Поэтому каждое утверждение Писания, даже если оно встречается единожды, даже если оно сказано как бы вскользь, есть абсолютная истина. (Яркий пример: о Св. Троице Писание говорит очень мало и местами прикровенно. Так неужели нам поэтому вслед за свидетелями Иеговы не исповедовать Св. Троицу?) Ясно также, что одно место Писания не может противоречить другому, ибо не может разделиться Господь, изрекший и то, и это место Писания. Отсюда следует, что толкование каждого места Писания должно быть таким, чтобы не противоречить всем другим местам Писания. Исходя из этого принципа и начнем с Божией помощью рассматривать «противоречия» Православия с Евангелием. Глава 2. «Православие и слово Божие» (с началом, но без конца) 1) Отец ли я Георгий, или не отец? Вопрос о том, правильно ли православные называют священников «отцами», конечно, мелкий. Но, поскольку В. Гаржалцан выводит из него столь глобальные обвинения против Православия, то давай объяснимся. Ты говоришь, что нельзя именовать человека отцом на основании слов Христа: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» ( Мф.23:8–10 ). Проигнорировать евангельское слово мы, конечно, не можем, но надо ли понимать слова «не называйте», «не называйтесь» как предписание к действию или это литературный прием – гипербола, усиление, подчеркивающее ту истину, что все земные отцы, учителя и наставники есть лишь орудия Небесного Отца, Учителя и Наставника? Примером усиления в Евангелии служат знаменитые слова Христа: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя... И если правая рука твоя соблазняет тебя...» ( Мф.5:29–30 ). Если бы понимали эти слова как предписание, то все бы должны были ходить без глаз, без рук и без ног. (Я, впрочем, слышал об одном баптисте, который по этому слову отрубил себе руку.) О том, что и в стихах 8–10 главы 23-й Евангелия от Матфея слова «не называйте» и «не называйтесь» надо понимать как усиление, говорит тот факт, что Христос и апостолы употребляют по отношению к людям слово «отец» несчетно раз, а также слово «учитель» («иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» – 1Кор.12:28 ; «не многие делайтесь учителями» – Иак.3:1 ; 1Тим.2:7 ; 2Тим.4:3 ) и слово «наставники» («поминайте наставников ваших» – Евр.13:7 ; «повинуйтесь наставникам вашим» – Евр.13:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Ст. 3. И будет, аще проречет человек еще, и речет к нему отец его и мати его, рождшии его, внегда пророчествовати ему: нежив будеши, яко лжу глаголал еси во имя Господне: и запнут ему отец его и мати его, родившии его, егда пророчествовати начнет. С евр.: Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать. Будет такое везде благочестие, учит пророк, что, если и явится ложный пророк, говорящий от имени Божия ложь, действующий обманом, таковой встретит препятствие даже дома, в своем семействе, в своих родителях, которые запнут его, – воспрепятствуют, остановят, не дадут пророчествовать, даже будут угрожать ему смертью , которой закон повелевал предавать лжепророков, если они старались отвести от почитания истинного Бога, к почитанию ложных богов ( Втор. 13:1–3, 6–9; 18:20 ), даже поразят, т. е. предадут смерти такого лжепророка соблазнителя, если он не перестает обманывать и совращать народ. Ст. 4. И будет в день он, постыдятся пророцы, кийждо от видения своего, внегда пророчествовати ему, и облекутся в кожу власяную, зане солгаша. С евр.: И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать. И будет в день он. Т. е., когда верующие во Христа отвергнут всех лжепророков, будут истреблять их, тогда эти лжепророки устыдятся своего ремесла и своих видений; не будут 199 уже облекаться в власяницы, в какие облачались истинные пророки ( 4Цар. 1:8 ), чтобы удобнее обманывать других самой наружностью, «чтобы обман прикрыть видом истины». Св. Ефрем Сирин . Нужно иметь в виду, что здесь говорится о Церкви Христовой, об обществе истинных христиан, среди которых никогда не было и не будет лжепророков. Последние, хотя по временам и являются, но к церкви Божией они не принадлежат. Мф. 7:15 ; 1Ин. 4:1–4 . Ст. 5. И речет: несмь пророк аз, яко человек делаяй землю аз есмь, зане человек роди мя от юности моея.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

136 . Не измышляй различия в действии между Отцом и Сыном, ни по времени, ни по порядку следования, но верь в единство одного и того же действия, по слову Господа: «Дела, которые творю Я, Он Сам творит» 88 . И еще: не думай о разделении на различные действия, но убедись, что Отец и Сын желают одного и того же, делают одно и то же, могут одно и то же, как Премудрость говорит тебе об Отце: Что творит Он, то и Сын творит также ( Ин. 5:19 ). Итак, нет действия предшествующего и действия последующего, но лишь единый результат одного действия, и поэтому сказано, что Сын не может творить ничего от Себя, так как Его действие не может быть отделено от Отца. Равным образом не отделено и действие Святого Духа, и то, что Дух говорит, Он, по слову Писания, слышит от Отца 89 . 137 . Что если я докажу, что Отец внимает Сыну так же, как и Сын Отцу? Ты читаешь в Евангелии слова Сына: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня ( Ин. 11:41 ). Каким образом Отец услышал Сына, если Сын ничего не сказал Ему о Лазаре 90 , как мы видим из евангельского повествования? И не думай, что лишь единожды Отец услышал Сына, поскольку Сын добавил: Я знал, что Ты всегда слышишь Меня ( Ин. 11:2 ). Это слышание свойственно не подчинению и покорности, но вечному единству. 138 . В этом же смысле сказано, что и Дух слышит Отца и прославляет Сына. Дух прославляет Его, научая нас, что Сын Божий есть образ Бога невидимого ( Кол. 1:15 ), сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 ). Дух говорил в патриархах, пророках и апостолах, которые, приняв Святого Духа, становились более совершенными. Значит, нет различия ни в божественной силе, ни в благодати. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех ( 1Кор. 12:4–6 ). Различия здесь относятся к дарам и не свидетельствуют о разделении в Троице, 139 . потому что Бог один и тот же, производящий все во всех. Признай, что нет никакого разделения в действии Бога Отца и Святого Духа, если то, что совершает Дух, совершает и Отец, Бог, производящий все во всех. Отец производит все во всех, но одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Будучи равными друг другу по божеству и обладая единой природой, ипостаси Святой Троицы — это различные ипостасные образы существования божественной природы, имеющие действительное и личное бытие, образы, различаемые в самих себе, но не различаемые в отношении к своей природе. Особенности лиц Св. Троицы, отличающие их друг от друга, называются личными свойствами (греч. τ προσωπικα ιδιματα) или ипостасными различиями. Будучи неизменными и принадлежа исключительно каждому из лиц Троицы, эти ипостасные различия необходимо и существенно принадлежат божественной природе и существуют в ней не как что-либо случайное и переходящее из одного вида в другой, но вечно, постоянно и неизменно. Св. Григорий Богослов учит: “Личное свойство непреложно, иначе как оно осталось бы личным, если бы прелагалось и переносилось“ 61 . Лица Святой Троицы имеют следующие личные свойства: первое лицо – отцовство и нерожденность, безначальность ; второе лицо – рожденность и сыновство ; третье лицо – исхождение . Личные свойства Бога Отца Бог Отец – Безначальный (греч. ναρχος), Безвиновный (νιτιος) или Нерожденный (αγννητος; лат. innativitas) т.е. в Своем бытии Он ни от какого начала, ни от чего и ни от кого не зависит. Отец, по выражению символа св. Афанасия, “ни от кого есть сотворен, не создан, ниже рожден”. Безначальность Отца — это личное свойство исключительно одного Отца, поскольку другие лица Св. Троицы – Сын и Святой Дух – в Своем происхождении имеют Своим началом, Своей единственной причиной Отца. Безусловную безначальность Отца засвидетельствовал Сам Господь Иисус Христос: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин.5:26 ). Однако Сын и Святой Дух в некотором смысле тоже безначальны, а именно во временном отношении, потому что Они существуют превечно или от вечности, т.е. до начала времени. Богу Отцу принадлежит отцовство , и по отношению к Сыну Он есть Отец (греч. Πατηρ; лат. Pater) в прямом, собственном смысле слова, т.е. Отец рождает по божественной природе Сына. В Откровении имеются самосвидетельства Бога Своему Сыну о Своем отцовстве: “ Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ” ( Пс.2:7 ; Евр.1:5 ) “Из чрева прежде денницы родих Тя” ( Пс.109:3 ). К числу свидетельств об отцовстве Бога Отца относятся все те места Священного Писания, в которых Бог Отец называется Отцом по отношению к Сыну. Это, например “Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть” ( Мф.11:27 ) “Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” ( Ин.1:18 ) “Дабы все чтили Сына, как чтут Отца… пославшего Его” ( Ин.5:23 ).

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Как же Ему не знать этого дня, который Он сотворил? Святитель Иоанн Златоуст ( 116, 419 ). Если Сын не имеет ведения обо всем, о чем имеет ведение Отец, то солгал Сказавший: «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин. 16, 15 ); «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин. 10, 15 ). Или одно дело – знать Отца, и другое – знать принадлежащее Отцу? Но знать Отца – больше, чем знать принадлежащее Отцу (потому что всякий больше принадлежащего ему). И невозможно, чтобы Сын, зная большее, – ибо сказано: «...Отца не знает никто, кроме Сына» ( Мф. 11, 27 ), – не знал бы меньшего. Итак, Он умолчал о времени Суда только потому, что не полезно было людям слышать об этом, потому что постоянное ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до Суда еще долго, сделало бы более нерадивыми, в надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии. Да и возможно ли, чтобы Ведавший все, что будет до этого (ибо все это Он сказал), не знал этого часа? Иначе напрасно и апостол сказал, что в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2, 3 ). Слово «никто», по-видимому, выражает нечто общее, так что ни одно лицо не исключается этим изречением. Но не так оно употребляется в Писании, как мы заметили в изречении: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мк. 10, 18 ). Ибо Сын говорит это, не исключая Себя из естества Благого. Но поскольку Отец есть первое благо, то уверены мы, что в слове «никто» подразумевается слово «первый». Подобно этому изречению: «...никто не знает Сына, кроме Отца» ( Мф. 11, 27 ). Здесь Он не обвиняет Духа в неведении, но свидетельствует, что Отец прежде всего знает Его естество. Так, думаю, и об этом: «О дне же том и часе никто не знает» ( Мф. 24, 36 ) сказано потому, что Господь первое ведение настоящего и будущего приписывает Отцу и во всем указывает на первую причину. Иначе каким образом это изречение соответствует другим свидетельствам Писания или может быть согласовано с общими нашими понятиями, что Единородный есть «образ Бога невидимого», образ не телесного очертания, но Самого Божества и величия Божией сущности, образ силы, образ премудрости, поскольку Христос именуется Божией силой и Божией премудростью ( 1Кор. 1, 24 )? Без сомнения, ведение есть часть премудрости, и Сын не вмещал бы в Себе всей премудрости, если бы Ему недоставало чего-нибудь. Да и как бы мог Отец Тому, «чрез Которого и веки сотворил» ( Евр. 1, 2 ), не показать малейшей части веков, этою дня и часа? Или каким образом Творцу всяческих недостает ведения малейшей части сотворенного Им? Как может не знать самого конца Тот, Кто говорит, что перед приближением конца явятся такие и такие знамения на небе и на земле? Когда Он говорит: «...это еще не конец» ( Мф. 24 , б), Он не как сомневающийся, но как знающий определяет время. Святитель Василий Великий ( 116, 417–418 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Преподобный Исаак Сирин учит, что даже в аду Господь не оставляет людей Своею любовью. Он говорит, что муки ада – это бичевание любви. Как это понять? Бичевание любви – это означает, что именно невостребованная Любовь , не услышанная нами любовь будет причинять нам вечные страдания. Итак, Господь на престоле, Сидящий на престоле, и сказано: «и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису…» ( Откр.4:3 ). Святой Андрей Кесарийский поясняет: «В этом видении он говорит об Отце и поэтому не придает ему, как прежде говоря о Сыне, телесного образа, но уподобляет Его и сравнивает Его с драгоценными камнями. Яспис – камень зеленого цвета и означает Божественное естество, вечно цветущее, живоносное и питающее всех, ибо всякое семя от Него произращает траву, почему и страшно для противников». Итак, Сидящий видом подобен камню яспису, этому драгоценному камню зеленоватого цвета, который излучает радость весны. Бог Отец есть причина всего. Все существует из Него. Бог Отец безначальный, Он не имеет начала, нет никакой причины Его существования. Он самодостаточен. Сын вечно рождается от Отца. Дух Святой вечно исходит от Отца. Особенность Сына – это Его вечное рождение от Отца. Особенность Святаго Духа – это вечное исхождение от Отца. Отец Сам безначален. И вот эта неопределенность того, что есть Отец, раскрывается в словах: «видом был подобен камню яспису» . О Сыне Божьем сказано: «… Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ). Вот Сын, Он воплотился, не Отец воплотился, а Сын воплотился. Смотрите, что сказано в Евангелии от Иоанна, здесь есть такие слова – 1 глава, 18 стих: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Бога никто не видел никогда, вот почему в Откровении Сидящий на престоле Бог Отец видом подобен камню яспису. Вот эта неопределенность – камень яспис – это тайна непостижимости Бога, Которого мы можем постигать постольку, поскльку Он Сам открывает Себя нам в Сыне Своем. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сознавая, что Иисус Христос говорит о Своем Небесном Отце, он желает видимого явления Отца. Богоявления, как некогда просил этого для себя Моисей ( Исх. 33:18 ), и как ветхозаветные пророки (например Илия) созерцали Бога. Он говорит: Господи! покажи (пусть явится) нам Отца и довлеет нам, т. е. и мы этим будем довольны. Удивляясь этим словам Филиппа, Иисус Христос с горестью говорит к нему: Толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе! Видевый Мене виде Отца: и како ты глаголеши: покажи нам Отца? Как бы так Спаситель говорит Филиппу: после такого продолжительного обращения со Мною ты все еще не узнал Меня как следует! Доселе ты не знаешь, что по существу Своему Я – едино со Отцом, и что, следовательно, тот, кто очами веры видит во Мне Мое Божественное естество, видит также и Отца и поэтому не может желать чувственного явления Отца. В словах: Не веруеши ли, яко Аз во Отце и Отец во Мне есть? – так же, как и в предыдущих: видевый Мене виде Отца, – ясно выражено, что Господь здесь говорит не о нравственном только, но о существенном Своем единении со Отцом. Выражения Аз во Отце и Отец во Мне – не тождесловное повторение одного и того же, но в них, с одной стороны, выражается постоянное, а с другой – внутреннее существенное взаимодействие, какое существует между Отцом и Сыном. Отец созерцает Себя и любит в Сыне, Своем образе и сиянии Своей славы ( Евр. 1:3 ), как и Сын знает Себя во Отце как Своем вечном первоначале (ср. 10:38). Из этого единства Их, по существу, Господь выводит потом заключение, что все, что Он говорит и делает, суть слова и дела Его Небесного Отца: Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю. И в доказательство того, что Он говорит не от Себя Самого, не по собственному полномочию, Он указывает на Свои дела: Отец же, во Мне пребываяй, Той творит дела. Затем Он убеждает всех к вере: Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми (ст. 11). Если они не хотят верить Ему по Его словам, что Он во Отце и Отец в Нем, то должны верить за Его дела, то есть за Его чудеса, в которых открывается Его Божественная сила (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Это есть свойство истинной, сердечной и живой веры – Бога своим Богом от сердца нарицать. Так апостол Павел говорит: Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал 2:20). Сын Божий всех возлюбил и за всех Себя предал, но Павлова верная душа себе это присваивает. Так и Фома к Нему говорит: Господь мой и Бог мой (Ин 20:28), – хотя Он и всех Господь и Бог есть. Это свойство веры во многих местах Писания показывается, а особенно в псалмах, где Псаломник Бога своим Богом, царем, заступником, помощником, прибежищем, защитником, и прочее, называет, показывая веру свою в Него. Так Сам Бог называет Себя Богом Авраама, Богом Исаака, Богом Иакова (Мф 22:32), ради веры их в Него, хотя Бог всех есть Бог. Так к Нему Дамаскин святой поет: «Пою тя, слухом бо, Господи, услышах и ужасохся. До мене бо идеши, мене ища заблуждшего», и прочее (Гласа 2-го песнь 4). И в другом месте: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование», и прочее (Гласа 8-го песнь 4). Ибо и дети (одного) отца – каждый своим отца называет, один говорит: отец мой, и другой также говорит: отец мой, хотя отец (его) и всех их есть отец, потому когда вообще говорят о нем, то его называют общим своим отцом, говоря: отец наш то и то делает, или сказал нам, или приказал, и прочее. Также и верные, общую веру в Бога показывая, называют Его Богом и Отцом своим, говоря: Бог и Отец наш, – и молятся Ему: Отче наш, и прочее. А когда каждый свою веру особенно хочет показать, то говорит: Бог мой, Создатель мой, Заступник мой, Господь мой, Царь мой, Спаситель мой, и прочее. Ибо вера сердечная – это как малое детище, к матери своей прилепляющееся, и при ней быть всегда хотящее, и во всяких нуждах к ней руку простирающее. Так и вера, все создания оставив, к Богу, от Которого произошла, всегда прилепляется, и в нуждах к Нему единому прибегает и помощи просит и защиты, и на Него – как на Бога своего, всесильного, премудрого, истинного, и потому никогда не лгущего, милосердного и благоутробного Отца, в Котором все свое блаженство полагает и от Которого отлучиться за крайнее бедствие поставляет, так же, как дитя малое при матери быть за безопасность и блаженство свое поставляет, и отлучиться от нее за бедствие свое; – так, говорю, вера на Него, Бога, Создателя и Отца своего, всю свою надежду полагает и Его крепко держится, как Защитника и Помощника своего, уповая на всесильную Его помощь, милость и неложное обещание: Не оставлю тебя и не покину тебя (Евр 13:5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

11: 22; Евр. 12: 1–29) и заботясь о нем как о сыне, чтобы человек не погиб и не подпал под суд вместе с погибающим в растлении, не верующим в своего Создателя миром (1 Кор. 11: 32). Святой апостол Павел, объясняя наши временные страдания здесь, на земле, пишет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12: 7–11). В другом месте читаем: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 31–32), ибо Бог посылает наказание, «чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12: 10). И воля Божия о нас, по словам апостола Павла, освящение наше, «чтобы мы воздерживались от блуда; чтобы каждый из нас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4: 3–5). Отвечая Пушкину, митрополит Филарет имел в виду, конечно же, эти строки Священного Писания, говоря о таинственной силе Божией, пресекающей греховный путь грешника и привлекающей его к участию в святости Бога. Что А. С. Пушкин в своей юности правильно понимал и чувствовал богообщение, митрополит, как тонкий психолог и педагог, мог заметить во время посещений лицея. У самого Пушкина в стихотворении «Безверие» (1817) читаем о том, что к неверующему в Бога «не простирается из-за пределов мира… мощная рука… с дарами мира», причем мира духовного (согласно старой орфографии, это слово – мир – и написано через и-восьмеричное). Как просвещенный человек и поэт, владыка Филарет, конечно, знал это стихотворение лицеиста, тем более, что оно было опубликовано В. Л. Пушкиным в «Трудах Общества любителей российской словесности Московского университета» (1818, ч. XII). В этом стихотворении есть и такие строки, обращенные к праведникам, считающим «мрачное безверие пороком»: Смирите гордости жестокой исступленье: Имеет он права на наше снисхожденье, На слезы жалости; внемлите брата стон, Несчастный он злодей, собою страждет он.

http://pravoslavie.ru/526.html

136 В евр. букв. «Сказал Яхве господину моему...». Давид мог назвать Соломона своим господином по причине большего, как он ожидал, распространения его власти. Но, как отец Соломона, он сам является его господином. На этой двусмысленности построен аргумент Господа в споре с фарисеями: «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» ( Мф.22:4145 ). 137 Стих, неясный как в евр. оригинале, так и в греч. переводе. Вариант перевода с евр.: «В день, когда ты будешь созывать войско свое, народ твой охотно явится к тебе у великолепного святилища; и тогда, как роса из чрева утра, вернется к тебе юность твоя». 138 «Из потока при пути будет пить» – вероятно, это было особым жестом победителя, который пьет воду бесплатно, где пожелает, что означало власть над покоренной землей. 143 Из всех псалмов этот псалом отличается как самым большим объемом, так и самой искусной композицией: он состоит из 22 восьмистиший по числу букв еврейского алфавита, при этом каждый стих восьмистишия начинается с одной и той же буквы. Кроме того, каждое восьмистишие часто разбивается на четыре двустишия. В этот порядок иногда вносится разнообразие, как, например, четверостишие в стихах 141144, где параллелизм виден «через строку»: Я презрен и ничтожен, но уставов Твоих не забываю. Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина. Скорбь и нужда постигли меня, но мысли мои – о заповедях Твоих. Праведность повелений Твоих вечна; вразуми меня, и буду жить. Часто одна строка представляет собой двустишие, как, например, в стихах 149150: По милости Твоей, Господи, услышь голос мой; по правосудию Твоему даруй мне жизнь. Приблизились неправедно преследующие меня. Как далеки они от закона Твоего! Весь псалом посвящен Закону Господню, о нем говорится в каждом стихе, при этом он называется разными словами: «закон», «повеления», «заповедь», «слово», (под которым часто подразумевается обещание милости), «суд», «определение», «верность» Господня завету со Своим народом и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010