы трудоспособность от ожогов. А теперь вспомним одно из семи таинств Церкви — елеосвящение. Люди церковные знают, что когда человек болен или при смерти, он должен призвать к себе пресвитеров Церкви, как написано у апостола Иакова. Они помажут болящего елеем, помолятся, и он будет здрав или, наоборот, разрешится от уз немощного тела и отойдет в вечность. А если человек болен, но не сильно, то он сам приходит на соборование, которое совершается в наших храмах Великим постом. И все мы верим, — а к убеждениям надо прислушиваться, — что в таинстве елеосвящения прощаются даже те грехи, которые мы запамятовали или постеснялись исповедать. Это очень древнее представление. Если солнце и небо — это знак Божественного бытия, то испепеляющие солнечные лучи для древнего человека все яснее и яснее связываются со строгим, взыскательным отношением Бога к своему образу и подобию, с Божьим гневом — огнем поядающим. А масло — символ Божественной милости, которую мы просим Бога излить на человека, простив его грехи. И знаком этой милости, знаком крика души «Помилуй!» является сосудик для масла в погребениях неолита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010