Каноны Ипполита     Египетские каноны    Седмица, в которую иудеи совершают пасху, должна быть наблюдаема всем народом с большим усердием; особенно пусть берегутся, чтобы в эти дни поста оставить всякую страсть, так чтобы (и) при всякой беседе говорить не с веселостью, в с печалью, поелику известно, что Господь всего бесстрастный пострадал за нас в то время, чтобы мы терпеливо переносили скорби, которыми мы можем освободиться от заслуженных нами за грехи наши мучений, – а также чтобы мы, ставши участниками скорбей, которые Он принял за нас    О том, что неприлично кому-либо вкушать что-нибудь на пасху ранее часа, в который можно есть. Не может смениться пост тому, кто не воздержится до часа, который составляет окончание поста. Но если кто болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по крайней мере постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою. Если же кто-либо в плавании и не знает дня пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после 50-цы. Ибо не пасха то, что мы соблюдаем; что составляет образ, то    (с. 128)    сделались участниками и царства Его. Пища же, которая прилична времени пасхи, это хлеб с солью и водою. Если же кто подвержен болезни, или живет в деревне, где не знает христиан, так что время пасхи, не зная ее срока, проведет в радости, или же будет вынужден к тому тяжкою болезнью, все такие пусть постятся после 40-цы и благочестиво соблюдут пасху, чтобы видно было, что у нас не было в глубине души намерения, отринув страх и пренебрегая постом, установить себе свою пасху, полагая другое основание, а на то, которое положено....    Ночь воскресения Господа нашего И. Христа должно соблюдать с величайшим усердием; ибо Он сам – величайший. Никто посему в эту ночь пусть не спит до зари; тогда мойте тело водою, прежде чем приступить к пасхе, и весь народ пусть будет в свете. Ибо в эту ночь Спаситель снискал свободу для всей твари; и тогда праздник совершают небесное и земное и все, что на небе и земле, так как Он воскрес из мертвых и вознесся на небо и сидит одесную Отца, откуда придет во славе Отца и ангелов своих воздать каждому по делам его; делав-

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бог исполнил то, чего он желал всю свою жизнь: умереть на Афоне и быть погребённым вместе со своими отцами.   хранящаяся в этом монастыре. башни в монастырях Афона строили несколько веков назад, когда существовала реальная угроза нападения с моря пиратов: венецианцев, генуэзцев или турок. Быт. 2:15. на Афоне монахи одеваются лишь идя в церковь или встречая епископа или игумена. из Акафиста Богородице, означающее дерево с роскошной кроной, дающей хорошую тень. 18:19 (по переводу LXX). заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом» (Мф. 6:31–32). словами на Афоне принято выражать свою готовность исполнить повеление старца. получает награду и собирает плод в жизнь вечную» (Ин. 4:36). византийской музыке первый глас один из самых простых, а седьмой, название которого переводится как «тяжёлый, низкий», – самый трудный для исполнения. 5:14. описание одной из казней египетских в Исх. 10:21. графа в греческих паспортах была упразднена в 2000 г. под давлением Евросоюза. Греческое правительство пошло на это, несмотря на протесты населения и на то, что в истории современной Греции были даже мученики, пострадавшие за возможность исповедовать себя православными посредством подобных документов. Ин. 17:20-23. кондака Великого покаянного канона: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?..» Комментарии Всего комментариев: 11 2014/05/28, 08:58:57 Отче Дионисий, моли Бога о нас! Спаси Господи, за наставление, и да сохранит Матерь Божия отцы и братья вас, и Святую Гору Афон, за неоценимую помощь! Упокой Господи, душу монаха Дионисия, и нас грешных помилуй! 2014/05/25, 14:21:47 Покорно благодарю за мудрость и истины Святых Афонских Отцов Православия!!! Упокой Господи душу усопшего отца Дионисия Колицу! Царствие ему Небесное!Спаси Господи и помилуй нас грешных! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! р.б.Инна 2014/05/06, 20:20:01 Спасибо! Поучительные зерна Православия и для верующих и для неверующих! Христос Воскресе отче Дионисий! Николай 2014/05/05, 18:23:12 Искренне благодарю за замечательный рассказ об истинном воине Христовом! Пусть его святая жизнь будет для нас, немощных, примером и поддержкой в духовных трудах.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1811

Христос воскресе! Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. ( Деян.6:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня нашему вниманию было предложено Апостольское чтение (см. Деян.6:8-7, 5, 47-60 ), наполненное особой силой и вдохновением. Мы слышали об архидиаконе Стефане, которому первому в истории христианской Церкви довелось принять мученический венец и пострадать за Господа. В чине святых угодников Божиих возвеличен архидиакон Стефан как первомученик. Недаром христианская община выбрала этого человека для рукоположения в сан диакона. Среди лучших избранных он был самым лучшим, потому-то и возглавлял церковных собратьев. Стефан отличался от многих особой благочестивостью, милосердием, добротой, любовью к ближним. Сильно в нем было стремление к справедливости, желание помочь людям. А потому, исполненный веры и силы, совершал он великие чудеса и знамения в народе. Многие исповедники иудейской веры вступали в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда вожди иудейские поняли, что этот человек для них представляет безусловную опасность, так как увлекает за собой и призывает к христианской вере народные массы. И задумали фарисеи и старейшины черное дело — опорочить безвинного, научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. Когда же архидиакон Стефан предстал перед судом синедриона, вместо оправдания из его уст начала звучать история иудейского народа. Он говорил о призвании Богом Авраама, о судьбе его потомков, о плене Египетском, о том, как Моисей, по милости Божией, вывел народ из рабства, о многом другом, знакомом и дорогом иудейскому сердцу… Не было в словах архидиакона Стефана хулы или обвинения, наоборот, он показывал глубокое знание Ветхого Завета, законов и обычаев, которые служили лишь примером действий Живого, Истинного Бога, Которому он посвятил свою жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Благость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда готов сообщить и, действительно, сообщает своим тварям столько благ, сколько каждая из них можег принять по своей природе и состоянию. Благость Божия, по различию условий и состояния существ, на которых она простирается, называется различно: называется благодатью, когда даруются блага тем, которые их не заслужили. Действия Бога, по такой благости, 2-я Мак. книга называет благодетельством. В письме иудеев иерусалимских к иудеям египетским выражается пожелание: «Да благодетельствует вам Бог» (I, 2). После победы над Тимофеем иудеи с песнями и славословиями возблагодарили Господа, Который так много облагодетельствовал Израиля и даровал им победу (X, 38). Ог этого свойства воли Божиеи 2-я Мак. книга и Бога называет Единым Благодетелем: так прославляют Его в молитве священники (I, 24). Когда благость Божия является на помощь бедствующим и нуждающимся, 2-я Мак. книга называет ее милосердием, а Бог, по этому уже свойству, называется милосердым. Когда Иуда узнал о походе на Иудею Антиоха Евпатора со множеством войска, то велел народу день и ночь призывать Господа, чтобы Он и ныне, как и прежде, явил им свою помощь, при опасности лишиться закона и отечества, и святого храма. Все единодушно исполнили это и в продолжение трех дней с плачем и постом, и коленопреклонением непрестанно молились милосердому Господу (XIII, 12). Младший брат-мученик Маккавей, в своей предсмертной молитве, призывал Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом (VII, 37), о том же молится и первый брат (VII, 6, 7). Когда же благость Божия снисходит к грешникам и, ожидая обращения их, медлит их наказывать, 2-я Мак. книга называет ее долготерпением. Говоря о наказаниях, постигающих нечестивцев иудеев, автор просит читателей «не страшиться напастей и уразуметь, что эти страдания служат не к погублению, а к вразумлению рода нашего. Ибо, то самое, что нечестивцам не дается много времени, но скоро подвергаются они карам, есть знамение великого благодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Этот именно закон лежит в основе деятельности всех борцов 2-ой Мак. книги за отеческий Моисеев закон, за отеческие обычаи и за святость Иерусалимского храма; этим законом руководились и мученики Маккавейские, когда свободно шли на костры и смерть, отказываясь от богатства и почестей, кои предлагал им Антиох, если они отступятся от отеческих законов (VII, 24–25). Свободу, в нравственных своих поступках, и обязательную для себя силу нравственного закона ясно исповедует пред всеми в своей предсмертной речи Елеазар: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху перед Ним» (VI, 30). Следование в своей жизни нравственному закону всецело зависит от самого человека. «Мужественно расставаясь теперь с жизнью, – говорил в той же речи Елеазар, – сам я являюсь достойным старости, а юным оставляю добрый пример охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы» (VI. 28). Основание этого нравственного закона лежит в премудрой и всеблагой воле Божией; эта воля Божия и составляет сущность нравственного закона. Исполнение воли Божией есть главный долг человека и основа всякого его благоденствия. В самых первых строках книги, в первом письме Иерусалимских иудеев к иудеям Египта, ставится на самый первый план исполнение египетскими единоверцами воли Божией, как залог благодетельства им Бога и сохранения для них завета Авраама, Исаака и Иакова. «Да дает всем вам сердце, – говорится в этом письме, – чтобы чтить Его и исполнять волю Его всем сердцем и усердною душею» (I, 3). Нравственный закон, регулирующий духовно-нравственную жизнь человека, естественно вложен Творцом в самую духовную природу человека. Творец, посредством разума и совести, говорит каждому человеку, что хорошо и честно и что худо и безчестно, что мы должны делать и чего должны удаляться; таким образом, Творец мира, который образовал природу человека (VII, 23), естественно является и Творцом нравственного закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Нет, друг мой, не такие плоды вера христианская произносит. Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать, так и вере живой свойственно добрые дела показывать. Хочешь ли знать, что она есть и какие ее плоды? Посмотри в книгу Бытия, главы 15 и 22, как там Авраам, всех верных отец, в старости уже глубокой, по повелению Божию, возносит Исаака, сына своего, на жертву. Видишь, как вера действует в святом старце? Единственного сына, наследника, по обетованию Божию данного, того, о котором сказано Богом: «В Исааке наречется тебе семя» ( Быт 21:12 ), – закалывает. «Ибо веровал Авраам Богу, что силен Он его из мертвых воскресить» ( Евр 11:19 ), потому и наследника своего не усомнился произволением заколоть. А потому и Писание о нем свидетельствует: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Рим 4:3 ). Прочитай еще и книгу Исход, и увидишь, как «Моисей великий отказался называться сыном дочери фараона, царя египетского, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища. А почему? Ибо взирал на воздаяние» ( Евр 11:24–26 ). Вера была причиной того, что Моисей изволил скорее с людьми Божиими в пустыне страдать, нежели в египетской славе быть. Уверен он крепко, верой укреплен, что по принятии оных трудов и страданий следует вечное и великое от Христа мздовоздаяние. А если еще потрудишься и прочитаешь книгу, в которой жития святых и много различных страданий мучеников описаны, лучше еще узнаешь, как сильна и действенна вера. Там увидишь, что «ни скорбь, ни теснота, ни голод, ни нагота, ни беда, ни меч, ни смерть, воинов Христовых не смогла отлучить от любви Божией» во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим 8:35 ). Вменились они, как «овцы заколения» ( Пс 43:23 ). Они, ради Христа, узы приняли вместо украшения, темницы – вместо чертогов царских, всякое поношение и хулу – вместо чести. К смерти поносной, к съедению зверями, к сожжению в огне, к потоплению в море спешили, как на сладкий брак. Биения, раны, растерзания и раздробления членов так принимали, как в чужих телах. А что их понудило так много различных страданий с радостью принимать, если не вера и вере родная сестра – любовь ко Христу Иисусу, и за то вечных и неизреченных благ в чертоге небесном воздаяние?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ты слышишь, что отвечает «князь мира сего» ( Ин.16:11 )? Он говорит, что не знает Бога. Посмотри, что делает бесчувственная гордыня. Пока «на работе человеческой нет его, и с прочими людьми не подвергается ударам» ( Пс.72:5 ), гордыня господствует над ним. Немного позднее ты увидишь, как возрос он через наказания и насколько лучше он стал, претерпев кары. Тот, кто теперь говорит: «Я не знаю Господа» ( Исх.5:2 ), потом, испытав на себе удары бича, скажет: «Помолитесь обо мне Господу». И более того, признает, а его волхвы засвидетельствуют, что «это перст Божий» ( Исх.8:19 ) в силе этих знамений. Так пусть же никто не будет столь невежественен в Божественных наставлениях, чтобы считать, что Божьи кары суть разрушение, а наказания Господа – уничтожение. Смотри: даже жестокому фараону наказание пошло на пользу. Он не знает Господа до того, как казни обрушиваются на него, но после этого просит Моисея помолиться за него Господу. Через наказания он возвышается до того, что понимает, чем заслужил их. «Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» ( Исх. 5:2 ). Но обрати внимание, как в Евангелии после казней он меняет это утверждение. Сказано, что бесы взывали к Господу: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» ( Мф.8:29 ). После того, как демоны претерпели мучения, они узнали Господа. До казней фараон говорит: «Я не знаю Господа и Израиля не отпущу». Но позже он отпустит израильтян, и не только отпустит, а сам вынудит их уйти, «ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). Но что он далее прибавляет к своим ответам? «И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? ступайте на свою работу» ( Исх.5:4 ). Пока люди с ним и работают «над глиною и кирпичами», пока заняты они «соломой», он считает, что они не отвлекаются, но идут в верном направлении. Но если кто-то из них скажет: «Я хочу выйти на три дня пути и совершить службу Господу», он ответит, что Моисей и Аарон отвлекают народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Дерзают христиане и говорят: «Одни на колесницах, и другие на конях; мы же имя Господа Бога нашего призовем. Они преткнулись и пали; мы же восстали и исправились» ( Пс.19:8–9 ). К этому безопасному прибежищу прибегали праотцы, Авраам, Исаак и Иаков, и получили помощь. К этому семя их праведное и израильтяне простерли руки свои в рабстве египетском – и избавились. К этому в печи вавилонской разожженной три отрока возопили – и спаслись. К этому в новой благодати апостолы, святители, мученики, пустынники, преподобные отцы и прочие святые воздевали преподобные свои руки – и не постыдились. К этому и ныне благочестивые люди верою приступают и вопиют к Нему с пророком: «На Тебя уповали отцы наши, уповали, и Ты избавил их; к Тебе взывали и спаслись; на Тебя уповали и не постыдились» ( Пс.21:5–6 ). И молятся с упованием: «Да будет, Господи, милость твоя на нас, как мы и уповали на Тебя» ( Пс.32:22 ), – и не посрамляются. Смотри, возлюбленный христианин, сколь велико блаженство христиан и в этом веке! Если Бог прибежище и помощь христианам, как отец чадам своим, то кто им что может сделать? «Если Бог за нас, кто против нас?» – говорит блаженнейший Павел ( Рим.8:31 ). Весь свет не может ничего, ибо весь свет как ничто против Бога, мановению Которого все повинуется. Огонь не жжет, вода не потопляет, меч не сечет, яд смертоносный не умерщвляет, зубы зверей не касаются верного и уповающего на Господа, цари и мучители страшные с беззаконным своим полчищем не могут победить одного христианина, ибо Господь сил с ним. Потому с дерзновением поют: «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова; посему не убоимся, когда будет трястись земля» ( Пс.45:8, 3 ), – о чем и весь псалом этот свидетельствует. Это безопасное прибежище и нам отверсто, только должно беречься, чтобы не затворить его грехами. Отворил его нам Сын Божий святейшим Своим послушанием и смертью, смертью же крестной. Тому слава, честь и благодарение со Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь. Глава 7: Песнь христианская «Видно было шествие Твое, Боже, шествие Бога моего Царя, Который во святилище» ( Пс.67:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010