—636— листимлян покровительствующим Газе. Это было божество планеты Юпитера. В честь этого божества устраивались в определённое время игры и бега колесниц. При Антиохе Епифане получил распространение культ Моазина, полагают, римского Марса, но этот культ, должно полагать, потому и встретил себе сочувствие, что планета Марс пользовалась большим почитанием уже ранее. Красный цвет Марса имел особенное мистическое значение. Это был цвет пустыни, цвет Сета-Тифона в Египте, цвет греха и зла. В сирийских областях имелись жрецы всех тех типов, какие были в Финикии и у халдеев. Верховные жрецы, жрецы совершители обрядов, специализировавшиеся на тех или иных подробностях религиозного ритуала, галлы, галлы – евнухи, певцы, музыканты, жрицы различных профессий, в числе которых были и религиозные танцовщицы и кедеши, были и пророки, и пророчицы (Аод выдал себя за моавитского пророка Суд.3:16–22 ), и волшебники, и волшебницы ( 1Цар.28:7 ). Храмы Сирии, должно быть, были многочисленны. Храм Мабога (Гиераполиса), описанный Лукианом, позволительно думать, был хеттейским. Может быть наиболее замечательным из сирийских храмов был дамасский в честь Риммона ( 4Цар.5:18 ). Вероятно при этом храме был жертвенник, который так пленил своей красотой иудейского царя Ахаза и по образцу которого он поставил жертвенник в Иерусалиме ( 4Цар.16:10–14 ). Может быть в областях Сирии храмы служили иногда и крепостями (см. историю Авимелеха. Cyд. IX , особенно 46 и след. Размеры храма Догона в Газе тоже подтверждают это. Суд.16:23 и след. особенно Суд.16:27,30 ). Кроме храмов в Сирии был обычай воздвигать в религиозных целях памятники. Ставились памятники в виде простых столбов или с капителями (стелы) в память событий, счастливый исход которых приписывался божественной помощи. Ставились надгробные памятники, они назывались нефеш. Так называли их и евреи ( Быт.35:10 по еврейск. тексту), Нефеш значит жизнь, дыхание, душа. Понятно, что наименование надгробного памятника душой обусловливается целой системой верований в загробное существовании души. Жертвы сирийцы приносили те же,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Среди великого сонма отцов и учителей Церкви блж. Феодорит занимает, безусловно, видное и почетное место. По словам H. Н. Глубоковского , «по своей обширной деятельности и по своему громадному – часто решающему – влиянию на ход всех важнейших событий первой половины V века блж. Феодорит есть крупная величина, которую ни замолчать, ни обойти так же невозможно, как нельзя вычеркнуть из истории Церкви весь этот замечательный период» 1168 . Однако значение блж. Феодорита выходит далеко за пределы V века: монах и архипастырь, он был еще выдающимся богословом, крупнейшим представителем так называемой Антиохийской школы и весьма плодотворным писателем – догматистом, экзегетом, апологетом и историком. Многогранность и одновременно цельность личности блж. Феодорита запечатлелись в его многочисленных творениях, которые он оставил последующим поколениям христиан. Поэтому представляется целесообразным наметить эти грани его личности хотя бы в самом беглом очерке. Глава I. Жизнь, церковное служение и место в истории православного богословия блаженного Феодорита 1169 1. Жизнь блж. Феодорита до епископства Родился будущий архипастырь в 393 году в состоятельной семье антиохийских граждан. Град Антиохия, обязанный своим возникновением сподвижнику Александра Македонского Селевку Никатору (заложившему город около 300 года до Р.Х.), вскоре стал одним из самых блестящих и благоустроенных городов греко-римского мира 1170 . Расположенный в живописной местности на реке Оронт, он быстро рос, и ко времени св. Иоанна Златоуста число его жителей достигло примерно 200 тысяч. Население города было самым разноплеменным: греки, сирийцы, евреи и пр. Народности жили здесь бок о бок. Распространение смешанных браков привело к тому, что «в течение трех с половиной столетий своего существования Антиохия стала таким городом, в котором раса была самая смешанная» 1171 . Но греческий язык и греческая культура здесь преобладали, хотя на улицах города и особенно в его предместьях часто можно было услышать сирийскую речь. «Что касается учености, то в Антиохии, по заверению Цицерона (Pro Archia, 3), науки процветали, а по словам Филострата в житии Аполлония Тианского (III, 58), там в силе была только риторская словесность» 1172 . Проповедь христианства здесь распространилась очень рано (см. Деян. 11:20–21 ) благодаря деятельности первых миссионеров – «эллинистов» (иудеев диаспоры, говоривших на греческом языке), и именно в Антиохии ученики Господа «стали впервые именоваться христианами» (ср. Деян. 11:26 ) 1173 . Недаром отсюда начинал свои миссионерские путешествия св. Апостол Павел, ибо примерно около 40-х годов I века Антиохия становится как бы «второй родиной христианства» 1174 , и «при сохранении за Иерусалимом первенства иерархического Антиохия была тем центром, куда отлила жизнь от Иерусалима» 1175 . Несмотря на это, позиции язычества здесь были сильны еще на протяжении долгого времени, и в IV-V веках язычники пользовались в Антиохии очень значительным влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Когда же они услышали это, то умолкли и прославили Бога, говоря: Итак, и язычникам Бог дал покаяние к жизни. [Таковые возражатели настаивают на этом мнении] потому особенно, что Лука, писатель о прошедшей жизни (scriptor historiae), не упоминает об этом недоразумении ни одним словом и даже не говорит, чтобы Павел когда-либо был в Антиохии вместе с Петром; а с другой стороны, таким образом открывается возможность для злословия от Порфирия, если бы мы стали верить, будто Пётр впал в заблуждение, или Павел дерзостно обличил первоверховного Апостола (principem apostolorum). Таковым толкователям прежде всего должно ответить то, что я не знаю, чтобы нам было известно имя какого-либо другого Кифы, кроме того, который и в Евангелиях, и в других посланиях Павла, а также и в этом самом называется (scribitur) то Кифою, то Петром. И это не потому, что имя Кифа значит одно, а Пётр – другое, а потому, что называемое у Греков и Латинян словом petra, Евреи и Сирийцы, по родству языка своего, называют Кифою. Наконец, и всё течение доказательства, скрыто направляемое в отношении к Петру, Иакову и Иоанну, опровергает вышеизложенное понимание этого места. А то, что Лука умалчивает об этом обстоятельстве нисколько не удивительно, потому что он, пользуясь свободою описателя прошедших событий, умолчал и о многом другом, о чём передаёт Павел, как о пережитом; а если один почёл достойным что-либо сообщить по известной причине, а другой между прочим пропустил, то это ещё не является сейчас же признаком противоречия между ними. Наконец, ведь мы принимаем [предание], что Пётр был первым епископом в Антиохии и оттуда переправился в Рим, о чём Лука совершенно. умолчал. В крайнем случае, если ввиду злословий Порфирия нам нужно измыслить другого Кифу, чтобы не подумать, что Пётр впал в заблуждение, то в Св. Писании и многое другое должно быть исключено, потому что он подвергает нападениям, так как не понимает этого. Но если Христос повелит нам, то против Порфирия мы выступим в другом труде; а теперь будем следовать далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ионяне, за XI столетий до Р.Х., вытесненные из Европы в Малую Азию, заселили здесь страну, которая от имени их получила имя Ионии, где были города их: Ефес, Клазомены, Колофон, Фокея, Милет. Азийские породы, евреи, сирийцы, арабы, персы, узнавши здесь Ионян, имя их, выговаривая его Юнан, перенесли и на прочие все поколения, которые называли себя еллинами. Это значение слову Юнань объясняется переводом свящ. Писания с еврейского языка на еллинский или греческий: там, где в еврейской Библии читается народное имя Иаван в переводе читаем слово Еллин, Еллада. У пророка Исаи (66:19.) слово в греческом переводе Еллада; у пророка Даниила слова мелех Иаван «царь Еллинский» (8:21.) Сарь Иаван, «князь Еллинский» (10:20.) малькум Иаван «царства Еллинские» (11:2.) То же дознается из снесения указанных пророком Моисеем генеалогических ветвей Иафетова племени с историей народов, заселивших Европу. В числе потомков Иафета Моисей указал Иавана ( Быт. 10:2.4.5 ). Объяснения этой генеалогии европейскими учеными показывают, что Иаван, указанный Моисеем в генеалогических ветвях Иафетова племени, есть народ Еллинский (см. в 27 прилож., в приписке к словам Маробия, о значении библейского выражения «острова морские»). Римляне, известные основатели великой державы на апенинском полуострове, назвали часть Еллинов Греками, и этим именем зовем мы, русские, и другие европейские народы потомков еллинов, и прежних и современных нам. Часть еллинов или греков, составлявших главное народонаселение Восточной римской империи, известной также под названием Византийской, Константинопольской, греческой, а у нас, русских, еще Нового Рима, Царя града, в Коране называется Рум (Ар-рум, Коран 30:1.) «Римлянами». Из этого мусульманин может видеть, что имена Иаван, Еллин, Грек, Рум, имена одному и тому же народу, и что этот народ надобно разуметь под арабским именем Юнан. Татары-мусульмане, зная ныне народ под именем греков, и не имея о нем исторических сведений, составили неправильное о нем понятие, а от того не правильно судят и о том, с чем соединяется имя грека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

В-тринадцатых, во дни его мы получили подмогу, ибо до этого христиане – армяне, сирийцы, несториане, [а также] евреи – волоком тащили своих покойников. И даже ценой в 100000 деканов 763 нельзя было ничего изменить. А он после своего прибытия [в Месопотамию], посетил султана и в числе других милостей, полученных от него, добился и этой – приказа [нести] покойных христиан [на руках], подняв [с земли], что стало обычным. Далее, в 880 г. он воссел на патриарший престол в Амиде-шахастане, а в 882 г. построил высокую церковь во имя Богородицы в крепости Аргни, в 888 г. же он начал восстанавливать всехваленную, предивную, изумительную, самую прекрасную и чудесную Соборную церковь в Амиде-шахастане во имя святого воителя Теодора. Он вложил в строительство столько неимоверного труда, начинавшегося с рассвета и продолжавшегося до ночи, что [казалось], земное тело не может вынести столь длительного изнурения. Подобно живому мученику, он в течение четырех лет проливал подвижническую кровь на строительстве святой церкви и завершил ее купольным сооружением неописуемой и невообразимой красоты. Верх купола возвышался над минаретами. Он был украшен восемнадцатью углами и имел восемнадцать окон, а высота окон была в человеческий рост. Кто может описать многообразное великолепие купольного сооружения? Увидев это, христоненавистный народ магометан был глубоко уязвлен. Сыновья Агари известили друг друга и разгласив, донесли султану Египта, персидскому царю и султану страны Ромейской о том, что христианская церковь возвела столь прекрасное строение. Услышав об этом, они преисполнились лютой ненавистью и тут же отправили посла с грамотой к султану Хамзе, требуя разрушить святой собор. Безысходная скорбь объяла армянский народ, все были глубоко опечалены и обливались горючими слезами. Они дали большие деньги, но не смогли спасти [ церковь ], и предивный, всехваленный, чудесный купол разрушили сровняв с минаретами 764 , и все христиане погрузились в траур. Увы и горе нам! Кто сможет рассказать о невыразимой печали и глубокой скорби, о стенаниях и безутешном плаче, о громких рыданиях и безысходном горе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Через 70 лет (после первого пленения народа Израильского в 606 году до Рождества Христова), Кир царь Персидский даровал Иудеям позволение вернуться назад на родину в 536 году до Рождества Христова (первая книга Эздры, гл. 1 и 4). Хотя оставшимся и было разрешено, по возвращении в землю их отцов, вновь воссоздать храм и стены Иерусалимские, под руководством Неэмии, но прошло еще много лет, пока им удалось исполнить то и другое. Александр Великий, во время своего знаменитого похода, обласкали иудеев, подняли из ничтожества Иерусалим и даровал ему обильные привилегии. При разделении Македонского царства, после смерти Александра Великого, Палестина и Иерусалим снова очутились между соперничествовав- шими монархиями, Египетской и Сирийской, а потому и стали опять поприщем долгих войн между этими двумя государствами. Много раз Иерусалим переходил из рук в руки, пока не перешел во власть Птоломея Сотера (305 г.). В царствование его, как и при первых Селевкидах, град Давидов пользовался миром и, казалось, готовился начать новую жизнь, как вдруг после долгой осады овладел Иерусалимом один из Селевкидов, сирийский царь Антиох Епифан. Он разграбил храм Иерусалимский и осквернил его языческим богослужением. Тирания Антиоха Епифана (176–163 гг. до Рождества Христова) повергла град Давидов в новые бедствия, тем более, что сирийцы воздвигли гонение на последователей Бога истинного. Доведенные до отчаяния жестокостью и преследованиями сирийских царей, евреи восстали под начальством Иуды Маккавея, родом из Мадианы. Благодаря победам Маккавеев, Иерусалим снова стал столицей независимого царства, основанного в 142 г. до Рождества Христова) домом Маккавеев, и истинное богослужение было в нем снова восстановлено и храм возобновлён. После Иуды, Иерусалим был взят сирийцами, при помощи голода, причем стены Сиона были разрушены. Ионафан, отнявший град Давидов от сирийцев, укрепил его еще сильнее, чем прежде. При Иоанне Гиркане Иерусалим снова подвергся осаде сирийцев, которыми и был принужден к сдаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Во время его царствования иудеи впервые домогались дружбы и союза у Римского народа: дружелюбно встретив посольство, сенат своим постановлением назвал их друзьями и союзниками . Между тем Деметрий через своих военачальников повел войну против Иуды. 5. И сначала двинул войско под командой некоего Вакхида и иудея Алкима; после Никанор, поставленный начальником, пал в сражении. Тогда Вакхид и Алким, вновь собрав людей и усилив войско, вышли навстречу Иуде. В этом ожесточенном сражении сирийцы вышли победителями. Евреи, вместо Иуды, избрали брата его, Ионафана. 6. Между тем Алким после того, как постыдным образом разорил Иерусалим, умер; Вакхид, покинув союзника, вернулся обратно. Спустя 2 года Вакхид снова пошел войной на иудеев и, побежденный, запросил мира. И было дано ему согласие на это при условии, что вернет он обратно перебежчиков, пленных и всех угнанных во время войны . XXIV . 1. Пока все это происходило в Иудее, некий юноша, по имени Александр, прибыл с Родоса и стал утверждать, что он - сын Антиоха, хотя это было ложью. И вот, поддержанный Птолемеем, царем Александрии , пришел он в Сирию с войском и убил Деметрия, победив его в бою, когда процарствовал тот 12 лет. 2. Этот Александр прежде чем воевать с Деметрием, заключил союз с Ионафаном, даровал ему пурпурную одежду и царские знаки. Вот почему Ионафан помог тому войсками и после победы над Деметрием первым поспешил поздравить нового царя. И никогда потом Александр не изменял своему слову. 3. Потому те 5 лет, которые пребывал он у власти, иудеи жили в спокойствии. И вот Деметрий, сын Деметрия , который после смерти отца бежал на Крит, поощряемый вождем критян Ласфеном и пытаясь оружием вернуть отцовское царство, но будучи неравен силами, попросил войск у Птолемея Филометора, царя Египта, зятя Александра, уже тогда враждебного царю Сирии. 4. Птолемей же, не столько вняв униженным мольбам, сколько надеясь благодаря этому захватить Сирию, двинулся туда с войском и дочь свою, жену Александра, отдал Деметрию. Против него выступил в поход Александр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Когда современный человек читает Писание, на пути спонтанного понимания первоначального смысла текста встречается множество препятствий. Во-первых, от библейских писателей современного читателя отделяют десятки веков. Авторы Библии принадлежали к миру Древнего Востока, а его великие цивилизации – Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия – пришли к закату задолго до Рождества Христова. Но именно они и создавали тот культурно-исторический фон, на котором происходили события Ветхого Завета 23 . Например, нежелание пророка Ионы идти к ниневитянам объясняется не его личной трусостью или ленью, а тем, что ас-сирийцы были врагами евреев и представляли собой реальную угрозу Израильскому царству. Пророк Иона понимал, что если он будет проповедовать покаяние ниневитянам, то Господь простит их и они когда-нибудь завоюют Израиль (что и произошло). Поэтому он бежит, надеясь, что Господь уничтожит Ассирию и его родина будет спасена. Иногда без знания древней истории и дополнительных источников вообще невозможно понять библейский текст. Например, в Первой книге Царств (11:2) царь аммонитян Наас говорит жителям заиорданского городка Иависа: «я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз». Здесь он выступает как жестокий, но прагматичный политик. По-видимому, жители Иависа метко стреляли из лука. Выколотый правый глаз не позволил бы им целиться. Почему был выбран именно город Иавис, объясняется древним свитком, обнаруженным в Кумране. Там эта история рассказана несколько подробнее: Наас подчинил себе всё Заиорданье, но те евреи, которые не смирились с жестоким режимом Нааса, убежали в Иавис, и он стал оплотом мятежников 24 . У многих читателей Нового Завета возникает путаница с именем «царь Ирод» и с тем, сколько их было. Христос родился во время правления Ирода Великого. Сын Ирода, Ирод Антипа, был правителем Галилеи и Переи – территорий, на которых прошла большая часть служения Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. Это был правитель, обезглавивший Иоанна Крестителя и судивший Христа перед смертью . Ирод Агриппа I описывается как гонитель Церкви в 12-й главе книги Деяний, а Ирод Агриппа II слушал свидетельство св. ап. Павла ( Деян. 26 гл.) перед тем, как его отправили в Рим. на суд кесаря 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Рассматривая красивые острова Архипелага, мы услышали от помощника командира интересные сообщения о греках-островитянах. Между прочим, он рассказал нам, что на острове Патмосе существует православный монастырь, но в его монашествующую братию могут попасть только коренные жители этого острова. Посторонних не принимают. Почти каждый патмосский старец делается монахом, не отказываясь совсем и от житейских дел. Их голос, как старейшин народа, имеет решающее значение в общественных делах острова. Турки не вмешиваются в самоуправление греков. Они довольствуются податью, лишь бы им исправно ее выплачивали. Конечно, главный доход у жителей Патмоса, как и на других маленьких островах, от моря. На другой день по выходе из Пирея, мы пошли поперег Архипелага на восток между Цикладскими островами. Оставляя Спорады вместе с Самосом вправо, пароход пришел в Смирну. Нельзя быть близ столицы Малой Азии и не зайти в нее! С проведением Багдадской дороги будущность этого города громадна, но и теперь он поражает своими торговыми оборотами. В нем всегда шумно, и днем и ночью. Нагрузка и выгрузка товаров. Движение караванов верблюдов. Извозчики, носильщики, торговцы. Все кричат, жестикулируют. горячатся. Здесь Европа и Азия, как два потока, сталкиваются между собою, пенятся, крутятся и рассыпаются тысячами брызг. Греки, турки, евреи, сирийцы, итальянцы, французы, англичане, немцы... Кого тут только нет! Впрочем, не в одной Смирне сталкивается Восток с Западом. Апокалипсис упоминает целую плеяду городов (Ефес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия), где эта борьба выражена в мистических предсказаниях на все времена мира. На этот раз мы недолго стояли в Смирне, и только пассажиры первыхъ двух классов позволили себе удовольствие походить по многочисленным магазинам города. Наши дамы приценялись, кажется, ко всему, что видели их глаза, но ничего не купили. Ночью мы огибали остров Митилену, а рано утром вошли в Дарданеллы. На пароходе был один из участников перевозки русских войск в 1878 году из Сан-Стефано в Одессу. Он знает последнюю русско-турецкую войну не по книгам и газетам, а по многочисленным рассказам ее героев. И теперь, проходя Мраморным морем, он занимал нас интересными эпизодами, особенно из времени последней стоянки русских войск в виду Константинополя. При этом негодованию его на всех тех, кто помешал гогда нашим войскам взять столицу турок, казалось, не было предела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но христиане не забыли это место. Пусть его сравняли с землей и на этом месте построили языческое святилище, христиане приводили сюда паломников и гостей. Кстати, а были ли христиане в Элии в то время? Хотя римляне приравнивали христиан к иудеям, известно, что христиане здесь жили. Это не были евреи, то есть «обрезанные», это были поселенные по приказу императора Адриана колонисты – греки и сирийцы. Они и стали новыми жителями и строителями Элии. Подавляющее их большинство было язычниками, но были и христиане. Вот как об этом пишет Евсевий Кесарийский: «Так пришел в запустение город иудеев; никого не оставалось из старых жителей, и его заселил чужой народ; здесь возник потом римский город с другим именем: его назвали Элией в честь императора Элия Адриана. Тамошняя Церковь составилась тоже из язычников, и первым после епископов из обрезанных принял служение в ней Марк» ( Евсевий История. 4.6). В 160 году Палестину посетил св. Мелитон Сардийский, и ему показывали это место. Оно оказалось посреди города, у рыночной площади, что потом св. Мелитон описал в Слове на Пасху: «Ныне же посреди широкой площади и города, посреди города и на виду у всех произошло неправедное убийство Праведника» ( Мелитон Слово на Пасху. 94). То есть, святой Мелитон даже не мог представить, что во времена Христа все выглядело иначе. Кстати, языческий город с новостройками, где ничто не напоминало тот город, который знал Христос, совсем не производил впечатления на посещавших город христиан. Мелитон писал: «Драгоценен был дольний Иерусалим, ныне же обесценился из-за горнего Иерусалима» ( Мелитон Слово на Пасху. 45). Новый город настолько не связывался жителями с прежним городом, что его уже никогда не называли Иерусалимом, а христианский епископ жил не здесь, а в другом палестинском городе – Кесарии. В 313 году епископом Кесарии и всей Палестины стал Евсевий, выдающийся церковный историк и писатель. Он знал о месте Голгофы и говорит об этом в труде «Ономастикон», в котором описал все известные ему библейские места Палестины: «Голгофа, краниево место, где был распят Христос; оно указывается в Элии, к северу от горы Сион».

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010