3. Аккад. Вскоре после появления шумерийцев в Двуречье среднюю его область (ту, где сближаются Тигр и Евфрат) заселили семитические племена, образовавшие государство Аккад. Около 2300 года царь Аккада Саргон I покорил Шумер. Внук Саргона I Нарамсин первым провозгласил свою божественность. При династии Саргонидов началось смешение народов обеих частей Двуречья. Постепенно шумерийцы как нация стали исчезать, поглощенные пришельцами. Но они оставили им письменность и культуру, которая продолжала интенсивно развиваться. Аккадская империя была разрушена около 2200 года набегами горцев. 4. Эбла. Царь Нарамсин покорил государство Эблу, расположенное в Сирии, на северо-запад от Двуречья. Об этом государстве раньше не было почти ничего известно. Раскопки 1964–1974 годов показали, что в Эбле существовала высокоразвитая культура (найдены произведения искусства и сотни документов). Для библейской истории это открытие очень важно, так как в эблаитских текстах встречаются имена, близкие к библейским. Упомянуты там и города Газа, Меггидон, Асор и, по-видимому, Иерусалим, существовавшие, следовательно, задолго до начала израильской истории. 5. Египет. Раннее и Древнее Царства (ок. 3000–2200 гг. до Р.Х.). Египетское государство (егип. Кеме, или Хет Картах, греч. Айгюптос) сложилось в долине Нила, в эпоху, когда каменные орудия стали сменяться медными. Население страны, говорившее на хамитическом языке, родственно, с одной стороны, африканским племенам, а с другой — семитам. В период Раннего царства области (номы) были объединены под властью единого царя (егип. перо, греч. фараон), которому подчинились Нижний (Дельта) и Верхний Египет. Фараон считался сыном бога Солнца Ра. Кроме этого божества в египетский пантеон входило много других, которых нередко олицетворяли животные (ибис, корова, кошка, крокодил). Одним из самых популярных богов был Осирис, бог произрастания (впоследствии — царь загробного мира). В период Раннего и Древнего Царств в стране была уже иероглифическая письменность, возникли основы наук, календарь, медицина. Египетское искусство и культура сохраняли высокий уровень и преемственность на протяжении нескольких тысяч лет. Столь же стойкой оказалась и религиозная традиция, которая угасла лишь с приходом христианства. Египтяне глубоко верили в загробную жизнь и воздаяние по смерти. Они считали, что судьба души тесно связана с участью останков человека. Поэтому тела бальзамировали и для души создавали «жилища» в виде статуй. Над местом упокоения сооружали художественно украшенные гробницы, а для всевластных фараонов — гигантские пирамиды. Самая большая из них — пирамида фараона Хуфу (146 м высоты). К концу Древнего Царства в стране возобладали центробежные силы: каждая область искала независимости, что привело к распаду государства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Большое распространение в ранний рим. период получил культ егип. бога Беса. Притом что он не обладал офиц. культом, его почитание было весьма широким в низших слоях общества, где его имя повсеместно употреблялось в магических практиках. В более позднее время его культ получил офиц. оформление в Абидосе, центре почитания Осириса, где был сооружен оракул Беса, сохранявшийся до сер. IV в. Следы его культа присутствуют также в мемфисском Серапеуме. Греки, расселившиеся в Е. со времени правления Александра Македонского, постарались отождествить богов егип. пантеона с богами греческого. Так, напр., Амон и Серапис отождествлялись с Зевсом, Гор - с Аполлоном (или Гарпократом, что передавало на греч. манер распространенный эпитет Гора - «гар-па-хрути»), Хатхор (Хатор) - с Афродитой, Птах - с Гефестом, Тот - с Гермесом, Таурт - с Афиной, Бастет и Пахт (Пахет) - с Артемидой. Зачастую греки разных местностей по-разному отождествляли егип. богов с греческими, и потому иногда имя греч. бога обозначало 2 егип. богов или же 2 разных греч. имени прилагались к 1 егип. божеству. Впрочем, чаще греки придавали имени егип. божества греч. звучание (Себек - Сухос, Таурт - Тоэрис, Бастет - Бубастис и т. п.). В целом, однако, отождествления не носили устойчивого характера. Почитание и отождествление Афины с божеством г. Саис Неит имели подоплекой легендарные сведения о том, что Саис является городом-родоначальником Афин. На о-ве Филе также присутствовал культ бога Асклепия, отождествленного с егип. мудрецом Имхотепом. Культ Афродиты, судя по находкам ее изваяний, являлся наиболее распространенным среди всех греч. культов в Е. Традиц. греч. культ, не связанный с египетским, был распространен лишь в немногих городах, таких как Александрия и Птолемаида. Географически наиболее распространенным греч. культом в Е. был культ Диоскуров. Он не имел параллелей в пантеоне егип. богов, но следы отправления этого культа встречаются по всей долине Нила. Александрия имела свой культ, содержавший элементы греч., егип.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Что фараон указанными словами давал полное освобождение еврейскому народу, а не временный только отпуск в пустыню, с несомненностью доказывается теми словами удивления, которые высказал фараон, когда услыхал, что евреи не по прямому пути направились в Азию, но находятся еще внутри египетской границы по эту сторону Чермного моря. Они заблудились, сказал фараон ( Исх.14:3 ), заперла их (египетская) пустыня, и, сказав это, отправляется в погоню за израильтянами с целью возвратить их под свою власть. Таким образом, фараон решается преследовать евреев не потому, чтобы они (вопреки мнимому дозволению на временный их отпуск, данному фараоном) перешли египетскую границу, а напротив именно петому, что они оставались еще внутри египетской области. Следовательно, евреи поступили не против дозволения фараона, а против его ожидания. Если бы евреи направились по прямому пути к Ханаану, или обходом вокруг залива Чермного моря, по направлению к Сиваю, то удивление фараона было бы понятно при противоположном понимании цели данного фараоном согласия на выход евреев из Египта. Но так как евреи находились в пределах египетской области и, следовательно, никак не превышали данного им дозволения, то не понятно, почему фараон спешит силой возвратить их под свою власть. Не должен ли был, напротив, фараон из направления, принятого евреями в их движении, убедиться, что у израильтян остается непоколебимым намерение возвратиться назад? Словом, решимость фараона преследовать евреев может быть тогда только понятна, когда фараон не заблуждался относительно истинной цели отправления евреев в путь, когда смотрел на движение евреев, как на окончательный их выход из Египта. Да и сам фараон ясно и выразительно высказывает этот свой взгляд в словах: зачем мы отпустили израильтян, чтобы они не работали нам? ( Исх.14:5 ). Таким образом, он сам говорит, что он отпустил израильтян, чтобы они больше не работали ему. Не ясное ли это свидетельство из уст самого фараона о полном освобождении, данном им порабощенному еврейскому племени под впечатлением последнего великого акта страшного суда Господня! Произошедшая вскоре перемена в душе фараона, побудившая его с целым войском отправиться в погоню за израильтянами, не может служить возражением против понимания данного фараоном во время десятой казни согласия на требование евреев именно в смысле полного освобождения последних от египетского рабства, так как в священном Писании эта перемена в душе фараона ясно обозначается, как произошедшая вследствие нового ожесточения фараона ( Исх.14:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Но людей-то жалко, ведь фараон виноват, а гибнут люди. А люди здесь ничего не решают. Если люди принимают фараона как своего бога, значит, они полностью отдают свою жизнь в его руки, значит, они позволяют фараону быть вершителем их жизней. И Богу нечего делать, Он не может их ни от чего защитить, потому что они вверили свои жизни в руки фараона, а фараон их отправляет на смерть. Вот, что происходит. Не Бог убивает этих людей, которые гибнут в этих бедствиях. На самом деле, их убивает фараон. И последняя казнь, смерть первенцев, где вроде бы сказано, что прямо Бог проходит через эту землю, и первенцы все в Египте гибнут, а в народе израильском первенцы сохраняются ( Исх.11 ; Исх.12:12-13,29-30 ). Я могу это объяснить одним способом: речь идет о какой-то достаточно обычной для этих стран детской эпидемии. Она действительно должна произойти, когда фараон уже окончательно встал на дыбы, она происходит. Но народ Божий находится в связи с Богом, и он может услышать то, что ему Бог говорит. – Если ты сделаешь то-то и то-то, – некоторые вещи, помазать косяки кровью жертвенного агнца, или еще чего-нибудь, что за этим стоит, мы все равно не знаем, – то Я смогу защитить, вас эта эпидемия не коснется ( Исх.12:13 ). И на самом деле Бог, проходя через Египет, защищает свой народ от этой смерти. Вот, что происходит: Бог спасает, Бог проходит сквозь этот мир для того, чтобы совершить спасение. Отсюда возникает в языке народа Божьего слово «пасха», оно означает «прохождение», прохождение Бога. Это событие, в результате которого происходит исход евреев из Египта, это Пасха Господня, Бог проходит через этот мир и совершает при этом не казни Египта, а спасение народа Своего. Вот, что важнее всего. Тем самым фараон сломлен, кстати, не окончательно. Он разрешает евреям выйти из Египта, а потом посылает вслед погоню, потому что не может смириться с этим, до конца не может смириться ( Исх.14:5-9 ). Гордыня человеческая – вещь несгибаемая абсолютно. И этим спасительным действием Божиим народ, 600 тысяч человек, не считая женщин и детей, их никогда не считают, выходят из Египта. Фараон бросается в погоню, понятно, что не он сам, а армия его, но это язык тогдашнего времени. В фараоне олицетворение всего Египта, поэтому все, что делает фараон имеет влияние на весь Египет. Итак, фараон бросается в погоню, но происходит очередное чудо, Израиль проходит через море как посуху, а затем волны поднимаются вверх и войско фараона потоплено, и путь для Израиля свободен ( Исх.14:9-31 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Похожим образом звучало и тронное имя Пиопи (Неферкарэ). Этот царь вступил на престол в шестилетнем возрасте и правил более 90 лет в Мемфисе. Он был самым долговечным правителем Египта. С самого детства фараон вел завоевательную политику в направлении Судана и Палестины. Слово «вельможи», упоминаемое в священном тексте («сарей»), буквально означает «принцы», что, видимо, означает правителей номов (древних областей Египта), добившихся при 6 династии большого влияния. Заметим, что язычество неразрывно связанно с блудом, и фараон, несмотря на свой преклонный возраст, был «ценителем» этого греха, за что и был наказан. Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сарру, жену Авраамову. Согласно Иосифу, болезнью фараона была проказа и расстройство в делах (импотенция). А Филон утверждает, что фараон, желая познать Сарру, впал в бесчувственное состояние, а затем стал страдать меланхолией и лишь после долгих стараний врачей перестал чувствовать мучительную боль во всем теле. Для египетского монарха это было страшным ударом. Он, считавший себя богом и воплощением верховного Ра, оказался лишенным всего и тем самым прочувствовал, что и он человек, находящийся под властью Вседержителя. Прп. Ефрем пишет: «Домочадцы фараоновы были наказаны за то, что выхваляли красоту Сары и возбуждали в царе желание взять ее; сам же Фараон наказан за то, что увел ее насильно и против воли заставлял быть его женою. Ибо, если бы не боялась Сара, что умертвят ее и мужа ее, то не отдалась бы Фараону». Когда же фараон принес очистительную жертву для отвращения гнева Божия, то жрецы заявили ему, что это несчастье постигло его вследствие его желания изнасиловать жену чужестранца. Как пишет об этом событии свт. Дмитрий Ростовский , благодать Божия заставила демонов невольно сказать правду. «И призвал фараон Аврама и сказал: “что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди”. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним]. И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг (в Негеб). И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом». ( Быт. 12, 10 – 13,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

М. зародилось приблизительно во 2-й пол. III в. одновременно в неск. регионах, христианизация к-рых шла более или менее успешно. Исторически необоснованным является мнение о том, что М. возникло в Египте и оттуда распространилось по территории Римской империи и за ее пределами; такая упрощенная картина распространения М. является результатом влияния поздней агиографической лит-ры. Наличие постоянных культурных и социальных связей между регионами неизбежно вело к взаимному влиянию местных монашеских традиций, которое проявилось и в богословском осмыслении феномена М., и в усвоении тех или иных организационных форм М. Египет Егип. монашеская традиция оказала наибольшее влияние на традиции др. регионов благодаря авторитету ряда выдающихся егип. подвижников, а также лучшей сохранности источников егип. происхождения. Большое значение для распространения славы егип. М. имели переводы нек-рых важных памятников монашеской лит-ры. Так, Житие прп. Антония Великого, переведенное на лат. язык еще при жизни автора, свт. Афанасия Великого, оказало сильное влияние на формирование монашеской традиции Запада, в к-рой прп. Антоний всегда воспринимался как идеал монаха ( Hieron. Ep. 127. 5; Aug. Confess. VIII 6). Традиция прп. Пахомия Великого также очень рано стала известна зап. монахам благодаря переводу блж. Иеронима Правил пахомианского общежития ( Pachom. Praecepta). Исследование периода становления в истории егип. М. наталкивается на проблему источников. События, которые принято считать началом возникновения М. в этом регионе, описываются гл. обр. в поздних агиографических текстах, историческая достоверность к-рых мн. учеными подвергается сомнению. Эти источники часто имеют сложную историю редактирования в интересах тех или иных почитателей знаменитых монахов древности, поэтому сведения, содержащиеся в них, должны сопоставляться с данными подлинных сочинений, как правило писем или посланий, созданных первыми поколениями егип. монахов. Традиционно принято связывать зарождение М. с именем прп. Антония Великого († ок. 356), представляющего традицию т. н. анахоретского (отшельнического) жития. Младший современник прп. Антония, прп. Пахомий Великий († 346/7), обычно рассматривается как родоначальник общежительной формы М. В р-не Нитрийской пустыни (Скит, Келлии) в Н. Египте развивалась традиция полуотшельнического скитского М.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

В мон-рях по субботам и воскресеньям в 3-й ч. дня (ок. 9 утра) совершалась литургия. Первоначально литургию совершали приглашавшиеся из городских и деревенских храмов пресвитеры, но достаточно скоро епископы начали посвящать для мон-рей пресвитеров из числа насельников, их называли «освященными монахами» - иеромонахами . К Причащению монахи приступали, сняв пояс и милоть. Больных братий ходили причащать по кельям. Отшельники брали Св. Дары с собой. По свидетельству прп. Пимена Великого, монахи большинства егип. мон-рей причащались дважды в неделю - в субботу и воскресенье (Достопамятные сказания. С. 139), но уже в IV в. возник порицавшийся преподобными аввами обычай редкого Причащения (Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования. 23. 21//Он же. Писания. С. 605). В егип. мон-рях сохранились агапы, превратившиеся в братские трапезы из приношений жертвователей. Они устраивались после литургии, многие монахи избегали их, считая недостаточно умеренными. В Скиту и на г. Нитрийской после воскресной литургии желающим из братии раздавали иногда паксамы (сухари) и по чаше вина (Достопамятные сказания. C. 75). В Пахомиевых мон-рях после литургии бывали духовные беседы настоятеля с братией. Егип. монашество, знаменитое своими постническими подвигами, положило начало правилам о посте, вошедшим в богослужебные Типиконы (Скабалланович. С. 202-207). Раскол в V-VI вв. После IV Всел. Собора (451) Александрийская Церковь раскололась на монофизитов и православных. Монофизитская партия была популярна в егип. монашеской среде и у коптов, впосл. она оформилась в Коптскую Церковь. Из-за тесной связи Коптской Церкви с егип. монашеством на ее богослужении лежит сильный монашеский отпечаток, оно характеризуется аскетичностью и неохотным использованием гимнографии, службы суточного круга Коптской Церкви почти в чистом виде сохраняют обычаи древних егип. мон-рей (Taft. Liturgy of the Hours. P. 249-259). Формуляры литургий и таинств Коптской Церкви в значительной степени отражают традиции приходского богослужения Египта V-X вв.

http://pravenc.ru/text/64464.html

текстов того периода и по данным совр. археологии. Дискуссия по вопросу не имеет завершения; аргументация сторонников ранней датировки события Исхода может быть представлена следующим образом (о научных спорах по вопросу о датировке Исхода см. в ст. Исход ). 2-я пол. XV и 1-я пол. XIV в. до Р. Х.- время наивысшего расцвета Египетского Нового Царства (18-я династия; фараоны Тутмос III, Аменхотеп II, Тутмос IV, Аменхотеп III). Егип. войска движутся на север через Палестину, они подчиняют себе не только ее, но и Финикию и Сирию, достигая Евфрата. После походов Тутмоса III все палестинские царьки платят египтянам дань, ни один из них не решается открыто им противиться. Власть Египта над Азией слабеет при Аменхотепе IV (Эхнатоне) и его преемниках во 2-й пол. XIV в. до Р. Х. Затем наступает новый период могущества Египта в Азии, он совпадает почти с 70-летним (1279-1212 или 1300/1290-1224 гг. до Р. Х.) правлением Рамсеса II (19-я династия); по Юж. Сирии проходит граница Египетского и Хеттского царства, но Палестина остается под властью египтян. В кон. XIII - нач. XII в. до Р. Х. Египет переживает упадок, и только при Рамсесе III (ок. 1190-1159 гг. до Р. Х.; 20-я династия) егип. присутствие временно сохраняется на юге Палестины и в Беф-Сане (Бейт-Шеане), где стоит егип. гарнизон. Прор. Моисей. Эмаль Пала д’Оро (Золотого алтаря). Кон. Х — нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции) Прор. Моисей. Эмаль Пала д’Оро (Золотого алтаря). Кон. Х — нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции) От периода егип. господства в Азии (XV-XIII вв. до Р. Х.) сохранились многочисленные егип. документы, связанные с Палестиной. Они не содержат упоминаний о народе, к-рый, согласно Книге Иисуса Навина, покорил всю Палестину, включая такие важнейшие ее города, как Асор (Хацор) и Лахиш. Этноним Израиль встречается в егип. текстах один раз - на стеле фараона Мернептаха (ок. 1212-1202 или 1224-1214 гг. до Р. Х.). Кроме того, в Книгах Иисуса Навина и Судей при перечислении многочисленных врагов, с к-рыми Израиль сталкивается в Палестине, не упоминаются египтяне, что также было бы невозможно, если бы эти книги описывали историю Палестины в XV-XIII вв.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

P. Evdokimov, Teologia della bellezza [Богословие красоты], Milano: Paoline, 1990, 182-184. И еще: «Богословие иконы восходит к различению в Боге сущности и энергии… икона передает динамическое присутствие, которое не заключено и не сосредоточено в ней, а излучается вокруг точки сосредоточения» (там же, 187-188). 227 Полет, как мы видели, — один из сквозных мотивов произведений этого режиссера, присутствующий в первом сне из «Иванова детства», в прологе «Андрея Рублева», в эпизоде дня рождения в «Солярисе», в сценах с аэростатами в «Зеркале». 228 Я проанализирую стихотворение Я в детстве заболел в отрывке, посвященном сцене в затопленной церкви. Образ ангела непосредственно присутствовал в «Ностальгии», но в окончательном монтаже был вырезан. В уже упоминавшемся фильме Донателлы Бальи во есть сцена с Эудженией в облачении ангела с огромными крыльями на спине. Чтобы лучше понять смысл этой детали, нужно вспомнить, что режиссер уже использовал перо в сценарии короткометражного фильма, в котором отец должен был читать стихотворение Я в детстве заболел: «КАДР 4:…Сверху в лужу, кружась, падает белое перо (это перо я потом использовал в " Ностальгии " ). КАДР 5: Крупно. Сын смотрит на упавшее перо, затем вверх на небо. Нагибается, выходит из кадра. Перевод фокуса на общий план. — Сын на общем плане поднимает перо и идет дальше. Скрывается за деревьями, из-за которых появляется внук поэта. В руке у него белое перо… На общем плане на опушке темнеющего леса — ангел. Смеркается. Затемнение с одновременной потерей фокуса» (А. Тарковский, Запечатленное время, 199-200). Перо, связанное здесь с ангелами, которых вызывает в памяти стихотворение и финальная сцена, — это элемент, объединяющий три поколения и передающийся от отца к сыну: общий способ восприятия жизни и ее смысла, поэтическая и художественная деятельность, миссия, ответственность перед другими и перед собой. 229 Единственный значимый элемент в убогом убранстве помещения — это старая переплетеная книга, которую Горчаков открывает и смотрит в течение нескольких секунд. Название книги, выделяющееся на старой бумаге, — Святая Библия. 230

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

В это время два ангела в белой одежде явились им и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящего на небо» ( Деян. 1:11 ). Сошествие Иисуса Христа на землю, Рождество Христово, было состоянием Его умаления, уничижения . Он родился беспомощным Младенцем в бедной, скромной обстановке, почти в полной безвестности и вскоре претерпел гонение от царя Ирода. Напротив, вознесение Иисуса Христа на небо было Его прославлением . В церкви, в день праздника Вознесения так и поют: «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш» (тропарь праздника). Вознесясь на небо, Господь Иисус Христос воссел одесную , т. е. по правую руку, Бога Отца. Так мы и говорим в шестом члене Символа Веры – «и седяща одесную Отца». Но Бог есть Дух и не имеет правой стороны, как человек. Значит, это есть образное выражение, которое надо понимать духовно. Постараемся это понять. Из Священной истории мы знаем про Иосифа, сына Иакова, как высоко почтил его фараон, когда Иосиф объяснил ему сны. Фараон снял тогда со своей руки кольцо и надел его на руку Иосифа, затем одел Иосифа в дорогие одежды, возложил на его шею золотую цепь и велел везти его на одной из своих колесниц и провозглашать перед ним: «Поклоняйтесь»! Такие почести воздавались в Египте только царям. Но фараон одарил Иосифа не только царскими почестями, но и царской властью, так что все египтяне должны были повиноваться ему. Если бы мы пожелали кратко и в образной речи выразить эти царственные почести, которые фараон воздал Иосифу, то должны были бы сказать, что фараон посадил Иосифа одесную себя , или по правую свою сторону. Но фараон был земным царем и мог даровать Иосифу только земную власть. Бог же есть высочайший Царь, власть и слава Которого беспредельна. Значит, Иисус Христос и как Сын Божий, и как Богочеловек имеет божественное могущество и божественную славу такие же, как их имеет Бог Отец, значит, Иисус Христос равен Богу Отцу. Вот о вере в Господа Иисуса Христа, вознесшегося в человеческом прославленном теле на небо и во всем равным Богу Отцу и говорит шестой член нашего Символа Веры .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010