«Если бы вы были от мира, – говорит им Христос, – то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ). 4) Всякая скорбь не по случаю бывает, но скорбь нам посылается от Бога и есть Его отеческое наказание, которым наказывает нас не от гнева, но от любви, как учит апостол: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр.12:6 ). Как на нечестивых изливает гнев Свой праведный, и чашу гнева Его и ярости вовеки будут пить; так благочестивых не яростью обличает, и не гневом наказывает, но по-отечески бьет, во гневе милости поминает, наказывает, но смерти не предает, как поет пророк: «Научая наказал меня Господь, смерти же не предал меня» ( Пс.117:18 ), – и апостол говорит: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:32 ). От начала мира до Христа, и от Христа доныне ни один благочестивый не был без наказания Господня отеческого, но все то приняли от руки Господней, и приняли с благодарением, что имели «участие в святости Его» ( Евр.12:10 ). Знаешь, что и отец плотской сына своего наказывает не от гнева, но от любви, тем более Бог, естеством благой, наказывает чад Своих от единой любви и милости. Скажет кто: «Я такую или такую-то беду принимаю от людей». Правда и то, что люди, дьяволом научаемые, наводят нам беды и скорби, но попущением Божиим. Ибо люди и дьявол ничего не могут нам сделать, когда им Бог не попустит. Попускает же им в наше наказание, и сколько им попускает Бог, столько они нам и досаждают и озлобляют. Известна эта истина из истории об Иове и Давиде святом и прочих. Помни, христианин, в скорби своей утешительное слово: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» ( Евр.12:6–7 ). И поминая, благодари Его, что и от тебя отеческой Своей любви и милости не отнимает. Держи в памяти всегда, что далеко лучше всякое наказание здесь терпеть от руки Господней и вовеки в будущей жизни утешаться, нежели здесь без наказания быть и по смерти вечный Божий гнев терпеть, которого никак не избегнут ненаказанные и неисправные грешники. Примечай и то, что написал апостол: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр.12:8 ). Когда отец сына без наказания оставляет и попускает ему по своей воле жить, то видно, что отринул его от себя. Так, когда и Бог оставляет человека без наказания, это знамение отвержения его от Божией милости, и не иное что такому следует, как вечный Божий гнев на себе терпеть. Ибо все избранные Божии и чада Его причастниками были, и ныне есть, отеческого Его наказания. Желать должно, христианин, отеческого Божия наказания, а не убегать от него, и о последовавшем радоваться и благодарить за то Небесного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Но несмотря на «последнюю нищету» Вифлеема, на гонение со стороны Ирода и на предлежащую Новорожденному крестную участь, все радостно и светло в сегодняшний день тем, которые духовно перенеслись в Вифлеем. Там все красиво и пленяет небесной правдой откровения тайны вечной любви, той тайны, что Бог Отец Небесный отдает Сына Своего Единородного в мир и за мир. Все красиво в Вифлееме в сегодняшний день. Но самое красивое – это невидимый тихий лик Небесного Отца, Который сегодня вводит Своего Сына во вселенную ( Евр.1:6 ), чтобы быть Ему Первородным между многими братиями, «дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» ( Евр.2:9 ). И не знаешь, чему больше удивляться – человеколюбию ли Отца, Его жертвенной близости к нам, или же послушанию Сына, исполняющего волю Отца, даже до Своей крестной смерти. «Ей… Отче, да будет воля Твоя!» «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но Тело уготовал Мне… Тогда Я сказал: вот, иду… исполнить волю Твою…» ( Евр.10:5-7 ). Мы знаем только одно, что эта Любовь убеждает, что она вправе требовать от нас веру нашу как нашу взаимную любовь. И когда мы видим мрак окружающего нас мира, отрицающегося от этой Любви, то нас только еще больше утешает голос Ее, который нам говорит: «Не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин.14:27 ). Братья и сестры, «смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1 Ин.3:1 ) – через Иисуса Христа, Которым мы святым Крещением облеклись, Плотью и Кровью Которого мы в Святых Тайнах питаемся, Дух Которого свидетельствует в сердцах наших «духу нашему, что мы – теперь действительно – дети Божий» ( Рим.8:16 ), и взывает: «Авва, Отче!» ( Рим.8:15 ). «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас…» ( Рим.8:35-37 ). «С нами Бог!» – «И если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим.8:31-32 ). Он с нами и за нас. Сын Божий не только когда-то родился на земле, не только когда-то стал братом нашим, но и теперь «ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высоты, ни глубина, ни другая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе» ( Рим.8:38-39 ). Ибо «Иисус Христос вчера и сегодня – Тот же и во всем» ( Евр.13:8 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

16:15), и все Мое принадлежит Отцу. Посему, вечен Отец, вечен и Сын; потому что «Им и веки» сотворены (Евр. 1:2). Отец есть Сый; по необходимости и Сын есть «Сый над всеми Бог благословен во веки, аминь», как сказал Павел (Рим. 9:5). Непозволительно говорить об Отце: было, когда Он не был. Непозволительно сказать и о Сыне: было, когда Он не был. Отец есть Вседержитель; Вседержитель есть и Сын; ибо говорит Иоанн: «Сый, и Иже бе, и грядый, Вседержитель» (Апок. 1:8). Отец есть Свет, и Сын есть Сияние и Свет истинный. Отец — истинный Бог, и Сын — истинный Бог. Ибо так написал Иоанн: «да будем во истиннем, в Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1Ин. 5:20). И вообще, из всего, что имеет Отец, нет ничего непринадлежащаго Сыну. Посему-то Сын во Отце и Отец в Сыне; ибо что принадлежит Отцу, то есть в Сыне, а также познается и во Отце. Так разумеется и сие: «Аз и Отец едино есма» (Ин. 10:30), потому что не иное во Отце, а иное в Сыне, но что во Отце, ти есть и в Сыне. И поелику, что в Сыне видишь, видишь во Отце; то совершенно уразумевается сказанное: «видевый Мене виде Отца» (Ин. 14:9).    3) А вследствие доказаннаго теперь, злочестив, кто говорит, что Сын есть тварь. Ибо принужден будет наименовать тварию и источник, источающий тварь, т. е. ту Премудрость, — то Слово, в Котором все, что есть во Отце.    Сверх сего, гнилость арианской ереси можно видеть и из следующаго. Кому подобны мы, с теми имеем тождество и бываем единосущны. Так мы люди, подобны будучи друг другу и имея друг с другом тождество, единосущны между собою; ибо всем свойственно одно и тоже: смертность, тленность, превратность, происхождение из ничего. И Ангелы в отношении к себе самим и все прочия существа также между собою единоестественны. Посему, пусть изследуют сии пытливые, — есть ли какое подобие у твари с Сыном, или, могут ли они найти в тварях, что есть в Сыне, почему бы отважиться им и Божие Слово наименовать тварию. Но сии, продерзливые на все и заблуждающиеся в деле благочестия, не найдут ничего такого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2590...

Библия также признаёт множественность ипостасей Бога. Хотя доктрина Троицы не присутствует в Ветхом Завете так явно, как в Новом Завете, в нём тем не менее есть места, где о лицах Троицы говорится по отдельности. Иногда даже описывается общение между лицами Троицы (см. Пс. 109:1 ). Отец есть Бог. Во всём Писании указывается, что Бог есть Отец. Иисус наставляет Своих учеников молиться: «Отче наш, сущий на небесах» ( Мф. 6:9 ). Бог – не только «Отец ваш небесный» ( Мф. 6:32 ), но также «Отец духов» ( Евр. 12:9 ). Как Бог, Он принимает поклонение. Иисус сказал женщине из Самарии: «но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» ( Ин. 4:23 ). Бог не только много раз упоминается в качестве «Отца нашего» ( Рим. 1:7 ), но именуется и просто «Отец» ( Ин. 5:45; 6:27 ). Он также может быть назван «Бог и Отец» ( 2Кор. 1:3 ). Павел провозглашает, что «у нас один Бог Отец» ( 1Кор. 8:6 ). Кроме того, Бог упоминается в качестве «Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 15:6 ). Действительно, об Отце и Сыне, обозначенных именно этими терминами, зачастую говорится в одном и том же стихе ( Мф. 11:27 ; 1Ин. 2:22 ). Сын есть Бог. Вопрос о божественности Христа рассматривается ниже, в разделе о критических нападках на доктрину Троицы, а также, более подробно, в статье Христос: божественная сущность. В качестве общих замечаний необходимо высказать следующее: Иисус провозглашал Себя Богом Яхве. Имя YHWH, иногда переводимое как «Иегова», – это особое имя Бога, раскрытое Моисею согласно Исх. 3:14 , где Бог сказал: «Я есмь Сущий». Согласно Ин. 8:58 , Иисус указывал: «прежде нежели был Авраам, Я есмь». Это утверждение подразумевает не только существование до Авраама, но и равенство с «Я есмь» из Исх. 3:14 . Присутствовавшие Иудеи ясно поняли этот смысл Его слов и схватили каменья, чтобы убить Его за богохульство (см. Мк. 14:62 ; Ин. 8:58; 10:31–33; 18:5–6 ). Иисус также сказал, что Он – «Первый и Последний» ( Отк. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

12 . Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится. Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «и тьма пред Тобою не будет темною, но и ночь окажется днем». Т.е. тьма – для меня тьма, я различаю свет и тьму, а Тебе мысленному Свету и ночь светла, светозарнее всякого полудня. Яко тма ея, тако и свет ея. «Как мрачна для меня ночь, так светла для Тебя». «Если Ты захочешь; то и тьма не будет тьмою, но покажет свойство света, и ночь покажет свойство дня... и ей так будет свойствен свет, как тьма» (Зл.). В переносном смысле сей отец разумеет об утешении в скорбях. 13 . Яко Ты стяжал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея. С Евр.: «Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей». Ты стяжал – взял в свое попечение утробы 668 моя, т.е. все, что находится во мне, всего меня; от самого рождения, меня охраняло Твое промышление. «Ты ограждал меня, промышлял о мне, охранял меня, с первого моего возраста, от самых пеленок» (Злат. и Афан.). 14 . Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси. Т.е. исповедаюсь Тебе, что Ты явился страшно дивным, Твои чудные дела приводят меня в изумление и ужас, удивляюсь Тебе и трепещу. С Евр.: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен». Чудна дела Твоя, и душа моя знает зело. С Евр.: «Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это», т.е. то, что дела Твои, действительно дивны, непостижимы. «Ты создал меня, говорит, но я не знаю, как создал; Ты промышляешь, но я не могу обнять умом всего Твоего промышления, Ты везде присутствуешь, но я не постигаю и этого» (Злат.). 15 . Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли. С Евр.: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы». Т.е. «все касающееся меня Ты знаешь в точности, потому что Ты образовал меня, скрывавшегося еще в матернем чреве, и как бы находившегося в крайней части земли, извел на свет» (Бл. Феод.). «Даже тогда, когда я образовался, Ты не не знал чего-нибудь, но знал все, хотя природа составляла меня мало-помалу, хотя она действовала втайне, и как бы в преисподних земли 669 » (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

18 . С Евр.: «Ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его». 19 . Яко душа его в животе его благословится, исповестся Тебе, егда благосотвориши ему. С Евр.: «Хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе». – Т.е. не бойся богача, слава его скоротечна. Когда богач жив, то его ублажают, и только тогда он благодарит и хвалит Тебя, Господи, когда Ты благотворишь ему (Вас. В.). По Злат. – «когда ты льстишь, делаешь угодное богачу, тогда он исповется Тебе, т.е. тогда будет благодарить Тебя» 322 . 20 . Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света. С Евр.: «Но он пойдет к роду отцев своих, которые никогда не увидят света». Т.е. поступая таким образом, нечестивый богач наконец умирает, прилагается к отцам своим, и уже вечно не увидит света Божия. По св. Афанасию – «будет подражать ревности отцов и, происходя от отцов лукавых, наследует лукавство; мудрствующие подобно сему (т.е. как мудрствуют сыны века) стали душевно слепы, ни в смертной жизни не просветились они светом ведения, ни в будущей не сподобятся вечного света». 21 . С Евр.: «Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают». 315 Ганание προβλημα собственно: оплот, ограда, препятствие, – отселе: загадка, вопрос, предложение, задача. 316 Св. Василий В. читал: не обыдет. Но частицы: не нет у LXX, в Еврейском и у других Отцов и учителей. 317 Измены εξιλασμα – умилостивительная жертва; – по Злат. – подкуп и выкуп. Должно страшиться будущего суда; ибо «там (в будущей жизни) нельзя извратить правды деньгами или избавить себя от геенны подарками». Злат. 319 Благоволят в Компл. и др. изд. LXX: ευδοκησουσιν – одобряют т. е. себя, кажутся себе хорошими. В Римск. изд. LXX: ευλογησουσιν – хвалят, прославляют, благословляют себя. 320 По св. Злат., заутра значит: скоро, постоянно, т. е. и в настоящей жизни праведники постоянно господствуют над нечестивыми по свойству добродетели, возвышающей первых над последними. 321 Помощь βοηθεια – помощь, заступничество, защита, спасение; обетшает παλαιωθησεται – устареет, упразднится, уничтожится, – во аде кончится спасение нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

2, 3 . Вси уклонишася, вкупе неключими Быша. Св. Апостол Павел ( Рим. 3:11 ) и все св. Отцы единогласно видят в сих словах псалмопевца всеобщее развращение рода человеческого, общую порчу человеческой природы 87 . С Евр.: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». 4 . Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие? Т.е. неужели того, что есть Бог, что Господь видит дела человеческие и судит их, – не разумеют люди нечестивые, снедающие люди Моя в снедь хлеба, т.е. притесняющие и обижающие, как бы питающиеся притеснениями народа, как питаются хлебом? Господа не призваша. Призывать здесь значит – познавать, почитать. Св. Афанасий Ал. читает так: «Господа не призваша, снедающии люди Моя в снедь хлеба. Снедали людей Его, ибо убеждали поклониться твари вместо Сотворшего. И они-то, став для других советниками во зле, не призовут Господа. Вместо прошедшего времени (замечает при сем сей отец) должно читать будущее». В переводе с Евр.: «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ Мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа»? 5 . Тамо убояшася страха, идеже не бе страх. С Евр.: «Там убоятся они страха» 88 . «Посему вы, небоязненно разглагольствующие и никого не страшащиеся, впадете в страх и боязнь, и предадитесь бегству, когда ни один человек не будет устрашать и преследовать» (Бл. Феод.). Или: нечестивые за оскорбление людей Божиих, в наказание за это, будут мучиться своею совестию, устрашаться там, где, по-видимому, нет ничего устрашающего, потерпят наказание там, где не ожидали. Так поступает Господь ради праведников; потому что Он пребывает в роде праведных, и защищая их, наказывает притеснителей. Бл. Феодорит под нечестивыми здесь разумеет Ассириян, которые, поражаемые невидимо Ангелом, убоялись там, где не было ничего страшного, а под родом праведным – царя Езекию и благочестно пасомый им народ. 6 . Совет нищего посрамисте, Господь же упование его есть. Т.е. «вы, злочестивые, пренебрегли род праведных, как ничего не стоющий, и посмеялись твердому его на Меня упованию. Ибо сие упование на Бога пророк называет советом» (Бл. Феод.). По св. Афан., «это сказано тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших во Христа». С Евр.: «Вы посмеялись над мыслию нищего, что Господь упование его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

7:1–2, 4). Это сказал он не просто, но с тем, чтобы показать, что наше священство гораздо важнее иудейского. И это превосходство наперед уже открывается из самых образов вещей. Авраам был отец Исаака, дед Иакова и прадед Левия; ибо, у Иакова был сын Левий. От Левия получило свое начало иудейское священство. Но этот–то Авраам, прародитель левитов и священников иудейских, перед Мелхиседеком, который был образом нашего священства, стал на месте мирянина, и показал это двояким образом: тем, что дал ему десятину, ибо миряне давали священникам десятину; и тем, что получил от него благословение, ибо миряне же получают благословение от священников. Так смотри, сколь велико превосходство нашего священства, когда Авраам, патриарх иудеев, прародитель левитов, благословляется Мелхиседеком и дает ему десятину. О том и другом рассказывает Ветхий Завет, т. е. и о том, что Мелхиседек благословил Авраама, и о том, что Авраам дал ему десятину (Быт. 14:19–20). Это–то самое поставив на вид, Павел сказал: « видите, как велик тот ». Кто? « Мелхиседек », говорит, « которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих » (Евр. 7:4). « Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Аврамовых » (Евр. 7:5). Это значит: левиты, иудейские священники, имели право по закону получать десятину от других иудеев. Хотя все произошли от Авраама, как левиты, так и остальной народ, но, не смотря на то, левиты получают десятину от братьев своих. А Мелхиседек, « не происходящий от рода их » (ибо произошел не от Авраама, и не от колена левитского, но от другого рода), « получил десятину от Авраама », т. е. взял от него десятину. Но кроме этого он сделал еще и нечто другое. Что же такое? « и благословил имевшего обетования » (Евр. 7:6). Что же, скажешь, это значит? То, что Авраам гораздо меньше Мелхиседека. Как это? « Без всякого же прекословия меньший благословляется большим » (Евр. 7:7). Значит, если бы Авраам, прародитель левитов, не был меньше Мелхиседека, то этот не благословил бы того, и тот не дал бы ему десятину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

8. И послшахомъ словес оца нашег, не пити вс дни живота нашег, мы и жены наш, и снове наши, и дщери наш, 8. И мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, – мы, и жены наши, и сыновья наши, и дочери наши, 9. И же не сограждати храминъ жити там: и и нивы, и смене не бысть намъ. 9. И чтобы не строить домов для жительства нашего; и у нас нет ни виноградников, ни полей, ни посева. 10. И жихомъ в кщахъ, и послшахомъ, и сотворихомъ по всмъ, елика заповда намъ оцъ нашъ. 10. А живем в шатрах, и во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш. 11. И бысть, егда Навходоносоръ црь на землю наш, и рекохомъ: вшедше да внидемъ во лица Халдейска, и лица силы и вселихомс т. 11. Когда же Навуходоносор, царь Вавилонский, пришел в землю сию, мы сказали: «пойдем, уйдем в Иерусалим от войска Халдеев и от войска Арамеев, и вот, мы живем в Иерусалиме». В комнате Анании Иеремия предлагает рехавитам пить вино. Но они, отступив от одной заповеди Ионадава ради спасения своей жизни, не хотят нарушить другой заповеди, предписывающей не какое-либо опасное для жизни лишение. Они остаются таким образом верными завету отца их, насколько эта верность не исключала достижения цели завета, состоявшей в том, чтобы «пожить дни многи на земли». В домъ Рихавль (ср. Остр. «в дом Рихавин»), стих Иер. 35:2 , – чтение, в первой своей половине следующее греч. ες οαν или ες οον. Но если вторая половина согласнее с лат. чтением Rechabitarum, чем с греч. ρχαβεν: то и первая половина в лат. вульгате точнее выражает смысл соответствующего евр. текста: ad domum Rechabitarum=к дому рихавлю. – Во единъ дворвъ, греч.·ες μαν τν αλν. Последнее слово значит не только двор, огороженное или неогороженное, не покрытое сверху, место пред домом или внутри дома, но и жилище вообще. Последнее значение в настоящем случае совпадало бы с значением соответствующего евр. слова: «во едино от жилищ» или «во едину от келлий». – Стрегщаг дворъ, – το φυλσσοντος τν αλν. Последнее слово в Комплют. и Альд. издд. и в сирско-гекз. переводе заменено словом τν δν (путь), стоящим в этой же связи речи в Иер. 52:24 . Евр. чтению соответствовало бы буквальнее даже τν οδν (праг). – Силы Последнее слово соответствует евр. , по-гречески в других случаях обыкновен. переводимому словом Συρα. Но Συρα у греков возникло путем сокращения из σσυρα.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

    «Умилостиви Его и говением» — истинным поклонением Триединому Господу; щедростью сердца, готового к покаянию; снисходительностью к облеченному в плоть образу Божию, запечатленному в ближнем твоем; высшим почтением Господних заповедей; хранением Божественной благодати «с благоговением и страхом» (Евр. 12:28); кроткой и благоговейной верой, всегда готовой «всякому дать отчет в своем уповании» (1 Пет. 3:15). Что более приятно Богу, чем говейная жизнь наша? И что более полезно для нас, — ведь «за благоговение» бывает услышана всякая сердечная молитва (Евр. 5:7)!    Вот какому посту — Богоустремленному, несамовольному, молитвенному, чистому, говейному, утесняющему не плоть, но грех, освобождающему от пут сатанинских душу для непрестанного радования (См.: 1 Фес. 5:16) о Господе! — вот какому посту научает тебя Христос Бог, душа моя, говоря: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16—18).     Помилуй мя, Боже, помилуй мя    Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее, и мытари, и прелюбодеи кающиися    Послушай, душа моя, покаянный призыв преподобного песнописца, к тебе обращенный: «Христос вочеловечился, призвав к покаянию разбойников и блудниц; покайся, душа, ведь уже открылась дверь Царствия, и прежде тебя добиваются его фарисеи и мытари, и прелюбодеи кающиеся!».    Во дни оны сказал Господь ученикам Своим: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16), — «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).    Пришествием Христовым «прейде сень законная» — прошло время, когда Господь обращался к человеку, творению Своему, через «образ и тень небесного» (Евр. 8:5) (ποδει’γματι χαι’ σχι τν πουρανι’ων, exemplari et umbrae caelestium), через «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр. 10:1) (σχιν — тень, призрак,очертание — τν μελλο’ντων γαθν, οχ ατν εχονα — изображение — τν πραγμα’των, umbram — тень, место сумрачное, темное, мрачное — bonorum futurorum non ipsam imaginem — внешнее проявление — rerum). (То, что по-русски переводится всегда только как образ, по-латыни и по-гречески далеко не столь однозначно и передается разными словами; поэтому стоит посмотреть, как именно то или иное место звучит в греческом оригинале и на латыни Вульгаты.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010