Да убелится всякое земное естество, от падения ныне на небо возводимо… текущими струями омывашеся, прегрешений прежних убеже, пресветло измовено (6 янв. 8-я песнь канона утрени). И это все совершается Божиею благодатию, потому это Царство и может быть названо Благодатным Царством. И начаток спасения на Иордан совершити… прииде Христос (3 янв. стихира на хвалитех утрени). Свет озаряти уже начинает! (3 янв. стихира на стиховне утрени). В этом открытии Благодатного Царства и заключается главный смысл праздника. Праздник Богоявления и Крещения еще называется «Просвещением»; так он называется в Евангельских и Апостольских чтениях: суббота пред Просвещением, неделя пред Просвещением, Просвещение (вместо Крещения), суббота по Просвещении, неделя по Просвещении. Так же точно, – и тоже очень часто, – это слово употребляется и в богослужении. Сам Христос называется Просвещением (5 янв. 8-я песнь канона утрени), Просветителем нашим, просвещающим всякаго человека (6 янв. на Господи, воззвах 1-я стихира). Людие, во тме скорбей древле седящии, Свет явися вам незаходящий, видите и Божественными зарями просветитеся и Явльшагося благодать воспойте (4 янв. 5-я песнь канона утрени). Душ очищение готовится, просвещение, решение (освобождение) лютых прииде, возликуй вся тварь! (там же 9-я песнь)… Прииде Просвещение, Избавление явися (там же стиховна утрени) просветити сущия во тме (5 янв. стиховна вечерни). Поем Господу, к светлости Божественней возводящему нас (5 янв. 1-я песнь канона повечерия). Подает Христос чувствующим Его Божественное осияние (там же 3-я песнь). Христос Иисус предгрядет водами Иорданскими потоки греховныя потопити, просвещение всем даруя (5 янв. 1-я песнь канона утрени). Вместо тьмы Христос просвещает человечество водою Божественнаго крещения Его (царские часы, тропарь 9-го часа). Прииде Просвещение; Благодать явися, Избавление (от врага) наста; мир просветися: людие, радости исполнитеся (10 янв. стиховна утрени). Почему именно называется так крещение? Конечно, не потому, что люди стали более учеными и знающими, что думают так называемые «просвещенные» люди. И напрасно «простые», но верующие и крещеные православные люди называют иногда себя «темными». Это совершенно неверно! Наоборот, так называемые «просвещенные» люди, но неверующие, являются «темными» в истинах спасения. И даже – нередко!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

46 Прокимен: Господь воцарися..., накануне недели поется во весь год (Типик., послед. 14 сентября). 50 Этот выход делается для совершения литии, которая, по Типикону, составляет неотъемлемую принадлежность каждого всенощного бдения, хотя в настоящее время совершают ее только накануне больших праздников. Самый выход на литию, когда она бывает, по установившейся практике совершается чрез отверстые царские двери. 51 Представляется необходимым сделать следующие замечания: а) Во 2 гл. Типикона сказано: «Поем стихиру храма». В этом выражении заключается указание на то, что надобно петь одну только стихиру храма, а не две и не более, потому что когда Типикон назначает для пения одно песнопение, то употребляет единственное число, напр., говорит: «посем стихира воскресна, глас 6: Воскрес Иисус от гроба» (гл. 2), «Слава, стихира евангельская рядовая» (гл. 2); а когда назначает несколько стихир, то употребляет множественное число, напр., он говорит: «На Господи, воззвах стихиры».., «на хвалитех стихиры»..., «на стиховне стихиры»..., «стихира храма и святого стихиры» (гл. 3), или выражается, напр., таким образом: «Поем стихиру воскресну и входим в храм..., поюще и прочия стихиры воскресны» (гл. 2). – Но почему после слов: «поем стихиру храма», немного ниже, в той же главе Типикона говорится: «и по совершении стихир», т. е. делается указание на многие стихиры? Ответ на это надобно искать в Октоихе, в последовании великой вечерни, бывающей накануне воскресного дня, где сказано: «Поем самогласну стихиру святого обители, литию творяще в притворе, на ней же поем стихиры Павла Амморейского, или что настоятель изволит» (стихиры Павла Амморейского в Октоихе напечатаны выше этого замечания в числе стихир на Господи, воззвах). Отсюда следует, что кроме стихиры храма, можно петь стихиры Павла Амморейского или какие-нибудь другие, напр., после первой стихиры храма можно петь и прочие его стихиры. Впрочем, можно и ничего не петь, кроме стихиры храма, а после нее прямо Слава, и ныне, богородичен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих). Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: воскресный на 4, Богородице из Октоиха на 2, 1-го святого на 4, 2-го святого на 4. Катавасия – рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос 1-го святого, кондак и икос 2-го святого (если есть); седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого; «И ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский, светилен 1-го святого; «Слава»: светилен 2-го святого; «И ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Если только один святой имеет светилен, то читается эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Если ни один из святых не имеет светильна, то читается эксапостиларий евангельский; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Стихиры на «Хвалите…»: стихиры Октоиха 8 (последние две стихиры с воскресными припевами « Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя…» и «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим…»); «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. §4.4.3. Особенности воскресной утрени в случае шестеричного или славословного святого Особенности этой службы отражены в 5-й главе Типикона. По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря святого. Седальны по кафисмам: седальны воскресные Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря святого), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу, «В неделю на утрени на Бог Господь»). Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих). Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: воскресный на 4, крестовоскресный на 2, Богородице из Октоиха на 2, святого на 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Перед великим славословием поются стихиры на хвалитех. Как и стихиры на «Господи, воззвах» на вечерне, утренние стихиры на хвалитех делятся на две группы: 4 стихиры воскресных и 4 «восточных». По содержанию они похожи на стихиры вечерни. 9-я стихира на хвалитех называется «евангельской» и относится, как и экзапостиларий, к воскресному Евангелию. Автором одиннадцати евангельских стихир считается император Лев Мудрый. Заключительная стихира, по традиции, обращена к Богородице. Эта стихира – всегда одна и та же, вне зависимости от гласа богослужения: Преблагословенна еси, Богородице Дево: Воплошшим 6о ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. Преблагословенна Ты, Богородица Дева, ибо воплотившимся из Тебя был пленен ад, спасен Адам, уничтожено проклятие, освобождена Ева , умерщвлена смерть и мы оживлены. Поэтому, воспевая, мы взываем: благословен Христос Бог, соблаговоливший так, слава Тебе. После великого славословия исполняется «тропарь воскресен». В Октоихе таких тропарей всего два – на 1-й и 2-й гласы. Тропарь 1-го гласа поется также на богослужениях 3-го, 5-го и 7-го гласов, а тропарь 2-го гласа, соответственно, на богослужениях 4-го, 6-го и 8-го гласов: Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея: разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость. Сегодня спасение миру. Воспоем Воскресшему из гроба и Начальнику нашей жизни, ибо, разрушив смертью смерть, Он даровал нам победу и великую милость. Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти, Господи, вся от сетей врага избавивый; явивый же Себе апостолом Твоим, послал еси я на проповедь, и теми мир Твой подал еси вселенней, едине Многомилостиве. Ты воскрес из гроба и разорвал узы ада, разрушил смертный приговор, Господи, всех избавив от сетей врага. Явив же Себя апостолам, Ты послал их на проповедь и через них даровал мир вселенной, Единый Многомилостивый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес! (Мф. 28, 5–6). Любая служба утрени в Русской Православной Церкви, сопровождаемая чтением Евангелия, имеет в своем содержании самую яркую, самую торжественную стихиру, соотносящуюся по своему смыслу и содержанию с евангельским сюжетом. Такого рода стихиры называются утренними или евангельскими. Всего их одиннадцать. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru ознакомиться с богословско-филологическим комментарием к восьмой евангельской стихире на церковнославянском языке. Православная богослужебная традиция является прямым отражением жизни всей нашей Церкви. В ней ярче всего раскрывается смысл Священного Писания и Предания, святоотеческого христианского учения. Она помогает нам следовать заповедям Господа, учит любви и долготерпению, открывает врата Царствия Небесного. Венцом и украшением всех служб Православной Церкви является Божественная литургия, на которой мы, подобно апостолам, участвуем в Евхаристической вечери, соединяемся с нашим Создателем через Его Святые Тело и Кровь. Прочие службы суточного круга богослужений призваны Церковью приготовить нас к этому «страшному» и таинственному событию. Важнейшую роль здесь играет православная гимнография, которая раскрывает перед христианином завесу истории, возвращая в евангельские времена. Православная гимнография раскрывает перед христианином завесу истории, возвращая в евангельские времена Русской Православной Церкви известно множество жанровых форм гимнографии: тропари, кондаки, икосы, каноны и т.д. Крайне значимыми являются стихиры — одни из самых распространенных песнопений. Само слово стихира пришло в славянские языки из греческого, где слово στχος означает стихотворную строку, стих . Архимандрит Киприан (Керн) поясняет смысл данного понятия: «Стихира — это песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам» . Как уже говорилось выше, евангельская или утренняя стихира приурочена к стихам Евангелия и выполняет функцию краткого изложения того или иного библейского сюжета.

http://pravoslavie.ru/150241.html

В греческом слово источник(πηγ) – женского рода, а вода (δωρ) – среднего. В Евангельской фразе πηγ δατος λλομνου причастие λλομνου – среднего рода в родительном падеже, т.е. оно согласовано со словом вода(δατος), которое также среднего рода и в родительном падеже, а не со словом источник (πηγ), которое женского рода в именительном падеже. Текущей является вода, а не источник. Простите, привожу примеры из того, что было под руками (с факсимильных изданий обоих памятников: Остромирово Евангелие (ГПБ, Г-.п. 1.5) М, 1988; Елисаветградское Евангелие (РГБ. Ф. 187. 9500) М, 2009. Триодь Цветная. Старый и новый обряд: среда Преполовения, 2-й канон, 7-я песнь, 3-й тропарь (здесь и далее греческие источники соответствуют новообрядным). Триодь Цветная. Новый обряд: пяток 5-й седмицы, утренние стиховны (гл. 4), 3-я стихира. Старый обряд (та же стихира): четверток 5-й седмицы, утренние стиховны (гл. 4), 3-я стихира. Триодь Постная. Старый и новый обряд: вторник 4-й седмицы поста, песнь 8-я канона, 3-й тропарь. В старопечатной Триоди перевод: вода жива почерпаема. Минея декабрь (старый и новый обряд): 3-е декабря, 3-й воззвах (в греч. 1-й). В старопечатном тексте перевод: воду почерпающа [в жизнь вечную]. Триодь Цветная. Новый обряд: неделя 5-я, эксапостилларий на и ныне, Преполовению. В старопечатной Триоди этого эксапостиллария нет. Богородичная служба по старому чину на Светлой седмице служится во вторник – Одигитрии (бдение). Это древнейшая служба, которая имеется, например, в Триоди Моисея Киянина (XII в.). Греки ее не сохранили, исчезла она после никоновской справы и из наших книг. Так, например, в той же стихире ниже есть выражение: [δωρ] τν μβροσαν το νκταρος. Его следовало бы перевести: [вода] нектара бессмертия(или божественного напитка), но переводчик вводит неологизм и переводит – [воду] амвросию, нектара(в ущерб, кстати, грамматике, не соблюдая падежные формы). Неологизм амвросия(амброзия) не прижился в богослужебных текстах, но прижился в светском речевом обиходе конца XVII и в XVIII веке, как и похожий неологизм харатир(характер), введенный Евфимием Чудовским (см. Крылов I , 232 ).

http://bogoslov.ru/article/2308475

В субботу на малей вечерни, стихиры воскресны по обычаю. На стиховне, стихира воскресна едина, и праздника стиховна с припевы своими великия вечерни. Слава, и ныне, праздника. Тропарь воскресен. Слава, и ныне, праздника. На велицей вечерни, по обычной кафисме, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и анатолиев един, и праздника 6, поемыя на самый праздник. Слава, праздника. И ныне, Богородичен 1-й гласа. На литии стихиры и Слава, и ныне, праздника: На стиховне стихиры воскресны. Слава и ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь: Богородице Дево: дважды, и праздника, единожды. и чтение в посланиих апостольских. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресн, дважды. Слава и ныне, праздника: По кафисмах седальны воскресны, с богородичны их, и чтение во евангелии толковом, и непорочны, и ипакои гласа, и чтение. Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресно. Воскресение Христово: псалом 50. стихира воскресна, и прочая по обычаю. Канон воскресн со ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и праздника оба канона на 8. Катавасиа: Преукрашенная: По 3-й песни, кондак праздника, и икос, и ипакои праздника. По 6-й песни, кондак воскресн и икос и пролог. На 9-й песни, поем Честнейшую: Светилен воскресн. Слава, и ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны на 4, и праздника на 4 со славным, с припевы праздника. Слава, стихира евангельская. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресн точию. ектении, и отпуст, и оглашение Студитово, и исхождение обычное в притвор, и час первый, и конечный отпуст. На часех, тропарь воскресн. Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак праздника, и воскресн, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа на 6: и праздника, песнь 9-я, на 4: По входе тропарь воскресн, и праздника. Слава, кондак воскресн. И ныне, праздника. Прокимен, апостол, Аллилуиа, и Евангелие дне и праздника. Причастен: Хвалите Господа с небес: и праздника. От сего же дне катавасиа поется: Крест начертав: до 21-го септемвриа. Святаго же Луппа поется служба в 22-й день, якоже предуказася.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира святого (1-го или 2-го); «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Если в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется рядовой Богородичен Октоха. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (трижды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (единожды), тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря 2-го святого. Седальны по кафисмам: седальны воскресные Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря 2-го святого), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу «В неделю на утрени на Бог Господь»). Седальны по полиелеи: ипакои гласа. Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: воскресный на 4, Богородице из Октоиха на 2, 1-го святого на 4, 2-го святого на 4. Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос 1-го святого, кондак и икос 2-го святого (если есть); седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого; «И ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский, светилен 1-го святого; «Слава»: светилен 2-го святого; «И ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Если только один святой имеет светилен, то читается эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Если ни один из святых не имеет светильна, то читается эксапостиларий евангельский; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Стихиры на «Хвалите...»: стихиры Октоиха 8 (последние две стихиры с воскресными припевами «Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя…» и «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим…»); «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Стихиры – (στιχηρος – стихотворный, στιχηρ –то, что написано стихами). В церковном употреблении так называются песнопения, по своему содержанию, приноровленные к воспоминанию празднуемого события или к прославлению празднуемого святого. Стихиры полагаются только на вечернях и утренях. Чтобы отличить одни стихиры от других, для этого каждому роду стихир дано особое название, а именно: 1) Стихиры на Господи воззвах, они поются всегда с одинаковыми стихами псалмов 120 и 116; 2) Стихиры стиховны вечерние; они поются в конце, вечерни, после ектений в воскресные и праздничные дни, a в будничные дни между сугубою и просительною, но не всегда с одинаковыми стихами; стихи этих стихир изменяются приноровительно к праздникам; 3) Стихиры хвалитны или на хвалитех; они поются на утрени после псалма, Хвалите Господа с небес пред славословием Великим и поются всегда с одинаковыми стихами псалмов 149 и 150; 4) Стихиры стиховны утренние, – они поются, когда нет праздника, в конце утрени, и поются не всегда с одинаковыми стихами,стихи этих стихир изменяются в службу субботнюю, в праздники-же на утрени стиховных стихир не полагается, но тогда совершается лития и поются: 5) Стихиры на литии (см. Лития), сии стихиры стихов не имеют. – В каждом исчисленном роде стихир последняя из них есть стихира Богородична, ибо она поется во славу Пресвятой Богородицы, либо содержит в себе моление к Ней. Богородичны стихиры поются не со стихом псалма, а с припевом: и ныне и присно и во веки веков аминь. – В воскресные дни пред стихирою Богородичною на хвалитех поется стихира Евангельская (см. это слово) с припевом: Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу. Кроме того, стихиры называются умилительными, – другие – покойными или мертвенными, иные – мученичными, но этими именами означается только содержание стихир, a не особый род их (Слов. свящ. С. Михайловского). Стихира есть пространная песнь, которая нарочито составлена песнописцем по случаю новозаветного праздника и присовокуплена к стиху. (Нов. Скр. ч. II § 19.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

«Сохрани, Господи Боже, всех благочестивых и православных христиан, обитающих во граде (веси или острове) и енории сей, с женами и чадами их» 2704 . Лития утренняя Как и вечерня, утреня оканчивается литией («исхождение», греч. λιτ – не просто: «исходим») в притворе, но гораздо более краткой, состоящей только из обряда выхода в притвор и одной стихиры, если не включать в эту литию следующего за нею «оглашения Студитова». Выход совершается, подразумевается, по тому же чину, как на вечерней литии, к которой и отсылают другие описания этой литии – в гл. 3 Тип. и под 8 сентября. Но так как на этой литии не указывается никаких действий для диакона, то едва ли необходимо его участие и в выходе. Выход совершается при пении «стихиры самогласной, яко обычай», аналогичной со стихирой на вечерней литии, т. е. стихиры храма. На тех утренях, на коих не поется на своем месте евангельская стихира, она поется здесь вместо стихиры храма (см. Тип. 11 октября Неделя отец, 11 декабря Неделя праотец, 17 декабря Нед. отец, Нед. мытаря). Указание этих мест Типикона, что евангельской стихире на утренней литии предшествует Слава и ныне, должно иметь общее значение, т. е. и стихира храма утренней литии поется со Слава и ныне, чем она тесно соединяется с утреней (а также ввиду того, что здесь одна стихира и для Слава и ныне нет другого места). По 3 гл. Типикона, если на утренней литии бывает елеопомазание, каковое полагается при совпадении с воскресеньем великого праздника, читается на ней и молитва «Владыко Многомилостиве» из чина вечерней литии (ср. и 8 сентября). Каждение не совершается. История Западные Студийские уставы и Евергетидский не указывают после воскресной утрени чего-либо подобного 2705 , но Студийско-Ал. имеет здесь литию, только иногда отменяя ее: о Нед. мясопустной: «в ту же Неделю ни в сыропустную вън (поздн. ркп.: «в крыло») не исходять, н чтетсь по утрьн. оглашение»; о Нед. блудного: «исходять же и в крило церковное и поют за создавшаго (ктитора) тропарь (заупокойный?), аще не велик будет праздник, чтется же и оглашение» 2706 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010