Тьма над бездною — слово бездна (евр. техОм, мн. техомОт) созвучно с вавилонским словом ТйАМАТ. Так именовалось чудовище хаоса в халдейской мифологии. Этот же космический дракон встречается и в сказаниях других народов (египтян, финикийцев, китайцев). Он олицетворял разрушительные силы, и одновременно его почитали как существо божественное. В Библии силы хаоса тоже представлены чудовищем, которое, однако, рассматривается как тварь (левиафан, раав, дракон. Ис 51.9–10; Иов 9.13 , Пс 73.13–14; . «Было, — пишет еп. Феофан, — животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой, — и из животного стал человек» . Дарование образа и подобия человеку (в тексте Бытия они, по–видимому, синонимы) устанавливает глубокую внутреннюю связь между ним и Богом (см. 1 слово человек (евр. адам) происходит от слова земля (адама). Это напоминание о том, что человек возведен на вершину мироздания из праха, что тело его состоит из тех же элементов, что и земля у него под ногами. По словам св. Григория Нисского, Адам не столько единичная личность, сколько все–человек, целокупная душа всего человечества . 9. Едем (Быт 2.8–15) 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. 10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. 11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. 13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. 14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. 15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. 2:8. И насадил Господь… В этом и в других подобных местах автор Библии, по словам Златоуста, «употреблял грубые речения приспособительно к немощи человеческой» . Бытописатель, поясняет Златоуст, «говорил к людям, которые не могли слышать его иначе, как это возможно нам» . Слово Едем (евр. эден) происходит, вероятно, от месопотамского эдину — равнина. По толкованию свв. Отцов Церкви, Едем означает прежде всего духовное состояние человека, его способность к непосредственному Богообщению .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Мн., 1959; Религия и церковь в прошлом и настоящем. Мн., 1961; Что такое «Священные книги». Мн., 1962; Происхождение и сущность иудейских и христианских религиозных праздников. Мн., 1963; Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Мн., 1967; Кумранские рукописи. Мн., 1969; Очерки историографии Библии и раннего христианства. Мн., 1970; Свободомыслие и атеизм в древности и средние века. Мн., 1973; Свободомыслие и материалистическая философия в Западной Европе (вторая половина XVII века). Мн., 1975; Французские просветители XVIII века о религии и церкви. Мн., 1976; Атеизм Людвига Фейербаха. Мн., 1978; Реформационное движение в Чехии и Германии. Мн., 1978; Атеизм русских революционных демократов. Мн., 1979; Религия и церковь в истории общества. Мн., 1980; Критика идеализма и религии в трудах Г.В. Плеханова. Мн., 1981; Критика В.И. Лениным идеализма и религии. Мн., 1983; Критика идеализма и религии в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Мн., 1984; Очерки по истории атеизма в СССР: 20–30-е годы. Мн., 1985. 1444       Эпоха Крестовых походов: Запад в крестоносном движении. Пг., 1918; Крестом и мечом: Приключения Ричарда I Львиное Сердце. Л., 1925 (переизд.: M., 1991). 1445       La vie paroissiale en France an XIIIe siècle d’après les actes épiscopaux. P., 1911; Церковное общество Франции в XIII веке. Ч. I. Приход. Пг., 1915; Культ св. Михаила в латинском средневековье V–VIII веков. Пг., 1917; Le culte de Saint Michel en moyen âge latin. P., 1922; Западные паломничества в средние века. Л., 1924. 1447       Месопотамия на рубеже вв. н.э.: Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник//Тр. Ин-та востоковедения. M.; Л., 1940. Т. XXXI; Сирийская культура средних веков и ее историческое значение (1941) (переизд. в сб.: Ближний Восток, Византия. славяне. JL 1976); Сирийские источники по истории народов СССР. M.; Л., 1941; Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. M.; Л., 1946; Map Аба I: К истории культуры VI в. н.э.//СВ. 1948. Т. V; Византия на путях в Индию: из истории торговли Византии с Востоком в вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Небо и землю – слова «небо и земля» соответствуют древнешумерскому слову «ан-ки», означающему всю Вселенную. По толкованию отцов Церкви, «небо» – духовный мир, «земля» – материя. Быт.1:2 . Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. Земля же была безвидна и пуста. Для обозначения первичной хаотической массы бытописатель употребляет наименование «земля», а затем эту же массу называет бездной и водой. Безвидна и пуста. В еврейском тексте здесь стоит выражение (тоху ва воху), которое означает состояние хаоса, неустроенность, бесформенность и пустоту первовещества. Следует отметить, что в еврейской Библии эти два определения используются вместе еще 2 раза ( Ис.34:11 ; Иер.4:23 ) и в обоих случаях они обозначают землю после суда Божия, на которой также будет царствовать хаос, как и в первозданные времена. Святитель Иоанн Златоуст видит в безобразии первозданной земли действие Промысла Божия: «Так как она есть наша и кормилица, и мать, от нее мы и произошли, и питаемся, она для нас и отчизна, и общий гроб, в нее мы опять возвращаемся, и чрез нее получаем бесчисленные блага,– то, чтобы люди за полезное и необходимое не стали почитать ее сверх надлежащего, показывает тебе ее наперед безобразною и неустроенною, так чтобы получаемые от земли благодеяния ты приписывал не природе земли, но Тому, Кто привел ее из небытия в бытие» с. 12]. Тьма над бездною – слово «бездна» (евр.техом) означает мировой первобытный океан, это другое название «земли». Некоторые полагают, что «техом» созвучно с месопотамским «Тиамат». Так именовалось чудовище Хаоса в халдейской мифологии, которое олицетворяло разрушительные силы; одновременно его почитали как существо божественное. В этом случае в библейском тексте видят полемику с космогонией Междуречья. И Дух Божий носился над водою. «…Духом Божиим,– говорит святитель Василий Великий ,– назван Дух Святой, потому что Он… преимущественно и исключительно достоин такого упоминания в Писании, и никакой другой дух не именуется Божиим, кроме Святого, восполняющего Собою Божественную и Блаженную Троицу» с. 92–93].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Лит.: Чистович И. А. Очерк истории западнорус. Церкви. СПб., 1884. Ч. 2. С. 132, 344, 355-359; Василий (Жудро), иером. Оршанский Богоявленский Кутеинский мон-рь, или Древняя белорусская лавра. Могилев-на-Днепре, 1912; Абецедарский Л. С. Белоруссия и Россия: Очерки рус.-белорус. связей 2-й пол. XVI-XVII вв./Ред.: З. Ю. Копысский. Мн., 1978; Khira Бeлapyci, 1517-1917: Зводны кат. Мн., 1986 (по указ.); Слюнькова И. Н. Градостроительное развитие феод. Орши//Архитектурное наследство. М., 1990. Вып. 37. С. 58-66; она же. Архитектура городов В. Поднепровья XVII - сер. XIX в. Мн., 1992; она же. Мон-ри вост. и зап. традиций. М., 2002 (по указ.); Шыhkebiч А. М. Аршанская Мн., 1992; он же. Кутеинская лавра: Страницы истории. Орша, 1992; он же. Аршаншчына: Спадчына мihyлara. Орша, 1997; Габрусь Т. В., Чантурыя Ю. [У.] Зруйнаваная Ворша//Спадчына. Мн., 1993. 5. С. 56-62; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 460, 466, 506, 532-534, 536-537, 543, 551-552, 572-573; Кн. 7; Левко О. Н. Культовые памятники Орши кон. XVI-XVIII вв. Орша, 1996; она же ко В. М). Mahacmыpckiя комплексы//Apxeaлoriя Бeлapyci: У 4 т./Пад рэд. В. М. i ihш. Мн., 2001. Т. 4: Noмhiki XIV-XVIII ст. С. 114-116; она же. Средневековые территориально-адм. центры сев.-вост. Беларуси: Формирование и развитие. Мн., 2004; она же. Мат-лы раскопок ист. центра Орши//Мат-лы па apxeaлorii Бeлapyci. Мн., 2008. Вып. 15. С. 00-00; она же. Apшahcki Kyцeihcki ман-р//Apxeaлoriя Бeлapyci: Энцыкл.: 2 т. Мн., 2009. Т. 1. С. 59-60; Запартыка Г. Страчаныя скарбы мahacmыpckix бiблiяmэk//Спадчына. 1997. 5. С. 40-53; Памяць: Орша. Apшahcki раён: 2 кн./Рэд.: Г. П. Мн., 1999-2000; Чистякова М. В. Монахини «с Белой Роси» в Новодевичьем мон-ре. М., 2000. (Тр. ГИМ; 116); Pyceцki А. У., Pyceцki Ю. А. Мастацкая культура Аршанскай зямлi кан. X-XIX ст. Мн., 2002; они же (Русецкий А. В., Русецкий Ю. А.). Художественная культура Витебщины: Поозерье, Подвинье, В. Поднепровье: (В контексте вост.-слав. и зап.-европ. культурных процессов). Витебск, 2008. С. 108-110, 120-121; Габрусь Т. В. и др. Страчаная спадчына. Мн., 2003. С. 80-84, 262-270; Нил (Подобед), иером. Богоявленский Кутеинский мон-рь Витебской епархии: Дипл. работа/МДА. Серг. П., 2006; Козлов-Струтинский С. Г. Греко-католич. Церковь в регионе рус.-белорусского пограничья (современные Псковская и Смоленская обл.) в кон. XVII - 1-й трети XIX вв.: Попытка обобщения данных//Белорус. сб.: Ст. и мат-лы по истории и культуре Белоруссии/Отв. ред. сост.: Н. В. Николаев. СПб., 2012. Вып. 5. С. 40-99.

http://pravenc.ru/text/2581587.html

«У Бога мертвых нет»: Неизв. страницы из истории Минской епархии (1917-1939 гг.). Мн., 2007; он же. Белорусская Православная Церковь в ХХ ст. Мн., 2008; Завальнюк У. М., свящ., и др. Kahфecii на Бeлapyci: (Канец XVIII-XX ст.). Мн., 1998; Гapбihcki Ю. У. Бeлapyckiя pэлiriйhыя дзеячы XX ст. Мюнхен; Мн., 1999; Bepaшчariha А. У., Гурко А. В. Гicmopыя kahфeciй Бeлapyci: Mihyлae i сучаснасць. Мн., 2000; Антоник В. К., прот. Минская ДС в годы ее первого возрождения//Тр. Минской ДА. 2002. 1. С. 25-44; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Правосл. Церковь. М., 2002; Янушевич И. И. Политика Советского гос-ва по отношению к РПЦ в 1917-1927 гг.: (На мат-лах Беларуси): Канд. дис. Мн., 2002; он же. Взаимоотношения гос-ва и Правосл. Церкви в Беларуси: Периодизация и содержание (1917-2003 гг.)//Bechik дзярж. ун-та. 2005. 2/3(21). С. 26-31; он же. Развитие конфес. ситуации в Беларуси в межвоенный период (1921-1939 гг.)//Осень 1939 г.: Коренной перелом в судьбе белорусского народа: Материалы регион. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию воссоединения Зап. Беларуси с БССР, 24-25 сент. 2009 г. Брест, 2009. С. 205-211; Правящие архиереи Минской епархии (1793-2003). Мн., 2003; Силова С. В. Православная Церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Гродно, 2003; она же. Крестный путь: Белорусская Православная Церковь в период немецкой оккупации 1941-1944 гг. Мн., 2005; Aфahaciй (Мартас), apxien. Матэрыалы да ricmopыi Беларускай Царквы. Жыpobiцы, 2004. С. 50-133; Горбацкий А. А. Старообрядчество на белорусских землях. Брест, 2004; Суханович Н., диак. Минская ДС: История и современность (1793-2003 гг.): Канд. дис. Жировичи, 2004; Гpыцkebiч А. Царква Бeлapyci гады Bялikaй Айчыннай вайны//Бeлapycki ricmapычhы чaconic. 2006. 5. С. 12-17; Л. У. Рэпрэсаваныя свяшчэнна- i Бeлapyci, 1917-1967: Энцыкл. дabeдhik. Мн., 2007. 2 т.; Щеглов Г. Э. Серафимовский лазарет при Минской ДС в годы Первой мировой войны (1914-1917)//Тр. Минской ДА. 2008. 6. С. 63-74; Автономия Белорусской Православной Церкви 1922 г./Вступ.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Перечень упраздненных мон-рей на территории Минской обл. см. в ст. Минская митрополия . Лит.: Собрание древних грамот и актов городов Минской губ., правосл. мон-рей, церквей и по разным предметам. Мн., 1848; Зеленский И. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Ген. штаба. Ч. 2. СПб., 1864. Т. 15: Минская губ.; Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864; он же. Ист.-стат. сведения о чудотворных иконах и благочестивых обычаях в Минской епархии. СПб., 1864; Шеметилло В., свящ. Краткие сведения о рус. расколе в Минской губ. и о мерах по ослаблению его//Минские ЕВ. 1870. 3. С. 65-72; Чистович И. А. Очерк истории западнорусской Церкви. СПб., 1884. Ч. 2; Рункевич С. Г. Кирилло-Мефодиевское братство при Иоанно-Богословской ц. Минской ДС//Минские ЕВ. 1886. 20. С. 472-477; он же. История Минской архиепископии (1793-1832). СПб., 1893; он же. Краткий ист. очерк столетия Минской епархии (1793 - 13 апр. 1893). Мн., 1893; Вержболович М. И. История Минской ДС. Вып. 1: Дореформенный период (1785-1817). Мн., 1893; Вып. 2: (1817-1840). 1896; Вып. 3: (1840-1874). 1901; Черницын А. Краткий очерк состояния церковноприходских школ и школ грамоты Минской епархии за 1-е 10-летие их существования. Мн., 1895; Товаров А. В. Ист.-стат. справочная книжка Минской епархии. Мн., 1903; он же. Личный состав епархиального управления, епархиальных учреждений, духовно-учебных заведений, мон-рей, духовенства и учащих в церковноприходских школах Минской епархии. Мн., 1904; Памятная книжка Минской губ. и календарь на 1915 г. Мн., 1914; Касяк I. З ricmopыi Царквы беларускага народу. Н.-Й., 1956; Кароткая Т. П., Прокошина Е. С., Чудникова А. А. Старообрядчество в Беларуси. Мн., 1992; Велисейчик А., свящ. История Минской ДС с 1945 г. по наст. вр.: Дипл. раб. Жировичи, 1996; Кривонос Ф., свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951). Киевец, 1996; он же. Жития священномучеников Минской епархии: 1-я пол. ХХ в. Мн., 2002; он же.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

917 Оно встречается у Оригена и ряда других авторов. Блж. Августин пишет об этом как о чем-то само собой разумеющемся: «Есть над этой твердью, верю я, другие воды, бессмертные, недоступные земной порче... Ты поставил их над этой твердью и даровал им силу, да взирают на бессилие народов, что внизу... Уходят облака, небо же остается; уходят из этой жизни в другую жизнь проповедники Слова Твоего, Писание же Твое распростерто над всеми народами до конца веков» (Исповедь XIII. 18). Здесь хорошо заметно соединение экзегезы Ветхого Завета с мотивом «стеклянного моря» из Апокалипсиса Иоанна ( Откр 4:6 ). И действительно, в этом последнем, по-видимому, слиты ветхозаветные темы «верхних вод» и Божественного «места», подобного сапфиру или лазури. 918 Современные переводчики РБО не решаются порвать с этой традицией, устраняя из нее только христианское теологическое толкование посредством замены прописной буквы на строчную: «И дух Божий веял над водами». Однако с точки зрения русск. языка здесь было бы уместнее написать или «Дух», или «дыхание». 919 В действительности пер. оправдан. Евр. текст гласит: кажется (Син). Переводчики LXX читали его с различием в один согласный по сравнению с масоретами: сева () означает «седину» (точнее, старость), а шива () – «переход, возвращение» (ср. шув (), «поворачиваться»), что греч. толковники и передали словом περπατος. 920 Один из древнейших архетипов религиозного мышления, засвидетельствованный, в частности, в текстах мифов Месопотамии – это потоп, который типологически сходен (и местами отождествляется) со смертью. См., напр.: Астапова О.Р. Священный брак в заупокойных чаяниях древних обитателей Междуречья//Вопросы истории. 2008. 12. С. 111. 922 Об отождествлении «техомот» () и «тиамат» см.: Palmer A.S. Babylonian Influence on the Bible and Popular Beliefs. London, 1897. P. 4–10; Kaccymo У. Эпическая поэзия в древнем Израиле//Библейские исследования. Вып. 1. 1997. С. 129. Отрицательное мнение на этот счет – Yahuda A.S. Language of the Pentateuch in Its Relation to Egyptian. Oxford, 2003. P. 127–129.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Мне снилась сумрачная бездна, Обрывы скал по сторонам, Где рвался к ясным небесам Поток, бушуя бесполезно… Константин Фофанов (стихотворение «Над бездной») Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ). Термин земля мы тоже не должны воспринимать буквально. Здесь «земля» — скорее первичное состояние материи. Пока безликое, аморфное состояние, но готовое устремиться к обретению полноты, к совершенству. «Хаоса бытность довременну/Из бездн Ты вечности воззвал.» — пишет об этом Гавриил Романович Державин в своей оде «Бог». Для осмысления значения слова бездна снова обратимся к лекциям протоиерея Александра Сорокина: «Бездна. Тиамат — техом. Тиамат в Вавилонской космогонии — богиня-праматерь всех других богов. Мардук, один из сыновей Тиамат, вступает в кровавую схватку с ней, убивает ее, а затем из частей ее мертвого тела творит все вещи, весь мир. В библейском тексте стоит однокоренное слово tehom, что переведено на русский язык как “бездна” — безликая, бесформенная, пассивная первоматерия. Тот хаос, из которого появится в результате творчества Бога мир как космос. Космос по-гречески — украшение: см. Быт. 2:1 (СП: “воинство”; слав. “украшение”; греч.: “космос”). Именно эта бездна вновь вступает в силу, когда Бог наводит потоп ( Быт. 7:11; 8:2 ) и молчит (Его Слово умолкает). Потоп — противоположный творению акт, когда мир из космоса вновь возвращается, точнее, падает в бездну, в бесформенное, гибельное состояние. Твердь неба Господь устанавливает для разделения воды от воды ( Быт. 1:6 ), подобно тому, как разделено было тело Тиамат» . Итак, в Библии бездна — не имя какого-то существа, из которого творится мир, но состояние этого мира. Состояние, в котором заложен гигантский потенциал. И красота уже существует во вселенной, но она пока еще в сокрытом виде. Требуется участие Живой внешней силы, чтобы привести в действие процесс преображения мира. Возможно и другое, более близкое к традиционному, толкование термина «земля» — место пребывания, дом человечества. И пуста она потому, что нет пока на ней ничего живого. Земля пребывает в зачаточном состоянии, она беременна изяществом и совершенством.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

В прошлом, государь, во 180 (1672)-м году по твоему, великого государя, указу была ко мн, богомольцу твоему, ис Кирилова монастыря лошадь – мерин в для того, государь, либо куды за уныния доведется выхать. И за болзнию, государь, та лошадь отослана в Кирилов монастырь на время для лекарства. А какъ, государь, та лошадь оздоровеет, им велено ту лошадь прислати ко мн, богомольцу твоему, для того, государь, что та лошадь мн пристойна обычаем и шерстию смирна. И в прошлом же, государь, во 181 (1673)-м году призжал на Белоозеро Симон, архиепископъ Вологоцкой, с великими людьми для своего бездяного гулянья, и в белозерских, государь, в Кирилов и в Троецкомъ, и в Новозерскомь монастырех был и убытки//(л. 150) имъ учинил великие. И мн, государь, богомольцу твоему, ведомо учинилось, что будучи он, архиепископъ Симон, в Кирилов монастыр, ту лошадь взял себ на Вологду. И я, богомолецъ твой, говорил приставу столнику князю Самойлу Шайсупову, чтоб онъ на Вологду к архиепископу о той лошади отписал, чтоб онъ ту лошадь ко мн, богомольцу твоему, прислалъ. И Симон архиепископъ к столнику князь Самойлу писал. Будучи, де, он в Кирилов монастыр праздникъ Святого архиерейская священнодйствовал, во езер воду святил и новосозданный того монастыря каменный град посвятилъ и Божественную литургию служил. А какъ, государь, похал онъ ис Кирилова в боговрученный ему град Вологду и Кирилова, де, монастыря власти и вся братия подвели ему лошадь, а ту ли о которой к нему писал столникъ князь Самойло или иную, про то, де, государь, ему не вдомо, и о том бы, де, ему, князь Самойлу, ко мн, богомольцу твоему, вдомо учинить, да и о том бы, де, государь, мн возвстить. Вдомо, де, ему, архиепископу, учинилося, что, де, я, богомолецъ твой, в Вологоцкой архиепископии в Ферапонтов монастыр, а в церковь , де, ни к которому пнию приходить не благоволилъ, и ему, де, государь, будто о том сумнително, и чтоб, де, я, богомолецъ твой, писанием ему возвстил, в которомъ разум я то чиню, и не имют ли того монастыря игумен з братьею каковой ереси и с восточною церковию в пнии, и в служении, и в чин какова раздору, чтоб, де, государь, ему об том моем к церковному пнию нехождении против моего писания теб, великому государю, и всему преосвященнйшему собору возвстить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Овогда убо прещение: смертию прещаху ему, овогда же убити его хотяху, иногда же оступиша его обаполы, въкругъ – около его, со ослопы и с великими уразы, смерть ему нанести хотяще; иногда же паки собрашася на нь множество крамолующих и снесоша множество бременъ сухиа соломы и, огню принесену бывшу, и солом въкругъ – около его обнесен бывши, восхотша хотнием сотворити запаление рабу Божию, и сим умыслиша огнем немилостивно въ смерть въгнати его. И вънегда еще сему твориму, Божий же рабъ, видя предлежащую смерть и прозря Давыдово слово, глаголящее: «Вси языцы, обшедше, обыдоша мя, яко бчелы сот, и разгоршася, яко огнь в тернии; именем Господним противляхся им». 310 «Десница Господня сотвори силу! Не умру, но живъ буду и сповм дла Господня. Показая, наказа мя Господь и смерти не предастъ мене. Отврьзете мн врата правды, и, вшед в ня, исповмся Господви». 311 «Господь мн помощникъ, и не убоюся: что сотворит мн человкъ?» 312 «Не убоюся от тем людий, нападающих на мя окрестъ и враждующих мн всуе». 313 «Елма же в печали моей призвах Господа, и услыша мя въ пространьств». 314 В печали же таковй, яко в туз огненй и аки посреди нестерпимаго пламени стоя, Бога призывая, глаголя: «Ускори, щедрый, и потщися, яко милостивъ, на помощъ мою, яко можеши, хотяй. „Боже, в помощъ мою вонми. Господи, на помощь мою потщися». 315 „Господи, что ся умножиша стужающии мн? Мнози восташа на мя», 316 „мнози борющеся со мною». 317 „Зубы их – оружие и стрлы, языкъ их – мечь остръ». 318 „Сть уготоваша ногама моима. Смириша душу мою. Ископаша пред лицем моим яму». 319 „Помыслиша запяти стопы моя: скрыша сть мн, ужи, препяша сть ногама моима, при стези соблазнъ положиша мн». 320 Весь день словеса моя мерзяхуть им. „Весь день словес моих гнушахуся». 321 „Весь день оплъчахуся брани». 322 „Весь день боряся, стужи ми». 323 „Весь день, стуя, хождахъ». 324 „Господи, пред тобою все желание мое!» 325 Желание же мое се есть – еже обратити языкъ сей пермьский от прелести идольскиа, понеже „углебоша языцы в пагуб, юже сотвориша; в сти сей, юже скрыша, увязе нога их».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010