Разделы портала «Азбука веры» выступление на радиостанции «Град Петров» Часть 1 Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Здравствуйте дорогие радиослушатели, у микрофона священник Константин Пархоменко. Сегодня мы с вами поговорим об экзорцизме. Для тех, кто не знаком с этим термином, экзорцизм – изгнание нечистой силы из человека, изгнание демонов, которые входят в человека, которые действуют и как-то проявляются в человеке. Священное Предание Церкви хранит рассказ о событиях, произошедших в ангельском мире еще до сотворения вселенной. Тогда самый одаренный и могущественный из ангелов Денница в порыве гордости и зависти к Творцу восстал против Бога и отпал от светлого ангельского мира. В Писании также встречаются намеки на то, что с самого начала творения существует некая таинственная сила с самого начала противящаяся Богу. Это лишь намеки человек ничего не знает о трагедии произошедшей в мире духов. Но эти намеки вполне отчетливы: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездной» – читаем мы книгу Быт. Гл.1, Ст.2 Слово бездна, по-еврейски «техом» не раз встречается в Ветхом Завете и обозначает стихию хаоса, противящуюся воле Бога. Вместе с последовавшими за ним ангелами Денница как бы образует царство противоположное Царству Бога. Но что же получается? Денница хотел автономного существования, но Бог – это основа всего. Бог – это само бытие и даже зло – грех не может существовать отдельно от Него, от Творца, Зиждителя всей вселенной. Бог – это сама жизнь, и все, что теряет с ним связь, прекращает существовать, поэтому дьявол может существовать только за счет божественной жизни, у самого дьявола нет бытия. Не даром он не может творить, он только разрушает. Зло может существовать только паразитируя на добре. Смерть может существовать только уничтожая жизнь. Поэтому с самого первого дня создания людей дьявол пытается проникнуть в душу каждого человека, а через человека и во все творение и, таким образом, обрести способ бытия, прицепившись к этому бытию как плесень, как паразит живя и питаясь за счет этого бытия, поддерживаемого Богом.

http://azbyka.ru/ekzorcizm-svyashhennik-...

Иногда мифологический материал предания не столько занижается, сколько, напротив, облагораживается. В эпосе о Гильгамеше “боги почуяли добрый запах, боги, как мухи, собрались к приносящему жертву” 23 . Жертва Ноя после потопа описывается проще и пристойнее: “И обонял Ягве приятное благоухание”. Первые же страницы Библии проводят систематическое лишение языческих божеств их имен. Все мировые стихии вырываются из-под опекунства богов, которым мифологическое мышление поручило покровительствовать над тем или иным проявлением бытия, и все стихии переподчиняются Единому Богу. Боги оказываются безработными. Вавилонская богиня Тиамат теряет свою личность и становится просто водой — техом. В Шумере море само разделяется и в собственном партеногенезе порождает первую пару богов (Ан и Ки). В Бытии море рассекается творческим словом Творца, трансцендентного по отношению к первичным водным массам. В Египте говорилось, что в первобытных водах обитали восемь сверхъестественных существ: четыре лягушки и четыре змеи, мужского и женского рода, которые породили Атума, бога солнца и творца. Первой парой были Нун и Наунет, первобытный, бесформенный Океан и первобытная Материя; второй парой были Хух и Хахухет, Беспредельное и Безграничное, затем шли Кук и Каукет, Тьма и Мрак и, наконец, Амун и Аманет, Тайное и Сокрытое — возможно, ветер. Эта группа из восьми существ, эта Огдоада являлась, как показывают их имена, не частью созданного порядка, но частью самого хаоса. “Здесь перед нами, безусловно, спекулятивная мысль в мифологическом обличье” 24 . Все эти категории есть и во втором стихе Бытия (океан-вода, мрак, бездна, материя-земля, руах-ветер). Но библейский автор не нуждается в персонализации этих категорий отвлеченной мысли. Кроме того, в Бытии Бог совершенно независим от этих сил хаоса и они послушны Ему, в то время как по мнению египтян бог рождается хаосом. Океан Гомера (“Океан — родитель всех богов” — Илиада 14, 201,241) лишается своего протагонического величия: “Гос­подь назвал сушу землей, и собрание вод морем”; в каком-то смысле это еще и депоэтизация мира.

http://pravmir.ru/polemichnost-shestodne...

Проф. Олбрайт решительно сопротивляется приложению к повествованиям Библии понятия «миф». Ему собственно принадлежит введение в современную экзегетику термина «де-мифологизации» в его правильном понимании. Он пишет: В Бытии и в некоторых поэтических образах Библии есть ряд мест, где ясно мифологический элемент был де-мифологизирован. Напр., в ханаанской мифологии представлено большое чудовище, по имени «танин», переведенное в авторизованной Библии словом «кит». «Танин» был пред-историческим монстром, существовавшим даже раньше богов, он уничто жен великим богом Ваалом, или его сестрой Анат или другим ханаанским существом. А в Бытии сказано только, что в пятый день творения Бог сотворил «таниним гедолим», первых гигантских творений из хаоса (в слав. Библии: «киты великия»). Они не были предшественниками богов, они были творениями Бога: налицо процесс де-мифологизации. Также нельзя счесть справедливым предположение, напр., что «техом» – «большая глубина», в 1 гл. Бытия есть чудовище, каким «техмату» был в ранней ханаанской мифологии. Такие намеки на ханаанскую мифологию так же мало указывают на веру в реальность первоначальных носителей этих имен, как наше употребление слова cereal мало выражает нашу веру в богиню Цереру. Библия пользуется рядом имен древних богов и богинь, как обычными названиями: имя Астарта стало обозначать пастушку овец; Шумен, бог здоровья, стал – «доброе здоровье»; одно божество дало свое имя дубовому дереву, другое – теревинфу (скипирадному дереву), третье – вину. Все это образцы де-мифологизации (W. F. Albright. The ancient Israelite Mind, очерк в New Horizons in Biblical Research). И действительно, в сущности ведь совершенно ясно, что задача Моисея и состояла в отвержении языческих мифических сказаний о богах и богинях и в утверждении монотеистического мировоззрения в своем народе, как нарочито призванном к сохранению и проповеди веры в Единого Бога Творца и Промыслителя. Общий взгляд на выводы т. наз. научной библейской критики Ограничив данный очерк темой о Пятокнижии, выскажем в заключение принципиальные соображения относительно характера работы библейской критики в её целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Виктор Мараховский: «Россия уже победила: результат американского переворота» 12.01.2021 17:14:51 Ситуация с зачисткой информационного пространства США развивается головокружительными темпами. Не успели техногиганты Googe и Apple удалить из своих магазинов приложений, а техногигант Amazon — снести со своих серверов " альтернативную " соцсеть для консерваторов Parler, как прозвучали заявления, что " следующим станет Telegram " . Причина — отсутствие у этой платформы (по крайней мере, пока) столь же жесткой идеологической цензуры, как у других крупных игроков. Кроме того, туда началось перетекание аудитории WhatsApp — поскольку последний начал требовать от своих пользователей согласиться на передачу их личных данных Facebook (а все уже знают, что за этим следует). Кстати. С учетом того, что мейнстримные американские СМИ, отслеживающие происходящее, уже активно поминают русское происхождение главы Telegram Павла Дурова и " русских олигархов, выступивших инвесторами " , есть основания полагать, что большие проблемы с американским государством и американским " Биг Техом " у " Телеги " действительно не за горами. Душить ее можно долго и эффективно — начиная от предъявления ультиматумов и выкидывания из крупнейших магазинов приложений и заканчивая требованиями передать правильным компаниям контроль над собой (то есть нечто вроде того, что провернула нынешняя жертва, Трамп, с китайской TikTok всего несколько месяцев назад). Тем временем вброшена новость о том, что перед обрушением Parler некая юная хакерша с голубыми волосами взломала его и сохранила " 99 процентов постов " , которые содержат " явные доказательства вины " участников инцидента в вашингтонском Капитолии 6 января. Правдива новость или нет — она призвана эффективно отпугнуть пользователей от Parler даже после того, как он восстановит работу (если восстановит). Сторонники Трампа (а вместе с ними, разумеется, и представители маргинальных правых взглядов) активно перетекают из обрушенного Parler в еще более мелкие альтернативы (например, сеть Gab заявила о более чем 600 000 новых пользователях за несколько часов минувшего понедельника).

http://radonezh.ru/2021/01/12/viktor-mar...

Небо и землю – слова «небо и земля» соответствуют древнешумерскому слову «ан-ки», означающему всю Вселенную. По толкованию отцов Церкви, «небо» – духовный мир, «земля» – материя. Быт.1:2 . Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. Земля же была безвидна и пуста. Для обозначения первичной хаотической массы бытописатель употребляет наименование «земля», а затем эту же массу называет бездной и водой. Безвидна и пуста. В еврейском тексте здесь стоит выражение (тоху ва воху), которое означает состояние хаоса, неустроенность, бесформенность и пустоту первовещества. Следует отметить, что в еврейской Библии эти два определения используются вместе еще 2 раза ( Ис.34:11 ; Иер.4:23 ) и в обоих случаях они обозначают землю после суда Божия, на которой также будет царствовать хаос, как и в первозданные времена. Святитель Иоанн Златоуст видит в безобразии первозданной земли действие Промысла Божия: «Так как она есть наша и кормилица, и мать, от нее мы и произошли, и питаемся, она для нас и отчизна, и общий гроб, в нее мы опять возвращаемся, и чрез нее получаем бесчисленные блага,– то, чтобы люди за полезное и необходимое не стали почитать ее сверх надлежащего, показывает тебе ее наперед безобразною и неустроенною, так чтобы получаемые от земли благодеяния ты приписывал не природе земли, но Тому, Кто привел ее из небытия в бытие» с. 12]. Тьма над бездною – слово «бездна» (евр.техом) означает мировой первобытный океан, это другое название «земли». Некоторые полагают, что «техом» созвучно с месопотамским «Тиамат». Так именовалось чудовище Хаоса в халдейской мифологии, которое олицетворяло разрушительные силы; одновременно его почитали как существо божественное. В этом случае в библейском тексте видят полемику с космогонией Междуречья. И Дух Божий носился над водою. «…Духом Божиим,– говорит святитель Василий Великий ,– назван Дух Святой, потому что Он… преимущественно и исключительно достоин такого упоминания в Писании, и никакой другой дух не именуется Божиим, кроме Святого, восполняющего Собою Божественную и Блаженную Троицу» с. 92–93].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Мне снилась сумрачная бездна, Обрывы скал по сторонам, Где рвался к ясным небесам Поток, бушуя бесполезно… Константин Фофанов (стихотворение «Над бездной») Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ). Термин земля мы тоже не должны воспринимать буквально. Здесь «земля» — скорее первичное состояние материи. Пока безликое, аморфное состояние, но готовое устремиться к обретению полноты, к совершенству. «Хаоса бытность довременну/Из бездн Ты вечности воззвал.» — пишет об этом Гавриил Романович Державин в своей оде «Бог». Для осмысления значения слова бездна снова обратимся к лекциям протоиерея Александра Сорокина: «Бездна. Тиамат — техом. Тиамат в Вавилонской космогонии — богиня-праматерь всех других богов. Мардук, один из сыновей Тиамат, вступает в кровавую схватку с ней, убивает ее, а затем из частей ее мертвого тела творит все вещи, весь мир. В библейском тексте стоит однокоренное слово tehom, что переведено на русский язык как “бездна” — безликая, бесформенная, пассивная первоматерия. Тот хаос, из которого появится в результате творчества Бога мир как космос. Космос по-гречески — украшение: см. Быт. 2:1 (СП: “воинство”; слав. “украшение”; греч.: “космос”). Именно эта бездна вновь вступает в силу, когда Бог наводит потоп ( Быт. 7:11; 8:2 ) и молчит (Его Слово умолкает). Потоп — противоположный творению акт, когда мир из космоса вновь возвращается, точнее, падает в бездну, в бесформенное, гибельное состояние. Твердь неба Господь устанавливает для разделения воды от воды ( Быт. 1:6 ), подобно тому, как разделено было тело Тиамат» . Итак, в Библии бездна — не имя какого-то существа, из которого творится мир, но состояние этого мира. Состояние, в котором заложен гигантский потенциал. И красота уже существует во вселенной, но она пока еще в сокрытом виде. Требуется участие Живой внешней силы, чтобы привести в действие процесс преображения мира. Возможно и другое, более близкое к традиционному, толкование термина «земля» — место пребывания, дом человечества. И пуста она потому, что нет пока на ней ничего живого. Земля пребывает в зачаточном состоянии, она беременна изяществом и совершенством.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001   002