Имеются еще Новые ворота, которые были сделаны в 1887 году, чтобы сократить путь между христианским кварталом и учреждениями Церкви за пределами города. Ворота устраивались достаточно широкими и высокими в расчете на колесницу или на верблюда с погонщиком. Они были не единственной возможностью для жителя Иерусалима войти в город. В древности были еще так называемые «иглиные уши» – небольшие отверстия в стене, через которые запоздалый пастух мог войти со своей заблудившейся овечкой или козочкой. Нашим паломникам довелось проходить через такое отверстие. В нижней части русского храма святого Александра Невского находится часть древней стены римской эпохи, в которой было такое «иглиное ухо». Обнаружено оно было при раскопках, проводившихся под руководством архимандрита Антонина (Капустина). Спаситель наш использовал эту реалию для духовного назидания (см.: Мк. 10: 25; Лк. 18: 25). Верблюду невозможно пройти через такое отверстие. Святися, святися, Иерусалиме... При виде Старого Иерусалима трудно удержаться от исторических воспоминаний. Нет в мире города, судьба которого была бы столь величественной и трагичной. Ни один город не имеет столько названий, в которых выразилась история и судьба его, сплелось столько противоречий: Салим (евр. Шалеммирный, невредимый) (см.: Быт. 14: 18; Пс. 75: 3; Евр. 7: 1, 2); Ариил (евр. Ариэл – очаг Господа) (см.: Ис. 29: 1, 2, 7); город Господа (см.: Ис. 60, 14); град Божий (см.: Пс. 45: 5; 86: 3); город великого царя (см.: Пс. 47: 3; Мф. 5: 35); престол Господа (см.: Иер. 3: 17); город истины (см.: Зах. 8: 3); святой город (см.: Ис. 48: 2; Дан. 9: 24; Мф. 4: 5); столица верная (см.: Ис. 1: 21, 26); радость всей земли (см.: Плач. 2: 15); город кровей (см.: Иез. 22: 2; Наум 3: 1). С глубоких патриархальных времен здесь жил иевусеи – народ, начало которому дал правнук патриарха Ноя Иевусей, сын Ханаана (см.: Быт. 10: 15–16). Их главный город Иевус впервые упоминается в книге Иисуса Навина (см.: Нав. 15: 8). При разделе земель он достался колену Вениамина, но находился на самой границе с коленом Иуды. Почти пять веков после вступления евреев в Землю Обетованную они жили совместно с иевусеями. После семи лет и шести месяцев царствования Давид завоевал гору Сион, и город стал принадлежать иудеям. Давид перенес сюда столицу из Хеврона (см.: 2 Цар. 5: 5).

http://pravoslavie.ru/30071.html

слово «шалем» прилагательным – «невредимый» – прибыл Иаков невредимый в город Сихемлян; Иосиф Флавий тоже не упоминает ни словом о Салиме, рассказывая о прибытии Иакова к Сихемлянам. Но помимо разнообразия в толковании Быт.33:18 показание Иеронима ослабляется его собственной непоследовательностью, в послании к Марцелле сам Иероним говорит по поводу Иерусалима: обратись к кн. Бытия и встретишь Мелхиседека, царя Салима, главу этого города. В замечаниях на «Бытие» Иероним заключает: Иерусалим прежде назывался Салимом – prius Salem appellabatur. Что касается до отождествления даннаго Σαλημ с Σαλεμ в Евангелии по Иоанну, то следует сказать, что постановка члена τον показывает, что Апостол Иоанн имел в виду не город (было бы της), но местность – περιχωρον; кроме того, орфография этого имени у LXX, Флавия и Филона значительно отличается от его начертания во всех древних рукописях Евангелия по Иоанну. Таким образом, местность Ханаана, где царствовал Мелхиседек, остается неопределимой, еще менее данных для суждения об его происхождении. Уверенный тон Флавия в тех местах его сочинений, где он говорит о Мелхиседеке, как о Хананейском царьке, еще не свидетельствует, чтобы над ним не тяготела историческая ошибка. Таргумы, напротив, проводят мысль о еврейском происхождении Мелхиседека, считая данное имя его неподлинным, но только характеризующим его деятельность – правдивый царь, правдотворец; по таргумам, подлинное имя лица, известного в священном тексте Бытия под наименованием Мелхиседека – Сим, сын Ноя. По Псевдоионафану, Ревекка ходила спросить Мелхиседека-Сима о судьбе близнецов, зачатых ею (к Быт.25:23 ). Это Иудейское предание было знакомо Иерониму, находившему его сообразным с хронологическими показаниями кн. Бытия: Симу при рождении Авраама было 292 года, при смерти Авраама ему было 575 лет, а по словам бытописателя возраст Сима при его кончине был 600 лет, т.е. Сим пережил Авраама на 25 лет. Сообразным считал Иероним и показание о священстве Сима, ибо у евреев до Аарона священство по большей части принадлежало первородным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Иное дело нечестивый: того, что взял, он «не возвращает» – «не восполняет» (глагол шалем – того же корня, что духовный «мир» шалом ). Если нормой считается жить в кредит, то «нечестивые» – через кредитные отношения – будут обязательно наживаться, а «мир» и «милостивые» отношения будут исчезать. Кредитные отношения, согласно Священному Писанию , не носят исключительно социального характера: это прежде всего отношения в духе. Нечестивый замкнут на ближнем. Нечестивый имеет цель – с ближнего взять; неважно, сам он дает или берет: здесь главное – вступить в отношения, чтобы включить другого в свою систему (взять в оборот). Нечестивым важно, чтобы жить в долг стало нормой жизни, и горизонтальная система кредитования стала глобальной. Пс.36:26             Всякий день милует и взаим дает,                         и семя его – в благословение [будет]. Как праведный дает взаймы? Согласно Торе: «если деньги взаймы даешь… не налагай на него рост (нешех)» – не «откусывай» от должника ( Исх.22:25 ); см. Пс.15 /14:5. «Всякий день», какой день человек «милует», такой он живет с Богом, такими «днями он насыщается», как Авраам, что послужит ему при кончине ( Быт.25:8 ). «Семя его в благословение» – сам «благословением» для других был Авраам ( Быт.12:2 ), и «чада Авраама» – такие. «Кто милует слабого, взаймы дает Богу» ( Притч.19:17 ). «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). От Бога «милование» исходит, и через человеков к Нему возвращается. А нечестивый замкнут на ближнем. С одной целью – взять. От нечестивых праведному даром не надо брать. Поэтому Авраам после своей военной победы не захотел ничего взять от царя Содома: «ни нитки, ни ремня обуви» ( Быт.14:23 ). Как вести себя с теми из «дома Израилева» (ибо с них спрос), кто не принял апостолов, сказал Христос: «а если кто не примет вас и не послушает слова ваших, то, выходя из дома и их города того, отрясите прах от ног ваших; аминь говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» ( Мф.10:6,14,15 ). Какая нужна разборчивость! Разве только нитки не брать? Пыль чтобы случайно не налипла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Крокодилы – египтяне: «Фараон, царь Египта, большой крокодил, возлежащий в реке своей...» (Иехезкель, 29:3) (Мецудат Цийон). Левиафан – морское чудовище – фараон. Его «головы» – его военачальники. «Отдал его в пищу народу пустыни» – Ты отдал их богатство народу Израиля, шедшему по пустыне (Мецудат Давид). Ты иссек израильтянам родник в пустыне, Ты же высушил воды Иордана, когда они должны были перейти через него (МецудатДавид). В этой песни выражается молитва Всевышнему с просьбой не допустить уничтожения Израиля, когда он пребывает в изгнании (Мецудат Давид). Шалем – древнее название Иерусалима: «Малки-Цедек, царь Шалема» (Брейшит, 14:18) (Мецудат Давид). Шалем – от шалом ( " мир " ) или от шалем («цельный», «совершенный») (Ибн Эзра) Войско Санхерива, осадившего Иерусалим, было поражено спячкой, так что они не могли воевать (Мецудат Давид). Гнев злодеев обращается в благодарение Тебе: когда Ты наказываешь злодеев, то люди Тебя благодарят, и в ответ на это Ты укрощаешь остальные их страсти (Мецудат Давид). Ты словно удерживаешь веки мои, так что я не могу уснуть (Мецудат Давид). То, что произошло «изменение десницы Всевышнего», то, что она перестала сокрушать врага, все это лишь для того, чтобы был «мой страх», который привел бы меня к раскаянию в совершенных грехах (Мецудат Давид). Сына Яакова называются также «сынами Йосефа», ибо он обеспечивал их пищей во время голода в Египте (Мецудат Давид). «Вовек» – полное избавление, после которого они не возвращаются к ним в рабство (Мецудат Давид). Когда Ты открылся на Красном море (Раши). Гальгаль – «колесо», «круг», «сфера». Согласно одному толкованию, гром поразил колеса колесниц фараона (Мецудат Давид). Согласно другому, гром, словно колесо, раскатывался над Красным морем, чтобы оглушить египетское войско (Раши). Согласно третьему толкованию, речь идет об атмосфере, воздушном слое, окружающем землю, в котором раздавались громы и молнии (Радак). Хотя в Пятикнижии ничего не говорится о походе сынов Эфраима в Землю Обетованную, во время которого они погибли от рук жителей Гата, краткое упоминание об этом событии содержится в книге Диврей аямим I (7:20-21). «Сыны Эфраима, вооруженные, стрелки из лука» – они были уверены в силе своего  оружия – и отправились завоевывать Землю Обетованную, не дожидаясь установленного срока избавления (Раши).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Напрашивается естественный вывод: бог Мелхиседека не имеет никакого отношения к Богу Авраама, он упоминается в Библии лишь в одном месте и к яхвизму отношения не имеет, так же, как и сам Мелхиседек. Но кто же такой Мелхиседек и почему Авраам принимает благословение от имени бога, которого он, в сущности, не знает? При ответе на этот вопрос важно учитывать статус самого Мелхиседека и города, где он правил. В рассказе он назван «правителем Шалема» (евр. мелех шалем ; в Синодальном переводе — «царь Салимский») и «пророком высшего бога» (евр. кохен ле-эль-эльон ; в Синодальном переводе — «священник Бога Всевышнего») ( Быт.14:18 ). Перевод в данном контексте евр. кохен русским словом «священник» является очевидным анахронизмом, так как для обозначения левитского священника это слово начинает использоваться едва ли раньше эпохи Иисуса Навина; изначально же, судя по употреблению однокоренных слов в других семитских языках, оно должно было быть связано скорее с пророческой, чем с жреческой или священнической традицией. Конечно, Мелхиседек вполне мог быть пророком божества по имени эль эльон, здесь вряд ли можно усмотреть что-то необычное. Интереснее то, что он оказывается ещё и правителем Шалема, то есть Иерусалима (Шалем — древнее название Иерусалима). Такое могло бы иметь место лишь в том случае, если бы Шалем при Аврааме был не обычным городом, но городом-святилищем, каких в те времена было немало на Ближнем Востоке. Обычно такие святилища были древними и авторитетными, чаще всего они обладали статусом своеобразной экстерриториальности, и нередко при них существовали общины оракулов или языческих пророков. Как правило, они были посвящены или богу Солнца, или богу-громовнику, который оказывался одновременно и богом неба, а нередко к тому же ещё и «отцом богов и людей» и «владыкой неба и земли», наподобие, например, греческого Зевса. Судя по имени и титулу, эль эльон вполне мог быть кем-то наподобие местного Зевса, а святилище его, по-видимому, почиталось всеми семитскими племенами не только Иудейского нагорья, но и Самарии, что, впрочем, не мешало каждому племени поклоняться также и своему богу-покровителю. Само имя «Мелхиседек» при ближайшем рассмотрении вполне может оказаться не именем собственно, а титулом, принадлежащим главе пророческой общины (соотвествующее евр. малхей цедек означает буквально «праведный правитель» или «правитель праведности»). Но в таком случае Авраам мог принять благословение от имени этого бога, лишь если он считал своего Бога низшим по отношению к нему! Если так, то в это время для Авраама его Бог действительно представлялся ему кем-то наподобие одного из местных ваалов. Но так, очевидно, было лишь в начале пребывания Авраама в Палестине; к концу своего жизненного пути он уже смотрит на своего Бога как на владыку неба и земли, присваивая Ему титулы, прежде относимые им к богу Мелхиседека. Что же заставило Авраама изменить мнение о своём Боге?

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

       на глубине – в «духе» происходит решение: быть человеку с Богом, либо против, тогда – с диаволом. «Блажен» – кто в духе не изменяет. 180 Экзегеза иудаизма в данном контексте понимает слово «предатели (изменники)» как «грабители», «лишающие нищих имущества» (Раши) – что неосновательно; причем рекам (из данного стиха) Раши понимает не как «напрасно» или «впустую», но как «дочиста» (до «порожнего» состояния). 182 В иудаизме – принципиально другое движение мысли. «Обходят жертвенник» – во время праздника Кущей (Суккот), держа в руках праздничный букет лулав. То, что Давид «до чистоты омывал руки» означает, что «используемый лулав не краденый» (МЛ, Раши). 183 Во всех словах корня преобладает идея завершенности, законченности, полноты, целостности. Это может касаться вполне бытовых реалий, например, «заплатить долг» – «восполнить» (шалем) то, чего не достает у кредитора ( 4Цар.4:7 ). «Воздать» (шалем) за грехи – «восполнить» наказанием вред и ущерб от преступления ( Ис.65:6 ). Существительное шалом означает полноту и целостность: «нет мира», целого места, «в костях моих» ( Пс.38 /37:4). В этом ряду значений находится шалом как духовный «мир» (греческое ейренэ). 186 Например, как нужно понимать слова «мгновение – в гневе Его» (гнев Господень на мгновение; Пс.30 /29:6)? «Какова продолжительность мгновения? Одна из 58 888 долей часа» (Мидраш и Тегилим) или приблизительно 1/18 секунды (МЛ). 187 " Суета» хевел – «дыхание, суета»: слово часто применяется по отношению к идолам: «суета они» (может быть Иер.10:15 ?) (речь о другом –авторское Иер.10:25 ); также об идолослужении говорится: «ходить вслед суеты»; 4Цар.17:15 ), чем воспользовалась иудейская экзегеза, которая слова Псалма о «хранящих суеты пустые» понимает как сказанные о тех, кто «ожидает спасения от своих идолов» (Раши). ТМс: ненавижу почитателей суетных идолов. 190 «Козни» -hap.leg. Приблизительное значение – «связка», «союз», людей коварных; «заговоры человеческие». 192 См.: Все золото мира под брюхом левиафана.//Тема «Каин» в современном мире. – Экзегеза иудаизма смысл ст.22 целиком сводит на воспоминание о конкретном событии: когда Давид и его люди покинули укрепленный город Кеиль, поскольку Бог открыл Давиду, что Саул придет осаждать город, а его жители выдадут Давида ( 1Цар.23:7 сл.). Поэтому, согласно Раши, «чудо» и «милость» Божьи к Давиду состояли не в том, что Давид обрел «город укрепленный» от осады, но в том, что он покинул его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Пс.90:7             Падет со стороны от тебя – тысяча,                         и тма – справа от тебя,                         к тебе не приблизится. «Со стороны» – также: «подле тебя», рядом с тобой (ТМс, ТМа, РБО). Если падут те, кто «рядом», то можно представить, что враги были близко со всех сторон. «Со стороны» здесь, скорее всего, означает, что это «не правая сторона», потому что отдельно говорится о самом страшном нападении с правой стороны (справа падет не тысяча, а тма – десять тысяч врагов). Нападению справа уделяется особое внимание, потому что «множество лукавых сил устремлено к сокрушению того, что право в нас. Тем, кто не принимает грехов явно, диавол предлагает такие вещи, которые представляются хорошими (ПсСвОт); и таких скрытых лукавых нападений (с правой стороны) будет множество – в десять раз больше, чем нападений спереди, сзади и слева. Жди нападения от диавола на то, в чем ты прав. Каждая добродетель может обернуться противоположностью, если человек действует без рассуждения (поэтому «рассуждение» признается высшей добродетелью христианина). «К тебе не приблизится» – тот, кто послал на тебя тысячу и десять тысяч напастей; враг может только изображать, что он в контакте с тобой. На самом деле между вами – то расстояние, которое создает покров Божий. Что будет, если человек (по особому действию Промысла) лишается защиты от диавола, рассказано в Книге Иова. Пс.90:8             Только очами будешь смотреть                         и воздаяние нечестивых увидишь. «Только очами» – на расстоянии. Прикоснуться к тебе враг не сможет; ср.: «при разлитии вод многих они не коснутся его», того, кто под покровом ( Пс.32 /31:6). «Воздаяние» – hap.leg.; воздаяние до «полноты». (см. Пс.4:9 ). «Воздать» (шалем) за грехи – «восполнить» наказанием вред и ущерб от преступления ( Ис.65:6 ). «Будешь смотреть… увидишь» – своими глазами (обычным зрением). Если смотреть внимательно за происходящим, то увидишь, что уже в этой жизни некоторые из нечестивых получили «восполнение-отдачу» своим злым делам. Если ты подвергся нападению невидимых врагов, то «воздаяние грешникам мысленным мысленно и сам увидишь после трезвенной молитвы» (ПсСвОт).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

  Социальный состав этой общины определить довольно трудно. Среди них насчитывалось немало храмовых певцов, слагателей песен. Эти левиты часто были людьми, действительно жившими в скудности, на доброхотные даяния народа. В их среде сложился особый тип ветхозаветной религиозности, который отличался интимностью, теплотой, живым чувством богосыновства. Трудная жизнь «бедняков Господних» наложила на их молитвенную поэзию печать грусти, которая делала ее понятной во все века. Но чем глубже была их скорбь, тем сильнее звучал в псалмах мотив надежды и упования. Их авторы стали предшественниками Ефрема Сирина и Фомы Кемпийского. И сегодня, когда в храмах звучат их псалмы и гимны, то кажется, что они написаны для наших современников и выражают их чувства.   Такова была среда, оказавшая поддержку Исайе в начале его Пророческого служения. Подробности взаимоотношений между ним и «бедняками Господними» неясны из-за утери многих древних текстов. Но ряд намеков и случайно оброненных фраз указывает на то, что вокруг Исайи сплотились люди, которых он называл «учениками» и даже «детьми» (Ис 8, 16-18). Так как самому Исайе в это время было лет тридцать-сорок, то можно предполагать, что эти ученики были очень молоды. В кругу горячих, преданных юношей Исайя мог убедиться, что Сион воистину не погиб, что в нем есть силы, зреющие для Царства Ягве. Пусть этот кружок не был так организован и силен, как эфраимские Сыны Пророков, пусть «дети» Исайи не имели политического веса, были юны, беззащитны, а богаты лишь верой и своими песнями, сила их была именно в их внешней слабости. «Бедняки Господни», нищие поэты и мечтатели, гонимые правдолюбцы, вместе с их наставником были служителями грядущей Церкви. ПРИМЕЧАНИЯ Глава четвертая ИСАЙЯ И «БЕДНЯКИ ГОСПОДНИ» 1. Как полагают, первоначальное название Иерусалима Шалем (Салим— Быт 14, 18) связано с именем ханаанского божества счастья и благословения Шалема (см.: Н. Никольский. Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов. М., 1948). Другое имя города было Ариэль (Ис 29). Оно, вероятно, означает «Град Божий», т. к. в Кумранских рукописях читается Уруэль (см.: М. Мс Патага. Isaiah, 1-39. 1966, р. 96). Согласно другим предположениям, это имя связано с аккадским словом «араллу» и еврейским «гарэль», «гора Божия» (см.: F. L. Moriarmy. Isaiah, 1-39. — JBC, I, 278). «Сионские псалмы» (45, 47, 75) говорят о победе Ягве над врагами, пришедшими захватить Иерусалим. Попытки экзегетов связать эти псалмы с походом Синахериба теперь оставлены. «События, изображаемые песнями, — замечает Г. фон Рад, — не имели места в Давидовом Иерусалиме, но, с другой стороны, в них не чувствуется и мифологических мотивов. Возможно, псалмы возникли в до-Давидовом Иерусалиме. Их можно датировать временем до Исайи» ( G. von Rad. Old Tesmamenm Theology, р 157).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«Едом» есть символ самой лютой вражды, которая происходит от самых близких и родных. «Испорожняйте от основания» – точнее: обнажайте до основания. Ср.: «Ты сокрушаешь главу из дома нечестивого, обнажая [от] основания до шеи» ( Авв.3:13 ). Пс.136:8             Дочь Вавилона – разоренная… «Разоренная» – не «разорительница» 589 (такой смысл в ТМс и других переводах). О Вавилоне как символе плена сказано: «Яхве – разоряющий Вавилон» ( Иер.51:55 ). Когда Вавилон свершает разорение, он уже сам «разорен». Так видит исторические события человек: будущее уже наличествует в настоящем. Так видит события пророк Исаия: «увы, тебе, разоритель, который не был разоряем» ( Ис.33:1 ) – горе («увы тебе») уже постигло разорителя. То же в Откровении: «если кто ведет в плен, [тот сам] в плен идет, если кто мечом убьет, надлежит тому мечом убиту быть. Здесь терпение и вера святых» ( Откр.13:10 ). Пс.136:8             Дочь Вавилона – разоренная;                         блажен, кто возвратит тебе воздаяние твое,                         которое ты возвратила нам. «Блажен» – до конца прав пред Богом тот, кто совершит «воздаяние» пренителям. Враги совершили «воздаяние» (гемул) народу Церкви за грех богоотступничества («возвратили воздаяние»); однако то обстоятельство, что через них совершилось от Бога определенное, никак не покрывает их собственного злодейства. Так выстраивается логика судьбы 590 и Промысла:        враги совершили праведное «воздаяние» народу Церкви, сами остались злодеями, их собственные злодеяния требуют «возврата». «Кто возвратит… ты возвратила» – глагол шалем (см. Пс.4:9 ): «возвратить» – «восполнить» наказанием совершенное преступление. Грех богоборчества был «возвращен» богоотступникам (это плен Вавилонский). Злодеяния пленителей должны быть «возвращены» злодеям, ставшими врагами Церкви 591 . Здесь – та же мысль, что в Псалме Давида, когда он говорит о врагах: «дай им по делам их и по злобе деяний их… возверни [глагол шув] им воздаяние (гемул) их» ( Пс.28 /27:4). Как враги Давида, так и сотрудники плена «Вавилон» (особенно апокалиптического «Вавилона») – получат по делам, а не помилости, потому что они уже на оборотной стороне Божьего мира и самой милости они не примут.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Слава Соломона, как великого восточного монарха, гремела по всему востоку, так что окружающие монархи благоговейно преклонялись пред ним и считали за особенную честь принятие им даров от них. Но ничто не вечно под луною, и даже слава Соломонова, со всем ее внешним блеском, могла держаться лишь до тех пор, пока здорова была та внутренняя основа, на которой она покоилась. Поэтому, когда Соломон, под тяжестью лет, стал ослабевать в своей нравственной жизни, то и слава его начала быстро меркнуть, оставляя по себе лишь смутное воспоминание в преданиях. Библейский летописец, автор 3-й книги Царств, играя именем Соломона, говорит, что, когда он состарился (хотя ему и не могло быть больше 55 лет), «развратили жены сердце его, и сердце его не было вполне предано (шалем) Господу». Автор книги Паралипоменон, описав все величие его славы, построение им храма, его молитвы и его торговые предприятия, указав на пророков, действовавших в качестве историографов, затем печально прибавляет только, что мудрейший царь «почил с отцами своими». Два страшных зла выглядывали из-под блистательной поверхности этого царствования и приносили ужасный вред царю и народу, – именно зло многоженства и зло восточного деспотизма. Первобытная простота монархии, при ее меньшей пышности, была благодарнее, чем блеск нравственного застоя и пышного разложения. Вероятно не мало было среди израильтян лиц, которые неблагоприятно смотрели на то, как национальная простота вытеснялась чужеземным великолепием. Хотя постановления Моисеева закона в это время, по-видимому, находились почти в общем пренебрежении, особенно в своих государственных узаконениях, и хотя сам Соломон, по-видимому, мало сознавал, насколько нарушал он Моисеево мировоззрение, он во всяком случае делал во всех направлениях именно то, что менее всего согласно было с истинным идеалом царской власти среди избранного народа ( Втор. 17:16, 17 ). Три вещи особенно запрещены были израильскому государю, и все эти три вещи Соломон именно и делал. Если судить с этой только точки зрения, то придется признать, что Соломон был именно примером всего того, чем не должен бы быть царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

  001     002    003