Все великие люди, оказавшие своими подвигами благодеяние Церкви, все великие пастыри и учители Церкви, святые мученики, смертью запечатлевшие свою несокрушимую любовь ко Христу, святые подвижники и подвижницы и все святые Божии вышли из среды званых — нищих духом, смиренномудрых — и торжествуют ныне на брачной вечере кроткого Агнца. Вступают в сонмы избранных Божиих многие из людей, скудно наделенных умственными и нравственными дарованиями — хромых, слепых, — и многие из тех, которые, злоупотребляя, растратили вверенные им дары Божии на порочные и постыдные дела, но потом, от всего сердца раскаявшись, уврачевали свои греховные раны и облеклись в светлую брачную одежду. В этом убеждают нас многие святые, которые после порочной, греховной жизни соделались чистыми и праведными, как, например, преподобная Мария Египетская или преподобный Моисей Мурин. Братия и сестры! И мы являемся призванными в Царствие Небесное. Будем поэтому внимательны к гласу Божию, памятуя, что есть предел нашему земному существованию, что придет время, когда милосердие Божие, которое ныне призывает нас к покаянию и исправлению, как бы уступит место правосудию и праведному гневу Божию.  Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения  ( 2 Кор.6:2 ). Очистим себя покаянием и исправимся, чтобы праздник Рождества Христова встретить с чистой совестью и духовной радостью и от полноты радости и чувств воспеть рожденному в Вифлееме Богомладенцу:  Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение  (ср.: Лк.2:14 ). Аминь. В Неделю 29-ю по Пятидесятнице. Об исцелении десяти прокаженных Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, ныне нашему вниманию предложено весьма назидательное евангельское повествование о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом десяти прокаженных. Евангелист Лука повествует, что Господь, направляясь в Иерусалим, проходил между Самариею и Галилеею.  И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя  ( Лк.17:12-19 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

Стих Откр.15:1 представляет собою заголовок к главам 15 и 16. В видении появляются «семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божья». Они выйдут из небесного храма ( Откр.15:5 ). Здесь же они просто упоминаются в заголовке о великом и чудном видении Последнего суда – кульминации эсхатологической драмы. Но прежде чем приступить к описаниям этих событий, Иоанн говорит о видении победителей над зверем-антихристом, которые не поклонились образу зверя и не приняли его начертания, то есть отказались стать его рабами. Это они стали мучениками и свидетелями. Это они носят на себе имя истинного Бога. Победители стоят на небесном стеклянном море, смешанном с огнем. Это море мы уже видели в Откр.4:6 . Теперь стеклянное море озарено огнем. В Писании огонь часто является символом суда. Вся сцена мрачно освещена огнем суда, который опустится с неба на землю. Победившие мученики обрели небесную жизнь. Они поют песнь Моисея ( Откр.15:3 ). Это песнь, которую пел Моисей, когда дети Израиля победоносно ушли из египетского рабства и, пройдя сквозь Чермное море, вышли на сушу, на свободу. Вот так же и верные христиане прошли сквозь море мученичества и достигли небесных берегов, где море уже не представляет опасности, не символизирует бездну и погибель. Оно – стеклянное. Итак, мученики победоносно выдержали борьбу с силами антихриста. Они умирали самой жестокой и ужасной смертью, но при этом становились победителями. Их смерть сделала их победителями; если бы они сохранили свою жизнь, изменив своей вере, они потерпели бы поражение. В ранней Церкви день мученической смерти считался днем победы. Так, в истории о смерти одной мученицы читаем: «День их победы подходил к концу, и они шли от тюрьмы к амфитеатру, как будто они шли на небеса, счастливые и со спокойствием на лице». Господь Иисус сказал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф.16:25 ). б) песнь Моисея ( Откр.15:3–4 ) и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, 3 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

4 Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. Итак, сонм победителей зверя, мучеников за имя Христово, стоит на стеклянном небесном море. Они держат гусли, кифары Божьи, и поют победную песнь Моисея. Вспомним эту песнь из Исх.15 : Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его… Эту песню поют на каждой субботней службе. Эта песня составляет основу Шемы, иудейского символа веры . Мученики-победители поют песню, которую, как мы видели в Откр.14:3 , могли выучить только они. Эта песнь называется также «песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца». Здесь мы имеем дело с так называемым типологическим истолкованием событий Ветхого Завета. Как Моисей был первым спасителем народа Израиля, так и Агнец, то есть Иисус Христос, явился новым Спасителем народа нового Израиля. Как Моисей вел народ по Чермному морю, так и Агнец ведет свой народ по небесному морю. Как там была одержана победа над фараоном египетским, так и здесь одержана победа над зверем-антихристом. Песнь построена по правилам библейского стихосложения как гимн хвалы единому и истинному Богу, подобный псалму. Она и составлена-то почти полностью из отдельных строчек псалмов Давида. «Велики и чудны дела Твои». – «Как велики дела Твои, Господи» ( Пс.91:6 ); «Велики дела Господни» ( Пс.110:2 ); «Он сотворил чудеса» ( Пс.97:1 ); «Дивны дела Твои» ( Пс.138:14 ). «Праведны и истинны пути Твои». – «Праведен Господь во всех путях Своих» ( Пс.144:17 ). «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?» – «Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» ( Пс.85:9 ). «Ты един свят». – «Нет столь святого, как Господь» ( 1Цар.2:2 ); «Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!» ( Пс.98:3 ); «Свято и страшно имя Его!» ( Пс.110:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Что касается самого пасхального агнца, то и он был жертвой. Жертвенная кровь спасала еврейские дома от небесной кары, а с другой стороны, агнец имел и другое значение, избавление от египетского рабства и жертва Богу. Объяснение, которое должны были давать старшие младшим на пасхальной трапезе (и на Тайной вечери), было следующим: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов Израилевых в Египте ( Исх. 12:27 ). Что касается новозаветной жертвы, то здесь произошло соединение двух ветхозаветных жертвоприношений – жертвы за грех и жертвы мирной. Голгофская жертва – единственная жертва на самом деле, что же касается ветхозаветных жертв, как и языческих, это были только преобразовательные жертвы, потому что они промыслительно давали для людей ожидание того что произойдет (избавление, спасение людей). В зависимости от уровня жизни каждый понимает это по- своему, у одних это может быть спасение от какого-то непосредственного врага, у другого – отчего-то еще, третий сам желает кого-то спасти. То есть понимание было разное, но жертвы приносились Богу как избавление от чего-то. Жертвоприношение Евхаристии тождественно с крестным жертвоприношением Богочеловека. Это истинная Жертва. Многие святые отцы ( Ириней Лионский , Иустин Мученик , Феодорит, Дамаскин, Иоанн Златоуст ) говорят о том, что было еще и предсказание о Евхаристической жертве, о таинстве Евхаристии в Ветхом Завете, а не только ожидание Мессии и того, что жертва будет крестная. Мал.1:10 – “Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву”. Эта “чистая жертва” и есть Евхаристическая жертва – так всегда понималось это место. Евхаристическая жертва носит еще название бескровной жертвы. В Ветхом Завете, когда люди были еще несовершенны, Господь благоволил принимать кровь так же, как и приносимую языческим идолам. Когда уже было преподано совершенно новое, когда совершилась жертва Голгофская, должна была быть совершенно другая жертва. Здесь вместо заклания бессловесных животных приносится жертва Того Господа, Который, “воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” ( Рим 6:9 ). Однако будучи бессмертным и нетленным, Он снова закалается для нас в Евхаристии. Существо и свойства Евхаристической жертвы

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Ам.5:25—27. Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары (sacrificium) в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? И носили вы скинию Молоха вашего, и изображение идолов ваших, звезду бога вашего, которые вы сделали для себя. И переселю Я вас за Дамаск, сказал» (вульг. «говорит») «Господь: Бог воинств — имя Ему. LXX: Приносили ли вы Мне заколения (hostias) и жертвы в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? И приняли вы скинию Мелхома и звезду бога вашего Рефама, изображения их, которые вы сделали для себя. И переселил Я вас за Дамаск, говорит Господь: Бог всемогущий имя Ему.    Из этого места мы узнаем, что все жертвы и дары, которые Израильтяне приносили в пустыне, приносили они не Богу, но Молоху, царю своему, скинии которого они носили, и что они покланялись изображению идолов своих и кумиров. Какое было самое изображение или идол, это показывают следующие затем слова: «звезду бога вашего», что по-еврейски называется «cochab», то есть «Люцифера», которому до сего времени покланяются сарацины. Поэтому Господь переселил их за Дамаск, то есть в Ассирию и Халдею, и всемогущество Его определяется тем, что Он есть Господь Бог воинств. Спрашивается: каким образом они приносили жертвы и дары в пустыне не Богу, а царю своему, которого называют Люцифером? С того времени, как они превратили золото в голову тельца, говоря: «сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли египетския» (Исх. 32:4), обнаруживается, что вое, что они делали, делали они не для Бога, а для идолов. Если же мы читаем, что и после того они делали некоторые приношения Господу, то они делали это не по желанию, но по страху наказаний и по причине смерти тех, которые погибли из-за идолов; Господь же взирает не на то, что приносится, а на расположение приносящих. Они всякий раз, как только представлялся случай, возвращались сердцем в Египет и жалели о чесноке, луке, огурцах и мясе египетском, пренебрегая манною, которая была дана с неба (Числ. гл. 11). Что это так мы должны понимать, об этом свидетельствует в истории апостольской первый мученик евангельский Стефан, достойный своего имени: «и сотвориша телца во дни оны, и принесоша жертву идолу, и веселяхуся в делех руку своею.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сыны века сего то к князьям и вельможам и прочим своим защитникам в день скорби прибегают, то к маммоне своей, которой служат, простирают руки свои, искупая себя серебром и золотом от нашедшей напасти; то силу свою, хитрость и коварство свое полагают в защиту себе и помощь. Христиане истинные не так. Они все это, как суетное и богопротивное, оставив, к единому Богу прибегают сердцами, и сердцем и устами к Нему вопиют: Господи! Ты был нам прибежищем в род и род ( Пс. 89, 2 ). Ты мое прибежище от скорби, обявшей меня. Радость моя! избавь меня от окруживших меня ( Пс. 31, 7 ). Они поступают так, как дети малые, которые, или в болезни страдая, или видя какую находящую беду, к отцу или матери своей простирают руки и прибегают. Так и христиане, которые суть сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал. 3, 26 ), ни откуда не ища и не надеясь помощь получить, прибегают и простирают руки к Богу, как Отцу своему, Который говорит: «не оставлю тебя и не покину тебя», – так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» ( Евр. 13, 5–6 ). Дерзают христиане и говорят: одни – на колесницах, другие – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем. Они споткнулись и пали, а мы встали и оправились ( Пс. 19, 8–9 ). К этому безопасному прибежищу прибегали праотцы, Авраам, Исаак и Иаков, и получили помощь. К этому семя их праведное и израильтяне простерли руки свои в рабстве египетском – и избавились. К этому в печи вавилонской разожженной три отрока возопили – и спаслись. К этому в новой благодати апостолы, святители, мученики, пустынники, преподобные отцы и прочие святые воздевали преподобные свои руки – и не постыдились. К этому и ныне благочестивые люди верою приступают и вопиют к Нему с пророком: на Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавил их; к Тебе взывали, и были спасаемы, на Тебя уповали, и не были в стыде ( Пс. 21, 5–6 ). И молятся с упованием: да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповали на Тебя ( Пс. 32, 22 ), – и не посрамляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И еще, также: «Если же вы, о, Иудеи, имея образы Моисея и Пророков, всегда поклонялись их Богу, то подобным образом воспринимайте и христиан, когда увидите их поклоняющимися Кресту, и знайте, что честь и поклонение они воздают самому Христу, на Кресте распятому, а не дереву. Ибо если бы они почитали естество дерева, то кланялись бы лесам и дубравам, как и вы поступали в Израиле в древности, когда, кланяясь дереву и камню, говорили: ты мой отец (...) ты родил меня ( Иер. 2, 27 ). И еще: увидев тельца, Иудеи говорили: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской ( Исх. 32, 4 ). Мы же не обращаемся так ко Кресту или к иконам святых: они не боги наши, но книги, раскрытые в память Бога и честь Его, которым, явственно прославленным, кланяемся в Церквях. Почитающий мученика почитает Бога, ради которого он пострадал. И почитающий Божию Матерь почитает Родившегося от Нее». Севириан, Епископ Гавалов, на освящении Церкви: «Моисей вознес змея на знамя и повелел смотреть на него ужаленным ( Чис. 21, 8–9 )». Почему он повелел смотреть не на небо и не на скинию, но, минуя их, на прообраз Креста? Зачем это сделал Моисей, он, поучавший людей: Не делай себе кумира, ни всякого подобия, ни на небе вверху, ни на зелие внизу. Но что я неблагодарным говорю это. Скажи мне, молю тебя, верный слуга Божий, почему то, что другим запрещаешь, сам это же и делаешь, и что рассеять повелеваешь, то сам же и назидаешь. Ты не велел делать кумира и уничтожил расплавленного тельца, а сам выставляешь медную змею, причем не тайно, а явно, для всеобщего обозрения. Моисей потому тогда наложил запрет, что желал заградить путь нечестия и избавить людей от идолослужения. Ныне же он вознес медную змею, желая прообразовать саму истину, и, сотворив Скинию и все херувимы в ней как знамения невидимой Святости, тем самым предсоздал образы и тень будущего (Кол. 2, 17). Так и змею он сделал для спасение людей, чтобы, обретая опыт, они навыкли предузнавать образ Креста, Спасителя и Избавителя, на нем висящего. Это истинно так, что вы. друзья, можете понять из слов Господа, говорящего: И как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3, 14–15 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Сказал же мне старший слово сие одно: прикажешь совершить двенадцать псалмов? И я сказал: «да.» И пел младший пять псалмов из шести стихов и одно аллилуия. И после стиха выходила огненная свеща из уст его и восходила до небес, также и старший когда отверзал уста свои поя, как вервь огненная выходила из них и достигала до неба. И я приложил не много, и когда уходил, говорю: помолитесь о мне; они же сотворили поклон молча. И узнал я, что старший уже совершен, а с младшим воюет враг. Спустя не много дней почил старший брат, и на третий день младший. И когда приходил кто из отцев к авве Макарию, он брал их в келию братьев сих, говоря: посмотрите место мученичества юных странников.     4. Пришел некогда авва Макарий Египетский из Скита в гору Нитрийскую в день приношения аввы Памво, и говорят ему братья: отец, скажи слово братьям. Он же сказал: я еще не был монахом, но видел монахов. Ибо, когда я жил в келии в Скиту, понуждали меня помыслы, говоря: выдь во внутреннюю пустыню и посмотри, что там. Оставался я в борьбе с помыслом пять лет, говоря, не от бесов ли он. И как помысл продолжался, пошел я в пустыню и нашел там озеро воды и остров среди него, и пришли звери пустыни пить из него, и вижу среди их двух человек нагих, и вострепетало тело мое, ибо подумал я, что это дух. Они же как скоро увидели, что я испугался, стали говорить мне: не бойся, и мы люди. И сказал я им: откуда вы и как пришли в пустыню сию? Они же сказали: «мы из киновии, и было у нас соглашение и вышли мы сюда вот уже сорок лет. Один из нас египтянин, другой ливиянин.» И спросили меня они: «как мир? и приходит ли вода во время свое, и имеет ли мир плодоносие свое?» И я сказал им: «да.» Спросил же их и я: «как могу сделаться монахом.» И сказали они мне: «если не отречется кто от всего сущего в мире, не может сделаться монахом.» И сказал я им: «слаб я, и не имею такой силы, как вы.» И сказали мне: «если не можешь, как мы, сиди в келии твоей и оплакивай грехи.» И спросил я их: «когда бывает зима, не зябните ли вы, и когда бывает зной, не опаляются ли тела ваши?» Они же сказали: «Бог явил о нас такое смотрение, что и зимою не зябнем мы, и от зноя не опаляемся.» Посему-то я и сказал вам, что я еще не монах. Простите мне, братия.     5. Пребывал некогда авва Сисой в горе аввы Антония один. И когда замешкался прислуживающий придти к нему, в течении десяти месяцев, он не видел человека. Ходя в горе, находит он некоего Фаранита, который ловил диких зверей, и говорит ему: сколько времени ты здесь? Он же сказал: поистине, авва, одиннадцать месяцев я в горе, и не видел человека кроме тебя. Старец же, услышавши сие и вошедши в келию свою, ударил себя, говоря: вот, Сисой, ты думал: что сделал я? А на самом деле не сделал и того, что сей мирянин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Герман. Подлинно, сильна и возвышенна беседа твой о совершенной любви к Богу; но смущает нас то, что ты столько восхвалив эту добродетель, страх Божий и на–дежду вечного воздаяния признал несовершенными, между тем как пророк, кажется, судит о них иначе, когда говорит: бойтесь Господа, (все) святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его (Пс 33, 10); и в другом месте он ясно открывает, что к сохранению оправданий Господних побуждала его мысль о воздаянии. Приклонил, говорит он, сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца (Пс 118, 112). Апостол также говорит: верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние (Евр 11, 23—26). Следовательно, как можно счесть эти добродетели несовершенными, когда св. Давид хвалится тем, что он творил оправдания Господни, имея в виду воздаяние, и когда говорится, что Законодатель, взирая на будущие награды, пренебрег достоинством царского сына и тягчайшее страдание предпочел египетским сокровищам. глава 12 Ответ о различии совершенств Херемон. Божественное Писание побуждает свободную волю нашу стремиться к различным степеням совершенства, смотря по состоянию и мере духовных способностей каждого. Оно не могло предложить одинакового для всех венца совершенства, потому что не у всех одинаковы силы к достижению его или не все имеют одинаковое расположение и стремление к тому; потому слово Божие и назначило различные степени и различные меры в самих совершенствах. Это ясно показывает различие евангельских блаженств. Ибо, хотя блаженными называются и те, коим принадлежит Царство Небесное, блаженны и те, которые наследуют землю, блаженны и те, которые утешатся, блаженны и те, которые насытятся; однако, думаем, большое различие между обитанием в Царстве Небесном и наследованием земли, какая бы она ни была, между восприятием утешения и полным насыщением правдою; также большое различие между теми, которые получат помилование, и теми, которые удостоятся наслаждаться славным видением Бога. Ибо иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1 Кор 15, 41, 42). Когда же таким образом Божественное Писание хвалит боящихся Бога и обещает им полное блаженство, говоря: блажен всякий, боящийся Господа (Пс 127, 1), а в другом месте говорит: в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин 4, 18); также, когда служение Богу почитает делом достославным, говоря: служите Господу со страхом (Пс 2, 11); мало того, что Ты будешь рабом Моим (Ис 49, 6); блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так (Мф 24, 46), и, однако, Сам Господь говорит к апостолам: Я уже не называю вас рабами, ибо

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Когда она так сказала, он оставил (свое намерение). «И что мне делать с этим монахом? Если я его оставлю, он соблазнит весь народ и привлечет к себе, но пусть он будет изгнан и не сидит в моем стане и своем монастыре». Затем велел он отправить его в город в Дамот, называемый Гамаски, город языческий. И сказал он: «уведите его туда, пусть его убьют, и мы успокоимся от него». И отправили святого Филиппа, когда приказал царь, в этот город, имя которого мы упомянули выше. И он жил там год, проповедуя в нем веру. И однажды, когда (шел) блаженный Филипп по склону холма Дамаско, встретил его разбойник из чернолицых язычников с копьем и щитом, который скакал (на него). И он приблизился к святому Филиппу. И тогда святой осенил его знамением креста, говоря: «Бог да посрамит тебя и да разорвет тебя на две части». В тот момент прыгнул этот черный и хотел пустить копье в святого. Пуская, он разделился пополам, держа копье в правой руке, и щит – в левой, он повис половиной своего тела; другая половина с ногами осталась на земле. Тогда воскликнул этот проклятый: «я думал искать смерти этого святого Божия, и меня постигло все это». Так сказав, он упал и умер. И устрашены были все верные, видевшие это и слышавшие. И прославили они Бога, творящего чудеса и знамения рукой раба своего святого отца нашего Филиппа. Глава 19. f.192. Спустя год прибыл из земли Египетской митрополит по имени авва Салама. И по прибытии он собрал всех сановников церкви и сказал царю: «где архиерей ликакахнат, первый мученик, которого Дух Святой избрал устами аввы Иакова митрополита, говоря: «найди человека Божия, именуемого Филиппом, столпа и основание святой церкви, ради которого падет дождь на землю и будут плодоносить деревья пустыни, и будет дано благословение – млеко и мед и хлеб для рода человеческого, и трава для скота. И если его не будет в земле Эфиопской, погибнут все города. Молитва его приятна, как кадило перед Богом, охранена от напасти. Ты царь делай все, что он скажет тебе, и не противься его гласу, ибо поставил его Дух Святой, как Петра, главу Апостолов – главой глав и архиереев».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010