Что сказано в Мал. Катехизисе о 8 чл. симв. веры? «Вопрос: который есть осмый артикул (т. е. член) веры? Ответ: И в Духа Святаго Господа животворящаго» (л. 20 об.). Как напечатано в Кирилловой книге? На 554 л. напечатано так: «И святое изображение веры нашея христианом рече: и в Духа Святаго Господа животворящаго», а затем в нескольких местах (лл. 131 об., 428 об. и 430 об.) тоже без слова «истиннаго». Как говорится в Кормчей? «В святом образе веры яве глаголется о Св. Духе: и в Духа Святаго Господа и животворящаго (л. 400). Есть ли в старопечатных книгах чтение: «и в Духа Св. Господа истиннаго и животворящаго? Есть, напр., в Бол. Катехизисе на 32 л., где напечатан весь символ веры , в Кирилловой книге в слове о Св. Троице (на л. 89), в послании патр. Фотия (на л. 507) и некотор. др. Что сказал Стоглавый собор относительно этого чтения? «Нецыи глаголют и в Духа Святаго Господа истинного, ино то не гораздо (т. е. не хорошо), – едино глаголати: или Господа или истиннаго» (Стогл. гл. 9, стр. 94, Казань). Как смотрит православная Церковь на то и другое чтение 8 чл. симв. веры? Она признает то и другое чтение, православным только первое более правильным, так как оно вполне соответствует греческому тексту символа, составленному на 2-м вселенском соборе, почему сама и употребляет его; однако, снисходя к немощной совести единоверцев, дозволяет им употреблять и второе. Есть ли какая-нибудь разница в смысле слов: «несть конца» и «не будет конца?» Нет, смысл тех и других слов одинаков, только слова «не будет конца» яснее показывают, что царству Христову никогда не будет конца. Как читается 7 член символа веры в греческом тексте и в старопечатных книгах? В греческом тексте читается со словами οχ σται τλος (ук эсте телос), т. е. не будет конца, а в старопечатных книгах различно: «не будет конца» и «несть конца» (см. свидет. в Выпис. Озер. ч. 2, стр. 147151 и в особ. брош.). 2) О начертании имени Христа Спасителя Иисус Справедливо ли утверждают раскольники, что наша православная Церковь изменила имя Спасителя? Несправедливо, потому что она произносит его так, как приняла вместе с христианством от греков, которые, хотя и писали его иногда, для краткости, но произносили, а равно и писали полностью, всегда ησος, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Читать это разрешение может или «святитель, или на сие от него власть имый» 530 . Таким образом, беспоповцы, позволяющие лицу неосвященному не только крестить некрещенных, но и принимать чрез перекрещивание переходящих (по их понятию) от ереси, и прятом крещенных во имя Отца и Сына и Св. Духа чрез три погружения, – поступают совершенно произвольно, и ни одним примером, или свидетельством до сих пор себя не оправдали. Вопрос об этом косвенным образом был предлагаем сочинителю «Щита», но он ничего не сказал более, кроме того, что по нужде может крестить и мирянин 531 . Некоторые православные полемисты обличают беспоповцев за перекрещивание переходящих в раскол православных не вследствие незаконности совершителя этого таинства, а по самому существу вопроса, т. е. – в том, что они крестят вторично, – крещенных уже во имя Пресвятые Троицы, и, таким образом, именно крестят вторым крещением, тогда как, по исповеданию веры, крещение едино, (10 чл. симв. веры, посл. св. ап. Павла к Ефес, гл. IV, ст. 4 и 5), повторяющие же крещение снова распинают Сына Божия ( Евр. 6:4–6 . Богослов. Иоан. Дамаскина, кн. 4, гл. 9) 532 . Ясно, что обличение это очень серьезное, вина слишком тяжелая, и предъявляется она с надлежащим запасом сведений и должными соображениями о правильности крещения, совершаемого в православной церкви. Но дело в том, что с раскольнической точки зрения это обличение и неубедительно для беспоповцев, и само по себе не сильно. Слабость его заключается в том, что они – беспоповцы, по их понятию, не второй раз крестят истинным крещением, а в первый; ибо, если от еретиков первого чина крещение не приемлется, то тем более оно не может быть принято от антихриста, а учение о царствовании в прав. церкви антихриста (последнего) составляет основу всей беспоповщинской доктрины. Таким образом, здесь погрешность не в выводе из основания, а в самом основании, и пока беспоповцы не убедятся, что это основание ложно, до тех пор невозможно изобличать их в неправильности вывода, а раз призвав основание неправильным, они и вывода не сделают, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Белая одежда, надеваемая на крещенного, означает полученную им чрез святое крещение чистоту души от грехов. Крест, возлагаемый священником на крещенного, указывает на то, что он, как последователь Христов, должен с терпением переносить скорби, какие угодно будет Господу назначить ему для испытания веры, надежды и любви. Троекратное обхождение крещенного с возженною свечей вокруг купели делается в знак духовной радости, ощущаемой им от соединения со Христом для вечной жизни в царствии небесном. Пострижение волос у новокрещенного означает то, что он со времени крещения сделался рабом Христовым. Обычай сей взят от обыкновения в древние времена стричь рабов в знак их рабства. Если крещение совершается над младенцем, то за веру его поручаются восприемники; они же вместо него произносят символ веры и обязуются впоследствии заботиться о своем крестнике, чтобы он содержал веру православную и вел жизнь благочестивую. Крещение совершается над человеком (едино, симв. Веры) однажды и не повторяется даже в том случае, если бы оно совершено было христианином неправославным. При сем последнем случае требуется от совершителя крещения, чтобы оно совершено было чрез троекратное погружение с точным произношением имени Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Церковный историк Сократ повествует об одном необыкновенном случае, которым Промысл Божий чудесно засвидетельствовал неповторяемость таинства св. крещения. Один из иудеев, обратившись по наружности в христианскую веру, сподоблен был благодати св. крещения. Переселившись потом в другой город, он совершенно оставил христианство и жил по иудейскому обычаю. Но, желая ли посмеяться над верою Христовою или, быть может, прельщенный выгодами, которые христианские императоры усвояли иудеям, обращавшимся ко Христу, он вторично дерзнул просить себе крещения у некоторого епископа. Сей последний, не зная ничего о лукавстве иудея, по наставлении его в догматах Христовой веры, приступил к совершению над ним таинства св. крещения и велел наполнить крещальню водою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2160...

34. Как выразили веру в Святую Троицу святые апостолы? «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисуси Христи. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Uoah. V, 20 ). »Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрил Себе Кровию Своею« ( Деян. ХХ, 28 ). " Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино» ( 1Uoah. V, 7 ). То же в посланиях: I Tuм. III, 16 ; Tum. II, 11–14 ; 1Kop. XII, 3 . 35. Как выражает веру в Св. Троицу голос Церкви первых веков? Все отцы и учители трех первых веков ясно высказывали веру в Отца и Сына и Святого Духа совершенно так, как в IV-м веке эта вера определилась в догматах первых Вселенских Соборов. «Жезл величия Божия, Господь наш Иисус Христос, не пришел в блеске великолепия и славы, хотя и мог; но в смиренном виде, как предрек о Нем Дух Святой» (Св. Климент, еп. Римский 92–101 г. г., Первое послание Корине, церкви). «Христос Иисус прежде веков был у Отца и наконец явился... Он вечное Слово Отца... Он – Сын Божий и Бог... Через Него открылось нам Божество» (Св. Игнатий Богоносец растерзанный в цирке в 107 г., к Магнез. § 8 и к Ефес. § § 7 и 18). «Говорим истину так, как научил нас сему Иисус Христос, один собственно родившийся от Бога и Первенец и сила, а по воле Его сделавшийся человеком для изменения и возвышения рода человеческаго...» (Св. Иустин Философ , умученный в 166 г., Апология 1-я, § § 16–33 и § 7). «Един Бог Отец Слова живаго, премудрости самосущей и силы... Един Господь, единый от единаго, Бог от Бога ... и Един Дух Святой, коего бытие от Бога, посредством Сына явившийся ... Троица совершенная славою, вечностью и царством неразделяемая» ( Символ Веры 240-го года св. Григория Чудотворца ). «Согласно с Евангельским и Апостольским преданием веруем во Единого Бога Отца Вседержителя... и в Единого Господа Иисуса Христа Сына Его Единороднаго... и в Духа Святаго, дарованного верующим во утешение, освящение и совершенствование... имена не просто и не безплодно движимыя, но с точностью означающия собственную каждого из именуемых ипостась и чин и славу» (Св. муч. Лукиан пресвит. антиохийский, преставился в 311 году, Симв. Веры в Св. Троицу).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

бес. на 14 посл. Колос., 9 нравоуч.), что не по евангелию входящие во двор овчий суть тати и разбойницы (Кирилл. лист. 363) и что та только истинная Церковь Христова, которая верует всему Евангелию, – следовательно, она истинная Церковь . Раскольник читает Еванг. Иоанна ( Ин.1:5 ), сопоставляет его со словами Скрижали «лучше Бога именовати тьму, нежели свет» (л. 665) и делает заключение, что правосл. Церковь отменила якобы евангельское учение. Против этого читается: втор. чл. Симв. веры, «Свете тихий», «Христе, свете истинный»; «Ныне отпущаеши» и пр. Да и в Скрижали Бог называется светом (л. 350). В указанном раскольником месте Скрижали объясняется, почему «лучше Бога называти тьму и неведение, нежели свет» – «зане ум но может домыслитися, каков есть Бог», – т.е. Он не постижим для нашего ограниченного ума («Жезл правления», ч. 1 возобл. 2). И таких выражений в творениях св. отцов очень много, например: у Иоанна Дамаскина в Богословии (гл. 4 и 16), у Дионисия Ареопагита «о божественных именах» (Макар. велик. чт мин. 30 октября), у св. Кирилла (в толк. на 12 ст. 17 псалма), у Блаженного Феодорита (ч. 2, стр. 90), в Больш. Соборн. (св. Григор. Богосл. слово 2 на пасху, стих. 11), Толк. Апост. (л. 1034), в кн. Кирилла (л. 368) и в Альфе и Омеге (гл. 1). Раскольники видят нарушение евангельского учения в чтении 8 члена Символа веры без слова «истиннаго», так как Дух Св. в Евангелии называется истинным (Ин. зач. 48), а в кн. о вере (л. 43) и Кирилл. (л. 87 об.) подвергается проклятию изменение хотя бы единой йоты Символа веры . Но православная Церковь верует, что Дух Св. есть истинный Бог (молитва Духу Св., Прост. Катих. об 8 чл. Симв. веры, Увет Дух, гл. 13). Что же касается до чтения 8 чл. Симв. веры без слова истиннаго, то такое чтение встречается в старопечатных и старописьменных книгах (Выписки Озерского ч. 2). Раскольники настаивают, чтобы был показан древний полный Символ веры без слова истиннаго, уверяя, что такого нет. Следует показать, что полные символы без слова истиннаго имеются в «Хрисовуле» Константинопольского собора 1593 года и на саккосе митр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Так в первой статье читаем (лист. 611): «едина сила, едино сочетание, едино поклонение Святыя Троицы: не трие бози, един Бог , едино бо есть Святыя Троицы божество, равносильно, сопрестольно, треми имены три – лица, три – Святая, три – приснособственна, три – содетельная, три – единственная, три – престольна, и Троица составми, неразмесно совокупление имуще: и разнество неразлучено, едино существо и едино Божество, едина мощь, едино хотение, едино действо, едина власть, едино господство, едино царство, един исток шествию, едина благодать, едина сила». Во втором слове читается (лист. 618): «едино Бжество в треу составех, едино существо в трех собствех, едино естество в трех лицах: не трие бози...». За сим следуют совершенно теже выражения, как и в первом слове; только, вместо приснособственная, написано – присносущная. Достойно внимания, что во втором слове о Пресвятой Троице приводятся следующие слова свят. Григория Богослова : «егда трие виждь вкупе, едину виждь зарю за сочетание и равенство, не имея разлучити коегождо триех лиц света». После этих слов поставлен красными чернилами †. Не знаем, какое дадут значение сему знаку † старообрядцы; мы же со своей стороны делаем такое объяснение, что пишущий приведенное изречение свят. Григория Богослова – под зарею Троицы за сочетание и равенство – разумел три первые перста, сложенные неразлучно для ограждения себя крестом. Но так как свят. Григорий Богослов никакого не дает объяснения своим словам, то пишущий дозволил себе поставить при сих словах только † 125 . Кроме указанных прибавлений к июльской книге, есть в ней статьи, имеющие близкое отношение к Стоглаву, именно есть сказание о стригольниках (слич. стогл. гл. 86, 87, 89.). Далее читаются послания митрополитов Фотия и Киприана в Пскове и Новгороде о пошлинах, о святительском суде, о четвертом браке, о вдовых попах (слич. в стогл. гл. 46, 53, 54, 64, 69:78); затем помещена целая книга под названием Залатая чепь, – и в сей то чепи мы находим на листе 966 (стр. 1931) Феодоритово слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Правило 59 Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета.   ( Ап. 60 ; Трул. 63 ; Карф. 108 ).   В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения ( ιδιωτικος ψαλμος, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях. Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви, то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие «особые песнопения» или «неканонические книги», предписывают иметь в употреблении только «канонические книги» Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Правило 60 Читати подобает книги сии, ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклисиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Дванадесять пророков, 19) Исаиа, 20) Иеремиа, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил, Нового же завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий Павловых четыренадесять: к Римляном едино, к Коринфяном два, к Галатом едино, к Ефесеем едино, к Филипписием едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.   ( Ап. 85 ; Карф. 24 ; Афанасия Вел. о праздниках ; Григория Богослова о книгах Священного Писания ; Амфилохия о книгах Священного Писания ).   Так как в своем 59 правиле лаодикийские отцы воспретили читать неканонические книги ( ακαννιστα βιβλα) и постановили читать только канонические ( μνα τα κανονικ), то в данном (60) правиле они перечисляют по порядку эти книги, причем насчитывают 22 книги Ветхого Завета, которые и ныне почитаются каноническими православной церковью. Из Нового же Завета перечисляют все канонические книги, кроме Апокалипсиса. Это объясняется тем, что не все творения Апостолов достигали одновременно всех поместных церквей, и легко может быть, что во время этого собора Апокалипсис не был известен во Фригии как каноническая книга Нового Завета. Правила святого поместного Собора Сардикийского (Сердикского)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Примечания: 61. Аф. Синт., III,222-223. 62. Подробности о периодевтах в моей книге " Дocmojahcmba " , 49-58. Правило 58. Не подобает епископам, или пресвитерам, совершати приношение в домах. (Ап. 31; IV всел. 18; трул. 31, 34, 59; VII всел. 7, 10; гангр. 6: антиох. 5; карф. 10; двукр. 12). См. толкование 31 трул. правила. Правило 59. Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета. (Ап. 60; трул. 63; карф. 108). В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения (ο ο, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие " особые песнопения " или " неканонические книги " , предписывают иметь в употреблении только " канонические книги " Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Примечания: 63. См., напр., подобную песнь Климента алекс. " hymnus Christi Servatoris " в конце его Педагога (ed. Migne) [Migne, s.g., t.1, col.681-2]. Cp. что говорит об этих песнопениях Евсевий в Hist. eccl., V,28 (Migne, s.g., 120, col.512 и сл.). 64. Напр., известные песни в честь Иисуса Христа еретика Павла самосатского. Eusebii Hist. eccl., VII,30 [Migne, s.g., t.20, col.709 и сл.). Правило 60 Читати подобает книги сии, ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклисиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Дванадесять пророков, 19) Исаиа, 20) Иеремиа, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил, Нового же завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий Павловых четыренадесять, к Римляном едино, к Коринфяном два, к Галатом едино, к Ефесеем едино, к Еилипписием едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

Но если имя Исус отнести ко Христу Сыну Божию, как оно и на самом деле к Нему относится, то Христос имеет не едино, но два существа или естества, то пусть не обинуясь скажут нам неокружники, о ком именно гласит приведённая ими цитата? Но если они и сами этого текста ещё не понимают, то как же они им покушаются других вразумить? Разбор . Неокружники, на основании слов Кирилловой книги: „Имя Исусово Бог есть, Ему же существо едино и имя едино“ (л. 144), защищают ту мысль, что имя Христа Спасителя должно быть едино, именно „Исус“, а не различно, как например: Иисус, Иезус, Джезю и т. д. Слова Кирилловой книги заимствованы из Толкового Алостола и приведены с изменением слова „Им-же существо едино и имя едино“ словом „Ему-же существо едино и имя едино“. Выражением Кирилловой книги неокружники, по справедливому замечанию Швецова, не доказывают той мысли, что имя Христа Спасителя едино, и именно „Исус“, так как сие имя в приведённом выражении не указывается и так как ошибочное выражение: „Ему-же существо едино и имя едино“ не может быть отнесено ко Христу Спасителю, имеющему не одно, а два естества. Неокружники, прилагая указанное выражение Кирилловой книги ко Христу Спасителю, впадают в монофизитскую ересь, проповедуя, что во Христе едино существо, или естество. Слова святого Иоанна Златоустог о: „Имя Исусово Бог есть, Им же бо существо едино, и имя едино“, помещённые в Толковом Апостоле и в пересказе приведённые в Кирилловой книге, относятся ко всем трём Лицам Пресвятые Троицы, а не к одному только Лицу Христа Спасителя. Это вытекает из дальнейших слов святого Иоанна Златоустог о, но с особенной ясностью из толкования Дидимова, помещённого в Толковом Апостоле вслед за словами святого Иоанна Златоустого . После приведённых слов святой Иоанн Златоустый пишет: „Того ради глаголет во имя Исус Христово во оставление грехов и приимете дар Святаго Духа. Видиши ли како едино дарование быти показа Христово и Святаго Духа, яко едину сушу достоинству“. Дидимово толкование: Спасу повелевшу да совершенным крещатися во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Migne) [Migne, s.g., t.1, col.681-2]. Cp. что говорит об этих песнопениях Евсевий в Hist. eccl., V,28 (Migne, s.g., 120, col.512 и сл.). 64. Напр., известные песни в честь Иисуса Христа еретика Павла самосатского. Eusebii Hist. eccl., VII,30 [Migne, s.g., t.20, col.709 и сл.).  Правило 60 Читати подобает книги сии, ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклисиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Дванадесять пророков, 19) Исаиа, 20) Иеремиа, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил, Нового же завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий Павловых четыренадесять, к Римляном едино, к Коринфяном два, к Галатом едино, к Ефесеем едино, к Еилипписием едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино. (Ап. 85: карф. 24; Афанасия Вел. о праздниках; Григория Богослова о книгах Св. Писания; Амфилохия о книгах Св. Писания). Так как в своем 59 правиле лаодикийские отцы воспретили читать неканонические книги (ακαννιστα βιβλα) и постановили читать только канонические (μνα τα κανονικ), то в данном (60) правиле они перечисляют по порядку эти книги, причем насчитывают 22 книги Ветхого Завета, которые и ныне почитаются каноническими православною церковью. Из Нового же Завета перечисляют все канонические книги, кроме Апокалипсиса. Это объясняется тем, что не все творения Апостолов достигали одновременно всех поместных церквей, и легко может быть, что во время этого собора Апокалипсис не был известен во фригии как каноническая книга Нового Завета Примечания: 65. Cp. преосв. Макария Введение в богословие, §126 (изд. Спб. 1871), стр.329.  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010