Виктор Афанасьев Веселие и радость Одна девица из высшего светского круга, Екатерина Александровна Поливанова, с отроческих лет почувствовала в себе призвание от Господа к духовной жизни и взирала на все земное как на временное пустое зрелище, но, не находя поддержки такому своему душевному настроению, как бы поневоле принимала участие в том, что по обычаю делалось в обществе, в котором она возросла. Познакомившись со старцем Антонием, она всецело предалась его духовному руководству. Божие призвание сразу же стало сильнее говорить в ней, она стала еще более стремиться к уединению, воздержанию, хранению целомудрия. Ей не удавалось оставить свою среду и уйти в монастырь, но посещения Оптиной Пустыни давали ей в это время великое утешение. Она подолгу жила в гостинице и встречалась со старцем Антонием, присутствовала при богослужении, читала святых отцов. Вставала ночью при звуке колокола и шла к утрене. Старец Антоний воспитывал ее строго. Она хотя и жила возле Оптиной, но более чем раз в неделю он ее не принимал. В другие дни, при встрече с ним, она могла взять у него благословение – и только. Она сама потом говорила, что если нарушала этот порядок и приходила к Старцу в неурочное время, то потом не чувствовала покоя в душе. А если соблюдала – то испытывала усладительную тишину. Четыре года она была духовным чадом преподобного Антония: с 26-ти лет до 30-ти, а в тридцать – скончалась. „С весны и все лето, – писал о. Антоний, – Екатерина Александровна как свечка горела и каждый день таяла, то есть оскудевала в силах. Любимый разговор ее был всегда о переходе в вечность. Ежедневно готовилась к смерти своей, как некая невеста к брачному венцу – с светлым лицом и радостным сердцем. Июля 27-го была особорована елеем и после того чрез каждые два дня приобщалась Св. Христовых Таин, или даже через день, а последнюю неделю ежедневно. Со дня особорования ее ежедневно под руки водили ко мне, потом на стуле носили, а потом уже я ежедневно ходил к ней на гостиницу по два и по три раза в день. После облечения Екатерины Александровны в ангельский образ, поздравляя с оным, я спрашивал ее при посещениях:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

За то время, что у нас стажировались кандидаты на игуменство, при участии благочинной службы сформировался график для стажеров. Каждый день их пребывания в обители посвящен какому-то определенному послушанию — келарской службе, подсобному хозяйству, службе казначея... Кроме того, находясь в Оптиной, будущий игумен встречается с благочинными, духовниками, имеет возможность общаться с ними, задавать вопросы. Я также встречаюсь со стажерами. Спрашиваю, как проходит стажировка, пытаюсь понять, что именно будущие руководители монастырей хотят получить от пребывания в Оптиной. Они, в свою очередь, задают мне вопросы о том, что их интересует. Кто-то, руководствуясь нашим опытом, захотел устроить в своем монастыре скит, кто-то сделал теплицы, подобные тем, которые есть в Оптиной, кого-то заинтересовала работа книжной лавки. Спрашивают совета о том, как лучше руководить сотрудниками, которые получают в обители зарплату. Много разных вопросов монастырской жизни приходится обсуждать с кандидатами на игуменство. Один из важнейших — это взаимоотношения игумена с братией в новоустроенном монастыре. Если монастырь, из которого приехал стажер, существует давно, наладить в нем духовную и хозяйственную жизнь бывает намного легче, чем в обители, где подвизается несколько человек, и основная задача нового игумена — собрать братию. В ходе наших встреч мы пытаемся понять, с чего надлежит начать свою жизнь вновь открывшемуся монастырю, что в первую очередь необходимо делать братии. Говорим о том, насколько важно ежедневно совершать богослужение, а также о том, что оно должно быть посильным для игумена и братии. Если братия малочисленна, то вряд ли игумен сможет ежедневно служить Божественную литургию, а вот на братский молебен или полунощницу вполне можно каждый день собираться в храме. Очень важно, чтобы насельники монастыря ежедневно вместе молились. Если будет регулярная соборная молитва, то в монастырь начнут приходить люди. Вы ведь, наверное, замечали, что храмы наполняются, когда в них постоянно совершается богослужение, но это богослужение должно быть по силам братии и прихожанам. Если мы поставим себе слишком высокую планку, то можем надорваться в своем стремлении дотянуться до нее. Люди, которые приходят в монастыри в наши дни, очень слабы. Тех, кто по призванию с детства хотят стать монахами, сейчас очень мало. Хотя, конечно, всем монастырям хотелось бы пожелать, чтобы выбирающие для себя путь монашества приходили неповрежденными. Но ведь и с теми, кто приходит из мира с багажом не только положительного, но и отрицательного опыта, нам тоже приходится вместе жить и трудиться, вместе делать общее дело.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5514498...

Часть VI. Дни седмицы Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся стати пред Сыном человеческим ( Лк.21:36 ). Упомянув о Воскресном и первом дне седмицы и о всех неделях 683 в продолжение года, теперь по порядку упомянем о Богослужении и в прочие дни седмицы. Дни седмицы, или как в Церковном уставе иногда они называются, дни седмичные, по общепринятому наименованию суть: Воскресенье, Понедельник, Вторник, Среда, Четверток, Пяток, Суббота. Но в проследовании Богослужения под именем дней седмичных разумеются преимущественно дни простые, т. е. непраздничные 684 . Они так же посвящены, как и первый день седмицы – каждый особому благоговейному воспоминанию и в каждый из них положена в Церковном Уставе особая Божественная служба. Назначение дней седмицы, – каждого для особенного священного воспоминания и Богослужения, началось в I веке христианства, при Апостолах. Веровавшии, говорит св. Евангелист Лука, по вся дни терпяще единодушно в церкви. Апостолы по всяже дни в церкви, и в домех не престаяху учаще и блаювествующе Иисуса Христа ( Деян.2:46. 5:42 ). О Богослужении общественном первых христиан во все дни седмицы свидетельствуют также писатели II, III и IV века: Тертуллиан , Ориген , Златоуст и Августин. «У нас, говорит Тертуллиан 685 , каждый день святится всенародно». Ориген говорил некоторым из своих современников: «вы, кои только в праздничные дни ходите в церковь , скажите, не праздничные ли и прочие дни? не Господни ли также дни? Христианин смотрит на все дни, как на Господни, потому что ежедневно закалается Агнец Божий и все ему причащаются; и вас приглашают ежедневно идти к водам слова Божия и предстоять кладезям его» 686 . Св. Златоуст говорит, что христиане еженедельно собирались для слушания Писания дважды и трижды 687 . «Пасха бывает трижды в неделю, и иногда и четырежды, и даже столько раз, сколько мы захотим, потому что Пасха не пост, а приношение и жертва, совершаемая всякий раз, как бывает собрание (литургия). И сегодняшнее приношение, и то, которое совершено вчера, и совершается каждый день, одинаково с бывшим в оный субботний день» 688 . Бл. Августин, свидетельствуя о ежедневном общественном Богослужении древних христиан, пишет: «одни постятся в субботу, а другие нет; инне ежедневно причащаются тела и крови Господа, а некоторые в известные только дни. Инде не проходит ни одного дня без жертвы, а инде приносится жертва только по субботам и воскресеньям» 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Кто без всякаго принуждения, безразсудно, отрекся Христа, тот может, согласно 73 правилу Василия Великаго, быть удостоен св. причастия пред смертию, и никто не может освободить его от епитимии, равно не может сделать ему какое-либо снисхождение. Св. Григорий Нисский, перечислив по порядку все, что касается апостатов (отступников), подвергает тому же наказанию всех, добровольно переходящих от веры к заблуждению, определяя, что продолжительность наказания должна равняться продолжительности самой жизни каждаго грешника; лиц же, сделавшихся отступниками по принуждению, подвергает наказанию блудников, т.е. девятилетней епитимии. Точно также подразделяет апостатов и Анкирский Собор, равно священномученик Петр Александрийский и Василий Великий в своем 81 правиле. Однако, церковь ныне следует тому, что установил и определил святейший константинопольский патриарх Мефодий, и, согласно с этим, поступает с теми, которые так или иначе провинились в данном преступлении. Ибо он (Мефодий) говорит, что тот, кто еще в детстве уловлен был нечестивыми и страха ли ради, или по неведению, или же по неосведомленности в вере, принужден был отречься от веры отцев, впоследствии, придя в зрелый возраст, снова обратится к христианской жизни и вступит в кафолическую церковь с покаянием и исповеданием, - пусть ежедневно до седьмаго дня слушает у священника четыре предписанныя молитвы, а в восьмой день да измыется; затем пусть совлечет свою одежду и опояшется лентионом и тогда помазан будет св. миром подобно новокрещающимся, и после всего этого, наконец, да будет удостоен св. причастия; в течение же дальнейших восьми дней пусть присутствует в церквах на св. богослужениях подобно новокрещающимся. Подобнаго человеколюбия да будет удостоен и тот, кто, уловленный нечестивыми в совершеннолетнем возрасте, принужден будет мучениями отречься от веры отцев. Только таковый должен прежде всего поститься дважды по сорока дней, воздерживаясь от мяса, сыра и яиц, и, кроме того, по три дня каждую седмицу и от вина и елея; за все же это время пусть молится и творит поклоны, сколько будет сил. Затем, когда исполнится этот срок, дважды по сорока дней, пусть в течение семи дней слушает ежедневно молитвы умилостивления, а в восьмый день, подобно вышеупомянутому, да измыется, да помажется миром и удостоится св. причастия; в течение же следующих восьми дней пусть посещает церковныя службы. Добровольно отрекшегося от веры, без всякаго насилия, ожидает страшное наказание; но, по неизреченному Божию человеколюбию, и таковаго нужно лечить милостиво. Поэтому, таковый да постится два года, воздерживаясь от мяса, сыра и яиц и, кроме того, по три дня каждую седмицу от елея и вина, и да творит ежедневно, по мере сил, по сто или двести поклонов. Когда исполнится два года, пусть и он семь дней слушает молитвы умилостивления, а в прочем да поступлено будет с ним, как сказано выше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1333...

Отдел четвертый VIII. Богослужение В обители Задонской Богородицкой вообще порядок богослужений общих, утвердившийся местным обычаем, с благословений епархиальных преосвященных, без отступлений в существенном от общего церковного устава есть следующий: в обыкновенное время утреня с трех часов утра; а между тем, с 1861 года для большего удобства приходящих богомольцев кроме Великой Четыредесятницы весь год ежедневно совершаются здесь всенощные бдения с вечера в 5 часов (зимой) и в 6 часов (летом). Во время этих служб ежедневно под понедельник, четверг и субботу читались наместником монастыря соборно акафисты: 1) святителю Митрофану Воронежскому ; 2) святителю Тихону Задонскому перед его ракой; 3) Пресвятой Богоматери перед чудотворной Ее Владимирской иконой, нарочито возлагаемой для сего на аналой посреди церкви. Литургии ежедневно совершались и совершаются теперь три: в 5, 7 и 9 часов, повечерия – с 3 час. 30 мин. Но с 1883 года, по случаю установившихся в нашей обители религиозно-нравственных чтений для народа, изменилось и чтение акафистов. Так, в настоящее время, в вечер воскресного дня читаются здесь акафисты попеременно либо свт. Митрофану Воронежскому , или же свт. Николаю Чудотворцу, а затем начинается чтение духовно-нравственных бесед. В четверг и субботу после поздней обедни совершаются соборно акафисты святителю Тихону перед его ракой и Пресвятой Богоматери. После утрени всегда поется песнь Богоматери «Не имамы иныя помощи», а после повечерия умилительным напевом – «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Обитель эта обильна заупокойными молитвами: во время каждой литургии по входе с Евангелием поется «Со святыми упокой», после воззвания «Господи, спаси благочестивыя» диакон читает синодик 102 и поется «Вечная память». По сугубой ектении следует заупокойная, по заамвонной молитве на ранней обедне – лития. В дни Св. Четыредесятницы, после часов и литургии и во время субботних утрень II, III и IV седмицы, совершаются положенные уставом моления об усопших. Проповедь слова Божия также составляет здесь непременную часть ежедневного богослужения. Проповеди по преимуществу читаются из сочинений свт. Тихона Задонского . IX. Местные праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Страстная седмица Древность и важность ее По Царском входе Своем в Иерусалим Иисус Христос до самой смерти Своей ежедневно бывал во храме Иерусалимском, творя чудеса и преподавая спасительное учение. Во храм Иерусалимский для слушания Господа ежедневно стекался народ с самого утра ( Лк.21:37–38 ). В это время Спаситель между прочим произнес слова: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианствот и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих, хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим ( Лк.21:34–36 ). Таким образом дни пред Пасхою Сам Господь освятил Своим ежедневным пребыванием и Своею всенародною проповедью Евангелия во храме Божием и заповедью благоговейно бодрствовать преимущественно во дни Страстной седмицы, в которые эта заповедь произнесена, и наконец, прославил Своими спасительными страданиями и смертью ( Лк.19:47 ). Апостолы, благоговея к великим событиям смерти и воскресения Господа, по вознесении Его на небеса, начали праздновать Великую неделю страданий, смерти и воскресения и всем верующим заповедали хранить ее 347 . Согласно с примером и учением Иисуса Христа, Православная Церковь со времен Апостольских дни Страстной седмицы посвящает особенному благоговению и называет седмицею Страстною и Великою. «Великою она называется, говорит св. Златоуст не потому, что дни ее дольше или их больше числом; но потому, что во дни ее совершены Господом нашим великие дела. В эту Великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, низложен сильный, расхищены его орудия, побежден грех, снято проклятие, отверст рай, небо сделалось доступно человекам. Люди соединились с Ангелами, разрушено средостение, преграда удалена, и Бог мира примирил небесное и земное. Поэтому она называется Великою неделею " 348 . Подобно Господу, ежедневно пред Своими страданиями пребывавшему во храме Иерусалимском для молитвы и проповеди Евангелия, и по заповеди и примеру Апостолов, древние христиане проводили Страстную и Великую неделю с особенным благочестием, каждый день собираясь в храм Божий для молитвы и слушания пастырских поучений 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И БОГОСЛУЖЕНИЕ В жизни каждого монаха богослужение занимает весьма значительное  место;  как правило,  на­сельники монастыря проводят в храме много часов ежедневно. В течение почти пятидесяти лет сво­его монашества 279 Симеон ежедневно посещал храмовые службы. Анализ его богословия был бы неполным, ес­ли бы мы не указали на огромное значение богослуже­ния для его жизни и духовности. В настоящей главе мы рассмотрим отношение Си­меона к трем главным составляющим православной бо­гослужебной традиции: дневному кругу монастырского богослужения, Евхаристии и годичному кругу церков­ных праздников. Для лучшего понимания его личного отношения к каждой из этих трех составляющих мы также изложим основные принципы и элементы мона­стырского богослужения, характерные, в частности, для константинопольских обителей времен Симеона. Вопрос о том, как часто монахи на Православном Вос­токе причащались, будет рассмотрен в связи с взгля­дами Симеона на Евхаристию. 1. Основные принципы и элементы богослужения в раннем монашестве В монашеской традиции, с самого ее зарождения, слова апостола Павла «Непрестанно молитесь» ( 1Фес 5:17 ) понимались буквально: в соответствии с ними был организован распорядок дня монахов. Этот распорядок  включал участие в  храмовом богослужении, личную келейную молитву и «телесный труд», во вре­мя которого монаху не следовало прерывать внутреннее молитвенное предстояние Богу 280 . Библейское выражение «ходить перед Богом» ( Быт. 5:22 , 6и др.) и монашеской традиции понималось в том смысле, что монах должен проводить жизнь, целиком ориентированную на Бога, то есть пребывать в непрестанном памятовании о Боге и исполнении Его заповедей. Это основополагающее правило по-разному воплощалось в жизнь в каждом из трех типов монашества отшельническом, скитском и общежительном 281 . Отшельники приходили в храм не часто: порой они года­ми не покидали келлию, и храмовое богослужение у них почти полностью заменялось личной келейной мо­литвой. Скитские монахи посещали храм раз или два в неделю. В общежительных монастырях службы в храме были главной основой ежедневной молитвы; их до­полняла, но никогда не заменяла молитва в келлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ежедневное богослужение седмичных дней (с понедельника по пятницу) вне Великого поста , без входа на вечерне и Великого славословия на утрене . История возникновения и развития христ. Б. б. тесно связана с традицией молиться определенным образом несколько раз в течение дня, восходящей к апостольским временам (ср.: Дидахе 8. 3) и постепенно развившейся в систему суточных служб ( Bradshaw. 1981). К IV-V вв. на Востоке и Западе обязанность ежедневного совершения служб суточного круга была закреплена за определенными группами клириков и аскетов, живших при храмах (А. М. Пентковский); в мон-рях эти службы стали совершаться или всеми монахами вместе, или уединенно - по кельям. Палестинский монашеский вариант традиции ежедневных келейных служб зафиксирован в древнейших сохранившихся Часословах (Sinait. gr. 863, IX в., и др.). Изложенный в них порядок очень близок к тому, к-рый лежит в основе суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам , 2-й из них с XIII-XIV вв. повсеместно используется в правосл. Церкви. Ежедневные молитвы и Евхаристия В III-IV вв. совершение ежедневных суточных служб не подразумевало обязательного совершения Евхаристии (при этом Причащение могло иметь место ежедневно, в III в. мн. христиане каждый день причащались по домам запасными Св. Дарами). Литургию в первую очередь служили по воскресеньям, к III в. также и в дни совершения таинства Крещения, на памяти мучеников, в субботу и др. В IV в. мн. дни недели постепенно стали евхаристическими днями. К кон. IV в. в разных местностях распределение дней, когда совершалась Евхаристия, было различным; свт. Василий Великий пишет, что в его епархии все причащались в среду, пятницу, субботу и воскресенье; во мн. областях на Западе (кроме Рима и нек-рых др. городов, придерживавшихся древней практики) к кон. IV в. литургия могла совершаться ежедневно. В практике палестинских келлиотских мон-рей VI-IX вв.

http://pravenc.ru/text/153577.html

Сегодня я хочу с вами поговорить об одном сокровище, которым владеет каждая из нас и которое мы не променяли бы ни на какие блага мира. Что это за сокровище? Это ежедневное богослужение. Это подлинно многоценная жемчужина монашеской жизни. Ежедневный круг богослужений – это, можно сказать, ежедневное райское блаженство! И пусть придут к нам самые богатые цари и покажут нам все свои богатства – мы богаче их. Пусть соберутся самые удачливые люди в мире и расскажут о своих победах – мы счастливее их. Пусть придут мудрейшие из мудрецов – у нас в руках сокровище, которое дает высочайшую премудрость. Человек, который каждый день бывает на богослужении, – подобен царскому сыну. Он каждый день входит в Царский Чертог Господень, словно в свой родной дом! И мы должны быть безмерно благодарны Богу за этот дар. Помните, как говорит Пророк: «Аз же по множеству милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем» . По множеству милости Божией и мы каждый день входим в дом Господень! И для нас так естественно любить богослужение и иметь большую и горячую ревность к нему. Так чтобы в нашем сердце всегда была ненасытная тяга к богослужению, чтобы мы, едва ударят в колокол, бежали в храм веселыми ногами! Как говорит старец Эмилиан,хорош тот монах, который «первым бежит в церковь, чтобы, когда священник возгласит: “Благословен Бог наш…”, и самому, отбросив прочь всякий помысел, благословить Бога» . И если монах с самой большой ревностью и радостью стремится к богослужению, то можно быть уверенным, что он обретет и Бога, и спасение, и святость. Вы, наверно, замечали, что если даже мы просто заходим в храм, когда там не совершается служба, – то мы уже чувствуем благоговение и мир. Мы сердцем ощущаем, что храм – это нечто надмирное, святое. И, побыв хотя бы несколько минут в храме, мы не можем не измениться. Хочу прочитать вам одну историю, которую рассказывает митрополит Антоний Сурожский: «Однажды в наш храм пришел человек с посылкой для одной из прихожанок.

http://pravoslavie.ru/119510.html

А. О богослужении и о всех важнейших предметах, имеющих к нему отношение А. О рядовых церковных службах О времени совершения служб церковных. Богослужение в церквах монастырских, соборных и городских, имеющих более одного причта, должно быть совершаемо ежедневно, а в однопричтных и сельских, сверх воскресных и праздничных дней 1 , сколько можно, чаще, смотря по возможности 2 (Уст. Д.К., 34). Благочинный должен наблюдать, чтобы священники в сельских церквах, кроме воскресных, праздничных и высокоторжественных дней, совершали литургию, сколько можно, чаще, особенно же в св. Четыредесятницу не опускали бы преждеосвященных литургий 3 ; в церквах же градских однопричетных – непременно 3 раза в неделю, если бы и не случилось в продолжение оной торжественных и праздничных дней, в двухштатных же – четыре 4 , а в четырёхштатных – ежедневно 5 (Ин. бл., 10). Некоторые Архипастыри распорядились завести по всем церквам своих епархий особые богослужебные журналы , в которых бы отмечались службы церковные за подписом всех членов причта и церковного старосты, с добавлением в журнале после каждого богослужения, совершались ли при этом какие требоисправления, а в храмовые, царские и высокоторжественные дни совершились ли после богослужений молебствия храмовому празднику или благодарственные, и сколько примерно бывает народа в церкви; об уважительных причинах, по которым не было совершаемо богослужение, тоже записывалось бы в указанные журналы. Общего для всех епархий узаконения относительно этих богослужебных журналов не имеется, а потому и руководством относительно ведения их, а также и их формы, и содержания, служат существующие постановления местного Е.Н. 6 В 1886 г. Св. Синодом (см. Ук. 1886 г., III, 28; сн. ниже, III отд., Собр. Преосвящ. в Казани) было вменено духовенству в обязанность повсеместно служить по воскресным и праздничным дням вечерню, по Уставу, с возможной торжественностью, производя звон в большой колокол, и по окончании вечерни, смотря по нуждам прихожан, произносить проповеди , вести беседы о предметах веры и нравственности, назидательные поучения, читать жития святых, или же служить молебны с акафистом 7 (сн. Ук. Св. Син. 19 июн. 1890 г.). – См. ниже, о праздниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010