Имеются еще Новые ворота, которые были сделаны в 1887 году, чтобы сократить путь между христианским кварталом и учреждениями Церкви за пределами города. Ворота устраивались достаточно широкими и высокими в расчете на колесницу или на верблюда с погонщиком. Они были не единственной возможностью для жителя Иерусалима войти в город. В древности были еще так называемые «иглиные уши» – небольшие отверстия в стене, через которые запоздалый пастух мог войти со своей заблудившейся овечкой или козочкой. Нашим паломникам довелось проходить через такое отверстие. В нижней части русского храма святого Александра Невского находится часть древней стены римской эпохи, в которой было такое «иглиное ухо». Обнаружено оно было при раскопках, проводившихся под руководством архимандрита Антонина (Капустина). Спаситель наш использовал эту реалию для духовного назидания (см.: Мк. 10: 25; Лк. 18: 25). Верблюду невозможно пройти через такое отверстие. Святися, святися, Иерусалиме... При виде Старого Иерусалима трудно удержаться от исторических воспоминаний. Нет в мире города, судьба которого была бы столь величественной и трагичной. Ни один город не имеет столько названий, в которых выразилась история и судьба его, сплелось столько противоречий: Салим (евр. Шалеммирный, невредимый) (см.: Быт. 14: 18; Пс. 75: 3; Евр. 7: 1, 2); Ариил (евр. Ариэл – очаг Господа) (см.: Ис. 29: 1, 2, 7); город Господа (см.: Ис. 60, 14); град Божий (см.: Пс. 45: 5; 86: 3); город великого царя (см.: Пс. 47: 3; Мф. 5: 35); престол Господа (см.: Иер. 3: 17); город истины (см.: Зах. 8: 3); святой город (см.: Ис. 48: 2; Дан. 9: 24; Мф. 4: 5); столица верная (см.: Ис. 1: 21, 26); радость всей земли (см.: Плач. 2: 15); город кровей (см.: Иез. 22: 2; Наум 3: 1). С глубоких патриархальных времен здесь жил иевусеи – народ, начало которому дал правнук патриарха Ноя Иевусей, сын Ханаана (см.: Быт. 10: 15–16). Их главный город Иевус впервые упоминается в книге Иисуса Навина (см.: Нав. 15: 8). При разделе земель он достался колену Вениамина, но находился на самой границе с коленом Иуды. Почти пять веков после вступления евреев в Землю Обетованную они жили совместно с иевусеями. После семи лет и шести месяцев царствования Давид завоевал гору Сион, и город стал принадлежать иудеям. Давид перенес сюда столицу из Хеврона (см.: 2 Цар. 5: 5).

http://pravoslavie.ru/30071.html

Об этом городе, замечает Иероним, написано и далее в Бытие ( Быт.33:18 ), где повествуется о прибытии Иакова в Салим, город Сихемлян, в земле Ханаанской. Что касается до позднейшей Иудейской литературы, то в ней заметен разрыв между раввинским толкованием и преданием старины: многие средневековые иудейские экзегеты высказывали, например, такой взгляд на имя Мелхиседека и управляемого им города: слово «Мелхиседек» – имя собственное, которое сложено из «мелех» – царь с древним знаком состояния сопряжения (иначе chireg paragogicum) и «цедек», имени города, что же касается до названия «Салим», то оно – имя нарицательное, означающее «совершенный», такими образом «Малъкицедек», «мелех шалем» требовало бы перевода: царь Цедека, царь совершенный. Для установления места нахождения Цедека эти экзегеты сносят данный стих кн. Бытия со стихом Исаии ( Ис.1:21 ): истина (евр. цедек) пребывает в нем, относящимся к Иерусалиму, а в объяснение перевода «шалем» в смысле прилагательного «совершенный» на мнимо-древнее предание, что Мелхиседек родился с отсутствием крайней плоти, нечистой части человеческого тела. Если позднейшие иудеи заменили толкование таргумистов и составителей древних мидрашей очевидною выдумкой, может быть, с скрытою целью показать, что Авраам принял благословение не от нечистого в телесном отношении Хананея, но от лица, явившегося как бы обрезанным чудесным образом, то подобного повода для замены имени Салима чрез имя нарицательное не было для христианских толкователей древности; единственное различие между ними замечается в определении топографии Салима на карте древней Палестины. Примазий дословно повторяет свидетельство Иеронима, но большинство древних патристических экзегетов останавливались на Иерусалиме. Марк-подвижник в рассуждении, написанном о Мелхиседеке, сопоставляет Иевус с Салимом. По отношению к географическому определению Салима времен патриархальных у Иеронима должно сказать, что здесь разумеется тот Салим, о котором говорится в Евангелии по Иоанну ( Ин.3:23 ): Иоанн крестил в Еноне, близи Салима (Иероним в Onomasticum упоминает, что Энон и Салим были в 8 вержениях камня (in octavo lapide) к югу от Скифополиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Но одновременно это имя порождает и ассоциацию со словом «шалем» («цельный», «совершенный»), а также со словом «Иерушалаим» — Иерусалим, «ир шалем», «цельный, единый город». Они вообще оказываются неразрывно связаны в истории — Соломон и Иерусалим, превращенный им, если верить Книге Книг, в один из самых красивых и богатых городов своей эпохи. Разумеется, многие исследователи считают библейский рассказ об истории рождения Соломона крайне предвзятым. Все, что связано с пророчеством о том, что истинному наследнику престола в дни, когда Давид «обрел покой от врагов своих», еще только предстояло родиться, вставлено, по их мнению, в текст исключительно для того, чтобы обосновать законность права Соломона на престол; объяснить, почему при выборе наследника царя был нарушен принцип старшинства. А если это право надо было обосновывать, значит, были те, кто в нем сомневался… Глава вторая. Маленький принц В Книге притчей Соломоновых царь говорит о себе: «Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей» ( Прит. 4:3 ). Это, безусловно, чрезвычайно важный момент его биографии. Давно и хорошо известно, что именно отношение к ребенку родителей в самый ранний период его детства в итоге определяет многие будущие черты его личности. И — прежде всего — его самооценку, уверенность в собственных силах и правильности принимаемых решений. «Если человек в детстве был любимым ребенком своей матери, он всю жизнь чувствует себя победителем и сохраняет уверенность в том, что во всем добьется успеха, и эта уверенность, как правило, его не подводит», — писал спустя более двух с половиной тысяч лет после царя Соломона другой его великий тезка, вошедший в историю человечества под именем Зигмунд Фрейд . Детство царя Соломона прошло, очевидно, в покоях его матери Вирсавии, которая, помня о смерти своего первенца, что называется, сдувала пылинки с сына и тряслась над каждым его шагом. Привилегированное положение любимой жены, посещаемой царем куда чаще других жен и наложниц, не могло не вызывать у последних зависть и злобу по отношению к Вирсавии, и это вольно или невольно должно было сказаться на их отношении к Соломону. Опасаясь, что под видом игры на ее мальчика может быть совершено покушение, Вирсавия не пускала сына на детскую половину гарема, да ему и нечего было там делать.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Так свершилось пророчески сказанное в Псалме Давида: «ядущий хлеб мой возвеличил на меня пяту» 244 . Замысел был вполне сатанинский – покрыть пятой всего Человека, спрятать праведника в Шеол, да «погибнет имя» Иисуса ( Пс.41 /40:6). И покрыть Его нужно было не иначе, как «пятой» человеков, – все нужно было сделать руками человеков. Иуда и архиереи сами были от «змея» (диавола) поражены в «пяту», усыновились диаволу, стали «семенем диавола» ( Быт.3:15 ). Пс.40:11             Но Ты, Господи, помилуй меня и восставь меня,                         и я воздам 245 им. Как от лица Мессии, Которого мы знаем, могут быть сказаны слова: «Я воздам (шалем) им»? Во-первых, если воздаяние происходит по делам, помилование невозможно (это относится ко всякому человеку). Преступные против Христа творили особые дела: они – «воздают (шалем) мне злое за доброе», они «противятся (сатан) мне за то, что я [упорно] следовал доброму ( Пс.38 /37:21). Во-вторых, «Христос имеет одну природу и одно действие с Отцом Своим, Который сотворит нелицеприятный суд» (прп. Исихий Иерусалимский ). Псалом 41 (42) – первый из псалмов о плене, соответственно, «враги» в этих псалмах – пленители. Пс.41:11             С сокрушением костей моих поносят меня враги мои,                         когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?» «Сокрушение» – того же корня, что в заповеди глагол «не убий» ( Исх.20:13 ). Человеку, находящемуся в плену, задают вопрос: «где Бог твой?»; для него это вопрос – как удар убийственный.        Пс.42:1             Суди мне, Боже, и оспорь спор со мною от народа немилостивого,                         от мужа коварства и беззакония избавь 246 меня. «Оспорь спор со мной», укори укор против меня – то же, что «оспорь спорящих», укори укоряющих ( Пс.35 /34:1), то есть пусть действие спорщиков обратится на них самих, а правда и суд явятся неотразимо 247 . «От народа немилостивого» – «познайте, что отделил Господь милостивого для Себя», – говорит Давид ( Пс.4:4 ). Этот призыв звучал посреди «народа ло-хасид – немилостивого».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Черняев Н.И. «Пророк» Пушкина в связи с его же подражаниями Корану//Русское обозрение.- 1897.- 1,2,3, 11, 12; Черняев Н.И. «Пророк» Пушкина в связи с его же подражаниями Корану.- М.: Универ. тип., 1898.- 75 с. Черняев Н.И. Критические статьи и заметки о Пушкине.- Харьков: Тип. «Южн. край», 1900.- 648 с. Николай Иванович Черняев//Харьковские губернские ведомости.- 1910.- 16 мая. Черняев Н. И. Необходимость самодержавия для России, природа и значение монархических начал. Этюды, статьи и заметки.- Харьков, 1901. - С. 349. Там же. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.4.- С.302. Институт рукописей Национальной Библиотеки Украины им. В.И. Вернадского.- Ф.XIII.- Архив Синода.- Ед.хр. 4624. Павлов Н.М. Письмо Победоносцеву К.П. от 10 октября 1904 г. Черняев Н.И. (Подп. Semper idem (Н. Черняев)) Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия//Мирный труд. - 1904.- - С.25-30; - С.1-10; - С.1-7; Черняев Н.И. Из записной книжки русского монархиста//Мирный труд.- 1904.- С.68-75; С.104-119; С.171-186; С.135-151; 1905.- 6-7. Мирный труд.- 1904.- С.30. Мирный труд.- 1904.- С.10. Мирный труд.- 1904.- С.1. Там же. Черняев Н.И. Из записной книжки русского монархиста.- Харьков: Тип. губ. правл., 1907.- С.1. Черняев Н.И. Из записной книжки русского монархиста.- Харьков: Тип. губ. правл., 1907.- 4, 248 с. Там же.- С.1. Смолин Михаил. Спасительная Реакция и идея Монархии//Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского Самодержавия. - М., 1998.- С.12. Черняев Н.И. Из записной книжки русского монархиста//Мирный труд.- 1904.- С.118-119. Черняев Н. И. Из записной книжки русского монархиста//Мирный труд. - 1904.- С.70. Николай Иванович Черняев//Харьковские губернские ведомости.- 1910.- 16 мая. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Собирается здание современной русской школы... Трудами уважаемого Александра Дмитриевича возвращаются для народа из забытия имена наших достойных светочей Духа и мысли, народному учителю это будет достойным пособием для формирования души ребенка.РАО, тратя больше 2 миллиардов рублей в год ничего полезного учителю создать не может, а энтузиасты на свои скромные " доходы " создают пособия, которые станут непременным спутником домашней библиотеки.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Показание мое важно потому, что в нашей семье и в родстве православных очень мало – все родство отца лютеранское и даже близкий родственник отца Беренс был суперинтендант лютеранской церкви. После моего исцеления вера в отца Иоанна Кронштадтского была у всей нашей семьи безграничной. Мой отец распорядился в случае смерти, чтобы его похоронили по православному обряду. Он похоронен на Исидоровском кладбище Александро-Невской Лавры. 21 февраля 1937 года. Тунис. А. Ш н е у р. Генер. Штаба Полковник. В заключение помещаю предсмертную беседу Святого Преподобного Серафима Саровского Чудотворца, которая имеет громадное значение для души всякого человека (прислана мне с Валаама). Стяжи мирный дух! Батюшка отец Серафим отечески обнял меня и сказал: «радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!».И тут же начал объяснять подвиг стяжания мирного духа. По его словам, это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надо быть мертвому, или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем желающим идти по спасительным стезям Христовым, ибо многими скорбями подобает нам внити в царство небесное. Так спаслись все праведники и наследовали царство небесное, а перед ним вся слава мира сего, как ничто... И после сего Старец снова сказал мне: «радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя!» Я же, недостойный, всем желанием души моей хотел приобрести тот мирный дух, о котором уже дважды Батюшка напоминал мне. Я упал ему в ноги и, лобызая его стопы, полы одежды и руки, со слезами просил его, как отца и наставника, чтобы он излил свои молитвы перед Господом и Царицей Небесной о спасении грешной души моей. В эти минуты я всего себя поручил Старцу. Он же, видя мою преданность, еще повторил мне, как бы во всегдашнее напоминание: «радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!» И потом уже прямо открыл мне, для чего я пришел к нему, и что именно желаю от него слышать. Когда же ужас и удивление объяли меня, Старец еще раз повторил: «радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!»... И вслед за этим, в необразимой радости, Батюшка Отец Серафим поведал мне о том, как он был восхищен в небесные обители...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И Александр говорил, чтоб они, посланники, верили ему, Александру, а не посторонним словам, так как-де на Хиосе не только не велено строить новые костелы, но и все старые разорены, так что теперь там нет ни одного костела. Католикам никаких вольностей в Турции не дано, их даже не пропускают через турецкую землю в другие государства, и сейчас-де цесарский посол хлопочет о пропуске одного иезуита в Персию, но и доселе его домогательство не имело успеха, да и вообще-де турки противятся всякому усилению у себя католиков. «А если им, посланникам, кажется то, что если о вольностях православным Христианом греческаго исповедания ничего не написать, и подозрительно и пред католиками зазорно», то он, Александр, предлагает им внести в мирный договор такую статью: «что российским и московским духовным и церквам их противно законом Божиим никакое насилие в турском государстве да не наноситца». Посланники сдались на увещания Александра Маврокордато, статьи о возвращении святых мест грекам и о свободе в вере православных христиан, живущих в Турции, не были включены в мирный договор, в который вошла только следующая статья: «Московскаго народа миряном и иноком иметь вольное употребление ходить во святой град Иерусалим, и посещать места достойныя посещения, а от таких посещений ради проходящих ни во Иерусалиме и нигде дань, или гарач, или пескеш да не проситца, ни за надобную проезжую грамоту деньги да не вымогаютца. Сверх того живущим в странах государства оттоманского московским и российским духовным ни едина, по божественному закону, досада и озлобление да не чинится». Таким образом, в мирном договоре с турками говорилось только о свободе посещения святых мест русскими богомольцами, об охране их от разных поборов, притеснений и обид со стороны турок. Но отказавшись, по совету Александра Маврокордато, от внесения статьи о святых местах в мирный договор, послы не отказались, однако, от дальнейших хлопот по этому делу перед турецким правительством. Когда мирный договор с турками был окончательно заключен, послы заявили визирю от лица государя «о нужнейшем другом деле» и вручили ему докладную записку о святых местах, буквально повторив в ней прежнюю, теперь оставленную ими тринадцатую статью договора, причем заявляли, что они вполне рассчитывают на исполнение царского прошения, так как его царское величество «не повелевает, но просит, хотя и есть в том великая разность, что католицкие законники просили чуждих, а мы просим, чтоб отдать своим своя».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

7493. МЕЖДУНАРОДНЫЙ семинар по военно-морскому разоружению. – 1990, 7, 57. Проблемы прав человека 7494. ОСИПОВ А. , проф. Богословские аспекты прав человека. (Доклад на Пятом богословском собеседовании представителей РПЦ и “Пакс Кристи интернационалис” (РКЦ) в Антверпене, 1983, апрель). – 1984, 5, 56. 7495. ПАНТЕЛЕИМОН, игум. Проблема общественной нравственности по учению святителя Иоанна Златоуста . – 1990, 6, 56. 7496. Преодоление очагов военных и политических кризисов Азия 7497. VI ВСЕХРИСТИАНСКИЙ Мирный Конгресс. Прага, 2–8 июля 1985 года. (Заявление). – 1985, 9, 72. 7498. ЗАСЕДАНИЕ Рабочего комитета ХМК. София, 3–7 марта 1986 года: Конфликтные зоны в современном мире. – 1986, 7, 44. Африка 7499. АФРИКАНСКАЯ консультация ХМК: 1. Положение в Южной Африке. – 1984, 10, 37. 2. Декларация о Намибии. – 1984, 10, 37. 7500. VI ВСЕХРИСТИАНСКИЙ Мирный Конгресс. Прага, 2–8 июля 1985 года. (Заявление). – 1985, 9, 70. 7501. ЗАСЕДАНИЕ Президиума ХМК. Будапешт (Венгрия), 3–5 декабря 1985 года. Послания к Главам прифронтовых государств на Юге Африки. – 1986, 5, 38. 7502. ЗАСЕДАНИЕ Рабочего комитета ХМК. София, 3–7 марта 1986 года: Конфликтные зоны в современном мире. – 1986, 7, 44. 7503. ЗАСЕДАНИЕ Рабочего комитета ХМК в Будапеште: 1. Послание Южно-Африканскому Совету Церквей. – 1988, 8, 59. 2. Поддержите надежду в Южной Африке! Воззвание ХМК. – 1988, 8, 59. 3. Обращение руководства Церквей Южной Африки к президенту г-ну П.В. Бота и к членам парламента. – 1988, 8, 60. Ближний Восток 7504. ЗАСЕДАНИЕ Российского Палестинского общества. – 1985, 4, 59. 7505. Ювеналий, митр. Межрелигиозный вклад в решение ближневосточных проблем. – 1985, 4, 59; 5, 51. 7506. VI ВСЕХРИСТИАНСКИЙ Мирный Конгресс. Прага, 2–8 июля 1985 года. (Заявление). – 1985, 9, 74. 7507. ЗАСЕДАНИЕ подкомиссии Христианской Мирной Конференции “Ближний Восток”. Коммюнике. – 1987, 12, 48. 7508. ЗАСЕДАНИЕ Рабочего комитета ХМК в Будапеште: Заявление по палестинской проблеме. – 1988, 8, 61. Европа 7509. VI ВСЕХРИСТИАНСКИЙ Мирный Конгресс. Прага, 2–8 июля 1985 года. (Заявление). – 1985, 9, 73.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От кого исцелится больной вера того и должна быть истинной. Языческие жрецы напрасно умоляли богов за больного, но Пантелеймон одним призыванием имени Иисуса Христа исцелил больного. Видя такое чудо, многие из присутствующих уверовали в Господа, царь же и жрецы еще больше ожесточились. Царь приказал Пантелеймона бросить в котел с кипящим оловом: но мученик остался невредим. Считая Пантелеймона волшебником, царь приказал привязать на [его] шею большой камень и бросить в море, но святой остался невредим. Тогда царь приказал бросить [его] на съедение зверей, но они не причинили никакого вреда, напротив, ласкались к нему и лизали его ноги. Царь придумал для мученика новое истязание: велел привязать к колесу, усеянному острыми лезвиями, но, хранимый Богом, страдалец остался невредим. Видя невозможность принудить Пантелеймона к отречению от Христа, [царь] велел [его] жестоко бить и, казнив мечем, сжечь тело, но оно осталось невредимо в огне. Так дивно спасала благодать Господа св. Пантелеймона.    Други! Над нами бодрствует Промысл Божий. В трудные минуты нашей жизни всегда готова нам помощь Божия и на наши вопли: «Господи, спаси нас, погибаем» (Мф.8:25), — готово всегда утешительное слово Спасителя: «Аз есмь (с вами — И. И.), не бойтесь» ((Мф.14:27). Слово в Неделю 9-ю [по Пятидесятнице]     «И отпустив народы, Иисус взыде на гору Един помолитися» (Мф.14:23).    Евангельское чтение настоящего дня представляет нам пример молитвы в лице Самого Господа Иисуса Христа. После дивного насыщения пяти тысяч мужей, кроме жен и детей, пятью хлебами и двумя рыбами, Господь отпустил учеников и народ, взошел на гору в пустынном месте, чтобы помолиться наедине, и провел ночь в молитве.    Много раз говорится в Св. Евангелии о молитвенных подвигах Господа в разных местах и в разные времена служения Его роду человеческому. Господь и примером Своим, и наставлениями научил Своих последователей, как молиться и о чем молиться.    В настоящей беседе поговорим, о чем нам следует молиться. Этому научил нас Господь Иисус Христос, дав Апостолам молитву, которая начинается словами: «Отче наш Иже еси на небесех» (Мф.6:9—13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если мне скажут: «Пойди к такому-то человеку, попроси его о помощи в твоем деле. Он тебе поможет». Когда в действительности так получится — вряд ли мы увидим в этом какое-то совпадение. Мы просто скажем: «Совет был правильным, помощь получена». Так почему же, когда меня посылают просить о помощи Божию Матерь, и я получаю эту помощь, — почему я в этом случае должен видеть не помощь свыше, а какое-то «совпадение»? Не странно ли это? Странного тут ничего нет. Просто неверие не хочет признавать помощь Божию. Неверие всегда силится объяснить факт помощи Божией чем угодно, но только не помощью Божией. Мне сейчас вспомнился один старый анекдот, хорошо иллюстрирующий это. Архиерей спрашивает на экзамене семинариста: «Что такое чудо?». Семинарист затрудняется с ответом. Чтобы вывести семинариста из затруднительного положения, архиерей говорит: — Вот, например, ты упал с высокой колокольни и остался невредим. Что это такое? — Случайность, — отвечает семинарист. — Ну, хорошо, ты во второй раз упал с колокольни и опять остался невредим. Что это? — Счастье. — Ты в третий раз упал с колокольни и опять невредим. Чем ты это объяснишь? — Привычкой, — ответил семинарист. Видно, этот семинарист не склонен был к религиозности, поэтому тоже искал любое объяснение факту, но только не чудо. Евангелие рассказывает нам, как воскресший Христос явился своим ученикам. Они видели Его, видели язвы гвоздиные на Его руках и ногах, видели смертельную рану на Его груди, говорили с ним. И что же? «Иные усомнились», — говорит апостол Матфей. Только этих двух слов — «иные усомнились» — уже достаточно, чтобы свидетельствовать об истинности и достоверности всех Евангельских повествований, потому что эти слова раскрывают тайники человеческой души, в которых гнездится неверие, не могущее понять и принять небесное. Вера — великий дар Божий, пятое чувство, делающее человеку понятным то, что непонятно неверующему. Вера — великое богатство. Верьте, — и у вас в жизни будет много благодатных, радостных «совпадений».

http://azbyka.ru/fiction/iz-zhizni-pravo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010