1 . В начале сотворил Бог небо и землю. 1 . Сказание записано ок. VI в. до Р. Х., но в устной форме существовало с глубокой древности и, быть может, некогда являлось литургическим текстом. Уже в первых словах Шестоднева провозглашаются единство и абсолютность Творца и тем самым отвергаются: а) политеизм, б) пантеизм, в) материализм, г) дуализм, д) языческое учение об извечной материи, которая будто была лишь упорядочена Божеством. Слова небо и земля соответствуют древнему шумерскому «ан ки», означающему всю Вселенную. По толкованиям Отцов Церкви, небо – духовный мир, а земля – материя. Стоящее в еврейском тексте наименование Бога эдохйм есть множественное число от ЭЛОАХ (Бог). Это указание на полноту Божественности, присущей Творцу. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. Земля же была безвидна и пуста (евр. тоху ва-воху). Последние два слова означают, что первозданная земля была в хаотическом состоянии. В Ис 45.18 (в буквальном переводе) мы читаем, что землю Бог сотворил не «пустой» (евр. ло-тоху). Из этого явствует, что хаотическое состояние мира проистекало не от Творца, но было уже нарушением Его воли. Нечто таинственное исказило гармонию творения. Тьма над бездною – слово бездна (евр. техОм, мн. техомОт) созвучно с вавилонским словом ТйАМАТ. Так именовалось чудовище хаоса в халдейской мифологии. Этот же космический дракон встречается и в сказаниях других народов (египтян, финикийцев, китайцев). Он олицетворял разрушительные силы, и одновременно его почитали как существо божественное. В Библии силы хаоса тоже представлены чудовищем, которое, однако, рассматривается как тварь (левиафан, раав, дракон. Ис 51.9–10 ; Иов 9.13 9 , Пс 73.13–14; 88 .ii; ср. Откр 12.9; 20.2 ). Это существо воплощает в себе сопротивление божественному порядку, которое возникло в лоне духовного тварного мира (Ср. Ин 8.44 ; ? Ин 3.8 ). В конце времен эти демонические силы будут повержены ( Ис 27.1 ; ср. Ин 12.31 ). 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Еще эффектнее передает Новоиерусалимская Библия: tosender Regen prasselt nieder, то есть «бушующий дождь обрушивается вниз». Идет Бог. Высота и глубина дрогнули. Вострепетали горы. И восшумела бездна, дала голос свой. Сверху ринулись воды вниз на землю, бушующий дождь. Земля отверзла бездну свою и дала голос свой. Die Urflut briillt auf – «первичная вода взревела», а точнее «зарычала», (техом) высоко поднял руки, то есть волны свои. «Техом» – это пучина, бездна, как бы заполненная паром или водою, рвущимися во все стороны. Это мятежная морская стихия, как чудовище, как Левиафан. Превыспренние воды небес и воды, вырвавши­еся из-под земной бездны, устремились друг к другу. Так было при всемирном потопе в дни праотца Ноя. Когда было велико развращение человеков на земле, и... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время, тогда разверзлись все источники великой без­дны и окна небесные отворились 612 . Превыспренние и подзем­ные воды затопили землю. Подобное происходило и при великом Моисее. Когда сходил Бог на Синае, Богосошественной горе, тогда трепетали горы, трясся Синай. Тогда были громы, и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в ста­не. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу... Гора же Синай вся дымилась оттого, что Ягве сошел на нее... и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог от­вечал ему... 613 . Такова Божественная Феофания. Так было и во дни Сына Человеческого. Увидев Его распятого, вострепетали горы, и земля потряслась, и камни рас­селись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 614 . Вострепетала гора Голгофа, с неба ринулись воды, бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои. Свершилось! Назарянин, Христос Иисус, взял неправду мира сего и все страдания его на Себя. На небе отверзся рай и принял душу разбойника, потекли потоки дождя Святого Духа. И бездна дала голос свой. Христос, сошед во ад, пленил плен 615 , запечатал сатану 616 , вывел души из ада 617 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Слово Писания, слово Божие предлагается нам прикровенно, притчеобразно, оно всегда таинственно, но царь (то есть мудрец) должен уметь раскрыть его. Вот почему премудрый царь Соломон призывает разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их (Притч 1:6). Другой очень важный момент: в древнееврейских текстах Ветхого Завета огромное значение имеет контекст. Недостаточно оперировать лишь словарным значением слов, и мы должны быть готовы к тому, что поиск значения слов с учетом контекста способен привести нас подчас к самым неожиданным результатам. Пример тому мы найдем уже в первых строках, открывающих книгу Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт 1:1–2). Комментируя эти слова и отвечая на вопрос, почему же не сказано, что Бог сотворил воду, блаженный Августин замечает следующее: “Не захотел ли [здесь] писатель назвать еще и водою ту самую материю, которую он раньше называл то небом и землею, то невидимой и неустроенной землею, то бездною?” 2 . Слово бездна нуждается в небольшом пояснении, евр. техом — это не бездонная пропасть, как обычно это понимается в современном русском языке, но синоним евр. ям ‘море’. Техом — это всегда водная бездна, то есть море, мировой океан или морская пучина. Ср. Он рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны (Пс 77:12,15) и Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше (Пс 105:9). Но и земля безвидная и пустая, иными словами, лишенная не только всякой предметности, но даже и вида, каких-либо очертаний, — разве не будет для нее ближайшей аналогией морская глубь, однородное вещество, лишенное всякой формы? Впрочем, Иосиф Флавий, пересказывая историю творения, предпочитает сохранить образ земли: “В начале сотворил Бог небо и землю. И так как последняя была не видима, но сокрыта в глубоком мраке, а дух [Божий] витал над нею (то есть над землей — прот. Л. Г.), то Господь повелел создаться свету” (Иудей­ские древности I, 1,1). А апостол Петр, напротив, прямо называет начальную первостихию водою: вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою (2 Пет 3:5). “И действительно, — замечает блаженный Августин, — почему бы не называться ей водою, если она могла быть названа землей, когда [в сущности] она не была еще ни разграниченной и оформленной водою, ни землей, ни чем-либо другим?” 3 .

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Так, в Евангелии мы находим много примеров борьбы Христа с сатаною. Даже когда Иисус приближается к бесноватым, бесы, находящиеся в них, в ужасе вопят: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Христос изгоняет бесов, можно сказать, что Он объявил всему бесовскому воинству войну не на жизнь, а на смерть. И такую же власть Он дает и всем верующим: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию!» И подвижники веры с самых первых времен существования Церкви убедились, что эта борьба с диаволом – не миф, не благочестивый оборот речи, но реальность. И что христианин действительно получает в Церкви силы для борьбы с бесами. В противостоянии бесовским силам у Церкви явилось и знание об этих силах, и знание о душе человеческой, которая выходит на борьбу с лукавым.   А существует ли учение о сатане? Мы можем описать, исследовать то, что доступно органам чувств. Физический мир, окружающий нас, мы можем препарировать, «взять анализы» и проч. Но область мира духовного таинственна и практически сокрыта от нас. Лишь на уровне личного духовного опыта мы можем постичь этот мир. Но наш опыт, опыт посредственных, малодуховных людей, – плохой ориентир в этом деле. Поэтому за основу мы берем опыт высочайших подвижников духа, рыцарей веры. Это святые нашей Церкви. Примечательно, что их опыт практически одинаков. А значит, можно что-то конкретно сказать о сатане!   Откуда взялся сатана? Открывая Библию, читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою…». Слово «бездна», в оригинале – техом (древнеевр.), напоминает нам о вавилонской богине Теомат, богине хаоса, богине океанской пучины. Библейский автор, намекая на Теомат (людям библейского времени этот намек был понятен), хотел подчеркнуть, что с первых мгновений миротворения космосу противостоит неуправляемая разрушительная сила. Так, уже на первой странице Библии мы знакомимся с сатаной. В дальнейшем он всегда незримо, но реально будет присутствовать в созданном Богом мире.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety-na-v...

Вторая иллюстрация Божьего суверенитета – это отсутствие каких-либо сведений о борьбе Бога с небесными чудовищами или противниками – тема, которая преобладает в Энума элиш. Какой-то намек на чудовищ в первой или второй главах содержит фраза «рыб больших» (Т.21). Интересно употребление древнееврейского слова бара’, использованного в Бытии (1:1) и три раза в Бытии (1:27) в связи с сотворением человека, чтобы описать их происхождение. Бог «создал» их. Всякий раз, когда этот глагол употребляется в Ветхом Завете, Бог всегда является субъектом. Ни разу этот глагол не сопровождается винительным падежом материала, как во фразе «и создал Господь Бог человека из праха земного» (2:7), или «и создал Господь Бог из ребра... жену» (2:22). Долгое время предполагалось, что под «бездной» (1:2 – древнееврейское слово техом) подразумевается Тиамат вавилонской славы. Даже если это на самом деле так, было бы чрезвычайно трудно увидеть какие-либо очевидные мифические намеки в употреблении слова техом автором Бытия (1:2). Текст не дает абсолютно никакого представления о «бездне» как о враге Бога. Скорее, «бездна» является неодушевленной частью сотворенного порядка. Кроме того, очень сильные лингвистические аргументы свидетельствуют против уравнивания Тиамат и техом. Однако битва Бога с чудовищем в Писании упоминается. В Книге Пророка Исайи (51:9) говорится о том, как Бог сразил Раава и поразил крокодила. Псалом 73:13, 14 гласит, что Бог сокрушил головы змеев в воде и сокрушил голову левиафана. На самом деле в Книге Пророка Исайи (27:1; 51:9) и Псалтири (73:13) для обозначения «чудовища» или «рыб больших» употреблено то же самое древнееврейское слово, что и в Бытии (1:21). Но чудовище у пророка Исайи и в псалме является противником Бога. Чудовище в Бытии (1:21) создано Богом и названо «хорошим». Что можно сказать об упоминании, за рамками Бытия, чудовищных противников Бога? Во-первых, мы должны предположить, что названия левиафана, Раава и чудовищ должны были быть понятны слушателям этих слов до того, как они могли оценить их убедительность. В конце концов, значили бы что-либо слова псалмопевца «Ты сокрушил голову левиафана», если бы никто ничего не знал о мифическом левиафане? Поэтому мы можем предположить, что народ Божий был знаком с мифической литературой своих соседей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Прежде всего, сатана предлагает превратить камни в хлеб. По сути, это предложение сытостью, экономическим изобилием покорить толпу. Второе искушение имеет в виду демонстрацию могущества. Запугать людей, поразить силой, властью своей и через это стать господином над людьми. Наконец, третье искушение, самое тонкое и опасное. Это искушение имеет непосредственное отношение к судьбе еврейского народа, а в более широком смысле – и вообще ко всем народам и культурам Земли. Еврейский народ на протяжении всей своей истории постоянно подпадает под искушение абсолютизировать и обожествить преходящий «век сей», с его богатствами, амбициями и проч. Искомое же и чаемое Царство грядущее, Царство Божие, как бы отодвигается на второй план или вообще забывается. Поклониться сатане – значит, признать власть князя мира сего, власть бога века сего, признать этот падший греховный мир за единственно возможный и желаемый. Но Христос не колеблясь, мгновенно отвергает и это искушение, отвечая сатане: прочь с моих глаз! Итак, самая главная уловка сатаны – представить этот мир как мир счастливый и благополучный и без Бога. Хорошо бы, конечно, жить побогаче, посытнее, а так все в порядке. Был бы могущественный царь, доказавший свое право на абсолютную власть над народом, – и за ним можно чувствовать себя как за каменной стеной. Сатана предлагает Спасителю антихристов вариант мира, и, согласимся, он очень похож на так хорошо знакомый нам большевистский режим.   Наши прародители отвергли Бога и Его благодать, поверив древнему змию. Так произошло грехопадение. Как могло это случиться, по какому «недосмотру» Отца Небесного мог сатана проползти в Эдем – незамеченным мимо Всевидящего? Почему Бог позволил ему искушать людей? Откуда в Раю мог взяться сатана? Сатана, как и другие Ангелы, был создан Богом до сотворения мира. И его отпадение от Господа состоялось еще до творения нашего мира. Естественно, что, когда Господь творит Вселенную, тут как тут оказывается сатана. Выше я уже приводил слова Священного Писания, показывающие нам невидимое, но реальное (как тень) присутствие сатаны при сотворении мира. Напомню: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою…. Слово «бездна», в древнееврейском оригинале – техом, напоминает о вавилонской богине Теомат, богине хаоса, океанской пучины. Намекая на Теомат, библейский автор хочет сказать, что с первых мгновений бытия Вселенной миру противостоит некая злая разрушительная сила.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety-na-v...

Вы знаете, надо сказать, что Делич, по сути дела, в определённой степени выполнял заказ. Потому что известно, когда после одной публичной лекции он продемонстрировал, что якобы Священное Писание Ветхого Завета во многом позаимствовано из вавилонских мифов, то немецкий кайзер воскликнул: «Наконец-то вы сорвали нимб с богоизбранного народа!» То есть, конечно, эти скептические построения, которые сами по себе специалисты, может быть, будучи людьми неверующими, или сомневающимися, или скептиками, вполне искренне излагали на бумаге, в какой-то момент начали использовать в Германии для того, чтобы поставить под сомнение не только богодухновенность текстов Священного Писания, но и саму по себе значимость еврейского народа. Мы с вами знаем, чем это закончилось: холокостом и самыми сильными преследованиями еврейского народа, которые только могли быть в ХХ веке. Поэтому, конечно, когда мы говорим о панвавилонизме и о теории заимствования, мы должны учитывать и вот такой момент, скажем, политический и социальный. Если говорить по существу, то, конечно, можно сравнить вавилонские мифы и повествование Священного Писания. Но когда мы начинаем сравнивать, мы видим принципиально коренное отличие в одних и других текстах. Поскольку в вавилонских мифах имеет место борьба богов, как следствие этой борьбы разных богов, да ещё очень часто человекоподобных, и появляется мир. И совсем другая идея заложена в тексте Священного Писания Ветхого Завета. Изначально существует Единый, Абсолютный, Вечный Бог, Который Сам по Себе творит мир, и творит его для того, чтобы сделать некое добро. То есть, если в первом случае мир – результат каких-то  взаимодействий злых сил, и, более того, борьбы злых сил, то в нашем с вами случае в Священном Писании – это некий благой промысл Божий. И если мы будем смотреть детали, то, конечно, можно найти какие-то элементы сходства. Но эти элементы сходства очень часто носят филологический характер. То есть пытаются сопоставить «техом» – бездна еврейская, и Тиамат – имя вавилонской богини, с которой Мардук творит мир и так далее. Но это, на мой взгляд, достаточно поверхностное сходство. То есть это сходство неких деталей, как если мы посмотрим на автомобиль, у которого есть колёса, и на человека, у которого на одежде пуговицы, и скажем: «О! И там, и там есть круглые элементы – наверное, человек произошёл от автомобиля; или наоборот, автомобиль является разновидностью человека». То есть, конечно, нет системных, системообразующих связей между вавилонскими мифами и повествованием Священного Писания.

http://azbyka.ru/video/bogoduhnovennost-...

Намек на сатану дан уже в первых строках Библии. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою…» ( Быт. 1:1-2 ). Перед мысленным взором встают торжественные картины миротворения: Большой взрыв, создание галактик, звездных систем… Обращает на себя внимание слово «бездна». О какой бездне идет речь? Это не случайное слово. Слово «бездна», по-древнееврейски – техом , напоминает о вавилонской богине Тиамат, богине хаоса и океанской пучины. Библейский автор, намекая на Тиамат (намек был понятен современникам, так как именно во время написания книги Бытие широко тиражировались вавилонские истории про Тиамат), хотел подчеркнуть, что с первых мгновений творения прекрасного мира доброму, сотворенному Богом космосу противостоит злая, разрушительная сила… Так, уже на первой странице Библии мы знакомимся с сатаной. В дальнейшем он всегда будет присутствовать в человеческой жизни – незримо, но реально. Однако то, что сатана уже существует при творении мира, доказывает, что он появился раньше мира. Это действительно так. Согласно древнему общецерковному Преданию, сатана – это один из сотворенных Богом ангелов. Ангелы – личностные существа, иначе говоря, им присущи все те дары, которые свойственны личному бытию, личности. Неотъемлемое право личности – право на духовную свободу. Например, свободно, не ввиду необходимости или какого-либо принуждения , но исключительно по собственному желанию, мы выбираем жизнь с Богом – или без Бога.Этой свободой и воспользовался на заре существования ангельского мира один из высших Ангелов – Денница. Он устроил бунт против Бога и увлек за собой многих из Ангелов. Почему он так поступил – мы не знаем. Святые отцы, размышлявшие над тайной падения сатаны, говорили, что, вероятней всего, побудительной причиной к восстанию против Бога явилась гордыня диавола. Он, высший из небесных духов, возомнил, что может сам стать Богом. Было и еще одно предположение. Ангелы – служебные духи. То есть, их предназначение, прежде всего, – служить. Служить Богу и… высшему из созданий Божиих, тому, кто будет введен в Царство Небесное на правах сына и дочери, то есть человеку. Не так ли говорит об этом апостол: «Не все ли они [Ангелы] суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?»

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

НЕБО И ЗЕМЛЮ. Словосочетание, соответствующее шумерскому «анки», что значит Вселенная. Некоторые толкователи связывают «небо» с ангельским миром. Одно понимание не противоречит другому, так как в Библии бытие и служение ангелов тесно связано с природными силами ( Откр.14:18 ;  Откр.16:5 ). Выражая веру Церкви, Афинагор 1  пишет, что ангелов Бог «через Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром» (Апология, 10). Земля же была БЕЗВИДНА И ПУСТА (евр.    тоху вавоху). Это редкое в Ветхом Завете выражение означает хаос (в финикийской мифологии богиня ночи именуется Баау). Было ли это хаотическое состояние результатом прямой воли Божией? В  Ис. 45:18  (по дословному переводу) Бог землю сотворил «не пустой» (евр.   ло тоху). Из этого можно заключить, что нечто таинственное внесло искажение уже в изначальный творческий замысел. Возможно, здесь прикровенное указание на злую волю, возникшую в мире тварных духов. ТЬМА (евр.  хошех) и БЕЗДНА (евр.  техом, мн.  техомот). Примечательно, что Божие одобрение получает не тьма Хаоса, а только свет (1,4, ср. 1Ин.1:5: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»). Русский богослов В.Н. Ильин замечает в связи с этим: «С полной уверенностью можно утверждать, что началу творения нашего космоса, его «первому дню» предшествовала какая-то домирная, метаматериальная и метафизическая трагедия, страшным эпилогом которой явились тьма и хаос» (Шесть дней творения, Париж, 1930, с. 67). Слово «техом» (бездна) созвучно с именем вавилонской богини Океана Тиамат (см. §11, §3). Тиамат изображалась в виде дракона. Аналогичные чудовища Хаоса встречаются и в мифах других народов (египтян, хананеев, китайцев). Боги-драконы олицетворяли водную стихию (см. приложение, а также В. Топоров. Хаос. — В кн.: Мифы народов мира. т. 2. М., 1982, с.581–582). Хотя в Шестодневе «бездна» лишена всяких мифологических черт, в других частях Ветхого Завета мы находим образ водного чудовища, или Дракона, которое, однако, рассматривается как тварь (Левиафан, Раав, Дракон:  Иов 9:13 , где имя Раав в синод. пер. заменено словом «гордыня»;  Пс.73:13–14; 88–11 ;  Ис. 51:9–10 ; ср.  Лк.8:31 ). Это существо воплощает в себе сопротивление божественной воле, которое возникло в лоне духовного тварного мира (падение Сатаны, ср.  Ин.8:44 ;  1Ин.3:8 ;  Откр. 12:9 ;  Откр.20:2 ). В конце времен эти демонические силы будут повержены ( Ис.27:1 ; ср.  Ин.12:31 ).

http://azbyka.ru/isagogika-uchenie-o-tvo...

Еврейское тогу ва-вогу в эмоциональном плане означает »изумляющую пустоту«, состояние сильного изумления и недоумения. Тогу означает предельное нестроение и смятение, близкое к полному хаосу. Тогу ва-вогу есть состояние, когда ничего нет, все в потенции, в неосуществленности, в крайнем томлении становления, еще без становления самого по себе [по Берману 40 ]. Это, кстати, весьма соответствует греческому слову χος (хаос), происходящему от χανειν, что значит »отверстием рта изъявлять изумление». Выражение тогу ва-вогу встречается еще в Иер. 4:23 (« смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста... »), где оно описывает состояние страны, подвергшейся вражескому нашествию. Что же означает хошех аль-пней тегом ...и тьма над бездною? Состояние мира, описанное словами тогу ва-вогу (безвидна и пуста), раскрывается далее в выражении «хошех аль-пней тегом» – и тьма над бездною. В дальнейших рассуждениях значения еврейских терминов будут взяты по Берману 41 . Слово тегом, переведенное как бездна, как бы, продолжает и усиливает значение слова тогу. Оно и образовано из тогу добавлением конечной «мем» (), указывающей на воду «маим». Тегом – это пучина, бездна, как бы, заполненная паром, рвущимся предельно расшириться во все стороны. В Писании это слово встречается там, где мятежная морская стихия символизирует хаос, может, даже противящийся Богу. Иногда, этот хаос представляется в виде морских чудовищ (Левиафан, Рахав, дракон – Ис. 27:1; 51:9 ; Пс. 88:11; 73:14 ; Иов 9:13; 26:12 ; ср. Откр. 21:1 ). Состояние хаоса и смятения земли тоху перешло в состояние беспредельно рвущейся во все стороны праматерии, «техом». Слова аль-пней, переведенные, как над, означают в Писании часто «по лицу», т. е. " тьма над лицом бездны (тегом)» и употребляются иногда в значении «против». Тегому (бездне) противоборствует распростертая над ней тьма. Тьма (хошех) есть отсутствие света, но она есть еще и некая сила, обуздывающая рвущуюся пучину праматерии (тегом). Буйство вещества (первичной водной стихии) обуздывается отсутствием в нем тварных энергий (света) – тьма над бездною.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002