Условия для вступления в Царство: «Покайтесь (дословно: перемените образ мыслей), ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Вход в это Царство возможен только через таинство Крещения, в котором человек рождается для духовной жизни: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5).    Смирение, вера, послушание и стремление к добру — это необходимые для верующих качества. «Блаженны нищие духом» (смиренные) (Мф. 5:3) — это первая заповедь Христова. «Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:14, 15). Потом идут заповеди: блаженны плачущие (кающиеся), кроткие, любящие правду, милостивые, чистые сердцем, гонимые за правду (Мф. 5 гл.). «Овцы слушаются голоса его» (Ин. 10:3). Взор христианина направлен к небу: «Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12).    Следует отдельно сказать и об отличии праведной жизни от греховных и чуждых Церкви обычаев светского мира: «Я избрал вас от мира», т. е. выделил из него и «Царство Мое не от мира сего», — говорит Спаситель (Ин. 15:19, 18:36). Сила Церкви не в многочисленности ее членов, но в помощи свыше: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Принадлежность к Царству Божию — не внешняя регистрация, но внутреннее обновленное состояние: «не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:20, 21). «Мы (Святая Троица) придем к нему (возлюбившему Бога) и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). «Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор. 4:20). Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях    Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Когда же невинная и наивная Мария по–детски спросила: Как будет это, когда Я мужа не знаю? — небесный благовестник ответил Ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя… ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1,34–37). Не два ли семени, Феодул: как растительное, так и животное — начали существовать по слову Творца? Собственно, первозданное, исконное семя — это и есть слово Создателя. Силой Его слова обрело свое бытие и людское семя в первом человеке, в праотце человеческого рода, в Адаме. И сказал Бог… И стало так — написано на первой странице Книги Жизни, единственно блистающей в грудах мрачной исписанной бумаги (см.: Быт. гл. 1). И сказал Бог, чтобы Святая Дева Мария родила Христа — и стало так. Что способно воспротивиться слову Божию? Не смог противостать ему мрак, когда сказал Бог: Да будет свет — и свет действительно стал существовать. Не сильна была противоборствовать ему земля, когда Бог приказал ей произрастить из себя траву и прочие растения, в которых семя по роду их (Быт. 1, 11). Не посмело сопротивляться ему темное космическое пространство, когда Бог определил воссиять в нем солнцу, и луне, и звездам. Равно как и вода, и воздух не решились сказать: «Нельзя» — когда Бог наполнил их рыбами и птицами. Не возмутилась и дольняя пыль, когда громогласно раздалось Божие повеление, чтобы образовались из нее животные, и все скоты, и все земные звери по [родам] их [и по] видам. Не отпрянуло назад и земное брение, когда Зодчий всех зодчих взял его в качестве материала для создания человека, самого возвышенного Своего творения под солнцем. И действительно, ничто на небе и на земле не смогло не отозваться на слово Божие: «Да родится от Пречистой Девы Марии Иисус Христос, Спаситель мipa»; но как только сказал Бог — и стало так. И зачала Мария по слову Божию, и родила Сына, и нарекла Ему имя Иисус. Без плотской похоти [это было] и без хотения мужа, а от Бога. О Феодул, что пользы в семени без силы и воли Божией? Подумай только, сколько на земле неродящих женщин — не из–за недостатка семени, а из–за оскудения Божия благословения, Божией силы . Разве когда–нибудь родилась бы Дева Мария от состарившихся родителей, Иоакима и Анны, без силы слова Божия? И разве когда–либо явился бы в мip великий Иоанн Креститель из дряхлого и иссохшего тела Елисаветы без силы Божия слова? Никогда. И сколько семян на полях остается без плода, если не раздастся Божие слово, Божие повеление. Если же Бог прикажет, то любое семя — и растительное, и животное, и человеческое — приносит плод. А если не прикажет, то тщетно всякое семя и посрамлен любой сеятель. Следовательно, без Божия слова семя не плодоносит. А слово Божие и без семени приносит желанный плод. Слово Божие могущественнее любого семени. Только оно способно беспрепятственно действовать как через семя, так и без семени. Слово Божие — истинное семя, которое никогда не остается бесплодным.

http://predanie.ru/book/217172-edinyy-ch...

Пространно говорит о Божественном Провидении Иисус, сын Сирахов: Бог провидит все из века в век, и ничего нет дивного пред Ним; пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. Нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все создано для своего употребления ( Сир 39,25–27 ). Прошедшее, настоящее и будущее видит Бог, рассматривает и предвидит в одно мгновение Своего зрения. Все Его очам присущи: Адам и антихрист, весь род человеческий, все создания. Никогда Провидение Божие не может измениться; хорошо выражено это Сирахом: все дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время исполнится; и нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все в свое время откроется ( Сир 39, 21–22 ). Поэтому и говорит блаженный Августин : «Признавать бытие Божие и не признавать, что Он предвидит все будущее, – это очевидное безумие» 181 . Воистину, Провидение Божие быстро распространяется от одного конца до другого и все устрояет на пользу ( Прем 8, 1 ): от высочайших Серафимов даже до малейшего на земле муравья недремлющее Божие попечение нисходит, тем более никогда не удаляется. Еще в древности Моисей и Аарон провозгласили: сегодня вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской. Я утром увидел Его славу ( Исх 16, 6–7 ). Истинно, в смертный вечер все мы узнаем дивное о нас Божие Провидение; ибо от Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? ( Притч 10, 24 ). Часто Бог, мудро промышляющий о нас, ведет нас по бедственным, едва проходимым жизненным дорогам, но Господь хорошо знает, какой дорогой введет Он в небесные райские сады. Зачем же поднимать нам жалобные вопли против мудрейшего и весьма надежного Путеводителя в нашей жизни? Зачем говорить, если мы идем по пути, определенному нам Богом: «Куда Ты нас ведешь? Кажется, мы давно уже совратились с правого пути». «Не печалься, мой друг – таинственно говорит нам Бог, – верь только Мне: Я проведу тебя благополучно, ты нимало не поскорбишь, когда окончишь путешествие». Так каждого из нас на жизненном пути со дня рождения и до дня исхода в жизнь вечную провожает Божие Провидение, если только останемся верными путеводительству Божиему, указанному нашим Спасителем во Святом Его Евангелии. Довольно для нас, что это – единственный безбедный путь, и что в том, когда он покажется трудным и неудобопроходимым?  2 

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

И так мы думаем по следующим соображениям. Свою мысль о непреложности законов ветхозаветного царства защитники смертной казни доказывают известными словами нагорной беседы: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Этими словами со всей несомненностью утверждается глубочайшее единство обоих заветов. Но какое единство? Если единство по букве закона, как думают защитники смертной казни; если единство в том, что ветхозаветные законные постановления сохраняют силу и в Царстве Христовом, то на каком же основании утверждается самими защитниками такого буквального понимания отмена обрядового ветхозаветного закона, совершенная Апостолами; на каком основании сами они не требуют восстановления всех законов Моисея в гражданском устройстве; почему Сам Христос Спаситель говорил, что законы о разводе даны были Моисеем только по жестокосердию народа ( Мф.19:8 )? Ведь прямо сказано: «ни одна йота или ни одна черта не прейдет» ( Мф.5:18 ). На каком же основании защитники смертной казни защищают эту черту Моисеева закона, а не защищают множество существенного из содержания законов Моисеевых, потерявших всякое значение в жизни Христова Царства? Очевидно, что этими словами Христа Спасителя, действительно утверждающими органическую связь обоих заветов, выражается более глубокая мысль, чем только сходство заповедей новозаветных и ветхозаветных. И согласно с учением Церкви и самого новозаветного откровения нам не трудно понять истинный смысл этих слов Господних. Чтобы не заслужить упрека в произвольном толковании этих слов, воспользуемся самым популярным их толкованием, на основе святоотеческого понимания, преосв. Михаила. И вот что мы читаем в этом толковании: «Христос пришел на землю, чтобы на Нем исполнилось все ветхозаветное Слово Божие... Он исполнил ветхозаветный закон и пророков, во-первых, совершением всего сказанного о Нем пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Итак, когда двенадцать колен израильских должны были разделиться, то пророк Ахия раздирает свою одежду. Но как народ Христов разделяться не должен, то хитон Христов, связно сотканный повсюду, не был разодран возобладавшими им: нераздельной крепостью своей связи он указывает не неразделимое согласие всех нас, которые облеклись во Христа. Таким образом, таинственным знамением Своей одежды Господь предизобразил единство Церкви. 7 . Кто же столь нечестив и вероломен, кто настолько заражён страстью к раздорам, что почитает возможным или дерзает раздирать единство Божие – одежду Господню – Церковь Христову? Сам Господь напоминает в своём Евангелии и поучает нас, говоря: «И будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Кто же подумает, что в одном месте могут быть или многие Пастыри, или многие стада? Апостол Павел, внушая нам то же самое единство, умоляет и увещевает нас, говоря: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). И в другом месте он говорит: «Снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе» ( Еф.4:2–3 ). А ты думаешь, что можно стоять и жить в удалении от Церкви, устраивая себе другие различные жилища? Но Рааве, прообразовавшей Церковь , именно сказано: «Отца твоего и матерь твою и братьев твоих, всё семейство отца твоего собери к себе в дом твой; и если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы свободны; а кто будет с тобою в доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснётся его» ( Нав.2:18–19 ). И таинство Пасхи, по закону, выраженному в книге Исхода, тоже требовало, чтобы агнец, закалаемый во образ Христа, снедаем был в одном доме. «Бог так говорит: В одном доме должно есть её, не выносите мяса вон из дома» ( Исх.12:46 ). Плоть Христова – святыня Господня – не может быть выносима вон из дому; а для верующих нет другого дома, кроме единой Церкви. Этот дом, эту обитель единомыслия Дух Святой обозначает в псалмах, говоря: «Бог вселяет единомысленные в дом» ( Пс.67:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Долго, до глубокой старости, Авраам и жена его Сарра дожидались обещанного потомка, от которого должен был произойти великий народ. И вот однажды, сидя у своего шатра под дубом (Мамрийским), Авраам увидел трех странников, поспешил к ним навстречу, поклонился им до земли и пригласил в свой шатер. Странники вошли к нему и приняли его угощение. Но скоро Авраам узнал, что под видом трех странников явился ему Триединый Бог (Пресвятая Троица). Господь Бог открыл Аврааму, что через год у него от Сарры родится сын. Обещание Божие исполнилось. Когда Аврааму было сто лет, а жене его Сарре девяносто лет, у них родился сын, которого они назвали Исааком. Авраам всей душой любил своего сына. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытанием укрепить веру Авраама, повелел ему: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Как ни тяжело было Аврааму исполнить это повеление Божие, он решился исполнить его. Рано утром он взял с собою дров, огонь и Исаака и отправился в путь. Только на третий день Господь указал ему гору для жертвоприношения. Исаак взял дрова на плечи, Авраам огонь и нож, и оба пошли на гору. Дорогою Исаак спросил у отца: «где же агнец для всесожжения?» – «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой», – ответил ему Авраам. – Когда взошли на гору, Авраам открыл сыну повеление Божие о нем. Исаак покорился воле Господней. Тогда Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на дрова и уже поднял нож, чтобы заколоть его. В это время Ангел Божий удержал руку Авраама и сказал от имени Господа: «не поднимай руки своей на отрока, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел единственного своего сына для Меня». Авраам оглянулся и увидел овна (барана), запутавшегося рогами в чаще. Этого овна он и принес в жертву, вместо сына своего Исаака. Господь благославил Авраама за веру и послушание и дал обетование, что «в семени его благословятся все народы», то есть, что из его потомства произойдет Спаситель всего мира. Это благословение Божие от Авраама перешло на Исаака, а от Исаака на сына его Иакова, по прозванию Израиля. 8. Видение Иаковом таинственной лестницы

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

26. Единство личности Христа у апостола . Апостол, сохраняя это единство личности во Христе, тем самым укрепляет церковь Коринфян в вере истины: Ибо я прежде всего передал вам, что и сам принял, потому что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и потому что Он был погребен, и потому что Он воскрес в третий день по Писанию (1 Кор. 15, 3, 4). Он сказал, что мертвое были не телом Христа, а Христом, чтобы сохранить единство Личности Бога и человека; но чтобы показать сущностное свойство Божества и человечества, в другом месте (как мы уже сказали выше) он говорит: Ибо, хотя и распят немощью, но живет силою Божиею (2 Кор. 13:4). ). Необходимо обратить внимание на превосходную силу апостольских высказываний. Ибо если бы Павел сказал о Христе, что Он распят по немощи, а живет добродетелью, и не прибавил от Бога,  что слабость человеческой страсти не следует смешивать с бесстрастием Божественной силы; но когда Павел приписывает силу Божеству, кто не видит, что он возвещает то, что кажется человеческой слабостью? Ибо то, что он говорит о Христе, поскольку Он живет силой Божией, Он, конечно, живет Своим Богом, потому что Он есть сила Божья, и поэтому он живет, как живет Отец, поскольку Он - это путь, истина и жизнь. Ибо для того, чтобы апостол Иоанн намекнул нам на единую жизнь Отца и Сына, апостол позаботился поставить это в начале своего послания: что было от начала, что мы слышали, что видели своими глазами, на что мы смотрели, и руки наши касались Слова жизни, и жизнь явилась: и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам Вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам (1 Иоан. 1:1). Сын Божий, о Котором Слово Божие сказало выше. Далее он упомянул о жизни: но что есть Слово жизни, как не Слово Божие? А поскольку Слово есть жизнь жизни, то эта жизнь, Слово жизни и жизнь, которой является Слово, безусловно, одно и то же. Итак, поэтому Христос, умерший в немощи, живет силою Божиею, потому что для Него о быть жизнью, значит быть силой, и поэтому Ему надлежит иметь возможность жить. И потому ни в страсти жизнь не оставила добродетели, ни в смерти Христа добродетель не отошла от жизни, ибо Христово Божество (которое есть добродетель и жизнь) не могло измениться. 

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Имея власть «рассеивать» в мире даже учеников Твоих, но не как учеников Истины, а как подданных различных государств и сторонников разных земных идей, связанных теми шли другими еще плотскими узами и несовершенствами, сатана – невольно – способствует этим рассеянием проникновению пшеницы Божией в отдаленнейшие углы и сферы земной жизни. Так, силою любви Твоей и премудростью Твоею, истинно верующие в Тебя всегда и всюду соединены, в Духе, как бы ни были они рассеяны и разбросаны в мире, по своим странам, обществам, домам и храмам. Пшеницу сатанинского рассеяния ( Лк.22:31 ) Ты Благодатью Своею претворяешь в благословенную пшеницу Своего сева, приносящую плод, «иное тридцать, иное шестьдесят и иное сто» ( Мк.4:8 ), во всех сферах жизни, во всех углах земли, где только может прозябнуть зерно Истины. Пусть не тревожатся верные Твоей Истине, вида это великое и удивляющее ангелов рассеяние Божьего зерна в мире. Рассеяние претворяет Христос в сеяние. Придет час и соберет Хозяин Жатвы пшеницу Свою в житницы Небесные... И убежит старая земля от Лица Господня... и «не найдется ей места» ( Откр.20:11 ). А пока Ты, Блаженный Промыслитель, позволяешь сеять людей, как пшеницу, не только диаволу, в злобе и гордости своей слепому, – и не только попускаешь злым и гордым людям действовать так же, как их духовный отец – диавол, – но – о Тайна Святой Церкви! – Ты Сам, Господи, рассеиваешь в мире Своих учеников, «как пшеницу», – завещая им, как Петру, утверждаться в Тебе и утверждать братьев. Созерцание второе «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ея луна, и на главе ея венец из двенадцати звезд» ( Откр.12 ). Ты – вся Истина Церкви. Человек – образ Твой и подобие, есть образ и подобие Церкви. Члены, силы и действия человека должны быть едины в Тебе. «Дом же его – мы» ( Евр.3:6 ). Но созданный свободным и не принужденным к добру, человек пал; и с человеком пала церковь человеческая. Разодралось Божие и человеческое. Остался образ Божьей Церкви в человеке, но человек утерял подобие Божие и, расколовшись во внутреннем единстве своей жизни, низринулся в самостную жизнь, где ныне служит сам себе, а не Тебе, Богу Живому и Истинному. Либо служит идолам – и «идеалам» – как богам, по своему образу. Или же Тебе, Единому Богу, но – по своей греховной воле, а не по Твоей воле святейшей. Распались чувства, человека, утерялось его целомудрие. Действия и силы его лишились единства. Посмертное разложение «душевного» ( 1Кор.15:44 ) тела человеческого – лишь внешне выявляет внутренний распад человеческих сил, отошедших от единства Твоего и единства в Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Над созиданием тела Церкви трудится каждый член Церкви, проходя тот или иной евангельский подвиг. Ведь каждый подвиг входит, вочленяется в Церковь — и так растет ее тело. Растет нашей молитвой, нашей верой, нашей любовью, нашим смирением, нашей кротостью, нашим милосердием, — всем тем, что есть в нас евангельского, что возбуждает в нас жажду Христа, что воспламеняет нас любовью ко Христу. Мы духовно возрастаем Церковью, а тем самым растет и она сама. Поэтому ««все... да будет к назиданию»» (1Кор.14:26), к созиданию Христовой Церкви, ибо все мы призваны «устроиться в жилище Божие Духом» (Еф.2:22). Что представляют собой христиане? — «Божие строение» — οκοδομ (1Кор.3:9). Каждым своим благодатным даром, каждой своей добродетелью, каждым своим подвигом, каждым своим покаянным вздохом — христианин «созидает Церковь» (ср.: 1Кор.14:4-5, 12, 26). Все мы Церковью растем к небу, каждый из нас возрастает через всех и все через каждого. Посему это благовестие и заповедь обращены ко всем и к каждому из нас, дабы тело получало «приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16). А созидательная, зиждущая сила суть Святые Таинства и святые добродетели, в первую очередь — любовь: «Любовь созидает» (οκοδομε=«созидает», «устрояет», «назидает») (1Кор.8:1).    Какова цель созидания тела Христова и нашего в нем духовного возрастания? — Дабы «все мы пришли»: во-первых — «в единство веры и познания Сына Божия», во-вторых — «в мужа совершенного» и в-третьих — «в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13).    1. В единство веры и познания Христа приходят только в общении со «всеми святыми» (Еф.3:17-19), только соборной жизнью «со всеми святыми» — под верховным руководством святых Апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей. А их — начиная с Пятидесятницы и далее через все века, вплоть до Страшного Суда, — пресвято наставляет и направляет Дух Святой. Дух же Святой — и есть Тот «один Дух» в теле Церкви (Еф.4:4). В Нем и от Него — и «единство веры и познания Сына Божия», Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вера в присутствие Божие во время трапезы издавна и глубоко была укоренена в иудейской религии. В одном из талмудических трактатов раввин Шимон бен Йохай говорит: «Если трое вместе за трапезой не говорят о Торе, то они совершают языческое жертвоприношение. Если же трое за совместной трапезой говорят о Торе, они вкушают хлеб за трапезой у Бога». Говорить о Торе – значит читать Слово Божие и пояснять его. Таким образом, тот, кто за трапезой возглашает Слово Божие, ест хлеб у Бога в Царстве Небесном. Он как раз и есть тот, кто «блажен, ибо вкусит хлеба в Царстве Божием» (Лк.14:15). В 20й главе Деяний святых апостолов рассказывается о том, как совершал Евхаристию апостол Павел. Мы видим, что он толкует Слово Божие ученикам, а затем преломляет хлеб. В Первом Послании к Тимофею мы найдём еще одно важное свидетельство об этом. Павел осуждает людей, «запрещающих… употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением (то есть с Евхаристией. – Г.Ч. ). Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением; потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:3–5). Как видим, в Послании подчёркивается, что благодарение соединяется с возвещением Слова Божия. Как в Слове Своём присутствует Сам Бог, так присутствует Он в Святых Тайнах. Во время Литургии оглашенных Господь присутствует в нас через Слово Своё, возглашаемое с амвона, а во время Литургии верных Христос присутствует среди нас в Святых Тайнах, преложенных в Его Тело и Его Кровь. Таинство Евхаристии, или Тайной Вечери, которая совершается по слову Христову: «Сие творите в Моё воспоминание», есть прежде всего таинство нашей встречи со Христом и соединения всех нас в одно целое, в Его Церковь. Страшно, когда зачастую причащение Святых Тайн во время Литургии воспринимается как некая награда за хорошее поведение. Это не награда, а лекарство, это единственный способ прорыва к Богу! Один святой говорил: «Ты недостоин участвовать в Евхаристии, причащаться. Да, недостоин, но тебе это необходимо!»

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010