LXX: А ныне слушай, Иаков, отрок Мой, и Израиль, которого Я избрал. Я Господь Бог, сотворивший тебя и образовавший тебя от чрева, ты еще будешь иметь помощь. Не бойся, отрок Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал: Я еще дам воду ходящим в жажде по безводной стране, возложу дух Мой на семя твое и благословения Мои на сыновей твоих. И очи появятся как трава среди воды и как ива при потоках вод. Один скажет: «я Божий», другой будет взывать о имени Иакова, а иной напишет на руке своей: «Божий я», и будет взывать о имени, Израиля. Где народ иудейский обвиняется в неверии и в поругании, там он называется без особых эпитетов, одними именами: ты, Иаков, не призывало Меня, и ты, Израиль, не трудился для Меня , и потом: Я предал Иакова на убиение и Израиля на поругание (выше, гл. 43, ст. 22 и 28). Но когда обращается с речью к лику апостолов, происходивших из иудеев, то присоединяются и особые названия. Слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал: чтобы сначала было рабство, а затем избрание. Так говорит Господь, создавший и образовавший тебя, помогавший тебе от чрева, так что даже во чреве матери ты держался за пяту брата ( Быт. 25 ), или сохранивший тебя при начале возникновения Церкви от преследователей. Не бойся жестокости их, раб Мой, Иаков, и самый праведный, которого Я избрал. Другим именем Он называет Израиля; потому что еврейское слово isurun другие переводчики перевели εϑτατον или εϑ то есть самого праведного или праведного , одни только LXX: возлюбленнейший , присоединяя от себя Израиль . Но Израиль ( I srael ) у евреев согласно с начертанием означает собственно праведный Божий . Мужа же видящего Бога означает это слово не по начертанию, а по произношению. Поэтому и книга Бытия называется εϑες, то есть праведных , Авраама, Исаака и Израиля. Итак, не бойся, Иаков и Израиль, потому что Я изолью воды на жаждущую и иссохшую, о которой часто говорилось. И излию или возложу дух Мой на семя твое и благословение Мое на потомство твое , которое водою и Духом Святым возродится в крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ам.4:12—13. Посему так поступлю Я с тобою Израиль, и после того как Я так поступлю с тобою, приготовься к сретению Бога твоего, Израиль. Ибо вот Он, который образует горы, и творит ветер, и возвещает человеку слово (eloquium) Свое, производит утреннюю мглу и шествует по высотам земным Господь Бог воинств — имя Ему. LXX: Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; но так как Я так поступлю с тобою, то приготовься призывать Бога твоего, Израиль. Ибо вот Он, который образует гром, и творит дух, и возвещает среди людей о Христе Своем, производит утро и мглу и восходит на высоты земные: Господь Бог всемогущий — имя Ему.    Вместо того, что им перевели чрез «после того как», в еврейском тексте написано «egeb», что Акила перевел чрез στερον, то есть «после того», Феодотиов «в последнее время» (novissime), LXX: «но». По еврейскому тексту можно так читать: «поэтому Я так поступлю с тобою, Израиль, после того,» то есть спустя долгое время или в последние века, так что следующий стих будет начинаться иначе: «и так как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль.» Затем в том месте, где LXX перевели: «приготовься призывать Бога твоего» и где мы поставили по Феодотиону: «приготовься к сретению Бога твоего», Симмах и пятое издание перевели: «приготовься противиться Богу твоему», вместо чего в еврейском тексте говорится: «hechin lagerath Eloica». Также вместо «гор», которые по-еврейски называются «arim», одни LXX перевели βροvτν, то есть «гром». Почему они перевели «дух», а мы «ветер», который по-еврейски называется «rua», причина этого ясна: потому что это слово означает и «ветер», и «дух». Что же касается следующих за тем слов: «возвещает человеку слово Свое», то все перевели их таким же образом, как и мы одни только LXX, введенные в заблуждение сходством и двусмысленностию слова, перевели: «возвещает среди людей о Христе Своем». Ибо если читать о «Христе Своем,» как полагали LXX, то это по-еврейски называется «Messio» и пишется чрез, следующие буквы: «мем, син, иод, хет» и «вав».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

72:5); то ты должен будешь сказать, что над ним исполнилась угроза пророка: Я не накажу дочерей ваших, когда они будут блудодействовать, и невест ваших, когда оне будут прелюбодействовать.    Ст. 15—16. Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть не грешил бы Иуда; и не ходите в Галгалы и не восходите в Бефавен и не клянитесь: жив Господь. Ибо, как упрямая телица, уклонился Израиль. Теперь будет пасти их Господь, как агнца на пространном месте. LXX: Но ты, Израиль, не будь незнающим, также и Иуда; и не ходите в Галгалы и не восходите в дом ν и не клянитесь: жив Господь. Ибо как телица, ужаленная оводом, неистовствовал Израиль. Теперь будет пасти их Господь, как агнца на пространном месте. Вместо дома ν в некоторых списках и главным образом у Федотиона читается дом неправды, что Акила и Симмах перевели дом νωφελος, то есть бесполезный, который ни к чему негоден и который иначе называется идолом. Это именно Вефиль, который прежде назывался домом Божиим: но после того, как в нем были поставлены тельцы, он стал называться Бефавен, то есть дом бесполезный и дом идола, что мы выразили соответственно еврейскому чтению. Мне кажется, что потому и народ израильский в пустыне сделал себе голову тельца, которой он покланялся, и Иеровоам, сын Наватов, сделал золотых тельцов, что они хотели удержать в своем суеверии то, чему научились в Египте, [именно], что Апись и Мневис (Απιν ет Μνειν), которым покланялись под образом быков, суть боги. Скажем о смысле этого отдела. Если ты, Израиль, навсегда прельщен заблуждением и соединялся с блудницами, так что всякий, кто исполнял волю свою или царя, принося и давая ему дары, делался жрецом высот; то по крайней меры ты, Иуда, обладающий Иерусалимом, имеющий законных левитов и совершающий богослужение во храме, не должен следовать в блудодействе примерам бывшей некогда твоею сестрою Оолле и вместе с нею служить идолам. Не ходи в Галгалу, о которой у этого же самого пророка мы читаем: вся злобы их в Галгалех (Осии 9, 15), в которой Саул был помазан в царя и в которой народ, вышедший из пустыни, поставив в первый раз стан, был очищен чрез второе обрезание (Иис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Израиль всегда жил надеждой — конечно, не без тщеславия (но кто из нас не тщеславен?), — что через Израиль свет истины придет всем народам, и в том новом царстве, от семени Давидова просветятся народы. Пророчества ветхозаветных пророков Исаии и Иеремии о том, что Израиль будет горой, к которой притекут все народы, были на слуху у апостолов. И они до сих пор на слуху, до сих пор, разворачивая свитки, их читают в синагогах по всему миру. Но Он пришел, и Его царство не от мира сего. И вот это-то очень тяжело понять. Поэтому когда происходит обращение, когда тот или иной человек, по крови своей из племени Давидова, приходит ко Христу, это великий подвиг: он отказывается от ожидания своего народа, личным выбором говоря: «Я знаю, что Тот, Кого ждет мой народ, уже пришел». Очень тяжелый подвиг. И когда-нибудь, если верить апостолу Павлу — а я думаю, у христиан нет оснований ему не верить, — наступит такой день, когда весь Израиль спасется, весь еврейский народ обратится к своему истинному Спасителю. Но пока Израиль ждет своего Мессию, он не принял Христа и называет Его обманщиком из Назарета, одним из тех многих, кто приходил обманывать народ. Неверующие евреи, разумеется, с удовольствием говорят, что все великое, в частности и Христос, происходит из Израиля. Но верующие иудеи не принимают Христа и тем более Его апостолов, особенно не любят апостола Павла, который создал Церковь из язычников. Не случайно ведь, вы помните, пока апостол Павел на башне Иерусалимской цитадели говорил о том, как его призвал Господь в Сирийской пустыне, иудеи слушали с большим вниманием и интересом, но как только он сказал, что ему явился Христос в Иерусалимском храме и сказал: «Я тебя пошлю далеко к язычникам», раздались крики: «Истреби от земли такого! ибо ему не должно жить!» (Деян. 22,22). Ведь спасение-то должно быть от иудеев и через реальное, телесное царство, как думал израильский народ, а оказалось, что нет. Оказалось, что все, связанное с земным царством, гроша ломаного не стоит. А царство, которое открывается человеку, не от мира сего — это Божественное бытие. То самое Царство Божие, которое не придет видимым образом, и, когда вам скажут, что оно здесь или там, не верьте; но «Царство Божие внутри вас есть», как объясняет своим ученикам Господь Иисус. Оказывается, Царство Божие — не какая-то политическая совокупность, не особая человеческая общность и даже не территория, а выбор — сказать Богу «да», а не «нет». Скажете Богу «да», и тогда Бог будет царить в вас, тогда Царство Божие будет в вас. Все остальное лишь следствие этого выбора. И как было во времена Адама в Эдеме, так и во времена нынешние, и до тех пор, пока стоит мир, будет выбор для каждой души и для каждого человека. Выбор между «да» и «нет» в диалоге с Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

К таким то людям и говорится пророческим словом: обратитесь, сыны возвращающиеся. Потому Я называю вас сыновьями, что уразумев грехи свои, вы в скорби и сетовании возвращаетесь к Отцу. И когда вы, говорит, возвратитесь ко Господу, то Он исцелит все сокрушения ваши, или отступления, коими вы отступили от Господа, или обращения. Ибо, хотя мы собственною волею возвращаемся ко Господу, однако если Он не привлечет нас и желание наше не укрепит своею помощью, то мы не будем в состоянии спастись. Можем разуметь это и в отношении к народу Иудейскому, возвращающемуся ко Господу, и в отношении к еретикам, оставившим Господа. Ст. 23. Вот мы идем к Тебе, ибо Ты Господь Бог наш. Поистине лживы были холмы и множество (или сила) гор; поистине в Господе Боге нашем спасение Израиля. Пусть говорит это кающийся, и оставивши всякую гордость и множество или высоту гор и холмов, по которой он превозносился против Бога, повергшись в уничижении, пусть говорит: поистине в Господе Боге нашем спасение Израиля! Ст. 24. Стыд съедает труд отцов наших от юности нашей: стада их и скот их, сыновей и дочерей их. Все труды еретиков, о которых написано: «ослабели испытывающие испытанием» ( Пс 63, 7 ), от юности обольщенных ими, сыновей и дочерей их, – проводили ли они ересь, или только удерживались в ней по плотским склонностям, – покрыты стыдом. Поэтому они присовокупляют: Ст. 25. Мы будем спать в стыде нашем и покроет нас срам наш, потому что Богу нашему согрешили мы и отцы наши от юности нашей до сего дня, и не послушали голоса Господа Бога нашего. Так должен говорить Израиль не послушавший своего Господа; так должен говорить всякий еретик кающийся. Но исповедовать и сознавать свои грехи – есть шаг ко спасению. Глаголи, говорит ты беззакония твоя прежде, да оправдишися ( Ис. 43, 26 ). Ибо поистине Израиль оставил Христа Господа Бога своего и согрешил против Него не только в то время, когда Он был видим во плоти, но и прежде пришествия Его. Поэтому и говорят: согрешили мы и отцы наши от юности нашей до сего дня и не послушали голоса Господа Бога нашего, Который говорил отцам нашим: аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа ( Иоан 5, 46 ). Гл. IV. Ст. 1. Если возвратишься, Израиль, говорит Господь, то ко Мне обратись. Вместо этого LXX перевели: если обратится Израиль, говорит Господь, то ко Мне обратится; и смысл такой: если ко Мне возвратится, то возвратится из плена; или иначе: если принесет что имеет; имущему бо везде дано будет, и преизбудет: от неимущего же, и еже мнится имея, взято будет от него (Матф, 25, 29). Далее, применительно к еврейскому, смысл такой: если возвратишься ко Мне, Израиль, и если однажды возжелав спасения ты говоришь, что согрешил и не послушал голоса Господа Бога своего: то обратись вполне, уверуй в Того, от Кого ты отрекался, и тогда обращение будет полное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Пс.80:9–11 Слышите, людие мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене: не будет тебе Бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли египетския: разшири уста твоя, и исполню я. В изречениях этих стихов Господь Бог как бы непосредственно говорит к народу израильскому и, по силе заключенного с ним и неоднократно повторенного Завета, называет его людьми Своими. Люди Мои, послушайте Меня, говорит Господь, и Я буду свидетельствовать пред вами то же, что говорил некогда отцам вашим на горе Синайской. Израиль! О, если бы ты послушал Меня! В твоем послушании словам Моим заключается твое благополучие временное и блаженство вечное. Если бы ты пребыл навсегда в послушании Моем, то ты не допустил бы веры в нового, другого бога, и не стал бы поклоняться богу чужеземному. Один есть Бог истинный, Который наполняет небо и землю и Который является твоим всегдашним покровителем и защитником. Это Я – Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской. Зачем же тебе увлекаться чужеземными божествами, когда тебе стоит только раскрыть уста, чтобы они наполнились, достаточно выразить свои желания, и Я удовлетворю их, исполню, по благоволению Моему к Тебе, всяческих благ, не только духовных, но и вещественных. «Бог покоряющимся Ему, – говорит св. Афанасий, – обещает и чувственные, и духовные снеди» с. 273]. Пс.80:12–13 И не послушаша людие Мои гласа Моего, и Израиль не внят Ми: и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниях своих. Несмотря на спасительный для израильского народа Завет его с Богом, на столь дивно оказываемое сему народу покровительство Божие, он часто, по грубости нрава своего, пренебрегал этим высочайшим покровительством и выражал явное непослушание повелениям Божиим, грубую непокорность Завету Его. Выражение: Израиль не внят Ми – с еврейского переведено словами! «Израиль не покорялся Мне». И вот Сам Господь как бы со скорбью чадолюбивого отца жалуется на эту неблагодарность народа Своего и тем как бы свидетельствует всенародно о том, что израильский народ сам не хотел воспользоваться предложенными ему средствами ко спасению и стремился к своей погибели. Народ Мой, говорит здесь Господь, не слушал гласа Моего, Израиль не покорялся Мне, и вот за это Я оставил их, допустив им жить по упорству сердца их (по начинанием сердец их), пусть ходят по своим помыслам, впадая в более и более тяжкие беззакония. Или, как говорит о таком состоянии отверженного народа апостол: «Тем же и предаде их Бог в похотех сердец их в нечистоту, в страсти безчестия, в неискусен ум творити неподобная: исполненных всякия неправды, блужения, лукавства, лихоимания, злобы» ( Рим.1:24, 26, 28–29 ) и прочих беззаконий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 113 Начиная с 22 ст. 9 псалма в еврейской Библии начинается новый псалом так что Пс.10 греческой Библии в еврейской занумеровывается цифрой 11, и счет на один псалом вперед сравнительно с греческим счетом LXX идет до псалма 113. Этот псалом, по греческому счету 113, а по еврейскому 114, в еврейской Библии разделяется на два псалма, так что, начиная с 9 ст. там идет уже 115 псалом, а 114 псалом греческой Библии считается в еврейской Библии уже 116, т. е. опережает счет на два псалма. Когда вышел Израиль из Египта, то сделался святынею Господа. Пред ним бежало море и, как агнцы, прыгали горы. Вся земля да трепещет пред Господом, превращающим камень в источник воды (1–8). Помоги нам, Господи, чтобы высоко чтилось Твое имя, чтобы язычники не смеялись: где же Бог их? (9–10). Бог наш велик и всемогущ: Он на небесах и на земле творит все, что хочет. Идолы же язычников – только безжизненные изделия человеческих рук. Они не видят, не слышат, не ходят, хотя и имеют сделанными все органы человеческого тела (11–15). Да сделаются подобно идолам бессильными и почитатели последних (16). Ты же, дом Ааронов, дом Израилев и все боящиеся Господа, уповайте на Него, благословляющего всех, боящихся Его (17–21). Да ниспошлет Господь милость нам и детям нашим, чтобы нам при жизни восхвалять и благословлять Его (22–26). Пс.113:1 .  Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного, «Народ... иноплеменный» – египтяне, происшедшие от Хама, сына Ноева, тогда как евреи своим родоначальником имеют Сима. Пс.113:2 .  Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его. «Сделаться святынею Господа», «владением Его» – выражения синонимические, обозначающие, что Господь выделил евреев из ряда всех других народов для особенного руководства и покровительствования ему, что засвидетельствовано всей историей его жизни. Пс.113:3 .  Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. Проявления чудесного Божественного благоволения к евреям – переход по сухому дну Чермного моря при Моисее и переход через Иордан при И. Навине.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С чем это связано? Есть у евреев такое предание, что жены Исава кадили своим ложным богам, и дым от этих каждений касался глаз Исаака. И за то, что Исаак допустил проникновение в свою семью хананеянок и их порочного образа жизни, Господь как бы наказывает его: его пророческий дар ослабевает, ослабевает и физическое зрение. Итак, Исаак говорит Исаву: Вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи (Быт. 27, 2–3). У Исаака два сына: Иаков и Исав. «Исав» символизирует собой еврейский народ, он – первенец, он рождается первым. А «Иаков», который рождается вторым, держась за пятку своего брата, символизирует собой христиан: христианам первенство не принадлежит, потому что первенцы Божии – это еврейский народ. И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой (Исх. 4, 22). Исав, символизирующий еврейский народ, – любимчик Исаака, его первенец И вот Исав, символизирующий еврейский народ, – любимчик Исаака, его первенец. Бог любил еврейский народ… Но ситуация изменилась. Теперь еврейский народ находится на положении падшего Исава, а о христианах сказано: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1 Пет. 2, 10). Поэтому вот эта переадресация Божьего благословения раскрывается в отношении к этим двум сыновьям. Итак, Исав – любимчик Исаака. Почему? Он приносит дичь, он – добытчик, а главное – он ПЕРВЕНЕЦ.Вот такая интересная характеристика еврейского народа. Действительно, они очень настойчивые, успешные, трудолюбивые люди. Они умеют обеспечить семью и старость своих родителей. Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи ,– говорит слепой Исаак,– и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру (Быт. 27, 3–4). Исаак хочет благословить Исава и поставить его патриархом над всем племенем. И действительно, Бог хотел, чтобы еврейский народ принял Мессию – Христа – как Спасителя и чтобы они оставались первенцами, но они потеряли этот статус. Почему? Привязанность к мирскому, плотскому подвела этих людей. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль (Ис. 5, 7).

http://pravoslavie.ru/111494.html

Диспенсационалисты игнорируют новозаветные свидетельства о невозможности отождествления истинного Израиля с еврейским народом. Так, ап. Павел пишет: Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя ( Рим. 9:6–8 , ср. Рим. 9:27 , Ис. 10:22 ). Поэтому слова о том, что весь Израиль спасется ( Рим. 11:26 ), надо понимать именно как избранных, остаток из еврейского народа. Вместе с тем, плотское рождение ниже духовного. Поэтому свт. Феофан Затворник подчеркивает, что весь Израиль для апостола означает «всех верующих, кто бы они ни были, потому что собственно они-то и суть Израиль» 364 . Хотя древнему Израилю и принадлежали многочисленные обетования, но лишь по вере в грядущего Мессию ( Рим. 9:4–8 ). Отвергнув Его, они лишились и обетований. Ап. Павел перечисляет эти обетования, чтобы возбудить в Израиле раскаяние 365 , а вовсе не фиксирует их в качестве преимуществ избранного народа, как ошибочно утверждают баптисты 366 . Ветхозаветные праведники знали, что вера важнее договора. Знали они и обетование Бога расторгнуть завет, если евреи его преступят и будут служить иным богам ( Нав. 23:16 ), и нежелание Бога помогать преступникам в получении обетованной земли ( Суд. 2:20–21 ), и очевидность кары для неверных потомков Авраама ( Иер. 22:9 ). Отвержение Израиля и Иуды от лица Божия во дни Ассирии и Вавилона ( 4Цар. 17:23, 24:20 ) стало прообразом отвержения их после богоубийства. Древние евреи сумели принести Богу покаяние в идолопоклонстве, но их потомки так и не раскаялись в богоубийстве. Поэтому политическая история государства Израиль никак не связана с покаянием, которое Бог назвал условием возвращения обетованной земли ( Втор. 30:2–8 ). Чрезвычайно неприятен для диспенсационалистов факт, что в Новом Завете нет и следа учения о будущем возвращении евреев в Палестину. В Апокалипсисе имена двенадцати колен Израилевых не находятся в Палестине, а написаны на двенадцати воротах Нового Иерусалима ( Откр. 21:12 ). Поскольку на основаниях стены города написаны имена двенадцати апостолов Агнца ( Откр. 21:14 ), это свидетельствует о тождестве обетований для ветхого и нового Израиля – верных евреев и Церкви. Подобно и ап. Павел говорит, что Церковь утверждена на основании апостолов и пророков ( Еф. 2:20 ). В отличие от плотского Израиля, который точно знал свои земные наказания и награды, христианские наказания и награды сплошь духовны. Так же будет и после Второго пришествия 367 . Земное мудрование диспенсационалистов показывает, как далеки они от православного понимания о Божиих дарах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Иер.2:32 .  Забывает ли девица украше­ние свое и невеста – наряд свой? а народ Мой забыл Меня, – нет числа дням. Неестественно, чтобы девица еврейская появилась на улице без своих украшений, а невеста – без своего покрывала (по другим переводам: без пояса). Столь же неестественным представляется забвение Израилем своего Бога в течение столь долгого времени. Иер.2:33 .  Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любо­вь! и для того даже к пре­ступле­ниям при­способляла ты пути твои. Израиль, ища любви чужих богов, умел при этом действовать очень хитро. «И для того даже» – правильнее перевести: ради этого ты умеешь тонко менять свои худые пути. Пророк хочет сказать этим, что все внимание свое Израиль устремлял к тому, как бы уйти от Иеговы к чужим богам. Иер.2:34 .  Даже на по­лах одежды твоей находит­ся кровь людей бедных, невин­ных, которых ты не застала при взломе, и, несмотря на все это, Иер.2:35 .  говоришь: «так как я невин­на, то верно гнев Его отвратит­ся от меня». Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: «я не согрешила». Израиль – пророк имеет здесь в виду царство Иудино – много пролил невинной крови, следы которой находятся даже на полах его одежды. Тем не менее в настоящее время – пророк говорит о спокойных временах царствования Иосии – Израиль считает себя неповинным пред лицом Божиим и успокаивает себя мыслию, что его вовсе не постигнет гнев Божий. За это самодовольство, за эту нераскаянность Бог будет судиться с Израилем. – «Не застала при взломе». По закону Моисееву, вора, которого хозяин дома заставал ночью при взломе, можно было убить, и это не влекло за собою никакой ответственности ( Исх 22.2 ). – «Я не согрешила». Пророк изображает Израиля как женщину, вероятно, имея ввиду обычное представление пророков, что народ Израильский есть супруга Иеговы ( Ос 2.2 ). Иер.2:36 .  Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой? Ты так же будешь по­срамлена и Египтом, как была по­срамлена Ассириею; Иер.2:37 .  и от него ты выйдешь, по­ложив руки на голову, по­тому что отверг Го­с­по­дь надежды твои, и не будешь иметь с ними успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010