Как вы думаете, чем руководствовались те, кто определял для него указанное количество дней?… Очевидно же, что на выбор протяженности Великого Поста повлиял библейский закон о десятине, согласно которому каждый год следует жертвовать Богу десятую часть от своих доходов( Лев.27:30-32 ). Установители Четыредесятницы так и аргументируют свою позицию: «Если нам нужно посвящать Богу десятую часть из нашего имущества и плодов, то тем более мы обязаны посвящать Ему десятую часть из жизни нашей, дел и приобретений. Эту десятую часть и составляет Четыредесятница, потому что десятую часть всего года составляют тридцать шесть с половиной дней». Это цитата из книги преп. Кассиана Римлянина. Собеседование 21. Гл. 25. Примечательно, что учение о духовной десятине года оформляется именно в период формирования устава для Великого Поста. И знаете, что на это повлияло? Вы не поверите, но причиной установления данного поста послужила привязанность к богатству, не желавшая помогать ближнему! Об этом мы читаем там же у преп. Кассиана: «Когда множество верующих, ежедневно уклоняясь от апостольской набожности, стало привязываться к своим богатствам, не уделяло из них в пользу всех по установлению апостолов, но, употребляя только на свои издержки, старалось не только сберечь, но и умножить их; тогда всем епископам угодно было людей, связанных мирскими заботами и, так сказать, почти не знавших воздержания или сокрушения, привлекать к святому делу каноническим установлением постов и побуждать требованием как бы законных десятин. Такое требование немощным могло приносить пользу и не могло вредить совершенным». И Церковь до сих пор, призывая к посту, напоминает нам об этом, в том числе и через свое богослужение: «Постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды,… дадим алчущым хлеб и нищия бескровныя введем в дом». Собственно здесь Она повторяет лишь то, что было сказано самим Богом через прор. Исаию: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды,… раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис.58:5-7 ).

http://azbyka.ru/video/73-post-i-milosty...

Как разрешить этот вопрос? … Природа пола есть природа самого человека. Это – великая сила и великая тайна. Не зря же и премудрый Саломон, говоря о четырех непостижимых для себя вещах, называл среди них и «путь мужчины к девице» ( Притч. 30:19 ). И Господь не говорит о том, чего мы не можем вместить, а только показывает пути, которыми можно безопасно провести свой корабль через эту стихию. И один из них – путь брачной жизни. «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор. 7:9 ), – пишет Апостол. Но христианский брак отличается нерасторжимостью, уважением друг в друге образа и подобия Божьего. И если до смерти хранится во Христе верность друг другу, то в ней, очевидно, сама собой перегорает всякая нечистота в отношениях между мужем и женой. А глазу в руке, если они захотят уклониться в своеволие и произвести соблазн, будем тут же напоминать грозные прещения Господни, что если так, то мы предпочтем лучше без них войти в Царствие Небесное, чем с ними быть вверженными в геенну огненную. О двух болезнях Пятница Мф. 5:33–41 Рим. 2:14–29 В послании к римлянам Апостол часто сопоставляет иудеев и язычников. И, во-первых. Он показывает. Что никто не обделен Божией заботой. И хотя иудеям Бог Сам открылся как единый Бог, дал им закон о богослужении, дал заповеди о добре и зле, – но и другие народы Он не оставил. В сердце каждого человека Он вложил таинственную способность познания как Самого Бога, так и того, что угодно Ему. Он каждому дал разум. Чтобы из рассматривания творений познавать силу и Божество Творца ( Рим. 1:20 ). Он дал каждому и нравственное чувство: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Но Апостол показывает, что – как язычники не хотели ничего видеть и слышать, так и иудеи не столько старались о выполнении заповедей, сколько гордились, что эти заповеди им даны. И Апостол обличает их: «Вот, ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен в себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, преступлением закона бесчестишь Бога?» Ко времени прихода Христа в мир, и иудеи до предела возросли в своей религиозно-национальной гордыне, и язычники до предела затоптали голос совести. И если бы не пришел Христос, то и иудеи, «которые под законом согрешили», были бы осуждены по этому закону, и язычники, «которые, не имея закона согрешили», вне закона и погибли бы ( Рим. 2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Киновиальная жизнь обители подражает вечному богослужебному собранию по образцу славословия ангелов. Каждое проявление общежития носит не общий характер, но богослужебный, запечатлевая таинство Церкви. Сразу же после полуночи начинаются утренние службы. Божественная литургия совершается ежедневно. В полдень читаются часы, а за три часа до заката – вечерние молитвы. Торжественным богослужебным действом является всенощное бдение. Всенощная сохраняет разум неусыпным. Благозвучно и созвучно ликуют сердца, сопричаствуя Высшим Силам и радостному торжеству святого или празднуемого события. Рассеянность позабыта, сияние глаз сливается к отблесками свечей на вращающемся паникадиле и хоросе 306 . Они схватывают радость с Небес, впитывают влагу умиления и составляют один хоровод вместе с людьми и ангелами. Так подобно единорогу возносится разум на поднебесный жертвенник, и дух возвышается блаженно и благоговейно, чтобы таинственно найти место милости у священного ковчега и поучаствовать в том, что не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку ( 1Кор. 2:9 ). Когда в храме нет «бдения», то служат «канон» 307 , своеобразную литургию монаха, которая совершается в час, когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла середины ( Прем. 18:14 ). Тогда на зов монаха является всемогущее Слово, дабы воссиял свет истинный. Ибо приходящий среди ночи не будет иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их, и будут царствовать во веки веков (Опер. 22:5), и узрят лице Его ( Откр. 22:4 ). Встреча монаха с Богом в келье посреди ночи есть центр его жизни. Она задает ритм его повседневной деятельности: труд, отдых, трапеза и прочее. Верный монах выходит, словно из горящей, но не опаляющей печи. «Встреча с Богом» становится формирующим основанием каждого монаха в отдельности, а следовательно, и всего «Тела», то есть всей братии. Кроме обычных часов храмового богослужения, монахи собираются, согласно древнему обычаю, на своем собственном собрании, где братия встречается с духовным отцом «в простоте, искренности» и единении. Там ведутся благочестивые беседы, делаются необходимые объявления, совершаются наставления и тайноводственные поучения монахов, то есть «служение слова».

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Когда все это было сказано и мирно устроено все, закончилась телесная, а не духовная трапеза, та, которая лучше чувствуется в благоговейном размышлении и молитве, чем в долгом собеседовании. Молю Тебя, благостнейший Господи, Иисусе Христе, славный Врач томящейся души, направь меня среди разных треволнений и напастей бренной жизни сей прямым путем к небу славы Твоей; отгони от меня язву гордости в чтении и пении перед лучшими братьями моими в хоре ли, в назидании, или в писании священных книг для обители нашей, да не возношусь и не сравниваю себя с ученейшими и острейшими умом, этим для них даром Твоим, чтобы не потерять мне плода добрых дел теперь и в будущем вечной награды у Тебя на небе; сохрани меня во время сильной бури от гнева и братского негодования, дабы я внимательно относился к жизни других и снисходительно сносил падения их, и так извинял их недостатки, как Ты, благий Господи, научил учеников Твоих, долго и часто терпя от них и увещевая их к совершенству. Дай мне с крестом следовать за Тобой и св.Петром, с терпением переносить телесный труд и сердечную скорбь даже до смерти. Позволь мне, недостойному грешнику, по великому милосердию Твоему, вместе со св.Фомой, правдивым и верным апостолом Твоим, коснуться и умственно осязать священные раны Твои и ежедневно размышлять о них за богослужением, в келье, за столом, во всяком месте и во всякое время, с благодарением, из любви к святому Имени Твоему и во славу святого креста. Сподоби меня вместе с св.Иоанном, апостолом Твоим, с чистым сердцем и телом любить Тебя, особенно почитать препорученную ему Пресвятую Матерь Твою Марию и с любовью читать, слышать и сердечно воспринимать святое Евангелие Его, и как бы покоиться на груди Твоей, всем земным пренебрегать и небесные тайны с Ним в Апокалипсисе созерцать. Помилуй меня Господи, и защити меня от всех гнусных пороков помощью блаженного апостола Иакова; укрепи меня в добродетели и благочестии, да противостою гнусным и страшным обольщениям диавола, которые весьма противны и гнусны для Тебя и святых ангелов Твоих. Дай мне также сокрушить гордость ума, обуздать вожделение чрева, охранять дверь сердца и уст со всеми чувствами моими. Дай мне, Сыне Божий, испить чашу страданий Твоих с сынами Зеведея во отпущение всех грехов моих и с ними и со всеми святыми Твоими ликовать с Тобою в Царстве небесном. Аминь. Глава 26. О явлении Христа одиннадцати ученикам на горе Фаворе в Галилее

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

Когда Иисус исполнил просьбу учеников Своих, эммаусских путников, остался с ними и открыл Себя как воскресшего из мертвых, тогда они поспешно пошли в Иерусалим к оставшимся там своим братьям. Когда рассказали они последним, что произошло с ними на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба ( Лк.24:35 ), то и те в свою очередь подкрепили их в чувстве радости той вестью, что Христос истинно воскрес и явился Симону ( Лк.24:34 ). Братие-христиане! Какой благодати и благословения лишаем мы себя тем, что оставляем того или другого из наших собратий одиноким в своей вере и исповедании Господа, что мы в нашей жизни христианской так мало умеем поддерживать их в общении с нами! С самыми лучшими и благочестивыми намерениями, полный христианской любви, выступает иногда иной юный христианин на поприще жизни, но как скоро он охладевает в своем сердце, растлевается в своей душе, когда ему ни в школе, ни в доме его хозяина, ни даже в доме его собственных родителей ничего не говорят о Боге! Когда те, которые назначены ему в качестве руководителей, не только не возгревают одушевляющего его религиозного чувства, но, напротив, погашают и убивают его, препятствуя ему, например, свято проводить воскресные и праздничные дни, бывать за богослужениями, молиться и слушать проповедь слова Божия! Как легко угасает огонь, который горит в одном только человеке! Но попробуйте зажечь его и в других, и вы увидите, как быстро пыл одного перейдет и на другого и загорится ярким пламенем! Насколько бы было живее наше общение с Господом, если бы мы вернее следовали примеру первенствующих христиан, которые ежедневно были вместе за молитвою и у которых было одно сердце и одна душа ( Деян.4:32 )! О, не оставляйте, не пропускайте наших богослужебных собраний, как имеют обычай некоторые только, как говорил некогда Апостол, но, к сожалению, многие и очень многие! Не забывайте и домашней молитвы, собирайтесь для сего со своими семействами, женами, детьми и прислугою, как это бывало в старое доброе время. Пусть пламя молитвы, благодарения и поклонения высоко поднимется из сердец ваших во славу Живого и Воскресшего Господа. Тогда Он услышит нас, тогда Он останется и пребудет с нами, тогда возрастет и утвердится Его жизнь между нами и внутри нас, тогда мы не устами только, но и сердцем будем приветствовать друг друга: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Корнилий рассказал Петру об удивительном посещении Ангела Божия и его повелении, завершив свой рассказ словами: Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Так сотник выразил свою веру в вездесущие Всевидящего Бога, а также готовность исполнить Божественную волю, посылаемую через святого апостола. Из Апостольского чтения, прозвучавшего сегодня во время Богослужения, мы сумели сделать вывод о том, что Бог стремится спасти всех, кто живет и поступает по правде естественной. Разумеется, нельзя веровать как угодно и быть при этом угодным Богу. Нет! Только истинная христианская вера несет спасение и радость непрестанного Богообщения. Мы не должны быть безразличными в религиозном отношении, но обязаны быть доброжелательными и внимательными к людям всех наций и народностей. Ко Христу могут прийти все люди, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности. Угодные Богу в деле спасения есть во всякой стране и во всяком народе. Мы знаем, что история Церкви Христовой этот факт в достаточной мере подтвердила. Потому что Царство Небесное есть Царство всеобщего мира и спасения. И в него призваны Богом все люди, без исключения. А неверие или ложная вера рождаются в душах тех, кто не может, а вернее, по собственному злому волеизъявлению, не хочет слушать Господа. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Разными дорогами, различными поводами и причинами призывает нас к Себе Вселюбящий Отец Небесный. Не всегда мы умеем внимать этому Божественному призыву. А ведь путь этот прост: веруй в Бога, живи по правде, смиряйся перед волей Божией, твори благо и будь сам благ. Господь наш Иисус Христос говорит: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). Спаситель есть Истина. Познание Истины просвещает нашу душу Божественной правдой, изгоняет из нее стремление ко греху и пороку. Тот, кто вступает на путь Истины, сочетает себя Христу, становится чадом Божиим. А приступить к Истине можно только через веру, иного пути для нас не существует.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Кроме того, во Святое святых первосвященник вносит лишь малую часть крови козла: еще часть понадобится для очищения святилища и двора, а остальное будет сожжено. Напротив, у адвентистов во Святое святых вносится вся кровь. В отличие от ветхозаветных первосвященников, Христос не имел нужды ежегодно приносить жертвы за собственные грехи и за грехи народа, но единожды принес в жертву Самого Себя ( Евр 7:27 ). По слову ап. Павла, освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа ( Евр 10:10 ), Который сделал освящаемых навсегда совершенными (10:16) и, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога (10:12). Тем самым прощение и очищение наших грехов уже совершилось к концу веков ( Евр 9:26 ) Ветхого Завета. У адвентистов же крестная смерть и воскресение Христово оказываются недостаточными для нашего спасения, освящения и прощения грехов. Им требуется дополнительное действие – вхождение Христово в небесное святилище в 1844 г. для его очищения. Однако если грехи людей, по мнению адвентистов, оскверняли небесное святилище в первые восемнадцать веков христианской истории, то неужели они перестали производить свойственное им действие после 1844 года? Поэтому апостол учит, что верным совершенство подается одним приношением жертвы Христовой ( Евр 10:14 ), а значит, ежедневное служение Христа в небесном храме излишне. Адвентисты нарушают и предписания закона о двух козлах, из которых первый приносится в жертву, а второй отпускается в пустыню. Это и понятно: вносить смерть Христову в символику дня очищения они никак не могут, потому что эти события якобы следуют за вознесением. Единственный козел, отсылаемый в пустыню, символизирует для них сатану, который будет повергнут в бездну на 1000 лет [В начале, 440–441]. Тем самым, однако, сатана оказывается в самом храме (вопреки Лев 16 ), а законная жертва дня искупления приносится не Богу. Хотя уже блж. Феодорит Кирский риторически вопрошает: «Возможно ли, чтобы Изрекший да не будет у тебя других богов пред лицем Моим… не поклоняйся им и не служи Богу иному, кроме Меня ( Исх. 20:3–5 ), повелел какому-то демону отделять жертву, одинаковую с приносимою Ему Самому» [ Феодорит Кирский , 129 (вопрос 22)].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

(Любовь Павла) была шире всякого моря, сильнее всякого огня, никакое слово не может изобразить ее по достоинству, один (Павел) постигал ее, как в совершенстве обладавший ею. Итак, повторим опять слова его: « я желал бы сам быть отлученным ». Что значит: « я сам »? Я, который сделался общим учителем, оказал бесчисленные услуги, ожидаю себе бесчисленных венцев, возлюбил Христа настолько, что любовь Его предпочитаю всему на свете, ежедневно сгораю за Него и все ставлю ниже любви к Нему. (Павел) заботился не только о том, чтобы быть любимым от Христа, но и о том, чтобы крепко любить Его, и о последнем — в особенности. Потому он только это имел ввиду и все легко переносил; во всех делах он наблюдал за одним — удовлетворить этой прекрасной любви. И он желал быть отлученным, но, как не могло это случиться, он пытается защитить себя от обвинений и, представив то, о чем все шумно говорили, старается опровергнуть это. И прежде чем приступить к явному оправданию, он уже бросает некоторые семена его. Когда именно говорит: « которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования », он выражает этим не что иное, как то, что Бог желал и им спастись; это Он и доказал тем, что сделал прежде, тем, что от них произошел Христос и Он дал обетования отцам их. Но иудеи по собственной неблагодарности отвергли благодеяние. Потому (апостол) представляет то, что свидетельствует только о даре Божьем, а не служит к их похвале, — усыновление же, слава, обетования и закон именно и были делом благодати Божьей. Представив все это и размыслив, сколько приложили попечений о спасении иудеев Бог и Сын Его, (апостол) громогласно воскликнул и сказал: Сый благословен во веки. Аминь. Такое благодарение он воссылает за всех Единородному Сыну Божьему. Что нам, если другие хулят, говорит он, мы, зная тайны Его, неизреченную Премудрость и всеобъемлющий Промысел, хорошо знаем, что Он достоин не хуления, а прославления. Но, не довольствуясь собственным сознанием, он старается привести и рассудить довод, употребляет против иудеев самые сильные выражения и не прежде оставляет их, пока не уничтожает их подозрение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Люди, наслышанные о Его чудесах, стояли с пальмовыми ветками в руках, как обычно встречают царей-победителей. Под ноги осла, на котором Он ехал, подстилали одежды и восклицали: «Осанна! благословен грядый во имя Господня Царь Израилев!» Фарисеи, пораженные этим зрелищем, с досадой говорили: «видите ли, что не успеваем ничего? Весь мир идет за Ним». И вот, некоторые обратились к апостолу Филиппу с просьбой: «Господин! Нам хочется видеть Иисуса». Их желание передали, но Господь ничего не ответил. Он знал, что просьба вызвана именно этой земной, человеческой славой, которая сегодня есть, а завтра превратится в ненависть. Его мысленный взор был обращен вперед, к той вечной славе, которая ожидала Его на земле и на небе. И Он видел, что начаться эта слава должна не с восторженных восклицаний, а с воплей:«распни, распни Его!» И Он сказал ученикам: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши на землю. Не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». И мы знаем, что слава полно пшеничного колоса начинается именно с того момента, когда зерно падает в мокрую, холодную землю. Земля давит на него со всех сторон, оно мокнет, разбухает, теряет свою форму, и кажется, что оно совсем разложилось, умерло. Но тут неистощимая сила Божия совершает чудо: из развалившейся, полусгнившей скорлупки вдруг появляется свежий зеленый росток, который и радует глаз, и дает богатый плод. Так Господь сначала притчей рассказал о Своих грядущих страданиях, смерти и воскресении, а потом и прямо, без притчи: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе», – то есть когда в крестной жертве будет явлена миру великая Божественная любовь. Вот и мы часто стремимся в Церковь , привлеченные лишь внешней, временной славой: торжественностью богослужения, красотой пения, желанием исцелиться от телесного недуга. Мы забываем, что ничто земное, в том числе и церковное благолепие, не защищено от разрушения, попрания и истления. И если мы только в земной жизни надеемся на Христа, то мы, как пишет Апостол Павел, «несчастнее всех человеков»; и вера наша, и труды наши тогда тщетны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Мало людей столь жестоких и безрассудных, чтобы вовсе не чувствовали достоинства исправных и добродетельных слуг. Но хотя бы суровость их, к несчастию, была чрезмерна: и тогда, по разуму Писания, вы не имеете права, не только освобождаться от них бегством, но даже и сердцем их чуждаться. Конечно, у вас чувствительное сердце; вы можете огорчаться, можете плакать: но отнюдь не должны предаваться отчаянию. Рабы! Апостол утешая вас говорит: рабы со всяким страхом повинуйтесь господам не только добрым и кротким, но и суровым; ибо это угодно Богу, если кто, помышляя о Нем, переносит скорби, страдая несправедливо; ибо что за похвала, если вы терпите наказание за преступление? Но если, делая добро, страждете и терпите, сие приятно Богу; ибо вы к тому призваны самим Христом, который пострадал, не сделав никакого греха 229 . Они не чувствуют цены ваших услуг и верности: но ваши добродетели видит Бог; от сего то общего, вашего и их Господа в воздаяние вы получите наследие; ибо, исполняя заповедь о повиновении, вы служите Господу Христу 230 . Пусть ваши господа были бы злонравны и нечестивы: и в сем хотя опасном состоянии рабы древних христиан да будут вашими наставниками. Они, в делах совести повинуясь более Богу, нежели людям, никогда не соглашались с неверными господами в их злобожии и нечестии: но тем более повиновались им в делах, до их звания касающихся 231 . Убедительный пример в сем случае представляет одна благочестивая мать, раба злочестивых господ. Когда дети ее, изнуряемые непрестанными работами и сверх того ежедневно опасаясь, чтобы господа не принудили их исполнять обряды языческого богослужения, приняли намерение от них тайно уйти; святая мать с гневом сказала им: «как могла родиться в голове вашей столь нелепая мысль? конечно, от вас требуется, убегать языческих развратов; но вы не имеете никакого права уйти от ваших господ: душа в вашей власти; но тело в полной власти у них. Дети мои! хотя бы они потребовали от вас поклонения идолам: и в то время, я могу благословить вас только на подвиг страдальчества 232 .» Видите, сколь тесные узы соединяют вас с господами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010