Объясн. О Слове жизни (ст.1) апостол Иоанн говорит, что Оно было от начала: ср. Ин.1:1 , потом сделалось видимо для очей апостолов, было рассматриваемо и осязаемо ими: Ин.20:27–28 . Затем, называя это Слово самой Жизнью (подобно Ин.1:4 ), апостол говорит, что Оно, будучи вечным, сначала было у Отца (ср. Ин.1:1 ), потом явилось апостолам. Всё это, очевидно, должно разуметь не об учении Христа, которое нельзя осязать, а о Самом Христе, о вечном Сыне Божием. Слова апостола: «чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» (ст.3), показывают нам, что чрез послушание слову апостолов, чрез почитание их за имя Христово: Мф.10:40 , мы имеем общение со Христом, Который сказал: слушающий вас, Меня слушает»: Лк.10:16 . Флп.4:6–7 . «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Объясн. Здесь говорится об обязанности каждого христианина пребывать всегда в молитве: 1Фес.5:17 , дабы вселить в себя мир Божий, но этот мир только могут иметь истинные христиане. Путь к нему единственный – истинная христианская вера: 2Тим.2:5 . Вкушение мира Божия есть то же, что вкушение Богообщения. Общение же с Богом бывает только в Господе Иисусе Христе, – путём, который содержит одна Православная Церковь : 1Тим.3:15 . 26) О царстве Божием Лк.14:17–23 . Притча о званных на вечерю. Объясн. Главная мысль этой притчи та, что многие, ради житейских попечений откажутся от Царствия Божия, стало быть, нам нужно внимательно смотреть за собой: Лк.21:34 ; но также отказываются от Царства Божия непослушные Церкви и заблуждающиеся в вере: Мф.18:17 ; Тит.3:10–11 . Лк.17:20–21 . «Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Объясн. Слова Иисуса Христа не опровергают учения о царстве Божием как о видимой Церкви, преслушники которой лишаются даже и звания христианина: Мф.18:17 ; Еф.1:22–23 ; кто не пренебрегает Церковью и служит Главе Её, тому чрез посредство таинств подаётся благодатная жизнь, приходит царство Божие: Рим.14:17–18 ; Ин.6:56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя. Назвав в начале псалма Бога Царем своим и упомянув кратко в 11-м стихе о славе Царствия Божия, пророк говорит теперь о самом, Царстве Божием, о силе и пространственной власти его, простирающейся на весь сотворенный Богом мир и на все времена, так как оно вечно, как и Сам Бог, Царь мира, вечен, не имеет ни начала, ни конца Своего существования. Несомненно, что Царство Божие, о котором говорит здесь пророк, есть Церковь Божия, получившая начало свое при сотворении человека, продолжавшая существование свое во все времена Ветхого Завета, обновленная и окончательно утвержденная Богом в пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю. Получив власть от Бога Отца (см. Мф.28:18 ), Христос Сам невидимо управляет Церковью; видимую же власть Он передал Своей Церкви, поставив в ней одних «апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава, Христос» ( Еф.4:11–15 ). Цель эта достигается отчасти и теперь в Церкви Христовой – земной, в царстве благодати, но вполне достигнется в Церкви Небесной, в Царстве Славы. А средствами для достижения указанной цели служат данные Богом Своей Церкви Слово Божие и спасительная благодать Святого Духа, Который с своими дарами всегда пребывает с членами и в членах Церкви ( Ин.17:16–17 ). В Церкви всегда проповедуется Слово Божие, или Священное Писание, ведущее христиан к святости, и всегда совершаются святые таинства, освящающие верных. О сей-то святости, действующей в Церкви чрез Слово Божие и освящающую благодать, и сказано у пророка: Верен Господь во всех словесех Своих и преподобен (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Чтобы молитва наша была всегда благоуспешна пред Богом, Иисус Христос научил нас, как и о чем мы должны молиться. Глава 13. Воскрешение сына Наинской вдовы Однажды Иисус Христос пошел из Капернаума в город Наин; с Ним были ученики Его и множество народа. Когда Он подходил к городским воротам, из них выносили умершего юношу, единственного сына одной бедной вдовы. Несчастная женщина шла за умершим и горько плакала. Господь сжалился над ней и сказал: не плачь. Потом подошел и прикоснулся к одру Носильщики остановились. Тогда Иисус Христос, обратившись к умершему, сказал: юноша! тебе говорю, встань! Умерший тотчас же поднялся, сел и начал говорить. Видя это чудо, все бывшие тут испугались, начали славить Бога и говорить: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. В воскрешении сына вдовы Наинской виден образ нашего будущего воскресения: Тот, Кто одним словом возбудил от смерти юношу, без сомнения, может даровать жизнь и нашим мертвым телам. Глава 14. Притча о сеятеле И находясь в Капернауме, Иисус Христос вышел на берег озера Геннисаретского. К Нему собралось множество народа. Иисус Христос вошел в лодку и оттуда начал учить. Он говорил: вышел сеятель сеять… и, когда он сеял, случилось, что иное семя упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Ученики спросили Иисуса Христа: что значит эта притча? Он им отвечал, что семя есть слово Божие, земля – сердце человеческое; семя, посеянное при дороге, означает грубых и рассеянных слушателей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа, и диавол без труда уносит его. Упавшее на каменистую землю означает людей непостоянных и малодушных, которые хотя и с радостью принимают учение Христово, но при первом же искушении или гонении отпадают; упавшее между тернием семя означает тех, которые слушают слово Божие, но житейскими заботами и наслаждениями заглушают его. Лишь семя, которое упало на добрую землю, означает людей, которые принимают слово Божие с чистым сердцем, хранят его и приносят плод в терпении. Глава 15. Укрощение бури

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

    «И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию». Того, что сказано доселе, было бы и достаточно. Сообразно с ним слова Писания, в которых, как читаем, Бог сказал: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию» выражают ту мысль, что подобие Божие, по которому сотворен человек, может быть принимаемо за само Слово Божие, т. е. единородного Сына Божия, хотя с другой стороны, человек, конечно, не представляет собою самого этого образа и подобия равного Отцу: правда, и человек есть образ Божий, как это весьма ясно показывает Апостол, говоря: «муж убо не должен есть, покрывати главу, образ и слава Божия сый» (1 Корнф. XI, 7); только этот, сотворенный по образу Божию, образ не равен и не совечен Тому, образом Кого он служит, да и не был равен, если бы даже и не согрешил никогда. — Но Божественные слова: «сотворим человека по образу нашему и по подобию» скорее должны быть принимаемы в том смысле, в котором бы изречение это понималось не в единственном, а во множественном числе, — именно так, что человек сотворен по образу не одного Отца, или одного Сына, или одного Святого Духа, а всей Троицы. А Троица такова, что Она есть един Бог; с другой стороны, и Бог един так, что Он есть Троица. В самом деле, Он не говорит Сыну: «Сотворим человека по образу Твоему», или «по образу Моему», но говорит во множественном числе: «по образу нашему и по подобию»; а кто же осмелится от этой множественности отделять и Святого Духа? Но так как эта множественность — не три Бога, а един Бог, то поэтому именно, надобно думать, Писание выражается дальше в единственном числе и говорит: «И сотвори Бог человека, по образу Божию»; так что [слова эти] не следует понимать так, как будто бы Бог Отец [сотворил человека] по образу Бога, т. е. Сына Своего: в противном случае как будет верным. сказанное: «по образу нашему», если человек создан по образу одного Сына? А так как сказанное Богом: «по образу нашему» верно, то слова: «сотвори Бог человека по образу Божию» значат то же, как если бы было сказано: «по образу Своему»; чтО и есть Сама Троица.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Грех — это самое роковое обвинение против человеческого рода, против всего, именуемого человеком. И никто из людей не может оправдать человека в этом обвинении, ибо все грешны, все — под обвинением. Естественно, что пречистое и пресвятое Божие естество гневается на грех как на нечто противо-Божие и противоестественное. Апостол, сверху донизу пронизывающий взором всю трагичность человеческого существа, обезвоженного и пораженного смертью, возвещает с высоты своих Божественных видений: «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим.1:18; ср.: Рим.2:8), то есть на всякий грех, который всегда коренится в безбожии, в противлении Богу и в неправде, которая есть нечто онтологически богоборческое. Лишь в безгрешной Личности Богочеловека человеческое естество предстало Богу без греха, полностью святым и совершенным. И когда безгрешный Господь по человеколюбию принес Себя в крестную жертву, тогда с человеческого естества вообще снято обвинение и укрощен Божий гнев.    В Личности безгрешного Богочеловека человеческое естество впервые было оправдано перед Богом и гнев Божий был от него отвращен. Поэтому Спаситель во всецелой Своей Богочеловеческой Личности и во всех Своих делах являет Собой и действительно есть умилостивление перед Богом за наши грехи, по слову святого Воанергеса: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:2; ср: 1Ин.4:10). Оправдания перед Богом достигает каждый человек, в подвиге веры соединяющийся с безгрешным Господом Иисусом. Эту бесконечно таинственную и спасительную истину возвещает богоглаголивый Апостол: «Христос, когда еще мы были немощны» (то есть были порабощены грехом, ибо грех — это единственная сила, расслабляющая человеческое существо и делающая его немощным), «в определенное время умер за нас, безбожников» (в синод. тексте: «за нечестивых. — Примеч. пер.») — (то есть за всех людей, ибо грех — это единственная сила, уводящая от Бога и обезбоживающая человеческое существо). «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам» (то есть ко всем людям вообще) «доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим.5:6-10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бог одарил Авраама многими знаками любви. Он обещал Аврааму и Сарре, что у них будет сын. В ознаменование того, что они станут прародителями великого народа, Бог переменил их имена: Аврам стал Авраамом, Сара Саррой. Супруги очень хотели сына. Но они были уже преклонного возраста. Услышав Божие обещание, Сарра не удержалась и рассмеялась: «Может ли у стариков родиться младенец?» Потому она и назвала впоследствии сына своего Исаак (смех мой). Он принес родителям великую радость. И сказал Бог , что он установит Завет (согласие) между Собою и Авраамом. То было обетование Божие продолжить дело спасения всех людей посредством Авраама, Исаака и их потомков. Испытание веры Однажды Бог велел Аврааму привести единственного сына Исаака на гору и принести его в жертву Богу. Авраам очень опечалился, но он во всем полагался на Бога и потому был готов исполнить Его поведение. Но когда он связал возлюбленного сына и собирался заколоть его ножом, Господь удержал руку и показал ему на барана, запутавшегося в кустах, чтобы он принес того барана в жертву вместо сына. Бог знал, что вера и упование Авраама подлинны, и обещал ему, что произойдет от него «народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли». Бог любил Авраама и Сарру. Он знал, что Авраам верен ему и потому не позволил принести в жертву единственного сына. Спустя множество поколений Сам Бог пожертвовал Своего Единородного Сына ради нас. Господь наш Иисус Христос добровольно умер на Кресте, чтобы мы были спасены и удостоились вечной жизни. Сам Бог исполнил то, к чему Он не стал принуждать Авраама. 1-Попечение о земле Люди питаются плодами растительного и животного мира, поэтому они в немалой степени зависят от природы, от погоды, почвы, произрастания плодов земных и т.д. Хотя это касается всех нас, несомненно, что такая зависимость от природы гораздо понятнее и очевиднее людям, живущим в деревне. А сегодня большая часть людей живет в городах. Вместе со своими домашними подумайте о тех видах человеческой деятельности, которые непосредственно зависят от природы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Все, изучающие Библию, находят много мест, которые показывают заблуждение тех, кто утверждает, что Святой Дух является просто Божьей силой. Одним из таких мест Священного Писания есть объяснение апостола Павла о том, что через Святого Духа было дано много даров Церкви; одним из которых был дар чудотворения (см. 1Кор.12:4-11 ). Если же Святой Дух есть просто «сила», то тогда Он был бы просто одним из даров. Имеются также другие места Библии, показывающие, что Он есть Личность, а не просто «дар» или «сила». Луки. 4:14 – «И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею». Деяния Ап.10,38 – «Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета». Римлянам 15,13 – «… дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою». Римлянам 15,19 – «Силою знамений и чудес, силою Духа Божия». Если бы эти возражения заблуждающихся были бы верны, то должно было быть сказано так: «И возвратился Иисус в силе силы в Галилею», или: «дабы вы, силою святой силы, обогатились надеждою». Апостольское благословение тогда читалось бы так: «благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение «святой силы» со всеми вами». Никакой разумный человек не может принять такое извращение Священного Писания. 3. Возражения против учения о Святой Троице Много раз был задан вопрос: «Какие вы имеете доказательства о том, что Бог не есть одна Личность?» Ответом может служить следующее: Единство Божие ясно описано в Библии, и признание, что вселенная не имеет места для другого Бога, не делает необходимым отрицание трех Лиц, Которые в сущности являются Одним Богом. Мы делаем заключение на основании текстов Библии. Ветхий Завет обычно называет Бога, применяя множественное число «Элохим» (Ред. – Элохим – множественное число от древне-еврейского слова «элоах»=Бог), а также местоимение «Мы». Наиболее выдающимся из этих текстов является Второзаконие 6,4 – «Слушай Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть». Здесь слово «Бог наш» стоит во множественном числе (в древне-еврейском тексте) и имеет целью показать Единство Божие. Имеется много других текстов, также упоминающих имя Бога во множественном числе, таких как следующие:

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

И был теперь, как смертные, как мы. Ведь именно в этом образ Христа: человек без власти, без противоборства, без какой бы то ни было земной силы. Один! Оставленный, преданный, брошенный всеми. И побеждающий. Пастернак продолжает: Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду. Я в гроб сойду И в третий день восстану, И как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты... «И может загореться на ходу». В этом «может загореться» – заключен ответ на сомнения трезвого разума. О, если бы каждый из нас, знающих пасхальную радость, слышавших о победе, поверивших в то, что неведомо для мира – но для него и в нем – совершилась она, если бы каждый из нас, забыв о числах, количествах и массах, эту радость и веру передал еще только одному человеку, тронул ею одну человеческую душу? Если бы эта вера и радость тайно присутствовали в каждом, пускай самом незначащем разговоре, были с нами в наших трезвых буднях – они начали бы сейчас, здесь, сегодня преображение мира и жизни. Не придет Царство Божие приметным образом,– сказал Христос ( Лк.17:20 ). Царство Божие приходит каждый раз – в силе, свете и победе,– когда я, когда каждый верующий выносит его из храма и им начинает жить в своей жизни. Тогда все, все время, в каждую минуту «может загореться на ходу...» Фома неверующий Если не увижу – не поверю... – так сказал Фома ( Ин.20:25 ), один из двенадцати учеников Христа в ответ на радостные рассказы тех, кто видел своего распятого и мертвого Учителя – воскресшим. И через восемь дней, по рассказу Евангелия, когда ученики снова были все вместе, явился Христос и сказал Фоме: Тронь, осязай Меня, убедись... И Фома воскликнул: Господь мой и Бог мой. И тогда Христос сказал ему: Ты поверил, потому что увидел меня. Блаженны те, которые не видели и уверовали ( Ин.20:26–29 ). По существу, миллионы людей думают и говорят так, как говорил Фома, и полагают, что такой подход – единственно правильный, единственно достойный мыслящего человека. Если не увижу – не поверю... На нашем современном языке – не называется ли это «научным» подходом?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Любим ли мы Бога? И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него. (Еф. 3: 9–12) Все домостроительство Божие и дело, совершенное Богом для спасения человека, было тайной Бога, сокрытой в Нем. И Промысл Божий о человеке был таков, чтобы человек не оставался в падении, не оставался пленником сатаны; Бог сплел огромную сеть, в которую уловил даже самого сатану, уже уверовавшего было в свою победу – в то, что ему удалось поразить образ Божий, низложить человека – самое красивое творение Божие. Но Промысл Божий был иной: чтобы человек не оставался в этом разложении, а имел возможность – разумеется, будучи свободным, – не только возвратиться туда, к началу, к тому, каким создал его Бог, но и пойти намного дальше – стать настоящим чадом Божиим. Все это было в Божием замысле, потому что Бог не хочет, чтобы человек погиб. Это единственное, чего не хочет Бог, – Он не хочет порока, не хочет греха, не хочет, чтобы человек погиб. Он – Бог и делает все, чтобы спасти человека. Так задумайтесь над тем, что это значит: всемогущий Бог делает все для спасения человека. Единственное, чего Он не делает, – не потому, что не может, а потому, что не хочет этого делать, – это отнять свободу у человека. Он никогда не делает этого, никогда не отнимает у нас свободу. Он посылает нам приглашения прийти к Нему. Не принуждает нас силой подойти к Нему ближе, а шлет нам много приглашений, подает много поводов к тому, чтобы мы полюбили Его. Подумайте: прежде всех веков, еще до того, как мир был создан, Бог, так сказать, думал о нас, знал каждого из нас, испытывал эту любовь к нам, ради нашего спасения! Намерение Его было таково, чтобы мы не погибли, не сгинули где-нибудь вдали от лица Его.

http://pravoslavie.ru/51431.html

Нам, церковным людям, Господь даровал принять евангельское семя. Но «принять» – это еще не все. После принятия слова Божьего нужно в нем утвердиться. «В котором и утвердились», – добавляет Павел. Очевидно, что дар Божий требует ответного усилия с нашей стороны. Евангелие в этом смысле можно уподобить новой компьютерной программе, которая сама по себе, без участия человека, работать не будет. Ее нужно инсталлировать, запустить, научиться работать в ней, беречь ее от вирусов. Утвердиться в Евангелии – значит запустить эту программу спасения в своей жизни, начать процесс актуализации евангельских смыслов в повседневности, в быту. А утвердившись таким образом, мы вступаем на твердый путь спасения. «Которым и спасаетесь», – продолжает апостол. Принятое в сердце, попав на добрую почву души честной и зрелой, понявшей нечто важное о жизни, слово Божие входит в полную силу и меняет человека до неузнаваемости. Но Павел напоминает об обязательном условии спасения: «если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали». Вот неожиданный удар, который нужно выдержать! Оказывается, можно уверовать «тщетно». Можно стать как «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5), о которых пишет Павел к Тимофею. Можно быть кем-то, но не тем, «чем должны быть» (2 Кор. 13:5). Можно казаться гробами окрашенными, «которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23:27). А чтобы быть тем, чем мы должны быть, говорит Павел, нужно «удержать преподанное». Что это значит? Сохранить неповрежденным единство в духе и в учении и не дать погаснуть огню веры. Итак, вот цепочка, выстраиваемая Павлом. Приняв слово Божие, необходимо в нем утвердиться – уразуметь его и начать жить по нему. Начало же жизни по Евангелию означает вступление в благословенные ряды спасаемых – в Церковь (заметим, братья и сестры, что не только крещение вводит человека в Церковь, но и жизнь по Евангелию). Плодотворное же пребывание в Церкви возможно только при условии единства с Ней, единства в духе и учении. Только тогда не тщетна будет наша вера, только тогда мы будем «то, чем быть должны» (2 Кор.13:6).

http://pravoslavie.ru/115162.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010