Авраам не был иудеем, он не был христианин, он был – «ханив». То есть «преданный Богу, покорный Ему». Вот такой текст мы можем найти в Коране. Условно, эти религии называются авраамическими. Потому что и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе почитается первый пророк еврейского народа, причем, почитается особым образом. В Новом Завете говориться о том, что уверившие в Иисуса Христа после смерти окажутся «на лоне Авраама». Удивительная деталь, на которую, может быть, кто-то не обращает внимания, но действительно в Новом Завете об этом много говориться! И в третьей главе к Римлянам апостол Павел пишет: «Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а больше всего в том, что им вверено слово Божье!» Такие слова мы находим у апостола Павла, которого трудно заподозрить в симпатиях к иудеям: они же и бичевали его, и камнями его хотели побить! Однако, в первом веке слово «иудей» носило совсем другую окраску! Если вы будете читать диалог мученика Иустина с иудеем Трифоном, то там в начале диалога мученик Иустин восклицает: «У вас и у нас – один Бог!» Иустин хочет обратить его в Христову веру, и он говорит: «У вас и у нас – один Бог, у нас – общие Но всё-таки: почему именно Православие? Иудаизм, религия Ветхого Завета – это очень древняя вера. Он начинается с личности праотца Авраама. Можно по-разному оценивать современный иудаизм в его связи с ветхозаветным иудаизмом, но истоки идут Главная заповедь иудейского народа гласит: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой – есть Господь един». И когда однажды Господа нашего Иисуса Христа спросили, какая наибольшая заповедь, хотя Он обычно говорил: «Возлюби Господа Бога всем сердцем своим и всем помышлением, и ближнего, как самого себя», то однажды Он ответил именно так: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой – есть Господь един». Для иудеев единство Бога – это главный догмат их веры. Известный лидер иудаизма Хаим Луцатто писал: «Если мы назовем Бога милосердным, мы не скажем о Нем всё, потому что Он не только милосердный, но ещё и правосудный.

http://radonezh.ru/analytics/mnogoobrazi...

Соотношение тем “сад” и “традиция” проще всего выражено известным английским анекдотом: — Мы восхищены красотой этого сада, чистотой и порядком; как вы смогли достигнуть такого совершенства? — Ничего особенного, мы просто подстригаем газоны и делаем это каждый день вот уже триста лет… Тема сада открывается Священным Писанием: И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2:15). Библейское повествование, относящееся к Эдемскому саду, может стать ключом к пониманию культурного делания человека. И взял… и поселил — означает, что человек не был сотворён в раю. Человек — возделыватель и хранитель — это новый план человека, не сводящийся к человеку — творению Божию, сотворённому по Его образу и подобию. Это несовпадение определяет полноту творческой свободы человека в его возможностях культурного делания. “Чтобы возделывать и хранить его ”. В еврейском тексте сказано не “его”, а “её”. В одном из иудейских толкований “она” — это душа живая (см. Быт 2:7). И в том случае, если это толкование не вполне адекватно, можно утверждать, что речь идёт о внутреннем хранении и возделывании, ибо внешняя деятельность, с результатами которой в нашем сознании ассоциируется культура, явилась следствием грехопадения. В раю “весь мир познавался изнутри и поэтому не существовало смерти” 2 . Сад культуры — это сад слова: “Я б разбивал стихи, как сад./Всей дрожью жилок/Цвели бы липы в них подряд,/Гуськом, в затылок” 3 . В Священном Писании сад культуры есть одновременно сад истории: насаждения в нём — люди, насаждены в нём люди. Во время православной литургии при епископском служении архиерей благословляет народ дивными словами псалма: Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди, егоже насади десница Твоя (Пс 79:15–16). Сад — это Израиль или Новый Израиль — Церковь. До изгнания из Эдемского сада между родовой и культурной традицией не было разделения, на это указывает Божественная заповедь, данная в раю: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт 1:28).

http://pravmir.ru/matematika-i-traditsiy...

Мировая история показывает, что всякая нация, преследовавшая евреев, впоследствии переживала катастрофу. Фараоны Египта сделали евреев рабами, и сейчас о могущественной цивилизации напоминают лишь пирамиды в мертвой пустыне. Коренное население этой африканской страны - копты составляет сейчас менее 10% жителей. Все остальное приходится на арабов, оккупировавших берега Нила в VII веке. До сих пор они держат коптов в повиновении: не пускают их к рычагам государственного управления, запрещают свободно исповедовать свою религию. Одним словом, держат за людей второго сорта. Ассирийский царь Сеннахирим увел в плен десять еврейских племен и был, в конце концов, убит своими собственными сыновьями (4Цар. 19:37). Римляне разграбили Иерусалим и сожгли храм. Всего несколько веков спустя вандалы и гунны разграбили " вечный " Рим. Испания, после периода жестоких гонений на евреев и инквизиции, из мировой империи в течение двух веков превратилась в европейское захолустье. Наконец, " тысячелетний " Третий рейх, обрушивший на народ Божий невиданные по бесчеловечности преследования, перестал существовать уже полтора десятка лет спустя, а сама Германия раскололась на два государства. Судьба царской России и СССР, где евреи подвергались преследованиям, также хорошо известны. Итак, благодаря ветхозаветным пророкам мы знаем точно, что второе пришествие Христа произойдет во время, когда на Израиль ополчится величайшая из военных держав мира. Антихристово воинство Гога и Магога в ходе Армагеддонской битвы оккупирует часть Израиля и ворвется даже в святой город Иерусалим. И вот, когда враги уже будут торжествовать победу, и вот: " говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей. И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой. И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающиеся, ползающие по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю " . (Иез.38:18-20). Воинство антихристово уничтожит дождь огненный и серный, а сатана будет связан и брошен в озеро огненное.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Рим.11:4 .  Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. «Семь тысяч» – т. е. очень много (число семь означает большое количество, ср. 1Цap II,5 ). – «Пред Ваалом». Замечательно, что здесь, как и в некоторых других местах ( Соф 1:4 ; Ос 2:8 ), пред именем Ваал у LXX поставлен член женского рода. По всей вероятности, LXX, как евреи, не хотели произносить имени Ваала и заменяли его словом стыд, позор (boschet – αισχνη). Таким образом, получилось странное обозначение мужского божества – Βααλ. Рим.11:5 .  Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. «По избранию благодати». Апостол имеет в виду новое, недавно совершившееся благодатное избрание или призвание ко Христу части иудейского народа 34 . Рим.11:6 .  Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. Выражение: «а если по делам» и т. д. не читается в лучших кодексах. Рим.11:7 .  Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, Апостол делает заключение к сказанному о судьбе народа израильского. «Чего искал» – точнее с греч.: чего ищет. Израиль не оставил своего намерения и продолжает стремиться к праведности, – к той праведности, которая будто бы может быть заслужена собственными подвигами человека ( Рим.10:3 ). – «Ожесточились» ( πωρθησαν) – точнее: были ожесточены (от Бога). Они стали в известное враждебное отношение ко Христу и предлагавшейся Им праведности, и за это Господь попустил им дойти до крайней степени ожесточения в своем неверии (см. Гал 1:23 ). В этом ожесточении Апостол видит суд Божий над упорным еврейским народом. Рим.11:8 .  как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. «Дух усыпления» – точнее, с евр. текста, дух опьянения, состояние полной бесчувственности, невосприимчивости. Рим.11:9 .  И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Нет, – отвечал Иосиф, – пусть останется рабом тот, у кого нашлась чаша, а вы можете возвратиться к отцу». Тогда выступил Иуда и сказал Иосифу: «Господин мой! Отец наш стар и этого сына любит больше всех; я поручился привезти его в целости назад; пусть лучше я останусь рабом у тебя вместо него, а его отпусти с братьями к отцу; потому что, если он не вернется, то отец наш умрет с горя». Теперь Иосиф увидел, что братья исправились, и больше не стал скрываться от них. Он выслал всех слуг, заплакал и сказал им: «я – брат ваш Иосиф, которого вы продали в Египет!» Братья так смутились, что не могли говорить. Но Иосиф продолжал: «Не бойтесь! Сам Бог привел меня сюда, для сохранения вашей жизни. Отправляйтесь скорее к отцу и скажите ему, чтобы он ехал в Египет ко мне, потому что еще остается пять лет голода». Потом стал он обнимать и целовать Вениамина и всех братьев и плакал, обнимая их. Когда Иаков с великой радостью узнал, что сын его Иосиф жив, он переселился со всем своим семейством в Египет. Семнадцать лет прожил престарелый Иаков-Израиль в Египте и стал приближаться к смерти. Сначала он благословил Иосифа и его детей – Манассию и Ефрема. Иосиф подвел сыновей своих к отцу так, что старший Манассия стоял против правой руки Иакова, а младший Ефрем стоял против левой. Но Иаков сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая – на голову Манассии. И благословил их: Ефрема, как старшего, а Манассию, как младшего. Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христова и того времени, когда люди будут получать благословение Господне не по старшинству, а по своим добрым делам и заслугам. Потом, собрав вокруг постели всех сыновей своих, он каждому из них дал благословение и предсказал Иуде, что из потомства его будут цари над еврейским народом до тех пор, пока не придет Примиритель, то есть Христос Спаситель. После всего он заповедал сыновьям своим, чтобы они похоронили его в земле Ханаанской, там, где похоронены его отцы. И умер Иаков-Израиль ста сорока семи лет, и отнесен был сыновьями в землю Ханаанскую и похоронен там.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

6–7). Царствование Соломона, сравнительно с царствованием Давида и другими царями народа Еврейского, было благополучным и мирным совне и внутри. «Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии (т. е. с севера до юга), во все дни Соломона» ( 3Цар.4:20,24–25 ). Но этот мир окончился с кончиной жизни Соломона. Истинный мир на земле мог быть тогда, когда Бог примирился с человеком, а такой мир настал только с явлением Христа Спасителя. Этот мир возвестили ангелы с небес в самую ночь рождества Христова, воспевая вслух пастырей Вифлеемских: «Слава в вышних Богу, и на земле мире, в человеках благоволение» ( Лк.2:14 ). И Христос, отходя к Богу Отцу, говорил Апостолам: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам: да не смущается сердце ваше»... ( Ин.14:27 ). 4. Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника. Как царь мудрого и правого суда, Соломон особенно будет внимателен к людям обездоленным всякого рода. – Судить нищих людских, – тех, кто, не имея достаточно сил и средств, робко нагибается пред другими, прося милости, и, при оскорблении, отнюдь не может оказать сопротивление или мщения. – И спасет сыны убогих, – тех, кто постоянно терпит лишение и не только не имеет достатка, а даже иметь его не может; это люди постоянно жалующиеся и жалкие. – И смирить клеветника, – того, кто так вреден в общежитии именно клеветой, кто намеренной злостной ложью возмущает одних против других и так разрушает общий мир. Давид, по крайне прискорбному опыту собственной жизни, знал, как гибельна клевета: то как «отрок царя Саула», то как царь, невинно страдавший от клеветника сына своего, Авессалома, он пережил неисчислимые бедствие при волнениях народа, возмущенного клеветой против него, особенно Авессалома. Посему-то и желает Давид особенно, чтобы в царствование его сына Соломона не было клеветника, а если бы он появился, то чтобы мудростью и правдой царя Соломона такой злодей был усмирен, ради общего народного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

У Возлюбленного моего был виноградник… Он обнес его оградой… и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды (Ис. 5 , 1–2). Чуть ниже пророк поясняет: Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев (Ис. 5 , 7). В притче о злых виноградарях тоже кажется все понятным: хозяин виноградника – это, конечно, Бог Отец; виноградари – это еврейский народ и его главы; слуги, которых хозяин посылает за плодами виноградника,– это пророки, и наконец, он посылает сына – это Единородный Сын Божий… Но остается вопрос: из евангельской притчи мы не сразу понимаем, что же такое виноградник. Если для Ветхого Завета виноградник – это именно Израиль, то что есть виноградник в Новом Завете? Но чуть ниже говорится, что хозяин, придя, отдаст виноградник другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21 , 41), и далее Господь поясняет: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие… (Мф. 21 , 43). И теперь нам становится понятно, что виноградник в евангельской притче – это уже не образ Израиля, а образ Царствия Божия, которое явлено в мире в лице Иисуса Христа. Господь в Своей притче не повторяет Ветхий Завет, Он наполняет его образы новым содержанием, происходит некий смысловой сдвиг: Израиль может быть виноградником, только если он привит к Царству, но не сам по себе. И поэтому, когда в Евангелии от Иоанна Господь говорит: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь (Ин. 15 , 1) – и чуть ниже: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15 , 5) – это продолжение того же смыслового ряда, который мы не сможем разглядеть без знания и понимания Ветхого Завета. И есть еще масса подобных примеров. Можно сказать, что даже сами евангельские повествования формируются в связи с чтением Ветхого Завета. Евреев всегда волновали мессианские пророчества, т. е. пророчества о приходе Мессии; в евангельскую эпоху уже существовали подборки таких пророчеств, они известны среди кумранских находок, это так называемые тестемонии, то есть свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

4. Аз же рекох: вотще трудихся, всуе и нивочто дах крепость мою: сего ради суд мой пред Господем, и труд мой пред Богом моим. 4. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. Ст. 4. Ближайшей целью явления Отрока Господня в мир служит восстановление падшего дома Израилева, собрание заблудших овец его в одно стадо ( Мф. 15:24; 23:37 ). Упорство израильтян составляет препятствие к непосредственному достижению этой цели; так что в отношении их труды Отрока Господня являются как бы напрасными: они не принимают его благовестия ( Ин. 1:11 ), не оценивают его и не воздают ему должной чести ( Ис. 53:3 ). Но дело Отрока Господня находится пред судом Божиим, и от Бога следует возмездие за труд его. 5. И ныне тако глаголет Господь, создавый мя от чрева раба себе, еже собрати иакова к нему, и исраиля; соберуся и прославлюся пред Господем, Бог мой будет мне крепость. 5. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтоб обратить к Нему Иакова, и чтоб Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. Ст. 5. Господь говорит Отроку своему, посылаемому для обращения и собрания народа израильского, что, хотя этот народ не обратится к нему и не соберется вокруг него, как своего пастыря ( Мф. 33:37 ), тем не менее Он, Отрок Господень, будет почтен в очах Господа и Бог явит в нем силу свою. Славянскому: соберуся=συναχϑσομαι соответствует еврейское: , что по Ketib=не соберется (т. е. Исраиль), как правильно Симм. Феод.; α σραηλ ο συναχϑσεται; а по Keri, понимающему =не, как =к нему, и к нему соберется (т. е. Исраиль), как переводит Акила: α σραηλ υτ συναχϑσεται, ср. рус. син. п. Блаж. Иерон. отстаивает здесь перевод по Ketib: non congregabitur, понимая все выражение: Израиль не обратится к Господу. 70, вместо читали: , почему: συναχϑσομαι=соберуся. 6. И рече ми: велие ти есть, еже назватися тебе рабом моим, еже возставити племена иаковля, и разсеяние исраилево обратити: се дах тя в завет рода, во свет языком, еже быти тебе во спасение, даже до последних земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Ис.62:3 . И будешь венцом славы в руке Го­с­по­да и царскою диадемою на длани Бога твоего. «И будешь венцом славы.., и царскою диадемою». Как венец славы, венчавший голову победителя на олимпийских играх, так и драгоценная диадема, украшающая голову царя, – все это выразительные образы для более наглядного и сильного представления о той высокой чести, которой прославит Господь новооснованную Им церковь (ср. Ис.60:21 ; Ис.61:3 ). Ис.62:4 . Не будут уже назы­вать тебя «оставлен­ным», и землю твою не будут более назы­вать «пустынею», но будут назы­вать тебя: «Мое благо­воле­ние к нему», а землю твою – «замужнею», ибо Го­с­по­дь благо­волит к тебе, и земля твоя сочетает­ся. Ис.62:5 . Как юноша сочетает­ся с девою, так сочетают­ся с тобою сыновья твои; и как же­них радует­ся о невесте, так будет радо­ваться о тебе Бог твой. Сравнения и образы, данные в этих стихах, более подробно раскрыты были пророком Исаией раньше ( Ис.54:4–8 ), где они нами и прокомментированы. Общий смысл их тот, что если прежде плотской Израиль ( церковь ветхозаветная) расторг свой брачный союз с Господом и потому был как бы покинут Им, то теперь духовный Израиль ( церковь новозаветная) своим искренним обращением к Богу снова привлек к себе благоволение своего Господа, восстановил и на век упрочил этот союз. Заслуживает внимания, что перемена в положении Израиля запечатлена здесь и соответствующей переменой имени: раньше он называется «оставленным», по-еврейски (Azuva), а затем переименовывается в – (Hephzi-bah), что значит «пользующаяся благоволением». Любопытно отметить, что подобные имена, действительно, были в употреблении у евреев: Азувой, напр., звали мать иудейского царя Иосафата ( 3Цар.22:42 ), а Хефцибой – мать иудейского же царя Манассии ( 4Цар.21:1 ). Ис.62:6 . На стенах тво­их, Иерусалим, Я по­ставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напомина­ю­щие о Го­с­по­де! не умолкайте, –: Ис.62:7 . не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.4:19 .  И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. Созревшая в душе Моисея решимость отправиться в Египет могла ослабляться мыслью о возможности преследования за совершенное им убийство египтянина ( Исх. 2:12, 15 ), – опасением за собственную жизнь. Ввиду этого, укрепляя его в намерении двинуться в путь, Господь в новом явлении и говорит, что возникшие в его душе опасения напрасны: «умерли все, искавшие души твоей». Исх.4:20 .  И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. Исх.4:21 .  И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. Исх.4:22 .  И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Исх.4:23 .  Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. На время самого путешествия в Египет падает третье богоявление Моисею, указывающее ему средства и способы к осуществлению божественного плана. Свою просьбу отпустить евреев в пустыню для принесения жертвы Богу ( Исх. 3:18 ) Моисей должен подкрепить совершением пред фараоном всех тех чудес, сила к совершению которых сообщена Моисею («которые Я положил в руку твою», Исх.4:21 ). И хотя эти чудесные действия, не одни лишь три вышеописанные, но и все последующие, так как в ст. 23 говорится о последней казни, не произведут на фараона впечатления, – сердце его по воле Божией ожесточится, однако Моисей не должен смущаться подобным обстоятельством. Требование отпустить евреев будет исполнено фараоном после последней казни – убиения его первенца ( Исх. 12:29–33 ); оно является возмездием за нежелание дать свободу Израилю, первенцу Божию. Израиль по любви к нему Бога ( Ос. 11:1 ) есть Его первенец, любимый сын, а потому недостойно, чтобы он, предназначенный служить Богу ( Исх. 23:1, 19:6 ), служил человеку. За непризнание же подобных прав Израиля фараон поплатится жизнью своего старшего сына: «ожесточу сердце фараона» ( Исх. 4:21 ). Ожесточение сердца фараона приписывается то Богу ( Исх.7:3, 12:12, 10:1, 20, 27, 11:10, 14:4, 8, 17 ), то самому ему ( Исх.7:13, 14:22, 8:15, 19, 32, 9:7, 34, 35, 13:15 ). Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле ( Исх. 8:19, 9:27 ): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010