Евангелие от Матфея Апостол Матфей (Левий), писатель первого Евангелия Первое наше каноническое Евангелие во всех манускриптах носит надписание « κατ Μαθθαον» [по Маффею] или, реже и менее точно, но в более грецизированной форме, « κατ Ματθαον» [по Матфею]. Таким образом, издателем благовестил Христова в данном случае был некто Матфей, а христианское предание с самых древнейших времен, равно как и сторонние известия (язычников и еретиков), утверждают, что это апостол из двенадцати. И, без сомнения, сведения об этом лице нужно искать в памятниках новозаветной священной письменности, где в перечне непосредственных учеников Господа нам встречается « κα Μαθθαος» [...и Маффей] на седьмом ( Мк. 3, 18 ; Лк. 6, 15 ) или восьмом ( Мф. 10, 3 ; Деян. 1, 13 ) месте и большей частью в связи с именем Фомы. Хотя в каталогах апостольских нельзя видеть строгой преемственности по порядку призвания и «иерархическому» рангу, тем не менее уже отсюда можно заключать, что Матфей примкнул к лику двенадцати не в самом начале общественного служения Христа. К нашему счастью, об этом происшествии сохранились совершенно определенные свидетельства. В первом Евангелии Матфей называется τελνης [мытарь], и потому, очевидно, он тожествен с тем мытарем, о котором рассказывается в Мф. 9, 9 . Это было близ Капернаума, расположенного у самого Геннисаретского озера, на северо- западном его берегу, недалеко от впадения в него реки Иордан, на последних отлогостях Сафедских гор при устье Вади эль-Нишиф. Теперешние развалины Tell-Hum не говорят об особенном богатстве и обширности этого города, но во всяком случае это был весьма оживленный и бойкий центр. Находясь при Геннисаретском озере, он был очень удобен для занятия рыболовством, и этот промысел процветал здесь, а рыбная торговля его славилась даже в столице иудейской. Еще важнее было то обстоятельство, что он был пограничным пунктом тетрархии Ирода Антипы и лежал на торговом пути ( Мф. 4, 15 ) из Голана (Гавлонитиды) к Средиземному морю и был узлом дорог, шедших к Тиру, Дамаску, Иерусалиму и Сепфориде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Евангелист Матфей четыре раза называется в списках двенадцати апостолов, причем в Евангелии самого Матфея он выразительно упоминается в одной паре с Фомой и после Фомы – знак авторской скромности, так как в других Евангелиях Матфей предшествует Фоме 1 . Таким же указанием на личность писателя Евангелия может служить только в Евангелии Матфея стоящее при нем прозвище τελνης – мытарь, или сборщик податей, которое для самого евангелиста было дорого, как воспоминание о милосердии к нему Господа, но для учеников апостольских было уже несвоевременно и едва ли почетно. Несколько ранее апостольского списка в Евангелии Матфея ( Мф. 9:9–13 ) повествуется, что в Капернауме 2 Господь, проходя, увидел человека, сидящего на мытнице за сбором податей, называемого Матфей, и говорит ему: следуй Мне, и он, встав последовал Ему. Вслед за тем повествуется об общении Господа за трапезою с мытарями и грешниками, что сильно соблазняло фарисеев. Марк и Лука за несколько стихов перед списками Двенадцати также упоминают о призвании Господом мытаря, но называют его Левием ( Мк. 2:13–17 ; Лк. 5:27–32 ), который и был, по известию их, устроителем трапезы для Христа. Сходство положений не оставляет сомнения в том, что Матфей, по всеобщему обычаю иудеев тогдашних и позднейших, носил два имени; и если сам он не назвал себя как устроителя трапезы Господу, но упомянул об этом безлично, то сделал это по той же авторской скромности, по которой он поставил себя после Фомы и назвал мытарем. Кроме этих данных Нового Завета о личности Матфея, мы владеем еще двумя для нас важными свидетельствами предания. По одному, приводимому Евсевием (IV в.), «Пантен, придя в Индию, нашел там Евангелие Матфея у некоторых христиан, которым проповедовал один из апостолов, Варфоломей, и которым он оставил на еврейских письменах писание Матфея, которое и сохранилось до означенного времени» 3 . Другое, еще более для нас важное свидетельство принадлежит святому Папию, епископу Иерапольскому, мужу апостольскому, могшему иметь личное знакомство и обращение как с долее других жившими апостолами (напр., Иоанном Богословом 4 ), так и тем более с людьми, лично знавшими Господа (некими старцами – Аристионом и Иоанном, учениками Господа) и Его учеников (Андрея, Петра, Филиппа, Фомы, Иакова, Иоанна, Матфея и других).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о Кресте. Так, Матфей говорит о землетрясении в момент смерти Иисуса. Марк и Лука упоминают о тьме, которая настала по всей земле с часа шестого до часа девятого, и о разодравшейся завесе храма. Но только Матфей говорит о землетрясении и о том, что мёртвые воскресли, вышли из гробов своих и стали благовествовать. В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о Кресте. Так, Матфей говорит о землетрясении в момент смерти Иисуса. Марк и Лука упоминают о тьме, которая настала по всей земле с часа шестого до часа девятого, и о разодравшейся завесе храма. Но только Матфей говорит о землетрясении и о том, что мёртвые воскресли, вышли из гробов своих и стали благовествовать. Образ такого рода космической катастрофы есть уже у пророков Амоса, Иезекииля, Исаии, Даниила, Иеремии. Эта сцена у Матфея написана чисто библейским языком. Так представляли День Господень пророки: землетрясение, померкшее солнце, мёртвые, которые выходят из гробов… Настал День Господень. Настал День Суда . Ничего подобного нет в Евангелии от Иоанна. В нём Спаситель, стоя перед нами в Своём застиранном хитоне, просто говорит: «Ныне суд миру сему» (Ин 12: 31). На самом деле и здесь и там говорится об одном — только по-разному. В Евангелии от Марка подчёркивается, что Крест связан с тремя определёнными моментами дня: «Был час третий и распяли Его… В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого . В девятом часу возопил Иисус громким голосом: “Элои! Элои! ламма савахфани?” что значит: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?”… Иисус же, возгласив громко, испустил дух» (выделено мной. — Г. Ч. ) (Мк 15: 25, 33–34, 37). До сих пор утреннее богослужение включает в себя третий и шестой часы , а перед наступлением вечера совершается девятый час . Евангелие от Марка навсегда связало Крест и смерть Иисуса с молитвенным распорядком дня. В Евангелии от Марка есть ещё одна деталь, на которой не останавливаются другие евангелисты. После смерти Иисуса к Пилату приходит Иосиф из Аримафеи с просьбой отдать ему Тело Иисусово. Пилат удивился, что Он уже умер, и спросил, давно ли (Мк 15: 44). «Удивился, что Он уже умер» — это важное сообщение для нас сохранил только Марк.

http://pravmir.ru/absolyutno-cheloveches...

Знает Сердцеведец Господь, когда кто более готов последовать Ему, и потому каждого призывает в свое время. Настал этот вожделенный час призвания Божия и для мытаря Матфея, который сам и повествует об этом.  ПРОХОДЯ ОТТУДА ,  ИИСУС  (оттуда, где исцелил расслабленного, Он пошел к морю Галилейскому)  УВИДЕЛ ЧЕЛОВЕКА ,  СИДЯЩЕГО У СБОРА ПОШЛИН , т.е. у палатки для сбора податей и разных пошлин, так как Капернаум был торговый город,  ПО ИМЕНИ МАТФЕЯ . «Подивись евангелисту, – замечает блаженный Феофилакт, – когда он так откровенно обличает свою жизнь, тогда как прочие евангелисты скрыли даже само имя его, назвав его именем Левия», именем более почетным, чем простонародное имя Матфей. Он хочет показать могущество Господа, Который исхитил его из среды зла; так же, как и блаженного Павла обратил тогда, когда он дышал яростью и злобой на Церковь . «Ремесло мытарей, – говорит святитель Златоуст, – было нагло и безстыдно; это – хищение под видом закона. Но Тот, Кто не возгнушался блудницы и не возбранил ей облобызать и омочить слезами ноги Его, не устыдился и мытаря, ибо Он и пришел для того, чтобы уврачевать не только тело, но и душу от зла. Впрочем, не должно думать, что все мытари были такими безсовестными корыстолюбцами и отчаянными грешниками, какими считали их Иудеи; напротив, многие из них заботились о спасении души, ожидали явления Христа, ходили в пустыню слушать проповедь Иоанна Предтечи и принимали от него крещение во славу Божию. Может быть и Матфей был одним из таких мытарей; может быть он уже имел случай видеть чудеса Христовы, слышать Его учение, и его сердце чутко прислушивалось к народной молве о великом Чудотворце Иисусе, – и он готов был бросить для Него свое грешное ремесло. Сердцеведец знал, что этот мытарь будет Его избранным сосудом, и потому обратился к нему с милостивым воззванием:  И ГОВОРИТ ЕМУ: СЛЕДУЙ ЗА МНОЮ , будь Моим учеником! Матфей не усомнился, не стал колебаться, но тотчас повиновался, как поступили и рыбари:  И ОН ВСТАЛ И ПОСЛЕДОВАЛ ЗА НИМ , сразу бросил все накопленные им неправедные богатства и пошел за Господом, не имевшим где главу подклонити. Вот достоподражаемый пример, как и богатые могут «пройти сквозь игольные уши», чтобы в Царствие Небесное войти! Евангелист Лука повествует, что святой Матфей, которого он называет Левием, преисполненный радости, что удостоился вступить в число учеников Господа, сделал для Него с учениками большой пир, и Господь, видя любовь его и зная, что его пример может служить ободрением для прочих мытарей, удостоил его этой великой чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Историю о расслабленном, чтенную в нынешнем Евангелии, не токмо Евангелист Марк представляет, но и Матфей и Лука ( Мф.9 и Лк.5 ). Богодухновенный Марк, писавший свое Евангелие после Матфея, упоминает в истории и о других некоторых обстоятельствах, от Матфея не упомянутых, так, как и Богоглаголивый Лука иногда поступал. Так, например, Матфей написал, яко оное чудо сотворил Иисус Христос в Своем граде: но Марк означил и имя града, пиша, яко град сей нарицался «Капернаумом» ( Мк.2:1 ). Матфей кратко описал, яко расслабленного принесли к Иисусу Христу, лежащего на одре ( Мф.9:2 ): но Марк, пространнее описывая сие происшествие, равно и Лука, показывают и то, что творили носившие расслабленного для того, чтобы представить его пред Иисусом Христом ( Лк.5:18 ). Когда паки пришел, пишет священный Марк, Иисус в Капернаум, и услышали, яко Он вшел в некий того града дом, то толикое множество тамо собралось людей слушать небесное Его учение, что за множеством народа, при дверях того дома бывшего, носившие расслабленного не могли приближиться к Иисусу Христу. Почему взошли на кровлю того дома, неся с собою и тот одр, на котором лежал расслабленный: и раскрыв кровлю, ниспустили расслабленного с его одром и поставили пред Спасителем нашим. Из чего ясно видеть можно, что как расслабленный, так и носившие его, великую имели во Иисуса Христа веру. Ибо если бы точно они не надеялись получить исцеления, ни расслабленный бы сего терпеть не согласился, ни носившие его не предпринимали бы толикого труда, чтобы возносить его на кровлю, и оттуда паки ниспускать с тем его одром, на котором он лежал. Чего для и Евангелист написал тако: «видев же Иисус веру их» ( Мк.2:5 ). Сверх сего, Матфей упомянул о том только, что Иисус Христос узнал помышления книжников: «и видев Иисус помышления их» ( Мф.9:4 ). Марк же показал и то, каким образом Господь Иисус видел и уразумел тех помышления: «и абие», пишет, «разумев Иисус Христос Духом Своим, яко тако тии помышляют в себе» ( Мк.2:8 ). Упомянул же о сем Божественный Марк для того, что Иисус Христос не был токмо человек святой и исполненный благодати Божией, но был Сын Божий, истинный Бог и человек. Ибо прорицательную и предусмотрительную благодать имели и Пророки, и многие из святых, предусматривавшие будущее и узнававшие человеческие мысли: но могли видеть не своим духом, но по дару Святого Духа, просвещавшего разум их. Иисус же Христос не по благодати Духа, но самым Святым Духом в Нем и с Ним сущим, «яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне» ( Кол.2:9 ), и есть Сын и Слово Божие, неразлучен от Отца и Святого Духа. Чего для ведал помышления книжников не по благодати и действию Всесвятого Духа, но Самым Святым Духом, неотдельным и неразлучным от единого Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Мытарь, ставший Евангелистом Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 24 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Об апостоле Матфее мы на самом деле знаем крайне мало. В написанном им Евангелии о нём самом сказано предельно кратко: Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним (9:9); подобный рассказ приводят Марк и Лука. Интересно, что Марк называет его другим именем: Левий Алфеев (2:14), а Лука называет его мытарем и добавляет одну, но очень существенную деталь: И он, оставив всё , встал и последовал за Ним (Лк 5:28). Впрочем, мытарем называет себя и сам Матфей, когда перечисляет имена Апостолов (10:3). Вот и всё, что сообщает нам об этом человеке Новый Завет, который открывается Евангелием от Матфея. Этот Апостол, в отличие от других, не оставил нам своих посланий, ничего не сообщается и о его особом участии в каких-то событиях евангельской истории, о его проповеди после Вознесения, да вообще о его жизни. Ничего, кроме этого краткого эпизода — переломного момента, когда всё изменилось сразу и навсегда. Итак, Матфей, он же Левий (тогда люди вполне могли иметь два имени), был братом другого Апостола, Иакова. Их отца звали Алфей, жили они в галилейском городке Капернауме, который был расположен на дороге, связывавшей два крупных города: средиземноморский порт Кесарию и столицу Сирии Дамаск. На таких дорогах с проезжих купцов взимались пошлины, служил на такой таможне и Матфей. Разумеется, таможенная служба давала немалые возможности для обогащения: собирать деньги можно не только в казну, но и в свой карман. К тому же мытари (то есть таможенники), обирая своих соплеменников, служили римским завоевателям и оккупантам. Неудивительно, что выражение “мытари Святой апостол и евангелист Матфей. Книжная миниатюра.Ок. 975–1000 г. Codex Theodosianus (Sinai cod. 204) и грешники” стало своего рода присловьем, что и отражено в Евангелии: это были обеспеченные и влиятельные, но горячо презираемые люди.

http://pravmir.ru/myitar-stavshiy-evange...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Святейший Католикос Востока Василий Мар Фома Матфей III nocemuл Санкт-Петербургскую духовную академию Служба коммуникации ОВЦС, 08.09.2023. 7 сентября Санкт-Петербургскую духовную академию посетил Предстоятель Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III, сообщает сайт СПбДА. Гостей встретил ректор Академии епископ Петергофский Силуан, который проводил Его Святейшество в храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь Святейший Католикос и члены сопровождающей его делегации поставили свечи перед иконой Пресвятой Богородицы Знамение «Царскосельская». Епископ Силуан преподнёс в дар высокому гостю написанный студентами иконописного отделения образ Положения Господа Иисуса Христа во гроб. Заведующий библиотекой духовной школы архимандрит Стефан (Садо) провел обзорную экскурсию по книжным фондам академии. Он показал членам делегации издания на малаяльском (язык, распространённый на юго-западе Индии) и сирийском языках. Также состоялось посещение Церковно-археологического музея СПбДА; Его Святейшество Василий Мар Фома Матфей III оставил запись в книге для почётных гостей. В актовом зале прошла встреча с педагогами и учащимися, в ходе которой Католикосу Василию Мар Фоме Матфею III был вручен диплом почетного доктора (doctor honoris causa) Санкт-Петербургской духовной академии – в соответствии с решением Учёного совета  СПбДА от 31 августа 2023 года и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приветствуя гостя, ректор СПбДА напомнил, что взаимоотношения этой духовной школы с христианами Индии имеют большую историю. «Если верить нашему профессору И.А. Чистовичу, ещё в далёком 1725 году в Славянской школе – прародительнице духовных школ северной столицы – уже обучался студент из Индии.

http://mospat.ru/ru/news/90723/

Уильям Д. Маунс Глава 24. Относительные местоимения Прикосновение к экзегетике Один комментатор назвал автора первого из четырёх канонических евангелий «дотошным Матфеем». В своём рассказе о земной жизни и служении Спасителя Матфей всегда подбирает очень точные выражения, чтобы подчеркнуть истины, важные для благочестивой жизни и вероучения. Эта точность хорошо видна в родословии, приведённом Матфеем для представления Иисуса Христа в начале Евангелия. Перед тем как назвать Иисуса, он говорит: «...и Иаков, отец Иосифа, мужа Марии, от которой был рождён Иисус, называемый Христос» ( Мф. 1:16 ). Чтобы сослаться на одного из родителей или на них обоих, в греческом нужно употребить относительное местоимение. Род относительного местоимения указывает на объект ссылки. В греческом тексте употреблено относительное местоимение ης. Женский род местоимения указывает непосредственно на Марию, как на ту, от которой был рождён Иисус Христос . В родословиях обычно указывается мужчина, отец ребенка, но в данном случае «дотошный Матфей» очень аккуратно показывает, как связан Иисус Христос с Иосифом и с Марией. Через родословие, указав Иосифа как отца Иисуса по закону, Матфей подчёркивает, что Мария была биологическим родителем, «от которой» родился Христос. Более того, страдательный залог глагола γεννθη («был рождён») – единственный случай использования страдательного залога среди сорока случаев употребления γεννω в родословии – подводит нас к тому акценту, который сделает Матфей на божественном действии в зачатии и рождении Иисуса (1:18–25). В своём комментарии на этот стих Р.Г. Гадри говорит: «Женский род ς подчёркивает рождение от девы, переводя внимание с Иосифа на Марию». Греческое относительное местоимение – это искусный способ выразить отношение одного субстантива к другому. Употребляя в данном случае форму женского рода, автор намеренно подчёркивает, что Мария – мать нашего Господа. Позже он прояснит, что зачатие – чудо, совершённое Духом Божиим, сошедшим на неё. Иисус действительно сын Давида, сын Авраама (1:1), но в то же время Он – Сын Бога, Эммануил, «с нами Бог» (1:23). Он не обычный царь из рода Давида. Он – наш Спаситель и Господь, рождённый Девой Марией.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

V. Священное Писание новозаветной Церкви Христовой Все, чему учили Апостолы Иисуса Христа и другие Богодухновенные веропроповедники, сохраняется в священных преданиях, в таинствах и обрядах Богослужения, и в постановлениях церквей Христианских. Между тем, для вернейшего сохранения Божественных истин, некоторые из Апостолов и ближайших сотрудников их в деле благовестия, оставили еще и письменные памятники, Богом переданной, веры; и в письменном изложении спасительных истин, они руководимы были тем же Духом Святым, Который управлял их словом. Этих Богодухновенных Писателей Священных книг Новозаветной Церкви Христовой восемь: Матфей, Марк, Лука, Иаков, Павел, Петр, Иуда и Иоанн: – книг, написанных ими, двадцать семь. Евангелие от Матфея Когда Апостол Матфей проповедовал еще в Палестине, уверовавшие из Иудеев, просили его написать им все то, что он говорил им о рождении Иисуса Христа на земле, о Его учении, чудесах, страданиях, смерти и воскресении. И Апостол Матфей, спустя восемь лет по вознесении Господнем 52 , прежде чем удалился на Восток, написал Евангелие, или благовестие об Иисусе Христе, на Еврейском языке, или на употреблявшемся тогда Сиро-Халдейском, иначе, Арамейском, наречии 53 . Так как он имел в виду, прежде всего, Палестинских Иудеев, которым хотел показать, что Иисус Назарянин есть обетованный Мессия, и на Нем исполнились все ветхозаветные пророчества, то и начинает свое Евангелие родословием Мессии, Сына Давидова и Авраамова; и в самом повествовании, где только представляется случай, ссылается на пророчества, которые предызобразили жизнь, деяния и уничиженное состояние Иисуса Христа на земле. Это первое Евангелие было в особенном уважении у самих Апостолов. Пантен, начальник Александрийской школы в конце II века, отправившись, на Восток, нашел там Евангелие Матфея на Еврейском языке, оставленное Варфоломеем апостолом 54 . Апостолу Иакову Алфееву, первому предстоятелю Иерусалимской церкви, приписывают переложение его на Греческий язык 55 . Евангелие от Марка

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Евангельские известия о воскресении Христовом Ф. Смирнов. «Воскресное чтение», 1882 Кто внимательно стал бы сравнивать известия четырех евангелистов об этом событии во всех подробностях, тот может встретиться с некоторыми разностями и даже противоречиями в их рассказе, которые, казалось бы, трудно примирить. Так, святой Матфей (ст. 28) рассказывает о двух женах, Марии Магдалине и другой Марии, матери Иакова, что они, пришедши рано ко гробу, нашли его пустым и получили от ангела весть о воскресении Иисуса Христа вместе с поручением ученикам, чтобы они спешили в Галилею, где и увидят Воскресшего. То же повторяет этим двум женам Сам Иисус Христос, явившийся им на обратном пути. И одиннадцать учеников спешат в Галилею, видят там Господа на горе и получают Его последние повеления. Кроме этого одного явления ученикам, у евангелиста Матфея ни о каком другом не говорится; даже кажется, будто другого явления прежде этого и быть не могло, так как некоторые из учеников, увидев Воскресшего, усомнились (ст. 17). Евангелист Марк (16:1) начинает рассказ, подобно евангелисту Матфею, только к двум Мариям присоединяет еще Саломию; три жены видят ангела, сидящего во гробе, и после услышанной от него вести бегут с таким страхом, что не смеют никому ничего сообщить. Только Марии Магдалине, по рассказу евангелиста Марка, явился Иисус, и она одна видела Его – о других же женах не говорится. Но к этому у евангелиста Марка присоединяется явление Иисуса Христа двум ученикам на дороге, когда они шли в Эммаус, о чем святой Матфей не упоминает, и затем явление Господа одиннадцати возлежавшим, вероятно, на пасхальной вечери. Хотя сказанное Воскресшим в этом случае (Мк. 16и др.) согласно с тою речью, какую евангелист Матфей влагает в Его уста, когда говорит о явлении ученикам на горе в Галилее, однако евангелист Марк ни одним словом не дает заметить, что они произнесены в Галилее, хотя и упоминает о повелении ангела ученикам идти туда. Скорее кажется, будто как явление это, так и все следовавшее за ним по рассказу евангелиста Марка, совершилось в самый первый вечер по воскресении, и притом в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010