армия потерпела сокрушительное поражение. Насер объявил о готовности уйти в отставку, и военно-бюрократическая верхушка Е. попыталась воспользоваться его решением. Однако массовые демонстрации египтян заставили Насера остаться у власти. Последовали репрессии против политических противников, на к-рых была возложена ответственность за низкую боеготовность егип. армии; был арестован и обвинен в заговоре вице-президент Е. маршал А. Х. Амер. После арабо-израильской войны 1967 г. наметился поворот в политике Насера: были ослаблены ограничения на деятельность частного капитала, егип. войска выведены из Йемена. В соответствии с решением IV конференции глав араб. гос-в (авг.-сент. 1967, Хартум) в 1967-1979 гг. Е. ежегодно принимал финансовую помощь от араб. монархий. Провозглашенная Насером «Программа 30 марта» (1968) предусматривала мобилизацию экономических средств на укрепление существующего режима. Значительную военную и финансовую помощь Е. оказывал также СССР. Несмотря на это, егип. руководство пыталось играть на противоречиях между СССР и США; в июне 1970 г. Е. принял амер. план прекращения продолжавшейся на берегах Суэцкого канала египетско-израильской «войны на истощение». 28 сент. 1970 г. Насер скончался; пост главы гос-ва занял А. Садат, являвшийся до этого вице-президентом. 15 мая 1971 г. Садат произвел переворот сверху (т. н. исправительное движение). Из руководства страны были удалены левые сторонники Насера. Принятая 11 сент. 1971 г. новая Конституция Е. провозгласила приоритет демократических свобод и незыблемость частной собственности. Страна получила название Арабская Республика Египет (АРЕ). Садат взял курс на свертывание отношений с СССР и развитие сотрудничества с США (это привело к отзыву в июле 1972 из Е. советских военных специалистов и к денонсации в марте 1976 советско-егип. договора о дружбе и сотрудничестве 1971). Одновременно шла идейно-политическая подготовка егип. общества к «войне возмездия» против Израиля и активно велась работа по укреплению егип.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Наиболее серьезными внешнеполитическими вызовами, с которыми столкнулся И., стали война с Египтом, экспансия Италии на Африканский Рог и столкновение с махдистами. Еще в мае 1868 г. важнейший эфиоп. порт Массауа был передан Османской империей Египту. В 1874 г. швейцарец на егип. службе паша Вернер Мунцингер занял обл. Богос на границе с Суданом, а в 1875 г. егип. хедив Исмаил приступил к полномасштабной экспансии в Эфиопию, захватив порты Зейла и Бербера, а также Харэр. Однако 16 нояб. 1875 г. егип. войско под командованием дат. полковника С. Арендрапа было разбито И. на границе с Тигре. Исмаил послал против И. новую многочисленную армию. В ответ на это И. объявил крестовый поход против егип. захватчиков. 7-9 марта 1876 г. в битве при Гуре они потерпели поражение от более чем 70 тыс. эфиопов. В 1875 г. под предлогом войны с Египтом И. издал указ о том, что все мусульмане в его владениях должны в течение 3 лет принять христианство или покинуть страну (язычникам для этого был установлен 5-летний срок). Значительная часть мусульман, особенно среди племен галла, чьи предки были исламизированы сравнительно недавно, выполнила это повеление, по крайней мере номинально; большинство мусульман Гондара предпочли эмигрировать. По оценке греч. консула Мицакиса, к 1880 г. в христианство обратились от 10 до 20 тыс. мусульман. За время правления И. скрепил печатью 2 международных договора, заключенные с брит. адмиралом У. Хьюиттом при участии егип. представителя Мейсон-бея 3 июня 1884 г., вскоре после начала махдистского восстания в Судане. Один из этих договоров предусматривал свободный транзит через Эфиопию любых товаров, включая оружие и боеприпасы, под брит. покровительством. В обмен на помощь в борьбе с махдистами И. передавалась обл. Богос, а также все вооружение и боеприпасы егип. войск, к-рые должны были эвакуироваться оттуда. Однако уже 3 февр. 1885 г. итальянцы заняли порт Массауа с согласия Великобритании, к-рая стремилась т. о. помешать расширению франц. владений на Африканском Роге. В кон. 1885 г. в послании к кор. Виктории И. был вынужден констатировать, что «договор Хьюитта» фактически разорван, поскольку Италия приостановила импорт оружия в Эфиопию через занятый ею порт. В то же время итальянцы стали усиленно поставлять оружие самому серьезному сопернику императора - царю Шоа Менелику. Переговоры брит. дипломата Дж. Портала, к-рому было поручено добиться от И. согласия на оккупацию итальянцами прибрежных областей Эфиопии, закончились безрезультатно.

http://pravenc.ru/text/469792.html

1988) до резко скептического ( Seters. 1994). Представители нем. школы сер. XX в. (прежде всего А. Альт и Г. фон Рад), хотя и отвергали историчность ряда повествований Пятикнижия и Книги Иисуса Навина, многие библейские рассказы о М. все же понимали буквально ( Rad. 1940). Напротив, исследователи «минималистского» направления кон. XX - нач. XXI в. сомневаются в возможности видеть за рассказами Пятикнижия какое-то историческое зерно, считая, что Исход - это миф, отражающий реалии намного более позднего времени ( Finkelstein I., Silberman N. A. The Bible Unearthed: Archaeology " s New Vision of Ancient Israel and the Origin of Its Sacred Texts. N. Y., 2002. P. 48-71; Redford D. B. Egypt, Canaan, and Israel in Ancient Times. Princeton, 1992. P. 408-422; Liverani M. Israel " s History and the History of Israel . L., 2005. P. 277-282; Grabbe L. L. Ancient Israel: What do We Know and How do We Know It? L.; N. Y., 2007. P. 84-88). Согласно утверждению Н. Наамана, рассказ в кн. Исход о том, что израильтяне были в егип. рабстве, есть не что иное, как преломление в народных преданиях реальной памяти о том, как жители Ханаана эпохи поздней бронзы (XIV-XIII вв. до Р. Х.) страдали под егип. господством; на самом деле избавление евреев от гнета египтян произошло не благодаря бегству из Египта в Азию, а в результате ухода из Азии егип. войск и администрации ( Na " aman N. The Exodus Story: Between Historical Memory and Historiographical Composition//J. of Ancient Near Eastern Religions. Leiden etc., 2011. Vol. 11. P. 39-69). Проблемой для «минималистического» прочтения рассказов об Исходе является их отчетливый егип. колорит: реальные египетские топонимы, локализуемые в восточной части Нильской дельты; егип. имя главного героя истории - М. (а также имя как минимум одного из его ближайших сподвижников - Пинехаса (Финееса); вне Пятикнижия егип. имена в Библии не встречаются). М. Г. Селезнёв В Новом Завете В Новом Завете М.- наиболее часто (ок. 80 раз) упоминающийся персонаж ВЗ. Его образ наследует основные представления древнеевр.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Правителем в Иудею Артаксеркс послал Неемию, сына Ахалиина, дав ему «письма к заречным областеначальникам» (Неем 2. 7), чтобы они помогли ему безопасно достигнуть Иерусалима и осуществить ремонт городских стен. Несмотря на противодействие правителей соседних областей, ему удалось увеличить численность населения города (Неем 7. 6-67) и провести экономические и социальные реформы. Предполагается, что Неемия впервые со времени Зоровавеля восстановил пров. Иудея (    ), в течение неск. десятилетий до этого управлявшуюся наместниками Самарии, в качестве самостоятельной политической единицы ( Davies, Finkelstein. 2007. P. 74). Деятельность Ездры и Неемии заложила основу политической и религ. жизни Иудеи в последующие неск. веков, однако она стала одной из главных причин окончательного разделения иудеев и самарян , не признавших восстановленный в Иерусалиме храм и организовавших независимый культовый и религ. центр на горе Гаризим . Правление Дария II (423-404) отмечено неск. восстаниями против персид. владычества, в первую очередь в Мидии, Анатолии и Сирии. На их подавление был отправлен егип. наместник Аршама, однако в его отсутствие возникли беспорядки и в самом Египте. От этого периода сохранилось важное свидетельство - письма, посланные в 408 г. иудейскими наемниками в персидско-иудейском гарнизоне, располагавшемся в Элефантине ( Cowley. 1923. P. 108-122). В этих письмах, адресованных наместникам Иудеи и Самарии, содержатся сообщение о том, что во время егип. восстания был разрушен находившийся в Элефантине иудейский храм, и просьба помочь в его восстановлении. В годы правления Артаксеркса II (404-359) развивались процессы, приведшие впосл. к распаду Персидской империи. В результате успешного восстания, во время к-рого была уничтожена и персидско-иудейская колония в Элефантине, на 60 лет (вплоть до 342) получил независимость Египет. Вскоре после восстания египтяне организовали военную кампанию против Персии, ставшую возможной благодаря вооруженному конфликту между Артаксерксом и его братом Киром. Егип. войсками, по-видимому, были постепенно оккупированы часть Палестины и прибрежные территории, включая Тир и Сидон ( Davies, Finkelstein. 2007. P. 75). К этому времени относят 2 найденные в Палестине егип. надписи ( Rowe A. A Catalogue of Egyptian Scarabs in the Palestine Archeological Museum. Cairo, 1936. P. 295). Егип. войска были вытеснены из Палестины к 380 г. совместными усилиями правителей неск. персид. сатрапий. Егип. оккупация Палестины возобновилась на короткое время в 360 г. в результате совместной операции войск фараона Тахоса и греч. наемников, получившей, вероятно, поддержку жителей Финикии. Планы Тахоса, собиравшегося расширить военные действия против Персии, были расстроены восстанием в Египте.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МААТ [Егип. MAat], одна из фундаментальных категорий древнеегипетской религии и культуры. Подобно большинству предфилософских категорий, обладает полисемией: в числе основных значений - «миропорядок», «справедливость», «истина», «правда». В египетских текстах различных жанров и эпох существительное «маат» часто используется в характерных для мифологического мировосприятия бинарных оппозициях со своими антиподами: isft («беспорядок», «хаос»), Dw («зло», «несправедливость»), grg («ложь», «кривда»). Основополагающим знаком для написания существительного «маат» в егип. языке является иероглиф mAa (Aa 11, староегип. версия - Aa 12 по классификации А. Х. Гардинера) - вытянутый прямоугольник либо трапеция, изображающие цоколь (основание) трона, что указывает на прямую связь этой категории с егип. идеологией царской власти. Вид этого знака также связан с физическими характеристиками прямизны, что коррелирует с одним из приведенных выше базовых значений этого существительного - «правда». По-видимому, хронологически 1-е значение слова «маат» в егип. духовной культуре - сакральный миропорядок, устанавливаемый солярным творцом на месте первоначального водного хаоса; это косвенно подтверждается и тем обстоятельством, что в традиц. егип. пантеоне соответствующая этой категории одноименная богиня истины и справедливости объявляется «дочерью Ра» (sAt Ra), одного из наиболее известных воплощений солярного божества, олицетворяющего высокое (полуденное) Солнце и традиционно выполняющего роль демиурга в рамках древнейшей и наиболее авторитетной егип. теологической традиции - гелиопольской. Одновременно Ра часто наделялся титулом «владыка Маат» (nb MAat), что находило отражение не только в религ. текстах, но и в офиц. царской титулатуре. Гелиопольская солярная теокосмогония, основные положения к-рой в эпоху Древнего царства были зафиксированы в ряде изречений «Текстов пирамид» (XXIV-XXII вв. до Р.

http://pravenc.ru/text/2561114.html

Благосостояние страны и культурный подъем были результатом экономической политики греч. династии. Александр Македонский стремился к экономической централизации и подчинению храмовых и номовых хозяйств гос. контролю при сохранении существовавших в стране традиц. институтов власти. Однако уже при первых Птолемеях была создана всеобъемлющая эллинизированная хозяйственная администрация. За время правления династии Е. прошел путь от предельной экономической централизации до почти полной автономии храмов, постепенно накапливавших различные льготы. Греч. население было рассредоточено по всей стране. В основном греки занимали адм. должности, были землевладельцами. Их было особенно много в Файюме, где они ввели культуру выращивания винограда и олив. Но большую часть греч. населения составляли торговцы, к-рые добирались даже до небольших городков у юж. границы Е. Греч. язык стал гос. языком, а классический среднеегип. язык превратился в достояние храмового жречества. Примером синтеза егип. и греч. традиций является гробница Петосириса в Туне эль-Гебель (кон. IV в.). На ее рельефах в обычных для егип. иконографии сценах люди изображены облаченными в греч. одежды. От традиц. егип. композиций эти рельефы также отличаются разнообразием поз и жестов. Крупнейшие егип. храмы, сохранившиеся до наст. времени (Исиды на о-ве Филе, Себека и Харура в Ком-Омбо, Гора в Эдфу, Хатхор в Дендере), относятся к птолемеевской и рим. эпохам. Для храмовых рельефов эпохи Птолемеев характерна специфическая трактовка человеческого тела, структура и мускулатура к-рого приобретают своеобразную грацию, типичную для греч. скульптуры и прежде нехарактерную для Е. Птолемеевские рельефы глубоко врезаны в поверхность стены, и поэтому они отличаются богатством светотеневых эффектов. Традиц. противостояние храмов и царской власти приобрело новое значение, превратившись в противостояние егип. и греч. элиты. Настроения егип. общества этой эпохи отразились в произведениях эсхатологического жанра, таких как «Демотическая хроника» и «Оракул горшечника».

http://pravenc.ru/text/189507.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОПТСКИЙ ЯЗЫК [Копт. ], последняя стадия развития египетского языка, который образует самостоятельную группу внутри семито-хамитской (афразийской) языковой семьи; как живой письменный язык существовал в III-XIV вв.; конец функционирования в качестве разговорного относится к рубежу I и II тыс. (локальные случаи в В. Египте отмечаются в источниках до XIX в.); в наст. время сохраняется как богослужебный язык Коптской Церкви . Особое название (о происхождении термина «коптский» см. в ст. Копты ) получил гл. обр. в связи с изменением способа письма на алфавитное (вместо древнеегип. иероглифики, иератики и демотики). К. я. важен не только для изучения истории и лит-ры христ. Египта , но и для реконструкции фонетических явлений в древнеегип. языке и исследования лингвистических проблем в целом. История Коптский алфавит Коптский алфавит Начало фиксации егип. языка в письменных памятниках относится к кон. IV тыс. до Р. Х. (см. в ст. Египет Древний ). Первые попытки приспособить греч. шрифт для передачи егип. слов встречаются в нескольких греч. рукописях III-II вв. до Р. Х. и в граффити II в. по Р. Х., но в них собственно егип. фонемы передаются комбинациями из греч. букв. Вероятно, греки, став жителями Египта и выучив местный язык, не считали нужным овладевать сложной системой демотического письма и в случае необходимости прибегали к помощи знакомого им греческого. Демотические же знаки для отражения егип. звуков начинают использоваться в целой группе текстов магического содержания, датируемых I-V вв. по Р. Х. Причину их появления связывают с желанием добиться действенности заклинаний, к-рая требовала точного звучания. Число знаков в них разнится и значение их неустойчиво, язык этих памятников получил название старокоптского. Т. о., переход на новый способ письма начался раньше христианизации Египта и был обоюдным, т. е. шел и со стороны чужеземцев-греков и по их примеру - со стороны египтян. Но только в результате работы над переводами Свящ. Писания в кон. II - нач. III в. сложился и был принят единый алфавит, состоявший из 24 греч. букв и неск. знаков, заимствованных из демотики для обозначения егип. звуков; впервые за почти 4 тыс. лет существования егип. языка получило фиксацию его действительное произношение.

http://pravenc.ru/text/2057210.html

Егип. корни Гермеса-Тота были впервые исследованы Р. Пичманом в соч. «Гермес Трисмегист по егип., греч. и вост. источникам» (1875). Пичман убедительно обосновал егип. происхождение эпитета Триждывеличайший (Трисмегист) и прояснил мифологические источники собеседников Гермеса на основании древнеегип., копт., греч., сир. и араб. источников. Егип. источники Г. исследовал рус. египтолог Б. А. Тураев в фундаментальной монографии «Бог Тот» (1898). Работы представителей школы истории религий, для к-рых было характерно применение компаративистских методов исследования, ввели изучение Г. в рамки сравнительного религиеведения. Наиболее значительным был вклад Райценштайна. В соч. «Поймандр: Исследование в области греко-егип. и раннехрист. лит-ры» он предположил, что в «Поймандре» изложена древнейшая гностическая доктрина, настаивал на егип. происхождении Г. и постулировал существование в первые века по Р. Х. «культовой общины Поймандра» (Poimandresgemeinde), более того, попытался реконструировать историю последней, что привело к сомнительным выводам, вызвавшим впосл. критику Фестюжьера. Огромной заслугой Райценштайна было критическое издание «Поймандра», в комментариях к к-рому были приведены многочисленные параллели из греч. магических папирусов и гностических сочинений. Райценштайну удалось исследовать проблематику герметических текстов в контексте религ. мысли позднеантичной эпохи, проанализировав религ. лексику этого времени (ϒνσις, νος, λϒος, πνεμα и др.) и сопоставив идеи и образы Г., гностицизма и раннего христианства. Т. зр. Райценштайна на происхождение и характер Г. и герметических книг со временем претерпела существенные изменения. В одной из последних работ, написанных совместно с иранистом Г. Шедером, он, по-прежнему считая, что «Поймандр» содержит древнейшее гностическое учение, полагал, что это учение иран. происхождения. Оппонентом Райценштайна выступил русско-польск. филолог-классик и исследователь античной культуры Ф. Ф. Зелинский. Он отстаивал идею чисто греч. происхождения Г. По его мнению, Г. зародился на родине греч. бога Гермеса - в пелопоннесской Аркадии, а затем прошел стадию философской обработки. Проанализировав, какие ответы даются в различных герметических трактатах на вопросы: кто создал мир, каково происхождение зла, как произошло падение человека, какова цель жизни, как происходит восхождение душ и т. п.,- Зелинский распределил тексты по 3 направлениям: перипатетическому (древнейшему), платоническому и пантеистическому (наиболее позднему). При этом он пришел к выводу о неоднородности мн. герметических книг и наличии в них неск. пластов.

http://pravenc.ru/text/164833.html

Так, на территории Л. наряду с католич. структурами свободно действовала амер. протестант. миссия, утвердившаяся в Бейруте еще в 1821 г. Непрочность егип. власти в Сирии ввиду неурегулированных отношений с Высокой Портой вынуждала Ибрагим-пашу сохранить Горный Ливан как автономный анклав, управляемый эмиром Беширом. Эмир укрепил свою власть, уничтожив или изгнав непокорных ему друзских феодалов. Адм. аппарат и войско Бешира состояли в значительной степени из маронитов, к-рые начали воспринимать эмират как христ. гос-во. Тем не менее налоговый гнет егип. власти и слухи о распространении на христиан рекрутских наборов подтолкнули ливан. горцев в мае-июне 1840 г. к восстанию, быстро подавленному егип. войсками. Конфликт Мухаммада Али со Стамбулом закончился вмешательством ряда европ. держав во главе с Великобританией, выступивших на стороне Османской империи. Осенью 1840 г. у берегов Л. появился англо-тур. флот. У египтян не хватало войск прикрыть все побережье, и в результате серии брит. бомбардировок и десантов в сент.-окт. портовые города пали один за другим. Ибрагим-паша со своим войском занял ущелья Ливанских гор над Бейрутом. Горные племена тяготились жесткой егип. властью и, получив от союзников десятки тысяч ружей, выступили на стороне султана. Армия Ибрагим-паши оказалась под угрозой окружения и поспешно отступила во внутреннюю Сирию. Бешир Шихаб, до последнего момента сохранявший верность егип. паше, в окт. 1840 г. сдался англичанам, был низложен и отправлен в ссылку на Мальту. Эпоха Танзимата и автономный Л. (1841-1914) С кон. 30-х гг. XIX в. Османское государство вступило в полосу реформ, начальный этап которых получил наименование Танзимат (упорядочение). Вводилось централизованное управление, подрывавшее феодальные привилегии региональных элит. Принимались меры по уравнению в правах христиан с мусульманами. В 1841 г. Стамбул предоставил маронитскому патриарху статус главы самостоятельной этноконфессиональной группы - миллета . После восстановления османской власти в Сирии Ливанский эмират был передан двоюродному брату Бешира Беширу III аль-Касему.

http://pravenc.ru/text/2463663.html

и Судана. Англо-егип. переговоры о пересмотре договора 1936 г. закончились неудачей, что заставило уйти в отставку правительство Сидки. В мае 1948 г. Е. вступил в войну с Израилем в союзе с др. араб. гос-вами. Поражение в войне окончательно дискредитировало монархический режим Е. В целях стабилизации обстановки король согласился на проведение парламентских выборов, которые состоялись в янв. 1950 г. и принесли победу Вафду. Главой правительства вновь стал Наххас. Отчаявшись добиться от Великобритании уступок, егип. парламент 15 окт. 1951 г. денонсировал англо-егип. соглашение о Судане 1899 г. и договор 1936 г. В зоне брит. оккупации развернулось партизанское движение; егип. рабочие прекратили обслуживание брит. военных и гражданских объектов. После столкновения брит. войск с егип. полицией в Исмаилии в Каире произошли погромы с массовым уничтожением собственности иностранных подданных (т. н. поджог Каира 26 янв. 1952). Король объявил о введении чрезвычайного положения. В ответ на это вафдистский кабинет подал в отставку, что еще больше обострило ситуацию (в янв.-июле 1952 сменилось 6 правительств). Е. в 1952 г.- нач. XXI в. В обстановке кризиса власти тайная организация «ад-Дуббат аль-Ахрар» (Свободные офицеры) в ночь на 23 июля 1952 г. совершила переворот. Номинально «Свободных офицеров» возглавлял популярный в Е. ген. М. Нагиб, но их фактическим лидером был подполковник Г. А. Насер. 26 июля кор. Фарук отрекся от престола, власть перешла к Совету руководства революцией (СРР). В сент. 1952 г. новое правительство издало закон об аграрной реформе, к-рым ограничились размеры крупного землевладения. Конституция 1923 г. была отменена, политические партии после их отказа сотрудничать с СРР распущены. 18 июня 1953 г. Е. был провозглашен республикой. В руководстве СРР развернулась борьба по вопросу о путях дальнейшего развития страны, в ходе к-рой победили представители радикально-революционного крыла СРР во главе с Насером. Нагиб был смещен с постов президента и премьер-министра Е., поддержавшая его ассоциация «Братья-мусульмане» разгромлена.

http://pravenc.ru/text/187963.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010