Судьбы Александрийского Патриархата, особенно на раннем этапе его становления, в значительной степени определялись спецификой исторического развития столицы эллинистического и рим. Египта - Александрии . Этот город, основанный Александром Великим на месте егип. поселения, изначально имел смешанное население. Основными этническими и социальными группами здесь были: «граждане» (греч. πολται) греч. и македон. происхождения, греки неопределенного гражданского статуса (выходцы с Кирены, Родоса, Самоса и др. мест), египтяне, иноземцы-негреки (евреи, сирийцы и др.), рабы. Греч. часть населения Александрии по своему происхождению и общественному положению была в свою очередь гетерогенна и при этом (особенно в низших социальных слоях) довольно быстро начала смешиваться с местным егип. элементом. Египтяне, хотя и не обладали особым гражданским статусом, все же располагали собственными судами и находились под защитой гражданского права. Самостоятельной группой населения были евреи, организованные в общины под предводительством своего «этнарха». При поздних Птолемеях - вероятно, с правления Птолемея VI Филометора (180-145 до Р. Х.) - евреи играли значительную роль в жизни города. Однако правом городского гражданства обладали лишь отдельные представители евр. общин. Право этих общин на самоуправление было преимуществом, выделявшим их среди др. сообществ иностранцев в Александрии. Согласно Страбону, городской район «Δ» был населен исключительно евреями; при этом лишь антиевр. репрессии при рим. префекте Авилии Флакке (38) привели к ограничению мест расселения евреев одним районом города (позднее - двумя). Редкость смешанных браков способствовала сохранению обособленности евр. общин. К нач. христ. эры смешение и египтизация городского населения Александрии были уже далеко зашедшим процессом. Распространению егип. культов в городе сопутствовало взаимопроникновение егип. и греч. погребальных обрядов. Уже в эпоху Птолемеев в и без того разнородное население Александрии добавилась новая группа - италийцы (выходцы из Кампании и Рима). Известна их роль как наемников и торговцев. Впрочем, латиноязычный пласт населения не получил широкого распространения.

http://pravenc.ru/text/82070.html

С. Б. Сорочан Раздел 2. Василевс, держава, православие Византийскую империю, охватывавшую в разные времена пространства Малой Азии, Крыма, восточного Причерноморья, Месопотамии (междуречья рек Тигра и Евфрата), Сирии, Палестины, северной Африки, Италии, Сицилии, Балканского полуострова, населяли многие народности и племена (греки, египтяне, африканцы, сирийцы, месопотамцы, италийцы, балканские иллирийцы, бессы, фракийцы, македонцы, албанцы, далматинцы, готы, аланы, гунны, славяне, грузины, персы, арабы и др.). Деятельные и беспокойные александрийцы, насмешливые и острые на язык, жадные до развлечений антиохийцы, предприимчивые, энергичные армяне, пользовавшиеся относительной религиозной свободой евреи – отличные коммерсанты и ремесленники, горластые и спесивые горцы-исавры, балканские пастухи-разбойники влахи или валахи, смуглые, разбитные цыгане, грубые, ограниченные и вместе с тем набожные каппадокийцы, хвастуны пафлагонцы, принявшие христианство , но оставшиеся грабителями мардаиты из Малой Азии – все они по-разному отдавались жизни и неодинаково ее воспринимали, иногда имели только им присущие языки, обычаи, нравы, верования. Их держава то расширялась необыкновенно, до 1,3 млн кв. км, занимая пол мира (карта 1), то сжималась до последних размеров, вплоть до пределов Константинополя, столицы Империи (карта 7), но всегда отличалась пристрастием к порядку, праву, наличием особых идеологических принципов и модели духовно-политической организации этого «людского муравейника». В Европе эпохи Средних веков Византия была самой неограниченной самодержавной монархией и в тоже время самой высокодисциплинированной, демократической. Теоретически она считалась выборной, а не наследственной. От римской государственности была унаследована концепция государства и общества, где каждый – в соотвествии со своим положением – имеет права и обязанноси. Разноплеменное и многоликое население долгое время объединяли выполнение предписаний власти, единый правитель – византийский император и единая вера – христианская. Вся политика Византии, более того, нравственный строй, жизненная концепция ромеев долгое время зиждились на «трех китах»: установленном Богом порядке (евтаксии), единогласии властей (симфонии) и традициях. Верность василевсу, закону, державе и православию – вот что выделяло подданного ромейского императора, определяло его этос – образ мыслей, благонадежность, сплачивало в целом народ и служило залогом успеха. Потеряв в борьбе с турками-османами монархию и ее столицу, взятую 29 мая 1453 г., ромеи потеряли и Византию. §1. Люди Романии или как стать ромеем

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ездрилон Ездрилон (семя, или сеяние, Божие) ( Uyдuф. I:8, III:9 ) – название обширной равнины, в нижней части Галилеи, получившей свое название от города Ездрилон (прежний Изреель, Иезреиль). По имени древнего города Иезреиль, стоявшего на ней, и самая равнина называется иногда в Свящ. Писании Изреельской, иногда же, по имени города Мегиддона, Мегиддонской. Флавий называет ее великой равниной. Она простирается к югу и к ю.-з. от г. Фавора и Назарета и замечательна по своей обширности, красоте и плодородности. На ней в древности происходило много кровавых битв, как, напр., между Деворой с Вараком и Сисарой, военачальником сирийским ( Cyд. IV, 14 ), между Ахавом и сирийцами ( I Цap. XXIX, 1 ; IIIЦap. XX, 26 ), между Саулом и филистимлянами ( I Цap. XXIX, 1 ), между Гедеоном и мадианитянами ( Cyд. VI, 33 ) и др. По свидетельству современных путешественников, она занимает собой площадь в 15 квадратных миль. Один из них говорит, что означенная долина как бы особенно предназначена для битв и военных действий всех веков и народов, начиная со времен Варака до времен Бонапарта (Наполеона I). На ней поочередно сражались евреи, язычники, египтяне, сарацины, крестоносцы, революционеры, французы, персы, друзы, турки и арабы. На долине Ездрилонской располагались и тянулись шатры и палатки едва ли не всех завоевателей и всякого языка, сущего под небесем, и как часто они видели свои знамена орошенными росой гор Фавора и Ермона! Почва долины необыкновенно плодородна, и почти во всех направлениях ее открываются живописные виды, как-то: к северу холмы Назарета, к ю. горы Самарии, к в. горы Фавор и Ермон и гора Кармил к ю.-з. Нынешние сирийцы забыли библейское название Ездрилона, подобно тому как, может быть, они забыли и его историю. Ныне у туземцев она называется Мердж-Ибн-Амер (луг сынов Амера). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Антиохия была расположена в Сирии по обоим берегам глубокой и быстрой реки Оронта. «Цветущие массы пахучих олеандров и нежно-благовонных жасминов» составляли приятное украшение города, лежавшего у подножья горы Сильпия. Равнина, окружавшая город, была богата виноградниками, лавровыми и миртовыми рощами, из коих особенно была знаменита «Дафна» своими цветниками, фонтанами и капищем Аполлона. Климат Антиохии был весьма приятен; она была любимой летней резиденцией тех, которым надоедал шум столицы империи. В Антиохии всего было довольно: сквозь Ливанские проходы в нее доставлялись все богатства Востока, коих потребителей здесь всегда было много. Вообще Антиохия была одним из лучших городов «всемирной» империи, как по красотам природы, так и по богатству двухсот тысячного народонаселения. Император Констанций назвал Антиохию «царицей Востока». Во времена св. Златоуста Антиохия была «столицей Сирии и всего Востока». Св. Иоанн называл ее «главой и матерью» городов римской Азии. Ее населяли: греки, римляне, сирийцы, евреи, арабы и др. Характер каждого племени отражался в складе духовной жизни города. Антиохийцы были просты, изящны, энергичны, искренни, сердечны, легкомысленны и мятежны. По мнению Ливания, Антиохия в отношении средств образования была тем же для Азии, чем были Афины для Европы. 1 Христианство, еще при св. апостоле Павле привившееся в Антиохии, впоследствии сформировалось здесь в знаменитую апостольскую церковь , одну из старейших церквей Востока. Во времена Златоуста сто тысяч антиохиян (половина городского населения) исповедовали святую веру. Христианские воспоминания и памятники города весьма знаменательны. Златоуст говорил, что «Антиохия – первый из городов украсился, как дивным венцом, именованием христиан». Антиохии досталась честь иметь у себя епископами: св. Игнатия, дивного жизнью, еще более предсмертными посланиями, а более всего мученической смертью в римском амфитеатре, и св. Вавилу, тоже мученика. Их мощи хранились в Антиохийский храмах, посвященных их памяти. В Антиохии было два знаменитых храма: «древний», построенный Константином В., и «новый», весьма величественный, – основанный им и освящённый целым собором епископов. О церковном значении города дал суждение св. Василий Великий : «Антиохия – глава, в случае здоровья сообщающая его всему телу церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Б. (языки группы «же»), охотники и собиратели, не знавшие ремесел (передвигались только по суше). С началом колонизации численность коренного населения из-за привезенных европейцами болезней и жестокой эксплуатации резко сократилась. В наст. время количество индейцев достигло 250 тыс. (в 1972 их было 130 тыс.), в т. ч. и благодаря гос. программе поддержки коренного населения, по к-рой было выделено 850 тыс. кв. км, т. е. 10% территории Б. (т. н. природные парки яномами, шингу и др. племен), для свободного проживания коренного населения; совр. индейцы относятся к 200 племенным группам и говорят на 180 языках. В Б. проживают и др. представители монголоидной расы: 1,3 млн японцев и их потомков, а также китайцы (0,1%) и корейцы (0,1%). По 1-й переписи, проведенной в Б. в 1582 г., там уже находилось 14 тыс. негров-рабов, количество к-рых росло вместе с увеличением площадей сахарных и кофейных плантаций, с открытием новых золотых и алмазных копей. По нек-рым данным, с нач. XVI по кон. XIX в. в Б. было ввезено от 5 до 12 млн черных рабов, в основном из Зап. Судана народности хауса, манде, фулани, из Зап. Нигерии - йоруба, фон, фанти, ашанти, из Анголы и Мозамбика - негры бантуязычных племен. В 1798 г. население Б. составляло 3,3 млн чел., из них 1,6 млн были рабами. Окончательно рабство было отменено в стране в 1888 г. В наст. время к «черным бразильцам» относят себя ок. 6% населения страны. Европеоидная раса вначале была представлена только португальцами, лишь в XIX-XX вв. появились немцы, итальянцы, а затем поляки, русские, евреи, украинцы, а также арабы из Ливана и Сирии. В наст. время «белые бразильцы» составляют ок. 55% населения Б. Наиболее крупными этнолингвистическими группами среди них являются португальцы (15%), итальянцы (11%), испанцы (10%), немцы (3%), в стране проживают русские (ок. 1%), поляки, евреи, арабы (палестинцы, ливанцы, сирийцы), армяне, украинцы, венгры, румыны, греки, голландцы и др. Одной из особенностей браз. этноса является наличие специфических групп населения, возникших в результате смешанных браков представителей различных рас.

http://pravenc.ru/text/153311.html

причисляют их действительно к семитам. Ho по религии, по характеру культуры и другим особенностям, следовательно с точки зрения истории, истории религии и антропологии, они должны быть признаны хамитами; и богословы и историки религий, как напр. Грау и др., причисляют их к хамитам. Вопрос о принадлежности финикиян к семитам или хамитам и доселе остается не решённым окончательно. Понятно само собою, что от включения или не включения их в расу семитическую стоит в зависимости и точное определение характера семитов. Это последнее затрудняется и другими обстоятельствами. Семиты не жили совершенно отдельно от народов других рас и не развивались вне всякого воздействия с их стороны. История показывает, что они селятся обыкновенно на местах, прежде их занятых народами других рас, большею частью хамитами. Эти последние уже до прибытия первых достигают известной степени культуры и, во всяком случае, превосходят их в светской культуре. Естественно предположение, что они, как более цивилизованные, так или иначе, подчинят своему влиянию менее культурных пришельцев. Этим хамитским влиянием и стараются теперь объяснять заметные различия между народами одного и того же семитического корня. Так, напр., признают, что «лидийцы, сирийцы, ассирийцы, халдеи в тесном смысле и некоторые из терахидских племен охамитизировались вполне, большинство арабов и евреи – только отчасти, именно, арабы и евреи приняли от хамитов язык и некоторые другие элементы цивилизации, но сохранили неприкосновенными свою народность, свой племенной характер, свою религию и склонность к простому, патриархальному, пастушескому образу жизни». 107 Но точного определения того, что именно в характере семитов вообще принадлежит им самим и что так или иначе привнесено в него извне, доселе не сделано, да и не могло быть сделано. Доселе характеристические особенности рас, особенно семитической и иафетической, привлекших к себе наибольшее внимание ученых, служили предметом изучения большею частью не сами по себе, без отношения к чему-либо для них стороннему, но именно изучение их было средством для известной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В эпоху К. А. здесь жили армяне, греки, сирийцы (несториане и яковиты), евреи, а также западноевроп. крестоносцы и их потомки. Значительные общины составляли арабы (и мусульмане и христиане) и тюрки-сельджуки, а впосл. также курды и кочевники-туркмены. Здесь жили ремесленники и торговцы, пришедшие с Востока и Запада. Особенно известны венецианская и генуэзская колонии со своими факториями и нотариальными конторами. Важнейшими центрами экономической и политической жизни К. А. были города Сис , Тарс , Адана , Аназарв , Мсис ( Мопсуестия , Мамистра, Мисис, ныне Якапынар). Вдоль границ, на важных дорогах и в ущельях была создана густая сеть связанных между собой крепостей. В деле обороны страны ведущую роль играли крепости Ламброн (ныне Чамлыяйла, пров. Мерсин), Паперон (ныне Чандыр), Вахка (ныне Эски-Феке), Бардзраберд (ныне, вероятно, Мейдан), Дарбас (не локализован) и др. Морское побережье обороняли крепости Корик и Аяс (Эги, Аяццо, ныне Юмурталык), где одновременно находились основные торговые гавани. Столица Сис была особенно хорошо известна своей неприступностью. Основные города и крепости К. А. находились под управлением царской власти, а замки принадлежали родственникам правящей семьи и самым преданным подданным. Многие из киликийских цитаделей были возведены еще в доисторические времена. В их археологических пластах есть следы фортификационного искусства хеттов, греков, римлян, византийцев, арабов, армян, крестоносцев-тюрок. Природные богатства, труднодоступность для завоевателей, выгодное стратегическое положение К. А. предопределили ее успехи в политическом и культурном развитии. В больших городах были и христианские храмы различных конфессий, и мечети. Все религ. общины в К. А. создавали свои религ. структуры, к-рые сотрудничали с арм. политическими и духовными властями. В кон. XI-XIV в. в религиозной сфере господствующее положение занимала ААЦ. Резиденция католикосов размещалась в разных мон-рях страны (Красный мон-рь на Чёрной Горе (1090-1105; хребет Аманус, ныне Нур), мон-рь Шугр на Оронте, южнее Антиохии (ок.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

При Селевке I был выстроен квартал города, огражденный стеной, в к-ром селились греч. колонисты, и неогражденный район, где проживало коренное сир. население. Первыми поселенцами А. стали до 25 тыс. выходцев из Македонии, Крита, Кипра, Аргоса и Афин, а также евреи и арамеи. В III в. с А. были объединены близлежащие греч. колонии (Иополь и Паг Боттия), образовав 2-й квартал города. 3-й квартал был построен на речном о-ве царем Селевком II Каллиником (246-226) и назван Неаполем («новым городом»); 4-й - основан царем Антиохом IV Епифаном (175-164) на склонах горы Сильпий. Каждый из кварталов имел собственные оборонительные сооружения. Город, делившийся на 18 «демов» (от δμος - народ), обладал муниципальной автономией и управлялся собранием местной знати - декурионов (к 360 по Р. Х. их насчитывалось ок. 200). Население А., исповедовавшее различные культы, отличалось фанатизмом и религ. нетерпимостью. В А. преобладало греч. население, и господство города над сельской округой было господством греков над сирийцами, к-рые составляли подавляющее большинство сельского населения; греки-землевладельцы противостояли сирийцам-крестьянам. Сирийцы, проживавшие в городе, составляли значительную часть его населения, но не имели гражданских прав и не пользовались влиянием в элите об-ва. В А. не поощрялось изучение сир. языка. Греч. муниципальная верхушка стремилась не допустить рост в городе сир. населения и охотнее поддерживала дружеские контакты с иудейской общиной, к-рая жила обособленно и имела своих религ. и политических вождей. Видимо, в сер. II в. до Р. Х. они уже были уравнены в гражданских правах с греками и македонцами. О к.-л. столкновениях между иудеями и язычниками в А. в период Маккавейских войн ничего не известно. В истории А. эпохи Селевкидской династии следует особо выделить период правления Антиоха IV Епифана. Он получил прозвище «второго основателя» А. за строительство Епифании, нового квартала, окончательно определившего внешний облик античного города. Этот квартал был также окружен стеной; Антиох выстроил здесь булевтерий ( Malalas. Chron. 205. 14-19; 234. 2-3), и, вероятно, он же построил новую агору в юго-вост. части города. При нем Евтихид, ученик Лисиппа, создал статую богини судьбы Тихе, покровительницы А., образ к-рой воспроизводился на монетах города и сохранился в многочисленных копиях: богиня восседает на скале, символизирующей гору Сильпий, увенчанная диадемой в виде стен и ворот города, юноша у ее ног - символ Оронта. В А. также находились крупные святилища бога войны Ареса, Диониса, Каллиопы и др., одним из главных покровителей города считался Зевс Касийский. Многочисленные храмы имели обширные кухни и трапезные залы, где обычно после религ. церемоний на пирах подавались к столу жертвенные животные.

http://pravenc.ru/text/115782.html

Меня также обрадовало Ваше теплое письмо, из которого я узнал о Вашей жизни. Большое спасибо за приглашение заехать по пути к Вам. Если представится случай, я не премину заехать к Вам, чтобы лично поблагодарить Вас за все Ваше добро. На Ваш вопрос, где находится моя семья, я Вам сообщу: не зная обо мне и не получая ответов на все вопросы относительно меня, моя жена продала имущество и переехала сначала из Дальнего в Тяньцзин к своей сестре, а из Тяньцзина они хотели все вместе выехать в Бразилию, моей жене с матерью дали визу, а визу свояченице с мужем задержали до сегодняшнего дня. Жена с матерью выехали в Бразилию в 1953 году и поселились в городе Сан-Пауло – центре кофейной промышленной плантации. Как я Вам уже писал, там много русских – около тридцати тысяч, которые построили для своих духовных нужд пять Божьих храмов и один монастырь. Как пишет жена, там очень много людей разных национальностей, есть японцы, сирийцы, марокканцы, французы и др. Коренное население очень красивое, приветливое, но не глубокое. Круглый год весна, много разных фруктов, разные мамоны, оракаты, которые нужно есть то с лимонами, то с бананом. Все безвкусно, и отсутствуют витамины (как ни странно). Объясняется это тем, что в почве отсутствует кальций, а поэтому принимают витамины и кальций. Жена тоскует по русской природе и променяла бы все прелести на нашу скромную землянику и фиалку. Все ее желание это быть вместе со мной, но это почти невозможно. Теперь напишу о нашей жизни. 12 апреля к нам приехали два майора и объявили каждому под расписку, что с нас снимается надзор и что мы можем ехать кто куда хочет. Желающим получить паспорта выдаются удостоверения. Они говорили, что можно и в Москву и в Ленинград, но при выдаче паспортов делается какая-то отметка, на основании которой в Москве не пропишут. Но все же люди берут и постепенно разъезжаются. В Москву едут евреи, и скоро среди нас не останется ни одного. На мой вопрос майорам: как я могу поехать к своей жене, мне они ответили, что мне нужно подать заявление в Московскую милицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Однако краткость библейского текста не позволяет четко идентифициро­вать «не народ». Скорее всего, автор не имел в виду какие-либо конкретные народы или племена, но обозначил так любого возможного будущего врага Из­раиля, так что слово «не народ» можно применить ко всем иноплеменникам, которых Господь использовал для наказания Израиля (филистимляне, мадианитяне, сирийцы и др.) 122 . В символическом смысле под «не народом» подразумеваются язычники, которые войдут в Церковь Христову. Именно в таком контексте данный стих цитирует ап. Павел в Рим.10:19 . Как израильтяне нарушили завет, обратившись к чуждым богам, так и Господь вместо неверного народа изберет «чужих». Более того, раз евреи вместо истинного и живого Бога стали поклоняться никчемным богам, достойным презрения, так и Господь вместо избранного народа оживит духовно мертвых и недостойных иноплеменников, презираемых израильтянами, и заключит с ними Новый Завет . И это обстоятельство вызовет зависть и раздражение среди израильтян, которое проявится двояко: праведные израиль­тяне (принадлежащие «остатку», см. Рим.9:27;11:5 ), движимые ревностью, все усилия приложат к тому, чтобы вернуть милостивое отношение Яхве, тогда как у других это раздражение выльется в лютую ненависть к членам нового народа Божия 123 . Ст. 22. Действие ревности Божией, вызванной идолопоклонством Израи­ля, в данном стихе описывается как всепожирающее пламя, которое проника­ет во все концы земли и даже достигает подземного ада (согласно воззрениям древних, ад находился под землей). Такое образное описание гнева Божия как огня, уничтожающего все на своем пути, характерно для библейских текстов (ср. Иер.15:14;17:4 ). Содержание данного стиха можно понимать двояко: или как выражение мысли о том, что гнев Божий достиг крайней степени, или как гиперболическое описание суда Божия над Израилем. Суть первого толкования в следующем: пророк не изображает действие гнева Божия, а только показывает его разрушительную потенциальную силу. Справедливый гнев Бога, вызванный нечестием народа, достиг максимальной степени, стал настолько велик и могу­ществен, что может уничтожить все мироздание 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010