Известны также образцы мелоса Г. для неизменяемых песнопений вечерни и утрени: «Блажен муж» на 2-й глас Δι, «как поется на всенощных Святоименной Горы» (Pantel. 1007; Xen. 123, 2-я пол. XVIII в.; Xeropot. 305, кон. XVIII - нач. XIX в.; транскрипция Иоасафа Дионисиата в нотации нового метода: Pantel. 1035, 1865 г.), «Бог Господь» по гласам (Pantel. 1007), «украшенные» Г. версии пасапноариев Григория Савваита на 4-й глас и Георгия Редестского на 2-й плагальный и 4-й плагальный гласы (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237; Xeropot. 317; Athen. O. et M. Merlier. 12; Doch. 332); в ряде рукописей пасапноарии на 4-й глас и 2-й плагальный глас обозначены как распевы самого Г. (Lesb. Leim. 459; БАН. РАИК. 42; Xeropot. 380; Pantel. 954, сер. XVIII в.; 972; Doch. 376). Из созданных Г. распевов великого славословия самой распространенной в рукописной традиции является версия на 1-й плагальный глас (Xeropot. 266, кон. XVII - нач. XVIII в.; 320; 278; 391, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 372, 1-я пол. XVIII в.; 400; Pantel. 969; 1047, нач. XVIII в.; Gregor. 14; Dionys. 579, 1742 г.; Paul. 36; БАН. РАИК. 52, сер. XVIII в.; 43, до 1772 г.), к-рая в рукописях может именоваться «приятной» (τερπν - Xeropot. 307) или «всеприятной» (παντερπνς - Xeropot. 328); мелурги XIX в. «перевели» ее в нотацию нового метода (Dionys. 680; 681, 1-я пол. XIX в.- рукописи Иоасафа Дионисиата; Konstamon. 92, ок. 1840 г. - «экзегесис» Николая Дохиарита). В автографе Ivir. 951 помещены версии Г. на 2-й и 4-й гласы. Существуют также его распевы на гласы 1, 3, 4-й λγετος и βαρς (РНБ. Греч. 237; Aegio. Taxiarch. 2; Aroania (Sopoto). Theodor. 16, 1710-1740 гг.; Lesb. Leim. 281, 1728 г.; 279; Athen. O. et M. Merlier. 12; Xeropot. 317; 329; Gregor. 25; Pantel. 967, нач. XVIII в.; 994). Херувимская песнь была распета Г. на все гласы (Ivir. 951; Xeropot. 328; 307; Lesb. Leim. 230; 459; 238; 253, 1725-1740 гг.; Xeropot. 323; Pantel. 1005; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.; 188, сер. XVIII в.; 132, посл. треть XVIII в.; Athen. O. et M. Merlier. 12). На нек-рые гласы существует по неск. версий: напр., на 1-й и на 1-й τετρφωνος (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237; БАН. РАИК. 35); на 1-й плагальный, 1-й плагальный τετρφωνος и 1-й плагальный συνοπτικν (Ivir. 951; Pantel. 919; 994; РНБ. Греч. 237; БАН. РАИК. 42). Г. также «украшал» херувимские более ранних мелургов: Нектария на 2-й глас, иером. Климента Митилинского (Лесбосского) на глас βαρς (Ivir. 951; Xeropot. 317; Doch. 332; 338). В свою очередь херувимские Г. подвергались обработке более поздних мелургов: напр., версии Г. на гласы 2-й, 1-й плагальный, βαρς и 4-й плагальный, «сокращенные» мон. Феодулом Энитом (Агиоритом) (συντομθη π κρ Θεοδολου - Doch. 376).

http://pravenc.ru/text/164757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МНОГОЛЕТИЕ Многолетие (многолетствование), песнопение с пожеланием долгих лет жизни, исполняемое во время богослужения или внебогослужебного обряда. В византийской традиции М. представлены различными по тексту и литургическому применению песнопениями. Наиболее ранним источником, в к-ром выписаны нотированные М. «Πολλ τη» (Многая лета), вероятно, является Анфология 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 144 - М. визант. имп. Андронику III). М. здесь представлены в 2 вариантах на 4-й глас. Аналогичный по напеву образец приводится в статье Г. Тильярда по рукописи 1433 г. (Ath. Pantokr. 214), где 1-й раз «Πολλ τη» распевается орнаментированно, а после имени имп. Иоанна VIII Палеолога и К-польского патриарха Иосифа II повторяется в более простом силлабическом стиле. Подробную информацию о способе исполнения М. можно получить из рубрик певческих рукописей 1416/1417-1425 гг. (Athen. Bibl. Nat. 2061. Fol. 73-74) и 1376-1385 гг. (Athen. Bibl. Nat. 2062. Fol. 55v - 56). Во 2-й из этих рукописей, содержащей М. визант. императорам Иоанну V и Андронику IV Палеологам, выписаны последовательно М., исполняемые доместиком , а затем антифонно 2 хорами; народ (λας) повторяет М., по всей вероятности, речитацией (см. транскрипцию в кн.: Wellesz. 1961. P. 118-120). Респонсорную форму исполнения М. (т. е. чередование пения доместика или протопсалта и причта) отмечал К. Д. Ливи , основываясь на рукописях Ath. Laur. Ε. 173 (1436 г.), Sinait. gr. 1251 и 1584 (между 1427 и 1440 гг.) (см.: Levy. 1968. P. 48). Э. Веллес обнаружил сходство этих мелодических версий М. с песнопением «Kyrie» по напеву «Jesu Redemptor», что, по его мнению, указывает на древнее происхождение визант. мелоса М., представленного в рукописях XIV-XV вв. ( Wellesz. 1961. P. 120-121). В последующие столетия в певч. искусстве визант. традиции создавались разнообразные версии и варианты М., атрибутируемые различным мелургам. Одним из наиболее ранних авторов мелоса «Τν δεσπτην κα ρχιερα» (Владыку и архиерея) на глас βαρς (7-й) считается прп. Иоанн Кукузель , хотя, как в рукописях, так и в печатных изданиях, эта версия М. часто называется древней и имя мелурга не указывается (см.: Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 327-329).

http://pravenc.ru/text/2563872.html

XVI - нач. XVII в.) (списки: Ath. Laur. Κ. 158, нач. XVII в.; Ath. Ivir. 1192, нач. XVII в.; 1248, 1-я пол. XVII в.; Vat. Barb. gr. 301, XVII в.), доместика Иверского мон-ря на Афоне Космы Македонца (посл. треть XVII в.) (списки: автограф Ath. Ivir. 1074, 1682 г.; Zakinfos. P. Gritsanis. 8, 1698 г.; Ath. Ivir. 1048, 1686 г.), свящ. и номофилакса Великой ц. Баласиса (посл. треть XVII в.) (списки: Ath. Ivir. 1686 г.; Sinait. gr. 1494, 1679 г.; Ath. Ivir. 1021, 1701 г., и др. рукописи XVII-XVIII вв.). Авторские мелодические версии И. катавасий принадлежат протопсалту Великой ц. Панайотису Хрисафу Новому (2-я пол. XVII в.) (списки: Lesb. Leim. 239, 1672-1673 гг.), Герману , митр. Нов. Патр (2-я пол. XVII в.) (списки: Ath. Ivir. 1048, 1686 г.; Lesb. Leim. 243. Fol. 73-103v, 1787 г.; Ath. Prodromou. 1, XVIII в.; Ath. Doch. 407, XVIII в.; Ath. Laur. Ε. 113, Θ. 153; Ath. Vatop. 1379, XVII в.; Ath. Xeropot. 325, XVIII в.; 380, 1759 г.), доместику (впосл. лампадарию) Великой ц. Петру Пелопоннесскому († 1778) (его И. с пространным ирмологическим мелосом является сокращенным и упрощенным вариантом мелодической версии Баласиса; списки: Zakinfos. P. Gritsanis. 13, 1773 г.; Lesb. Leim. 246, 1779-1793 гг.; Ath. Xeropot. 375, 1783 г.; 372, 1785 г.; 386, кон. XVIII в.). По рукописи Ath. Xeropot. 262 (1-я пол. XVII в.) известен анонимный И. катавасий, мелос которого имеет сходство с версией И. Германа, митр. Нов. Патр. Позднее распространились И. краткого, силлабического мелоса: протопсалта Великой ц. Петра Византийского († 1808) (И. с последованием песней; списки: Ath. Pantel. 999, 1803 г.; Ath. Vatop. 1378, 10-е гг. XIX в.; Sinait. gr. 2086, 1805 г.; Athen. Bibl. Nat. 964, 1806 г.; Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 740, 1805 г. (автограф)) и доместика Марка (1-я пол. XIX в.) (Ath. Gregor. 16, 1832 г.). Мелодические версии отдельных последований ирмосов в греческих И. XVIII-XIX вв. принадлежат иером. Анфиму Фессалийцу (кон. XVII в.) (Ath. Ivir. 1243, XVIII в.), Петру Берекету (нач. XVIII в.) (Athen.

http://pravenc.ru/text/674073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КСИР [греч. Ιωννης Ξηρς] (кон. XIII - сер. XIV в.), визант. мелург. Сведений о личности И. К. немного. Определение времени жизни основывается на самом раннем упоминании его имени в Аколуфии (Пападики) 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458). В визант. и поствизант. рукописях он упоминается как Иоанн Ксир или Ксир. В нек-рых поствизант. списках, напр. в Анастасиматарии Хрисафа Нового - Анфологии 1-й пол. XVIII в. (Ath. Gregor. 25. Fol. 6) и в Пападики 1743 г. (Meteor. S. Stephan. 52. Fol. 6v - 7), И. К. назван доместиком , однако таких случаев немного, и эти рукописи - поздние, следов., можно только предполагать, что И. К. занимал эту должность. Писцы и протопсалты поствизант. периода, напр. протопсалт Иоанн Трапезундский (см. ркп. Meteor. S. Stephan. 52), приписывали И. К. должность доместика из-за наличия в рукописях составленных им методов метрофонии , необходимых для обучения певч. искусству и для тренировки учеников. Составление таких песнопений было связано с педагогической деятельностью И. К., а сами методы характеризуют его не только как мелурга, но и как талантливого учителя пения (διδσκαλος τς μουσικς), функции к-рого к XIII в. перешли к доместику (обязанности последнего заключались в управлении хором и в обучении певчих; см. дополнение к ст. «Доместик»: ПЭ. Т. 16. С. 751). Известны 5 методов метрофонии И. К., к-рые располагаются по 1, 2 или 3 в основной части Протеории Пападики или Анфологии. Включение методов И. К. в Протеории свидетельствует о широком признании его педагогических заслуг, а встречающиеся в рукописях при методах ремарки (φλιμος (полезный) - Ath. Xeropot. 307. Fol. 11, 1767 г.; φελιμτατος (полезнейший) - Ydra. Iliou. 597 (33). Fol. 6v, кон. XVII в.) подтверждают практическое значение этих песнопений. Творческое наследие И. К. как мелурга достаточно обширно: ему также принадлежат песнопения в пападическом стиле: стихи 1-й и 2-й «Славы:» 1-й кафизмы, калофоническая стихира Сорока мученикам Севастийским. Его имя упоминается в связи с рядом аллагм (термин, встречающийся в рукописях, где присутствует смена мелоса или внутри одного гласа, или при переходе в др. глас) в рукописи Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 11v - 22v), среди имен известных учителей и мелургов - Иоанна Кукузеля , Георгия Панарета , Ксена Корониса , Иоанна Цакнопула и Георгия Контопетриса , а также в рукописи XVIII в. (Athen. Bibl. Nat. 2175. Fol. 69v) в качестве автора калофонических стихов Пс 2. Устойчивая фиксация сочинений И. К. в рукописях XIV-XVIII вв. свидетельствует о его выдающейся роли в истории певч. искусства.

http://pravenc.ru/text/471326.html

Metrod A.P.Kousis, Metrodora’s work „On the feminine diseases of the womb“ according the Greek Codex 75,3 of the Laurentian library. Πρακτικ τς καδημας θηνν 20 (1945) 46–68. [s.VI] MeyerHu Ph. Meyer, Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Leipzig 1894, 102–140, 163–184. MeyerSchneider B.Meyer–Plamh – A.Schneider, Die Landmauern von Konstantinopel, II. Berlin 1943. MGHEpVII Monumenta Germaniae historica. Epistolae VII 2 (1928) (Index 467–469). [s.IX] MiAnchLog R.Browning, А New Source on Byzantine – Hungarian Relations in the Twelfth Century. The Inaugural Lecture of Michael το γχιλου as πατος τν φιλοσφων. Balkan Studies 2 (1961) 173–214. [s.XII] MichAttDial P.Gautier, La diataxis de Michel Attaliate. REB 39 (1981) 5–143, [a.1077] MichelHumb A.Michel, Humbert und Kerullarios. Quellen und Studien zum Schisma des XI. Jahrhunderts. 2.Teil. Paderborn 1930. [s.XI] MichGramm S.G.Mercati, Intorno а Μιχαλ γραμματικς ερομναχος; Ancora intorno а Μιχαλ γραμματικς ερομναχος, in: MercColl I 114–120, 121–135. [s.XI/XII?] MichItal Michel Italikos, Lettres et discours, ed. P.Gautier. Paris 1972 (Index 311–332). [s.XII] MiChon Sp.Lampros, Μιχαλ κομιντου το Χωνιτου τ σωζμενα I–II. Athen 1879–1880 (Index II ιθ " –κβ»). [са 1200] MiChonArs Arsenij, etyre neizdannyja besdy Michaila Akominata. Novgorod 1901. [ca 1200] MiChonDial Gregorii Palamae [recte Michael Choniatae] Prosopopoeia, PG 150, 1347–1372 (Schlußteil und Ergänzungen ed. H.Hunger, JÖB 22 33–36). [ca 1200] MiChonGreg F.Gregorovius, στορα τς πλεως θηνν κατ τος μσους ανας... μεταφρ. π Σπ.Π.Λμπρου. Bd 2. Athen 1904, 678, 729: Mich.Chon. [ca 1200] MiChonKat Sp.Lampros, Μιχαλ κομιντου Ανκδοτος ομιλα. NE 6 (1909) 5–31. [ca 1200] MiChonLog B.Georgiades, Μιχαλ κομιντου το Χωνιτου κα Γεωργου Βορτζου μητροπολιτν θηνν λγοι. Athen 1882. [ca 1200] MichPal H.Grégoire, Imperatoris Michaelis Palaeologi de vita sua. Byz 29–30 (1959–60) 447–470. [s.XIII] MichProoim J.Lefort, Prooimion de Michel, neveu de l " archevêque de Thessalonique. TM 4 (1970) 375–393. [s.XII]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Согласно новейшим исследованиям, самым ранним списком (но не автографом, как считалось ранее; см.: Χατξηγιακουμς. 1980. Σ. 94; Герцман. 1994. С. 704) каталога К. М. является кодекс Athen. Soc. Hist. Ethn. 305 (Fol. 86-87v); текст руководства найден и в др., более поздних муз. рукописях, в к-рых нет существенных отличий в содержании каталога: Bucur. Acad. Romana. 923. Fol. 21v - 23, ок. 1780 г. (изд.: Moisescu. 1985; см. также: Georghi. 2010. P. 144-149), Athen. Univ. K. Psachou. 270. Fol. 16-18v, кон. XVIII в. (см.: Ψχος. 1978. Σ. 113-114. Υποσημ. 60; см. также электр. ресурс: pergamos.lib.uoa.gr/dl/read?pid=uoadl:126538); БАН. РАИК 63. Fol. 19-20v, кон. XVIII - нач. XIX в. (см. описание: Герцман. 1999; изд.: Он же. 1994, в т. ч. факсимиле каталога: С. XCV-XCVII). Каталог представляет собой перечисление в алфавитном порядке (к-рый, однако, не всегда соблюдается) имен учителей муз. искусства кон. XIII - сер. XVIII в. В рукописи Athen. Soc. Hist. Ethn. 305 указано 118 имен (Fol. 86-87v), на последнем листе более поздней рукой добавлено еще 4 имени: «Петр Пелопоннесский, лампадарий Великой церкви, ученик Иоанна протопсалта, Петр Византийский, ныне лампадарий и ученик Петра Пелопоннесского, Иаков, ныне протопсалт и ученик Даниила протопсалта, Лазарь, наш учитель, протопсалт Мега-Ревмы» ( Δυοβουνιτης. 1926. Σ. 280-281; Герцман. 1994. С. 717-718; Καρακατσνης. 2004. Σ. 9-10). Имя Петра Пелопоннесского вписано, а затем зачеркнуто той же рукой в 2 строках после имен Панарета Патзады Прасина и Петра Берекета , откуда с помощью особого знака отсылки «перенесено» после имени Панайотиса Халацоглу (последнего, указанного на букву Π). Очевидно, личность последующего владельца и пользователя этого кодекса, дополнившего его, может быть определена по указанию его учителя - Лазаря, протопсалта Мега-Ревмы (ныне Арнавуткёй в черте Стамбула). Певчий (ψλτης) по имени Лазарь засвидетельствован в ц. Архангелов с. Мега-Ревма в 1792 г. Так, митр. Илиупольский Геннадий (Арамбацоглу) называет его то певцом левого клироса ( Γεννδιος (Αραμπαζγλου). 1949. Σ. 52), то протопсалтом (Ibid. Σ. 57); с 1806 г. в той же церкви служил Никифор Кантуниарис (см.: Πλεμμνου. 2003. Σ. 215-225), очевидно в качестве протопсалта (см.: Γεννδιος (Αραμπαζγλου). 1949. Σ. 51-52).

http://pravenc.ru/text/1840441.html

1999. Σ. 68). Уже в 1743 г. он называет себя протопсалтом в колофоне Анфологии (S. Stephan. 52. Fol. 486: «Завершена настоящая песненномедоточивозвучная (σματομελιυτφθογγος) книга, которая в прежние времена называлась Пападики, моей рукой, Иоанна протопсалта, в лето 1743, в марте»). Аналогичное свидетельство присутствует и в автографе И. Т. 1745 г.- Икиматарии Иоанна Клады (Hieros. Patr. 572: «Настоящая книга завершена мной, Иоанном, протопсалтом Великой церкви Христа, в лето 1745, в мае»). О выдающейся кодикографической деятельности И. Т. свидетельствуют и др. певч. рукописи, выполненные им в период служения лампадарием (Анфология Laur. Μ. 93. Fol. 422v: «Была завершена настоящая песненномедоточивозвучная книга, которая в прежние времена называлась Пападики, мной, лампадарием Иоанном… в лето 1728, 16 октября»; Анфология Hieros. Patr. 323: «Настоящая книга была написана мной, Иоанном лампадарием, в лето 1734, в январе»; Икиматарий Иоанна Клады Ath. Doch. 342. Fol. 89: «Настоящая книга была написана мной, Иоанном, лампадарием Великой церкви, в лето 1734, в апреле») и протопсалтом (Анфология Athen. Bibl. K. Psachou. 72/222: «Настоящее написано мной, протопсалтом Иоанном Великой церкви, в лето 1766, в месяце сентябре»; Анфология Ath. Iver. 1157: «Написано Иоанном, протопсалтом Великой церкви, в лето 1769, в месяце июне»). Последний кодекс был написан И. Т. за неск. месяцев до смерти: это Стихирарь Германа, митр. Новых Патр (1771 г.), в к-ром сохранилась ремарка, что Иоанн протопсалт «упокоился в 1770 году» (Thessal. Univ. 1. Fol. 440). Автограф Иоанна Трапезундского. Акафист Иоанна Клады. 1734 г. (Ath. Doch. 342. Fol. 1) Автограф Иоанна Трапезундского. Акафист Иоанна Клады. 1734 г. (Ath. Doch. 342. Fol. 1) Певч. наследие И. Т. весьма значительно. Он является автором 5 версий полиелея: «Раби Господа» на 1-й глас (Lesb. Leim. 341. Fol. 31-36v, 1790-1793 гг.; Athen. O. et M. Merlier. 6. Fol. 251v - 258, 1790-1800 гг.; опубл.: Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο.

http://pravenc.ru/text/471515.html

VMaxConf Vita Maximi Confessoris. PG 90,68–109. [s.VII] VMelan Vie de Sainte Mélanie, ed. D.Gorce. Paris 1962 (Index 295–304). [s.V] VMelet Chr.Papadopulos, σιος Μελτιος Νος. Athen 1935, Nachdruck 1968 (mit veränderter Seitenzählung). [s.XII] VMethod Vita Methodii patriarchae Cp. PG 100,1244–1261. [s.IX?] VMetr F.Winkelmann, Vita Metrophanis et Alexandri. AnBoll 100 (1982) 147–183. [s.V?] VMiSync The Life of Michael the Synkellos. Text, transl. and comm. by M.B.Cunningham. Belfast 1991 (Index 193–202). [s.IX] VNaum E.Trapp, Die Viten des hl. Naum von Ochrid. BSl 35 (1974) 161–182 (Wörterverz. 182). [s.XIII?] VNiceph F.Halkin, La Vie de Saint Nicéphore fondateur de Médikion. AnBoll 78 (1960) 396–430 (Index 429f.). [s.IX] VNicMed Vita S. Nicetae confessoris auctore Theostericto. AASS Aprilis I, p.XXII–XXXII. VNicMil Vita Sancti Nicephori Episcopi Milesii saeculo X. AnBoll 14 (1895) 133–161. VNicod Vita di S. Nicodemo di Kellarana, ed. M.Arco Magrì. Roma 1969 (Index 163–192). [s.XI] VNicol The Life of Saint Nicholas of Sion. Text and Translation by I.Ševenko and N.Patterson Ševenko. Brookline, Mass. 1984. [s.VI] VNicolIamb S.G.Mercati, Vita giambica di S.Nicola di Mira secondo il codice Messinese greco 30, in: MercColl I 44–65. [ca 1300?] VNicPatr D.Papachryssanthou, Un confesseur du second iconoclasme: la Vie du patrice Nicétas (836). TM 3 (1968) 309–351. [s.IX] VNikMed T.Euangelides, Ο βοι τν γων. Athen 1895, 286–313 Vita des Niketas von Medikion. [ante s.XII] VNil Βος κα πολιτεα το σου πατρς μν Νελου το Νου, ed. G.Giovanelli. Grottaferrata 1972 (Index 173–178). [s.XI] VNStud Vita Nicolai Studitae. PG 105, 864–925. [s.X] VOnuph F.Halkin, La Vie de Saint Onuphre par Nicolas le Sinaite. RSBN 24 (1987) 7–27. [ante s.X] VPach Sancti Pachomii Vitae Graecae, ed. F.Halkin. Bruxelles 1932. VPachom F.Halkin, Une Vie inédite de Saint Pachome (BHG 1401a). AnBoll 97 (1979) 5–55. 241–287. [s.XI vel antea] VPais itie Paisija velikago i Timofeja patriarcha Aleksandrijskago povestvovanie o udesach Miny, ed. I.Pomjalovskij. Zapiski ist.-filol. fak. S.-Peterb. univers. L/3. St.Petersburg 1902 (Index 92–107). [s.XIII?]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

RSBN Rivista di studi bizantini e neoellenici SB(N ) Studi bizantini (e neoellenici) SBS Studies in Byzantine Sigillography SC Sources Chrétiennes SIFC Studi italiani di filologia classica StT Studi e Testi SubGron Subseciva Groningana TM Travaux et Mémoires TU Texte und Untersuchungen VV Vizantijskij Vremennik WSt Wiener Studien ZMNP urnal’ ministerstva narodnago prosvenija ZPE Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik ZRVI Zbornik radova vizantološkog instituta S. Lexikographische, grammatische, terminologische und textkritische Sekundärliteratur. AhrwMer Н. Ahrweiler, Byzance et la mer. Paris 1960. Alberti Glossarium graecum in sacros novi foederis libros ed. J.Alderti. Leiden 1735. AmantMel A.Amantos, Γλωσσικ μελετματα. Athen 1964. Andre J. André Notes de lexicographie botanique grecque. Paris 1958. Andr N.Andriotes, τυμολογικ λεξικ τς κοινς νεοελληνικς. Thessalonike 3 1988. AndrArch N.Andriotis, Lexikon der Archaismen in neugriechischen Dialekten. Wien 1974. Apostol Ph.Apostolopoulos, Inventaire méthodique de linguistique byzantine. Thessalonike 1994. Arabant P.Arabantinos, πειρωτικν γλωσσριον. Athen 1909. Atsalos B.Amsalos, La terminologie du livre – manuscrit l " époque byzantine. Thessalonike 1971. AvotinsCode I.Avotins, On the Greek of the Code of Justinian. Hildesheim 1989. AvotinsNov I.Avotins, On the Greek of the Novels of Justinian. Hildesheim 1992. BauAl W.Bauer – К. u. B.Aland, Griechisch – deutsches Wörterbuch zu den Schriften des Neuen Testaments und der frühchristlichen Literatur. Berlin 6 1988. BeckKirche H.-G.Beck, Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München 1959. BeckVolk H.-G.Beck, Geschichte der byzantinischen Volksliteratur. München 1971. BergerBad A.Berger, Das Bad in der byzantinischen Zeit. München 1082. BergerPatria A.Berger, Untersuchungen zu den Patria Konstantinupoleos. Bonn 1988. Bergotes G.Bergotes, Λεξικ λειτουργικν κα τελετουργικν ρων. Thessalonike 2 1991. BerichtPap Berichtigungsliste der griechischen Papyrusurkunden aus Ägypten, Bd. 5–9. Leiden 1969–1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

OrlCharag A.Orlandos – L.Branuses, τ χαργματα το Παρθεννος. Athen 1973. Oudot Ι.Oudot, Patriarchatus Constantinopolitani Acta selecta. I. Roma 1941. OvadPave R. and A.Ovadiah, Mosaic Pavements in Israel. Rom 1987 . Pach Georgii Pachymeris de Michaele et Andronico Palaeologis libri XIII, rec. I.Bekker, II. Bonn 1835 (Index 871–875; Glossar 655–724). [ca 1300] PachDecl Georgii Pachymeris Declamationes XIII, ed. J.F.Boissonade. Paris 1848. [ca 1300] PachDion Georgii Pachymerae in opera S.Dionysii Areopagitae. PG 3, 4. [ca 1300] PachF Georges Pachymérès, Relations historiques. Ed. par A.Failler, trad. fr. par V.Laurent. I: Livres I–III; II: Livres IV–VI. Paris 1984; III: Livres VII–IX: IV; Livres X–ΧIIΙ, Paris 1999; V: Index. Paris 2000. [ca 1300] PachomAth F.Halkin, Le corpus Athénien de Saint Pachome. Genève 1982. [s.X vel antca] PachParm Γεωργου το Παχυμρους πμνημα ες τν Παρμενδην Πλτωνος – George Pachymeres Commentary on Plato’s Parmenides, ed. and transl. by Th.A.Gadra [et al.]. Athen – Paris – Bruxelles 1989. [ca 1300] Paian Sp.Lampros, Παιανου μετφρασις ες τν το Ετροπου ωμακν στοραν. ΝΕ 9 (1912) 1–115. [s.IV] Palam Γρηγορου το Παλαμ συγγρμματα, ed. P.Chrestu. I–IV. Thessalonike 1962–1988. [s.XIV] PalamHes Grégoire Palamas, Défense des saints hésychastes, ed. J.Meyendorff, Louvain 2 1973 (Index 747–752). [s.XIV] PalamKeph Saint Gregory Palamas, The One Hundred and Fifty Chapters. Ed. by R.E.Sinkewicz. Toronto 1988. [s.XIV] PalimEuph P.Canart, Le palimpseste Vat. gr. 1876 et la date de translation de Sainte Euphémie. AnBoll 87 (1969) 91–104. [ca 700] PallaVersi R.Palla, Versi inediti (?) in margine а un carme di Gregorio Nazianzeno. BollGroll n.s. 49–50 (1995–1996) 3–10 (ergänzend dazu M.G.Bianco, ib. 11–16). PallChrys Palladios, Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome. ed. A.–M.Malingrey. I–II. Paris 1988 (Index 145–243). [a.408] PallGent Palladius de gentibus Indiae et Bragmanibus, hrsg. v. W.Berghoff. Meisenheim 1967. [s.IV–V] PalSteph Palladius, Kommentar zu Hippokrates „De fracturis“ und seine Parallelversion unter dem Namen des Stephanus von Alexandria, ed. D.Irmer. Hamburg 1977 (Index 155–183). [s.VI/VII?]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010