Катавасия – рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос святого, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Стихиры на «Хвалите…»: – если в службе святого есть хвалитные стихиры: стихиры Октоиха – 4; стихиры святого со стихирой «Славы» на 4, причем последние два припева – не воскресные, а святого (со стиховни вечерни или, в случае шестеричного святого, из Общей Минеи); «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…»; – если святой не имеет хвалитных стихир: стихиры Октоиха 8 (последние две стихиры с припевами « Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя…» и «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим…»); «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. §4.4.4. Особенности воскресной утрени в случае бденного или полиелейного святого Особенности этой службы отражены в 3-й и 4-й главах Типикона. По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря святого. Седальны по кафисмам: седальны воскресные Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря святого), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу, «В неделю на утрени на Бог Господь»). Величание и избранный псалом святого. Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален святого по 1-й кафисме, седален святого по 2-й кафисме, «Слава»: седален святого по полиелеи, «И ныне»: Богородичен седальна по полиелеи. Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: – в случае бденного святого или полиелейного, имеющего два канона: канон воскресный на 4, Богородице из Октоиха на 2 и святого на 8;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Иная стихира, слепому, глас 8 По милости сердечной воплотившийся, Христе Боже,/лишенного света от чрева матери,/милосердием несказанного Твоего сострадания/Ты сияния божественного удостоил,/глаз его коснувшись созидающими из праха перстами Твоими;/Сам и ныне, света Податель,/и наши душевные чувства озари,/как Единый, щедро дарующий. Слава, глас 8:  Кто возглаголет силы Твоя, Христе;/или кто изочтет чудес Твоих множества?/Сугуб бо яко виден был еси на земли за благость,/сугубы и цельбы недугующим подавал еси:/не точию бо телесныя очи отверзл еси,/иже от утробы слепому,/но и душевныя./Темже Бога Тя исповедаше таящагося,/и всем подающа велию милость. Слава, глас 8:  Кто изречет могущество Твое, Христе,/или кто исчислит чудес Твоих множество?/Ибо двойствен Ты, как явившийся на земле по благости,/и исцеления двоякие болящим подавал:/ведь не только телесные очи Ты отверз/от чрева матери слепому, но и душевные./Потому он исповедал Тебя Богом сокровенным,/и всем подающим великую милость. И ныне:  Преблагословенна еси: Славословие великое, и отпуст. И ныне, глас 2:  Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Славословие великое и отпуст. Стихира утренняя, глас 8: Евангельская утренняя стихира, глас 8 Мариины слезы не всуе проливаются тепле,/се бо сподобися и учащих Ангелов,/и видения Самого Иисуса./Но еще земная мудрствует, яко жена немощная:/темже и отсылается не прикасатися Христу./Но обаче проповедница посылается Твоим учеником,/имже благовествование носящи,/еже ко Отеческому жребию восход возвещающи./С неюже сподоби и нас явления Твоего, Владыко Господи. Горячие слезы Марии/не напрасно проливаются;/ибо вот – она удостоена и наставления Ангелов,/и лицезрения Тебя, о Иисусе!/Но еще о земном она думает, как немощная женщина,/и потому прикоснуться к Тебе, Христе, не допускается;/однако же как провозвестница посылается к Твоим ученикам,/которым сообщила благую весть,/возвещая о восхождении Твоем к Отеческому наследию./С нею удостой и нас явления Твоего,/Владыка Господи! НА ЛИТУРГИИ Блаженна, гласа его:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-6...

   «Сохрани, Господи Боже, всех благочестивых и православных христиан, обитающих во граде (веси или острове) и енории сей, с женами и чадами их». ЛИТИЯ УТРЕННЯЯ    Как и вечерня, утреня оканчивается литией («исхождение», греч. λιτ - не просто: «исходим») в притворе, но гораздо более краткой, состоящей только из обряда выхода в притвор и одной стихиры, если не включать в эту литию следующего за нею «оглашения Студитова». Выход совершается, подразумевается, по тому же чину, как на вечерней литии, к которой и отсылают другие описания этой литии - в гл. 3 Тип. и под 8 сентября. Но так как на этой литии не указывается никаких действий для диакона, то едва ли необходимо его участие и в выходе. Выход совершается при пении «стихиры самогласной, яко обычай», аналогичной со стихирой на вечерней литии, т. е. стихиры храма. На тех утренях, на коих не поется на своем месте евангельская стихира, она поется здесь вместо стихиры храма (см. Тип. 11 октября Неделя отец, 11 декабря Неделя праотец, 17 декабря Нед. отец, Нед. мытаря). Указание этих мест Типикона, что евангельской стихире на утренней литии предшествует Слава и ныне, должно иметь общее значение, т. е. и стихира храма утренней литии поется со Слава и ныне, чем она тесно соединяется с утреней (а также ввиду того, что здесь одна стихира и для Слава и ныне нет другого места). По 3 гл. Типикона, если на утренней литии бывает елеопомазание, каковое полагается при совпадении с воскресеньем великого праздника, читается на ней и молитва «Владыко Многомилостиве» из чина вечерней литии (ср. и 8 сентября). Каждение не совершается. История    Западные Студийские уставы и Евергетидский не указывают после воскресной утрени чего-либо подобного, но Студийско-Ал. имеет здесь литию, только иногда отменяя ее: о Нед. мясопустной:    «в ту же Неделю ни в сыропустную вън (поздн. ркп.: «в крыло») не исходять, н чтетсь по утрьн. оглашение»; о Нед. блудного: «исходять же и в крило церковное и поют за создавшаго (ктитора) тропарь (заупокойный?), аще не велик будет праздник, чтется же и оглашение».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И обновления, 3: и Креста 3, глас 5: Подобен: Радуйся: писаны на стиховне. Слава, обновления: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Вход: И чтения 3, обновления. На литии стихира храма: И обновления хвалитныя. глас 1: Обновляйся, обновляйся: И гласа 4-го: Обновляется днесь: Глас тойже: Посреди земли возносима: Слава, глас 5: Иже в недрех: И ныне, глас 6: Днесь древо явися: На стиховне стихиры воскресны гласа. Слава, глас 2: Обновление совершающе: И ныне, Креста, глас тойже: Божественное сокровище: На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево, дважды. И обновления единожды. И чтение в посланиих апостольских. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресн, дважды: Слава, обновления: И ныне, Креста. По кафисмах седальны воскресны: Слава, и ныне, обновления. богородичны же оставляются. И чтение во евангелии, неделя пред Воздвижением. По непорочных ипакои: И чтем во евангелии неделю рядовую. Степенны, и прокимен гласа: Всякое дыхание: Евангелие воскресное. Воскресение Христово: и псалом 50. Стихира воскресна. Канон воскресн со ирмосом на 4: Богородицы на 2: обновлению на 4: и Креста на 4. Катавасиа: Крест начертав: По 3-й песни, кондак и икос обновления: И седален. Слава, и ныне, Креста: И чтение. По 6-й песни, кондак воскресн: И икос. И пролог. На 9-й песни, поем Честнейшую. Светилен воскресн: Слава, обновления: И ныне, Креста. На хвалитех стихиры воскресны, 4: И обновления, глас 4, подобен: Дал еси знамение: две. И самогласны две, глас 3: К себе восходи человече: Другий, Христе Боже наш: Первый припев: Дому твоему подобает святыня Господи в долготу дний. Другий: Господь воцарися, в лепоту облечеся: Слава, стихира евангельская. И ныне, Преблагословенна еси Богородице Дево: Славословие великое. Тропарь воскресн: И ектении. И отпуст: И оглашение. И обычное исхождение в притвор. И час 1-й. На часех, тропарь воскресн. Слава, обновления: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак воскресн, и обновления, пременяюще глаголем. На литургии блаженна воскресна гласа, на 6: И обновления, песнь 3-я, на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Канон: воскресный на 4, Крестовоскресный на 2, Богородице на 2 и Триоди 9 на 6. На практике к канону Триоди используется припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Катавасия рядовая по Уставу. В последовании Недели о мытаре и фарисее сказано, что поется катавасия «Отверзу уста моя…». Однако в Марковой главе 11 января («Подобает ведати о сем, како восходит Неделя о мытари и фарисеи») говорится о пении катавасии «Глубины открыл есть дно…», а в Марковых главах 30 января и 2 февраля – о катавасии «Сушу глубородительную…». Следовательно, Неделя о мытаре и фарисее не имеет собственной катавасии, но поется катавасия рядовая. Если говорить более конкретно, то в период с 11 по 14 января поется «Глубины открыл есть дно…», с 15 января по 9 февраля – «Сушу глубородительную…» (это – основная катавасия для данной Недели), с 10 по 15 февраля – «Отверзу уста моя…». По 3-й песни: седальны Триоди. По 6-й песни: кондак 10 и икос Триоди Отметим, что кондак и икос Октоиха, начиная с Недели о мытаре и фарисее, опускаются на протяжении всего периода Триоди вплоть до Недели Всех святых (исключения – Недели 4-я и 5-я Великого поста). По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен Триоди; «И ныне»: Богородичен Триоди. Стихиры на «Хвалите...»: стихиры Октоиха на 4, стихиры Триоди на 4 11 (последние два припева – обычные стихи 9-го псалма, которые употребляются в воскресные дни); «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. Отпуст дневной воскресный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и с поминанием святого храма, но без поминания рядового святого Минеи, служба которого переносится на повечерие в пятницу вечером. По отпусте «Слава, и ныне» – стихира евангельская. Начиная с Недели о мытаре и фарисее и вплоть до Недели Всех святых евангельская стихира всегда поется перед 1-м часом (исключение – Неделя 3-я по Пасхе). На часах Тропарь воскресный и кондак Триоди – на всех часах. Литургия «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и 6-я песнь канона Триоди на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   На Велицей Вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и анатолиев един: и предпразднства 3: и мученка три. Слава, святаго. И ныне, богородичен настоящаго гласа. На литии, стихира храма, таже стихиры стиховныя предпразднства вечерния. Слава, предпразднства, иже писана на Господи воззвах. И ныне, иже писана на Утрени, на стиховне. На стиховне, стихиры воскресны. Слава, и ныне, предпразднства. На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево: дважды. и предпразднства единожды. и чтение. На Утрени, на Бог господь, тропарь воскресн дважды. Слава, святаго. И ныне, предпразднства. По кафисмах седальны воскресны, и богородичны их, и чтение во евангелии. посем поем непорочны, впакои, и чтение. Степенна гласа. Таже, прокимен, и Всякое дыхание: и евангелие воскресно. Таже, воскресение христово: и псалом 50: и стихира воскресна. Канон воскресн со ирмосом на 4: и Богородицы на два, и предпразднства на 4: и мученка на 4. Катавасиа праздника: Сушу глубородительную землю: По 3-й песни, кондак и икос предпразднства. и седален святаго. Слава, и ныне, предпразднства. По 6-й песни, кондак и икос воскресн. На 9-й песни поем честнейшую: Светилен воскресн. Слава, мученка. И ныне, предпразднства. На хвалитех стихиры воскресны 4, и анатолиев 1: и предпразднства 3, стиховныя, с припевы их. Слава, стихира евангельская. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. Тропарь воскресн, и ектении, и отпуст, и оглашение: и обычное исхождение в притвор, и час 1. На 1 часе, тропарь воскресн. Слава, предпразднства. И ныне, богородичен часов. По Отче наш, кондак предпразднства, и конечный отпуст. На 3-м часе, тропарь воскресн. Слава, мученка. И ныне, богородичен часов. По Отче наш: кондак воскресн. Такожде и на прочих часех глаголем прежде тропарь воскресн, а предпразднства и мученка тропари пременяюще глаголем. Такожде и кондаки, воскресн, и предпразднства, пременяюще глаголем. На Литургии, блаженна октоиха, на 4: и предпразднства песнь 3, на 4, и святаго песнь 6, на 4. По входе тропарь воскресн, и предпразднства: таже храма святаго, и мученка. Кондак воскресн, и храма святаго. Слава, мученка: И ныне, предпразднства. Прокимен, апостол, Аллилуиа, и евангелие, прежде недели, потом святаго.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

После пения ексапостилария, или светильна, поются на воскресном бдении в рядовой глас, а на праздничном бдении во глас следующих за тем стихир, так называемые хвалитные псалмы, Пс. 148 : – «Хвалите Господа с небес»; Пс. 149 : – «Воспойте Господеви»; и Пс. 150 : – «Хвалите Бога во святых Его». Эти псалмы положено петь обоим ликам по стихам. На практике обычно поются эти псалмы не все полностью, а только избранные стихи их с припевами, таким образом: – «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних: тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси аггели Его, хвалите Его вся силы Его, тебе подобает песнь Богу». В отличие от будничной службы, на которой пение или чтение этих псалмов начинается со слов: «Хвалите Господа с небес»; на бдении это последование так и называется «Всякое дыхание». «Всякое дыхание» поется тогда, когда есть «Великое славословие». Далее следуют так называемые «стихиры на хвалитех», которые припеваются к последним 6-ти или 4-ем стихам этих псалмов. На воскресном бдении стихиры эти начинают припеваться за последним стихом 149-го псалма: «Сотворити в них суд написан» ( Пс.149:9 ) и всех стихир бывает 8, почему для двух последних стихир берутся особые припевы: – «Воскресни, Господи Боже мой» и – «Исповемся тебе, Господи». Затем следует стихира на: – Славу: – поется стихира Евангельская, а на: И ныне: на воскресном бдении поется всегда одна и та же стихира: «Преблагословенна еси, Богородице Дево». Если с воскресным днем совпадет память святого с бдением или полиелеем, то из 8-ми только 4 стихиры берутся воскресные из октоиха, а другие 4 стихиры святого, причем последние две имеют припевы святого, печатаемые обычно в службе святому в стихирах на стиховне. То же бывает, если в воскресение случится предпразднство, или попразднство, или отдание праздника: тогда берутся 4 стихиры воскресные, а 4 предпразднства или праздника, причем две последние с праздничными припевами. То же самое и при совпадении с воскресным днем двунадесятого Богородичного праздника: 4 стихиры воскресные, а 4 праздника. Если в воскресение, кроме предпразднства или попразднства, случится еще святый, которому положены стихиры на хвалитех, тогда стихиры предпразднства или попразднства не поются, а поются только стихиры воскресные 4 и святого 4 с припевами его. При пении Триоди Постной и Цветной в разные недели бывают разные сочетания стихир на хвалитех, которые всегда указаны на ряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Стихира – тο что написано стихами или стихотворение. В церковном употреблении под именем стихир разумеются песнопения, по содержанию своему принаровленные к воспомннанию празднуемого события или к прославлению празднуеымого святого. Еслн эти песнопения не всегда написаны стихами, и почему не всегда в этом отношении выдерживают название стихир, то они всегда почти со стихами псалмов, и в этом отношении всегда могут удержать за собой название стихир. Впрочем и по нынешней форме своей, или по крайней мере, по напеву своему, они всегда суть стахиры, ибо составлены по определенному размеру и принаровлены к определенному напеву. Чтобы отличить одни стихиры от других, для этого каждому роду стихир дано особое название; именно: а) Стихиры на Господи воззвах; они поются за вечерней после пения Господи воззвах  поются всегда с одинаковыми стихами псалмов 129-го и 116-го; б) стихиры стиховны вечерни; они поются в конце вечерни, после ектении, но не всегда с одинаковыми стихами: стихи этих стихир изменяются принаровительно к праздникам; в) Стихиры хвалитны (см. примеч. 1-е) г) стихиры стиховны утрени; они поются, когда нет праздника, в конце утрени после ектений, и поются со стихами не всегда одннаковыми: стихи этих стихир изменяются в службу субботнюю; в праздники на утрени  стиховные стихиры не поются, но тогда совершается лития и поются д) стихиры литийные – эти стихов не имеют. В каждом исчисленном роде стахир последняя стихира есть Богородична; ибо она поется во славу Пресвятой Богородицы; либо содержат в себе моление к ней. Богородичны стихиры поются не со стихом псалма, а с припевом и ныне, и присно и во веки веков. аминь. В воскресные дни на хвалитех пред стихирою Богородичною поется стихира евангельская с припевом „СлаваОтцу” и пр; она называется евангельскою потому что содержание ее заимствуется из  воскресного утреннего Евангелия; евангельских стихир по числ воскресных утренних Евангелий одинадцать; сочинены они царем Львом Премудрым. Кроме того стихиры называются умилительными, другие покойными или мертвенными, иные мученичными, но все эти наименования отличается только содержание стихир но не особый род их. В число воскресных стихир включаются и те, которые называются также Анатолиевыми и Восточными. Анатолиевы – по имени сочинителя Константинопольского патриарха Анатолия (5 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Степенны гласа (см. Антифоны степенны). Стихира. Стихира, стихера (στιχηρν), многостишие (быть может, от στχον αρω – «беру стих», избираю известное стопомерие) есть песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером стихосложения и большей частью имеющих перед собою стихи Священного Писания: «Господи воззвах» и другие. Стихиры на «Господи воззвах». Стихирами на «Господи воззвах» именуются те, кои поются на вечерне после пения 140 псалма, начинающегося словами «Господи воззвах». Стихиры имеют перед собою стихи из этого 140-го, равно из 141-го и 129-го псалмов. Стихиры на стиховне. Словами «стиховне», «на стиховне» (ες τος στχους) «стихира стиховна», «святаго стиховна» обозначаются те стихиры, которые имеют перед собою стихи Св. Писания не из одних определенных псалмов, как то бывает в стихирах на «Господи воззвах», в стихирах на «хвалите», а избранные из разных псалмов по приличию праздника или соответственно тому лику святых, к какому они принадлежат, что указывается так: «стихиры на стиховне со стихи их» или «с припевы их», и стихиры по алфавиту носят также название «на стиховне». (см. По алфавиту стихиры). Стихиры «на хвалите». Стихирами на «хвалите», на «хвалитех» именуются те, которые поются со стихами псалмов (148, 149:150), называемых «хвалитны», так как в них часто повторяется слово «хвалите». Стиховна (см. Стихиры на стиховне). Стихиры утренние, стиховна утренняя (см. Воскресные евангельские стихиры). Стихология, стихословие. Под словом «стихология» (στιχολογα – «стихословие») в Уставе разумеется иногда чтение, иногда пение стихов Св. Писания, в последнем случае указывается глас, на который и должно петь стихословие. Порядок стихословия кафизм на вечерне, утрени, а в Великом посту и на часах указан в Следованной Псалтири, в Типиконе и др. Порядок стихословия песней Священного Писания с песнями канонов на утрени указан в Ирмологионе и в Типиконе. Стих. Словом «стих» обозначается в богослужебных книгах краткое изречение Священного Писания, которое полагается при прокимне, Аллилуиа, при пении «Бог Господь», также канона утрени, стихир. Стихи при стихирах поются из псалмов «Господи воззвах», «Хвалите имя Господне» и из других. Стихи при стихирах иногда называются припевами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

и чтение во апостольских посланиих. На Бог Господь, тропарь воскресн, дважды. Слава, Предтечи: И ныне, Богородичен, по гласу тропаря. По кафисмах седальны воскресны, и богородичны их, и чтение во евангелии. По полиелеи, седальны Предтечи, оба. Слава, по полиелеи седален: И ныне, Богородичен, и чтение Предтечи. Степенна, и прокимен гласа: и Евангелие воскресно: псалом 50. Слава, стихира, глас 8: Покаяния отверзи ми двери: и прочее. Канон воскресн со ирмосом на 4: и триоди на 4: и Предтечи на 6. Катавасиа, Отверзу уста моя: По 3-й песни, кондак триоди: таже кондак и икос Предтечи, и седален его дважды. Слава, и ныне, Богородичен: и чтение Предтечи. По 6-й песни кондак и икос воскресн. По 9-й песни светилен воскресн. Слава, Предтечи: И ныне, Богородичен воскресн. На хвалитех стихиры воскресны, 4: и Предтечи со славным 4: с припевы его. Таже припев: Воскресни Господи Боже мой: и поем самогласну стихиру триоди. Слава, туюжде: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. Тропарь воскресн, ектении, и отпуст, и исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час 1-й: Тропарь воскресн. Слава, Предтечи: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак триоди, и совершенный отпуст. На прочих же часех кондак триоди, и Предтечи пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа на 6: и Предтечи песнь 3-я, на 4: и прочая служба дне, и Предтечи. [Зри] Святаго же Григориа службу поем, егда разсудит екклисиарх, в предыдущия недели, 4-ю, или 5-ю: или Предтечеву службу поем в субботу 2-ю. В субботу вечера, на малей вечерни стихиры, и на стиховне, все триоди, по обычаю. На велицей вечерни, по кафисме, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3: и Креста 4: и Предтечи 3. Слава, Креста 4: и Предтечи 3. Слава, Креста: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Прокимен дне: и паремии Предтечи. На литии стихира храма, и Предтечи, яже суть на стиховне, и хвалитны. Слава, Предтечи: И ныне, Креста. На стиховне стихиры воскресны. Слава, Предтечи: И ныне, Креста. На благословении хлебов, Богородице Дево: дважды: Креста единожды: Спаси Господи люди твоя: На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресн дважды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010