А если скорбь нанесена умышленно, то чем же, как не нашей обидой, мы радуем злые чувства обидчика и как бы поощряем их? Вспомним примеры детства: с каким удовольствием дразнят дети того, кто болезненно реагирует на насмешки! И как быстро отстают, если не видят в жертве привычной обиды и ответной злости. Уязвлённое человеческое самолюбие изобрело защиту: «на дураков не обижаются». Это, конечно, самоутешение, и довольно слабое: можно сделать вид, что ты не обиделся, но на душе всё равно неспокойно. Кроме того, обзывая обидчика «дураком», мы явно впадаем в грех осуждения. С другой стороны, если нет причины считать обидчика таковым, бытовая практика рекомендует не скрывать свою обиду, а прямо дать понять обидчику, что он поступил несправедливо, иначе он утратит ответственность за свои поступки. И некоторые, а вернее, многие, «дают понять»: раздражаются, злятся, замыкаются, не разговаривают… Многократно проверено: не служит всё это средством к исправлению обидчиков. А как же быть? Если всё время «глотать» обиды – не унижает ли это нас, не разоружает ли в борьбе против несправедливостей и зла, ведь часто обижающие нас и в самом деле неправы? Христианину запрещается злое чувство мстительности, но это не значит, что нельзя противиться злу. Святитель Филарет Московский рассуждает так: «Положим, что вы решились бы употреблять такое же оружие, с каким на вас нападают, и поступать по праву равного воздаяния – обида за обиду, злословие за злословие, рана за рану. Будет ли сим образом побеждено зло? Не думаю. Например, если воздано раною за рану, то произошло двое раненых вместо одного; следственно, зло удвоено, а не прекращено, потому что обиженный, нанеся рану обидчику, не излечил тем своей» Есть в Евангелии замечательные слова: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:15 ). Те, которые скоры на обиду, могут заявить: «Вот! сказано же: пойди и обличи». Да, сказано, но весь вопрос — как обличать. Ведь и об этом тоже сказано – в самом начале учения Христова – в Нагорной проповеди – о подставленной «другой щеке», потому что именно это – основа внутреннего храмостроительства личности. То есть в основе любого отношения к человеку, и даже обличения его за неправду, должна лежать любовь, а не обида. Иисус Христос, изгоняя торгующих из храма, бил их скот, опрокидывал лотки, рассыпал деньги и товары – и делал это из любви к этим же торгующим. 4.1. Предательство, измена, коварство

http://azbyka.ru/obidchivost-kak-forma-p...

Аминь. Все возможно верующему Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангелие ( Мк. 9:14–29 ) повествует о том, как Господь, сходя с Фаворской горы, встречает толпу людей, и к Нему подходит человек и обращается с просьбой об исцелении сына. Сын испускает пену, скрежещет зубами, цепенеет... Отец всюду обращался за помощью, даже к апостолам, и никто ему не помог. И Христос говорит такие горькие слова: О, род неверный!Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Он просит привести к Нему отрока, спрашивает, как давно с ним происходит это несчастье, и оказывается, что тот с самого раннего детства страдает таким страшным беснованием. И отец просит Христа помочь. И на это Господь говорит: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. А отец отвечает: Верую, Господи! Помоги моему неверию! После этих слов Господь исцеляет отрока. Вот такие слова Господь произносит: Если хоть сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. Также перед Своим вознесением Он говорит: Кто будет веровать, те именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк.16:16–18 ). Вот такое свидетельство Господа о тех, кто может веровать. Когда мы читаем эти слова, мы никак не можем их к себе обратить, потому что не можем поверить в то, что верующему все возможно. Эти слова совершенно недоступны для нашего осознания. Как же так может быть? Как такое вообще возможно?! Но евангельские слова – правда, они про нас и для нас написаны. Над этим в свое время горько издевался Смердяков, говоря: «Ну если вы верующие, скажите этой горе, – пусть она сойдет и ввержется в море!» И эти издевательские слова к нам относятся. Если мы верующие, то почему же с нами не происходит того, что происходит в Евангелии? Почему же те слова, которые Господь говорит, никоим образом не являются фактом нашей жизни? Удивительно... Если хоть сколько-то можешь веровать, все возможно верующему. Про кого это? Про отца бесноватого отрока? Или про нас? Отец отрока говорит: Господи, верую, помоги моему неверию! Что стоит за этими словами?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Апокриф рассказывает и о чудесном сокращении пути странников: «Когда они шли, Иосиф сказал Ему: “Господи, нам придется страдать от великой жары; если Тебе удобно, мы пойдем приморской дорогой, чтобы можно было отдыхать, проходя через города, которые на берегу”. И Иисус сказал ему: “Не страшись ничего, Иосиф; Я сокращу путь, так что то, что надо пройти в тридцать дней, вы пройдете в один день”. И, когда Он говорил еще, они увидели горы и города Египта». Сообщается также, что ко времени возвращения Святого Семейства Иисусу исполнилось три года. Что ж, возможно, так оно и было… Очень странно читать пересказ бесед Марии и Иосифа с Младенцем, но такова уж сказочная природа апокрифов, чуждая каноническим Евангелиям. Впрочем, и в Новом Завете описано немало чудес. Разница состоит в том, что в апокрифе сказочный элемент доминирует над всем остальным содержанием, а согласно Евангелию чудеса сопровождали только Рождество Христово, тогда как Иосиф и Мария не день, а все тридцать, как и положено, брели по пустыне, испытывая все тяготы долгого путешествия. Только в Кане Галилейской вновь произошло чудо. Зато апокрифы описывают множество чудес, случившихся в годы детства Иисуса. В одном из таких текстов даже утверждается, что после того, как Он в двенадцать лет пришел в храм, чудеса прекратились. Чем характерны чудеса, приписываемые отроку Иисусу апокрифами? Прежде всего, я бы отметил две их особенности: бессмысленность, а порой даже и жестокость. Вот Он лепит из глины птичек, потом дует на них, и они улетают. Ничего подобного у евангелистов мы, конечно же, не найдем. Какое значение для спасения могут иметь ожившие глиняные игрушки? Наоборот, вот что говорится в Евангелии: И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел ( Мф.16:1–4 ).

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Астарте и прочим идолам. Мы понимаем, что также исчезнут, подобно рассвету, еретики и царь их, диавол или ересиарх, которых Бог любил во время детства их (когда они веровали, принадлежа к Церкви, и были младенцами и имели достоинство в имени Христовом) и вызвал их из скорби и мрака египетского. Вызвал же их чрез апостолов и учителей Церкви. Но, говорит, будучи вызваны Моими вождями, они удалились от лица их и стали кланяться Веелфегору, то есть служить своим порокам и похоти, а впоследствии начали приносить жертвы Ваалам и истуканам, измышленным ими. Ибо каждый из еретиков имеет своих богов, и всем тем подобиям, которые измышляются ими, они служат, как изваянным или вылитым истуканам. Вместо сказанного нами: из Египта Я вызвал сына Моего, LXX перевели: из Египта Я вызвал сыновей его, чего в еврейском нет, и ни для кого не может быть сомнения в том, что Матфей (гл. 2 ст. 15) привел свидетельство из этого места по подлинному еврейскому тексту. Поэтому пусть порицающие наш перевод укажут то Писание, из которого евангелист привел это свидетельство и изъяснил его в отношении к Господу Спасителю, когда Он возвратился из Египта в землю Израилеву; а так как они не могут указать, то пусть перестанут морщить чело, хмурить брови, водить носом, щелкать пальцами. На это место несправедливо нападает Юлиан Август в седьмой книге, изрыгнутой им против нас, то есть христиан, говоря, что евангелист Матфей то, что написано об Израиле, перенес на Христа, пользуясь простотою тех, которые уверовали из числа язычников. Ему мы коротко ответим: Матфей издал евангелие на еврейском языке, и его могли читать только те, которые были из евреев. Следовательно он сделал это не для того, чтобы морочить язычников. А если бы он хотел обморочить евреев, то оп был бы или скудоумным или несведущим: скудоумным, если он измыслил явную ложь, а несведущим, если он не знал, о чем здесь говорится. Что он не был скудоумным, это доказывает самая книга его, которая написана мудро и изложена стройно; несведущим же мы не можем назвать того, о котором, на основании других его свидетельств из Писаний, нам известно, что он знал закон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

бб) В 1444 г. родился великий подвижник, преподобный Александр Свирский (30 авг.). Он также с детства думал о монашеской жизни, Когда он был юношей, в дом его отца однажды пришли валаамские иноки. Они рассказали Александру о своей обители и тихой жизни в ней, и эти рассказы решили судьбу Александра: отпросившись у отца в соседнее село, он тайно ушел на Валаам. Когда через три года отец разыскал сына, то св. подвижник решительно отказывался видеться с ним; только тогда, когда отец в отчаянии грозил наложить на себя руки, Александр вышел к нему. Но ни мольбы, ни слезы родителя не заставили его вернуться в мир; напротив, он сам убедил своего отца и мать принять монашество. (См. брош. «Тесныя врата», Н. Сперанского, стр. 20). 6. Повинуйся Богу а) Библейские тексты о послушании Богу. Послушание Богу – заповедано: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь Бог ваш ( Лeb. XVIII. 4 ). – Господу Богу вашему последуйте, и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите и к Нему прилепляйтеся ( Bmop. XIII. 4 ). Послушание Богу состоит: а) в послушании Его голосу или закону: Ты заповедал поведения Твоя хранить твердо (Пс. 4). – Слушайтесь гласа Моего, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо ( Uep. VII. 23 ). – Идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел как ( Mф. XXVIII. 20 ). – Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Иоан. 1, 5). б) в послушании евангелию: благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Но не все послушались благовествования ( Puмл. VI, 17; X. 16 ). в) в подчинении установленным властям: будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа. (Ибо) такова есть воля Божия ( 1Nemp. II. 13. 15 ). Для послушания Богу: а) необходима благодать Божия: Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Ebp. XIII. 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Блаженный Иероним: «Нужно заметить, что Он назвал апостолов злыми, если только в лице апостолов не осуждается весь род человеческий, сердце которого с детства по сравнению с Божественным милосердием расположено ко злу. Читай книгу Бытия. И не удивительно, если людей этого века Он называет злыми, когда и апостол Павел напоминает [о том же говоря:] Оценивая [по достоинству] время, потому что дни лукавы». Беседа 17. Евангелие от Матфея, (глава 7, 12–29). «Нагорная проповедь» Мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея в общем цикле наших бесед по Четвероевангелию. И сегодня мы начинаем беседу с «золотого правила» Евангелия: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф. 7:12 ). Подобное правило можно встретить и в ветхозаветных текстах. Так в Книге Товит сказано: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому…» ( Тов. 4:15 ). Встречается подобное высказывание и у Гиллеля, жившего за 20 лет до Р. X.. Но ветхозаветные люди призывают к пассивному добру – «не делай», а Сын Божий призывает к активному добру – «поступайте и вы» (т.е. «делай»). Подобное отличие имеет принципиальное значение. Иудей стремился удерживать себя от зла, а христианин призывается идти далее – поступать добро. Т.е. занимать активную в добре позицию, наступательную против любых форм зла. Христос учит, что подлинный смысл учения закона и пророков именно в этом. Некоторые, или даже большинство верующих думают, что приблизиться к Богу они смогут только тогда, когда победят в себе грех. Но в действительности все наоборот! Мы сможем побороть грех только тогда, когда приблизимся к Богу. Христос учил: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). Рассмотрим этот вопрос более обстоятельно: Чтобы исполнить Заповеди Божии , недостаточно прочитать Библию, надо, чтобы Сам Бог вложил их, заповеди, в наши сердца. Сказано: «…вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер. 31:33 ). Написать заповеди в наших сердцах Господь может Духом Святым, Который и дан нам для того, чтобы наставлять нас на всякую правду. А принять Духа Святого в сердце мы можем только верою. Сказано: «…чтобы нам получить обещанного Духа верою» ( Гал. 3:14 ). Вот почему ап. Павел и говорит: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» ( Рим. 3:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Более того, лично я очень сомневаюсь, что Христос преследовал цель понравиться большинству. В противном случае Он был бы более учтив с книжниками и фарисеями. Но Господь пришел в мир с несколько иной миссией, прекрасно зная,  что часть тех, кто имеет очи и уши — не увидят и не услышат. И никакая ирония им не поможет, а только еще больше запутает. По мнению педагогов всех времен и народов, понимание облегчает совсем не ирония. Для того, чтобы материал лучше усвоился, учителя используют примеры из жизни. Да, взять хоть математику в школе. Каждый читатель, наверное, вспомнит примеры с яблоками. Также и Божественный Учитель использовал различные примеры из жизни иудеев того времени. Именно поэтому Он и говорил притчами. Спаситель мог запросто вспомнить детскую игру («мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф. 11, 17)) или бытовую ситуацию с мехами (Мф. 9, 17), которые в то время использовали как фляги для переноса влаги. На этом фоне неудивительно, что для обозначения Царства Небесного Христос привел сравнение с браком, ведь в брачный период иудеи на целую неделю освобождались от исполнения нескольких сотен религиозных предписаний в быту. Смеяться по-человечески Ведущий «Культуры» упустил одну главную мысль – Христос был не только Богом, Которому могут быть и не свойственны проявления человеческих чувств. Он был еще истинным, живым Человеком, а значит, наверняка, мог улыбнуться, добро пошутить. Неужто на браке в Кане Галлилейской Иисус сидел с каменным лицом? Вы можете себе это представить? Я лично не могу. Шенфельд Иоганн Генрих. Брак в Кане Галилейской И тот факт, что Евангелие не описывает смех или улыбку Христа, совсем не говорит о том, что Он не смеялся вообще. Евангельские тексты молчат об отрезке жизни Спасителя размером в 30 лет, не считая инцидента в храме в 12-летнем возрасте. Вы серьезно считаете, что Иисус за время своего детства никогда не играл, не бегал, не смеялся? Да, несомненно, Он был не просто Человеком, но, по церковному учению, Его Божественная Сущность нисколько не мешала проявлениям человеческого естества, потому что они сочетаются в Христе – неслитно и нераздельно.

http://pravmir.ru/za-ulybku-xrista-1/

Больной с высокомерною улыбкой указал на свой маленький сак; в нем Софья Матвеевна отыскала его указ об отставке или что-то в этом роде, по которому он всю жизнь проживал. Хозяин не унялся и говорил, что «надо их куда ни на есть принять, потому у нас не больница, а помрет, так еще, пожалуй, что выйдет, натерпимся». Софья Матвеевна заговорила было и с ним о докторе, но выходило, что если послать в «губернию», то до того могло дорого обойтись, что, уж конечно, надо было оставить о докторе всякую мысль. Она с тоской воротилась к своему больному. Степан Трофимович слабел все более и более. — Теперь прочитайте мне еще одно место… о свиньях, — произнес он вдруг. — Чего-с? — испугалась ужасно Софья Матвеевна. — О свиньях… это тут же… ces cochons… я помню, бесы вошли в свиней и все потонули. Прочтите мне это непременно; я вам после скажу, для чего. Я припомнить хочу буквально. Мне надо буквально. Софья Матвеевна знала Евангелие хорошо и тотчас отыскала от Луки то самое место, которое я и выставил эпиграфом к моей хронике. Приведу его здесь опять. «Тут же на горе паслось большое стадо свиней, и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, увидя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее и, пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся». — Друг мой, — произнес Степан Трофимович в большом волнении, — savez-vous, это чудесное и… необыкновенное место было мне всю жизнь камнем преткновения… dans ce livre… так что я это место еще с детства упомнил. Теперь же мне пришла одна мысль; une comparaison. Мне ужасно много приходит теперь мыслей: видите, это точь-в-точь как наша Россия. Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней, — это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века! Oui, cette Russie, que j " aimais toujours.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Будто в бочку без дна наливает воду. Сколько налил, столько же и вытекло. Сколько ни лей в нее воды, а бочка будет пустой, пока не вставят дно. Душа будет пуста от благодати до тех пор, пока не истребится в ней грех, пока не перестанет она делать зло, и тогда благодать наполнит душу. Самое великое несчастье – быть рабом греха, и превеличайшее счастье – быть чистым от всякой скверны плоти и духа от детства своего так, чтобы грех познать в себе по легкой тени греха (поползновение на грех), а не по горькому опыту впадения в порок. А ты, матушка Д., отрицайся и тени зла, стойко утверждайся в добре. Ты жалуешься на искушение. При всех искушениях, какие описываешь и какие еще встретятся в жизни твоей, читай такую молитву: «Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его. Прииди в дом сей мир и тишина и смири ярость, восстающую против меня, и спаси (имя)» – повторяй до трех раз. Ничего не бойся! Помни: мы, истинные христиане, имеем могущество – благодать Господа Иисуса Христа. Ничто не может нам вредить, сделать нас больными и трусливыми. Только греха бойся. «Ибо возмездие за грех – смерть» ( Рим.6:23 ). Укрепляйся о Господе! Мир тебе. Господи, спаси нас, погибаем! Достопочтенная матушка Д.! Положилось мне на сердце вспомнить и разобрать евангельский текст о том, как Господь Иисус Христос сотворил чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек, кроме женщин и детей, а также чудо: хождение по водам Иисуса Христа и апостола Петра ( Мф.14:14–34 ). Было это так. Собралось множество народа около Иисуса Христа, и Он многих больных исцелял и народ поучал. К вечеру ученики подходят к Нему и говорят: – Учитель, день подходит к концу. Отпусти народ, чтобы он пошел в селения купить себе пищи. – Не надо им никуда идти, – сказал Христос. – Вы накормите их. – У нас всего пять хлебов и две рыбы. Этим невозможно накормить такое множество народа. И действительно, по земным, человеческим законам это невозможно. А Господь Иисус Христос говорит им: – Пускай разделятся рядами по пятьдесят человек и сядут, и Я буду питать вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

В Александро-Невском храме архиепископ Герасим совершил заупокойную литию по архимандриту Матфею. Богослужебные песнопения исполнил объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии, многие из участников которого были учениками отца Матфея. По окончании литии владыка Герасим обратился к присутствующим: «Отца Матфея хор звал просто " Батя " , потому что он действительно был великим отцом, наставником и учителем. Дело, на которое он положил всю свою жизнь, живет и радует сердца многих поколений людей. Так будет и впредь, потому что то дело, которое делается не во славу себя, а во славу Божию, во славу Церкви Христовой, никогда пресечься не может. Дело, которое совершается во имя Христово, уподобляется дому, который зиждется на твердом камне. И когда, как говорится в Евангелии, «пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф.7:25), то есть, основан был на Христе. Так и все дело отца Матфея строилось на Христе. Все, чему он учил и хор свой, и семинаристов, и академистов, и братию Лавры, осталось в наших сердцах навсегда». Затем в Доме культуры станицы Архонской состоялся концерт объединенного хора Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). Перед началом выступления архиепископ Герасим сказал: «Учась 30 лет назад в Московских духовных школах, я знал о родине отца Матфея, о станице Архонской, что она находится на Кавказе. И вот ныне я стою здесь, перед земляками отца Матфея, и вспоминаю нашего дорогого Батю, отца Матфея, с которым мы вместе жили много лет в одном монастыре, в одном корпусе. Часто мы встречались с ним не только в семинарских аудиториях, но и на службе. Память отца Матфея, его слава, пронеслась по всему миру. Может, и не стал бы он таким гениальным творцом церковных песнопений, если бы не впитал в себя дух родной земли. Ученые мужи рассуждают о том, что такое есть гений места. Человек часто очень тесно связан с тем местом, где он родился, питался его живительными соками. Действительно, отец Матфей — плоть от плоти и кровь от крови Архонского казачества, нашей аланской, осетинской земли. Те напевы, которые он слышал здесь, в храме, в котором он с детства молился, во многом вдохновляли его на творение тех песнопений, что сейчас славятся во всем мире.

http://patriarchia.ru/db/text/6070937.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010