[  ]. На егип. рельефах шарданские воины изображаются в рогатых шлемах (между рогами находится штырек с диском). Одеты они в короткие юбки, в руках держат круглый щит и копье или меч. В XIV в. до Р. Х. шарданцы присутствовали в Библе. Имеются свидетельства об их регулярных нападениях с моря на егип. побережье во время правления Аменхотепа III и Рамсеса II (1279-1213 или 1300/1290-1224 гг. до Р. Х.). Впосл. нек-рые из них поселились на побережье как мирные жители; многие из этих жителей вступили в войско фараона. Шарданские воины участвовали на стороне Египта в битве при Кадеше в 1274 г. до Р. Х. ( Gardiner. 1960. P. 7). Во время правления Мернептаха, сына Рамсеса II, шарданцы вновь появились как противники Египта: они в союзе с ливийцами и вместе с др. этническими группами атаковали егип. дельту ( Breasted. 1906. Vol. 3. § 579). При этом др. воины-шарданцы воевали на стороне Мернептаха; вероятно, это были потомки еще тех шарданцев, которые поселились в Египте при Рамсесе II. Во время наземных и морских перемещений Н. м. в 8-й год царствования Рамсеса III (1177) шарданские войска сражались в Сирии как вспомогательные на стороне Египта. Возможно, они были наемниками. Но известно, что в этот период множество шарданских семей все еще проживали в Египте. Поэтому более вероятно, что шарданцы в егип. войске были не наемниками, а подданными фараона. В Большом папирусе Харриса Рамсес III называет шарданцев среди Н. м., к-рых он победил, он говорит об их последующих депортации и расселении в Египте. В последние 2 столетия позднебронзовой эры наблюдается рассеяние шарданцев: некоторые из них селились в др. странах, приобретая новое подданство и новых союзников; это объясняет кажущееся противоречие: воины-шарданцы сражаются то на стороне Египта, то против него. Как и в случае с др. Н. м., участь шарданцев в последующую за победой Египта эпоху неизвестна. Те, кто до того момента поселились в Египте, вероятно, там и оставались до конца бронзовой эры. Однако можно предполагать, что в ходе расселения по миру Н. м. после их неудачного вторжения в Египет отдельные группы шарданцев сначала осели на Кипре, а затем продолжали двигаться на запад и, возможно, поселились на о-ве Сардиния. Название острова впервые встречается в источниках IX в. до Р. Х. и в принципе могло восходить к народу шарданцев позднебронзовой эпохи. Однако данное предположение до наст. времени остается неподтвержденным. Эквеши

http://pravenc.ru/text/2564690.html

Главные находки в г. Бет-Йерахе (Хирбат-эль-Карак), расположенном к юго-западу от Тивериадского оз., на зап. берегу И., относятся к концу эпохи ранней бронзы. Прямоугольные в плане дома Бет-Йераха сначала строились из сырцового кирпича, иногда на базальтовой основе, позднее - полностью из базальта. Были открыты массивные фортификационные сооружения и крупное адм. здание, возможно, городское зернохранилище. Здесь также впервые была обнаружена характерная обливная лощеная лепная керамика, красная внутри и черная снаружи, с лепным декором. Керамические находки, резко отличающиеся от традиц. местного керамического репертуара, позволили выдвинуть предположение о миграции в Ханаан населения из района Закавказья. Наиболее полно городская культура эпохи средней бронзы (2000-1550 гг. до Р. Х.) в долине И. представлена в Дане. Вокруг города сохранились мощнейшие фортификационные системы, включающие стены с башнями и крутые земляные валы. Обнаружен богатейший керамический материал - местная посуда высокого качества, а также импортная керамическая, в т. ч. микенская. В Телль-эль-Хайяте на восточном берегу И., по всей видимости, не существовало городских построек, однако был найден культовый центр. Череда сменявших друг друга храмов была открыта при раскопках в Тель-Китане, на зап. берегу реки. В Иерихоне обнаружены городские укрепления, жилые дома и городские кладбища с групповыми захоронениями, со множеством погребального инвентаря. Благодаря сухому и жаркому климату в погребениях сохранились деревянная утварь, мебель, корзины и даже пища. В эпоху поздней бронзы (1550-1200 гг. до Р. Х.) важнейшим городом долины И. стал Беф-Сан. Здесь размещался 2-й по значимости после Газы егип. форпост Ханаана. Многочисленные упоминания города в документах эпохи Нового царства (на стелах и в списках городов Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II, в документах Эль-Амарны), свидетельствующие о тесной связи с Египтом, подтверждаются археологическими находками. Раскопки выявили серию из 5 храмов эпохи поздней бронзы и раннего железа необычной для Ханаана планировки. Обнаружена также егип. цитадель города. Егип. присутствие подтверждается и найденными культовыми стелами, различными надписями, множеством мелких находок. В Беф-Сане найдены 2 царские стелы Сети I с текстами, повествующими о подавлении восстания соседних городов Хамата и Пехаля (Пеллы) и об усмирении хабиру, а также стела Рамсеса II. Большое кладбище обнаружено к востоку от И., в Телль-эль-Сайдии. Способ захоронений и погребальный инвентарь свидетельствуют о егип. культурной принадлежности усопших.

http://pravenc.ru/text/578378.html

В 1816-1820 гг. была установлена система гос. монополий в сельском хозяйстве, в промышленности, в ремесле, во внутренней и внешней торговле. Одновременно Мухаммед Али наращивал военную мощь Е.: его армия и флот, комплектовавшиеся на основе рекрутской повинности, стали строиться с учетом европ. военных технологий. В Е. была создана сеть светских школ и профессиональных уч-щ. По инициативе Мухаммеда Али молодых способных египтян стали направлять на учебу в высшие учебные заведения Европы (регулярно с 1826). Прежняя система управления была ликвидирована, создан строго централизованный гос. аппарат. С 1811 г. Мухаммед Али вел непрерывные войны. В 10-20-х гг. он завоевал значительные территории, присоединил к Е. Аравию (1811-1818) и Вост. Судан (1820-1822). В 1824-1828 гг. егип. армия участвовала в борьбе против греч. национально-освободительного движения. После потери флота в Наваринском сражении 1827 г. Мухаммед Али был вынужден вывести войска из Греции. С 1831 г. его борьба с османами за гегемонию в мусульм. мире приняла форму открытой военной конфронтации. Первая турецко-егип. война 1831-1833 гг. показала превосходство армии Мухаммеда Али; турки потерпели поражение при Хомсе, Бейлане и Конье. Согласно договору, заключенному в Кютахье в 1833 г., османский султан был вынужден признать за Мухаммедом Али право на управление Е., Сирией и Палестиной. Егип. паша формально все еще оставался вассалом Порты, но в действительности находившиеся в его власти земли уже стали самостоятельной империей. В османо-егип. войне 1839-1840 гг. султана поддержала коалиция европ. держав во главе с Великобританией. Разгромив османские войска при Незибе, в 1840 г. Мухаммед Али не смог противостоять новой англо-австро-тур. интервенции. 27 дек. 1840 г. правитель Е. капитулировал и возвратил османскому суверену большую часть своих владений, сохранив власть в Е. и Судане. Ноев ковчег Фрагмент росписи часовни «Исхода» некрополя в Багавате. 1-я пол. IV в. Ноев ковчег Фрагмент росписи часовни «Исхода» некрополя в Багавате.

http://pravenc.ru/text/187963.html

вооруженных сил. 6 окт. 1973 г. армии Е. и связанной с ним союзным договором 1966 г. Сирии внезапно атаковали позиции израильских войск на Суэцком канале и Голанских высотах. Не добившись военного превосходства, Садат обратился с просьбой к США о посредничестве в урегулировании конфликта. Вскоре после этого егип. руководство взяло курс на сепаратное урегулирование отношений с Израилем. В нояб. 1977 г. Садат посетил с офиц. визитом Иерусалим. Под эгидой США начались израильско-егип. переговоры, завершившиеся подписанием 17 сент. 1978 г. Кэмп-Дэвидских соглашений, а 26 марта 1979 г.- 2-стороннего сепаратного мирного договора, по условиям которого израильские войска были выведены с Синая и между Е. и Израилем установлены дипломатические отношения. В знак протеста против действий Е. большинство араб. стран разорвали с ним отношения и прекратили оказание финансовой, экономической и технической помощи; Е. был исключен из ЛАГ. В поисках средств для подъема национальной экономики Садат в 1974 г. объявил о переходе к политике «открытых дверей» (инфитаху), о восстановлении позиций иностранного капитала в Е., о либерализации экономики и об ослаблении роли гос. сектора. Для привлечения иностранных инвестиций создавались зоны свободной торговли, частному бизнесу предоставлялись правительственные гарантии. Однако новый курс претворялся в жизнь медленно: к нач. 80-х гг. гос. сектор оставался основой егип. экономики. Временному улучшению экономического положения в стране способствовали увеличение добычи и экспорта нефти, рост доходов от вновь заработавшего Суэцкого канала, развитие туризма, а также переводы егип. работников из-за рубежа. Частичная либерализация экономики сопровождалась восстановлением многопартийной системы при сохранении лидерства наследницы АСС - Национально-демократической партии (НДП). Однако крупные антиправительственные выступления 18-19 янв. 1977 г. во всех городах Е. в знак протеста против инфитаха, приведшего к падению уровня жизни населения и расцвету коррупции, побудили правительство Садата отказаться от политики «контролируемой демократии». В нач. 80-х гг. режим Садата начал репрессии против оппозиционных сил. Было арестовано ок. 1,5 тыс. политических деятелей, что крайне обострило обстановку в стране. 6 окт. 1981 г. Садат был убит членами тайной мусульм. экстремистской группировки «аль-Джихад аль-джадид» (Новый джихад). Президентом Е. стал Х. Мубарак.

http://pravenc.ru/text/187963.html

В 750 г. в результате гражданской войны в халифате к власти пришла новая династия Аббасидов . В Египте, на короткое время ставшем пристанищем разбитых Омейядов, воспользовавшиеся моментом христиане подняли восстание. Оно было вызвано в первую очередь экономическим гнетом местных араб. властей. За первые 226 лет араб. владычества в Египте сменилось 108 наместников, и каждый спешил обогатиться за счет христиан - главного податного сословия; в ответ в течение VII-IX вв. христиане неоднократно восставали. Хотя обычно такие выступления не носили ярко выраженного религ. характера, на этот раз к восстанию примкнули оба патриарха - правосл. и копт. В одном из сражений патриархи попали в плен, но Косма сумел откупиться. Вторгшиеся в Египет аббасидские войска окончательно разгромили Омейядов. При новой династии положение егип. христиан качественно не изменилось. Оно зависело не столько от политики халифов, сколько от настроений наместников: одни облагали христиан поборами и разрушали церкви, др. разрешали восстанавливать эти храмы и строить новые. В эпоху халифата мелькиты Александрийского Патриархата поддерживали тесные связи с др. ближневост. правосл. Церквами. В житиях палестинских подвижников VIII-IX вв. постоянно упоминаются монахи егип. происхождения, подвизавшиеся в обителях на берегах Иордана. Выходцы из Сирии неоднократно становились Александрийскими Патриархами. Сохранялись и связи егип. православных с Византией. Подобно др. ближневост. Патриархам, Косма в 767 г. выступил против иконоборческой ереси; его преемник Патриарх Политиан поддержал решения Всел. VII Собора (787), где АПЦ представлял Патриарший синкелл Фома. Правившие в 1-й пол. IX в. Патриархи Христофор и Софроний также выступали с обличениями иконоборчества. При Софронии произошло одно из самых сильных гонений на христиан, организованное халифом аль-Мутаваккилем (847-861). Зиммиям было предписано носить отличительную одежду; новопостроенные церкви подлежали уничтожению. Положение христиан в Египте усугубило удачное нападение визант. флота на Дамиетту (852). Егип. наместник запретил колокольный звон, отправление многих христ. обрядов; чиновники-немусульмане изгонялись с гос. службы.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Судьбы Александрийского Патриархата, особенно на раннем этапе его становления, в значительной степени определялись спецификой исторического развития столицы эллинистического и рим. Египта - Александрии . Этот город, основанный Александром Великим на месте егип. поселения, изначально имел смешанное население. Основными этническими и социальными группами здесь были: «граждане» (греч. πολται) греч. и македон. происхождения, греки неопределенного гражданского статуса (выходцы с Кирены, Родоса, Самоса и др. мест), египтяне, иноземцы-негреки (евреи, сирийцы и др.), рабы. Греч. часть населения Александрии по своему происхождению и общественному положению была в свою очередь гетерогенна и при этом (особенно в низших социальных слоях) довольно быстро начала смешиваться с местным егип. элементом. Египтяне, хотя и не обладали особым гражданским статусом, все же располагали собственными судами и находились под защитой гражданского права. Самостоятельной группой населения были евреи, организованные в общины под предводительством своего «этнарха». При поздних Птолемеях - вероятно, с правления Птолемея VI Филометора (180-145 до Р. Х.) - евреи играли значительную роль в жизни города. Однако правом городского гражданства обладали лишь отдельные представители евр. общин. Право этих общин на самоуправление было преимуществом, выделявшим их среди др. сообществ иностранцев в Александрии. Согласно Страбону, городской район «Δ» был населен исключительно евреями; при этом лишь антиевр. репрессии при рим. префекте Авилии Флакке (38) привели к ограничению мест расселения евреев одним районом города (позднее - двумя). Редкость смешанных браков способствовала сохранению обособленности евр. общин. К нач. христ. эры смешение и египтизация городского населения Александрии были уже далеко зашедшим процессом. Распространению егип. культов в городе сопутствовало взаимопроникновение егип. и греч. погребальных обрядов. Уже в эпоху Птолемеев в и без того разнородное население Александрии добавилась новая группа - италийцы (выходцы из Кампании и Рима). Известна их роль как наемников и торговцев. Впрочем, латиноязычный пласт населения не получил широкого распространения.

http://pravenc.ru/text/82070.html

5000-3500 гг. до Р. Х.) до рубежа ранней бронзы (ок. 3400-3100). Начало и расцвет поселения городского типа приходится на эпоху раннего бронзового века (ок. 3500 - до 2400 или 2000), когда появляется обожженная керамика, родственная находкам из Хирбет-эль-Керака. Переходный период (ок. 2400-1950), как и везде в Палестине, представлен шахтными гробницами Сев. кладбища. Возобновление городской жизни в эпоху ср. бронзового века (2000-1600) подтверждает появление больших домов с внутренним двором и гробниц с богатым инвентарем, однако системы укреплений, характерной для крепостей этой эпохи в Палестине, не обнаружено. Б.-С. был отстроен и надежно защищен только в позднем бронзовом веке (1600-1200), когда Палестина попала под власть Египта. В серии ханаанских храмов, в скульптуре и эпиграфике заметно егип. влияние. Архитектура 1600-1400 гг. резко отличается от предыдущей эпохи: большое здание храма имеет обширный, открытый внутренний двор, по периметру к-рого располагались толстостенные прямоугольные помещения, с востока - ряд комнат с алтарем. Стела фараона Сети I, посвященная богу Ра Стела фараона Сети I, посвященная богу Ра Егип. присутствие нарастает в XIII в. Крепость перепланировали по новой схеме: значительно перестроен храм, сооружены «дом коменданта», большое хранилище для зерна, в юго-вост. секторе - общественные здания и улицы с плотно стоящими домами. Храм с колонным передним двором и комнатой с алтарем, к к-рому вели ступени, построен по аналогии с егип. храмами Нового царства. На этом уровне собрано больше вещей в егип. стиле, чем на любом памятнике эпохи поздней бронзы в Палестине, но также найдены изделия местных мастеров. Надписи (напр., на стеле архит. Аменемопета, посвященной «Богу Мекалу, владыке Беф-Сана») не оставляют сомнений в том, что Б.-С. превратился в военный и торговый форпост египтян на сев. границе Палестины. В отличие от большинства палестинских городов-гос-в Б.-С. не избежал разрушения в кон. позднебронзовой эпохи (ок. 1200). В нач. железного века прямо над разрушенным был построен новый храм, почти не отличавшийся от него по плану; не изменился и общий план города.

http://pravenc.ru/text/149089.html

С этим и др. сочинениями эллинистического иудаизма 3 Макк объединяют также образ языческого царя, к-рый признаёт мощь Бога Израиля, и воспроизведение подлинных или составление фиктивных офиц. документов. Книга заканчивается описанием двойного празднества: в Александрии на ипподроме и в гавани Птолемаиды Розоносной; установлением подобного праздника заканчивается история о попытке растоптать евреев слонами у Иосифа Флавия в соч. «Против Апиона», в Книге Есфири и в 2 Макк, с к-рыми у 3 Макк много пересечений, в т. ч. и наличие этиологических концовок. Но в отличие от Пурима, Ханукки и Дня Никанора (1 Макк 4. 36-59; 2 Макк 10. 1-8; Мегиллат Таанит на 13 Адара) безымянный праздник в честь избавления от смерти на ипподроме от слонов Птолемея Филопатора или Птолемея Фискона, если он локально где-то и существовал, более нигде не упоминается. Он отмечался по егип. календарю в месяце Эпифи, связан с винопитием и мог быть местным праздником молодого вина, к-рый снабдили этиологической легендой ( Bickermann. 1928. P. 798), отвечающей главному сюжету Свящ. истории - исходу (гонения на егип. иудеев и избавление их благодаря прямому вмешательству Бога). Но поскольку это праздник егип. иудеев, которые по-прежнему живут в Египте, автор сочиняет не историю исхода из Египта, а историю исхода для егип. иудеев, чтобы на Пасху в апреле или на Пятидесятницу в июле, или на ином местном празднике иметь собственный Свиток по-гречески и читать его за пиршественным столом (ср.: Hadas. 1953. P. 24; Anderson. 1985. P. 515; Idem. 1992. P. 452). По-видимому, автор 3 Макк создавал пропагандистское и апологетическое сочинение на основе исторической памяти о сравнительно недавнем прошлом александрийского еврейства, но не заботился об историчности в собственном смысле слова. Для рассказа о принуждении евреев к участию в общем культе указом царя в 3 Макк 2. 27-30 он мог обратиться и к памяти о введении царем Антиохом Епифаном одной религии и одного культа для всех подданных его царства (1 Макк 1. 41-42), а принуждение ко вступлению в тиас (общину) поклонников Диониса напоминает об описанном в 2 Макк 6.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

(акайваши) [  ]. Эта этническая группа позднебронзовой эры упоминается в надписи фараона Мернептаха на вост. стене карнакского храма в списке групп, привлеченных ливийцами для нападения на Египет ( Breasted. 1906. Vol. 3. § 579). Название этой группы встречается также в надписи того же времени на стеле из Атрибиса («эквеши из морских стран») в списке групп (шекелеши, тереши, шарданцы), взятых в плен Мернептахом в ливийской кампании (Ibid. § 601). Они, вероятно, сформировали самый крупный контингент из всех союзников ливийского вождя Мерея при его неудачном вторжении в Египет. Ни в каких др. егип. документах эквеши не встречаются. Возможно, наименование «эквеши» («акайваши») является вариантом воспроизведения египтянами греч. слова χαιο «ахейцы», к-рое наряду с δαναο обозначает у Гомера микенских греков, происходящих из материковой Греции, Крита или Кикладских островов бронзовой эры. Весьма вероятно, что это егип. слово связано с этнонимом «аххийява» (    ), к-рый часто встречается в хеттских текстах ( Beckman et al. 2011). Хеттские тексты свидетельствуют о присутствии народа аххийявы в Зап. Анатолии с кон. XIV до кон. XIII в. до Р. Х. (сегодня большинство ученых соотносят этноним «аххийява» с микенскими греками - см.: Bryce. 1989). Если эквеши - всего лишь егип. обозначение термина «аххийява», то этот народ может быть выходцем из ахейских/микенских поселений на юж. и зап. побережье Анатолии и прилегающих к нему островах. Луккийцы [  ]. Название данной этнической группы (или групп) принадлежит жителям Зап. Анатолии, носителям лувийского языка; это название засвидетельствовано в ряде письменных источников позднебронзовой эры. Чаще всего луккийцы упоминаются в хеттских текстах и лишь изредка - в егип. надписях. В отличие от многих др. анатолийских народов позднебронзовой эры луккийцы, по-видимому, не имели явно выраженной политической организации. Ничего не известно ни о луккийских царях, ни об их гос-ве, ни о вассальных договорах между луккийцами и хеттским царем. Иными словами, термин «Лукка» употреблялся по отношению не к гос-ву с четко определенной политической организацией, а скорее к конгломерату независимых общин, этнически близких и проживающих внутри определенной географической области ( Bryce. 2003. P. 44). Хотя несомненно существовала базовая территория Лукки, в своем роде «родная земля», отдельные части ее населения были широко рассеяны по Юж. и Зап. Анатолии и подчас проживали временно или постоянно в странах с формальной политической организацией.

http://pravenc.ru/text/2564690.html

Наиболее подробны сведения Г. о егип. религии, содержащиеся во II книге. Менее значительны по объему сведения о религии скифов (IV 59-63), фракийцев (IV 94-96; V 7-8) и народов Ближ. Востока (персов: I 131-132; вавилонян: I 181-183; арабов: III 8; ливийцев: IV 180). Сведения о греч. религии у Г. многочисленны, но разрозненны и приводятся лишь от случая к случаю (за исключением II 50-57). Египтян Г. считал «наиболее богобоязненным» народом (II 37), а их религию - источником греческой (II 50). «История» содержит важные сведения о синкретических культах, в частности Осириса (II 47-49, 144-146), Аписа (III 27-29), с нек-рыми неточностями переданы егип. теогонии (II 145-146), важные сведения собрал Г. и о культе животных в эпоху Саисской династии Египта (II 66-74), а также о нек-рых значительных общеегип. празднествах (II 59-63). Впрочем, поскольку Г. не знал егип. языка, нек-рые его сообщения не подтверждаются егип. источниками. Сведения Г. о религии скифов Сев. Причерноморья более скудны (кн. IV), однако весьма важны для реконструкции верований древнейших обитателей Юж. России. Судя по всему, Г. нашел эти данные в Ольвии, и их качество, как впосл. подтвердили археологические и этнографические находки, весьма высоко. Он перечислил имена скифских богов (кроме Ареса, почитавшегося в виде меча - см.: IV 59, 62) с указанием их греч. соответствий. Описаны обряд гадания, похоронные обряды, сопоставимые с осет. обрядами и сведениями из северокавк. эпоса (IV 67-69, 71-75). Сведения Г. о скифской религии подтверждены также иран. традицией и потому могут считаться вполне достоверными. Краткое описание Г. персид. религии (I 131-132) не противоречит, за нек-рыми исключениями, персид. источникам. Сообщения Г. о религии прочих вост. народов далеко не всегда возможно проверить, и можно говорить о наличии в отдельных случаях искажений, в др.- о достоверности сведений (I 131, 199). Так, упоминание о фрак. божестве Залмоксисе (IV 94-96) позволяет видеть в религии фракийцев либо шаманские элементы, либо представление об умирающем и о воскресающем божестве; интересны также сообщения о связи этой религии со взглядами пифагорейцев.

http://pravenc.ru/text/164845.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010