Дивное соединение души и тела в одну личность человека, в одно чувственно-разумное существо, дает нам поразительную аналогию для тайны нашей веры в воплощение. «Якоже душа словесная и плоть, един есть Христос» (симв. св. Афанасия) 158 ). Соединение души с телом, духовного с материальным в одно цельное существо так же и даже еще более непонятно, как и соединение Духа божественного с духом человеческим. Между духовною и телесною природою есть не только различие в степени, но и качественная противоположность; их основные свойства даже взаимно исключают себя, как напр. – простота и сложность, измеримость и неизмеримость. Напротив, между нашим духом и высочайшим Духом Божиим нет прямой противоположности: человек сроден Божеству, как Его отобраз ( Деян. 17:29 ); по самой природе есть тяготение нашего духа к беспредельному божественному Духу 159 ). С этой точки зрения возможность личного соединения Божества с человечеством (восприятия Божеством человечества) во Христе Иисусе становится даже более понятною, чем возможность личного соединения духа с материею в каждом из нас. Древние учители церкви приводили и другие подобия (аналогии), чтобы показать возможность или мыслимость вочеловечения Бога Слова. Св. Василий В. писал: «как Бог в теле? – Так же, как огонь в железе» 160 ). Блаж. Августин указывал, как на такую аналогию, на воплощение мысли в слове: «слово человеческое», говорит он, «имеет свое воплощение. Каким образом? Слово сначала, как слово чисто духовное, как мысль в моем духе, отличается от слова, чувственного звука моего голоса, которое произносят мои уста и которое, будучи ощущаемо чувством, раздается в твоих ушах. Если же слово моего духа, – мысль, которую он родил, – хочет проявиться во вне, то что оно делает тогда? Оно воплощается в голосе, становится звучащим словом и, открываясь, таким образом достигает тебя. Мое слово существует у меня и воплощается в голосе; Слово Божие было у Отца и воплотилось в человеческом образе. Мое слово, которое было у меня, достигло тебя, открылось тебе; ты слышишь это слово, и тысяча слышат его с тобою; однако же оно – мое слово и не перестало быть моим словом, мыслью моего духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Имеется в виду 3я утренняя молитва Макария Великого .- Ред. Четыре настоящих урока, по нашему мнению, удобнее провести между уроками 28м и 29м. Четыре настоящих урока, по нашему мнению, удобнее провести между уроками 28м и 29м. Эти слова известны учащимся из 4го урока. Имеется в виду 5я вечерняя молитва Макария Великого .- Ред. Четыре настоящих урока, по нашему мнению, удобнее провести между уроками 28м и 29м. Из 26-го урока. Ученики дают полные ответы, а здесь они излагаются сокращенно. Точно так же здесь имена существительные заменяются местоимениями, что при ведении урока не рекомендуется. Изложение полных ответов и повторение имен существительных в конспектах не представляется нужным. Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос, то их можно навести на него вопросом же: «Чем мы показываем свою любовь к отцу с матерью?» Это ученикам известно из уроков младшего отделения и повторения пятой заповеди во втором. Необходимо разграничить два понятия: верить кому и верить в кого . Это разграничение может служить заменой непонятного для детей толкования: верить – значит иметь живую уверенность. Другие побуждения для молитвы выясняются при изучении молитвы Господней. Этот и следующие ответы предполагаются на основании 12-го урока в младшем отделении. Это объяснение не противоречит отождествлению вселенной с Римской империей, обычному во времена первых Вселенских Соборов, так как по тогдашним воззрениям границы Римской империи совпадали с границами земли. Слово символ явилось в актах Второго Вселенского Собора, в актах же первого стоят Изложение веры , поэтому перевод позднейшего термина символ русским словом образец нам представляется наиболее соответствующим существу дела в смысле примерного, образцового изложения веры. Обычно произносится символ с ударением на втором слоге от конца, но в наших богослужебных книгах печатается симв!ол, с ударением на последнем слоге. В греческом языке существует Само понятие о завете между Богом и людьми может быть выяснено учащимся несколько позднее, что в дальнейшем и делается.

http://azbyka.ru/deti/uroki-zakona-bozhi...

380 Злат. На Иоан. Бес. XXXIV, 3; сн. Бес. о том, что говорит к народу с угодливостью опасно, 3 (II т. 704 стр. изд. 1899 г.). 381 Лепорского проф. XXXIX чл. англ. п. Хр. Чт. 1904 г II ч 618 стр. Сн. там же, 802 стр. Рождественского. Симв. и богосл. кн. англ. ц. 373–374 стр. Керенского проф. Амер. еп. церк. 281–288 стр. 383 Catechisme catholique. 1876. Berne, p. 77. Christkatholischer Katechismus. Bern. 1888. S. 87. Prage 123. – Тоже и в других катехизисах. Сн. Керенского проф. Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие. Каз. 1894 г. 241 стр. 385 См. об этом в ст. проф. Керенского. Шестой интернациональный старокатоличесйй конгресс (1904 г.) и развитие старокатолицизма в последние годы (1902–1904 г.). Прав. Соб. 1904 г. нояб.–дек. 1078–1103 стр. 386 Керенского проф. Пятый интернациональный старокатолический конгресс и современное (внешнее и внутреннее) развитие старокатолицизма. Харьков. 1902 г. 48–54 стр. (тоже в Вере и Раз. за 1902 г.). 387 Слово χειροτονα заимствовано церковью извне. У афинян этим словом обозначалось избрание на общественные должности, при чем подача голосов совершалась чрез протягивание или поднятие рук, – χερας τεινευ, χειροτονεν, χειροτινα. Такой же способ подачи голосов при избрании на общественные должности вошел затем в употребление и у римлян. В новом завете это слово употребляется, с одной стороны, в значении избрания в клир (напр. 2Кор. 8, 18–19 ), а с другой – самого действия поставления на ту или другую его степень (напр. Деян. 14, 23 ). В таком же двояком значении – избрания и поставлена, употребляется оно у греческих христианских писателей и в правилах как апостольских (напр. 1 пр.), так и соборных (напр. I всел. соб. 4 пр.; антиох. 13 и 19 пр.; лаодик. 5 пр.). Позднее это слово стали употреблять только для обозначения священнодействия, чрез которое поставляется избранный на ту или другую степень церковной иерархии. Зонара в толковании на 1 апост. правило говорит; «ныне хиротонией называется совершение молитв посвящения над избранным в священство и призывание на него Св. Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку (τενει τν χερα). А в древности и самое избрание называлось хиротонией». В настоящее время под хиротонией разумеют поставление только на иерархические степени священства, поставление же в низшие степени клира (иподиакона, диакониссы, заклинателя, чтецов, певцов, и др.) принято обозначать словом «хиротесия» (от χερ – рука и τϑημι – полагаю). В римской церкви (в Pontificale Romanum) посвящение во все степени клира носит общее название «ordinatio».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

der christ. Archäologie. Lpz., 1836–1837, Bd. I, S. 93). Соблюдение тайны, свидетельствуемое целым рядом свидетельств, не было однако лишь доброхотною скромностью. Нет, церковные правила требовали от «со-мистов» или «сотаинников» – «συμμσται» ( Игнатий Богоносец, – Посл. к ефес. 12:2, Funk, § 84), т. е. посвященных в тайны Церкви, строгого молчания, и даже видели в отсутствии этого последнего характерную черту еретических сообществ. Отчасти на почве этих правил произрос симв. язык древн. хр-ва, который назван у бл. Феодорита , писавшего в V-м веке, «κεκρυμμνος κα μυστικς λγος». На существенности для древн. хр-ва disciplinae arcani особенно настаивал † гр. А. С. Уваров, см.: гр. А. С. Уваров , – Христианская символика. Посм. изд., ч. I, М., 1908. – На стр. 3–7 – свид. и прав. относительно disc. arc. – Свид. такого же рода и лит. указ. см.: F. X. Kraus , Bd. I, §§ 74–76, Art.: Peters , – Arcandisciplin. – Но, сверх этого, внешнего, и т. ск., грубого эзотеризма Церкви, есть в ней эзотеризм гораздо более тонкий. Это им. таинственность ее жизни для всякого, в эту жизнь непосвященного, т. е. существование в ней особого устроения души, без коего ничто в Церкви не может быть правильно воспринимаемо и понимаемо, и кое передается лишь в цепи живого церковного предания. В этом смысле, если угодно, можно говорить о нек. аналогии церковной жизни древним мистериям, где тоже давалось новое, совсем особое миро- и само-чувствие. На тему о внутреннем отношении мистерий и хр-ва кое-что в: Р. Штейнер . Его же, – Путь к посвящению, Калуга, 1911. – Ed. Schuré, – Sanctuaires d’Orient, 4-me ed. Paris, 1907. – Его же, – Les grands initiés, Paris, более 10-ти изд. Есть рус. пер. – «Великие посвященные». – G. Wobbermin , – Religions-gesch. Studien zur Frage d. Beeinflussung des Urchristentums dur das antike Mysterienwesen, Berlin, 1896. – G. Anrich , – Das antike Mysterienwesen in seiner Einfluss auf das Christentum, Göttingen, 1894. – Fr. Cumont , – Die Mysterien des Mithra. Autor. deutsche Ausg.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

На площадь шествие выходит. Монах с крестом его подводит Туда, где высится костер! Средь черных ряс в рубахах белых Мужей и жен идут ряды. Злых пыток свежие следы Горят на лицах помертвелых. И вот хоругвей черный лес Недвижно стал. На возвышеньи Мелькнули мучеников тени. И вдруг костер в дыму исчез – Под стоны жертв, под пенье хора, Под тяжкий вздох Твоей груди… Но Ты на старца погляди! Не сводит огненного взора С огня, дыханье затаив. Он молод стал, он стал красив, Молитву шепчет… Неужели Твое он имя произнес? Тебе – Ты слышишь? – он принес Несчастных в жертву, что сгорели. Тебя прославил он огнем, За души грешников предстатель. Ты весь дрожишь? Так знай, мечтатель: О кротком имени Твоем Моря из крови заструятся, Свершится безконечный ряд Злодейств ужасных, освятятся Кинжал и меч, костер и яд. И будут дикие проклятья Твою святыню осквернять, И люди, именем распятья, Друг друга будут распинать. И станет знаменем в борьбе непримиримой Твой крест, Твой кроткий крест, симв о л любви твоей…» И, руки вверх воздев, молился друг людей: “Да и дет чаша эта мимо!» А демон хохотал: «Взывает к небесам И чашу горькую ко рту подносит сам. Как! Не смутил Тебя костер, ни пир кровавый? Ты медлишь здесь, назло и людям и себе? Уж не ошибся ль я в Тебе? И вместо истины не жаждешь ли Ты славы? О, если так, то жди. Удачно выбран миг: Тьма в городе людей… Иди на муки смело! Пусть кровь Твою прольют, пусть распинают тело. Я вижу: нрав толпы глубоко Ты постиг. Да, жаждет и она не правды, не святыни, Но правды идолов, святыни алтарей. Толпе дай образы, лишь резче да пестрей, Миражи ей твори средь жизненной пустыни, Чтоб было вкруг чего, беснуясь, ей плясать И воздух воплями безумно потрясать. Поменьше мудрости, лишь было б красок много. Глаза людей прельщай, не трогая сердец. Понятней им немой, но блещущий телец Из туч вещавшего невидимого бога. Вот отчего Твой крест и бледный труп на нем, Прекрасное лицо и скорби выраженье, И тернии, и кровь, и воины кругом Глубоко поразят толпы воображенье,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Одаренный от природы блестящими способностями и редким умом, Лермонтов любил преимущественно проявлять свой ум, свою находчивость в насмешках над окружающею его средою и колкими, часто очень меткими остротами оскорблял иногда людей, достойных полного внимания и уважения. С таким характером, с такими наклонностями, с такой разнузданностию он вступил в жизнь и, понятно, тотчас же нашел себе множество врагов» (Слово живое о неживых. – М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М., 1989, с. 56). В небольшом наброске « Я хочу рассказать вам…» нетрудно увидеть черты автопортрета: «Саша был преизбалованный, пресвоевольный ребенок. Он семи лет умел уже прикрикнуть на непослушного лакея. Приняв гордый вид, он умел с презреньем улыбнуться на низкую лесть толстой ключницы. Между тем природная всем склонность к разрушению развивалась в нем необыкновенно» (ПСС, т.6, с.201). Светлое начало, которое заложено Богом в каждого человека, не может совсем исчезнуть, ибо образ Божий в человеке неразрушим. Иногда, хотя и очень редко, сумерки души, когда предмет желаний мрачен, сменялись светом и покоем: Прозрачный сумрак, луч лампады, Кивот и крест, симв о л святой… Все полно мира и отрады Вокруг тебя и над тобой. (Ветка Палестины. 1837) Свет этот не разгонял внутренний мрак, но лишь вел к мучительному сознанию, что … тайный яд течет в моей крови: Меж радостью и горем полусвет; Душа сама собою стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна, Находишь корень мук в себе самом, И небо обвинить нельзя ни в чем. Я к состоянью этому привык, Но ясно выразить его б не мог Ни ангельский, ни демонский язык: Они таких не ведают тревог, В одном всё чисто, а в другом всё зло. Лишь в человеке встретиться могло Священное с порочным. Все его Мученья происходят оттого. (1831-го июня 11 дня) Первое дошедшее произведение, посвященное теме демона (Мой демон), было написано пятнадцатилетним отроком: Собранье зол его стихия. ………………………………… Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает, Он равнодушно видит кровь, И звук высоких ощущений Он давит голосом страстей… Внешним поводом к написанию этого стихотворения явился « Демон»А.Пушкина (1823, опубл.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

востока, бо-лун, белый дракон, символ рек, хэ-лун, черный дракон, симв. дождей и дождевых облаков, хуан-лун, желтый дракон, фэй-лун, вознесшийся дракон, символ восшествия императора на престол; леу-лун, шесть драконов в упряжи у солнца или шесть высоких коней у государя в его колеснице; шуй-лун, военное судно, т. е. с флагом дракона, лун-нао, парадные придворные кафтаны с драконами, шань-лун, изображения драконов и гор на парадных кафтанах; лун-ху-шань, гора в провинции цзян-си, где находится резиденция даосского первосвященника – архимага и его родичей до ста семейств, со множеством кумирней с 126 медными идолами. Прежде было здесь 9 дворцов – гун, по числу 9 небес, или главных монастырей, 36 скитов – юань, по числу 36 духов небесных, и 72 кумирни по числу 72 духов земных. Нет надобности приводить других названий с именем лун – дракона, с коим неразрывно и другое представление о черепахе, один род которой называется также ту-лун т. е. черепаха длиною в 10 футов. По мудрости сего животного скрывать свою голову и лапки при опасности под щитообразную кожу, буддисты сравнивают с нею подвижника разобщающего свои чувства от внешних влияний на него. У китайцев известна баснословная 1000-летняя черепаха – гуй, и большая – вань-гуй, на которой гадали, черепаха с дщицею на спине гуй-фу, дождевая баснословная – шэнь-гуй, и содержащая на спине о-ва блаженных цзюй-гуй, водяная – шуй-гуй, огненная – хо-гуй, гадательная – ши-гуй, струистая – вэнь-гуй; по Эрр-я насчитывается десять родов сего животного; оно изображается на печатях, или в виде черепах делаются самые печати – гуй-шоу (наградные знаки отличия). Часть северная, у астрономов на китайской сфере называется также черепахою или черным воином, в состав его входят созвездия: доу – хлебная мера, нью – бык, нюй – девица, сю – могила, вэй – вершина дома, ци – пирей, костер, би – стена дома. Более подробное значение и смысл созвездий дракона и черепахи дается нами в особом приложении годового астрономического китайского словаря. § 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Простите, но нельзя так резко и необдуманно писать, особенно, по отношению к одиноким женщинам. Проблемы есть у всех. Впервые статья на этом сайте вызвала у меня такой негатив. Да жаль и женщин, которые бесконечно рожают, не зная про овуляцию и природную контрацепция , те свой цикл. Беречь женщин надо всех, одиноких и семейных от пьющих мужиков и пр. Советую не писать на темы, которые не совсем четко понимаете. Получается однобоко как-то одинокие женщины не все плачут, среди них много счастливых и довольных жизнью, а у вас они как брак общества получились. Советую вам извиниться перед женщинами, которых вы разделили на депрессивных одиночек и вечно беременных. Простите, я мама — одиночка Вера 10 августа 2017, 17:12 Соглашусь со всеми описанными ситуациями в семейной жизни.Спасибо за статью! Жду продолжения! ... 10 августа 2017, 16:35 …Чтобы Васю полюбить, нужно с ним совпасть, - «как птицы с небом…». Совпасть по мироощущению, по образованию, по интересам и т.д., т.е. либо Вася должен возвыситься до уровня ищущей «достойного нас», либо она должна понизиться, спрятав глубоко свою образованность и иные превосходства. И еще: безбрачие совсем не означает блуд – даже в миру. И такие одинокие, хранящие себя в чистоте(таковые редко, но встречаются), духовно даже выше семейных(при прочих равных условиях),поскольку,как ни крути,а дети все-таки рождаются в плотской страсти. Вот если б не первородный грех, то дети бы появлялись бесстрастным способом. Прошу меня извинить за превышение 700 симв. Ольга 10 августа 2017, 16:35 Если вы одиноки, значит не время для семьи! Лично мой опыт таков: до 30 лет пыталась найти мужчину " мечты " и что я собой являла, да, то о чём написано в начале статьи. Работа была завидная, внешностью тоже не обделена. Использовали меня мужчины, кому как удобно. Только когда я смирилась со своим одиночеством, отреклась в душе от того образа жизни. Твёрдо решила жить для близких, которых у меня не мало, надо же на кого-то тратить свою энергию и любовь, вот тут-то и свершилось.

http://pravoslavie.ru/105673.html

— Епитимия для блудников из духовенства. Священнослужители и причетники, обличенные в блудодеянии, извергаются из священного чина, Апост. 25, Васил. 3, 32, 51, 70; Неок. 1. Чтец, смесившийся прежде брака со своею обручницею, в высшие степени не производится, Васил. 69. — Епитимия для содержащих блудниц. Шест. 86. Богатство. Богатство, с правдой и благотворением соединенное, уничижать не должно, Гангр. 21. Богоявление. В навечерие Богоявления вечернее собрание бывает в девятый час. В сей день держится пост, который облегчается ради дня воскресного, Феоф. 1. Бог Отец. Един, Вседержитель, Творец всех видимых и невидимых, Свет, Бог истинный. Символ Никейск. Творец небу и земли. Симв. Конст. Больной Ногами. См. Телесный недостаток. Брак. Брачный Союз. — Святость Брачного Союза. Брак установлен Богом, Апост. 51. Брачное честное сожительство почтенно. Гангр. 21. Кто порицает и гнушается верной и благочестивой женой, как не могущей войти в Царствие Небесное, тот под клятвой, Гангр. 1. Кто девствует не по причине святыни девства, но гнушаясь брака, тот под клятвой, Гангр. 9. Если жена оставит мужа, гнушаясь брака, то она под клятвой, Гангр. 14. Кто из священного чина удаляется от брака, гнушаясь им, тот должен исправиться, или подлежит церковному наказанию. Так же и мирянин, Апост. 5, 51. Кто о пресвитере, вступившем в брак, думает, что не должно причащаться от него на Литургии, тот под клятвой, Гангр. 4. — Вступление в Брак. Незаконных браков венчать не должно, Феоф. 13. Вступающие в брак должны иметь согла сие на это от своих родителей (Вас. 38, 42), от своих господ, Васил. 40, 42. Вступление в брак запрещается: а) епископам (Шест. 12), монахам и монахиням, или девам, посвятившим себя Богу (Четв. 16. Васил. 6, 18), диакониссам, (Четв. 15), пресвитерам, диаконам и иподиаконам, если они уже вступили в свой сан, (Апост. 26. Шест. 3, 6), верным, особенно чтецам и певцам, с неверными, каковы иудеи и язычники, и с еретиками (Четв. 14. Шест. 72), разве только лицо сочетавающееся даст обещание перейти в православную веру: Четв. 14, Шест. 72, Лаод. 10, 31. мужу при живой жене, и жене при живом муже, Шест. 87, Васил. 77. б) Находящимся в духовном родстве. См.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

§2. Одежда клириков. Постановлением Св. Синода 8 февр. 1815 г. было разъяснено, что священники, не получившие установленных за отличную службу камилавок и скуфей, при отправлении треб на открытом воздухе, могут носить скуфью черного бархату; определениями Синода, от 1883 года за 104 и 1890 г. всем священнослужителям было предоставлено право употреблять скуфью черного цвета, при отправлении богослужения на открытом воздухе, причем предварительно испросив на сие разрешение у своего епископа, который руководится в сем случае собственным усмотрением, не испрашивая разрешения Синода 200 . § 3. Священноучительство. Кроме того Синод постановил, чтобы священники, при произнесении проповедей по случаю разных общественных событий, особенно смерти известных общественных или литературных деятелей, касались сих событий лишь с православно-христианской точки зрения, раскрывали их полезное значение лишь для внутреннего духовного человека, с единственной целью – назидания по Слову Божию и церковному преданию, а не по мудрости человеческой, не по духу своего времени. Виновные в нарушении должной меры проповедники обязаны представлять свои проповеди , прежде произнесения их, на просмотр 201 . Еще в 1821 г. янв. 25 Синод предписал открыть в многолюдных приходских церквах «постоянное преподавание христианскаго учения, в каждый воскресный день, пред литургиею или после оной», «излагать языком внятным и простым в таковых поучениях или беседах существенныя истины и должности христианския» с приспособлением к «обстоятельствам слушателей» 202 . В 1886 г. (циркулярным указом от 28-го марта за Св. Синод вменил духовенству в обязанность повсеместно служить по воскресным и праздничным дням вечерню, по уставу, с возможною торжественностью, производя звон в большой колокол, а по окончании вечерни, смотря по нуждам прихожан, произносить проповеди , вести беседы о предметах веры и нравственности, назидательные поучения, читать жития святых или же служить молебны с акафистом 203 . В 1890 г. (циркулярным указом от 19 июня за было предписано епархиальным преосвященным учредить в каждом приходе вероучительнын собеседования, при этом: а) содержание собеседований должно быть вероучительным (учение о 3-х лицах Божества, воплощении Сына Божия, церкви и таинствах; изъяснение литургии и прочих священнодействий, – обычных в церкви обрядов) и нравоучительным (разъяснение заповедей Божиих, отчетливое чтение Симв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010