Прот. Марк. 1–4; Афанас. Сл. на язычн. 6–7; Кирил. Иерусалимский. Оглас. 6; Дамаскин. Изл. веры, IV, 20). Отдел второй. О Боге троичном в лицах § 22. Богооткровенность догмата ο Пресвятой Троице. Особенная его важность и непостижимость. Понятиями ο совершенствах Бога, единого по существу Своему, не исчерпывается вся глубина богопознания, какое даровано нам в откровении. Оно вводит нас в глубочайшую тайну жизни Божества, когда изображает Бога единым по существу и троичным в лицах. Познание этой глубочайшей тайны дает человеку только откровение. Если до некоторых познаний ο свойствах божественной сущности и до призвания единства Божия человек доходит путем собственных размышлений, то до такой истины, что Бог един по существу и троичен в лицах, что есть Бог Отец, есть Бог и Сын, есть Бог и Дух Святый, что «в сей Св. Троице ничтоже первое и последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны» (симв. св. Афанасия), — до этой истины не может возвыситься естественными силами никакой человеческий разум. Догмат ο троичности лиц в Боге есть догмат богооткровенный в особенном и полнейшем значении этого слова, догмат собственно христианский. Исповедание этого догмата отличает христианина от иудеев, и от магометан, и вообще от всех тех, которые знают только единство Божие (что исповедывали и лучшие из язычников), но не знают тайны ο триипостасности Божества. В самом христианском вероучении этот догмат есть догмат коренной или основной. Без признания трех лиц в Боге нет места ни учению ο Боге-Искупителе, ни учению ο Боге Освятителе, так что, можно сказать, христианство, как в целом своем составе, так и в каждой частной истине своего учения опирается на догмат ο Св. Троице. Являясь краеугольным догматом христианства, догмат ο Пресвятой Троице в тоже время есть и самый непостижимый, и не для людей только, но и для ангелов. Самое живое воображение и самый проницательный ум человеческий не могут постигнуть: каким образом в Боге три лица, из которых каждое есть Бог, не три Бога, а один Бог? Каким образом все лица Св. Троицы остаются совершенно равными между собой и в то же время так различными, что одно из них — Бог Отец является началом других, а другие зависимы от Него по бытию, Сын — чрез рождение, Дух Св. — чрез исхождение? По обычным человеческим представлениям такое отношение между лицами — признак подчиненности одних другим. Что такое, наконец, в Боге рождение и исхождение, и какое различие между ними? Все это ведомо только Духу Божию. Дух бо вся испытует, и глубины Божия. § 23. История догмата ο Св. Троице

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

13 об. и 14 в конце книги). 2) Большой Катехизис. Большим 45 или Великим Катехизисом называется книга, заключающая в себе изложение веры в вопросах и ответах. Она написана протоиереем г. Корец (ныне местечко Волын. губ.) Лаврентием Зизанием, в конце XVI или начале XVII столетия, на литовском языке, а потом переведена на славянский. В этом переводе, с некоторыми исправлениями, 46 Катехизис был напечатан в 1627 г. Во второй половине XVIII в. он был не раз перепечатан в юго-западных типографиях и, между прочим, в Гродненской в 1787 г. Последнее издание самое распространенное. Не смотря на исправления, Большой Катехизис не свободен от ошибок. Так, в нем встречаются мнения латинские: об епитимьях (лл. 66, 390), о пресуществлении даров на евхаристии (лл. 383 об. и 386 об.) и о священстве (л. 357 об.); места неясные (л. 17 об., 198, 381 и др.), выражения неприличные (л. 352 об. и др.), ошибочные и не точные (л. 311 об. и др.). Однако в общем он содержит православное учение и может быть с пользою употребляем в борьбе с расколом, особенно при рассмотрении учения о Церкви (гл. 25), о таинствах (гл. 72–80), о времени царствования антихриста (л. 102). о чтении 8 чл. симв. веры (ср. лл. 32, 113, 115, 310 и др.) и о троеперстии (л. 5 об.). 3) Малый Катехизис. Малый Катехизис есть сокращение «Православного исповедания» киевского митрополита Петра Могилы . Сначала он был напечатан в Киеве, в 1645 г., под заглавием: «Собрание краткия науки о артикулах веры», а потом – в Москве, в 1649 г. 47 Московские издатели прежде напечатания подвергли его исправлению и при этом внесли такие пункты, каких в киевском издании не было, напр., учение о двуперстии вместо троеперстия, сделали вставки и переделки в символе веры , в имени Иисус и др. 48 Несмотря на это, Малым Катехизисом можно пользоваться при разборе раскольнического учения, особенно по вопросам о Церкви и таинствах. Здесь, кроме того, дано точное понятие о вере (л. 2). Из обрядовых же вопросов замечательно чтение 8-го члена символа веры без слова «истинного» (л. 20 на об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Как в ветхом завете сам Бог устроил Израиль, так и в новом сам Господь Спаситель положил твердые и неизменные начала для своей Церкви. Апостолы получили от Него право и силу образовать и устроить на этих иачалах общество верующих и исполнили свое призвание совершенным образом. Они проповедали евангелие различным народам, раскрыли смысл его в возможной полноте, образовали из верующих единое по духу общество и учредили в нем порядок, вполне сообразный с его назначением, одинаковый для всех мест и неизменный на все времена. Конечно, образование Церкви не так закончено Апостолами, чтобы в ней невозможно или не нужно или не законно было всякое дальнейшее движение по этому пути, но сила в том, что всякое постановление, определение, учреждение в Церкви, являющееся во времена послеапостольские, должно иметь и имеет корень свой в первоначальном, апостольском устройстве Церкви. Поэтому Церковь во все времена может называться, как и называется, апостольской: веруем в апостольскую Церковь . Таковы главные свойства Церкви Христовой, указанные порознь в различных местах писания ( Рим. 12: 4–5 ; Еф. 5:26–27 ; Кол. 3:11 ; Откр. 21:14 и др.), а в совокупности – в исповедании самой Церкви (Симв. вер. чл. 9). Кого не ослепляет невежество или гордость, тот не может не видеть, что вне Церкви невозможна подлинно христианская жизнь, потому что, не держась главы, из которой все тело, будучи соединяемо и скрепляемо составами и связями, растет возрастом Божиим ( Кол. 2:19 ), нельзя участвовать в жизни Христовой. III. Как общество людей, соединяемых под невидимой главой духовным союзом веры и любви и воспитываемых для жизни вечной, Церковь не образует собой особого внешнего царства, отдельного от гражданских обществ или государств. Она состоит из тех же лиц, которые по гражданскому порядку принадлежат к известным гражданским обществам. Это – не мирское, а духовное царство ( Ин. 18:36 ), у которого и цели и средства совсем не те, что у царств мирских. Но, тем не менее, как общество видимое, Церковь земная не может не иметь и внешнего устройства, внешних учреждений, общих для всех членов ее в этом мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Ольга 1 апреля 2018, 22:50 Галина И.,простите,что своим комм. я ввела Вас в соблазн осудить меня. Пытаясь уложиться в 700 симв.,я, видимо,не смогла правильно выразить свою мысль.Речь не о том,что не нужно читать Писание,а о том,что формальный подход не должен ставиться во главу угла.Об этом и говорится в проповеди владыки Тихона. Акценты(в т.ч. и на исповеди)должны быть на делах любви, без которых «вера мертва».Прочитать Евангелие грамотному человеку несложно,гораздо сложнее жить по Нему.Я, как человек, умеющий читать ), за веру осознанную,но при этом не считаю,что верующие «в простоте сердца» не имеют шансов на спасение.Скорее-наоборот.Думаю,таких примеров немало-начиная от благоразумного разбойника.Всего доброго. Ира 1 апреля 2018, 22:14 Я, к сожалению, слушала мало проповедей отца Тихона. Но после проповедей всегда только одна мысль - только по милости Божьей можно так говорить. Спасибо! Александр Алексеевич 1 апреля 2018, 21:10 Спаси, Господи! В Сретенской Обители многое делается для исцеления души и спасения - в том числе и эта проповедь. " Господи, сподоби и меня любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою... " Сердечно благодарю. Спаси, Господи! Галина И. 1 апреля 2018, 19:50 Ольге 1 апреля 2018,15:47. Простите, но как легко вы осуждаете священство за их вопросы на исповеди. Да слава Богу за эти вопросы! Без знания Святого Первоисточника- Слова Божиего- (Откр 19,13) невозможно быть истинным христианином,т.е. " ЖИЗНЬЮ своей изучать Его " , как говорит Владыка.Сначала- знания, потом- умения и навыки. Свт. Игнатий (Брянчанинов)утверждал, что в проповеди Евангелия за теорией должна следовать практика.Слава Богу за наши времена! Ведь 100 лет назад И.Е.Евсеев, проф. СПб-й Дух.Академии, писал: " Библию народ не читает,в народе она почти неизвестна...Святая Русь не любила и не любит Библию " (Ст. " Собор и Библия " , 1917г.). Все святые отцы выросли из Священного Писания! Это база! Ольга 1 апреля 2018, 15:47 Нередко на исповеди звучат вопр.:«Евангелие читаете?Пост соблюдаете?Молитв.правило выполняете?»-вместо того,чтобы спросить что-то по существу.Уже от священства идет зацикленность пасомых на формализме.ВладыкаТихон,нужно хотя бы молодым исповедующим свящ-кам раздать в кач-ве памятки Ваши слова:«Очень важно,чтобы познание Христа не сводилось к форм-ному чтению Евангелия...Мы призваны ЖИЗНЬЮ своей изучать слово Божие..»Небольшая зарисовка сегодн-го дня:

http://pravoslavie.ru/111908.html

      Эта монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период; например, можем видеть ее изображение в мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V века в Равенне. Крест-монограмма «посох пастыря»   Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4:2-5) в знак пастырской власти над словесными овцами ветхозаветной церкви, затем и посоху Аарона (Исх. 2:8-10). Божественный Отец, устами пророка Михея, говорит Единородному Сыну: «Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего» (Мих. 7:14). «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11), — отвечает Небесному Отцу возлюбленный Сын. Граф А. С. Уваров, описывая находки катакомбного периода, сообщил о том, что: «глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает нам весьма ясно, каким образом рисовали загнутый посох вместо всего символа пастыря. На нижней части этой лампы посох изображен пересекающим букву X, первую букву имени Христа, что в совокупности образует монограмму Спасителя» (Христ. симв. стр. 184). Вначале форма египетского жезла была подобна именно пастушескому посоху, верхняя часть которого загнута вниз. Все архиереи Византии награждались «посохом пастыря» только из рук императоров, а в XVII веке все Российские патриархи получали свой первосвятительский жезл из рук царствующих самодержцев. Крест «Бургундский», или «Андреевский»   Святой мученик Иустин Философ, разъясняя вопрос о том, откуда язычникам еще до Рождества Христова стали известны крестообразные символы, утверждал: «То, что у Платона в Тимее говорится (…) о Сыне Божием (…), что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы X, он также заимствовал у Моисея!. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что (…) Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста (…) и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него (Числ. 21:8) (Ин. 3:14). (…) Платон прочитал это и, не зная точно и не сообразивши, что то был образ (вертикального) креста, а видя только фигуру буквы X, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной наподобие буквы X» (Апология 1, § 60).

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ Верую в Господа Иисуса Христа - грядущаго со славою судити живым и мертвым (7 чл. Симв. Веры) Так кто говорит? Так говорит всякий христианин. Но если всякий христианин: то, без сомнения, и я, и каждый из вас. Итак, братья и сестры, вы сердечно веруете, что Иисус Христос, праведный Судия всех земнородных, придет судить всех людей живых и мертвых, которые все оживут или для вечного блаженства, или для вечного осуждения? Вы готовы встретить всемирного Судию и дать ответ на страшном суде Христовом во всяком деле и слове? Добрые дела есть с вами? — Зачем спрашивать больше? Из жизни и поступков христиан ясно видно, что о праведном Судии, о страшном суде, о вечной жизни они забыли и с каждым днем стремительно несутся к вечной погибели, которой и не воображают. Они спешат воспринять утешение свое на земле, чтобы лишиться его на веки — на небе. О том и забота, как бы убить драгоценное время, как бы провести его приятно, а о том, чтобы провести его с пользою для души, чтобы готовить на исход дела свои (Притч 24, 27) , никто не заботится. Желающий вечных радостей мало вкушает земных (Св. Геннадий о вере и жизни христ. ст. 39) , говорит св. Геннадий, патриарх Константинопольский, а у нас земные радости почти непрерывны. Многие из нас живут так, как будто им не придется умереть и отдать отчет в своей жизни. Что это значит? Не от того ли это происходит, что думают покаяться только средь смерти и получить полное прощение? Конечно, Бог не отвергает и во единонадесятый час пришедших к Нему, то есть обратившихся к Нему всем сердцем. Но если сердце ваше было далеко от Бога в самую большую часть вашей жизни: то думаете ли, что его легко можно подвигнуть к Богу, возбудить в нем чувства покаянные перед смертью? О, братия! Тут-то оно и упрется против вас, на погибель вашу. Случалось мне видеть не раз, как трудно слышать слово о покаянии, и как теряются на исповеди пред своим исходом те, которые не думали о своем исправлении и не умели каяться при жизни. Нет, братия! христианская кончина бывает наградою истинным христианам. Кайтесь, по возможности, всю жизнь: и вас встретит мирная кончина с искренним покаянием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2339...

Люди не признают, что они ответственны за свои грехи, не признают души, созданной по образу Божию и по подобию, и сделались мертвецами духовными – трупом, смердящим всякими грехами. А где труп, там соберутся орлы, – говорит Спаситель ( Мф. 24, 28 ). Какие это орлы? Это демоны, а также люди, исполняющие их злую волю и соблазняющие малых сих на всякия преступления и пороки. Все духовные мертвецы неизбежно становятся добычею диавола и ангелов его. Поэтому всем надо трезвиться, бодрствовать, чтобы всегда быть готовыми к Страшному суду, чтобы великий день Господень не застал нас духовными мертвецами. И Св. Церковь в эти дни возбуждает нас от сна греховнаго таким возвышенным воззванием: “Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща; недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят, еси, Боже, Богородицею помилуй нас”. Аминь. Слово IV Верую в Господа Иисуса Христа, грядущаго со славою судити живым и мертвым (7 чл. Симв. веры). Так кто говорит? Так говорит всякий христианин. Но если всякий христианин, то, без сомнения, и я, и каждый из вас. Итак, братия и сестры, вы сердечно веруете, что Иисус Христос , праведный Судия всех земнородных, придет судить всех людей: живых и мертвых, которые все оживут или для вечнаго блаженства, или для вечнаго осуждения? Вы готовы встретить всемирнаго Судию и ответить на страшном суде Христовом во всяком деле и слове? Добрыя дела есть с вами? – Зачем спрашивать больше? Из жизни и поступков христиан ясно видно, что о праведном Судии, о страшном суде, о вечной жизни они забыли и с каждым днем стремительно несутся к вечной погибели, которой и не воображают. Они спешат восприять утешение свое на земле, чтобы лишиться его на веки – на небе. О том и забота, как бы убить драгоценное время, как бы провести его приятно, а о том, чтобы провести его с пользою для души, чтобы готовить на исход дела свои ( Притч. 24:27 ), никто не заботится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

“Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составленная из двух первых букв слова Христос – “Хи” и “Ро”, – пишет литургист архимандрит Гавриил, – эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина” (стр. 344). Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249–251 гг.) в Лидийском городе Меонии; была изображена на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста (Гр. Уваров, стр. 85). Крест-монограмма “посох пастыря” Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу ( Исх.4:2-5 ) в знак пастырской власти над словесными овцами ветхозаветной церкви, затем и посоху Аарона ( Исх.2:8-10 ). Божественный Отец, устами пророка Михея, говорит Единородному Сыну: “Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего” ( Мих.7:14 ). “Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец” ( Ин.10:11 ), – отвечает Небесному Отцу возлюбленный Сын. Граф А. С. Уваров, описывая находки катакомбного периода, сообщил о том, что: “глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает нам весьма ясно, каким образом рисовали загнутый посох вместо всего символа пастыря. На нижней части этой лампы посох изображен пересекающим букву X, первую букву имени Христа, что в совокупности образует монограмму Спасителя” (Христ. симв., стр. 184). Вначале форма египетского жезла была подобна именно пастушескому посоху, верхняя часть которого загнута вниз. Все архиереи Византии награждались “посохом пастыря” только из рук императоров, а в XVII веке все Российские патриархи получали свой первосвятительский жезл из рук царствующих самодержцев. Крест монограммный “послеконстантиновский” “Иногда буква Т, — пишет архимандрит Гавриил, — встречается в соединении с буквой Р, что можно видеть в усыпальнице святого Каллиста в эпитафии” (стр. 344). Эта монограмма имеется и на греческих плитах, найденных в г. Мегаре, и на надгробиях кладбища святого Матфея в г. Тире.

http://azbyka.ru/istoriya-razvitiya-form...

В посланиях Игнатия Богоносца к Трал, и Смир. и Поликарпа некоторые места тоже можно принять за фрагменты или отзвуки тогдашнего исповедания, и все они говорят только о Христе. У св. Игнатия .замечательны выражения: «крещеннаго Иоанном» 157 , «подвергшегося преследованию при Понтии Пилате» 158 и «умерщвленного при Понтии Пилате и Ироде тетрархе» 159 „распятого и умершего на глазах 160 . У Игнатия Богоносца мы находим и первое нарождение символьной формулы воплощения: „воплотившегося (в древн. симв. – рожденного) от Духа Св. и Марии Девы“. Эта формула употребляется у Игнатия подле более простой: «из семени» или «от рода Давидова и Духа Святого» 161 . Должно быть обе формулы употреблялись совместно, пока первая не вытеснила вторую. В свою очередь подле выражения „от Духа Святого“ у Игнатия встречаются по-видимому более простые и первоначальные: „из Бога“ («из Марии и из Бога») 162 «от рода Давидова по плоти, Сын Божий по воле и силе Божией» 163 . У Поликарпа находятся такие выражения: «воздвигшего Господа нашего Иисуса Христа из мертвых и давшего Ему славу и престол одесную Себя, Которому подчинено все небесное и земное, Который грядет судиею живущих и мертвых» 164 . Если сравнить эти места с новозаветными формулами, то обращает особенное внимание упоминание о Деве (которое есть впрочем и у ап. Павла, Гал. 4, 4 : „рождаема от жены“) и о смерти Христа при Ироде, далее – отсутствие ссылок на свидетельства воскресения („явися Кифе») и указания на вознесение на небо. Замечательно также, что нет чисто-иоанновского «единородного». Так немного изменений потерпело „исповедание“, если мы – здесь и там (в приведенных отрывках из посланий апостолов и апостольских мужей) – имеем дело с ним. Таким образом исповедание, которое знали Павел, Петр, Иоанн, принято (как видно из сочинений Игнатия Богоносца ) и в Антиохии и Малой Азии, Оно носило, следовательно, вселенский характер хотя в отдельных словах имело местные различия. У Иустина Мученика находим уже указание на троичный символ. В тех местах его сочинений, которые звучат как фрагмент символа, характерны выражения о Боге Отце, как «Творце этого всего ( Λημιοοργο ς τουδε τοδ πατο ς)», «Отце всего»; о Сыне Божием, как „Учителе, бывшем у нас“ и для этого „рожденном (или: чревоносимом) чрез ( δι) Деву“, „распятом при Понтии Пилате“, «умершем», „восставшим ( α ναστα ντα)», „воскресшем ( ναγειρο μενος)», „возшедшем ( α ναβα ντα) на небо» и «воцарившемся», „Которого мы помещаем ( χοντες) на правой стороне «Который имеет явиться судьей решительно всех людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Что же касается Духа Святого, о Котором только упоминается в древнейших символах, то уже тем самым, что Он ставится наряду с Отцом и Сыном, как действительными лицами, указывается на Его личное бытие. Кроме того, в символах и древних вероизложениях Духу Святому приписываются глаголание через пророков (в симв. иерусалимском, кипрском и вероизложении св. Иринея), содействие воплощению и вочеловечению Иисуса Христа от Девы (в символах римском, кипрском и в вероизложениях Тертуллиана и Оригена ), а также продолжение и довершение Им дела спасения людей в качестве лица, заступившего собой место Иисуса Христа (в вероизложении Тертуллиана ), – все черты и действия такого рода, что могут быть приложены только к сознательному и самостоятельному лицу, отличному как от Отца, так и от Сына. А что Отец, Сын и Святой Дух суть одинаково лица божеские, это в древних символах показывается тем, что как Отец, так и Сын и Святой Дух представляются здесь одинаково предметом благоговейной веры и божеского чествования и что, кроме того, к каждому из них одинаково здесь относится поставленное в самом начале имя Бога, вера в Которого, как единого, выражена в начальном члене символов. В частности же здесь Отцу усвояется наименование Вседержителя и Творца всего, – что может принадлежать одному Богу. О Сыне же, кроме указания на Его творческое участие в создании всего, говорится, что Он рожден от Отца прежде всех веков и всякого создания, что Он Сын Его единородный, следовательно имеющий одинаковое с Ним естество; кроме того Он называется и прямо Господом (во всех символах и вероизложениях) и Богом (в вероизлож. Оригеновом). Духу Святому независимо от того, что Он в символах и древних вероизложениях наравне с Отцом и Сыном считается предметом божеского поклонения, приписывается, как мы замечали, глаголание через пророков, содействие Сыну Божию при Его воплощении от Девы и продолжение дела Христова в церкви, – такого рода действия, которые вместе с Его личным бытием указывают и на Его божеское достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010